Экология птиц антропогенного ландшафта > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

Цели урока:

  • показать многообразие птиц Санкт-Петербурга и его окрестностей;
  • раскрыть биологические особенности, особенности “поведения”, наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактор;
  • выработать у учащихся убеждения о высокой значимости системы охраны птиц антропогенного ландшафта, как фактора выживания в биосфере, показать взаимосвязь живых организмов в природе.

Оборудование:

  • карта “Птицы Санкт-Петербурга”;
  • ноутбук, проектор; чучело птиц; фильм “Экологические группы птиц”; гнездо серой вороны; кассета с голосами птиц.

Тип урока: урок-конференция.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, формулировка целей и задач урока.

3. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

От чего зависят экологические особенности птиц?

/Экологические особенности зависят от условий обитания и питания/

Какие экологические факторы оказывают воздействие на птиц? Приведите примеры.

/Абиотические факторы. Понижение температуры окружающей среды вызывает повышенный расход энергии для поддержания температуры тела. У мелких птиц более половины энергии, которую они получают от питания, уходит на терморегуляцию организма. Зимой при низкой температуре и при сокращении светового дня птицы могут погибнуть от истощения.

Биотические факторы. Исчезновение насекомых, уменьшение их количества, периодические изменения в жизни растений определяют пищевой режим птиц и влияют на их распределение. Кроме того, условия питания оказывают влияние на размножение и cмepтность птиц. Обилие пищи, благоприятные условия вызывают у птиц усиленное размножение. В эти годы число яиц в кладке больше, появляются дополнительные кладки. В неурожайные годы при уменьшении числа грызунов, птицы-хищники, питающиеся ими, имеют меньшее число яиц в кладках, а cмepтность среди птенцов выше.

Антропогенный фактор. Влияние человека может быть непосредственным на живые организмы и косвенным через изменение условий среды обитания./

/Учащиеся приводят примеры./

Что значит антропогенный ландшафт? Каких птиц, обитающих в пределах нашего города, вы знаете?

Санкт – Петербург, как всякий крупный город, имеет свою фауну птиц. Она похожа на фауну других крупных европейских городов, но в то же время имеет свой специфический облик. Эта специфика определяется ландшафтным окружением и исторически сложившимся обликом города. СПб и его ближайшие окрестности представляют собой комплекс различных ландшафтных участков: луга, леса, большие и маленькие парки, зелёные насаждения, пустыри, сады, свалки, реки, ручьи, озёра. Всё это даёт возможность птицам находить удобные места для устройства гнёзд, отдыха и питания. Поэтому и видовой состав очень разнообразен. Кроме того, Санкт-Петербург расположен на пути миграции птиц, поэтому во время осенних и весенних перелётов в городе и в ближайших окрестностях встречаются многие виды, которые не гнездятся ни в СПб, ни в области. В парках города гнездятся зяблики, серые мухоловки, синицы, пеночки, дрозды, соловьи, овсянки, камышевки. По берегам различных водоёмов, в поймах рек и озёр селятся утки пастушки и кулики. На полях и лугах – жаворонки и славки.

Птицы города. Серое утро. Ещё не скоро проедет по улицам первый трaнcпорт, заспешат люди, и городские птицы изо всех сил стараются использовать короткие часы безлюдья: обеспечивают себя пищей. По газонным расхаживают вороны и галки, чайки с хозяйским видом гуляют по набережным, стаями перелетают утки, оглашая воздух громким кряканьем.

/Фотографии птиц показываются через проектор, места встречаемости указываются на карте “Экология птиц Санкт-Петербурга”./

Одной из обычных птиц антропогенного ландшафта является серая ворона. Эта птица редка в малонаселённой местности и, наоборот, вблизи человека встречается часто.

Почему?

/К человеку “жмётся” по одной причине – его бесхозяйственность создаёт ей оптимальный кормовой режим./

Серая ворона выделяется среди птиц не красотой, а умом. Вороны на редкость интересные птицы. Разве не удивительно то, что борясь за своё существование, они научились на расстоянии отличать мужчину от женщины. Первого, от которого они видели много зла, они облетают стороной, вторую – могут подпустить и вплотную. Более того, они отличают человека с ружьём от человека с палкой. Вороны являются своеобразными индикаторами чистоты города.

Объясните.

За зиму они “переpaбатывают” 11 тонн отходов в городе. Эти птицы учатся не только на горьком опыте, но и перенимают полезные навыки у других птиц.

/Сообщение учащихся о наблюдениях за поведением серой вороны./

К какой миграционной группе относится ворона?

Оказывается, большинство из тех ворон, которых мы видим в городе зимой, не гнездятся здесь. Это в основном молодые птицы прошлого и позапрошлого года, которые ко времени образования пар улетят из Санкт-Петербурга и его окрестностей на северо-восток: в Карелию, Вологодскую и Архангельскую области. Население же наших ворон формируется лишь за счёт старых особей и молодых птиц, появившихся со стороны. Традиционные места гнездования сохраняются в большинстве случаев многие годы. Гнездо может функционировать в течение десятков лет. За это время его хозяева могут не раз смениться.

Кто видел гнездо вороны? Какие материалы используют вороны при строительстве гнезда?

/Сообщение учащихся/

Жизнь в городе оказала влияние на архитектурные способности птиц. При строительстве гнёзд пернатые архитекторы часто заменяют природные материалы искусственными: провода, проволока самого различного вида и различной длины, бумага. Вата стала универсальным строительным материалом. Её кусочки можно увидеть вмонтированными в стенки гнезда серой мухоловки, серой славки. Всевозможные нитки: хлопчатобумажные, шерстяные из искусственного волокна подбирают воробьи, коноплянки, зяблики, синицы и мухоловки.

/Фотографии гнезд птиц/

Нельзя сказать, что это вызвано отсутствием или нехваткой природного материала. Причины, по которым так поступают некоторые виды птиц, требуют специального изучения.

Многие недолюбливают ворон, ссылаясь на то, что они разоряют гнёзда других птиц.

А чем ещё питаются вороны?

/Сообщение учащихся/

Серая ворона интересна ещё и тем, что она своей простой, тихой и мелодичной песенкой, не похожей на карканье, раньше других предвещает приход весны. Но поистине певцом антропогенного ландшафта можно назвать зяблика. Зяблик – это “на все руки мастер”. Есть птицы – архитекторы гнёзд, но неумелые певцы (ремез). Есть чарующие певцы, но плохие строители (соловьи). Есть красавцы, но воры и безголосые (щурки).

/Фотографии птиц/

А зяблик – искусный зодчий – гнездовик, весёлый напевала, щеголь и насекомоед. Щеголяет зяблик разноцветной пестротой перьев: чёрных, белых, жёлтых, серых, светло-зелёных и вино-красных. Эти птички-жизнелюбы охотно поселяются вблизи жилья. Привыкают к людям и поют.

/По карте показываются места гнездования./

А какой природный материал используют эти птицы при строительстве гнезда?

Найти гнездо зяблика очень трудно. Так прилепит замысловатый полушар своего скрытого домика между стволом и сучьями, вблизи не заметишь, скорей подумаешь, что это наплыв на мшистой коре. Он отделывает свой домик кусочками мха и лишайников, которые тщательно укладывает и оплетает паутиной, а внутри – пух и шерсть. Гнёзда зябликов и многих других птиц в черте города перестали соответствовать тем описаниям, которые приведены в различных определителях. Пpaктически не встречаются в отделке гнёзд лишайники. Почему?

/Лишайник является своеобразным биологическим индикатором, очень чутко реагирующим на загазованность воздуха./

Теперь же многие гнёзда зябликов украшены не чешуйками бересты и лишайниками, а шариками и кусочками пористого пенопласта. Бывший первоначально упаковочным материалом, он ломается и постепенно рассеивается везде и всюду. В этом виноваты мы с вами. Если мы меньше станем захламлять окружающую природную среду, то городские птицы вновь обратят внимание на ветки и мох. Искусственный материал иногда вредит птицам. Он часто является причиной травм и даже приводит к гибели птиц.

Среди пернатых, издревле связанных с человеком прочными нитями взаимных симпатий, деревенская ласточка занимает особое положение. Независимый хаpaктер прекрасно сочетается с трогательной привязанностью к людям.

/Фрагмент фильма о городской, деревенской ласточке./

Почему ласточек называют живым барометром?

/Низко ласточки летают – о дожде предупреждают.

А летают высоко – значит дождик далеко/

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:

Название птиц

Природный материал

Искусственный материал

Серая ворона
Зяблик
Ласточка деревенская
   

Необычные условия жизни в городе влияют и на наследственные свойства городских птиц. Например, среди сизых гoлyбей всё больше появляется тёмных и чёрных.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившимся формам поведения и “изобретают” новые. Синицы делают гнёзда в вертикальных полых предметах: чугунных трубах оград, столбах, вороны стали гнездиться на крышах, ласточки – в разбитых плафонах уличных фонарей. Всё другое у этих птиц: и сроки гнездования, и места устройства гнёзд, и гнездовые материалы, и корма, и укрытия, и “манера” себя вести, а подчас даже и внешний вид. /Фотографии необычных мест гнездований/

Мир птиц часто воспринимается человеком как мир радости. Да, радость бытия у птиц проявляется ярко и красочно. Но их жизнь отнюдь не похожа на идиллию. В пении птиц мы склонны улавливать лишь мажорные ноты, но…

У каждой птицы музыка своя,
Свой голос
И свои для пения сроки…
И не мешает пению соловья
Смешное бормотание сороки.

Шульжик Валерий

Какую информацию несёт пение птиц?

Мажорные ноты звучат очень редко, в песне преобладает другая тональность: озабоченность, беспокойство, тревога

Язык тревоги... Наверное, жизнь впервые заговорила на этом языке. Ее начальные звуки были выражением тревоги, опасности. У всего живого на Земле один страх, Одна эмоциональная реакция на ужас небытия. Вот почему язык тревоги стал универсальным языком биосферы. И громче всех – отчётливо и вразумительно – на нём говорят птицы. Язык тревоги – он понятен всем птицам. И не только им, но ещё и рептилиям, млекопитающим. Общение с его помощью осуществляется на межвидовом уровне. Он соединяет представителей различных классов. Единый язык жизни. Мы все – дети природы. Как научимся относиться к ней, так и жить станем, либо в добром согласии и здравии, либо в чёрных невзгодах.

/Фотографии природы/

Природа вынослива и терпелива. В отличие от нас, временных её обитателей, у прародительницы нашей огромный запас прочности, огромный, но не беспредельный.

Мы странно, неправильно живём на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото охраняем, а озёра, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь Землян откуда-то со стороны.

Если мы по-сыновьи будем относиться к природе, то не умолкнет жаворонок над полем, и запоёт соловей в саду.

/Кассета с записью пения соловья./

Приложение



Комментарии:

Тема урока: "Цветочная кулинария"


    Тема урока: "Цветочная кулинария"

      Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

01 04 2025 12:13:42

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

31 03 2025 15:12:50

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

30 03 2025 19:43:20

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

29 03 2025 0:49:32

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

28 03 2025 14:30:31

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

27 03 2025 11:46:25

Общая хаpaктеристика высших споровых растений

Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....

26 03 2025 10:10:56

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

25 03 2025 8:47:17

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

24 03 2025 22:58:36

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

23 03 2025 5:13:43

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

22 03 2025 18:58:50

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

21 03 2025 2:52:55

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

20 03 2025 17:32:44

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

19 03 2025 4:39:37

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

18 03 2025 23:41:30

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

17 03 2025 12:19:15

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

16 03 2025 9:15:52

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

15 03 2025 0:17:47

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии


    Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

      На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

14 03 2025 14:57:51

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

13 03 2025 11:27:10

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

12 03 2025 19:53:47

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

11 03 2025 17:17:59

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

10 03 2025 16:52:27

Проблемное обучение на уроках биологии


    Проблемное обучение на уроках биологии

      Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

09 03 2025 22:23:42

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"


    Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

      Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

08 03 2025 23:25:41

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

07 03 2025 12:33:25

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

06 03 2025 23:49:57

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

05 03 2025 4:34:13

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

04 03 2025 16:50:45

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

03 03 2025 16:43:53

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

02 03 2025 16:49:47

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

01 03 2025 15:23:50

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

28 02 2025 3:22:39

Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"


    Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"

      Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...

27 02 2025 14:48:21

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

26 02 2025 1:13:27

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

25 02 2025 4:59:40

Обобщающий урок по теме "Дыхание"


    Обобщающий урок по теме "Дыхание"

      В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

24 02 2025 11:41:31

Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии


    Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии

      Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....

23 02 2025 4:26:56

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

22 02 2025 1:21:55

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

21 02 2025 19:19:38

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

20 02 2025 6:55:18

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)


    Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

      Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

19 02 2025 18:35:34

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

18 02 2025 13:59:24

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе


    Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

      В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

17 02 2025 10:54:47

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

16 02 2025 1:16:34

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

15 02 2025 6:17:13

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

14 02 2025 12:17:27

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

13 02 2025 10:25:12

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

12 02 2025 7:21:50

Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»


    Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

      Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....

11 02 2025 18:31:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::