Экология птиц антропогенного ландшафта
Цели урока:
- показать многообразие птиц Санкт-Петербурга и его окрестностей;
- раскрыть биологические особенности, особенности “поведения”, наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактор;
- выработать у учащихся убеждения о высокой значимости системы охраны птиц антропогенного ландшафта, как фактора выживания в биосфере, показать взаимосвязь живых организмов в природе.
Оборудование:
- карта “Птицы Санкт-Петербурга”;
- ноутбук, проектор; чучело птиц; фильм “Экологические группы птиц”; гнездо серой вороны; кассета с голосами птиц.
Тип урока: урок-конференция.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, формулировка целей и задач урока.
3. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
От чего зависят экологические особенности птиц?
/Экологические особенности зависят от условий обитания и питания/
Какие экологические факторы оказывают воздействие на птиц? Приведите примеры.
/Абиотические факторы. Понижение температуры окружающей среды вызывает повышенный расход энергии для поддержания температуры тела. У мелких птиц более половины энергии, которую они получают от питания, уходит на терморегуляцию организма. Зимой при низкой температуре и при сокращении светового дня птицы могут погибнуть от истощения.
Биотические факторы. Исчезновение насекомых, уменьшение их количества, периодические изменения в жизни растений определяют пищевой режим птиц и влияют на их распределение. Кроме того, условия питания оказывают влияние на размножение и cмepтность птиц. Обилие пищи, благоприятные условия вызывают у птиц усиленное размножение. В эти годы число яиц в кладке больше, появляются дополнительные кладки. В неурожайные годы при уменьшении числа грызунов, птицы-хищники, питающиеся ими, имеют меньшее число яиц в кладках, а cмepтность среди птенцов выше.
Антропогенный фактор. Влияние человека может быть непосредственным на живые организмы и косвенным через изменение условий среды обитания./
/Учащиеся приводят примеры./
Что значит антропогенный ландшафт? Каких птиц, обитающих в пределах нашего города, вы знаете?
Санкт – Петербург, как всякий крупный город, имеет свою фауну птиц. Она похожа на фауну других крупных европейских городов, но в то же время имеет свой специфический облик. Эта специфика определяется ландшафтным окружением и исторически сложившимся обликом города. СПб и его ближайшие окрестности представляют собой комплекс различных ландшафтных участков: луга, леса, большие и маленькие парки, зелёные насаждения, пустыри, сады, свалки, реки, ручьи, озёра. Всё это даёт возможность птицам находить удобные места для устройства гнёзд, отдыха и питания. Поэтому и видовой состав очень разнообразен. Кроме того, Санкт-Петербург расположен на пути миграции птиц, поэтому во время осенних и весенних перелётов в городе и в ближайших окрестностях встречаются многие виды, которые не гнездятся ни в СПб, ни в области. В парках города гнездятся зяблики, серые мухоловки, синицы, пеночки, дрозды, соловьи, овсянки, камышевки. По берегам различных водоёмов, в поймах рек и озёр селятся утки пастушки и кулики. На полях и лугах – жаворонки и славки.
Птицы города. Серое утро. Ещё не скоро проедет по улицам первый трaнcпорт, заспешат люди, и городские птицы изо всех сил стараются использовать короткие часы безлюдья: обеспечивают себя пищей. По газонным расхаживают вороны и галки, чайки с хозяйским видом гуляют по набережным, стаями перелетают утки, оглашая воздух громким кряканьем.
/Фотографии птиц показываются через проектор, места встречаемости указываются на карте “Экология птиц Санкт-Петербурга”./
Одной из обычных птиц антропогенного ландшафта является серая ворона. Эта птица редка в малонаселённой местности и, наоборот, вблизи человека встречается часто.
Почему?
/К человеку “жмётся” по одной причине – его бесхозяйственность создаёт ей оптимальный кормовой режим./
Серая ворона выделяется среди птиц не красотой, а умом. Вороны на редкость интересные птицы. Разве не удивительно то, что борясь за своё существование, они научились на расстоянии отличать мужчину от женщины. Первого, от которого они видели много зла, они облетают стороной, вторую – могут подпустить и вплотную. Более того, они отличают человека с ружьём от человека с палкой. Вороны являются своеобразными индикаторами чистоты города.
Объясните.
За зиму они “переpaбатывают” 11 тонн отходов в городе. Эти птицы учатся не только на горьком опыте, но и перенимают полезные навыки у других птиц.
/Сообщение учащихся о наблюдениях за поведением серой вороны./
К какой миграционной группе относится ворона?
Оказывается, большинство из тех ворон, которых мы видим в городе зимой, не гнездятся здесь. Это в основном молодые птицы прошлого и позапрошлого года, которые ко времени образования пар улетят из Санкт-Петербурга и его окрестностей на северо-восток: в Карелию, Вологодскую и Архангельскую области. Население же наших ворон формируется лишь за счёт старых особей и молодых птиц, появившихся со стороны. Традиционные места гнездования сохраняются в большинстве случаев многие годы. Гнездо может функционировать в течение десятков лет. За это время его хозяева могут не раз смениться.
Кто видел гнездо вороны? Какие материалы используют вороны при строительстве гнезда?
/Сообщение учащихся/
Жизнь в городе оказала влияние на архитектурные способности птиц. При строительстве гнёзд пернатые архитекторы часто заменяют природные материалы искусственными: провода, проволока самого различного вида и различной длины, бумага. Вата стала универсальным строительным материалом. Её кусочки можно увидеть вмонтированными в стенки гнезда серой мухоловки, серой славки. Всевозможные нитки: хлопчатобумажные, шерстяные из искусственного волокна подбирают воробьи, коноплянки, зяблики, синицы и мухоловки.
/Фотографии гнезд птиц/
Нельзя сказать, что это вызвано отсутствием или нехваткой природного материала. Причины, по которым так поступают некоторые виды птиц, требуют специального изучения.
Многие недолюбливают ворон, ссылаясь на то, что они разоряют гнёзда других птиц.
А чем ещё питаются вороны?
/Сообщение учащихся/
Серая ворона интересна ещё и тем, что она своей простой, тихой и мелодичной песенкой, не похожей на карканье, раньше других предвещает приход весны. Но поистине певцом антропогенного ландшафта можно назвать зяблика. Зяблик – это “на все руки мастер”. Есть птицы – архитекторы гнёзд, но неумелые певцы (ремез). Есть чарующие певцы, но плохие строители (соловьи). Есть красавцы, но воры и безголосые (щурки).
/Фотографии птиц/
А зяблик – искусный зодчий – гнездовик, весёлый напевала, щеголь и насекомоед. Щеголяет зяблик разноцветной пестротой перьев: чёрных, белых, жёлтых, серых, светло-зелёных и вино-красных. Эти птички-жизнелюбы охотно поселяются вблизи жилья. Привыкают к людям и поют.
/По карте показываются места гнездования./
А какой природный материал используют эти птицы при строительстве гнезда?
Найти гнездо зяблика очень трудно. Так прилепит замысловатый полушар своего скрытого домика между стволом и сучьями, вблизи не заметишь, скорей подумаешь, что это наплыв на мшистой коре. Он отделывает свой домик кусочками мха и лишайников, которые тщательно укладывает и оплетает паутиной, а внутри – пух и шерсть. Гнёзда зябликов и многих других птиц в черте города перестали соответствовать тем описаниям, которые приведены в различных определителях. Пpaктически не встречаются в отделке гнёзд лишайники. Почему?
/Лишайник является своеобразным биологическим индикатором, очень чутко реагирующим на загазованность воздуха./
Теперь же многие гнёзда зябликов украшены не чешуйками бересты и лишайниками, а шариками и кусочками пористого пенопласта. Бывший первоначально упаковочным материалом, он ломается и постепенно рассеивается везде и всюду. В этом виноваты мы с вами. Если мы меньше станем захламлять окружающую природную среду, то городские птицы вновь обратят внимание на ветки и мох. Искусственный материал иногда вредит птицам. Он часто является причиной травм и даже приводит к гибели птиц.
Среди пернатых, издревле связанных с человеком прочными нитями взаимных симпатий, деревенская ласточка занимает особое положение. Независимый хаpaктер прекрасно сочетается с трогательной привязанностью к людям.
/Фрагмент фильма о городской, деревенской ласточке./
Почему ласточек называют живым барометром?
/Низко ласточки летают – о дожде предупреждают.
А летают высоко – значит дождик далеко/
По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:
Название птиц |
Природный материал |
Искусственный материал |
Серая ворона Зяблик Ласточка деревенская |
Необычные условия жизни в городе влияют и на наследственные свойства городских птиц. Например, среди сизых гoлyбей всё больше появляется тёмных и чёрных.
Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившимся формам поведения и “изобретают” новые. Синицы делают гнёзда в вертикальных полых предметах: чугунных трубах оград, столбах, вороны стали гнездиться на крышах, ласточки – в разбитых плафонах уличных фонарей. Всё другое у этих птиц: и сроки гнездования, и места устройства гнёзд, и гнездовые материалы, и корма, и укрытия, и “манера” себя вести, а подчас даже и внешний вид. /Фотографии необычных мест гнездований/
Мир птиц часто воспринимается человеком как мир радости. Да, радость бытия у птиц проявляется ярко и красочно. Но их жизнь отнюдь не похожа на идиллию. В пении птиц мы склонны улавливать лишь мажорные ноты, но…
У каждой птицы музыка своя,
Свой голос
И свои для пения сроки…
И не мешает пению соловья
Смешное бормотание сороки.
Шульжик Валерий
Какую информацию несёт пение птиц?
Мажорные ноты звучат очень редко, в песне преобладает другая тональность: озабоченность, беспокойство, тревога
Язык тревоги... Наверное, жизнь впервые заговорила на этом языке. Ее начальные звуки были выражением тревоги, опасности. У всего живого на Земле один страх, Одна эмоциональная реакция на ужас небытия. Вот почему язык тревоги стал универсальным языком биосферы. И громче всех – отчётливо и вразумительно – на нём говорят птицы. Язык тревоги – он понятен всем птицам. И не только им, но ещё и рептилиям, млекопитающим. Общение с его помощью осуществляется на межвидовом уровне. Он соединяет представителей различных классов. Единый язык жизни. Мы все – дети природы. Как научимся относиться к ней, так и жить станем, либо в добром согласии и здравии, либо в чёрных невзгодах.
/Фотографии природы/
Природа вынослива и терпелива. В отличие от нас, временных её обитателей, у прародительницы нашей огромный запас прочности, огромный, но не беспредельный.
Мы странно, неправильно живём на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото охраняем, а озёра, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь Землян откуда-то со стороны.
Если мы по-сыновьи будем относиться к природе, то не умолкнет жаворонок над полем, и запоёт соловей в саду.
/Кассета с записью пения соловья./
Приложение
Комментарии:
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
09 10 2025 0:57:59
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
08 10 2025 13:32:27
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
07 10 2025 23:59:27

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
06 10 2025 3:34:31
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
05 10 2025 1:56:40
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
04 10 2025 4:12:43
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
03 10 2025 3:57:10
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
02 10 2025 0:49:31

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
01 10 2025 9:17:45

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
30 09 2025 23:40:44
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
29 09 2025 6:33:49
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
28 09 2025 7:10:13
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
27 09 2025 14:39:41
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
26 09 2025 20:37:19
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
25 09 2025 23:33:53
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
24 09 2025 19:56:47

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
23 09 2025 3:50:35
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
22 09 2025 23:18:49
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
21 09 2025 2:25:28
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
20 09 2025 1:23:17
К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....
19 09 2025 14:57:29

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
18 09 2025 18:24:49
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
17 09 2025 23:21:42
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
16 09 2025 3:55:49
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
15 09 2025 10:32:40
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
14 09 2025 14:49:17
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
13 09 2025 10:47:49
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
12 09 2025 2:29:55

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
11 09 2025 6:42:32
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
10 09 2025 0:27:30
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
09 09 2025 6:27:45
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике.
...
08 09 2025 15:35:20
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
07 09 2025 4:20:19
Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....
06 09 2025 12:25:11
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
05 09 2025 12:56:39
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
04 09 2025 12:18:19
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
03 09 2025 23:19:12
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
02 09 2025 20:28:59
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
01 09 2025 6:15:45
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
31 08 2025 19:34:36
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
30 08 2025 8:56:34
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
29 08 2025 5:56:22
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
28 08 2025 9:19:54
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
27 08 2025 6:36:26
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
26 08 2025 20:15:26
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
25 08 2025 17:57:48
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
24 08 2025 7:36:14
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
23 08 2025 6:13:55
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
22 08 2025 1:32:20
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
21 08 2025 5:24:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::