Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"
Цель урока: развитие зрительного восприятия, совершенствование мышления и познания окружающего мира, общительности, ускорение адаптации к меняющимся условиям жизни.
Ход урока
I. Проверка знаний.
Беседа по вопросам:
- Каково значение органа зрения?
- Назовите оболочки глазного яблока.
- Докажите, что строение глаза соответствует функции этого органа.
- Назовите основные части зрительного анализатора.
- Охаpaктеризуйте защитные приспособления глаз.
- Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?
II. Изучение новой темы.
Цвета действуют на душу:
Они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют.
Иоганн Вольфганг Гете
Учитель: Как хорошо, что мы живем в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир черно-белым. Какова была бы тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной. Цвет - “витамин души”, “ласка красоты”. Значение цвета для нас огромно, но мы не всегда осознаем это. Цвет может быть причиной изменения нашего настроения, самочувствия, работоспособности, от цвета зависит и то, как будут нас воспринимать окружающие.
III. Демонстрация фрагмента фильма “Зрительный анализатор”.
IV. Сообщение учащегося на тему: “Значение цвета в жизни человека”.
В сообщении говорится о том, что современная психология выделяет в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и восприятие цвета. Воспринимаемый цвет может вызвать различные ощущения и чувства: температурные (теплые и холодные), прострaнcтвенные (выступающие и отдаляющиеся, глубокие и т.д.), весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие), акустические (тихие, громкие, кричащие, глухие), эмоциональные (красивые, безобразные). Эти высказывания подтверждаются примерами.
V. Игры и упражнения для расширения цветового восприятия, творческих способностей, обогащения словарного запаса.
1. Игра-конкурс “Кто лучше знает гамму цветов?”
Русский язык – язык высокой цветовой культуры. Напишите все оттенки цветов, которые вы знаете (например: вишневый, малиновый, кофейный, золотистый, мышиный и т.д.)
2. “Какого цвета ваши чувства?”
- Тоска – зеленая;
- Скука – серая;
- Любовь – красная;
- Ревность – желтая;
- Горе – черное;
- Счастье – яркое;
- Покой – гoлyбой.
3. “Умеете ли вы различать цвета?”
Ребята отвечают на вопросы, а если возможно, показывают предметы данного цвета.
- Что пурпурного цвета?
- Что бежевого?
- Что бордового?
- Что палевого?
- Что цвета морской волны?
- Что лилового?
- Что алого?
- Что багрового?
- Что пунцового?
- Что цвета хаки? и т.д.
4. Конкурс “Эрудит”
Объясни значение выражений: “белый дом”, “белые ночи”, “белый стих”, “зеленый чай”, “черные дыры”, “зеленая улица”, “желтая раса”, “гoлyбой кит”, “лазурные мечты”, “розовый лишай” и т.д.
5. Викторина:
- назовите “цветные” моря нашей планеты;
- назовите по порядку семь цветов радуги, применив известный мнемический прием.
6. Игра “Слепые фотографы”
На столе разложено несколько мелких предметов. Вызываются три человека, им предлагается “сфотографировать” вещи, то есть закрыть глаза и затем по памяти назвать лежащие предметы.
VI. Гигиена зрения.
- Близорукость и дальнозоркость (сообщение учащегося).
- Профилактика нарушения зрения.
- Травмы глаза (учитель обращает внимание на инструкцию “комплексы упражнений для глаз”, которые висят в кабинете).
VII. Гигиенические правила, которые могут сохранить зрение.
Рабочее место должно быть освещено равномерно и достаточно ярко. В вечернее время или в пасмурный день нужно пользоваться настольной лампой с непрозрачным колпаком. Лампа должна стоять слева, чтобы тень от нее не падала на рабочую поверхность. Книгу, тетрадь располагать на расстоянии 30-35 см от глаз. Через каждые 30 мин необходимо делать перерыв на 10-15 мин.
Очень многое зависит от цветового климата класса, комнаты. Светло-желтый, светло-гoлyбой или светло-зеленый цвета увеличивают освещенность в комнате на 10-20%. Кроме того, эти тона меньше других утомляют зрение.
VIII. Заключительное слово учителя.
Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рожденному с нормальным зрением: “Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!”
Вы ответственны за свое здоровье. Помните: нельзя заниматься предупреждением болезней органа зрения, не учитывая, что они тесно связаны со всем организмом и что, процессы, происходящие в организме в той или иной степени отражаются на состоянии глаз. Профилактика болезней глаз неразрывна с общей профилактикой. Образ жизни, организованный рационально, в соответствии с правилами гигиены, - залог сохранения наших глаз.
Комментарии:
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
18 03 2024 2:57:45
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
17 03 2024 20:50:46
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
16 03 2024 4:32:36
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
15 03 2024 19:29:32
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
14 03 2024 6:40:37
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
13 03 2024 5:54:53
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...
12 03 2024 16:47:28
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
11 03 2024 8:43:48
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
10 03 2024 11:31:46
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
09 03 2024 10:15:44
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
08 03 2024 7:45:39
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
07 03 2024 20:18:23
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
06 03 2024 5:40:28
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
05 03 2024 5:55:36
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...
04 03 2024 10:12:21
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
03 03 2024 14:27:52
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
02 03 2024 20:53:41
Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...
01 03 2024 4:14:42
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
29 02 2024 19:59:23
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
28 02 2024 3:59:19
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
27 02 2024 7:19:20
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
26 02 2024 23:52:13
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
25 02 2024 2:48:45
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
24 02 2024 18:17:37
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...
23 02 2024 22:39:10
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
22 02 2024 13:32:36
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...
21 02 2024 17:31:38
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
20 02 2024 13:18:38
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
19 02 2024 15:41:47
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
18 02 2024 5:19:15
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
17 02 2024 14:48:41
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
16 02 2024 9:17:50
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...
15 02 2024 5:39:50
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
14 02 2024 9:48:27
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...
13 02 2024 0:11:22
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
12 02 2024 1:11:37
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
11 02 2024 6:15:42
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
10 02 2024 10:20:38
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
09 02 2024 4:41:42
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
08 02 2024 2:42:19
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...
07 02 2024 21:42:51
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
06 02 2024 21:53:14
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...
05 02 2024 9:18:10
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
04 02 2024 2:40:44
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
03 02 2024 22:26:45
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
02 02 2024 13:35:45
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
01 02 2024 14:25:28
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
31 01 2024 9:36:16
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
30 01 2024 3:52:19
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...
29 01 2024 13:26:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::