Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая характеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"
Цели:
- определить состав Дальневосточного экономического района и объяснить особенности экономико-географического положения;
- дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности;
- изучить проблемы и перспективы развития Дальнего Востока;
- закрепить умение самостоятельно определять перспективы развития региона и специализации Дальнего Востока;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами Дальнего Востока, особенностями взаимодействия общества и природы;
- осуществлять экологическое воспитание учащихся на основе нефтяных катастроф и способов их устранения, вырабатывать умение оценивать экологическую обстановку наших дней;
- воспитание ответственного отношения к природе;
- развивать общеучебные навыки, умения работать с химическим оборудованием и знаний Т.Б., закрепить эффективность ликвидации нефтяных загрязнений.
Тип урока: интегрированный (география и биология).
Методы: использование компьютерных технологий (интерактивная доска), объяснение нового материала, беседа, диалог, практическая работа.
Оборудование: интерактивное пособие “Физическая карта”, “Уроки географии 6-10 класс”, “Политическая и физическая карта”, карта Дальнего Востока, видеоматериалы по географии и биологии “Дальний Восток”, инструктивные карточки для практической работы, 4 контейнера с водой, “населением” океана (креветки, водоросли, птичьи перья), нефть, вата, жидкое мыло, сода пищевая, уголь активированный.
Видеоролики можно посмотреть, связавшись с автором статьи.
Ход урока
1. Организационный момент
При изучение новой темы “Дальний Восток” будут использованы компьютерные технологии, видеоролики, лабораторные опыты и самостоятельные работы.
Ученики знакомятся с целями и задачами урока.
2. Повторение и закрепление пройденного материала
Учитель. Поработаем по пройденному материалу за 8 и 9 класс. Мы изучили 10 экономических районов и не будем нарушать последовательность знакомства и с Дальним Востоком.
Интерактивное пособие “Физическая карта”
Убираются все географические объекты, кроме градусной сетки.
1. Задание ученикам.
Повторим рельеф территории Дальневосточного экономического района
С помощью маркера нанесите на карту рельеф территории Дальнего Востока
Верхоянский хребет
Хребет Черского
Чукотское нагорье
Срединный хребет
Становое нагорьеГоры Сихотэ-Алинь
Хребет Ждугджур
Алданское нагорье
Яно-Индигиргская низменность
Колымская низменность
Сделайте вывод о рельефе Дальнего Востока.
После задания дается дополнительный материал о Верхоянском хребте
Дополнение учителя.
Верхоянский хребет протянулся на вдоль реки Лена с севера на юг. Это гряда гор высотой до 3000 метров. Лежит в субарктическом климатическом поясе. Здесь берут начало много рек Дальнего Востока. Здесь берет начало и река Яна. Поэтому хребет назван Верхоянским.
На интерактивной доске активизируются “ реки”
2. Задание ученикам
Повторим внутренние воды данной территории. Нанесите на карту интерактивной доски реки:
Вилюй
Алдан
Лена
Амур
ЯнаКолыма
Индигирка
Анадырь
Зея
Шилка
Учитель. Какая река на ваш взгляд самая большая по площади? (Лена)
Лена имеет длину 4400 км. Берет начало на Байкальском хребте. Впадает в море Лаптевых. На Лене половодье начинается в июне месяце. В это время река становится шире почти в 2 раза, уровень воды поднимается в некоторых местах до 5 метров.
Дополнение учителя.
Дальний Восток – это сейсмически опасная территория, т к находится на стыке 2 литосферных плит – Евразийской и Тихоокеанской.
Здесь очень часты землетрясения. От Байкальских хребтов до полуострова Камчатка. Последнее было в 1995 году на острове Сахалин, когда с лица земли был стерт поселок нефтяников – Нефтегорск.
Кроме того – Дальний Восток – это место частых цунами. Землетрясения и вулканизм вызывают цунами. Скорость, которой достигает цунами до 1000 км. в час. Высота у побережья – 50 метров это 15 этажный дом
Камчатка (вулканы)
На Камчатке и Курильских островах более 1000 вулканов.
Только на Камчатке 180 вулканов, из них 30 действующих. Это Корякский вулкан, Вилючинский, Кроноцкая Сопка и, самый известный вулкан – Ключевская Сопка. Его конус возвышается почти на 5 тыс. метров. Диаметр кратера – 500 метров, на его нижней части находится еще 60 мелких вулканов. Извергается он 1 раз в 7 лет.
Сегодня вы увидите красоту природы полуострова Камчатка.
Включается видеоролик о Камчатке 1,5 минуты
В это время меняется компьютерный диск на “Политическая и физическая карта”
1. Учитель. Переходим от физической географии к экономической. Ребята, вспомните, по какому плану мы изучаем экономические районы?
Ответ ученика:
- состав территории;
- экономико-географическое положение территории;
- население;
- природные условия;
- природные ресурсы;
- хозяйство экономического района.
- “Политическая и физическая карта”
Запуск – Дальний Восток (демонстрационный режим)
2. Учитель. Определите состав территории Дальневосточного экономического района
Учитель. А теперь проведем небольшое тестирование с использованием интерактивных технологий.
Выключить , еще раз Дальний Восток – самостоятельная работа Поменять компьютерный диск на “География 6-10 класс)
Выбор слайдов – 9 класс – регионы России – Дальний Восток – географическое положение
Слайд 1
3. Учитель. Вспомните план характеристики ЭГП района
Ответ ученика:
- положение по отношению к другим экономическим районам;
- положение по отношению к морям и океанам;
- положение по отношению к соседним государствам;
- плюсы и минусы в данном положении.
Учитель. Определите без карты, – какими морями омывается территория Дальнего Востока?
Учитель. Ну что ж проверим ваши ответы с помощью карты на интерактивной доске и определяем экономико-географическое положение района
Слайд 12
5. Учитель. Какими природными ресурсами богат Дальний Восток?
Ученик. Используя карту на интерактивной, показывает месторождения полезных ископаемых.
- Золота
Слайд 14
6. Учитель. Каковы особенности населения Дальнего Востока?
Ученик.
- численность населения;
- плотность населения;
- уровень урбанизации;
- национальный состав.
3. Изучение нового материала
Слайд 24
1. Учитель. Переходим к изучению хозяйства Дальневосточного экономического района.
Структура хозяйства строится по 2 факторам: приморскому положению и природным ресурсам.
Рассмотрим географию хозяйства.
По причине большой протяженности района с севера на юг меняется и специализация хозяйства.
Северные территории находятся в более суровом климате, вечной мерзлоте, со сложным горным рельефом, маленькой плотностью населения, не развитой инфраструктурой. Это сказывается на хозяйстве северной территории Дальнего Востока. Люди здесь занимаются охотой на морского зверя, рыболовством, разведением оленей. Удаленность от центра сказалась на образе жизни людей.
Видеоролик №5 “Морская охота”
Учитель. А теперь сместимся к югу.
Мы знаем, что здесь проходят транспортные пути: речные (по Амуру), морские, железнодорожные и автомобильные. Где дороги – там жизнь. На юге хозяйство развито больше.
Для развития хозяйства юга Дальнего Востока больше предпосылок – более мягкий климат, нет вечной мерзлоты, незамерзающие моря, наличие полезных ископаемых и лесных ресурсов.
В хозяйстве Дальнего Востока большое место занимает добыча руд цветных металлов: олова, вольфрама, цинка, свинца и золота. Здесь добывают алмазы.
Видеоролик “Горная добыча руд цветных металлов”
Учитель. Важное место принадлежит лесной промышленности. Здесь развита лесозаготовка и переработка древесины, делают фанеру, картон, бумагу. Предприятия лесной промышленности разместились на Камчатке, в Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске – на – Амуре, Южно-Сахалинске.
В районе развита электроэнергетика. Электроэнергию получают на тепловых электростанциях:
ГЭС: Зейская, Буреинская,
АЭС: Билибинская
Важное значение имеет рыболовство и рыбная промышленность. Дальний Восток занимает 1 место по вылову рыбы и морепродуктов. Её базы созданы на Камчатке, Сахалине, Владивостоке. По всему побережью работают рыбные хозяйства. Перерабатывают рыбу и на плавучих рыбных заводах. Это дает возможность быстро переработать рыбу в полуфабрикаты, рыбные консервы. Такой способ переработке уменьшает её себестоимость.
Видеоролик – “Вылов и переработка рыбы на Дальнем Востоке”
В связи с тем, что район расположен близко к государственным границам, на его территории размещены производства выпускающие продукцию ВПК.
Машиностроение:
- в Хабаровске, Комсомольске-на – Амуре, Владивостоке – судостроение
- в Арсеньеве – производство вертолетов – “Черная акула” “Ночной охотник”
- в Комсомольске-на-Амуре – самолетостроение
- в Комсомольск-на-Амуре – производство подводных лодок и передельная металлургия.
- в Биробиджане – производство комбайнов
Сельское хозяйство.
Как вы уже знаете – на севере занимаются рыболовством и звероводством, разведением оленей.
На юге, в более теплом климате, с более плодородными почвами занимаются растениеводством: выращивают пшеницу, сою, картофель, овощи.
Животноводство: звероводство, оленеводство,
Учитель. На дальнем Востоке нет городов миллионеров. В крупных городах численность населения не превышает 600 тыс. человек. Большое значение имеют и города – порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск – Камчатский. Здесь крупные города: Хабаровск, Магадан, Якутск.
Доклады.
Ребята сделают небольшие сообщения по городам Владивосток и Якутск.
Слайд 17
Город Владивосток.
Центр Приморского края. Находится почти в 10 тыс. км от Москвы. Расположен вокруг бухты Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского залива. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Основан в 1860 году как военный пост. Со временем развивался пост в большой населенный пункт и в 1880 году он превратился в город. Во Владивосток приходили суда из Китая, Японии, Кореи. Ввозили муку, рис, чай, сахар, ткани. Вывозили – крабы, рыбу, древесину.
Сегодня Владивосток не только порт, но и промышленный центр. Здесь производят горно-шахтное оборудование, оборудование для рыбной промышленности, строят суда, занимаются производством рыбной продукции.
Город Якутск:
Город Якутск является столицей республики Якутия (Саха). Население около 200 тыс. человек. Город удален от Москвы на 8500 км. Город стоит на вечной мерзлоте. Дома строятся на сваях, чтобы холодный воздух не застаивался в подвалах, а продувался ветром. Температуры января опускаются ниже 50 градусов. Город основан казаками в 1632 году как якутский острог. Современный Якутск – промышленный центр. Здесь работают швейная и меховая фабрика, производят первичную обработку (сортировку) алмазов и золота. Здесь работает единственный в стране институт мерзлоты.
Город Оха.
Находится на острове Сахалин. Население 40 тыс. человек. Это был небольшой поселок Охэ. Городом стал в 1938 году. В настоящее время Оха крупный центр нефтяной и газовой промышленности Сахалина. Здесь используют новейшие технологии нефтедобычи. Добывают нефть с глубины 500 метров наклонными скважинами. Построен нефтепровод – Оха – Комсомольск – на – Амуре. Отсюда нефть и газ экспортируются в Японию через пролив Лаперуза на современных супертанкерах. При этом регион получил сырье для развития химической промышленности. Не скажется ли это на уникальной природе Дальнего Востока? Ответ на этот вопрос мы получим на уроке биологии.
Закрепление материала.
Учитель. А сейчас подведем итог урока. Ребята, вспомните, каковы основные проблемы Дальнего Востока?
Ученики:
- суровость климата, вечная мерзлота;
- не освоенность территории;
- маленькая плотность населения, т.е. недостаток трудовых ресурсов;
- удаленность от центра;
- опасные природные явления – землетрясение, вулканизм;
- бездорожье на большей территории района.
Учитель: Ребята, вы, как будущие министры и руководители предприятий и компаний предложите свои пути решения экономических проблем.
Ответьте на вопрос: “Хотели бы вы жить на Дальнем Востоке или нет? Ответ аргументируйте.
Ученики предлагают свои варианты ответов.
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
Учитель биологии. На первом уроке вы познакомились с ЭГХ Дальнего Востока.
На втором уроке мы должны будем оценить экологические проблемы, особенности взаимодействия общества и природы на Дальнем Востоке.
Уникальные природные образования существуют в этом регионе. Здесь удивительным образом уживаются представители тропической флоры и фауны с жителями суровой восточносибирской тайги. Если в северной части произрастают мхи и лишайники, то в южной части своеобразные дальневосточные горные широколиственные леса, характерные для Китая и Японии. Здесь произрастают кедры, пихты, перевитые лианами, амурский бархат, лимонник и женьшень. Вот об этих растениях посмотрим видеоролик. “Уникальная природа Приморья”(4 мин.) №8
Животный мир Дальнего Востока многолик и неповторимый, как и растительный мир. Рядом обитают белогрудый гималайский и бурый медведи, тигр и рысь, леопард и росомаха, пятнистый олень и изюбр. Об этих представителях следующий наш видеоролик “Животный мир Уссурийской тайги” (2 мин.) №9
Но эти уникальные природные образования соседствуют с районами обостренных экологических проблем потому, что в этот мир вторгся человек – хозяин планеты, а развитие экономики: вылов рыбы, добыча нефти, заготовка древесины губительно повлияли на уникальную природу Приморья. Видеоролик №11 (1мин)
Практически все пляжи Уссурийского и амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами, которые по своей опасности воздействия на живой организм уступают разве что только пестицидам. Из загрязнителей, попадающих в прибрежные акватории, наибольшую опасность представляют нефтесодержащие воды, сточные воды судостроительных и судоремонтных заводов, ТЭЦ и котельных, работающих на жидком топливе. Оснащенность портов очистными сооружениями крайне мала.
Очень вредна для окружающей среды деятельность горнодобывающих предприятий, особенно угольная промышленность, потому, что происходит нарушение и загрязнение земель отходами добычи и переработки угля и сланцев.
На Дальнем Востоке, а особенно на Камчатке производится незаконная вырубка девственных лесов главного богатства востока. А от лесной промышленности много отходов, например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, попадающих прямо в водоемы. Видеоролик №10 (1,5 мин.)
На уроке географии вам говорили об открытии новых месторождений нефти на острове Сахалин. При добыче и ее транспортировке на нефтяных танкерах нефть разливается и попадает в Татарский залив, а оттуда в Охотское море и океан.
Катастрофы, связанные с загрязнением вод мирового океана – одна из экологических проблем, которая все острее проявляется на протяжении последних десятилетий. Морская среда все более и более загрязняется.
Практическая работа.
Нефть – “масло из камня” – так переводится греческое слово “петролеум”.
Сейчас мы с вами познакомимся с нефтью с помощью практической работы, которая будет состоять из двух частей. Учитель напоминает о технике безопасности. (Так как мы с вами будем работать нефтью руки, нос, язык) С нефтью обращаться аккуратно: не лить на руки, не пробовать на язык.
Лабораторный опыт. Физические свойства нефти.
Учащиеся делятся на группы. У каждой группы на столах находится оборудование: пробирки с нефтью, емкость, имитирующая океан; нефть; объекты для очистки; материалы для сбора нефти (ложки, ватные тампоны, угол активированный) и очистки от нее (жидкое мыло, кусок мыла, сода пищевая). Группы получили инструктивные карточки по которым они будут выполнять работу.
И первое, что мы сейчас будем определять это запах, цвет, т.е. физические свойства нефти. Это задание №1. Полученные результаты вносим в таблицу.
Опрос групп о физических свойствах нефти.
Дополнение учителя. (Нефть маслянистая жидкость, цвет темно-коричневый с красноватым оттенком, имеет специфический запах). Учитель обращает внимание детей на то, что нефть может быть черной с зеленоватым оттенком, красной, синей, светлой, даже белой.
Переходим ко второй части практической работы: “ Ликвидация нефтяного загрязнения”.
Учитель биологии. В числе экологических проблем Дальнего Востока – это крушения нефтеналивных танкеров и аварии на нефтегазопромыслах. Таких разливов сегодня происходит достаточно много как на Сахалинском шельфе, так и во всех портах. Регулярно выносятся нефтепродукты на пляжи Приморья от проходящих судов. При этом следует отметить, что на отдельных участках восстановление прежних биогеоценозов невозможно. Сейчас мы перенесем проблему загрязнения океана в рамки нашего класса. Смоделируем процесс нефтяной катастрофы и потерей нефтепродуктов.
Ученики выполняют задания 2-3. Заселяем наш океан. Создаем нефтяную аварию.
Учитель биологии. Выполнив задание №3, что вы увидели (если нефть нанести на воду, то она расплывается, образуя на поверхности тончайшую пленку). В море нефтяное загрязнение имеет различные формы: тонкая пленка или комочки? Чем опасна эта пленка
Пленка не пропускает кислород, и живые организмы гибнут от удушья. Комочки мазута прилипают к мелким животным, которыми питаются рыбы и усатые киты. От такого “обеда” одни рыбы гибнут от отравления, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодными в пищу человека из-за неприятного запаха и вкуса. Обратим внимание на наши креветки, они тоже пропитались нефтью и стали непригодными для употребления в пищу.
Во время выбросов нефти особенно страдают птицы, поскольку нефть пропитывает перья, лишая их как водоотталкивающих, так и теплоизоляционных свойств. Птицы оказываются неспособными ни плавать, ни поддерживать нужную температуру тела. Когда птицы пытаются выбраться из нефти, она облепляет их с головы до ног, лишая возможности видеть и отравляя весь организм.
Теперь приступаем к ликвидации последствий нашей аварии (выполняем задания №4-5). Первое. Что мы должны сделать это попытаться собрать нефть подручными средствами; второе очищаем природные объекты.
Результаты вашей работы представьте в виде ответов на вопросы в задание №5.
Подведение итогов практической работы.
1. Смогли ли вы полностью собрать всю нефть с поверхности воды при помощи ложек, угля и ватных дисков?
2. Получилось у вас очистить природные объекты?
3. Реально в морском бассейне собрать несколько тысяч тонн нефти, которая выливаясь из танкеров, разносится морскими течениями и волнами на большие расстояния?
В мире существуют достаточно эффективные способы борьбы с разливами нефти.
Для ликвидации последствий разлива нефти лучше всего использовать природный материал, который обладает способностью удерживать на своей поверхности нефть, например уголь. Его наносят на нефтяную пленку в размельченном виде. После адсорбции собирают и обжигают в печах.
Перспективным считается применение нефтеокисляющих бактерий. Если культуру бактерий поместить на нефтяную пленку. То через несколько дней она исчезнет из-за быстрого размножения бактерий. Но как бактерии повлияют на живые организмы, пока неизвестно.
Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня чаще ее называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас.
Выводы. Подведем итог нашему уроку.
1. Добыча нефти на Сахалине принесло благо или зло?
2. Какое влияние оказывают разливы нефти при добыче и перевозке?
3. Почему птицы не выживают, искупавшись в воде с нефтью?
4. В чем уникальность природы Дальнего Востока. Предложите способы сохранения природы.
Домашнее задание: география: повторить весь материал по Дальнему Востоку. Параграфы 54-58;
биология: предложите пути решения проблем Дальнего Востока.
Инструктивная карта.
Цель работы: определить физические свойства нефти, ликвидация последствий аварии (очистка поверхности от нефти, спасение природных объектов).
Оборудование: пробирки с нефтью, емкость, имитирующая океан; нефть; объекты для очистки; материалы для сбора нефти (ложки, ватные тампоны, угол активированный) и очистки от нее (жидкое мыло, кусок мыла, сода пищевая).
Ход работы
Определить запах, цвет нефти. На столах учащихся находятся пробирки с нефтью. Встряхните пробирку и обратите внимание на запах, цвет. Полученные результаты занесите в таблицу.
“Заселите” океан.
Нефтяная авария (предложите свой вариант катастрофы). Что образуется на поверхности воды?
Приступите к ликвидации аварии, четко распределив между собой обязанности:
а) попытайтесь собрать нефть с помощью ложек, ватных тампонов, активированного угля;
б) очистите природные объекты от нефти с помощью жидкого мыла, соды (для этого используйте тарелки с ватными тампонами).
Ответьте на вопросы:
а) какой способ вы считаете наиболее эффективным при ликвидации нефтяного пятна;
б) какие еще способы очистки вы можете предложить;
в) кто, по вашему мнению, должен быть ответственным за ликвидацию аварий?
Физические свойства нефти |
|
Цвет | |
Запах | |
Какой способ вы считаете наиболее эффективным при ликвидации нефтяного пятна? | |
Какие еще способы очистки вы можете предложить. | |
Кто, по вашему мнению, должен ответственным за ликвидацию аварий? |
Использованные материалы
- Библиотека электронных наглядных пособий “География 6-10”, 2003 г.
- Интерактивное пособие “Политическая и физическая карта России”, 2009 г.
- Видеофрагменты телевизионных передач.
- Учебник В.П.Дронов, И.И. Баринова и др. “География России 9 класс”, издательство “Дрофа”.
- Академический школьный учебник под редакцией А.И.Алексеева “География России 9 класс”, издательство М. “Просвещение” 2009 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы А В О и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....
21 01 2021 1:24:48
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
20 01 2021 7:58:54
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
19 01 2021 6:33:35
Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....
18 01 2021 19:42:15
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого характерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...
17 01 2021 6:31:49
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...
16 01 2021 17:47:23
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме " Размножение человека"....
15 01 2021 23:20:51
Урок построен по программе В. Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему « Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
14 01 2021 1:37:34
Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....
13 01 2021 2:28:18
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интерактивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
12 01 2021 12:17:13
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опорно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...
11 01 2021 18:23:10
Тема " Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий практического характера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока " Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
10 01 2021 20:22:21
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
09 01 2021 8:48:36
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме Г И А и Е Г Э, используя игру « Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
08 01 2021 18:14:50
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения практических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
07 01 2021 11:18:20
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
06 01 2021 4:12:56
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интерактивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....
05 01 2021 19:58:10
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума. В статье я представляю свой опыт использования И Т на уроке биологии по теме " Вирусы"....
04 01 2021 7:35:58
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
03 01 2021 15:42:23
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются практические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
02 01 2021 19:22:23
Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
01 01 2021 4:17:30
Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
31 12 2020 15:37:11
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...
30 12 2020 3:21:32
Сочетание на уроке нескольких методов использования И К Т, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
29 12 2020 8:57:33
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики « Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М. А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...
28 12 2020 7:12:11
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и практических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
27 12 2020 15:21:46
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к Е Г Э. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на практическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда " Как готовиться к Е Г Э". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
26 12 2020 19:42:10
Разработка урока к учебнику И. Н. Пономаревой « Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
25 12 2020 6:59:58
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
24 12 2020 3:11:56
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
23 12 2020 12:33:55
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...
22 12 2020 22:34:54
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...
21 12 2020 20:10:32
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
20 12 2020 22:27:10
Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения З У Нов. ...
19 12 2020 18:59:16
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...
18 12 2020 12:21:52
Урок представляет собой практикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
17 12 2020 23:50:37
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
16 12 2020 21:32:39
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
15 12 2020 16:25:44
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...
14 12 2020 5:56:52
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
13 12 2020 10:25:47
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
12 12 2020 14:11:38

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....
11 12 2020 17:32:57
Урок продолжает изучение темы " Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
10 12 2020 21:31:37
Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....
09 12 2020 1:47:41

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
08 12 2020 17:52:37
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
07 12 2020 1:11:38
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
06 12 2020 10:54:50
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. ...
05 12 2020 14:27:45
Урок проводится в 6-м классе по У М К « Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
04 12 2020 1:32:45
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
03 12 2020 8:43:29
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
02 12 2020 11:11:41
Заключительный урок по теме " Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...
01 12 2020 2:50:50
При изучении темы " Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...
30 11 2020 12:36:19
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем « Пищеварение» и « Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
29 11 2020 23:16:45
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
28 11 2020 1:49:19
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры Д Н К и Р Н К. ...
27 11 2020 3:57:41
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
26 11 2020 21:47:10
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...
25 11 2020 21:38:45
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
24 11 2020 15:53:26
" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
23 11 2020 11:25:12
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме « Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
22 11 2020 7:45:29
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А. Г., Маша Р. Д. " Биология: человек"....
21 11 2020 1:23:21
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
20 11 2020 19:51:29
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
19 11 2020 1:39:33
Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
18 11 2020 5:47:14
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме " Царство растений". Игра командная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...
17 11 2020 17:58:26
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
16 11 2020 9:16:10
В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений- Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - " Долину Загадок", " Долину Свитков", " Долину Мифов", " Долину Прагматиков"....
15 11 2020 3:59:34
Интегрируя уроки биологии и И З О, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих практических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и И З О по темам " Соцветия", " Побег. Расположение почек и листьев на стебле", " Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...
14 11 2020 12:29:40
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме « Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
13 11 2020 0:11:12
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М. Ф. Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании- Новой....
12 11 2020 4:50:17
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И. П. Павловым, А. А. Ухтомским, Л. С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л. Гайдая " Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
11 11 2020 2:59:35
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интерактивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
10 11 2020 12:27:54
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
09 11 2020 9:44:34
Урок по теме " Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углубляться на последующих уроках....
08 11 2020 1:55:14
Ф. Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление....
07 11 2020 13:43:47
Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
06 11 2020 5:37:14
Курс " Собака в городе" имеет комплексный характер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
05 11 2020 6:29:40
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи " Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
04 11 2020 15:21:28
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...
03 11 2020 2:49:55
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
02 11 2020 3:32:17
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный характер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных характеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
01 11 2020 15:24:46
Народная мудрость гласит: « Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
31 10 2020 20:42:28
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме " Фотосинтез", обучающихся по учебнику " Общая биология" под редакцией Д. Беляева, Г. Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
30 10 2020 22:51:48
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
29 10 2020 21:15:17
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...
28 10 2020 1:46:13
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
27 10 2020 16:31:36
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
26 10 2020 9:11:53
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...
25 10 2020 11:37:34
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
24 10 2020 0:40:29
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....
23 10 2020 20:42:29
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
22 10 2020 19:24:12
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
21 10 2020 18:57:52
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
20 10 2020 9:28:36
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....
19 10 2020 15:22:46
Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
18 10 2020 16:16:53
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие практических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме « Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
17 10 2020 23:21:42
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
16 10 2020 11:48:49
Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии " Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
15 10 2020 12:24:19
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества « Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
14 10 2020 10:10:11
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в практической значимости законов наследственности....
13 10 2020 2:24:36
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
12 10 2020 13:42:38
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...
11 10 2020 19:10:22
Цели урока: расширять и углублять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
10 10 2020 17:24:24
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
09 10 2020 5:42:31
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме " Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
08 10 2020 0:30:38
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...
07 10 2020 20:14:24
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания....
06 10 2020 10:31:52
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
05 10 2020 15:58:34
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
04 10 2020 5:28:25
Урок общей биологии по теме " Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела " Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
03 10 2020 2:40:41
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
02 10 2020 3:57:52
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
01 10 2020 20:10:34
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
30 09 2020 4:19:35
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
29 09 2020 17:25:36
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
28 09 2020 9:32:30
Цель урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
27 09 2020 20:44:38
Урок биологии, посвященный повторению темы « Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство командной работы....
26 09 2020 18:56:42
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
25 09 2020 1:48:58
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному команде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
24 09 2020 15:16:12
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
23 09 2020 21:41:21
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются характерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и практической деятельности человека....
22 09 2020 15:22:43
Урок по теме " Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
21 09 2020 22:24:32
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных У У Д учащихся....
20 09 2020 20:54:25
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
19 09 2020 9:12:41
Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
18 09 2020 2:14:10
Областная экологическая акция « Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
16 09 2020 9:32:22

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
15 09 2020 1:54:36
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
14 09 2020 12:26:34
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
13 09 2020 13:49:50
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И. Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
12 09 2020 14:13:34
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
11 09 2020 1:38:27
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...
10 09 2020 21:12:28
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
09 09 2020 11:54:40
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на практике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая практическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с « Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
08 09 2020 3:52:42
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном пространстве. ...
07 09 2020 11:19:33
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
06 09 2020 0:23:59
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
05 09 2020 23:25:22
Обобщающий урок-викторина по теме « Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
04 09 2020 12:52:38
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...
03 09 2020 1:21:15
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
02 09 2020 13:38:14
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
01 09 2020 19:25:16
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
31 08 2020 19:10:22
Материал содержит подробный план конспект урока « Надкласс рыбы. Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
30 08 2020 8:14:14
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
29 08 2020 17:42:54
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...
28 08 2020 21:20:57
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....
27 08 2020 0:28:26
Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду " Старая плотина" во времени и в пространстве и оценить качество воды по индикаторным организмам....
26 08 2020 8:57:11
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А. И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опорных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование И К Т на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
25 08 2020 5:26:15
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::