Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебного занятия: комбинированный урок
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Цель: создать условия для формирования системы знаний о бактериях.
Обучающие задачи: познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями; показать особенности строения, размножения и распространения бактерий.
Развивающие задачи: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.
Воспитывающие задачи: формировать коммуникативность учащихся через совместную работу, формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога.
Оборудование: презентация, анимация.
Ход занятия
| № | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| 1. | Оргмомент. Целеполагание и мотивация |
Организаторская. Вовлечение учащихся в определение темы урока, целеполагание. Проблема. Много раз в беседах приходится слышать вопросы, по какой причине скисает молоко, портятся продукты, греется влажное сено? Почему не гниют сухие фрукты? Ответы на эти вопросы мы найдем, изучив тему “Бактерии” Что вам известно о бактериях? (Мозговой штурм) Знакомит с ключевыми словами. Предлагает дать определения новым понятиям. |
Обсуждают проблему. Отвечают на поставленный вопрос, на основе чего формулируют тему и задачи урока. |
| 2. | Усвоение новых знаний и
способов действий. Дидактическая задача: обеспечение восприятия и первичного запоминания нового учебного материала учащимися. |
1. Демонстрирует слайд: Архейская
эра. Информация. Бактерии - древнейшая группа
живых организмов. 2. Демонстрирует слайд. Размеры бактерий в среднем составляют 0,5-5 мкм. Какой вывод можно сделать на основе данной информации? Когда появилась возможность открыть и изучить бактерии? 3. Демонстрирует слайд с фотографиями А.Левенгука и Л. Пастера. История открытия. Предлагает найти информацию на стр 7. 4. Организует работу в парах 1 вариант. Клеточное строение бактерий стр 8. 2 вариант. Особенности жизнедеятельности стр 8. Координирует деятельность учащихся. |
Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Отвечают на вопрос. Работают с текстом. Проводят взаимообучение, взаимооценку. |
| 3. | Закрепление новых знаний и
первичная проверка усвоения нового материала Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового материала |
1. Организует работу в малых
группах. 1, 2 группы. Создают аппликацию бактериальной клетки. 3, 4 группы. Синквейн на слово “Бактерия” 5, 6 группы. Составляют вопросы по изученной теме. 2. Координирует деятельность учащихся. Организует обсуждение результатов работы. 3. Предлагает сравнить клетки бактерий и растений. 4. Формулирует определение понятий прокариоты, эукариоты. 5. Предлагает выполнить тест: 1. Бактерии впервые открыл: А) Л. Пастер, В) А. Левенгук, С) Р. Кох, D) Д. И. Ивановский, Е) Р. Гук 2. Наука, изучающая строение и свойства мельчайших живых организмов называется: А) Вирусология, В) Микология, С) Лихенология, D) Микробиология, Е) Бриология 3. Безъядерные организмы: А) Эукариоты, В) Прокариоты 4. Бактерии шаровидной формы называются: А) Кокки, В) Бациллы, С) Спириллы, D) Вибрионы, Е) Сферосомы 5. Одноклеточные безъядерные организмы: А) Водоросли, В) Грибы, С) Бактерии, D) Мхи, Е) Вирусы |
1. Выполняют задания: Создают аппликацию Составляют вопросы. 2. Представляют результаты работы. 3, 4. Выполняют задание. Делают выводы. 5. Выполняют тест. Осуществляют самооценку. |
| 4. | Подведение итогов занятия Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения поставленных задач Рефлексия. |
Организует информационно-оценочную деятельность. | Рефлексия. я: - узнал… - понял … - научился … Наибольшего успеха я достиг в …. Наибольшую трудность я испытал в ….. |
| 5. | Информация о домашнем задании;
инструкция о его выполнении. Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Сообщает домашнее задание: § 2 до питания. Творческое задание: кроссворд. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Оценочный лист.
Фамилия__________________
| Ответы на вопросы (1 балл) |
Работа в парах. Взаимооценка (5 баллов) |
Работа в группе Взаимооценка (5 баллов) |
Тест | Итог |
Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе.
| Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | |
| Качество взаимообучения | |||||
| Предлагает идеи | |||||
| Активно участвует в обсуждении группы. (Развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) | |||||
| Помогает участникам группы | |||||
| Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании | |||||
| Общий балл |
Комментарии:
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
27 11 2025 4:48:13
Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....
26 11 2025 2:36:33
Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
25 11 2025 18:16:43
Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем.
...
24 11 2025 9:21:49
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
23 11 2025 19:23:36
Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
22 11 2025 5:15:19
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
21 11 2025 4:25:59
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
20 11 2025 19:56:13
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
19 11 2025 6:21:15
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека.
...
18 11 2025 2:53:31
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
17 11 2025 14:31:26
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
16 11 2025 1:50:30
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
15 11 2025 8:43:12
Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...
14 11 2025 22:33:55
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
13 11 2025 1:37:13
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
12 11 2025 16:22:44
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
11 11 2025 23:23:39
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
10 11 2025 1:52:48
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
09 11 2025 11:35:53
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
08 11 2025 22:31:18
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
07 11 2025 10:33:42
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
06 11 2025 3:34:13
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
05 11 2025 0:49:13
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
04 11 2025 4:16:38
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
03 11 2025 4:32:56
Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....
02 11 2025 1:21:52
Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
01 11 2025 1:32:25
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
31 10 2025 19:58:15
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
30 10 2025 15:54:19
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
29 10 2025 16:13:36
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
28 10 2025 21:34:24
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
27 10 2025 7:26:23
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
26 10 2025 3:13:23
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
25 10 2025 2:10:56
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
24 10 2025 16:30:19
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
23 10 2025 6:17:13
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
22 10 2025 0:19:41
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
21 10 2025 7:16:59
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
20 10 2025 21:14:11
При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....
19 10 2025 22:30:44
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
18 10 2025 21:58:20
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
17 10 2025 14:13:58
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
16 10 2025 8:54:22
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
15 10 2025 9:40:12
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
14 10 2025 8:55:29
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
13 10 2025 16:53:26
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
12 10 2025 3:30:42
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
11 10 2025 14:24:31
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
10 10 2025 22:57:36
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
09 10 2025 15:39:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




