Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Содержание:

Энтероколит это процесс воспалительного хаpaктера, развивающийся одновременно в тонком и толстом отделах кишечника у собак. Энтероколит в ветеринарной пpaктике подразделяют на две основных формы – первичная и вторичная.

Первичная форма энтероколита развивается в результате нарушений питания (наличие острых продуктов, объедков с человеческого стола), механических повреждений (попадание в пищеварительный тpaкт посторонних предметов – острых костей, а также ядовитых веществ).

Воспаление развивается быстро, провоцируя гибель полезной бактериальной микрофлоры, населяющей толстый отдел кишечника. На этом фоне активизируются патогенные микроорганизмы, расширяя свои колонии.

Вторичная форма энтероколита. Воспаление в тонком и толстом отделах кишечного тpaкта развивается по причине вирусного поражения пищеварительной системы, а также при поражении патогенными грибковыми микроорганизмами. Не последнюю роль в развитии энтероколитов у собак играют паразитарные инвазии. Спровоцировать воспаление могут опухолевые процессы и другие патологические состояния.

Причины заболевания

Энтероколит кишечника у собак проявляется воспалительным процессом в стенках всего кишечного тpaкта. Патогенная бактериальная микрофлора в результате своей деятельности, провоцирует начало некрозов слизистой оболочки, развитие реакций аллергического типа.

Наиболее часто диагностируются бактериальные энтероколиты собак. Их развитие спровоцировано некачественным питанием. Собака, получающая некачественные корма, легко может подцепить сальмонеллез. Также, развитие колита и энтерита в комплексе, провоцируют вирусные инфекции.

При отсутствии своевременной вакцинации, собаки болеют парвовирусным энтеритом, поражающим весь пищеварительный тpaкт, и часто провоцирующим быструю мученическую гибель питомца.

Среди других провоцирующих факторов энтероколита, являются:

  1. Гельминтозы. Паразитарные инвазии также часто встречаются у представителей псовых. Собаки соприкасаются с различными предметами, стараясь их обнюхать и облизать, заражаясь паразитами. Помимо обычных ленточных гельминтов, организм домашней собаки поражается лямблиозом и эхинококкозом, особенно при поедании подозрительных субпродуктов и необработанного термически мяса.
  2. Серьезные интоксикации организма, провоцируют раздражения слизистой оболочки кишечника, вызывая воспалительный процесс.
  3. Новообразования злокачественного и доброкачественного хаpaктера.
  4. Патологические изменения в иммунитете организма собаки.

Диагностировать точную причину развития признаков и симптомов энтероколита у питомца может только квалифицированный ветеринарный специалист. Прежде всего необходимо установить причину патологии и только потом, назначать адекватную схему лечения с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Важно отметить, что чаще воспаление тонкого и толстого отделов кишечника наблюдается у молодых щенков до года и собак в возрасте старше 7 лет.

Симптомы энтероколита

Симптомы заболевания у собак достаточно хаpaктерны. Выраженность признаков энтероколита зависит от стадии и состояния иммунных сил организма, а также факторов, спровоцировавших воспалительный процесс.

Если причиной развития заболевания стала вирусная инфекция, развивается геморрагический энтероколит у собак, для которого хаpaктерно появление тошноты, рвоты и сильной диареи с кровью. Обезвоживание организма наступает через несколько суток после начала появления признаков. Без своевременного лечения, собака погибает, особенно это касается щенков.

Базовыми признаками острой стадии энтероколита является:

  • Извержение желудочного содержимого (рвота) ;
  • ложные позывы к акту дефекации;
  • профузный понос с примесями слизи и крови;
  • выпадение прямой кишки (при сильном и частом поносе) ;
  • потеря веса (наблюдается при хроническом энтероколите у собак) ;
  • изменение качества шерстного покрова;
  • болезненные ощущения в области живота;
  • лихорадочные состояния у собак на фоне потери сил.

Помимо общих признаков, энтероколит у собак проявляется вялостью и апатией. Питомец отказывается принимать пищу, не желает совершать длительные прогулки. Осложнять течение патологии могут системные хронические болезни и индивидуальные особенности собаки, например пищевая или идиопатическая аллергия.

Диагностика

Лечение воспаления тонкого и толстого отделов кишечника не начинают без установления точной провоцирующей причины.

Постановка диагноза в условиях ветеринарной клиники включает в себя применение лабораторных и инструментальных методик. Проводится сбор анамнеза и назначаются необходимые анализы – биохимическая панель (необходима для оценки работы гепаторенальной системы и структур поджелудочной железы, определения уровня сахара в кровяном русле), общий клинический анализ крови (важен для определения или же опровержения бактериальных факторов воспаления.

Для того чтобы определить степень обезвоживания организма собаки, используют анализы электролитного состава. Визуализация патологического процесса осуществляется путем проведения рентгенографического и ультразвукового исследования. Исключить наличие инородного тела в кишечнике у собак, позволяет проведение рентгенографии с применением контрастного вещества. Ультразвуковая диагностика необходима также для оценки целостности стенок, своевременного обнаружения возможных перфораций.

Исследования с помощью эндоскопа (специальной трубки с камерой) дает возможность оценить состояние внутренних стенок воспаленного толстого и тонкого кишечника. Эндоскопия необходима также и для взятия проб с пораженных стенок кишечника и дальнейшего проведения биопсии.

Исключить наличие глистных инвазий позволяет анализ каловых масс. Из специальных исследований, проводимых исключительно в тяжелых ситуациях, когда вышеописанными методами выявить причину не удалось, применяются посев культур на питательных средах, полимеразно-цепная реакция, иммуноферментный анализ.

В запущенных случаях, когда состояние животного критическое, перед проведением диагностических мероприятий, специалист проводит экстренное лечение без выявления причины воспаления. Купируются приступы рвоты, проводятся внутривенные вливания физраствора и глюкозы для поддержания организма, а также приостанавливают диарею. Когда состояние собаки нормализуется, ветеринар приступает к диагностике.

Лечение и профилактика энтероколита

Лечение и специальная диета – необходимы для устранения воспалительного процесса в толстом и тонком отделах кишечника. Без своевременного обращения к врачу, у собаки развиваются серьезные осложнения, угрожающие жизни питомца. После того, когда фактор, спровоцировавший заболевание, определен – разpaбатывается схема терапии. Схема терапевтического курса выглядит следующим образом:

  1. Предотвращение сильного обезвоживания проводится путем введения растворов глюкозы и Рингера-Локка. Часто в раствор добавляют цианокобаламин или витамин B12, а также витамин C.
  2. Повышение качества всасываемости пищи – назначение лекарственных средств на основе ферментативных веществ (Лактолизат, Проколин, Мезим).
  3. Устранение болезненных ощущений и дискомфорта в области кишечника специальными средствами (Альмагель, Гастрофарм).
  4. Применение вяжущих препаратов, позволяющих также снизить боли в кишечнике при энтероколите. Широко применяются отвары лекарственных растений – ромашки аптечной, зверобоя.
  5. Противобактериальная терапия для уничтожения чужеродной микрофлоры. Используются препараты общего действия – Этазол, Бициллин, Фортум, Сульфадимезин.
  6. Устранение спазмов в кишечнике достигается путем введения спазмолитиков – Но-Шпа, Спазмолитин.

В случае аллергических реакций, провоцирующих развитие энтероколита у собак, проводиться гормональная терапия. Необходимо введение животному иммуномодулирующих препаратов, повышающих защитные силы организма в борьбе с воспалением.

Питание во время лечения

Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме течения составляет правильная диета. Питомцу необходимо давать жидкие каши, отваренные на воде. Можно добавлять в кашу отварной говяжий или куриный фарш.

Кормление собаки с хроническим энтероколитом должно быть дробным и частым. В рацион добавляют кисломолочные продукты, отварные или паровые овощи. Существуют и готовые разработанные для больных животных диеты. Готовые корма должны подбираться ветеринарным специалистом. Рекомендуется выбирать корма супер-премиум класса и холистики.

Профилактика

В целях профилактики развития энтероколита у собак, необходимо соблюдать ряд несложных правил. Владелец питомца должен следить за качеством рациона – не давать острые кости, жаренные и соленые продукты. Запрещено допускать поедания животным подобранной на улице пищи. Регулярно нужно проводить противопаразитарную обработку и вакцинировать питомца.

Энтероколит в острой стадии, при несвоевременном лечении, переходит в хроническое течение. Важно не допустить развития осложнений и при появлении хаpaктерных признаков воспаления в толстом и тонком кишечнике, обращаться в ветеринарную клинику за консультацией.



Комментарии:

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

15 11 2025 19:31:49

Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"


    Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"

      Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...

14 11 2025 14:15:51

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

13 11 2025 11:37:39

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии


    Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

      Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....

12 11 2025 22:46:58

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

11 11 2025 18:42:31

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

10 11 2025 15:12:46

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

09 11 2025 16:27:21

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

08 11 2025 4:25:46

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

07 11 2025 2:56:12

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

06 11 2025 15:17:36

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"


    Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

      На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

05 11 2025 6:30:22

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

04 11 2025 17:16:30

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

03 11 2025 19:10:28

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

02 11 2025 20:55:50

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

01 11 2025 9:29:57

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

31 10 2025 23:26:58

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

30 10 2025 9:51:49

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

29 10 2025 8:55:19

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

28 10 2025 8:20:24

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

27 10 2025 20:37:33

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

26 10 2025 9:26:16

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

25 10 2025 12:43:11

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

24 10 2025 6:32:57

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

23 10 2025 4:46:29

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

22 10 2025 7:24:52

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

21 10 2025 19:31:33

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

20 10 2025 21:26:16

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"


    Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

19 10 2025 11:35:15

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

18 10 2025 20:57:48

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

17 10 2025 16:20:38

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

16 10 2025 11:30:50

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

15 10 2025 1:29:40

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"


    Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

      Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....

14 10 2025 5:40:30

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

13 10 2025 1:38:39

Тема урока "Цепи питания"

Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....

12 10 2025 11:25:39

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

11 10 2025 20:10:17

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

10 10 2025 15:18:29

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

      В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

09 10 2025 9:24:38

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс

      Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...

08 10 2025 8:37:51

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

07 10 2025 9:55:13

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

06 10 2025 15:24:30

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

05 10 2025 1:54:48

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

04 10 2025 7:47:52

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

      Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

03 10 2025 13:41:39

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

02 10 2025 9:20:24

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

01 10 2025 22:29:15

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

30 09 2025 14:10:57

Методы изучения генетики человека

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....

29 09 2025 14:43:18

Видоизменения побегов: подземные и надземные

Видоизменения побегов: подземные и надземные Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....

28 09 2025 21:21:51

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

27 09 2025 21:59:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::