Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Форма урока: интегрированный урок с элементами пpaктической направленности.

Задачи урока

  1. Обучающая - Расширить представления учащихся о понятии и смысле жизни в химико-биологическом аспекте, способах продления жизни, влиянии внешних и внутренних факторов на жизнь.
  2. Развивающая – закрепление знаний, навыков, умений проводить химический эксперимент по определению органических соединений в некоторых продуктах питания (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны).
  3. Воспитательная - показать учащимся на различных примерах пагубное влияние на здоровье человека алкоголя, никотина, психотропных веществ, укорачивающих жизнь подрастающего поколения, роль физической культуры в жизни человека.

Межпредметная связь

Химия: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Биология: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Анатомия человека – весь учебный курс.

Физическая культура: весь учебный курс.

Плакаты, таблицы с понятием “Что такое жизнь?”

“Количество дыхательных движений”

“Срок жизни живых организмов – животные”

“Влияние алкоголя, никотина на здоровье человека”

Оборудование:

На каждой парте должны быть:

  • исследуемый материал (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны) ;
  • пробиркодержатель
  • штатив с пробирками;
  • подставка для сжигания сухого горючего;
  • колпачок для тушения сухого горючего;
  • сухое горючие;
  • спички.

Реактивы:

  • вода;
  • гидроксид натрия;
  • сульфат меди (II) ;
  • азотная кислота (концентрированная) ;
  • ацетат свинца (II) - раствор;
  • универсальная индикаторная бумага для определения рН рыбы, мяса.

Вводное слово учителя.

Я часто задумываюсь, а что же такое жизнь? Это, наверное, то, что мы живем, ходим, думаем, видим вокруг себя окружающую действительность, воспринимаем ее, какая она есть, ощущаем ее. А может это оживление природы после зимней спячки, когда кругом набухают почки и распускаются первые листочки на деревьях, выход животных на поверхность, рождение потомства, щeбeт птиц, заливистые трели соловья, своеобразный звук леса, его запах, а также опьяняющий запах свежескошенной травы. Идешь по опавшей листве, и ее шорох наводит на мысль, что уже наступает осень, затем зимние бури, пурга, метель. И все равно радуешься жизни. Хруст снега, а вокруг все белым- бело. Всему живому хочется жить, наперекор судьбе, несмотря на то какая она есть. А может жизнь начинается с порога твоего дома, с родителей, которые дали нам жизнь. Или с первой буквы в твоем букваре, который научил нас читать, писать и думать. Все по- разному понимают смысл жизни. Сколько на нашей планете людей, столько и понятия этого смысла. А может жизнь есть что-то необъяснимое пока еще живым организмам? Много сейчас открывается тайн живой природы и будут открываться дальше, так как мировая наука не стоит на месте. Большой вклад вносит и наша отечественная наука. И мне хотелось бы на нашем занятии услышать ваше мнение о понятии жизни, но с позиции естественных наук - химии и биологии.

Итак, что же такое жизнь?

Ход дискуссии

1-й уч-ся. Наша жизнь это есть что-то пока необъяснимое, может кем-то управляемое из Вселенной. И этот кто-то прогнозируя и экспериментируя, проводит над нами различные исследования, ведет естественный и искусственный отборы. Мы порой бываем, неадекватны в своем поведении, решении тех или иных вопросов, проблем. А если это так, то значит нас  контролируют, нами управляют, т.е. “дергают нас за ниточки”,  ведут к правильному решению и пониманию понятий или уводит нас в сторону к неверному пониманию окружающей действительности.

Учитель. Я бы не спешил анализировать аспект этого мировоззрения. Может у кого-то будут другие мнения по данной проблеме?

2-й уч-ся. Можно согласиться с этим взглядом, но я думаю, что жизнь это есть способ нашего существования на Земле. Мы размножаемся, растем, питаемся, стареем и умираем. Это к сожалению, замкнутый цикл всей живой природы, т.е. земной материи.

3-й уч-ся. Могу сказать, что мы должны прожить жизнь так, чтобы о нас вспоминали и помнили последующие поколения, цивилизации, как мы помним Ивана Грозного, Александра Невского, Петра I, великих полководцев, первых космонавтов, политических деятелей.

Учитель. Вы начали, и может быть продолжите затрагивать общеисторические события и факты. Но нужно подойти ближе к биологическим аспектам понимания жизни. Я так думаю. Кто еще хочет высказаться?

4-й уч-ся. Мы все состоим из неорганических и органических веществ. Наверное, это и есть жизнь.

1-й уч-ся к 4-му. А как же естественный и искусственный отборы в нашей жизни?

4-й уч-ся к 1-му. Я думаю, что все эти отборы тут не причем. Они не играют никакой роли.

5-й уч-ся. А вот, по-моему, как раз таки и играют. Я поддерживаю точку зрения о важной роли естественного отбора. Человек вырос в природе, прошел через нее приспособился к ней, учился у нее и защищался от самой природы.

6-й уч-ся. Изучая предметы: “Окружающий мир”, “Природоведение”, а теперь и “Анатомия человека” мы знаем, что человек дышит легкими. Легкие - это инструмент нашего дыхания. Именно там происходит удаление углекислого газа из крови и насыщение ее кислородом. В альвеолах совершается обмен газов. Можно считать, что работа легких и есть жизнь. Дыхание - это жизнь.

7-й уч-ся. Я хочу, чтобы мы вернулись к отборам. Естественный отбор – это дикий природный отбор. Природа отобрала более выносливых человеческих особей, отметая гуманный подход к человеку. А искусственный - это отбор человека человеком, тоже не из гуманных. У нас в стране гуманное отношение к человеку, в сравнении с другими странами, где лишают жизни больных людей и новорожденных с различными отклонениями от здоровья.

Учитель. Мне нравится ваш спор в отстаивании своих взглядов. Но мне хотелось, чтобы вы развили мысль уже прозвучавшую здесь, об органических веществах, из которых состоит живой организм высших существ. Прошу высказываться всех.

8-й уч-ся. Хочу напомнить, что живой организм состоит из 65% воды веса человеческого тела. Основная часть плазмы крови – 92% воды. Помимо воды, в организме человека присутствует органическое соединение - белок.

3-й уч-ся к 8-му. Почему соединение, а непросто белок?

8-й уч-ся. Белок – сложное соединение, состоящее из остатков аминокислот.

Мышцы человека состоят из белка на 90%. Да и вообще, организм человека почти полностью состоит из белка. Значит, жизнь - это существование белка, белковой материи.

Учитель. Слышу, что выдвигается основная мысль понятия жизни. Это хорошо. Пойдем дальше.

2-й уч-ся. Я считаю, что белковая материя не может существовать самостоятельно. Она должна, по-моему, питаться и размножаться, расти, стареть и умирать. То есть, она должна выполнять свои жизненные функции, а не существовать. Это мое мнение.

Учитель. Как вам это рассуждение? У кого еще, какие мнения?

3-й уч-ся. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему. Он может определять их ценность в зависимости от своих потребностей, индивидуальности. И у каждого человека имеется свой внутренний мир. По-разному строятся отношения между людьми. Кто-то сам определяет свои поступки и оценивает их. Все это составляет душевную деятельность человека, его психику.

4-й уч-ся. Выходит, что жизнь - это биологически созданный человек? Так что ли?

9-й уч-ся. Я считаю, что жизнь – это ступени развития любого живого существа с момента его рождения и до самой cмepти, биологической, конечно. Тогда когда разлагается белковая материя, перестает существовать и жизнь.

Учитель. Думаю, что можно уже и дать определение понятию жизни. Как вы думаете?

2-й уч-ся. Я думаю, что жизнь - это способ существования белковых тел, а можно и так – способ жизни белковых тел.

 

10-й уч-ся. Хочу дополнить что… с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней

развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти.

Учащийся пишет определение на листе бумаги.

Учитель. А как можно доказать наличие белка в живом организме? Какими хаpaктерными реакциями?

12-й уч-ся. Наличие белка можно доказать такими реакциями как: биуретовая, ксантопротеиновая, сульфидная.

Учитель. Давайте проведем эти реакции на различных продуктах питания, содержащих белок.

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении экспериментальной части урока.

Учащиеся выполняют экспериментальную часть урока.

Учитель. Я смотрю, что уже все выполнили экспериментальную часть. Кто даст мне ее анализ?

6-й уч-ся. Могу дать хаpaктеристику биуретовой реакции. При действии гидроксида натрия и сульфата меди (II) на белок появляется хаpaктерная для него окраска: красно-фиолетовая, что указывает на пептидные группы в белке.

8-й уч-ся. Ксантопротеиновая реакция заключается в следующем. При действии концентрированной азотной кислоты на белок появляется желтая окраска, которая подтверждает наличие остатков ароматических аминокислот, содержащихся в белковой молекуле.

9-й уч-ся. Сульфидная реакция заключается в следующем. На белок действуют ацетатом свинца, гидроксидом натрия и нагревают на огне. Черный осадок свидетельствует о наличии серы в белке.

Учитель. Мы выяснили цветные реакции на белок. А теперь хотелось обсудить проблемы способов продления жизни человека.

5-й уч-ся. Я хочу дополнить определение понятия “жизнь”. “Жизнь – это способ существования белковых тел с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти, учитывая факторы эволюционного отбора”, т.е. естественного и искусственного отборов.

Учитель. Что же, можно согласиться и с такой формулировкой, так как в жизни живых организмов эволюционный отбор сыграл не последнюю роль для становления личности организма человека. Но вернемся к проблеме продления жизни. Этот вопрос очень остро стоит перед человечеством и, особенно перед нашей страной. Население сокращается очень быстро за счет cмepтности. Как прожить дольше, что нужно делать? Прошу высказываться вас по этой проблеме.

13-й уч-ся. При изучении проблемы продления жизни человека я составил такую таблицу, в которой присутствуют объекты исследования, количество дыхательных движений (вдох и выдох в одну минуту).

Объект исследования Количество

дыхательных движений в мин.( вдох и выдох).

Продолжительность жизни (в годах)
Человек (взрослый)

16-20

Около 70

Человек (новорожденный)

60

-

Собака

10-30

15 - 18

Черепаха

1-4

50 – 150,

редко 200 лет

Кошка

20-30

10 -20, редко до 30

Пчела

Более 100

40 дней

Лошадь

12

20

Утка

10-16

20

Воробей

60-100

4 - 8

Крокодил

0,6-1,6

80-120

Крыса

85

2,5 - 3

Мышь

200

2 – 2,5

Морская свинка

150

6 - 10

 

Из данной таблицы можно сделать вывод, чем меньше дыхательных движений делает исследуемый объект, тем дольше он живет. Обратите внимание на таких долгожителей как: крокодил, черепаха.

Учитель. Какую математическую зависимость можно наблюдать, рассматривая данные таблицы?

13-й уч-ся. Абсолютно никакой. Нет последовательного чередования, например, в 2,3,5,10 и т.д. раз дыхательных движений – это первое. Второе – невозможно найти данные о количестве дыхательных движений человека за один год жизни. Люди дышат по- разному.

Учитель. Выходит так, что математика нам здесь ничем не поможет?

13-й уч-ся. А почему нет? Здесь можно составить обратную пропорциональную зависимость. Допустим, чтобы прожить 70 лет человек должен делать в одну минуту 15 дыхательных движений, а чтобы прожить 120 лет из составленной пропорции х: 15 = 70: 120 видим, что нужно делать 8 дыхательных движений.

Учитель. Как же добиться таких результатов, чтобы в минуту делать 8 дыхательных движений.

7-й уч-ся. Можно сказать следующее. Во время сна человек поглащает 15-20 литров кислорода за 1 час. Когда человек не спит, а лежит, потрeбление кислорода увеличивается на 1/3, при ходьбе вдвое, при работе в 3-6 раз. Активность газообмена влияет на емкость легких. Она больше нормы на 1-1,5 л. у спортсменов, а у пловцов даже 6,2 л. с увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота уменьшается, становится в 6-10 раз в 1 мин., против 14-18 движений у не спортсменов. Отсюда можно сделать вывод: чем меньше частота дыхательных движений, тем дольше живет человек.

Учитель. Я так понял, что нужно просто научиться, правильно дышать?

12-й уч-ся. Абсолютно так. Правильно умеют дышать, т.е. делать дыхательные движения певцы, музыканты, которые играют на духовых

инструментах, йоги, спортсмены.   Уметь дышать – значит правильно уметь использовать  возможности грудной клетки, дыхательных мышц и  диафрагмы. От правильности дыхания зависит здоровье и  продолжительность жизни.

10-й уч-ся. Правильно дышать – дышать ритмично и без задержек. Обычно выдох продолжительнее вдоха. С  выдохом совпадают быстрые движения, а с вдохом - меньшая сила движения. Опытный боксер делает удар на выдохе, а начинающий на задержке дыхания. Пловец должен момент гребка сочетать с задержкой дыхания, а не с выдохом, это увеличит плавучесть тела и облегчит нахождение в воде.

14-й уч-ся. Нужно дополнить, что для развития грудной клетки необходимы - правильная осанка, дыхательная гимнастика, занятия различными видами спорта (плаванье, грeбля, конькобежный, лыжный спорт и т.д.).

Учитель. Значит, дыхательная гимнастика очень полезна для человеческого организма?

11-й уч-ся. Увлекаться дыхательными упражнениями не стоит. Наши легкие работают на СО2, а активная вентиляция их резко снижает СО2 в наших организмах. Тонус дыхательного центра падает. А в результате - неприятные ощущения. Я предлагаю сочетать такую гимнастику с небольшим бегом, подскоками, приседаниями и т.д.

14-й уч-ся. Я поддерживаю эту мысль и считаю, что излишнее количество кислорода в легких разрушает кровеносные сосуды, вернее их стенки. Поэтому, чем больше кислорода поступает в организм человека, тем быстрее он стареет.

Учитель. Что же, можно согласиться с таким рассуждением о старении человеческого организма.

11-й уч-ся. Могу только сделать вставку такого хаpaктера, что биологическое старение человеческого организма начинается с пoлoвoго созревания, т.е. с детства - это 10 – 14 лет, учитывая в какой природной зоне живет человек, например, экваториальная или умеренная. А там играет фактор высоты солнца.

Учитель. Если я правильно понял, то высота солнца и сама солнечная энергия играет существенную роль в пoлoвoм созревании. Можно принять такую версию.

8-й уч-ся. Я хочу предложить специальные упражнения, тренирующие дыхание. Их можно объединить в 4 группы:

  • углубленный вдох в сочетании с грудным и брюшным дыханием
  • ритмичное дыхание с паузами и ускорением;
  • интенсивное дыхание с толчкообразным выдохом (со звуком “ха!”) ;
  • дыхание попеременно то через одну, то через другую ноздрю.

Нужно конечно тренироваться, чтобы так дышать.

15-й уч-ся. К этому занятию я пересмотрел много литературы по физической культуре, где описаны различные комплексы по дыхательной гимнастике. Заинтересовался я и книгой А.Н. Стрельниковой “Искусство быть здоровым”. Дыхательную гимнастику автора книги называют парадоксальной. Она предлагает делать вдох при сжимании грудной клетки, а не выдох, как мы это делаем. Она также считает, что “вдох первичен, выдох вторичен; вдох – причина, выдох – результат”.

16-й уч-ся. А я бы посоветовал заниматься дыхательными гимнастиками уже проверенными, и не одним человеком. И еще могу сказать, чтобы долго прожить необходимо отказаться от вредных привычек. Никотин, алкоголь сильно влияют на все системы организма человека. Он болеет, дряхлеет, стареет и умирает. Люди, ведущее правильный образ жизни живут на много лет дольше, чем те, которые ведут пассивный образ жизни, злоупотрeбляют спиртным и курят.

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

16-й уч-ся. Смотря, какая активная и пассивная формы. Спортсмен- бегун, например, будет жить меньше чем толкатель ядра, хотя оба занимаются спортом.

15-й уч-ся. Могу добавить ко всему сказанному, что человек тренируя свое дыхание, задерживает его. Очень редко можно встретить человека, который может не делать дыхательные движения от 2 до 7 минут, но это опасно и они долго не живут. Нельзя повторять такие эксперименты. Человек может задерживать дыхание до 1,5 минут, после чего наступает кислородное голодание и мгновенная cмepть.

Учитель. Давайте проведем такой пpaктический эксперимент, как проверка частоты дыхания. Проверим свое количество дыхательных движений за 1 минуту.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению количества дыхательных движений.

Учитель. А теперь я хочу, чтобы вы проверили свой жизненный объем легких. Прошу вас всех провести такой эксперимент. Перед вами находятся обычные разноцветные резиновые шары. За один выдох их нужно надуть. Кто сколько может, по объему.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению своего жизненного объема легких.

Заключительное слово учителя.

Вот вы и провели эксперимент. Измерили свой жизненный объем легких. По надутым шарам видно у кого-то он маленький, у кого-то – большой, а также и количество дыхательных движений. Это все не cмepтельно. Есть учащиеся, которым нужно подумать о своем здоровье. Главное - нужно бережно относиться к нему. Важно знать, что ваше здоровье в ваших руках.

А теперь, я бы предложил вам составить небольшую памятку, вернее, рекомендации по сохранению вашего здоровья.

Учащиеся составляют рекомендации по сохранению здоровья человека.

Давайте обсудим ваши рекомендации.

Обсуждение рекомендаций.

Рекомендации по сохранению здоровья

  • отказаться от вредных привычек (алкоголь, никотин, наркотики, психотропные вещества) ;
  • заниматься спортом посильным для себя (в здоровом теле – здоровый дух) ;
  • больше двигаться (делать двигательные движения) ;
  • больше находиться на свежем воздухе;
  • следить за своей одеждой в различное время года;
  • следить за дыхательными движениями;
  • не создавать стрессовых ситуаций и стараться “обходить” их.

Выйти из непродолжительного стресса помогут несколько экспресс - методов:

  1. Контроль за дыханием. Так как в спокойном состоянии человек дышит медленно и глубоко, этот метод вернет вам внутреннее спокойствие: на счет 1 – 4 – вдох, на счет 5 – 8 – выдох, на счет 9 – 12 – задержка дыхания. Повторите несколько раз.
  2. Снятие напряжения с челюстных мышц. Постучите кончиком языка по бугоркам верхнего небо.
  3. Упражнение для мышц тела. Поочередно напрягайте и расслабляйте группы мышц.
  4. Отвлекающий маневр. Посмотрите на окружающие вас предметы и назовите про себя поочередно их название, цвет, форму и назначение.
  5. Звукотерапия. Послушайте любимую музыку.
  6. Вкусное лекарство. Съешьте несколько кусочков темного шоколада, который является хорошим антидепрессантом.

Экспресс-методы взяты из газеты “Живая вода. Источник жизни. №11 (391) (22 марта 2007г.)

Итог урока.

Экспериментальная часть.

Для экспериментальных опытов можно взять белок куриного яйца, молоко, мороженое, мясной или рыбный бульоны, а также другие продукты, содержащие белок.

Цветные реакции белков.

1.Биуретовая реакция

К небольшому количеству белка прилить немного гидроксида натрия и по каплям добавлять раствор сульфата меди (II). Появится красно-фиолетовая окраска. Эта реакция показывает на содержание пептидных групп в белке.

2. Ксантопротеиновая реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного концентрированной азотной кислоты. Появится желтая окраска. Эта реакция доказывает, что в состав белка входят остатки ароматических аминокислот.

3. Сульфидная реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного ацетата свинца (II), а затем гидроксида натрия и нагреть. Выпадает черный осадок, который показывает содержание серы в белке.



Комментарии:

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"


    Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

      Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

17 01 2025 7:11:41

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

16 01 2025 21:20:34

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

15 01 2025 12:34:14

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

14 01 2025 8:30:32

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

13 01 2025 16:31:14

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

12 01 2025 0:58:18

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

11 01 2025 8:14:24

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

10 01 2025 17:50:23

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

09 01 2025 16:52:55

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

08 01 2025 12:18:34

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

07 01 2025 13:19:27

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

06 01 2025 9:58:18

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

05 01 2025 6:56:37

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

04 01 2025 18:29:16

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

03 01 2025 5:56:21

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

02 01 2025 16:42:28

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

01 01 2025 13:33:41

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

31 12 2024 0:53:48

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

30 12 2024 19:10:56

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

29 12 2024 18:54:40

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

      Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

28 12 2024 4:47:50

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

27 12 2024 12:24:10

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

26 12 2024 19:20:26

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

25 12 2024 3:26:43

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

24 12 2024 2:54:37

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

23 12 2024 18:59:22

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

22 12 2024 21:15:27

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

21 12 2024 15:35:35

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

20 12 2024 8:44:20

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

19 12 2024 23:17:34

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"


    Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

      Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....

18 12 2024 16:33:50

Урок по теме "Теории возникновения жизни"


    Урок по теме "Теории возникновения жизни"

      Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...

17 12 2024 22:35:45

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

16 12 2024 10:14:47

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

15 12 2024 8:28:41

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

14 12 2024 19:11:26

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

13 12 2024 2:32:27

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

12 12 2024 1:46:20

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

11 12 2024 16:36:58

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах


    Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах

      Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....

10 12 2024 14:23:26

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"


    Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

      Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

09 12 2024 23:42:17

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

08 12 2024 18:32:13

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

07 12 2024 12:10:21

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

06 12 2024 16:31:41

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

05 12 2024 15:11:15

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

04 12 2024 8:34:30

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

03 12 2024 0:51:48

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

02 12 2024 19:22:41

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

01 12 2024 16:26:28

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

30 11 2024 11:36:41

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

29 11 2024 22:52:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::