Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Форма урока: интегрированный урок с элементами пpaктической направленности.

Задачи урока

  1. Обучающая - Расширить представления учащихся о понятии и смысле жизни в химико-биологическом аспекте, способах продления жизни, влиянии внешних и внутренних факторов на жизнь.
  2. Развивающая – закрепление знаний, навыков, умений проводить химический эксперимент по определению органических соединений в некоторых продуктах питания (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны).
  3. Воспитательная - показать учащимся на различных примерах пагубное влияние на здоровье человека алкоголя, никотина, психотропных веществ, укорачивающих жизнь подрастающего поколения, роль физической культуры в жизни человека.

Межпредметная связь

Химия: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Биология: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Анатомия человека – весь учебный курс.

Физическая культура: весь учебный курс.

Плакаты, таблицы с понятием “Что такое жизнь?”

“Количество дыхательных движений”

“Срок жизни живых организмов – животные”

“Влияние алкоголя, никотина на здоровье человека”

Оборудование:

На каждой парте должны быть:

  • исследуемый материал (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны) ;
  • пробиркодержатель
  • штатив с пробирками;
  • подставка для сжигания сухого горючего;
  • колпачок для тушения сухого горючего;
  • сухое горючие;
  • спички.

Реактивы:

  • вода;
  • гидроксид натрия;
  • сульфат меди (II) ;
  • азотная кислота (концентрированная) ;
  • ацетат свинца (II) - раствор;
  • универсальная индикаторная бумага для определения рН рыбы, мяса.

Вводное слово учителя.

Я часто задумываюсь, а что же такое жизнь? Это, наверное, то, что мы живем, ходим, думаем, видим вокруг себя окружающую действительность, воспринимаем ее, какая она есть, ощущаем ее. А может это оживление природы после зимней спячки, когда кругом набухают почки и распускаются первые листочки на деревьях, выход животных на поверхность, рождение потомства, щeбeт птиц, заливистые трели соловья, своеобразный звук леса, его запах, а также опьяняющий запах свежескошенной травы. Идешь по опавшей листве, и ее шорох наводит на мысль, что уже наступает осень, затем зимние бури, пурга, метель. И все равно радуешься жизни. Хруст снега, а вокруг все белым- бело. Всему живому хочется жить, наперекор судьбе, несмотря на то какая она есть. А может жизнь начинается с порога твоего дома, с родителей, которые дали нам жизнь. Или с первой буквы в твоем букваре, который научил нас читать, писать и думать. Все по- разному понимают смысл жизни. Сколько на нашей планете людей, столько и понятия этого смысла. А может жизнь есть что-то необъяснимое пока еще живым организмам? Много сейчас открывается тайн живой природы и будут открываться дальше, так как мировая наука не стоит на месте. Большой вклад вносит и наша отечественная наука. И мне хотелось бы на нашем занятии услышать ваше мнение о понятии жизни, но с позиции естественных наук - химии и биологии.

Итак, что же такое жизнь?

Ход дискуссии

1-й уч-ся. Наша жизнь это есть что-то пока необъяснимое, может кем-то управляемое из Вселенной. И этот кто-то прогнозируя и экспериментируя, проводит над нами различные исследования, ведет естественный и искусственный отборы. Мы порой бываем, неадекватны в своем поведении, решении тех или иных вопросов, проблем. А если это так, то значит нас  контролируют, нами управляют, т.е. “дергают нас за ниточки”,  ведут к правильному решению и пониманию понятий или уводит нас в сторону к неверному пониманию окружающей действительности.

Учитель. Я бы не спешил анализировать аспект этого мировоззрения. Может у кого-то будут другие мнения по данной проблеме?

2-й уч-ся. Можно согласиться с этим взглядом, но я думаю, что жизнь это есть способ нашего существования на Земле. Мы размножаемся, растем, питаемся, стареем и умираем. Это к сожалению, замкнутый цикл всей живой природы, т.е. земной материи.

3-й уч-ся. Могу сказать, что мы должны прожить жизнь так, чтобы о нас вспоминали и помнили последующие поколения, цивилизации, как мы помним Ивана Грозного, Александра Невского, Петра I, великих полководцев, первых космонавтов, политических деятелей.

Учитель. Вы начали, и может быть продолжите затрагивать общеисторические события и факты. Но нужно подойти ближе к биологическим аспектам понимания жизни. Я так думаю. Кто еще хочет высказаться?

4-й уч-ся. Мы все состоим из неорганических и органических веществ. Наверное, это и есть жизнь.

1-й уч-ся к 4-му. А как же естественный и искусственный отборы в нашей жизни?

4-й уч-ся к 1-му. Я думаю, что все эти отборы тут не причем. Они не играют никакой роли.

5-й уч-ся. А вот, по-моему, как раз таки и играют. Я поддерживаю точку зрения о важной роли естественного отбора. Человек вырос в природе, прошел через нее приспособился к ней, учился у нее и защищался от самой природы.

6-й уч-ся. Изучая предметы: “Окружающий мир”, “Природоведение”, а теперь и “Анатомия человека” мы знаем, что человек дышит легкими. Легкие - это инструмент нашего дыхания. Именно там происходит удаление углекислого газа из крови и насыщение ее кислородом. В альвеолах совершается обмен газов. Можно считать, что работа легких и есть жизнь. Дыхание - это жизнь.

7-й уч-ся. Я хочу, чтобы мы вернулись к отборам. Естественный отбор – это дикий природный отбор. Природа отобрала более выносливых человеческих особей, отметая гуманный подход к человеку. А искусственный - это отбор человека человеком, тоже не из гуманных. У нас в стране гуманное отношение к человеку, в сравнении с другими странами, где лишают жизни больных людей и новорожденных с различными отклонениями от здоровья.

Учитель. Мне нравится ваш спор в отстаивании своих взглядов. Но мне хотелось, чтобы вы развили мысль уже прозвучавшую здесь, об органических веществах, из которых состоит живой организм высших существ. Прошу высказываться всех.

8-й уч-ся. Хочу напомнить, что живой организм состоит из 65% воды веса человеческого тела. Основная часть плазмы крови – 92% воды. Помимо воды, в организме человека присутствует органическое соединение - белок.

3-й уч-ся к 8-му. Почему соединение, а непросто белок?

8-й уч-ся. Белок – сложное соединение, состоящее из остатков аминокислот.

Мышцы человека состоят из белка на 90%. Да и вообще, организм человека почти полностью состоит из белка. Значит, жизнь - это существование белка, белковой материи.

Учитель. Слышу, что выдвигается основная мысль понятия жизни. Это хорошо. Пойдем дальше.

2-й уч-ся. Я считаю, что белковая материя не может существовать самостоятельно. Она должна, по-моему, питаться и размножаться, расти, стареть и умирать. То есть, она должна выполнять свои жизненные функции, а не существовать. Это мое мнение.

Учитель. Как вам это рассуждение? У кого еще, какие мнения?

3-й уч-ся. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему. Он может определять их ценность в зависимости от своих потребностей, индивидуальности. И у каждого человека имеется свой внутренний мир. По-разному строятся отношения между людьми. Кто-то сам определяет свои поступки и оценивает их. Все это составляет душевную деятельность человека, его психику.

4-й уч-ся. Выходит, что жизнь - это биологически созданный человек? Так что ли?

9-й уч-ся. Я считаю, что жизнь – это ступени развития любого живого существа с момента его рождения и до самой cмepти, биологической, конечно. Тогда когда разлагается белковая материя, перестает существовать и жизнь.

Учитель. Думаю, что можно уже и дать определение понятию жизни. Как вы думаете?

2-й уч-ся. Я думаю, что жизнь - это способ существования белковых тел, а можно и так – способ жизни белковых тел.

 

10-й уч-ся. Хочу дополнить что… с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней

развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти.

Учащийся пишет определение на листе бумаги.

Учитель. А как можно доказать наличие белка в живом организме? Какими хаpaктерными реакциями?

12-й уч-ся. Наличие белка можно доказать такими реакциями как: биуретовая, ксантопротеиновая, сульфидная.

Учитель. Давайте проведем эти реакции на различных продуктах питания, содержащих белок.

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении экспериментальной части урока.

Учащиеся выполняют экспериментальную часть урока.

Учитель. Я смотрю, что уже все выполнили экспериментальную часть. Кто даст мне ее анализ?

6-й уч-ся. Могу дать хаpaктеристику биуретовой реакции. При действии гидроксида натрия и сульфата меди (II) на белок появляется хаpaктерная для него окраска: красно-фиолетовая, что указывает на пептидные группы в белке.

8-й уч-ся. Ксантопротеиновая реакция заключается в следующем. При действии концентрированной азотной кислоты на белок появляется желтая окраска, которая подтверждает наличие остатков ароматических аминокислот, содержащихся в белковой молекуле.

9-й уч-ся. Сульфидная реакция заключается в следующем. На белок действуют ацетатом свинца, гидроксидом натрия и нагревают на огне. Черный осадок свидетельствует о наличии серы в белке.

Учитель. Мы выяснили цветные реакции на белок. А теперь хотелось обсудить проблемы способов продления жизни человека.

5-й уч-ся. Я хочу дополнить определение понятия “жизнь”. “Жизнь – это способ существования белковых тел с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти, учитывая факторы эволюционного отбора”, т.е. естественного и искусственного отборов.

Учитель. Что же, можно согласиться и с такой формулировкой, так как в жизни живых организмов эволюционный отбор сыграл не последнюю роль для становления личности организма человека. Но вернемся к проблеме продления жизни. Этот вопрос очень остро стоит перед человечеством и, особенно перед нашей страной. Население сокращается очень быстро за счет cмepтности. Как прожить дольше, что нужно делать? Прошу высказываться вас по этой проблеме.

13-й уч-ся. При изучении проблемы продления жизни человека я составил такую таблицу, в которой присутствуют объекты исследования, количество дыхательных движений (вдох и выдох в одну минуту).

Объект исследования Количество

дыхательных движений в мин.( вдох и выдох).

Продолжительность жизни (в годах)
Человек (взрослый)

16-20

Около 70

Человек (новорожденный)

60

-

Собака

10-30

15 - 18

Черепаха

1-4

50 – 150,

редко 200 лет

Кошка

20-30

10 -20, редко до 30

Пчела

Более 100

40 дней

Лошадь

12

20

Утка

10-16

20

Воробей

60-100

4 - 8

Крокодил

0,6-1,6

80-120

Крыса

85

2,5 - 3

Мышь

200

2 – 2,5

Морская свинка

150

6 - 10

 

Из данной таблицы можно сделать вывод, чем меньше дыхательных движений делает исследуемый объект, тем дольше он живет. Обратите внимание на таких долгожителей как: крокодил, черепаха.

Учитель. Какую математическую зависимость можно наблюдать, рассматривая данные таблицы?

13-й уч-ся. Абсолютно никакой. Нет последовательного чередования, например, в 2,3,5,10 и т.д. раз дыхательных движений – это первое. Второе – невозможно найти данные о количестве дыхательных движений человека за один год жизни. Люди дышат по- разному.

Учитель. Выходит так, что математика нам здесь ничем не поможет?

13-й уч-ся. А почему нет? Здесь можно составить обратную пропорциональную зависимость. Допустим, чтобы прожить 70 лет человек должен делать в одну минуту 15 дыхательных движений, а чтобы прожить 120 лет из составленной пропорции х: 15 = 70: 120 видим, что нужно делать 8 дыхательных движений.

Учитель. Как же добиться таких результатов, чтобы в минуту делать 8 дыхательных движений.

7-й уч-ся. Можно сказать следующее. Во время сна человек поглащает 15-20 литров кислорода за 1 час. Когда человек не спит, а лежит, потрeбление кислорода увеличивается на 1/3, при ходьбе вдвое, при работе в 3-6 раз. Активность газообмена влияет на емкость легких. Она больше нормы на 1-1,5 л. у спортсменов, а у пловцов даже 6,2 л. с увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота уменьшается, становится в 6-10 раз в 1 мин., против 14-18 движений у не спортсменов. Отсюда можно сделать вывод: чем меньше частота дыхательных движений, тем дольше живет человек.

Учитель. Я так понял, что нужно просто научиться, правильно дышать?

12-й уч-ся. Абсолютно так. Правильно умеют дышать, т.е. делать дыхательные движения певцы, музыканты, которые играют на духовых

инструментах, йоги, спортсмены.   Уметь дышать – значит правильно уметь использовать  возможности грудной клетки, дыхательных мышц и  диафрагмы. От правильности дыхания зависит здоровье и  продолжительность жизни.

10-й уч-ся. Правильно дышать – дышать ритмично и без задержек. Обычно выдох продолжительнее вдоха. С  выдохом совпадают быстрые движения, а с вдохом - меньшая сила движения. Опытный боксер делает удар на выдохе, а начинающий на задержке дыхания. Пловец должен момент гребка сочетать с задержкой дыхания, а не с выдохом, это увеличит плавучесть тела и облегчит нахождение в воде.

14-й уч-ся. Нужно дополнить, что для развития грудной клетки необходимы - правильная осанка, дыхательная гимнастика, занятия различными видами спорта (плаванье, грeбля, конькобежный, лыжный спорт и т.д.).

Учитель. Значит, дыхательная гимнастика очень полезна для человеческого организма?

11-й уч-ся. Увлекаться дыхательными упражнениями не стоит. Наши легкие работают на СО2, а активная вентиляция их резко снижает СО2 в наших организмах. Тонус дыхательного центра падает. А в результате - неприятные ощущения. Я предлагаю сочетать такую гимнастику с небольшим бегом, подскоками, приседаниями и т.д.

14-й уч-ся. Я поддерживаю эту мысль и считаю, что излишнее количество кислорода в легких разрушает кровеносные сосуды, вернее их стенки. Поэтому, чем больше кислорода поступает в организм человека, тем быстрее он стареет.

Учитель. Что же, можно согласиться с таким рассуждением о старении человеческого организма.

11-й уч-ся. Могу только сделать вставку такого хаpaктера, что биологическое старение человеческого организма начинается с пoлoвoго созревания, т.е. с детства - это 10 – 14 лет, учитывая в какой природной зоне живет человек, например, экваториальная или умеренная. А там играет фактор высоты солнца.

Учитель. Если я правильно понял, то высота солнца и сама солнечная энергия играет существенную роль в пoлoвoм созревании. Можно принять такую версию.

8-й уч-ся. Я хочу предложить специальные упражнения, тренирующие дыхание. Их можно объединить в 4 группы:

  • углубленный вдох в сочетании с грудным и брюшным дыханием
  • ритмичное дыхание с паузами и ускорением;
  • интенсивное дыхание с толчкообразным выдохом (со звуком “ха!”) ;
  • дыхание попеременно то через одну, то через другую ноздрю.

Нужно конечно тренироваться, чтобы так дышать.

15-й уч-ся. К этому занятию я пересмотрел много литературы по физической культуре, где описаны различные комплексы по дыхательной гимнастике. Заинтересовался я и книгой А.Н. Стрельниковой “Искусство быть здоровым”. Дыхательную гимнастику автора книги называют парадоксальной. Она предлагает делать вдох при сжимании грудной клетки, а не выдох, как мы это делаем. Она также считает, что “вдох первичен, выдох вторичен; вдох – причина, выдох – результат”.

16-й уч-ся. А я бы посоветовал заниматься дыхательными гимнастиками уже проверенными, и не одним человеком. И еще могу сказать, чтобы долго прожить необходимо отказаться от вредных привычек. Никотин, алкоголь сильно влияют на все системы организма человека. Он болеет, дряхлеет, стареет и умирает. Люди, ведущее правильный образ жизни живут на много лет дольше, чем те, которые ведут пассивный образ жизни, злоупотрeбляют спиртным и курят.

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

16-й уч-ся. Смотря, какая активная и пассивная формы. Спортсмен- бегун, например, будет жить меньше чем толкатель ядра, хотя оба занимаются спортом.

15-й уч-ся. Могу добавить ко всему сказанному, что человек тренируя свое дыхание, задерживает его. Очень редко можно встретить человека, который может не делать дыхательные движения от 2 до 7 минут, но это опасно и они долго не живут. Нельзя повторять такие эксперименты. Человек может задерживать дыхание до 1,5 минут, после чего наступает кислородное голодание и мгновенная cмepть.

Учитель. Давайте проведем такой пpaктический эксперимент, как проверка частоты дыхания. Проверим свое количество дыхательных движений за 1 минуту.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению количества дыхательных движений.

Учитель. А теперь я хочу, чтобы вы проверили свой жизненный объем легких. Прошу вас всех провести такой эксперимент. Перед вами находятся обычные разноцветные резиновые шары. За один выдох их нужно надуть. Кто сколько может, по объему.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению своего жизненного объема легких.

Заключительное слово учителя.

Вот вы и провели эксперимент. Измерили свой жизненный объем легких. По надутым шарам видно у кого-то он маленький, у кого-то – большой, а также и количество дыхательных движений. Это все не cмepтельно. Есть учащиеся, которым нужно подумать о своем здоровье. Главное - нужно бережно относиться к нему. Важно знать, что ваше здоровье в ваших руках.

А теперь, я бы предложил вам составить небольшую памятку, вернее, рекомендации по сохранению вашего здоровья.

Учащиеся составляют рекомендации по сохранению здоровья человека.

Давайте обсудим ваши рекомендации.

Обсуждение рекомендаций.

Рекомендации по сохранению здоровья

  • отказаться от вредных привычек (алкоголь, никотин, наркотики, психотропные вещества) ;
  • заниматься спортом посильным для себя (в здоровом теле – здоровый дух) ;
  • больше двигаться (делать двигательные движения) ;
  • больше находиться на свежем воздухе;
  • следить за своей одеждой в различное время года;
  • следить за дыхательными движениями;
  • не создавать стрессовых ситуаций и стараться “обходить” их.

Выйти из непродолжительного стресса помогут несколько экспресс - методов:

  1. Контроль за дыханием. Так как в спокойном состоянии человек дышит медленно и глубоко, этот метод вернет вам внутреннее спокойствие: на счет 1 – 4 – вдох, на счет 5 – 8 – выдох, на счет 9 – 12 – задержка дыхания. Повторите несколько раз.
  2. Снятие напряжения с челюстных мышц. Постучите кончиком языка по бугоркам верхнего небо.
  3. Упражнение для мышц тела. Поочередно напрягайте и расслабляйте группы мышц.
  4. Отвлекающий маневр. Посмотрите на окружающие вас предметы и назовите про себя поочередно их название, цвет, форму и назначение.
  5. Звукотерапия. Послушайте любимую музыку.
  6. Вкусное лекарство. Съешьте несколько кусочков темного шоколада, который является хорошим антидепрессантом.

Экспресс-методы взяты из газеты “Живая вода. Источник жизни. №11 (391) (22 марта 2007г.)

Итог урока.

Экспериментальная часть.

Для экспериментальных опытов можно взять белок куриного яйца, молоко, мороженое, мясной или рыбный бульоны, а также другие продукты, содержащие белок.

Цветные реакции белков.

1.Биуретовая реакция

К небольшому количеству белка прилить немного гидроксида натрия и по каплям добавлять раствор сульфата меди (II). Появится красно-фиолетовая окраска. Эта реакция показывает на содержание пептидных групп в белке.

2. Ксантопротеиновая реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного концентрированной азотной кислоты. Появится желтая окраска. Эта реакция доказывает, что в состав белка входят остатки ароматических аминокислот.

3. Сульфидная реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного ацетата свинца (II), а затем гидроксида натрия и нагреть. Выпадает черный осадок, который показывает содержание серы в белке.



Комментарии:

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

21 09 2023 11:21:39

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

20 09 2023 18:54:38

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

19 09 2023 2:49:11

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

18 09 2023 0:22:10

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

17 09 2023 13:35:52

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

16 09 2023 14:59:32

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

15 09 2023 5:55:45

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

14 09 2023 17:30:16

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

13 09 2023 13:25:22

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

12 09 2023 6:17:29

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

11 09 2023 18:23:35

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

10 09 2023 15:44:40

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"


    Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

      Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

09 09 2023 14:15:15

Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

08 09 2023 15:26:32

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

07 09 2023 7:32:24

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

06 09 2023 16:32:27

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

05 09 2023 2:19:36

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

04 09 2023 21:52:39

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

03 09 2023 4:52:24

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

02 09 2023 2:10:53

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

01 09 2023 21:18:37

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

31 08 2023 10:56:34

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

30 08 2023 9:35:20

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

29 08 2023 2:56:19

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

28 08 2023 2:12:55

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

27 08 2023 20:40:12

Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

      В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...

26 08 2023 19:23:28

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

25 08 2023 1:53:19

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

24 08 2023 2:29:11

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

23 08 2023 5:32:16

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

22 08 2023 21:20:16

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

21 08 2023 2:24:46

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

20 08 2023 21:34:32

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"


    Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

      Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

19 08 2023 15:14:31

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

18 08 2023 3:17:36

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

17 08 2023 18:44:56

Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....

16 08 2023 8:20:52

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

15 08 2023 14:16:50

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

14 08 2023 14:12:48

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"


    Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

      В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

13 08 2023 19:31:51

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

12 08 2023 19:57:18

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

11 08 2023 14:26:15

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

10 08 2023 14:21:52

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

09 08 2023 11:25:25

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

08 08 2023 23:44:54

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

07 08 2023 2:25:24

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"


    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

06 08 2023 1:22:58

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

05 08 2023 19:28:17

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

      В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

04 08 2023 23:24:48

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

03 08 2023 21:50:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::