Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Форма урока: интегрированный урок с элементами пpaктической направленности.

Задачи урока

  1. Обучающая - Расширить представления учащихся о понятии и смысле жизни в химико-биологическом аспекте, способах продления жизни, влиянии внешних и внутренних факторов на жизнь.
  2. Развивающая – закрепление знаний, навыков, умений проводить химический эксперимент по определению органических соединений в некоторых продуктах питания (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны).
  3. Воспитательная - показать учащимся на различных примерах пагубное влияние на здоровье человека алкоголя, никотина, психотропных веществ, укорачивающих жизнь подрастающего поколения, роль физической культуры в жизни человека.

Межпредметная связь

Химия: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Биология: “Белки. Углеводы. Жиры”.

Анатомия человека – весь учебный курс.

Физическая культура: весь учебный курс.

Плакаты, таблицы с понятием “Что такое жизнь?”

“Количество дыхательных движений”

“Срок жизни живых организмов – животные”

“Влияние алкоголя, никотина на здоровье человека”

Оборудование:

На каждой парте должны быть:

  • исследуемый материал (белок куриного яйца, мороженое, рыбный и мясной бульоны) ;
  • пробиркодержатель
  • штатив с пробирками;
  • подставка для сжигания сухого горючего;
  • колпачок для тушения сухого горючего;
  • сухое горючие;
  • спички.

Реактивы:

  • вода;
  • гидроксид натрия;
  • сульфат меди (II) ;
  • азотная кислота (концентрированная) ;
  • ацетат свинца (II) - раствор;
  • универсальная индикаторная бумага для определения рН рыбы, мяса.

Вводное слово учителя.

Я часто задумываюсь, а что же такое жизнь? Это, наверное, то, что мы живем, ходим, думаем, видим вокруг себя окружающую действительность, воспринимаем ее, какая она есть, ощущаем ее. А может это оживление природы после зимней спячки, когда кругом набухают почки и распускаются первые листочки на деревьях, выход животных на поверхность, рождение потомства, щeбeт птиц, заливистые трели соловья, своеобразный звук леса, его запах, а также опьяняющий запах свежескошенной травы. Идешь по опавшей листве, и ее шорох наводит на мысль, что уже наступает осень, затем зимние бури, пурга, метель. И все равно радуешься жизни. Хруст снега, а вокруг все белым- бело. Всему живому хочется жить, наперекор судьбе, несмотря на то какая она есть. А может жизнь начинается с порога твоего дома, с родителей, которые дали нам жизнь. Или с первой буквы в твоем букваре, который научил нас читать, писать и думать. Все по- разному понимают смысл жизни. Сколько на нашей планете людей, столько и понятия этого смысла. А может жизнь есть что-то необъяснимое пока еще живым организмам? Много сейчас открывается тайн живой природы и будут открываться дальше, так как мировая наука не стоит на месте. Большой вклад вносит и наша отечественная наука. И мне хотелось бы на нашем занятии услышать ваше мнение о понятии жизни, но с позиции естественных наук - химии и биологии.

Итак, что же такое жизнь?

Ход дискуссии

1-й уч-ся. Наша жизнь это есть что-то пока необъяснимое, может кем-то управляемое из Вселенной. И этот кто-то прогнозируя и экспериментируя, проводит над нами различные исследования, ведет естественный и искусственный отборы. Мы порой бываем, неадекватны в своем поведении, решении тех или иных вопросов, проблем. А если это так, то значит нас  контролируют, нами управляют, т.е. “дергают нас за ниточки”,  ведут к правильному решению и пониманию понятий или уводит нас в сторону к неверному пониманию окружающей действительности.

Учитель. Я бы не спешил анализировать аспект этого мировоззрения. Может у кого-то будут другие мнения по данной проблеме?

2-й уч-ся. Можно согласиться с этим взглядом, но я думаю, что жизнь это есть способ нашего существования на Земле. Мы размножаемся, растем, питаемся, стареем и умираем. Это к сожалению, замкнутый цикл всей живой природы, т.е. земной материи.

3-й уч-ся. Могу сказать, что мы должны прожить жизнь так, чтобы о нас вспоминали и помнили последующие поколения, цивилизации, как мы помним Ивана Грозного, Александра Невского, Петра I, великих полководцев, первых космонавтов, политических деятелей.

Учитель. Вы начали, и может быть продолжите затрагивать общеисторические события и факты. Но нужно подойти ближе к биологическим аспектам понимания жизни. Я так думаю. Кто еще хочет высказаться?

4-й уч-ся. Мы все состоим из неорганических и органических веществ. Наверное, это и есть жизнь.

1-й уч-ся к 4-му. А как же естественный и искусственный отборы в нашей жизни?

4-й уч-ся к 1-му. Я думаю, что все эти отборы тут не причем. Они не играют никакой роли.

5-й уч-ся. А вот, по-моему, как раз таки и играют. Я поддерживаю точку зрения о важной роли естественного отбора. Человек вырос в природе, прошел через нее приспособился к ней, учился у нее и защищался от самой природы.

6-й уч-ся. Изучая предметы: “Окружающий мир”, “Природоведение”, а теперь и “Анатомия человека” мы знаем, что человек дышит легкими. Легкие - это инструмент нашего дыхания. Именно там происходит удаление углекислого газа из крови и насыщение ее кислородом. В альвеолах совершается обмен газов. Можно считать, что работа легких и есть жизнь. Дыхание - это жизнь.

7-й уч-ся. Я хочу, чтобы мы вернулись к отборам. Естественный отбор – это дикий природный отбор. Природа отобрала более выносливых человеческих особей, отметая гуманный подход к человеку. А искусственный - это отбор человека человеком, тоже не из гуманных. У нас в стране гуманное отношение к человеку, в сравнении с другими странами, где лишают жизни больных людей и новорожденных с различными отклонениями от здоровья.

Учитель. Мне нравится ваш спор в отстаивании своих взглядов. Но мне хотелось, чтобы вы развили мысль уже прозвучавшую здесь, об органических веществах, из которых состоит живой организм высших существ. Прошу высказываться всех.

8-й уч-ся. Хочу напомнить, что живой организм состоит из 65% воды веса человеческого тела. Основная часть плазмы крови – 92% воды. Помимо воды, в организме человека присутствует органическое соединение - белок.

3-й уч-ся к 8-му. Почему соединение, а непросто белок?

8-й уч-ся. Белок – сложное соединение, состоящее из остатков аминокислот.

Мышцы человека состоят из белка на 90%. Да и вообще, организм человека почти полностью состоит из белка. Значит, жизнь - это существование белка, белковой материи.

Учитель. Слышу, что выдвигается основная мысль понятия жизни. Это хорошо. Пойдем дальше.

2-й уч-ся. Я считаю, что белковая материя не может существовать самостоятельно. Она должна, по-моему, питаться и размножаться, расти, стареть и умирать. То есть, она должна выполнять свои жизненные функции, а не существовать. Это мое мнение.

Учитель. Как вам это рассуждение? У кого еще, какие мнения?

3-й уч-ся. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему. Он может определять их ценность в зависимости от своих потребностей, индивидуальности. И у каждого человека имеется свой внутренний мир. По-разному строятся отношения между людьми. Кто-то сам определяет свои поступки и оценивает их. Все это составляет душевную деятельность человека, его психику.

4-й уч-ся. Выходит, что жизнь - это биологически созданный человек? Так что ли?

9-й уч-ся. Я считаю, что жизнь – это ступени развития любого живого существа с момента его рождения и до самой cмepти, биологической, конечно. Тогда когда разлагается белковая материя, перестает существовать и жизнь.

Учитель. Думаю, что можно уже и дать определение понятию жизни. Как вы думаете?

2-й уч-ся. Я думаю, что жизнь - это способ существования белковых тел, а можно и так – способ жизни белковых тел.

 

10-й уч-ся. Хочу дополнить что… с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней

развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти.

Учащийся пишет определение на листе бумаги.

Учитель. А как можно доказать наличие белка в живом организме? Какими хаpaктерными реакциями?

12-й уч-ся. Наличие белка можно доказать такими реакциями как: биуретовая, ксантопротеиновая, сульфидная.

Учитель. Давайте проведем эти реакции на различных продуктах питания, содержащих белок.

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении экспериментальной части урока.

Учащиеся выполняют экспериментальную часть урока.

Учитель. Я смотрю, что уже все выполнили экспериментальную часть. Кто даст мне ее анализ?

6-й уч-ся. Могу дать хаpaктеристику биуретовой реакции. При действии гидроксида натрия и сульфата меди (II) на белок появляется хаpaктерная для него окраска: красно-фиолетовая, что указывает на пептидные группы в белке.

8-й уч-ся. Ксантопротеиновая реакция заключается в следующем. При действии концентрированной азотной кислоты на белок появляется желтая окраска, которая подтверждает наличие остатков ароматических аминокислот, содержащихся в белковой молекуле.

9-й уч-ся. Сульфидная реакция заключается в следующем. На белок действуют ацетатом свинца, гидроксидом натрия и нагревают на огне. Черный осадок свидетельствует о наличии серы в белке.

Учитель. Мы выяснили цветные реакции на белок. А теперь хотелось обсудить проблемы способов продления жизни человека.

5-й уч-ся. Я хочу дополнить определение понятия “жизнь”. “Жизнь – это способ существования белковых тел с их хаpaктерно жизненными функциями ступеней развития: питания, дыхания, размножения, старения и cмepти, учитывая факторы эволюционного отбора”, т.е. естественного и искусственного отборов.

Учитель. Что же, можно согласиться и с такой формулировкой, так как в жизни живых организмов эволюционный отбор сыграл не последнюю роль для становления личности организма человека. Но вернемся к проблеме продления жизни. Этот вопрос очень остро стоит перед человечеством и, особенно перед нашей страной. Население сокращается очень быстро за счет cмepтности. Как прожить дольше, что нужно делать? Прошу высказываться вас по этой проблеме.

13-й уч-ся. При изучении проблемы продления жизни человека я составил такую таблицу, в которой присутствуют объекты исследования, количество дыхательных движений (вдох и выдох в одну минуту).

Объект исследования Количество

дыхательных движений в мин.( вдох и выдох).

Продолжительность жизни (в годах)
Человек (взрослый)

16-20

Около 70

Человек (новорожденный)

60

-

Собака

10-30

15 - 18

Черепаха

1-4

50 – 150,

редко 200 лет

Кошка

20-30

10 -20, редко до 30

Пчела

Более 100

40 дней

Лошадь

12

20

Утка

10-16

20

Воробей

60-100

4 - 8

Крокодил

0,6-1,6

80-120

Крыса

85

2,5 - 3

Мышь

200

2 – 2,5

Морская свинка

150

6 - 10

 

Из данной таблицы можно сделать вывод, чем меньше дыхательных движений делает исследуемый объект, тем дольше он живет. Обратите внимание на таких долгожителей как: крокодил, черепаха.

Учитель. Какую математическую зависимость можно наблюдать, рассматривая данные таблицы?

13-й уч-ся. Абсолютно никакой. Нет последовательного чередования, например, в 2,3,5,10 и т.д. раз дыхательных движений – это первое. Второе – невозможно найти данные о количестве дыхательных движений человека за один год жизни. Люди дышат по- разному.

Учитель. Выходит так, что математика нам здесь ничем не поможет?

13-й уч-ся. А почему нет? Здесь можно составить обратную пропорциональную зависимость. Допустим, чтобы прожить 70 лет человек должен делать в одну минуту 15 дыхательных движений, а чтобы прожить 120 лет из составленной пропорции х: 15 = 70: 120 видим, что нужно делать 8 дыхательных движений.

Учитель. Как же добиться таких результатов, чтобы в минуту делать 8 дыхательных движений.

7-й уч-ся. Можно сказать следующее. Во время сна человек поглащает 15-20 литров кислорода за 1 час. Когда человек не спит, а лежит, потрeбление кислорода увеличивается на 1/3, при ходьбе вдвое, при работе в 3-6 раз. Активность газообмена влияет на емкость легких. Она больше нормы на 1-1,5 л. у спортсменов, а у пловцов даже 6,2 л. с увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота уменьшается, становится в 6-10 раз в 1 мин., против 14-18 движений у не спортсменов. Отсюда можно сделать вывод: чем меньше частота дыхательных движений, тем дольше живет человек.

Учитель. Я так понял, что нужно просто научиться, правильно дышать?

12-й уч-ся. Абсолютно так. Правильно умеют дышать, т.е. делать дыхательные движения певцы, музыканты, которые играют на духовых

инструментах, йоги, спортсмены.   Уметь дышать – значит правильно уметь использовать  возможности грудной клетки, дыхательных мышц и  диафрагмы. От правильности дыхания зависит здоровье и  продолжительность жизни.

10-й уч-ся. Правильно дышать – дышать ритмично и без задержек. Обычно выдох продолжительнее вдоха. С  выдохом совпадают быстрые движения, а с вдохом - меньшая сила движения. Опытный боксер делает удар на выдохе, а начинающий на задержке дыхания. Пловец должен момент гребка сочетать с задержкой дыхания, а не с выдохом, это увеличит плавучесть тела и облегчит нахождение в воде.

14-й уч-ся. Нужно дополнить, что для развития грудной клетки необходимы - правильная осанка, дыхательная гимнастика, занятия различными видами спорта (плаванье, грeбля, конькобежный, лыжный спорт и т.д.).

Учитель. Значит, дыхательная гимнастика очень полезна для человеческого организма?

11-й уч-ся. Увлекаться дыхательными упражнениями не стоит. Наши легкие работают на СО2, а активная вентиляция их резко снижает СО2 в наших организмах. Тонус дыхательного центра падает. А в результате - неприятные ощущения. Я предлагаю сочетать такую гимнастику с небольшим бегом, подскоками, приседаниями и т.д.

14-й уч-ся. Я поддерживаю эту мысль и считаю, что излишнее количество кислорода в легких разрушает кровеносные сосуды, вернее их стенки. Поэтому, чем больше кислорода поступает в организм человека, тем быстрее он стареет.

Учитель. Что же, можно согласиться с таким рассуждением о старении человеческого организма.

11-й уч-ся. Могу только сделать вставку такого хаpaктера, что биологическое старение человеческого организма начинается с пoлoвoго созревания, т.е. с детства - это 10 – 14 лет, учитывая в какой природной зоне живет человек, например, экваториальная или умеренная. А там играет фактор высоты солнца.

Учитель. Если я правильно понял, то высота солнца и сама солнечная энергия играет существенную роль в пoлoвoм созревании. Можно принять такую версию.

8-й уч-ся. Я хочу предложить специальные упражнения, тренирующие дыхание. Их можно объединить в 4 группы:

  • углубленный вдох в сочетании с грудным и брюшным дыханием
  • ритмичное дыхание с паузами и ускорением;
  • интенсивное дыхание с толчкообразным выдохом (со звуком “ха!”) ;
  • дыхание попеременно то через одну, то через другую ноздрю.

Нужно конечно тренироваться, чтобы так дышать.

15-й уч-ся. К этому занятию я пересмотрел много литературы по физической культуре, где описаны различные комплексы по дыхательной гимнастике. Заинтересовался я и книгой А.Н. Стрельниковой “Искусство быть здоровым”. Дыхательную гимнастику автора книги называют парадоксальной. Она предлагает делать вдох при сжимании грудной клетки, а не выдох, как мы это делаем. Она также считает, что “вдох первичен, выдох вторичен; вдох – причина, выдох – результат”.

16-й уч-ся. А я бы посоветовал заниматься дыхательными гимнастиками уже проверенными, и не одним человеком. И еще могу сказать, чтобы долго прожить необходимо отказаться от вредных привычек. Никотин, алкоголь сильно влияют на все системы организма человека. Он болеет, дряхлеет, стареет и умирает. Люди, ведущее правильный образ жизни живут на много лет дольше, чем те, которые ведут пассивный образ жизни, злоупотрeбляют спиртным и курят.

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

1-й уч-ся. Тогда почему же коты, которые ведут пассивный образ жизни, живут на пять лет, а то и больше, по сравнению с активными формами?

16-й уч-ся. Смотря, какая активная и пассивная формы. Спортсмен- бегун, например, будет жить меньше чем толкатель ядра, хотя оба занимаются спортом.

15-й уч-ся. Могу добавить ко всему сказанному, что человек тренируя свое дыхание, задерживает его. Очень редко можно встретить человека, который может не делать дыхательные движения от 2 до 7 минут, но это опасно и они долго не живут. Нельзя повторять такие эксперименты. Человек может задерживать дыхание до 1,5 минут, после чего наступает кислородное голодание и мгновенная cмepть.

Учитель. Давайте проведем такой пpaктический эксперимент, как проверка частоты дыхания. Проверим свое количество дыхательных движений за 1 минуту.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению количества дыхательных движений.

Учитель. А теперь я хочу, чтобы вы проверили свой жизненный объем легких. Прошу вас всех провести такой эксперимент. Перед вами находятся обычные разноцветные резиновые шары. За один выдох их нужно надуть. Кто сколько может, по объему.

Учащиеся проводят пpaктический эксперимент по измерению своего жизненного объема легких.

Заключительное слово учителя.

Вот вы и провели эксперимент. Измерили свой жизненный объем легких. По надутым шарам видно у кого-то он маленький, у кого-то – большой, а также и количество дыхательных движений. Это все не cмepтельно. Есть учащиеся, которым нужно подумать о своем здоровье. Главное - нужно бережно относиться к нему. Важно знать, что ваше здоровье в ваших руках.

А теперь, я бы предложил вам составить небольшую памятку, вернее, рекомендации по сохранению вашего здоровья.

Учащиеся составляют рекомендации по сохранению здоровья человека.

Давайте обсудим ваши рекомендации.

Обсуждение рекомендаций.

Рекомендации по сохранению здоровья

  • отказаться от вредных привычек (алкоголь, никотин, наркотики, психотропные вещества) ;
  • заниматься спортом посильным для себя (в здоровом теле – здоровый дух) ;
  • больше двигаться (делать двигательные движения) ;
  • больше находиться на свежем воздухе;
  • следить за своей одеждой в различное время года;
  • следить за дыхательными движениями;
  • не создавать стрессовых ситуаций и стараться “обходить” их.

Выйти из непродолжительного стресса помогут несколько экспресс - методов:

  1. Контроль за дыханием. Так как в спокойном состоянии человек дышит медленно и глубоко, этот метод вернет вам внутреннее спокойствие: на счет 1 – 4 – вдох, на счет 5 – 8 – выдох, на счет 9 – 12 – задержка дыхания. Повторите несколько раз.
  2. Снятие напряжения с челюстных мышц. Постучите кончиком языка по бугоркам верхнего небо.
  3. Упражнение для мышц тела. Поочередно напрягайте и расслабляйте группы мышц.
  4. Отвлекающий маневр. Посмотрите на окружающие вас предметы и назовите про себя поочередно их название, цвет, форму и назначение.
  5. Звукотерапия. Послушайте любимую музыку.
  6. Вкусное лекарство. Съешьте несколько кусочков темного шоколада, который является хорошим антидепрессантом.

Экспресс-методы взяты из газеты “Живая вода. Источник жизни. №11 (391) (22 марта 2007г.)

Итог урока.

Экспериментальная часть.

Для экспериментальных опытов можно взять белок куриного яйца, молоко, мороженое, мясной или рыбный бульоны, а также другие продукты, содержащие белок.

Цветные реакции белков.

1.Биуретовая реакция

К небольшому количеству белка прилить немного гидроксида натрия и по каплям добавлять раствор сульфата меди (II). Появится красно-фиолетовая окраска. Эта реакция показывает на содержание пептидных групп в белке.

2. Ксантопротеиновая реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного концентрированной азотной кислоты. Появится желтая окраска. Эта реакция доказывает, что в состав белка входят остатки ароматических аминокислот.

3. Сульфидная реакция.

К небольшому количеству растворов белка прилить немного ацетата свинца (II), а затем гидроксида натрия и нагреть. Выпадает черный осадок, который показывает содержание серы в белке.



Комментарии:

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

18 07 2025 1:22:53

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

17 07 2025 16:35:19

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

16 07 2025 1:22:13

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

15 07 2025 12:55:16

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

14 07 2025 12:22:46

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

13 07 2025 2:16:38

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

12 07 2025 15:32:53

Повторяем теорию Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....

11 07 2025 8:45:23

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

10 07 2025 18:43:54

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

09 07 2025 15:35:15

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

08 07 2025 16:19:12

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

07 07 2025 23:54:19

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

06 07 2025 7:41:41

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

05 07 2025 9:30:55

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

04 07 2025 11:59:21

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

03 07 2025 18:15:54

Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"


    Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"

      Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....

02 07 2025 14:55:11

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

01 07 2025 17:38:40

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

30 06 2025 8:55:37

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

29 06 2025 22:19:12

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

28 06 2025 18:56:46

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

27 06 2025 5:10:55

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

26 06 2025 21:17:33

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

25 06 2025 1:50:34

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

24 06 2025 17:53:15

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

23 06 2025 6:22:28

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

22 06 2025 16:54:16

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

21 06 2025 4:26:27

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

20 06 2025 18:30:54

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

19 06 2025 4:48:51

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

18 06 2025 20:10:21

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

      Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

17 06 2025 9:16:34

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

16 06 2025 9:26:34

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

15 06 2025 0:45:10

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

14 06 2025 20:11:10

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

13 06 2025 5:49:34

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

12 06 2025 19:53:25

Многообразие рыб. 7-й класс

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....

11 06 2025 6:14:32

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

10 06 2025 1:39:32

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

09 06 2025 8:47:41

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

08 06 2025 14:40:42

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

07 06 2025 2:26:22

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

06 06 2025 19:14:21

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

05 06 2025 23:50:35

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

04 06 2025 9:14:35

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

03 06 2025 22:52:36

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

02 06 2025 21:11:54

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

      Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

01 06 2025 18:30:24

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

31 05 2025 21:36:32

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

30 05 2025 16:33:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::