Удивительный мир клетки

Цель: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть особенности строения эукариотической клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере различных клеток; знать признаки сходства и различия эукариотических и прокариотических клеток.
Развивающая:
- формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно – следственных связей;
- совершенствовать у учащихся умения работать с дидактическим материалом, микроскопом;
- развивать мышление учащихся, предлагая задания для сравнения клетки растений и клетки животных с выявлением схожих и отличительных признаков.
Воспитательная: воспитывать интерес к познанию живой природы.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: словесный, наглядный, пpaктический, проблемно - поисковый.
Оборудование: раздаточный материал, микропрепараты тканей животных и растений, микроскопы, мультимедийная презентация.
Ход урока
Презентация. Слайд 1
1.Организационный момент.
- приветствие;
- подготовка аудитории к работе.
2. Проверка знаний.
Метод: тестирование
Цель: определить уровень знаний по теме «Прокариотическая клетка».
I. Выполните тестовое задание. Презентация.Слайд 2.
ТЕСТ
1. К прокариотическим организмам относятся :
А. Бактерии В. Животные
Б. Высшие растения Г. Вирусы
2. Бактерии относят к прокариотам, так как они:
А. Не имеют оформленного ядра Б. Состоят из одной клетки
В. Имеют мелкие размеры Г. Не имеют пластид
3. Прокариоты – это организмы:
А. Многоклеточные В. Неклеточная форма
Б. Одноклеточные Г. Все перечисленное
4. В клетках бактерий отсутствуют:
А. Рибосомы Б. Включения
В. ДНК и РНК Г. Эндоплазматическая сеть
5. Шарообразные бактерии называются:
А. Бациллами Б. Вибрионами
В. Кокками Г.Спириллами
II. Проверьте. Ответы на экране. Презентация. Слайд 3.
Ответ: 1А; 2.А; 3.Б; 4. Г; 5.В Проанализируйте ошибки. Нет ошибок – 5;1 ошибка -4, 2 ошибки -3, у кого ошибок больше поработать.
3. Мотивация к учебной деятельности.
- Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. А давайте попробуем заглянуть во внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы. Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни?
Учитель задает вопросы:
О чем говорит многообразие форм клеток?
Что общего между ними и что различно?
На эти вопросы мы найдем сегодня ответы.
Сообщение темы, цели урока.
4. Изучение нового материала:
1. Методы изучения клетки.
Учитель задает вопросы:
Благодаря чему стало возможно заглянуть в мир клетки?
Почему успехи современной биологической науки связаны с развитием химии, физики, техники?
Презентация. Слайд 4.
Основным современным методом изучения клетки является использование светового и электронного микроскопа, только с помощью этих приборов ученые смогли проникнуть в тайны клеток.
Сегодня используют такие методы изучения клеток:
- дифференциальное центрифугирование
- рентгеноструктурный анализ
- цито - и гистохимия
2. Многообразие клеток. Презентация. Слайд 5.
Мир клеток разнообразен. Эукариотические клетки самых разнообразных организмов от простейших до высших растений и животных отличаются сложностью строения. Типичных клеток в природе не существует: они отличаются друг от друга по форме.
Учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности» стр. 125 рис.66
Учитель задает вопрос. Почему форма клеток разнообразна, чем обусловлено разнообразие форм клеток?
Что бы ответить на этот вопрос мы проведем маленькое исследование, выполним лабораторную работу.
Лабораторная работа.
«Особенности внешнего строения клеток в связи с выполняемыми функциями»
Презентация. Слайд 6,7.
Повторение правил работы с микроскопом и предметными стеклами.
Презентация. Слайд 8.
Выполняя работу, ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом:
- Какой микропрепарат вы рассмотрели.
- Каковы особенности формы клетки, с какими функциями это связано.
- Назовите исследуемую ткань.
3.Строение эукариотической клетки. Презентация. Слайд 9.
4. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением цитоплазмы и плазматической мембраны клетки. Презентация .Слайд 10
Откройте учебник стр. 127-128 прочитайте о строении плазматической мембраны, самостоятельно выполните задания 2,5 в рабочей тетради стр. 62,63.
Ответьте на вопросы:
1. Какое строение имеет плазматическая мембрана?
2. Функции плазматической мембраны.
Учащиеся дают определения понятиям «Пиноцитоз», «Фагоцитоз». Презентация. Слайд 11
5. Сходство и различие клеток прокариот эукариот (растительных и животных) . Презентация. Слайд 12.
Сравните строение клеток прокариот и эукариот (растительных и животных клеток), пользуясь, рис. 67 , стр. 126 учебника. Заполните таблицу:
Структуры клетки |
Прокариотическая |
Эукариотическая |
|
растительная |
животная |
||
Плазматическая мембрана |
|
|
|
Клеточная стенка |
|
|
|
Цитоплазма |
|
|
|
Ядро |
|
|
|
Рибосомы |
|
|
|
Митохондрии |
|
|
|
Эндо-плазматическая сеть (ЭПС) |
|
|
|
Аппарат Гольджи |
|
|
|
Лизосомы |
|
|
|
Пластиды |
|
|
|
Вакуоли |
|
|
|
5. Обобщение знаний
«Построение модели клетки» (учащимся предлагается, из предложенных органоидов, построить клетку растений, животных, прокариотическую клетку).
6. Сообщение домашнего задания: п. 26. стр. 125-129
Выполнить задания в рабочей тетради 1,3,4 стр. 62-63
7. Рефлексия. Выберите изображение соответствующее вашему настроению.
Приложение
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
22 05 2022 23:21:13
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
21 05 2022 18:46:20
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
20 05 2022 9:51:15
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
19 05 2022 10:13:28
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
18 05 2022 19:29:36
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
17 05 2022 5:56:12
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
16 05 2022 10:20:19
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
15 05 2022 15:28:54
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
14 05 2022 20:58:46
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
13 05 2022 3:31:12
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
12 05 2022 17:48:15
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
11 05 2022 2:23:58
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
10 05 2022 14:27:49
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
09 05 2022 10:29:38
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
08 05 2022 17:58:46
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
07 05 2022 6:30:14
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
06 05 2022 11:26:17
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
05 05 2022 21:30:19
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
04 05 2022 8:13:13
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
03 05 2022 1:38:15
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
02 05 2022 7:27:59
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
01 05 2022 17:23:35
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
30 04 2022 22:49:22
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
29 04 2022 16:55:32
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
28 04 2022 19:41:51
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
27 04 2022 15:10:35
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов.
...
26 04 2022 14:58:27
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
25 04 2022 13:18:28
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
24 04 2022 8:15:56
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
23 04 2022 22:42:45
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
22 04 2022 16:54:18
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным.
...
21 04 2022 23:11:11
Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....
20 04 2022 18:37:22
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
19 04 2022 23:50:11
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
18 04 2022 8:54:24
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
17 04 2022 6:22:31
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
16 04 2022 20:46:28
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
15 04 2022 1:21:22
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
14 04 2022 23:15:53
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
13 04 2022 23:44:46
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
12 04 2022 10:42:34
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
11 04 2022 16:47:29
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
10 04 2022 11:52:15
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
09 04 2022 13:55:13
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
08 04 2022 6:25:28
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
07 04 2022 0:14:40
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
06 04 2022 23:40:29
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
05 04 2022 15:57:56
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
04 04 2022 20:17:31
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
03 04 2022 7:17:33
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::