Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"


    Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Цель мастер-класса: информирование  о системе работы с биологическими понятиями, основанной на технологии СДО в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Задачи:

  • обеспечить ознакомление участников мастер-класса с системой работы с биологическими понятиями на основе диалектического подхода к современному образовательному процессу в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • организовать профессиональный диалог об особенностях диалектического подхода к современному образовательному процессу через организацию исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.

Наша школа, как и многие другие, в настоящее время включена в инновационную деятельность, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов,  представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС. Поскольку инновационная деятельность – это, прежде всего, творческая деятельность, трудно переоценить её роль в образовательном процессе. В современной педагогике выделяют несколько уровней творчества педагога. Один из них – «это усовершенствования, т.е. чаще всего, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания». [4]

Мною используется  технология Способа диалектического обучения,  в основе которого лежит работа с понятиями. Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) труда (преобразование природы), [1] способствует переходу от сообщенных знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.  Система изучаемых биологических понятий формирует, во-первых, навыки работы с понятиями, во-вторых направлена на развитие у учащихся навыков формальной и диалектической  логики.  В работе с понятиями можно выделить несколько уровней:

  • выделение понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определенный алгоритм (установление родо-видовых понятий – требование ФГОС) ;
  • объединение понятий в суждения через составление проблемных вопросов (вопросов – суждения сформулированных по определенной схеме, далее В.С.), творческое чтение текста;
  • нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей (требование ФГОС), выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, выведение понятия через дедукцию (требование ФГОС). 

«Ключом» к отбору гипотез являются родовые либо видовые признаки изучаемого понятия. Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение школьника, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли. Таким образом, применение теории на пpaктике и в новой ситуации, содержательная коммуникация на основе знаний, естественная мотивация, материализованная оценка знаний – эти и другие требования ФГОС ООО и ФГОС НОО возможно реализовать Способом диалектического обучения.

Эту технологию можно рассмотреть на примере ролевой игры «Урок  биологии в 5 классе по теме «Лишайники»

Цель урока: выведение нового понятия «лишайники».

Задачи:

  • Способствовать   формированию   научного   мировоззрения   на  примере изучения  симбиотических организмов.
  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по теме урока.

Структура урока

Учебник [3]
1. Мотивирование к учебной деятельности (вхождение учащегося в прострaнcтво учебной деятельности на уроке: \"надо\", \"хочу\", \"могу\").  Прием «Необъявленная тема».  
2. Актуализация  знаний,  пробное учебное действие и фиксирование индивидуального (или коллективного) затруднения в пробном учебном действии.  Выявление места и причины затруднения.  
Тема предыдущего урока «Грибы», дается задание «Пятый лишний» Подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник, пеницилл. Нужно выделить одно лишнее понятие, установить признак, по которому  оно является лишним (находим сходство – родовое понятие, и различия – видовое: сравниваем эти понятия). Это задание является основой для самостоятельной работы учащихся на протяжении всего урока.  
Предполагаемый ответ:  пеницилл, потому, что это плесневый гриб, остальные – шляпочные  грибы.  
В.С. Почему подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник получили такое название?  Предполагаемый ответ:  по названию растений, возле которых их можно найти.  
В.С. Почему эти грибы растут под определенными деревьями? Предполагаемый ответ: симбионты С. 58-59
Задание: Выпишите рядом с  названиями грибов – названия растений, с которыми они вступают в симбиоз. С. 43
В. С. Каким  образом осину, березу, ель, тополь можно объединить в одну условную группу?  Предполагаемый ответ: деревья – раскрываем это понятие, родовое понятие жизненная форма растений. Следовательно, к какому царству относим перечисленные растения?  Предполагаемый ответ: царству Растений.  Родовое понятие – растения С. 46, (20, 21, 27)
В.С. Каким  образом многообразие  растений в царстве можно разбить по группам?  Предполагаемый ответ: по количеству клеток, по строению (видовые признаки).   
В.С. Каким  образом осину, березу, ель, тополь можно объединить  по строению в одну условную группу?  
Предполагаемый ответ  это высшие растения.
С. 46, (20, 21, 27)
(Запись на доске – родовое понятие) высшие растения С. 46
В.С. Чем объяснить, что   подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник вы объединили в одну группу? Предполагаемые ответы:  имеют приставку под –, по строению, шляпочные, высшие грибы  
(Запись на доске)    + высшие грибы С. 49
В.С.Дадим хаpaктеристику этим группам организмов: Каким образом питание растений отличается от питания грибов?  

По способу питания автотрофы

По способу питания гетеротрофы

С. 41-42
Задание:  Составьте перечень основных свойств этих организмов, хаpaктеризующих  их с точки зрения  питания.[5]
Выделяем пары противоположных признаков организма, их «+», «–»
«+» Свет и углекислый газ есть в достатке,     «–» вода, минеральные соли – не всегда.  Хорошо, что сами питаются, плохо – не могут сами питаться,  потому что дефицит воды и минеральных солей…
 
В.С. Каким образом автотрофы могут решить это противоречие питания? Задание. Найдите необычный способ, позволяющий решить это противоречие. [5]
Например: к «–» составляем  вопрос «В каком случае отрицательный признак  станет положительным признаком?», отвечаем.  Находим решение – в противоположном понятии «автотрофам» – это «гетеротрофы».
Решение противоречия – …берут помощь у грибов
«+» Гетеротрофы грибы питаются готовыми  органическими веществами, но не могут питаться, если  органических веществ нет  в  окружающей среде. «–» Нет готовых, кто их производит? Автотрофы – решение противоречия – берут помощь у растений,…
 
…образуя грибокорень – микоризу С. 59-60
Возвращаемся к заданию «Пятый лишний». В.С. Вследствие чего  пеницилл так же относят  к грибам, несмотря на то, что у него нет шляпки и ножки как, например,  у подберёзовика? Предполагаемый ответ имеют общие признаки – строение клетки, способ питания, но относят к низшим грибам. С. 49
С. 58
(запись на доске)    + низшие грибы  
– А он может вступать в симбиотические отношения? Нет, это плесень.  В.С. В каком случае  низшие грибы вступают в симбиотические отношения?  Предполагаемый ответ: в том случае, когда возникает противоречие, как и у высших: гетеротрофы не могут питаться при отсутствии готовых органических веществ.  
Совместное решение проблем – образуя симбиотический организм низших грибов и низших растений. (Почему не высших? Потому что, неравноценный обмен, питание грибов за счет высших растений называется паразитизм, другое родовое понятие.)  
Низшие растения (водоросли)  
3. Выявление места и причины затруднения,  целеполагание и построение выхода из затруднения. Грибокорень у высших, а у низших –…?  В.С. Каким образом низшие растения и низшие грибы могут совместно разрешить противоречия, связанные со способом питания?  
4. Обсуждение и решение проблем. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).  
В.С. Каким образом мы можем сформировать  название такого организма?  Предполагаемый ответ: по аналогии микориза, грибокорень. Гипотезы: гриботал, (гриб и таллом), водогриб (водоросль и гриб), миковод (мико- и водоросль) и т.д. Однако, вероятно, есть исторически закрепившееся понятие. Смотрим в учебнике.  
Тема урока..? «Лишайники». В.С. Каким образом, мы  можем слоганом определить эту тему? Например, «Вместе весело шагать…» С. 66
Соотносим текст учебника и наши выводы. В учебнике: «Своеобразная группа организмов, распространённая на всех материках, включая Антарктиду».[4] Возражения? Не все своеобразные организмы,  распространённые на всех материках, включая Антарктиду, являются лишайниками, например, простейшие, бактерии, птицы, и т.д. С. 66
Следовательно, формулируем собственное определение по алгоритму «родовое понятие и видовые существенные признаки»  
Отвечаем на вопрос «Что это?», записываем во вторую графу сборника понятий «симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли», «каким бывает»? Не знаем. Пользуемся справочниками, учебником, интернетом и т. д.
– Кто их пишет, составляет? 
Предполагаемый ответ: ученые. Вспоминаем, какие ученые изучают грибы,  растения.  Интеpaктивная игра «Ученые отдыхают» (Электронное издание «1С: Образовательная коллекция. Биология, 6 кл. Живой организм»).  Предполагаемый ответ: микологи – наука микология, ботаники–наука – ботаника.
 
Динамическая пауза прием «Мимическая гимнастика» – изображаем ученых, исследующих группы организмов.  
В.С. Как доказать, что изучением  лишайников не могут заниматься только  микологи или только  ботаники? А лишайники кто изучает? Не знаем…  
5. Решение учебных задач  
Записываем: Что хотим узнать: Задача 1. Как называется наука о лишайниках, ученые, их изучающие.  
О чем может рассказать ученый?   Составляем план по алгоритму «сборника понятий». Задача 2. Какими бывают лишайники (многообразие лишайников)
Кто ещё может рассказать об организмах? Предполагаемый ответ: художники, сказочники, математики и др.
 
Работа в группах: ученые, художники, сказочники, математики и др.
Задание. Изложите в форме рассказа (сообщения, рисунка, сказки, задачи и др.) своё мнение (понимание) понятия «лишайник».
 
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  
Работа со сборником понятий – выдвигаются версии по определению основания деления (признака) понятия, заполняется третья графа сборника понятий «Объём (каким бывает понятие)»  
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-схеме (работа с текстом, рисунками, таблицами  учебника; фокусируются на пpaктическом применении изученного).  Задача 3. Значение лишайников в природе и жизни человека.Формирование умения задавать вопросы – суждения  по схеме:1.Вопросительное слово из синонимического ряда (Почему…? Когда..? Вследствие чего..? Как доказать, что..? Чем объяснить, что..? Каким образом..? В каком случае..?) [3]  2.Первое понятие 3.Глагол – связка 4. Второе понятие  Задание. Раскройте особенности пpaктического применения лишайников через вопросы – суждения.Например:  В.С. Почему для северных животных огромное значение имеют кустистые лишайники? Чем объяснить, что лишайники признаны лекарственными растениями?  Включение в систему знаний и повторение: вопросы суждения на сравнение. Задание. Сравните организмы – симбионты  через вопросы – суждения. Например:  В.С. Как доказать, что микориза и лишайник – пример симбиоза?  
8. Рефлексия деятельности – прием «Противоположные понятия» по теме  урока.  Задание. Отразите содержание урока, составив список  противоположных  понятий.  

Список литературы:

  1. Гончарук А. И. “Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
  2. Поляруш А. А. Единство в многообразии: Диалектический подход к учебному процессу. 2-е изд., испр. и доп., Красноярск, 2006 г.
  3. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Издательство Вентана-Граф, Москва, 2013 г.
  4. Сиденко Е.А. Мастер-класс: Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения, http://www.in-exp.ru/mo-4-2010/77-favorit-art-mo-04/320-master-kl-cidenk-mo04-22-25.html#sdfootnote1sym
  5. Вебинар «Технологии деятельностной педагогики в контексте ФГОС основного общего образования» от 28 января 2014 г. http://www.uchmet.ru/articles/165393/?referer1=subscribe&referer2=2014jan28_results_webinar



Комментарии:

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

01 04 2025 21:35:27

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

31 03 2025 0:15:37

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

30 03 2025 1:18:45

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

29 03 2025 14:51:19

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

28 03 2025 23:28:57

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

27 03 2025 18:30:59

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

26 03 2025 16:59:19

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

25 03 2025 9:56:41

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

24 03 2025 9:44:26

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

23 03 2025 12:34:22

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

22 03 2025 2:42:15

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

21 03 2025 14:41:19

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

20 03 2025 10:23:20

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

19 03 2025 4:28:44

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

18 03 2025 21:41:45

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

17 03 2025 15:31:35

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

16 03 2025 5:18:12

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

15 03 2025 15:15:55

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

14 03 2025 17:14:40

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

      Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

13 03 2025 15:15:31

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

12 03 2025 16:59:39

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

      В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

11 03 2025 19:22:58

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

      Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....

10 03 2025 4:43:24

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

09 03 2025 10:18:43

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

08 03 2025 4:44:35

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

07 03 2025 4:49:35

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

06 03 2025 7:20:11

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

05 03 2025 20:50:52

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

04 03 2025 7:39:22

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

03 03 2025 15:35:12

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

02 03 2025 23:43:43

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


    Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

      Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

01 03 2025 3:16:55

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"


    Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

      Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....

28 02 2025 0:24:57

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

27 02 2025 19:45:50

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

26 02 2025 16:11:37

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

25 02 2025 16:39:19

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

24 02 2025 11:17:15

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

23 02 2025 0:12:11

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

22 02 2025 10:12:19

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

21 02 2025 20:22:14

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

20 02 2025 1:41:46

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

19 02 2025 23:35:22

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

18 02 2025 18:59:38

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

17 02 2025 9:27:21

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

16 02 2025 15:32:26

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

15 02 2025 4:34:12

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

14 02 2025 23:44:22

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

13 02 2025 11:31:23

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

12 02 2025 3:40:36

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

11 02 2025 1:19:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::