Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"


Цель мастер-класса: информирование  о системе работы с биологическими понятиями, основанной на технологии СДО в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Задачи:

  • обеспечить ознакомление участников мастер-класса с системой работы с биологическими понятиями на основе диалектического подхода к современному образовательному процессу в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • организовать профессиональный диалог об особенностях диалектического подхода к современному образовательному процессу через организацию исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.

Наша школа, как и многие другие, в настоящее время включена в инновационную деятельность, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов,  представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС. Поскольку инновационная деятельность – это, прежде всего, творческая деятельность, трудно переоценить её роль в образовательном процессе. В современной педагогике выделяют несколько уровней творчества педагога. Один из них – «это усовершенствования, т.е. чаще всего, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания». [4]

Мною используется  технология Способа диалектического обучения,  в основе которого лежит работа с понятиями. Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) труда (преобразование природы), [1] способствует переходу от сообщенных знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.  Система изучаемых биологических понятий формирует, во-первых, навыки работы с понятиями, во-вторых направлена на развитие у учащихся навыков формальной и диалектической  логики.  В работе с понятиями можно выделить несколько уровней:

  • выделение понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определенный алгоритм (установление родо-видовых понятий – требование ФГОС);
  • объединение понятий в суждения через составление проблемных вопросов (вопросов – суждения сформулированных по определенной схеме, далее В.С.), творческое чтение текста;
  • нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей (требование ФГОС), выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, выведение понятия через дедукцию (требование ФГОС). 

«Ключом» к отбору гипотез являются родовые либо видовые признаки изучаемого понятия. Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение школьника, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли. Таким образом, применение теории на пpaктике и в новой ситуации, содержательная коммуникация на основе знаний, естественная мотивация, материализованная оценка знаний – эти и другие требования ФГОС ООО и ФГОС НОО возможно реализовать Способом диалектического обучения.

Эту технологию можно рассмотреть на примере ролевой игры «Урок  биологии в 5 классе по теме «Лишайники»

Цель урока: выведение нового понятия «лишайники».

Задачи:

  • Способствовать   формированию   научного   мировоззрения   на  примере изучения  симбиотических организмов.
  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по теме урока.

Структура урока

Учебник [3]
1. Мотивирование к учебной деятельности (вхождение учащегося в прострaнcтво учебной деятельности на уроке: "надо", "хочу", "могу").  Прием «Необъявленная тема».  
2. Актуализация  знаний,  пробное учебное действие и фиксирование индивидуального (или коллективного) затруднения в пробном учебном действии.  Выявление места и причины затруднения.  
Тема предыдущего урока «Грибы», дается задание «Пятый лишний» Подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник, пеницилл. Нужно выделить одно лишнее понятие, установить признак, по которому  оно является лишним (находим сходство – родовое понятие, и различия – видовое: сравниваем эти понятия). Это задание является основой для самостоятельной работы учащихся на протяжении всего урока.  
Предполагаемый ответ:  пеницилл, потому, что это плесневый гриб, остальные – шляпочные  грибы.  
В.С. Почему подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник получили такое название?  Предполагаемый ответ:  по названию растений, возле которых их можно найти.  
В.С. Почему эти грибы растут под определенными деревьями? Предполагаемый ответ: симбионты С. 58-59
Задание: Выпишите рядом с  названиями грибов – названия растений, с которыми они вступают в симбиоз. С. 43
В. С. Каким  образом осину, березу, ель, тополь можно объединить в одну условную группу?  Предполагаемый ответ: деревья – раскрываем это понятие, родовое понятие жизненная форма растений. Следовательно, к какому царству относим перечисленные растения?  Предполагаемый ответ: царству Растений.  Родовое понятие – растения С. 46, (20, 21, 27)
В.С. Каким  образом многообразие  растений в царстве можно разбить по группам?  Предполагаемый ответ: по количеству клеток, по строению (видовые признаки).   
В.С. Каким  образом осину, березу, ель, тополь можно объединить  по строению в одну условную группу?  
Предполагаемый ответ  это высшие растения.
С. 46, (20, 21, 27)
(Запись на доске – родовое понятие) высшие растения С. 46
В.С. Чем объяснить, что   подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник вы объединили в одну группу? Предполагаемые ответы:  имеют приставку под –, по строению, шляпочные, высшие грибы  
(Запись на доске)    + высшие грибы С. 49
В.С.Дадим хаpaктеристику этим группам организмов: Каким образом питание растений отличается от питания грибов?  

По способу питания автотрофы

По способу питания гетеротрофы

С. 41-42
Задание:  Составьте перечень основных свойств этих организмов, хаpaктеризующих  их с точки зрения  питания.[5]
Выделяем пары противоположных признаков организма, их «+», «–»
«+» Свет и углекислый газ есть в достатке,     «–» вода, минеральные соли – не всегда.  Хорошо, что сами питаются, плохо – не могут сами питаться,  потому что дефицит воды и минеральных солей…
 
В.С. Каким образом автотрофы могут решить это противоречие питания? Задание. Найдите необычный способ, позволяющий решить это противоречие. [5]
Например: к «–» составляем  вопрос «В каком случае отрицательный признак  станет положительным признаком?», отвечаем.  Находим решение – в противоположном понятии «автотрофам» – это «гетеротрофы».
Решение противоречия – …берут помощь у грибов
«+» Гетеротрофы грибы питаются готовыми  органическими веществами, но не могут питаться, если  органических веществ нет  в  окружающей среде. «–» Нет готовых, кто их производит? Автотрофы – решение противоречия – берут помощь у растений,…
 
…образуя грибокорень – микоризу С. 59-60
Возвращаемся к заданию «Пятый лишний». В.С. Вследствие чего  пеницилл так же относят  к грибам, несмотря на то, что у него нет шляпки и ножки как, например,  у подберёзовика? Предполагаемый ответ имеют общие признаки – строение клетки, способ питания, но относят к низшим грибам. С. 49
С. 58
(запись на доске)    + низшие грибы  
– А он может вступать в симбиотические отношения? Нет, это плесень.  В.С. В каком случае  низшие грибы вступают в симбиотические отношения?  Предполагаемый ответ: в том случае, когда возникает противоречие, как и у высших: гетеротрофы не могут питаться при отсутствии готовых органических веществ.  
Совместное решение проблем – образуя симбиотический организм низших грибов и низших растений. (Почему не высших? Потому что, неравноценный обмен, питание грибов за счет высших растений называется паразитизм, другое родовое понятие.)  
Низшие растения (водоросли)  
3. Выявление места и причины затруднения,  целеполагание и построение выхода из затруднения. Грибокорень у высших, а у низших –…?  В.С. Каким образом низшие растения и низшие грибы могут совместно разрешить противоречия, связанные со способом питания?  
4. Обсуждение и решение проблем. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).  
В.С. Каким образом мы можем сформировать  название такого организма?  Предполагаемый ответ: по аналогии микориза, грибокорень. Гипотезы: гриботал, (гриб и таллом), водогриб (водоросль и гриб), миковод (мико- и водоросль) и т.д. Однако, вероятно, есть исторически закрепившееся понятие. Смотрим в учебнике.  
Тема урока..? «Лишайники». В.С. Каким образом, мы  можем слоганом определить эту тему? Например, «Вместе весело шагать…» С. 66
Соотносим текст учебника и наши выводы. В учебнике: «Своеобразная группа организмов, распространённая на всех материках, включая Антарктиду».[4] Возражения? Не все своеобразные организмы,  распространённые на всех материках, включая Антарктиду, являются лишайниками, например, простейшие, бактерии, птицы, и т.д. С. 66
Следовательно, формулируем собственное определение по алгоритму «родовое понятие и видовые существенные признаки»  
Отвечаем на вопрос «Что это?», записываем во вторую графу сборника понятий «симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли», «каким бывает»? Не знаем. Пользуемся справочниками, учебником, интернетом и т. д.
– Кто их пишет, составляет? 
Предполагаемый ответ: ученые. Вспоминаем, какие ученые изучают грибы,  растения.  Интеpaктивная игра «Ученые отдыхают» (Электронное издание «1С: Образовательная коллекция. Биология, 6 кл. Живой организм»).  Предполагаемый ответ: микологи – наука микология, ботаники–наука – ботаника.
 
Динамическая пауза прием «Мимическая гимнастика» – изображаем ученых, исследующих группы организмов.  
В.С. Как доказать, что изучением  лишайников не могут заниматься только  микологи или только  ботаники? А лишайники кто изучает? Не знаем…  
5. Решение учебных задач  
Записываем: Что хотим узнать: Задача 1. Как называется наука о лишайниках, ученые, их изучающие.  
О чем может рассказать ученый?   Составляем план по алгоритму «сборника понятий». Задача 2. Какими бывают лишайники (многообразие лишайников)
Кто ещё может рассказать об организмах? Предполагаемый ответ: художники, сказочники, математики и др.
 
Работа в группах: ученые, художники, сказочники, математики и др.
Задание. Изложите в форме рассказа (сообщения, рисунка, сказки, задачи и др.) своё мнение (понимание) понятия «лишайник».
 
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  
Работа со сборником понятий – выдвигаются версии по определению основания деления (признака) понятия, заполняется третья графа сборника понятий «Объём (каким бывает понятие)»  
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-схеме (работа с текстом, рисунками, таблицами  учебника; фокусируются на пpaктическом применении изученного).  Задача 3. Значение лишайников в природе и жизни человека.Формирование умения задавать вопросы – суждения  по схеме:1.Вопросительное слово из синонимического ряда (Почему…? Когда..? Вследствие чего..? Как доказать, что..? Чем объяснить, что..? Каким образом..? В каком случае..?) [3]  2.Первое понятие 3.Глагол – связка 4. Второе понятие  Задание. Раскройте особенности пpaктического применения лишайников через вопросы – суждения.Например:  В.С. Почему для северных животных огромное значение имеют кустистые лишайники? Чем объяснить, что лишайники признаны лекарственными растениями?  Включение в систему знаний и повторение: вопросы суждения на сравнение. Задание. Сравните организмы – симбионты  через вопросы – суждения. Например:  В.С. Как доказать, что микориза и лишайник – пример симбиоза?  
8. Рефлексия деятельности – прием «Противоположные понятия» по теме  урока.  Задание. Отразите содержание урока, составив список  противоположных  понятий.  

Список литературы:

  1. Гончарук А. И. “Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
  2. Поляруш А. А. Единство в многообразии: Диалектический подход к учебному процессу. 2-е изд., испр. и доп., Красноярск, 2006 г.
  3. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Издательство Вентана-Граф, Москва, 2013 г.
  4. Сиденко Е.А. Мастер-класс: Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения, http://www.in-exp.ru/mo-4-2010/77-favorit-art-mo-04/320-master-kl-cidenk-mo04-22-25.html#sdfootnote1sym
  5. Вебинар «Технологии деятельностной педагогики в контексте ФГОС основного общего образования» от 28 января 2014 г. http://www.uchmet.ru/articles/165393/?referer1=subscribe&referer2=2014jan28_results_webinar


Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

16 08 2022 21:27:57

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....

15 08 2022 12:42:34

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

14 08 2022 18:15:15

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

13 08 2022 23:10:11

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

12 08 2022 15:15:24

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

11 08 2022 3:35:29

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

10 08 2022 15:25:48

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

09 08 2022 1:58:39

Тема урока: "Пища и культура питания"


    Тема урока: "Пища и культура питания"

      Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....

08 08 2022 7:25:51

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

07 08 2022 3:10:56

Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников


    Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

      Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

06 08 2022 18:16:17

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

05 08 2022 12:22:28

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

04 08 2022 6:58:21

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

03 08 2022 6:27:41

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

02 08 2022 12:45:46

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

01 08 2022 20:22:28

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

31 07 2022 6:20:20

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

30 07 2022 4:32:11

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

29 07 2022 22:22:57

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

28 07 2022 6:49:24

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

27 07 2022 10:13:41

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

26 07 2022 13:24:41

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

25 07 2022 11:23:46

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

24 07 2022 11:32:54

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

23 07 2022 2:45:17

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

22 07 2022 8:56:51

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

21 07 2022 21:49:54

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

20 07 2022 0:15:27

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

19 07 2022 9:45:29

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

18 07 2022 3:23:10

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

17 07 2022 20:10:29

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

16 07 2022 2:17:29

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

15 07 2022 7:48:49

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии


    Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

      В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

14 07 2022 1:36:21

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

13 07 2022 1:51:18

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии


    Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

      На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

12 07 2022 1:45:30

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

11 07 2022 19:58:26

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

10 07 2022 0:29:59

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

09 07 2022 4:33:50

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

08 07 2022 17:53:13

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

07 07 2022 19:29:12

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

06 07 2022 5:23:48

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

05 07 2022 7:47:18

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях


    Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

      Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

04 07 2022 6:26:54

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

03 07 2022 14:52:40

КВН "В мире растений". 7-й класс


    КВН "В мире растений". 7-й класс

      Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....

02 07 2022 8:18:59

Тема урока: "Строение семян". 6-й класс


    Тема урока: "Строение семян". 6-й класс

      В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....

01 07 2022 3:12:32

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

30 06 2022 12:45:22

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"


    Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

      В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

29 06 2022 20:35:51

Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"


    Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"

      Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...

28 06 2022 8:30:57

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::