Урок биологии на тему "Нервная система человека" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

Цели урока:

Образовательная:

– Продолжить формирование у студентов знаний о строении систем органов человека. Выявить особенности строения нервной системы человека.

– Раскрыть понятия физиологический и психологический стресс, болезни психосоматического хаpaктера .

– Подвести студентов к пониманию значения заболеваний психосоматического хаpaктера для организма человека и их профилактики.

Развивающая:

– По средствам выполнения логических заданий, продолжить развитие таких хаpaктеристик мышления как гибкость ума,   логичность, рациональность.

– Развивать у студентов познавательный интерес к изучаемой дисциплине.

– Освоить навыки управления собой в стрессовой ситуации.

Воспитательная:

– Продолжить формирование творческой, разносторонне развитой, экологически грамотной личности.

– Воспитывать основы научного мировоззрения и бережного отношения к собственному здоровью.

Тип занятия: урок.

Вид урока: комбинированный.

Методы урока: фронтальный опрос, рассказ, беседа, работа с презентацией, работа с таблицей, решение логических задач, наглядные методы.

Методическое обеспечение: презентация Power Point, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, буклеты “Методы борьбы с психологическим стрессом”.

Оснащение: мультимедиа проектор, компьютер, магнитофон.

Ход урока (см. таблицу)

– Добрый день! Староста подготовьте список отсутствующих.

– Мы продолжаем знакомство со строением и функциями организма человека. Повторить материал по теме “Пищеварительная система человека” и оценить вашу работу дома, нам помогут письменные задания (Приложение 1) Письменные задания представляют собой два варианта логических упражнений, на выполнение которых отводится 10 минут. (Преподаватель разъясняет – задание, какого варианта будут выполнять студенты. Во время выполнения заданий тетрадь закрыта и лежит на краю парты.) Сейчас у вас есть минута, что бы открыть тетрадь и бегло повторить материал прошлого урока.

– Закройте тетради, преступайте к выполнению задания.

– Организм человека это целостная согласованная система, органы которой выполняют необходимые для всего организма функции. А что же регулирует работу различных органов? Что позволяет нам реагировать на изменение условий окружающей среды, откуда мы знаем холодно нам или жарко? Во всех этих вопросах мы попробуем разобраться сегодня. (Приложение 2.)

Откройте рабочие тетради, запишите тему урока (слайд 1)“Нервная система человека”, и вопросы которые нам предстоит рассмотреть:

(слайд 2)

1. Строение нервной системы человека.

2. Стресс и болезни психосоматического хаpaктера.

3. Профилактика заболеваний психосоматического хаpaктера.

1. (слайд 3)Нервная система организма – отвечает  за согласованную деятельность различных органов и систем, за регуляцию функций, а также осуществляет связь организма с внешней средой. Давайте обозначим функции нервной системы. Запишите в тетрадь подзаголовок (слайд 4) “Функции нервной системы”:

  1. рефлекторно регулирует работу каждого органа;
  2. согласовывает работу различных органов, создавая единое целое организма;
  3. обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой;

(слайд 5) Структурной единицей нервной системы является нервная клетка —нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков —дендритов —по ним нервные импульсы идут к телу клетки —и одного длинного отростка —аксона —по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или исполнительным органам (эффекторам).

(слайд 6) Нервная система делится на центральную, представленную спинным и головным мозгом, и периферическую, которая включает нервы и нервные узлы.

С точки зрения процесса регуляции нервную систему можно подразделить на соматическую, регулирующую деятельность всех мышц, и вегетативную, контролирующую согласованность функционирования сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем, желез внутренней и внешней секреции.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Спинной мозг похож на длинный шнур, образованный нервной тканью. Он находится в позвоночном канале: сверху спинной мозг переходит в продолговатый мозг, а внизу оканчивается на уровне 1–2-го поясничного позвонка. (Слайд 7) Спинной мозг состоит из серого и белого вещества, а в центре его проходит канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Многочисленные нервы, отходящие от спинного мозга, связывают его с внутренними органами и конечностями. Спинной мозг выполняет две функции – рефлекторную и проводниковую. Серое вещество состоит из тел нервных клеток и имеет на поперечном срезе форму бабочки, а белое вещество образовано отростками нервных клеток (нервными волокнами), объединенными в проводящие пути. В сером веществе спинного мозга замыкаются рефлекторные пути многих двигательных реакций, например коленного рефлекса. Белое вещество выполняет проводящую функцию. Таким образом, спинной мозг связывает головной мозг с органами тела, регулирует работу внутренних органов, обеспечивает движение конечностей и туловища и находится под контролем головного мозга.

(слайд 8) Головной мозг состоит из нескольких отделов. Обычно различают задний мозг (в него входят продолговатый мозг, соединяющий спинной и головной мозг, мост (граничит с продолговатым мозгом, свойственен лишь млекопитающим, наибольшего развития достиг у человека) и мозжечок – очень важный отдел головного мозга, отвечающий за согласованность движений и равновесие тела), средний мозг и передний мозг, образованный промежуточным мозгом и большими полушариями.

Большие полушария являются самым крупным отделом головного мозга. Различают правое и левое полушария. Они состоят из коры, образованной серым веществом, поверхность которого испещрена извилинами и бороздами, и отростков нервных клеток белого вещества. С деятельностью коры полушарий связаны процессы, отличающие человека от животных: сознание, память, мышление, речь, трудовая деятельность. По названиям костей черепа, к которым прилегают различные части больших полушарий, головной мозг делят на доли: лобные, теменные, затылочные и височные.

Головной мозг контролирует и руководит работой органов человека. Так, например, в продолговатом мозге находятся дыхательный и сосудодвигательный центры. Быструю ориентацию при световых и звуковых раздражениях обеспечивают центры, находящиеся в среднем мозге. Промежуточный мозг участвует в формировании ощущений. В коре больших полушарий находится ряд зон: так, в кожно-мышечной зоне воспринимаются импульсы, поступающие от рецепторов кожи, мышц, суставных сумок, и формируются сигналы, регулирующие произвольные движения. В затылочной доле коры больших полушарий расположена зрительная зона, воспринимающая зрительные раздражения. В височной доле находится слуховая зона. На внутренней поверхности височной доли каждого полушария расположены вкусовая и обонятельная зоны. И, наконец, в коре головного мозга находятся участки, свойственные только человеку и отсутствующие у животных. Это зоны, контролирующие речь.

Что вы видите? (В руках у преподавателя восковое яблоко)

Прикоснитесь, что вы чувствуете?

Понюхайте, чем пахнет это яблоко?

Всю эту информацию мы получаем из окружающей среды назовем ее стимулы внешней среды. Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы. Импульсы — серия электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нейроном в спинной и головной мозг. Там выpaбатываются соответствующие комaндные импульсы, которые передаются по двигательным (эфферентным) нейронам к исполнительным органам (мышцам, железам). Передача нервных импульсов происходит посредствам специализированных контактов между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа которые называются синапсы. Описанная форма деятельности является хаpaктерной для нервной системы и называется рефлексом.

Рефлекс — Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы.

Все рефлексы делятся на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители.

Условные рефлексы — это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а выpaбатываются в различных прижизненных условиях.

Кто же впервые предложил термин “Рефлекс”. Для этого нам необходимо выполнить задание. Ответ на каждый вопрос содержит нужную нам букву.

  1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит).
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс).
  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон).
  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс).
  5. Название нервной клетки. (Нейрон).
  6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост).

Термин “рефлекс”, как уже отмечалось, был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII веке.

Вывод: Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

2. Реакция организма на неспецифическое воздействие например при ожогах, переохлаждении, инфекции схожа. (слайд 20) Впервые схожесть реакций организма на неспецифическое воздействие обнаружил канадский физиолог Ганс Селье. Селье назвал такую реакцию общий адаптационный синдром, который в последствии получил название “стресс”.

(слайд 21) Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — общая неспецифическая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз.

(слайд 22) Как вы понимаете выражение: “То, что не убивает нас, делает нас сильнее!”?

В медицинефизиологиипсихологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса

Эустресс – понятие имеет два значения — “стресс, вызванный положительными эмоциями” и “несильный стресс, мобилизующий организм”.

Дистресс – негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

(слайд 23) Селье выделил 3 стадии стресса:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

Различают стресс физиологический (переохлаждение, перегрев организма и т д.) и психологический (угнетение эмоционального состояния, психологическое давление).

Разделите приведенные примеры на физиологический и психологический стресс: отравление; голод; страх; гнев; боль; тревога;

Затянувшийся психологический стресс вызывает физиологические патологии в организме. Такие патологии получили название “Психосоматические заболевания” (слайд 24) Психосоматические заболевания (от греч.  — душа и греч.  — тело) — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматическим называют соматическое заболевание, причиной которого является психическая проблема вызванная негативными эмоциями. Человек уходит в болезнь от одиночества, от стpaxa перед жизнью. Болезнь является идеальным средством перехода человека в состояние детства: когда его любили, о нем заботились, когда было уютно и безопасно. Человек прячется в болезнь как под одеяло.

Спектр психосоматических заболеваний достаточно широк, и расширяется постоянно за счет обнаружения выраженной психической подкладки заболеваний, считавшихся чисто соматическими.

Психосоматическое заболевание имеет для больного желательный хаpaктер, решая некую психическую проблему. Больной, бессознательно воссоздает свою болезнь. На данный момент еще не расшифрован механизм психосоматического заболевания. Поэтому врачам крайне трудно справиться с такими заболеваниями.

Например зафиксирован в медицинской пpaктике такой случай: Женщина находилась в очень плохих отношениях со своей свекровью, и когда встал вопрос о том, что необходимо переехать в дом родителей ее мужа у женщины отказали ноги. Врачам не удалось найти причины этой болезни, и позвоночник и мышцы и нервные окончания были в полном порядке. Как только проблема переезда была решена, женщина снова встала на ноги.

3. Как негативные эмоции способны вызывать физиологические патологии в организме человека, так же положительные эмоции способны исцелять. Для того что бы не допустить развития психосоматического заболевания, человек должен учиться избавляться от эмоционального напряжения, находиться в гармонии с собой и с окружающей его средой.

Психология занимается поиском методов направленных на выведение человека из состояния психологического стресса, а следовательно и избавления от психосоматических заболеваний.

Существует такое понятие, как стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость – это способность организма препятствовать прогрессированию психологического стресс. Каждый из вас прошел тестирование на изучение стрессоустойчивости и вы уже знакомы со своими результатами. К сожалению в вашем коллективе есть студенты, которые на данный момент глубоко увязли в собственном негативном психологическом состоянии. Однако не нужно отчаиваться. В психологии существует ряд конкретных рекомендаций для избавления от стресса.

Психологические методы:

1. Защита на уровне восприятия информации, т.е. не надо слушать то, что может тебе сильно расстроить. Не смотри того, что обострит внутренний конфликт. Это – уклон от негативной информации. Пример о современных боевиках.

2. Механизм вытеснения – недопущение в сознание одного из причин вместе с информацией, которая усиливает нервный срыв. Пример о болезни под именем “paк”.
3. Механизм рационализации – это изменение отношения к травмирующей ситуации, при которой она перестает быть эмоционально значимой, т.е. поиск способа изменения своего отношения к ситуации.

Пpaктические советы:

  1. Избегай алкоголя и сигарет.
  2. Если где-то вы слышите, что снять стресс помогает алкоголь или сигареты – это глубочайшее заблуждение. Алкоголь и сигареты, по хаpaктеру своего воздействия, являются отравляющими веществами и только усугубляют и без того нестабильное состояние.

    Такие факторы как алкоголь и сигареты изнашивают организм угнетают иммунную систему.

    Что же реально поможет:

  3. Физические упражнения.
  4. В древние времена, когда человек находился во власти природы, формировались защитные реакции организма. Стрессом для древнего человека была, например, встреча с опасным хищником. При этом в кровь выбрасывался адреналин, сердце начинало бешено стучаться. То же происходит и сейчас. Но древний человек спасался от хищного зверя бегством и криками, а мы привыкли свой стресс сдерживать внутри, от чего и страдаем. Поэтому снять эмоциональное напряжение в первую очередь поможет спорт.

  5. Здоровое питание.
  6. Организм, который не испытывает дефицита витаминов, микроэлементов и питательных веществ более устойчив к различным воздействиям окружающей среды. Ешьте бананы. Вещества, содержащиеся в бананах, способствуют выработке серотонина – гормона радости, они повышают настроение и вызывают чувство благополучия и спокойствия. Не даром воинствующие африканские племена, прежде чем начать переговоры, съедали целую кучу бананов.

  7. Массаж.
  8. Массаж поможет расслабить мышцы. Для того чтобы снять напряжение с мышц можно воспользоваться карандашом. Перекатывайте ладонями карандаш с гранями. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.

  9. Ароматерапия.
  10. Создайте вокруг себя ароматный рай: несколько капель лаванды, ромашки или валерианы действуют успокаивающе. Анис, апельсин и базилик стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль и тревогу.

    Легкий аромат вербены избавит от головной боли и чувства тошноты.

  11. Музыка природы.
  12. Стресс может стать следствием умственного и физического переутомления. Постарайтесь немного отдохнуть и расслабиться: поставьте запись с пеньем птиц или шумом прибоя, закройте глаза и представьте себя в лесу или на берегу моря. Подумайте о чем-нибудь особенно приятном. Давно известно, что звуки природы благотворно влияют на организм человека.

  13. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”.
  14. Попробуем продемонстрировать: Найдите удобное для себя положение, можно включить расслабляющую музыку или звуки природы. Представьте, что вы находитесь на тропическом острове. Начинаем дыхательные упражнения: набирайте воздух брюшной областью, выдвигая вперёд переднюю стенку живота, до полного насыщения. Затем без перерыва, без задержки медленно выдыхайте воздух, втягивая в себя переднюю стенку живота. Закончив выдох без перерыва сразу переходите к вдоху и так далее. Вы полностью расслабляетесь, ваше сознание успокаивается, из глубин вашего подсознания начинают всплывать волнующие вас образы и ситуации, которые так и остались неразрешёнными в прошлом. Не пытайтесь как-то на них реагировать, что-то с ними делать. Просто продолжайте дышать.

    Данный вид дыхания называется диафрагмальным, при таком дыхании набирается значительно большее количество воздуха и все внутренние органы эффективно и в большом количестве насыщаются кислородом. Таким образом обеспечивается полноценное дополнительное питание для всех органов, активизируются обмен веществ и все жизненные процессы в них, усиливается циркуляция крови, в организме начинаются процессы самовосстановления и самоомоложения.

    Выполняя дыхание диафрагмой регулярно в течение 20-30 минут по несколько раз в день очень скоро вы заметите, что чувствуете себя энергичнее и бодрее, лучше спите, появился хороший аппетит.

    Все эти советы могут носить профилактический хаpaктер. А если вы получили тревожные результаты при тестировании на стрессоустойчивость, то вам необходимо воспользоваться данными рекомендациями. Для этого я оформила буклеты под названием “Пpaктические советы избавления от стресса”, которые вы можете забрать с собой. (Приложение 3)

    Выполните задание для закрепления изученного материала.

    Проведите аналогию между понятиями, найдите верный ответ:

    Кирпич -

    Стена –

    Дом -

    – ?

    – Нервная ткань

    – Нервная система

    Расположите в нужном порядке: спинной мозг; двигательный нейрон; рецептор; головной мозг; мышца; чувствительный нейрон.

    Урок подходит к концу. Заполните анкеты, которые лежат на ваших партах. (Приложение 4)

    Запишите домашнее задание: Рыхлов В.С., Трофимов С.Б. “Человек и его здоровье.” Стр. 64-71. Составить современную пословицу о здоровье.

    Выставление и комментирование оценок.

    См. приложение 5.



Комментарии:

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

13 12 2025 2:45:48

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"


    Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

      Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....

12 12 2025 23:36:31

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

11 12 2025 23:45:30

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"


    Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

      Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

10 12 2025 21:50:31

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс


    Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

      Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

09 12 2025 19:22:41

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

08 12 2025 7:41:21

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

07 12 2025 10:27:12

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

06 12 2025 4:32:16

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

05 12 2025 17:27:30

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

04 12 2025 1:16:28

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

03 12 2025 15:14:36

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс


    Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

      Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

02 12 2025 3:26:35

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

01 12 2025 6:41:10

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

30 11 2025 18:21:43

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

29 11 2025 17:37:43

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

28 11 2025 13:53:28

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

27 11 2025 16:47:47

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

26 11 2025 23:42:59

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

25 11 2025 0:35:11

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

24 11 2025 18:33:47

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

23 11 2025 18:35:35

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

22 11 2025 2:14:20

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

21 11 2025 6:43:46

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

20 11 2025 21:24:22

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

19 11 2025 6:52:25

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

18 11 2025 9:18:30

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии


    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

      Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

17 11 2025 22:45:55

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

      Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

16 11 2025 8:27:42

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

15 11 2025 7:26:47

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

14 11 2025 5:31:11

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

13 11 2025 23:38:13

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

12 11 2025 6:52:52

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

11 11 2025 3:24:30

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

10 11 2025 13:32:39

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

09 11 2025 7:56:57

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

08 11 2025 16:55:27

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....

07 11 2025 0:39:15

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

06 11 2025 21:13:43

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

05 11 2025 23:30:16

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

04 11 2025 7:22:29

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

03 11 2025 7:40:44

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

02 11 2025 12:55:31

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

01 11 2025 17:42:21

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

31 10 2025 15:19:33

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

30 10 2025 4:36:15

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

29 10 2025 19:45:29

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

28 10 2025 7:19:48

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

27 10 2025 23:10:23

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

26 10 2025 8:29:23

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

25 10 2025 5:48:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::