Химический состав клетки. 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-поиск.

Цели:

  • коррекционно-образовательная:  изучить химический состав клетки.
  • коррекционно-развивающая: коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения) ; развитие речи.
  • коррекционно-воспитательная: воспитание нравственной культуры общения.

Задачи урока:

  • формирование умений и навыков работы с текстом, умение аргументировано излагать ответ.
  • развитие словесно-логического мышления в процессе работы с рисунками и диаграммами.
  • формирование позитивного отношения между учащимися в процессе выстраивания сотрудничества в группах, взаимоуважение и самоконтроль.

Оборудование: зеленые и красные карточки;  дидактические задания;  краски, кисточки; на листе ватмана незаконченный рисунок, фрагмент леса в летний день; маршрутные листы.

Структура урока

I. Организационный этап урока.

II. Проверка домашней работы.

III. Систематизация изученных понятий.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного материала: фронтальный, устный опрос.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Во время перемены, учащиеся  на листе ватмана рисуют полоски «Радуга цвета или радуга настроения».  

Начало урока.

Учитель: Биология – наука полная тайн и загадок, и наша задача их разгадать!

Тема исследовательской работы: «Химический состав клетки».

Цель работы: Узнать из каких химических элементов и веществ состоит клетка.

Работа в группах.

  • Группа I  (варианты №1; №4; эксперты по белкам и нуклеиновым кислотам) ;
  • Группа II  (варианты №2; №5; эксперты по углеводам и воде) ;
  • Группа III (варианты №3; №6; эксперты по жирам и минеральным солям).

II. Проверка домашней работы.

Мы узнали много интересного о клетке. Например, как форма клеток зависит от выполняемых функций,  результат деления клеток, отличительные особенности растительной и животной клетки.

Вариант №1

Проведите взаимосвязь между следующими понятиями: биология, цитология.

Ответ: корень «лог» или логия, т.е. наука.

Выберите ответы:

1.«Био» - жизнь, рост, развитие.

2.«Цитос»- клетка, ткань, орган.

Сформулируйте определения: биология, цитология.

Вариант №2

Работа по плану.

Нарисовать клетки: клетку крови (1) ; пoлoвую клетку (яйцеклетку) (2) ; нервную клетку (3).

А. Определите ядро в нарисованных клетках (+;-),

Б. Определите наличие цитоплазмы в клетках (+;-).

В.Определите клеточную оболочку (+;-).

Запись ответа:

1. А-; Б+; В+.

2. А+; Б+; В+.

3. А+; Б+; В+.

Вывод: в клетках крови (эритроцитах) нет ядра.

Вариант №3

Определите название клеток по описанию выполняемых функций.

1. Проводят импульс от органа к органу - … (нервные клетки).

2. Выполняют трaнcпортную функцию, переносят питательные вещества, кислород и выводят углекислый газ - … (клетки крови).

3. Защищают организм от повреждения внутренних органов, от попадания микроорганизмов - … (клетки кожи).

4. Клетки обеспечивают прочность организма, сохранность внутренних органов – …  (клетки кости).

5. Эти клетки связаны с воспроизведением себе подобных организмов - … (пoлoвые клетки).

III. Систематизация изученных понятий.

Вариант №4

Допишите пропущенные понятия в предложениях.

При слиянии пoлoвых клеток, мужской клетки (………………) и женской клетки ( ………..) образуется ………

Процесс слияния пoлoвых клеток называется ……………….

Вариант №5

«История клетки»

Впишите пропущенные понятия, которые вы узнали, прочитав текст учебника.

Один видный английский ученый, ………,  изобрел световой микроскоп, произошло это более ……. лет назад.

Рассматривая срез ……………… дерева, он увидел, по его мнению «…………»,  которые в дальнейшем назвали …….

В процессе деления живые клетки делятся и из одной материнской клетки образуется ………….. дочерних клетки. 

Вариант №6

1. Вычислите, сколько материнских клеток участвовало в процессе деления, если в результате образовалось 200 дочерних клеток.

2. Что хранит и передает наследственную информацию о клетке?

3. Подпишите части клетки.

IV. Изучение нового материала.

Загадка урока:

Я на суше, в почве и горах,
Спряталась и в ледниках,
Кто меня в пустыне знойной отыскать, пытается,
Тот жизнью наполняется.
Я снежинку превращаюсь,
Я струюсь и удивляюсь!  (Ответ: вода)

Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с такими новыми понятиями как  химические элементы, химия,  вещества.

1.Определите последовательность по степени значимости («пирамида понятий»): химия --- вещества --- химические элементы.

2. Дайте определение: Химия – это ….

3. Дополните примерами и обобщите: вода, соль, сода, …………. - ……..

4. Вывод: Все вещества состоят из …………. (химических элементов).

Работа по учебнику.

1. Составить схему с использованием следующих понятий. Подсказка: столбчатые диаграммы.

Вещества, органические, неорганические.

2. Изучите процентное содержание веществ в клетке.   

3. Сравните, каких соединений органических или неорганических больше в клетках? Подумайте, почему? Дополните примерами схему.

Выводы:

1. Вода, минеральные соли – неорганические вещества.

2. Белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты – органические вещества.

Валеологическая минутка.

Учащиеся встают и выполняют движения по содержанию текста.    

Мы зонтик забыли, а на улице дождик идет. (Показывают, что открыли и закрыли зонтик).
Идем по лужам, идем под дождем.
Капельки подают, дождь моросит.
Ветер гуляет по листьям деревьев, шумит.
И Солнце выглядывает из-за туч.
Всем весело, ведь дождик, он теплый и летний.
И не важно, что мы без зонтика идем под дождем.

Органические соединения

Эксперты по белкам

№1. Сколько процентов сухой массы составляют белки в организме человека? Ответ: 50%.

№2 Что такое гемоглобин? Гемоглобин – белок, который переносит кислород и удаляет углекислый газ.

№3 Роль белков в работе мышц? В движение тела, участвуют сократительные белки.

№4 Перечислите роль белков в организме человека. Ответ: Защита от инфекций. Свертывание крови.

Эксперты по углеводам

№5 Перечислите известные углеводы. (Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза).

№6 Главная функция углеводов. (Запасают питательные вещества).

№7  Углеводы в живых объектах (в процентах). Ответ: Клубни картофеля – 80%; печень, мышцах – 5%.

№8. Перечислите второстепенные функции углеводов. Ответ: Опopная, защитная, строительная.

Эксперты по жирам

№9. Выберите, какие функции выполняют жиры в организме человека: энергетические, строительные, запасающая, терморегуляторная. Ответ уточните примерами.

Ответ: Энергетическая функция (до 30% энергии) ; запасающая (подкожный жир) ; терморегуляторная (1 кг жира образуется до 1,1 кг воды), строительная (метаболическая вода).

Эксперты по нуклеиновым кислотам

№10  Где находятся нуклеиновые кислоты, какую роль они выполняют в клетках, в живых организмах?

Ответ: Нуклеиновые кислоты находятся в ядре, в хромосомах. Хромосомы ответственны за хранение и передачу наследственных признаков.

Неорганические вещества

Эксперты по воде

№11.Роль воды в клетках. Выберите из перечисленных примеров, точные и полные ответы. Впишите свой пример.
А) Содержание воды в живом организме составляет 80% от массы тела.
Б) Объем и упругость клетки – зависит от физических свойств воды.
В) Вода – хороший растворитель.
Г) Без воды не возможны химические реакции в клетке.
Д) Вода удаляет из организма ненужные вещества.
Е)………………………………….. (Ответ: способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ).

Эксперты по минеральным солям

№12. Определите, какие функции выполняют следующие соли металлов: калия, натрия и кальция.

V. Этап закрепления изученного материала. 

Блиц-опрос: «Красные»  или «Зеленые»

На столах учащихся карточки с цветовым обозначением:  красные карточки означают – «нет»; зеленые карточки означают – «да, согласны». Устный опрос, учащиеся поднимают карточки.

1. Все вещества делят на органические и неорганические.

2. 80 - химических элементов входят в состав клетки.

3. В настоящее время известно 111 химических элементов.

4. Углерода, водород, кислород, азот – неметаллы, составляют основу клетки.

5. В больших количествах присутствуют следующие элементы, такие как йод, фосфор, сера и т.д.

Задания с добавлениями ответа:

1. В клетках белки составляют…. (от 10 до 20%).

2. Минеральные соли составляют … (1,0 – 1,5%).

3. Органические вещества – это …. (белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты).

Итоги урока. Оценивание групп временного состава: общая оценка; самооценка.

Оценка класса: зеленые (хорошая работа)  и красные (удовлетворительная работа), учащиеся поднимают карточки.

Вывод: Важны для живых организмов как органические, так и неорганические вещества, они выполняют функции значимые для полноценного функционирования живых организмов (биосистем).

VI. Рефлексия урока.

«Радуга настроения». Учитель просит нарисовать капельки росы, на растущих зеленых растениях.

Натуралисты - исследователи живой природы. Эксперты – исследователи веществ.

Наш мир состоит из химических элементов, это может быть маленькая клетка или в масштабах целая планета, Земля. Живые организмы состоят из клеток, следовательно, состоят из химических элементов. Если биология – это наука, которая изучает живые организмы, то химия, помогает нам узнать, из каких химических элементов состоит жизнь.

VII. Домашнее задание.

Дифференцированная форма заданий.

Первая группа. Диаграмма «Содержания химических элементов в клетке».

Подготовить сообщение о химических элементах, которые в «первенстве» заняли первое и второе место, найти, объединяющий их признак? (Ответ: кислород, углерод – неметаллы).

Вторая группа. Диаграмма «Распространенность химических элементов на Земле».

Подготовить сообщение о химических элементах, занявших третье и четвертое место. Найти, по какому признаку их можно объединить в одну группу. Ответ: алюминий, железо – металлы.

Третья группа: Сообщение «Распространение химических элементов в природе» (Водород, кальций).

Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Биология: Введение в биологию. 5 класс.



Комментарии:

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

30 05 2023 21:34:14

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

29 05 2023 8:27:44

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

28 05 2023 20:19:26

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

27 05 2023 6:21:32

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

26 05 2023 21:58:42

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

25 05 2023 6:35:34

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

24 05 2023 22:23:33

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

23 05 2023 12:31:53

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

22 05 2023 15:15:57

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

21 05 2023 12:54:39

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

20 05 2023 21:33:40

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

19 05 2023 23:41:32

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

18 05 2023 18:29:13

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

17 05 2023 20:59:54

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

16 05 2023 11:33:15

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

15 05 2023 3:31:39

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

14 05 2023 12:44:47

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

13 05 2023 18:58:35

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

12 05 2023 4:53:59

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

11 05 2023 15:20:40

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

10 05 2023 5:37:56

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

09 05 2023 6:13:16

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

08 05 2023 17:56:37

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

07 05 2023 7:33:40

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

06 05 2023 8:37:38

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

05 05 2023 10:31:32

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

04 05 2023 7:11:14

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

03 05 2023 22:27:43

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

02 05 2023 15:47:49

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

01 05 2023 18:59:55

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

30 04 2023 20:15:43

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"


    Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

      В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

29 04 2023 20:22:59

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

28 04 2023 19:16:30

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

27 04 2023 11:53:48

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

26 04 2023 15:33:34

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

25 04 2023 2:17:16

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

24 04 2023 8:31:22

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

23 04 2023 19:21:32

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

22 04 2023 12:36:16

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

21 04 2023 6:55:16

Игра-путешествие "Последний герой"


    Игра-путешествие "Последний герой"

      Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

20 04 2023 2:43:57

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

19 04 2023 14:21:41

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

18 04 2023 5:35:20

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

17 04 2023 8:11:26

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

16 04 2023 3:34:30

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

15 04 2023 11:50:47

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс


    Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

      В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

14 04 2023 15:52:30

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

13 04 2023 6:13:44

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

12 04 2023 10:29:57

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

11 04 2023 20:29:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::