Химический состав клетки. 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-поиск.

Цели:

  • коррекционно-образовательная:  изучить химический состав клетки.
  • коррекционно-развивающая: коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения) ; развитие речи.
  • коррекционно-воспитательная: воспитание нравственной культуры общения.

Задачи урока:

  • формирование умений и навыков работы с текстом, умение аргументировано излагать ответ.
  • развитие словесно-логического мышления в процессе работы с рисунками и диаграммами.
  • формирование позитивного отношения между учащимися в процессе выстраивания сотрудничества в группах, взаимоуважение и самоконтроль.

Оборудование: зеленые и красные карточки;  дидактические задания;  краски, кисточки; на листе ватмана незаконченный рисунок, фрагмент леса в летний день; маршрутные листы.

Структура урока

I. Организационный этап урока.

II. Проверка домашней работы.

III. Систематизация изученных понятий.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного материала: фронтальный, устный опрос.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Во время перемены, учащиеся  на листе ватмана рисуют полоски «Радуга цвета или радуга настроения».  

Начало урока.

Учитель: Биология – наука полная тайн и загадок, и наша задача их разгадать!

Тема исследовательской работы: «Химический состав клетки».

Цель работы: Узнать из каких химических элементов и веществ состоит клетка.

Работа в группах.

  • Группа I  (варианты №1; №4; эксперты по белкам и нуклеиновым кислотам) ;
  • Группа II  (варианты №2; №5; эксперты по углеводам и воде) ;
  • Группа III (варианты №3; №6; эксперты по жирам и минеральным солям).

II. Проверка домашней работы.

Мы узнали много интересного о клетке. Например, как форма клеток зависит от выполняемых функций,  результат деления клеток, отличительные особенности растительной и животной клетки.

Вариант №1

Проведите взаимосвязь между следующими понятиями: биология, цитология.

Ответ: корень «лог» или логия, т.е. наука.

Выберите ответы:

1.«Био» - жизнь, рост, развитие.

2.«Цитос»- клетка, ткань, орган.

Сформулируйте определения: биология, цитология.

Вариант №2

Работа по плану.

Нарисовать клетки: клетку крови (1) ; пoлoвую клетку (яйцеклетку) (2) ; нервную клетку (3).

А. Определите ядро в нарисованных клетках (+;-),

Б. Определите наличие цитоплазмы в клетках (+;-).

В.Определите клеточную оболочку (+;-).

Запись ответа:

1. А-; Б+; В+.

2. А+; Б+; В+.

3. А+; Б+; В+.

Вывод: в клетках крови (эритроцитах) нет ядра.

Вариант №3

Определите название клеток по описанию выполняемых функций.

1. Проводят импульс от органа к органу - … (нервные клетки).

2. Выполняют трaнcпортную функцию, переносят питательные вещества, кислород и выводят углекислый газ - … (клетки крови).

3. Защищают организм от повреждения внутренних органов, от попадания микроорганизмов - … (клетки кожи).

4. Клетки обеспечивают прочность организма, сохранность внутренних органов – …  (клетки кости).

5. Эти клетки связаны с воспроизведением себе подобных организмов - … (пoлoвые клетки).

III. Систематизация изученных понятий.

Вариант №4

Допишите пропущенные понятия в предложениях.

При слиянии пoлoвых клеток, мужской клетки (………………) и женской клетки ( ………..) образуется ………

Процесс слияния пoлoвых клеток называется ……………….

Вариант №5

«История клетки»

Впишите пропущенные понятия, которые вы узнали, прочитав текст учебника.

Один видный английский ученый, ………,  изобрел световой микроскоп, произошло это более ……. лет назад.

Рассматривая срез ……………… дерева, он увидел, по его мнению «…………»,  которые в дальнейшем назвали …….

В процессе деления живые клетки делятся и из одной материнской клетки образуется ………….. дочерних клетки. 

Вариант №6

1. Вычислите, сколько материнских клеток участвовало в процессе деления, если в результате образовалось 200 дочерних клеток.

2. Что хранит и передает наследственную информацию о клетке?

3. Подпишите части клетки.

IV. Изучение нового материала.

Загадка урока:

Я на суше, в почве и горах,
Спряталась и в ледниках,
Кто меня в пустыне знойной отыскать, пытается,
Тот жизнью наполняется.
Я снежинку превращаюсь,
Я струюсь и удивляюсь!  (Ответ: вода)

Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с такими новыми понятиями как  химические элементы, химия,  вещества.

1.Определите последовательность по степени значимости («пирамида понятий»): химия --- вещества --- химические элементы.

2. Дайте определение: Химия – это ….

3. Дополните примерами и обобщите: вода, соль, сода, …………. - ……..

4. Вывод: Все вещества состоят из …………. (химических элементов).

Работа по учебнику.

1. Составить схему с использованием следующих понятий. Подсказка: столбчатые диаграммы.

Вещества, органические, неорганические.

2. Изучите процентное содержание веществ в клетке.   

3. Сравните, каких соединений органических или неорганических больше в клетках? Подумайте, почему? Дополните примерами схему.

Выводы:

1. Вода, минеральные соли – неорганические вещества.

2. Белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты – органические вещества.

Валеологическая минутка.

Учащиеся встают и выполняют движения по содержанию текста.    

Мы зонтик забыли, а на улице дождик идет. (Показывают, что открыли и закрыли зонтик).
Идем по лужам, идем под дождем.
Капельки подают, дождь моросит.
Ветер гуляет по листьям деревьев, шумит.
И Солнце выглядывает из-за туч.
Всем весело, ведь дождик, он теплый и летний.
И не важно, что мы без зонтика идем под дождем.

Органические соединения

Эксперты по белкам

№1. Сколько процентов сухой массы составляют белки в организме человека? Ответ: 50%.

№2 Что такое гемоглобин? Гемоглобин – белок, который переносит кислород и удаляет углекислый газ.

№3 Роль белков в работе мышц? В движение тела, участвуют сократительные белки.

№4 Перечислите роль белков в организме человека. Ответ: Защита от инфекций. Свертывание крови.

Эксперты по углеводам

№5 Перечислите известные углеводы. (Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза).

№6 Главная функция углеводов. (Запасают питательные вещества).

№7  Углеводы в живых объектах (в процентах). Ответ: Клубни картофеля – 80%; печень, мышцах – 5%.

№8. Перечислите второстепенные функции углеводов. Ответ: Опopная, защитная, строительная.

Эксперты по жирам

№9. Выберите, какие функции выполняют жиры в организме человека: энергетические, строительные, запасающая, терморегуляторная. Ответ уточните примерами.

Ответ: Энергетическая функция (до 30% энергии) ; запасающая (подкожный жир) ; терморегуляторная (1 кг жира образуется до 1,1 кг воды), строительная (метаболическая вода).

Эксперты по нуклеиновым кислотам

№10  Где находятся нуклеиновые кислоты, какую роль они выполняют в клетках, в живых организмах?

Ответ: Нуклеиновые кислоты находятся в ядре, в хромосомах. Хромосомы ответственны за хранение и передачу наследственных признаков.

Неорганические вещества

Эксперты по воде

№11.Роль воды в клетках. Выберите из перечисленных примеров, точные и полные ответы. Впишите свой пример.
А) Содержание воды в живом организме составляет 80% от массы тела.
Б) Объем и упругость клетки – зависит от физических свойств воды.
В) Вода – хороший растворитель.
Г) Без воды не возможны химические реакции в клетке.
Д) Вода удаляет из организма ненужные вещества.
Е)………………………………….. (Ответ: способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ).

Эксперты по минеральным солям

№12. Определите, какие функции выполняют следующие соли металлов: калия, натрия и кальция.

V. Этап закрепления изученного материала. 

Блиц-опрос: «Красные»  или «Зеленые»

На столах учащихся карточки с цветовым обозначением:  красные карточки означают – «нет»; зеленые карточки означают – «да, согласны». Устный опрос, учащиеся поднимают карточки.

1. Все вещества делят на органические и неорганические.

2. 80 - химических элементов входят в состав клетки.

3. В настоящее время известно 111 химических элементов.

4. Углерода, водород, кислород, азот – неметаллы, составляют основу клетки.

5. В больших количествах присутствуют следующие элементы, такие как йод, фосфор, сера и т.д.

Задания с добавлениями ответа:

1. В клетках белки составляют…. (от 10 до 20%).

2. Минеральные соли составляют … (1,0 – 1,5%).

3. Органические вещества – это …. (белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты).

Итоги урока. Оценивание групп временного состава: общая оценка; самооценка.

Оценка класса: зеленые (хорошая работа)  и красные (удовлетворительная работа), учащиеся поднимают карточки.

Вывод: Важны для живых организмов как органические, так и неорганические вещества, они выполняют функции значимые для полноценного функционирования живых организмов (биосистем).

VI. Рефлексия урока.

«Радуга настроения». Учитель просит нарисовать капельки росы, на растущих зеленых растениях.

Натуралисты - исследователи живой природы. Эксперты – исследователи веществ.

Наш мир состоит из химических элементов, это может быть маленькая клетка или в масштабах целая планета, Земля. Живые организмы состоят из клеток, следовательно, состоят из химических элементов. Если биология – это наука, которая изучает живые организмы, то химия, помогает нам узнать, из каких химических элементов состоит жизнь.

VII. Домашнее задание.

Дифференцированная форма заданий.

Первая группа. Диаграмма «Содержания химических элементов в клетке».

Подготовить сообщение о химических элементах, которые в «первенстве» заняли первое и второе место, найти, объединяющий их признак? (Ответ: кислород, углерод – неметаллы).

Вторая группа. Диаграмма «Распространенность химических элементов на Земле».

Подготовить сообщение о химических элементах, занявших третье и четвертое место. Найти, по какому признаку их можно объединить в одну группу. Ответ: алюминий, железо – металлы.

Третья группа: Сообщение «Распространение химических элементов в природе» (Водород, кальций).

Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Биология: Введение в биологию. 5 класс.



Комментарии:

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

31 05 2025 14:51:35

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

30 05 2025 8:16:15

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"


    Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

      Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

29 05 2025 22:28:44

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"


    Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

      Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

28 05 2025 13:51:46

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

27 05 2025 22:30:23

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

26 05 2025 17:44:41

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

25 05 2025 5:16:34

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"


    Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

      На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

24 05 2025 17:41:10

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

23 05 2025 1:31:46

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

22 05 2025 19:49:13

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

21 05 2025 5:49:30

Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс


    Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс

      Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....

20 05 2025 16:45:37

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

19 05 2025 9:18:58

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

18 05 2025 4:43:49

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

17 05 2025 1:56:25

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"


    Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"

      Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....

16 05 2025 16:52:10

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

15 05 2025 6:37:23

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

14 05 2025 2:59:13

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

13 05 2025 16:38:57

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

12 05 2025 15:13:25

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

11 05 2025 16:53:22

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

10 05 2025 17:56:44

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

09 05 2025 16:40:55

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

08 05 2025 19:28:59

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

07 05 2025 4:12:47

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

06 05 2025 21:40:59

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

05 05 2025 8:34:46

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....

04 05 2025 14:59:45

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

03 05 2025 13:20:42

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

02 05 2025 9:51:50

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

01 05 2025 1:37:50

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

30 04 2025 16:46:50

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

29 04 2025 15:20:34

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

28 04 2025 7:45:47

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе


    Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

      Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....

27 04 2025 20:14:27

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

26 04 2025 5:21:55

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

25 04 2025 18:57:45

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

24 04 2025 8:42:30

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

23 04 2025 15:42:53

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

22 04 2025 8:30:36

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

21 04 2025 10:41:29

Генетика Биология

Генетика  Биология Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

20 04 2025 10:28:21

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

19 04 2025 20:46:33

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

18 04 2025 6:23:12

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

17 04 2025 15:31:27

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

16 04 2025 1:51:51

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

15 04 2025 7:43:59

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"


    Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

14 04 2025 22:12:11

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

13 04 2025 10:26:58

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

12 04 2025 8:39:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::