Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

Введение

Предметом данного исследования является изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда, как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области, села Золино, села Загарино, поселка Приозерный с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы “Река моего детства”, “Живи родник”, “Первоцветы”, краеведческие исследования “Музей под открытым небом”, походы и экскурсии. Однако в 2007 году экологическая ситуация комплекса стала катастрофической. Житель поселка Приозерный хотел сделать фермерское хозяйство на территории и спустил пруд, вырыв котлован и нарушив дамбу, до 2013 года биогеоценоз пруда полностью преобразился, исчезли водные животные и растения, пруд стал захламляться, в 2011 году произошел пожар на западном склоне выгорел сосновый лес, днище пруда стал превращаться в березовую рощу. В 2013 году учитель биологии Николаева Ольга Алексеевна организовала экологическую группу из числа учащихся школы, родителей, жителей села, Тимонина Виктора Николаевича (спонсора), главы администрации “Живайкинского поселения” муниципального образования “Барышский район” Ульяновской области Князькина Александра Петровича, которая в течении 2013-2014 года сделали дамбу, слив, очистили дно котлована, прилегающую территорию от мусора, валежника, заполнили пруд водой, запустили мальков рыб. В настоящее время комплекс села Золино представляет собой чистый, зеркальный пруд, “собирая” на свою территорию жителей поселка Приозерный и села Загарино. Поэтому возникла необходимость поделиться результатами данной работы.

Цель работы:

  • исследование состояния и определение мер по охране и восстановлению Золинского пруда.
  • исследование и выработка мер по охране состояния Золинского пруда и восстановлению природного равновесия.

Задачи:

  • изучить историю возникновения села Золино и Золинского пруда
  • исследовать современное состояние Золинского пруда
  • провести социологический опрос жителей города
  • выработать меры по восстановлению равновесия в природном биогеоценозе Золинский пруд.

Продолжительность исследований составляет 1998-1999 годы, 2007-2014годы.

Место исследования: село Золино и Золинский пруд Барышского района Ульяновской области.

Актуальность проекта заключается в том, что сельские водоемы территории села Загарино и поселка Приозерный — пожалуй, самый забытый, хотя и наиболее уязвимый с точки зрения антропогенного воздействия, элемент сельского ландшафта. Состояние   пруда за последние годы ухудшилось, он полностью изменился, стал зарастать деревьями. Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость написания данной работы. Более того экологическая ситуация на Золинском пруду была не просто плохая, а опасная для жизни. В связи с этим результаты работы по восстановлению экологического равновесия Золинского пруда и водоохраной зоны, создают возможность творческой работы учащихся школы по восстановлению и изучению водных растений и животных, восстановлении территории отдыха для местных жителей и гостей, наглядного примера изменение биогеоценоза при положительном антропогенном влиянии человека на окружающую среду и возрождение истории своего края, своей малой Родины.

1. Содержание работы.

Основная часть “Состояние и способы восстановления Золинского пруда”

(Презентация 1)

I.1. История возникновения природного комплекса село Золино и Золинский пруд

I.1.1. Село Золино (село Зеленовка) Барышского района Ульяновской области

Деревня Золино или Зеленовка была основана примерно в 1840 году. Её основал барин Мусин – Пушкин, у него был очень хороший дом, это рассказывал Симанский Пётр Данилович (Симонов). Перед домом цвели розы, а вокруг дома была аллея акаций, и росли каштаны. На усадьбе барина были хорошие подвалы, конюшни (кони были очень красивые и ухоженные). Барин с барыней в усадьбу приезжали только летом, постоянно там жили управляющий и прислуга. А Мусины-Пушкины постоянно жили в Сызрани. Дом стоял на горе, дальше под горой протекала река Балейка, рядом с домом находился родник, от него до барского дома шли деревянные ступеньки. Около родника стояла часовенка. Родник сохранился до сих пор. На восток тоже под горой был пруд, там разводили водоплавающую птицу. Барин отдал много земель под пользование крестьянам, без платы 3 года, а затем урожай стали делить на 2 части, одну отдавали барину, а вторую оставляли себе. Барин покупал крепостных в разных местах.

Потом владельцем имения в Зеленовке стал Юрий Александрович Мусин-Пушкин. Владельцы имения в Зеленовке жили в Сызрани, на улице Кузнецовой в особняке купца Гурина. Отец семейства, Юрий Александрович, служил в уездной земской управе, его сыновья учились в реальном училище, средний, Всеволод, в одном классе с будущим писателем, Алексеем Толстым, с которым он дружил. Алексей Толстой поступил в 4 класс Сызранского реального училища в августе 1897 года, хотя он проучился в нём лишь год, сызранский период оставил особый след в его судьбе: здесь он обрёл новых друзей, здесь пришло к нему увлечение театром. На соседней улице с семьёй Мусиных-Пушкиных, на улице Большой, и поселился в одной из частных квартир Толстой с матерью Александрой Леонтьевной. Толстые стали частыми гостями в доме новых знакомых.

В 1903 году в деревне было 100 дворов. Большинство семей было под фамилиями Бамбуровы, Корнилины, Симанские, Симановы, Шмагины, Хитёвы – их семей насчитывалось до 15, и Костюниных, Кузнецовых, Поляковых их было по две семьи.

Деревню окружал лес, в основном сосновый, на севере берёзовый, там водилось много зайцев, они залазили прямо во двор и сенницу (место для хранения сена), а по ночам зачастую можно было услышать вой волков. Постепенно лес выкорчёвывали для полей, сеяли в основном рожь, по берегам Балейки сеяли коноплю, её заросли сохранялись очень долго, даже помнит учительница начальных классов Макарычева Нина Петровна. Мужчины по зимам бондарничали, то есть изготовляли всякую посуду из дерева, это было основное ремесло в деревне. Почти вся посуда была деревянной, это и вёдра, и кадки, и бочки, и шайки, и лохани, и корыта. Ещё мужчины занимались скотоводством и земледелием. А женщины пряли, ткали и выполняли многую другую работу по дому. Печи там топили по чёрному, труб не было, делали отверстия в потолке, которое открывали во время топления печки.

Деревня стояла на горе, очень далеко от воды, с одного конца брали воду из барского родника, кто жил в центре деревни брали воду из среднего “родника”, а на другом конце родник был в овраге (на западе). Но до всех этих родников было около полукилометра идти. Незадолго до войны в середине улицы деревни вырыли колодец, глубиной 20 метров, и с водой стало легче

После революции, дом барина разрушили, много мужчин уезжали на заработки за Волгу, в Среднюю Азию, некоторые нашли дело в своей деревне, например Корнилины занялись пчеловодством, стали выращивать сады. Было шесть больших садов, Симоновых, Корнилиных Федора Астафьевича и Егора Астафьевича. У реки Балейки был пчельник Корнилиных и много плодовых деревьев, пчельник был ещё к югу от деревни, это место до сих пор зовут “Пчельник”. По горе вдоль реки Балейки были огороды, где выращивали овощи.

Потом где-то в 30 годы организовали колхоз “имени Сталина”. Пчельники, сады всё порушилось. В сторону села Загарино распахали большой колхозный огород. Около “Елиной ямы” была бахча, там было много арбузов. В лесу было много ягод и грибов.

Северный лес называли Поливановым, а на юге “Грабин лес”, он был посажен такими ровными рядами, и не поверить, что посажен вручную. И в низинах, и на горах, везде был посажен очень ровно.Лес, который называли “Елина яма” сажал Симонов Пётр Данилович.

В 1941 году началась Великая Отечественная Война, мужчины, юноши, и дeвyшки были отправлены на фронт. В деревне остались дети, женщины и старики.

После войны, в целях укрупнения Aнaнинский и Зеленовский колхозы соединили в один. В 1974 в Зеленовке провели электричество. Молодые люди стали уезжать в город. Деревня начала “стареть”, (в ней стали оставаться одни пожилые люди).

Сейчас на месте Зеленовки землю распахали под картошку, и о деревне напоминают лишь ямы от погребов и запущенные сады, как при деревне цветут, благоухают не замечая, что деревни больше нет.

I.1.2. Золинский пруд Барышского района Ульяновской области

До 1974 года Золинский пруд был естественным водоемом питающимся из родников и реки Балейка. Для привлечения жителей к оседлому образу жизни в своей деревни Золино в 1974-1975 годах жителями села Золино , поселка Приозерный и руководством (главным врачом) Областной психоневрологической больницы №2 г.Ульяновска был очищен котлован пруда и построена плотина. Золинский пруд стал местом отдыха местных жителей и гостей.

I.2. Современное состояние Золинского пруда.

1.2.1. В 2005 году Золинский пруд фермером был спущен, дамба разрушена, погибли рыбы, погибли водные растения и животные, улетели птицы. В течении 2007-2012 годов группа экологов под руководством учителя биологии на Золинским пруду проводили различные экологические и краеведческие работы по изучению истории села Золино и подбирали материал по восстановлению Золинского пруда. В 2013 году Золинский пруд восстановлен, построен слив, построена и укреплена ( в 2014 году) дамба, запущены мальки рыб, очищена территория пруда от мусора и валежника.

В ходе работы над проектом, мы с учащимися провели социологическое исследование среди жителей села нашей местности.

Респондентам были заданы вопросы:

1. Как вы оцениваете экологическое состояние Золинского пруда?

2. Каково значение пруда для жителей сел?

3. Необходимо ли восстановление пруда?

4. Какие меры можно предпринять для восстановления пруда? Проведя анализ опроса, мы пришли к выводу, что необходимо в первую очередь восстановить природное равновесие пруда.

I.3. Золинский пруд

Барышский район географически находится почти в центре области. Район расположен в юго-западной части Ульяновской области в умеренно- теплой природно- экономической зоне с холодной зимой и жарким летом. Амплитуда колебания температур наиболее теплого и холодного месяца достигает +38, -40 градусов. Продолжительность безморозного периода температура воздуха выше 10 градусов составляет 230 дней.. Годовая сумма осадков составляет в среднем 452 мм. Средняя дата последних заморозков - 13 мая, первого осеннего - 25 сентября, самый поздний заморозок возможен -9 июня, вероятность осеннего заморозка 31 августа 4 раза в 10 лет. Поздние весенние и ранние осенние заморозки могут повредить посевы теплолюбивых культур.

Пруд расположен западнее поселка Приозерный. Это место славится единственным зеленым массивом на территории и замечательным местом отдыха жителей. Это район жизни и жизнерадостности, где очаровательная природа придает человеку не только силы и вдохновение для активной жизни, но и внушает спокойствие и создает возможность для размышления над смыслом жизни. Изученные растения села распределили по семействам и написали их латинское название.

(Приложение 1).

I.4. Значение прудов в природе. Пруд – это водоем, в котором собирается и застаивается дождевая, родниковая и речная вода. Пруды, озера и болота покрывают около 6 % земной поверхности. И хотя по сравнению с Мировым океаном эта цифра кажется малой, поскольку все эти водоемы находятся на суше, они играют огромную роль в экосистемах. Пруды и водоемы играют, в частности, немалую роль в урегулировании климатических условий, амортизации наводнений, предотвращении эрозии почвы, охраны экологического разнообразия, питании подземных вод, сохранении среды обитания для пернатых и имеют другие, в том числе экономические, преимущества.

I.5. Современное состояние пруда

Площадь пруда составляет около 1230 квадратных метров. В него впадает река Балейка. Собственно пруд является продолжением реки Балейки.

Животный мир в 2014 году пруда представлен типичными представителями пресных водоемов: щука, карп, карась, линь и др. 

Пруд представляет собой оптимальную среду обитания для разных видов птиц. В числе пернатых, которые каждый год прилетают на этот водоем из холодных частей страны, можно привести гуся, утку. 

Растительный мир водоема делится на несколько групп: подводные растения, плавающие растения, растения на водном корню и сухорастущие.

Экологическая группа в течении 2014 года планирует подготовить материал, чтобы этот райский уголок природы стал туристическим маршрутом местных краеведов и экологов. (Приложение 1)

I.6. Реализация проекта

Предстоящие цели и задачи:

I Краеведение

1.1. Восстановить пофамильно жителей Золино.

1.2. Провести опрос бывших жителей Зеленовки о Барском роднике.

1.3. Сфотографировать изделия, которые зеленовцы делали своими руками.

1.4. Династия, история жителей Зеленовки.

1.5. Собрать дополнительную информацию о Мусине – Пушкине и о Поливанове.

1.6.Составить карту- маршрут “Экологическая тропа Золинский пруд”

II Экология.

2.1. Составить паспорта трех золинских родников.

2.2. Составить флористический список биоценозов Золинского пруда.

2.3. Поддерживать экологическое состояние Золинского пруда

2.4.Сбалансировать видовой состав Золинского пруда.

III Взять информацию о Зеленовке по эрам, в археологическом Московском музее.

IV Местный национальный состав населения. Их традиции, фольклор.

1.7. Список литературы.

  1. Нормативно правовые акты: Водный Кодекс Российской Федерации
  2. Материалы архива г. Ульяновск.
  3. Кравченко А.И. Введение в социологию
  4. Интернет ресурсы: “Биоочистка водоемов”, “Механическая очистка водоемов” “Усадьба Мусиных-Пушкиных”
  5. Газета “Барышские вести”
  6. Журнал Мономах (Ульяновская область)
  7. В. Гуркин “ На берегах Русского Нила”, 2005.
  8. А.Г. Озеров “Историко-этнографические исследования учащихся”.



Комментарии:

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

27 04 2024 1:21:57

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

26 04 2024 14:19:41

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

25 04 2024 12:26:55

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

24 04 2024 3:57:42

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

      В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

23 04 2024 8:50:58

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

22 04 2024 22:33:16

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"


    Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

      Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

21 04 2024 5:13:11

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

20 04 2024 21:14:22

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

19 04 2024 4:55:28

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

18 04 2024 7:51:21

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

17 04 2024 14:53:46

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии


    Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

      Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

16 04 2024 19:27:28

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

15 04 2024 8:19:49

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

14 04 2024 2:15:37

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

13 04 2024 21:14:27

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

12 04 2024 12:20:21

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

11 04 2024 1:54:18

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

10 04 2024 20:16:42

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

09 04 2024 16:39:31

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

08 04 2024 15:57:50

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"


    Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

      Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

07 04 2024 8:11:38

Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс


    Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс

      Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....

06 04 2024 21:17:46

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

05 04 2024 17:39:44

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

04 04 2024 20:18:58

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

03 04 2024 18:30:18

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

02 04 2024 3:35:57

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

01 04 2024 2:21:40

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

31 03 2024 13:12:13

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

30 03 2024 17:54:19

Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)


    Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)

      Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...

29 03 2024 10:37:56

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

28 03 2024 6:16:14

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

27 03 2024 15:27:31

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

26 03 2024 20:27:32

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

25 03 2024 1:45:42

"Победить или умереть"


    "Победить или умереть"

      В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....

24 03 2024 2:15:58

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

23 03 2024 9:17:45

Урок биологии по теме "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке". 8-й класс

Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....

22 03 2024 2:37:37

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

21 03 2024 11:38:33

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

20 03 2024 8:30:53

Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....

19 03 2024 17:23:57

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

18 03 2024 14:53:57

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

17 03 2024 7:15:48

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

16 03 2024 9:58:54

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

15 03 2024 22:33:39

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

14 03 2024 21:48:50

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

13 03 2024 6:37:54

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

12 03 2024 16:34:19

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

11 03 2024 3:59:13

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

10 03 2024 21:40:47

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

09 03 2024 20:53:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::