Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс
Науки биология и география – это очень мобильные науки, и количество научных знаний, понятий и т.д. с каждым годом все увеличивается. Авторам учебников хочется отразить эти новшества в своих учебных пособиях, в том числе и в мультимедийных, при этом данный материал занимает место фундаментальных теоретических понятий.
Современным школьникам очень часто приходится сталкиваться с тем, что в учебниках по биологии разных авторов один и тот же вопрос может рассматриваться с разных точек зрения. Эти же вопросы в курсе географии могут рассматриваться в совершенно иной проекции. Не стоит забывать о том, что речь идет не просто об учащихся дневной общеобразовательной школы, где учитель может вовремя откорректировать получаемые учениками знания, а об учащихся вечерней школы, где подготовка домашнего задания ложится целиком и полностью на плечи самого учащегося. И в этом случае при подготовке материала учащийся часто чувствует растерянность, так как не обладает достаточным объемом знаний по предмету, не способен критически оценить предлагаемый материал и выбрать то, что ему необходимо на данном этапе. Учителям вечерних школ часто приходится сталкиваться с проблемой нехватки учебного времени, как в преподавании биологии, так и в преподавании географии (1 час в неделю), но при этом объем учебной информации, требующей усвоения учащимися, с каждым годом становится все больше. Исходя из создавшихся условий, чтобы рассмотреть сложный вопрос, тему, учебную проблему учителям приходится искать соответствующие формы преподавания, которые способствовали бы изложению в доступной для учащихся форме большого по объему материала за короткий промежуток времени. Здесь интегрированный урок становится просто находкой. Во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, нам кажется, что в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания. Все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, структурирование, систематизация, обобщение, выделение главного, анализ) объединяет именно интегративное мышление. Учащихся необходимо учить интегрировать полученные знания для успешного их освоения.
Остановив свой выбор на интегрированном уроке, как средстве достижения нескольких целей, мы выдвинули гипотезу: активизировать работу учащихся на уроках, расширить информационное прострaнcтво и кругозор учащихся, показать взаимосвязи между изучаемыми курсами (географией, биологией), повысить эффективность урока и качество усвоения знаний учащимися, разрешить вышеупомянутые противоречия можно, если применить интеграцию знаний с использованием межпредметных связей.
В соответствии с целями были выбраны задачи:
– подобрать наиболее оптимальную схему ведения интегрированного урока, такую, которая максимально бы удовлетворяла требованиям, условиям и специфике вечерней школы, и приводила к достижению поставленной цели;
– выработать единую точку зрения на рассматриваемые в темах вопросы, устранить возникающие противоречия;
– провести предварительный мониторинг результатов качества усвоения знаний по темам, выбранным на интеграцию по биологии и географии;
– провести последующий, после интегрированных уроков мониторинг результатов качества усвоения знаний по темам, выбранным на интеграцию по биологии и географии;
– сравнить полученные результаты, сделать выводы.
Для осуществления задуманного и подтверждения гипотезы особых новшеств не вводилось, т.е. не использовалось новое техническое оборудование, не менялась коренным образом обстановка на уроках. Педагогические средства использовались традиционные. Изменены были только мотивационные установки учащихся на усвоение новых знаний, откорректирован по максимуму учебный материал по географии и биологии. Изучаемый материал по географии и биологии был подобран так, что он гармонично дополнял друг друга. Уроки проводились двумя учителями. Присутствие двух учителей на уроке явление необычное для учащихся. Оно должно было способствовать лучшему восприятию учащимися материала и поддержанию внимания в течение всего урока, что является самой важной предпосылкой того, что материал будет усвоен и качество его усвоения будет намного выше. В процессе предварительной подготовки к уроку предполагалось, что немного выше будут темпы уроков (постоянное поддержание внимания это позволяет сделать), за счет чего должна была повыситься интенсивность и эффективность урока. Уроки проводились во всей параллели восьмых классов школы. Все классы со средней успеваемостью, поэтому высокие показатели усвоения материала в конце интегрированных уроков на фоне предыдущих результатов учебы ярко показывало, что учащиеся способны запоминать большой объем материала, ориентироваться в большом количестве заданий, давать грамотные ответы, осуществлять пpaктическую деятельность, оперируя большим количеством знаний. За те же 40 минут урока учащиеся усвоили материала примерно в полтора раза больше обычного. Качество усвоения материала было значительно выше, что показали тесты, проведенные в конце урока по изученному материалу. Количество троек не превысило 20 %, в то время как обычно учащиеся показывали результаты средние. Таким образом, мы сделали для себя вывод, что:
- Интегрированные уроки по предметам естественно-географического цикла необходимы как учащимся, так и учителям. Они помогают оценить материал с совершенно новых позиций, а также увидеть все возможности учащихся, которые, как правило, на обычных уроках скрыты.
- Учащиеся более предрасположены, раскрыть все свои возможности на уроках нетрадиционных для них, что связано, с активизацией мыслительной деятельности на уроках, познавательной деятельности, активизацией внимания.
- Работу над интегрированными уроками в вечерней школе следует продолжать;
- Необходимо использовать возможности включения в работу и интеграции уроков по предметам естественно-географического цикла, а также с предметами физико-математического и гуманитарного циклов;
- Интеграция – важный фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности. Творческий потенциал учащихся становится выше. Учащиеся на интегрированном уроке начинают видеть одни и те же явления и предметы с совершенно другой стороны. Их способность к анализу растет. Выводы учащихся по изучаемому материалу носят уже мировоззренческий, обобщенный хаpaктер и опираются на связь предметов, явлений, процессов и жизненный опыт.
- Учащиеся научаются объединять разрозненные элементы в единое целое, учатся оценивать, анализировать и пр., т.е. превращать полученную информацию в качественно новое образование, которое дает новый результат, новое системное и целостное понятие. Установление учащимися связей между отдельными элементами знаний и умений из различных учебных предметов способствует формированию системности знаний, динамичности мышления, развитию творческих способов познавательной деятельности у учащихся, целостному восприятию картины мира.
- Взаимосвязи между изучаемыми курсами (географией, биологией) становятся более понятны учащимся и в последующем они свободнее оперируют многими теоретическими понятиями
На сегодняшний день интегрированные уроки введены в повседневную пpaктику работы учителей нашей школы. В рабочих программах учителей биологии, географии, и на сегодняшний день химии в течение учебного года на долю интегрированных уроков приходится 6 – 9% уроков, то есть 2-3 часа в каждой параллели. Однако работа над методикой проведения интегрированных уроков, системой, технологией проведения учителя продолжают работать. Вопросы технологии проведения таких уроков становятся все сложнее, информационное поле изучаемых вопросов шире, что связано с введением в преподавание предметов информационно-коммуникативных технологий.
Комментарии:
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
29 06 2025 11:44:55
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
28 06 2025 15:25:17
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
27 06 2025 18:32:53
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
26 06 2025 7:47:31
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
25 06 2025 14:42:16
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
24 06 2025 1:21:29
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
23 06 2025 8:24:36
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
22 06 2025 5:47:54
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
21 06 2025 16:37:28
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
20 06 2025 12:51:52
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
19 06 2025 21:39:22
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
18 06 2025 17:50:47
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
17 06 2025 2:45:56

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
16 06 2025 8:47:52
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
15 06 2025 21:45:18
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
14 06 2025 16:33:23
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
13 06 2025 19:30:58
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
12 06 2025 12:20:21
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
11 06 2025 7:30:54
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
10 06 2025 6:23:29
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
09 06 2025 22:30:52
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
08 06 2025 23:53:45
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
07 06 2025 8:38:13
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
06 06 2025 13:21:59
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
05 06 2025 4:53:33
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
04 06 2025 17:33:43
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
03 06 2025 21:57:25
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
02 06 2025 10:49:30
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
01 06 2025 20:19:34
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание.
...
31 05 2025 20:19:37
Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....
30 05 2025 21:45:29
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
29 05 2025 13:41:39

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
28 05 2025 14:46:50
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
27 05 2025 8:13:33
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
26 05 2025 15:39:18
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
25 05 2025 17:30:27
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
24 05 2025 7:20:57
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
23 05 2025 16:14:19
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
22 05 2025 15:11:58
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
21 05 2025 11:14:59
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
20 05 2025 14:31:11
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
19 05 2025 13:57:37
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний.
...
18 05 2025 16:27:26
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
17 05 2025 12:58:33
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
16 05 2025 22:34:31
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
15 05 2025 1:58:28
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
14 05 2025 15:48:21
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
13 05 2025 13:21:55
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
12 05 2025 3:37:27
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
11 05 2025 7:24:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::