Устный журнал "Берегите свое здоровье" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Устный журнал "Берегите свое здоровье"

Учитель: Наш сегодняшний устный журнал “Береги свое здоровье” посвящен проблемам укрепления и сохраненья здоровье человека. Никому не секрет, что если человек с раннего возраста будет соблюдать режим дня: правильно питаться, заниматься спортом, скажет “нет” вредным привычкам, то есть не будет употреблять спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, курить, то сохранит свое здоровье.

Ведущий: Наш устный журнал “Береги свое здоровье” посвящен проблемам укрепления и сохраненья здоровье человека. На сегодняшнем нашем мероприятии мы познакомимся с факторами укрепляющими, а также ослабляющими здоровье человека. Мы поговорим о том, как влияют вредные привычки, такие как употребление спиртных напитков, наркомании, токсикомании и курение на здоровье человека.

Ведущий: Первая страничка нашего “Устного журнала” посвящена факторам, укрепляющим и ослабляющим здоровье человека. Слово предоставляется ребятам нашего класса.

Ведущий: Понятие здоровья. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”. Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?

Ведущий: Факторы, укрепляющие здоровье. Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое лучше выполнять в одно и то же привычное время. Благодаря четкому режиму дня человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.

Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение в значительной степени обеспечивает потребность человека в зрелищах. В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово гиподинамия. Происходит оно от греческих слов “гипо” - под, внизу и “динамис” - сила. Следовательно, гиподинамия – это недостаточная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, мало двигается.

Ведущий: Постоянное общение с природой, свежий воздух, вода, солнце помогают человеку укрепить здоровье и справиться с болезнями. Свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, высокой работоспособности. Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе (например, в душном, плохо проветриваемом помещении) ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове. К сожалению, многие люди не понимают преимуществ свежего воздуха. Им безразлично, проветривается помещение или нет, накурено там или нет. Это приводит к ослаблению здоровья человека.

Ведущий: Факторы, ослабляющие здоровье. Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.

В деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих организму повышенные требования, может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие и в частности, он увеличивает вероятность сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.

Ведущий: Вторая страничка нашего “Устного журнала” говорит о вреде алкоголя на организм человека. Об этом расскажет нам Абайдуллин Раяз:

Алкоголь – наркотическое вещество. Этиловый спирт (алкоголь) – вещество, образующееся в процессе брожения углеводов в результате жизнедеятельности дрожжевых грибков. В организме он ослабляет процессы торможения и центральной нервной системе и ведет к временной, а при регулярном употреблении к постоянной утрате таких качеств, как самоконтроль, самообладание, самокритика и т.п. пьяные обычно развязны, самонадеянны. Алкоголь заметно снижает умственную и физическую работоспособность, остроту зрения, ухудшает координацию движений и точность выполнения различных действий, что нередко ведет к дорожно-транспортным происшествиям, тяжелым травмам и несчастным случаям. Систематическое употребление алкоголя способствует возникновению опасного заболевания – алкоголизма. В его появлении и развитии повинен сам человек, злоупотребляющий спиртным. Заметно, что человек тем скорее становится алкоголиком, чем в более раннем возрасте он приобщается к алкоголю.

Развитие алкоголизма. Начинают употреблять спиртное обычно в связи с каким-либо событием – день рождения, праздником и т.д. если человек слабоволен, он ищет любого повода выпить спиртное. Пьяница начинает употреблять алкоголь и “с горя” и “с радости”. Для больного алкоголизмом алкоголь делается потребностью, и для его приемов каких-то особых случаев не требуется. Без спиртного алкоголик испытывает тяжелое состояние: тревогу, неосознанный страх, психическую напряженность. Он не может ни на чем сосредоточится; отмечается дрожь, сухость во рту, головная боль, общая разбитость.

Под влиянием хронического употребления алкоголя происходит перерождение печеночных клеток, замещение их грубой соединительной тканью, которая не способна выполнять ни одну из многочисленных функций этого органа. Больные жалуются на нарушение пищеварения, боли в правом подреберье, страдают от сильного зуда кожи, возникающего вследствие раздражающего действия желчных пигментов, обмен которых при алкогольном поражении печени резко нарушен. Часто алкоголики страдают гастритом и язвенной болезнью желудка, двенадцатиперстной кишки. Общее отравление организма алкоголиков проявляется в снижении устойчивости к инфекциям, в том числе и к туберкулезу. Алкоголь способствует развитию гипертонической болезни и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Деградация личности алкоголика. Пьянство ослабляет умственные способности: снижает сообразительность, развиваются забывчивость, неспособность сосредоточиться на чем-либо, кроме мыслей о спиртном. Характер проведения меняется от бестактной общительности до угрюмой замкнутости; нередко возникают подавленность, злобность. Слабоволие, грубость, безжалостность, черствость становятся основными чертами в характере алкоголика. Он рабски стремится к алкоголю, пренебрегая нравственными принципами общества, интересами и потребностями других людей.

Ведущий: Третья страничка нашего “Устного журнала” рассказывает о вреде наркотических веществ. Об этом повествует нам горбунов Яша, а прежде, чем послушать Яшу, послушайте пожалуйста статью из молодежного популярного издания, которую прочитает Посацкова Полина: “Мне 17 лет, я минчанка, учусь в престижном лицее. Ноя еще и наркоманка. Начала колоться из глупости, из-за упрямства. Решила доказать, что со мной все равно ничего плохого не случится. С этих пор прошло 2 года. Увы, все мои мысли лишь о том, где взять наркотик, чтобы снять ломку, эту нескончаемую боль. Наркоман не способен воспринимать прекрасное. Он живет от укола до укола. У меня гепатит С, а возможно и ВИЧ. Я только сейчас стала прозревать, какая классная штука - жизнь, ее слишком мало, чтобы разменивать на героин, на дозы и уколы”.

Горбунов Яша расскажет о вреде наркотических веществ: Как, по-вашему, что такое наркотики? (Ответы – 5мин). Да, ребята, наркотики – это беда, разрушение, смерть. Выращивание растений, из которых впоследствии получают наркотики, наносит смертельный вред окружающей сред. Огромные площади лесов в Южной Америке варварски вырубаются и выжигаются, чтобы освободить для кустарников коки, тысячи килограммы токсичных химических веществ выбрасываются в реки как побочный продукт очистки наркотиков. Животные и птицы отравляются и умирают медленной, мучительной смертью, чтобы люди в тысячах километров от них могли получить свою дозу наркотика. Как только не называют себя продавцы наркотиков – и “несущие радость”, и “дающие покой”. На самом деле – это люди, несущие смерть и горе. Невозможно отличить слабый наркотик от сильного. Это знает только продавец, он же единственный знает, что подмешано в наркотик. Известно много случаев, когда человек, в первый раз попробовав наркотик, погибал из-за опасной примеси. Как вы думаете, почему люди принимают наркотики? (Ответы). В основном люди с помощью наркотиков рассчитывают взбодриться и расслабиться. Одни наркотики, такие, как экстази, кокаин, являются возбудителями. Принимая их, человек чувствует возбуждение, прилив вил, готов бодрствовать целые сутки. Другие вещества – героин, алкоголь, вещества, входящие в состав некоторых клеев, - называют “успокоителями”, они оказывают расслабляющее действие. Известно, что вдыхание паров клея уносит каждый год жизни около 150 молодых людей. ЛСД и так называемые волшебные грибы создают зрительные и слуховые образы, которых нет на самом деле, т.е. галлюцинации.

Наркоманы – люди без будущего, они думают только о наркотике, сам наркотик разрушает их мозг, легкие, печень, а мысли о нем отбирают силы и разум. На одной из московских дискотек без устали танцевала 13-летняя девочка, позже ее подруга сказала, что она приняла какую-то капсулу, очень маленькую. Вдруг девочка упала на пол. “Скорая помощь” приехала вовремя, но спасти ее не удалось, не приходя в сознание, она умерла в машине. Чтобы ни было причиной употребления наркотиков – скука, подражание друзьям, неумение отказать, - результат, скорее всего, будет трагичным. Тяжелее всего наркотики сказываются на психике, среди наркоманов очень много самоубийц. Многие наркоманы болеют вирусными инфекциями, вызывающими гепатит Б или СПИД. Оба эти заболевания практически не лечатся и приводят к смерти. Скажите, жалко ли вам наркоманов? Почему? (Ответы).

Ведущий: Прежде чем перейти к токсическим веществам, мы послушаем небольшой рассказ о двух мальчиках. Повествует его Давлетшин Томас:

Дима и Вова выросли в одном дворе. Они с детства дружили, несмотря на то, что Дима старше Вовы на два года. Дима ходит в седьмой класс, а Вова – в пятый. Они учатся в одной школе, часто видятся на переменах, вечерами гуляют на улице. В последнее время Вова стал замечать, что Дима резко изменился. Он стал какой-то раздражительный, скрытный. Когда Вова спрашивал у него: “Что с тобой? Что случилось?”, он или грубил ему, либо просто уходил, ничего не говоря. Вова очень беспокоился за своего друга, но не мог понять, в чем же дело. Дима стал говорить Вове, чтобы он отстал от него, что у него есть друзья постарше и поумнее, что он больше не хочет общаться с детворой. Позже одноклассник Вовы Кирилл рассказал ему, что Дима каждый вечер приходит к ним во двор и вместе с двумя ребятами из этого же двора они спускаются в подвал и закрывают двери изнутри. Что они там делают, Кирилл не сказал, так как не знал об этом. В этот же вечер Вова решил проследить за Димой. Как и говорил Кирилл, Диму встретили двое ребят и они вместе спустились в подвал дома. Вова спрятался в беседке и стал ждать, когда же они выйдут. Уже почти стемнело, как вдруг из подвала выбежали те же двое незнакомых ребят и скрылись в одном из подъездов дома. Дима все не выходил. Вова, собравшись с духом, решил все-таки спуститься в подвал и проверить, что же случилось. Он осторожно спустился по ступенькам. В небольшой комнате горела лампочка. На полу валялось какое-то одеяло, стояли две сломанные табуретки, небольшой столик, всюду были разбросаны полиэтиленовые пакеты и пустые тюбики от клея. В комнате стоял неприятный запах. Вова сначала хотел выбежать на свежий воздух, но, обернувшись, он увидел в углу комнаты Диму. Он лежал на полу. На голове у него был пакет. Вова быстро поднял голову Димы и сдернул пакет. Дима был без сознания. Вова стал бить его по щекам, но Дима не реагировал. Тогда он схватил его под руки и вытащил на улицу. Вова вспомнил, что когда он сидел в беседке, обратил внимание, что на углу дома есть телефон-автомат. Вова бросился к нему, чтобы вызвать “скорую помощь”. Через несколько минут Диму уже везли в больницу, а в больнице врачи долго еще боролись за спасение жизни Димы.

Ведущий: Четвертая страничка нашего “Устного журнала” посвящена вреду токсических веществ. Расскажет нам Дудин Саша:

Токсикомания – это болезненное пристрастие к вдыханию летучих веществ (клея, ацетона, бензина и других). У токсикоманы, вдыхающих пары бензина, краснеет лицо и особенно глазные склеры, расширяются зрачки, нарушается речь, походка становится шаткой, нарушается координация движений. Вдыхая пары бензина, токсикоманы сначала получают раздражение дыхательных путей (щекотание в носу, горле, кашель), затем возникает состояние эйфории и зрительные галлюцинации, чаще устрашающего характера, которые могут заставить человека броситься бежать, спасаясь от мнимых преследователей или кошмаров. Такое состояние характеризуется сначала оглушенностью, а затем продолжительной вялостью, апатией, головной болью и тошнотой. Опасность заключается в том, что, будучи оглушенным, после вдыхания паров бензина, подростки могут закурить и в этом случае: или смертельный исход или получение тяжелых ожогов лица и верхних дыхательных путей. К токсическим веществам, также, как к наркотическим, очень быстро вырабатывается привыкание, человек стремится вновь и вновь ощутить этот запах, испытать измененное состояние, во время которого реальные вещи воспринимаются искаженно. Были случаи, когда в состоянии токсического опьянения люди путали балконную дверь с входной, выходили в нее, выпрыгивали с 6 – 7 этажей. Пребывая в состоянии токсического опьянения, человек может броситься в огонь, в ледяную воду, не осознавая того, что он делает. У подростков, употребляющих токсические вещества, происходят необратимые изменения в коре головного мозга. Он может лишиться возможности учиться в нормальной школе, и вынужден проходить упрощенный курс в коррекционной школе.

Ведущий: Пятая страничка нашего “Устного журнала” посвящена вреду курения. Слово представляется Шелевой Ирине:

С давних пор известны патологические состояния сознания, вызываемые с помощью наркотиков. Каждый слышал о возможных последствиях употребления этих средств: об адской зависимости от героина, о риске передозировке, об опасностях при вождения машины в состоянии опьянения, об умственной деградации человека, долгое время употребляющего наркотики, о риске заболевания раком в результате курения.

Табак, кофе, алкоголь – это, несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в нашем обществе.

Табак – однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба. В Европу табак был завезен второй экспедицией Х.Колумба, привез его монарх Романо Панно в 1496 году. Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека – никотин и изопреноиды. Никотин является основным составляющим веществом всех видов табака. Кроме никотина в дыме табака содержится 6000 самых различных компонентов, среди них более 30 ядовитых веществ: углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты. Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, и из 100 – лошадь. Смертельная доза для человека – 0,06 – 0,08 граммов никотина. Почему же люди не умирают сразу, закурив первую сигарету? Дело в том, что никотин поступает в организм небольшими порциями, часть его успевает нейтрализоваться, развивается постепенное привыкание к нему.

Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими людьми длительно курящие в 13 раз чаще страдают болезнями сердца, в 10 раз – язвой желудка. Курильщики составляют 96 – 100% всех больных раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет тяжким недугом кровеносных сосудов.

Никотин относится к нервным ядам, в малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения. В норме пульс 65 – 70 ударов в минуту, после выкуренной сигареты он увеличивается на 10 – 20 ударов. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток центральной нервной системы, в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы появляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. При курении в кровь поступает большое количество угарного газа, который образует с гемоглобином – карбоксигемоглобин – стойкое соединение, которое не участвует в транспорте кислорода, вследствие чего наступает кислородное голодание мозга. Кроме того, у курильщиков кровеносные сосуды постепенно становятся менее эластичными, а просвет их более узкий, что также снижает питание головного мозга. На заучивание уроков курильщик тратит на 2 часа больше, чем некурящий. Никотин воздействует на работу всех внутренних органов.

Ведущий: Слово предоставляется ребятам нашего класса.

Ведущий: Ребята нашего возраста и старше чаще всего начинают пробовать вредные для организма человека наркотические вещества из-за того, чтобы не быть “белой вороной”, т.е. когда стоят подростки в толпе и один начинает курить или принимать другие наркотические вещества следом за ним начинают другие, чтобы не выделяться из толпы, не обить своих товарищей, начинают пробовать, все это повторяется чаще и ребята сами не замечают, как втягиваются в наркотическую зависимость.

Ведущий: Умейте, пожалуйста, сказать во время НЕТ, НЕТ, НЕТ и НЕТ!!! Курению, спиртным напиткам, наркотическим и токсическим веществам. Не подражайте окружающей вас толпе молодых людей.

Ведущий: После проведения нашего сегодняшнего классного мероприятия устного журнала “Береги здоровье смолоду”. Нам бы хотелось, чтобы каждый из нас, если мы будем находиться в такой обстановке, когда нам будут предлагать закурить сигарету, попробовать спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, чтобы мы вовремя могли сказать слово НЕТ! Тогда наш мир будет намного лучше, добрее и краше!

Ведущий:

Я шел домой со спортзанятий.
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье – это вред
И я сказал: “Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
Зачем травиться углеродом?!”

Обобщение учителем.

Литература.

  1. М.А. Арапова “Классный час играючи”. Творческий центр “Сфера”. Москва, 2002г.
  2. О.В. Летнева “Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. Конспекты занятий”. Издательство “Учитель”. Волгоград, 2005г.
  3. В.Ф. Матвеев, А.Л. Гройсман “Профилактика вредных привычек школьников”. Издательство “Просвещение”. Москва, 1987г.
  4. А.Г. Хринкова, Д.В. Колесов “Гигиена и здоровье”. “Просвещение”. Москва, 1984г


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

20 10 2021 7:24:37

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

Очень актуальным направлением в настоящее время является практикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе практически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

20 10 2021 22:10:51

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

20 10 2021 7:55:34

Урок-игра "Анализаторы"

Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи « Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

20 10 2021 11:48:10

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме « Кровь и кровообращение»...

20 10 2021 11:49:58

Диспут "Подростковая наркомания - игры со смертью"

Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута " Подростковая наркомания - игры со смертью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

20 10 2021 21:26:24

Цветок

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

20 10 2021 15:48:50

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

20 10 2021 12:56:59

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

20 10 2021 14:11:34

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В. И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

20 10 2021 12:56:55

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опорно-информационные листы. ...

20 10 2021 18:11:26

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с характерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению практических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

20 10 2021 13:44:27

Методические материалы по подготовке летнего экологического практикума

В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических практикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, практикумов и летних смен эколого-биологического направления....

20 10 2021 11:20:23

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

20 10 2021 16:16:38

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

20 10 2021 6:23:29

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

20 10 2021 23:25:17

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса " Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов практическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

20 10 2021 14:36:19

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

Урок ботаники для 6-го класса по семейству « Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

20 10 2021 17:13:54

Игровая деятельность на уроках биологии

Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

20 10 2021 12:58:46

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

20 10 2021 21:49:20

Защита проекта "Мир водорослей"

На тему " Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему " Общая характеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке " Общая характеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме " Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта " Мир водорослей"....

20 10 2021 22:13:26

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

20 10 2021 3:37:30

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

Урок является заключительным в теме « Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

20 10 2021 9:12:19

Озеро Байкал

Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

20 10 2021 20:28:38

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

20 10 2021 9:42:49

Урок "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

20 10 2021 23:40:33

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

20 10 2021 6:11:11

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией " Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

20 10 2021 3:46:16

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам « Цитология, « Эволюция», « Генетика». ...

20 10 2021 17:34:16

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

В разработке представлены практические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

20 10 2021 9:32:23

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

20 10 2021 16:16:43

Урок-игра "Классы рыб"

Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

20 10 2021 23:18:55

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

20 10 2021 5:37:17

Неповторимая планета

Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

20 10 2021 15:33:30

По следам эволюции

Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы " Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

20 10 2021 18:19:40

«Почва как среда жизни». 5-й класс

Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

20 10 2021 14:59:16

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

20 10 2021 21:12:26

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

20 10 2021 3:54:56

Лекарственные и редкие растения Камчатки

Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

20 10 2021 14:27:21

Биологическая игра "Орнитолог"

Биологическая игра « Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры « Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

20 10 2021 14:32:18

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

20 10 2021 6:26:16

За пределами роста

В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

20 10 2021 1:52:42

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

20 10 2021 16:28:12

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

20 10 2021 13:22:14

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

20 10 2021 15:49:15

Структура биосферы

Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

20 10 2021 0:20:35

Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс

На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....

20 10 2021 23:53:57

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

Игра начинается с проверки домашнего задания каждой команды. В первом туре командам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме « Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две команды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

20 10 2021 17:35:56

Цветочный калейдоскоп

Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

20 10 2021 8:18:22

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и практику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей практической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

20 10 2021 22:39:47

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)