Особо охраняемые природные территории Одинцовского района > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Особо охраняемые природные территории Одинцовского района


    Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды.
Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие в рамках общешкольного мероприятия (например, в дни недели биологии или географии), в рамках цикла краеведческих занятий, которые могут проводится совместно с учителями истории, литературы, географии, а также как элемент урока( в сокращенном виде, с выделением наиболее важных разделов для изучения каждой конкретной темы)  в различных  учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы.
Например:

Курс

Тема

Параграф

Биология-6 под ред. В.В. Пасечника (2004) Развитие растительного мира П. 59 – Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений
Биология-7 под ред. В.В. Пасечника (2004) Животный мир и хозяйственная деятельность человека П. 59 – Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.
П. 60 – Охрана и рациональное использование животного мира.
Биология-9 под ред. В.В. Пасечника (2005) Биосфера и человек П. 10.3 – Основы рационального природопользования
Биология 10-11 под ред. В.В. Пасечника Основы экологии П. 88 – Основы рационального природопользования
География-6 Герасимова Т. П., Неклюкова  Н. П. (2009) Взаимосвязи компонентов природы П. 50 – Природный комплекс
География-7  Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В. А. (2007) Географическая оболочка – наш дом П. 81 – Изменение природы хозяйственной деятельностью человека
География-8 под ред. А. И. Алексеева (2005) В природе все взаимосвязано П. 30 – Человек в ландшафте

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с законами об охране природы(федеральными и местными) ;
    • познакомить с охраняемыми территориям Одинцовского района;
    • познакомить с понятиями памятник природы, природный резерват, природный заказник на примере конкретных охраняемых территорий;
    • познакомить  с природным разнообразием (охраняемыми видами растений и животных) охраняемых территорий Одинцовского района;
    • познакомить с основными правилами поведения в особо охраняемых территориях.
  • Воспитательные:
    • формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды;
    • воспитание ответственности за природу родного края;
    • формирование навыков поведения в природной резервате.
  • Развивающие:
    • развивать навыки работы с картами, схемами;
    • развивать кругозор учащихся;
    • развивать интерес к проблемам природы, охраняемыми территориям
    • природному разнообразию.
    • развивать навыки природоохранной деятельности.

Оборудование:

  • карты Московской области и Одинцовского района с отмеченными на ней ООПТ;
  • карты-схемы некоторых ООПТ;
  • фотографии, рисунки и гербарные образцы охраняемых видов,
  • фотографии и фильм о имении Щербатово.

ХОД УРОКА

Время

Содержание урока

Методы и средства обучения

 
1 мин.

35 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

I. Оргмомент

II. Основная часть

1. Подведение к теме

В наше сложное время, когда научно-технический прогресс внедрен во все среды человеческой деятельности, наиболее сильное влияние оказывается на окружающую среду, которая становится крайне уязвимой.
– Что можно сделать? Как мы можем помочь природе? Оградить ее от вредного воздействия?

– Как вы понимаете термин особо охраняемые природные территории?
В Конституции нашей страны говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются  в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Статья 58 гласит: «Каждый должен охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.»
– Какие вам известны охраняемые территории? (Учащиеся называют заповедники, заказники, приводят примеры, перечисляют охраняемые в них виды)
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» был принят в1995 г., в нем закреплена система территорий, определены режим и их использования и меры ответственности  за нарушение этого режима.

2. Знакомство с особо охраняемыми природными территориями Одинцовского района.

А) на доске вывешиваются карты Московской области и карта ООПТ Одинцовского района.
Вопросы учителя:
– Определите положение Одинцовского района на карте Московской области.
– Как оно влияет на экологическую обстановку в районе?
– Каковы особенности природы, рельефа, климата в нашем районе?
– Какой можно сделать вывод?

Б) Одинцовский район, расположенный вблизи самого большого мегаполиса нашей страны-города Москвы, с ее выбросами вредных производств, выхлопными газами трaнcпорта, с обжитым состоятельными землевладельцами Рублево-Успенским шоссе, становится крайне нeблагополучным с точки зрения экологического равновесия. Поэтому очень отрадно, что в нашем Одинцовском районе ведется широкая природоохранная и экологически просветительская деятельность. На территории района организованы Особо Охраняемые природные территории (ООПТ).

В) На карте показываются ООПТ района сложившиеся к 2009-2010 годам – 8 объектов областного значения и 15 местного.
На данный момент в Одинцовском районе существуют ООПТ местного значения категорий «природный резерват» и «природный рекреационный комплекс». В соответствии с Положением об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденным Решением Моссовета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 07.04.2006№13/7, природными резерватами становятся территории, играющие особую роль в сохранении или в восстановлении природных комплексов и их компонентов, а также в поддержании экологического баланса. Природные резерваты имеют высокую экологическую и научную ценность. Природными рекреационными комплексами, состоящими из функциональных зон, являются ООПТ местного значения, играющие особую роль в сохранении или восстановлении окружающей среды, ее компонентов, элементов и отдельных хаpaктеристик. ООПТ этой категории создаются на территориях и акваториях, используемых или потенциально пригодных для нестационарного отдыха. Природные рекреационные комплексы нуждаются в особом режиме охраны природы, регулировании антропогенной нагрузки, в том числе рекреационных воздействий.

Особо охраняемые территории Одинцовского района:

ООПТ областного значения:

1) Памятник природы «Леса Дороховского лесничества с комплексом рыжих муравьев».
2) Памятник природы «Местообитания кортузы Маттиоли на выходах известняков в долине р. Москвы»
3) Памятник природы «Асаковская колония серых цапель»
4) Памятник природы «Нагорная дубрава «Улитинская»
5) Государственный природный заказник (далее – заказник) «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима»
6) Заказник «Долина р. Сторожа от устья до д/отдыха» Кораллово»
7) Памятник природы «Озеро Бельское с прилегающими лесами»
8) Памятник природы «Мозжинский овраг»

ООПТ местного значения:

1. Природный резерват «Озеро Палецкое»
2. Природный резерват «Верховые болота лесных водоразделов рек Жуковка и Поноша»
3. Природный рекреационный комплекс «Волковский берег»
4. Природный резерват «Масловская лесная дача»
5. Природный резерват «Долина реки Вяземки»
6. Природный резерват «Пойменный лес»
7. Природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес»
8. Природный резерват «Хвойно-широколиственные леса водоразделов рек Дубешни и Малодельни»
9*. Природный рекреационный комплекс «Козинская горка»
10.«Озеро Рыбное – исток р. Вяземки»
11. Природный резерват «Аксиньинское болото»
12. Природный рекреационный комплекс «Дубковский лес»
13. Природный рекреационный комплекс «Леса Серебряноборского лесничества»
14*. Природный резерват «Побережье Нарских прудов – леса Верхненарской ложбины»
15*. Природный резерват «Лесные массивы бассейна реки Дубешни»
*проектируемые ООПТ

 3. Нахождение близкорасположенных ООПТ

А) Внимательно рассмотрите карту и найдите  населенные пункты:

– г. Кубинку,
– поселок  Старый городок (где расположена наша школа) – он не отмечен на карте но по автомобильным дорогам его легко можно определить
– г. Голицыно, где располагается второе здание нашей школы

Б) Определите какие из особо охраняемых природных территорий расположены рядом с  перечисленными населенными пунктами?

– Покажите эти объекты на карте.

4. Рядом  с нами расположены следующие ООПТ:

Областного значения:

1) Леса Дороховского лесничества с комплексом гнезд рыжих муравьев – это памятник природы расположен также и в Рузском районе, примечателен, как видно  из названия, тем, что здесь находится не менее 200 муравейников. Также тут обитает зеленый дятел (охраняемый вид в области), хохлатая синица, луговой конек; произрастают ветреница дубравная, орхидея – пальцатокоренник Фукса, встречается редкий гриб –  лоециния студенистая.

2) Памятник природы местообитание кортузы Маттиоли – реликтового растения ледникового периода. Эта территория находится в непосредственной близости санатория им.Герцена.

3) Асаковская колония серых цапель – расположена вблизи Нарских прудов, где выращивают различные виды рыб, которые затем продают во всем ближайших населенных пунктах.

– Как вы думаете ребята, почему численность цапель так сократилась? (Вокруг озер активно развернуто дачное строительство)

4) Нагорная дубрава «Улитинская» – анклав (что означает это слово? – отрезанная от основной территория) южных лесостепных широколиственных лесов. Произрастают дубы, липы и обитают в них хаpaктерные для таких лесов животные. Какие?

5) Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима – обширная территория, ельники, сосняки, березняки; встречается исчезающий папоротник многоножка обыкновенная. Именно здесь начинаются удивительные пейзажи Москвы-реки, давшие вдохновение непревзойденному русскому пейзажисту И.Я. Левитану (демонстрация его картины «Мостик», написанной в окрестностях Звенигорода)

ООПТ местного значения:

1) Озеро Палецкое – окруженное болотами, прекрасное, живописное, место для отдыха на природе и рыбной ловли. Здесь цветет дикая калла – белокрыльник, встречаются синица – ремез, скопа, и черный коршун.

3) Волковский берег – называемый в народе Обрывом любви или Поляной невест – место неизменного паломничества всех молодоженов в округе,  т.к. с крутого обрывистого берега, покрытого соснами и березняком, открывается чудесный вид на окрестности. Здесь часто проходили туристические сборы.
И тем отрадней, что это место в настоящее время подлежит охране.

III. Итог урока

1) Правила поведения в природе.

– Что нового вы сегодня узнали?
– Как вы думаете как нужно вести себя на охраняемой территории? Действительно существуют правила поведения на охраняемых территориях

2) При посещении ООПТ следует соблюдать режим охраны и простые правила поведения:

  1. Не шумите
  2. Не рвите растения, не калечьте деревья
  3. Забирайте мусор с собой, не жгите его, не закапывайте
  4. Не поджигайте траву
  5. Не устраивайте пикники вне отведенных мест
  6. Не используйте автотрaнcпорт вне дорого общего пользования
  7. Не ловите животных
  8. Не причиняйте природе иной вред.

– Только ли на охраняемых территориях следует соблюдать эти правила?

– А как вы думаете, как мы можем уберечь с природу своего родного края?

2. Деятельное участие в сохранении природы

Действительно природу стоит не только охранять, сохранять, но и стараться ее улучшить, относится к ней бережно, созидательно. Таким примеров могут служить бывшие дворянские усадьбы, находившиеся на территории нашего района в дореволюционное время.
На территории Одинцовского района находится множество бывших дворянских усадеб. От некоторых ничего кроме названия уже не осталось, от других сохранились фрагменты парков, аллей, усадебных домов. Но в этих усадьбах чувствуется рука хозяина, бережно относящегося к природе, возделывающего ее с умом и стремящегося к красоте. Тут есть чему поучиться современным домовладельцам и дачникам.
Одна из таких усадеб(сохранившаяся наиболее полно) историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина Большие Вязёмы (по карте определяю местоположение музея-заповедника). Здесь сохранился Преображенский храм, построенный еще при Борисе Годунове, английский и французский парки,  усадьба князей Голицыных. К музею относится и имение бабушки Пушкина сельцо Захарово, с воссозданным усадебным домом, где каждый год в начале лета проходят традиционные пушкинские праздники.
Но мне хочется рассказать о имении Васильевское (Марьино или Щербатово по имени владельцев). В этом месте я родилась, выросла, живу и преподаю, его красотой и уникальностью мне хочется поделиться с вами, со своими учениками, привить вам ту же любовь к этому прекрасному уголку природы, какую испытываю и я.
На территории бывшего имения Щербатовых (учащиеся определяют местоположение по карте) расположилось три из выше описанных ООПТ: № 1  и 2 областного и № 3 местного значения.  В 19 веке имением владел отец писателя Герцена А.И.  Яковлев И.А.. Писатель удивительно точно и поэтично определил эти места в «Былом и Думах»: «Я мало видел мест, изящнее Васильевского…» От былых построек остался Воскресенский храм, церковная ограда с башнями; главный дом в виде замка в псевдоготическом стиле, построенный 1884 г. архитектор П.С.Бойцовым по заказу князя А.Г. Щербатова; церковь-усыпальница 1915-1917 гг. в неорусском стиле, возведенная архитектор В.А Покровским  на средства княгини О.А. Щербатовой. Сохранился также парк с регулярной и пейзажной планировкой, со звездообразно расходящимися липовыми аллеями, с березовыми аллеями. Парк нуждается в работах по реконструкции, в настоящее время сильно запущен (см. фотографии в Приложении 3). В запустении находится и замок. У администрации  санатория, на чьей территории он находится и одним из корпусов которого долгое время являлся, не хватало средств на его поддержание, несколько лет он стоял заколоченный и не отапливался зимой. Сейчас начаты восстановительные работы, но много утеряно безвозвратно.
Удивительна жизнь и судьба владельцев этого имения князей Щербатовых. Они много делали для своей страны, состояли на военной и государственной службе, заботились о благополучии местных жителей, участвовали в войне с Японией  и I мировой, на собственные средства организовали санитарный поезд, вывозили  раненных с фронта, размещали в госпитале, созданном в имении. Их пример имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения.
А как они благоустраивали свое имение! Тут были цветники, оранжереи, фонтаны, по  парку гуляли косули, парк был украшен скульптурами (от них осталось  только два постамента), существовала система  прудов, в которых водились рыбы. Это был настоящий культурный ландшафт, идеальное сочетание природы и творения рук человека. Созданный Щербатовыми удивительно прекрасный антропогенный ландшафт, более ста лет радует жителей этих мест и отдыхающих санатория им. Герцена, даже несмотря на то запустение, в котором он в настоящее время прибывает.
Даже покинув Родину Щербатовы помнили о ней и скучали. Так последний их рода Г.А. Щербатов, став капитаном 2 ранга военно-морских сил США, участвовал в подписании Ялтинского договора в 1945 г., выхлопотал себе разрешение побывать в Васильевском, которое покинул подростком (см. портрет князя Г.А. Щербатого в Приложении).
Здесь хочется сказать стихами собственного сочинения, посвященным удивительной семье Щербатовых.

И в день погожий, и весной по грязи,
По милым сердцу рощам и полям,
Как мы, гуляли вы, дворяне, князи,
Преображая край, как то угодно было вам.

Играли при свечах на фортепиано,
Оранжереи разводили и чертили на песке,
К реке ходили, о России рассуждали рьяно
И сельской придавалися тоске.

В войну и в крестный ход вы со своим народом.
Ведь православные и чтили тот закон,
Что даже, если ты обижен сбродом,
То ближнему не наноси урон.

Вот бродим мы теперь по запустению…
Народу вы как отзвук, ветерок.
Он благодарен вашему творенью,
Хоть что от вас осталось не сберег.

Какую боль должно вы пережили!
Как Родину оставить было тяжело!
А может потому вы эту красоту нам одолжили,
Чтоб нас отчаинье горькое прожгло!

– Старайтесь и вы, ребята, быть достойными нашей удивительно прекрасной Родины, созидайте, творите, преумножайте красоту Родного края, храните ее для потомков.

 

Вступительное слово учителя

 

Рассказ с элементами  беседы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя, с элементами беседы по вопросам, работа с картами

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

Демонстрация ООПТ на карте

 

 

 

 

 

 

На доске вывешивается перечень особо охраняемых природных территорий района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой ООПТ района

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий рассказ учителя о некоторых охраняемых территориях района с подробными дополнениями учащихся, заранее подготовленными по материалам приложения( причем  дети рассказывают об охраняемых территориях, которые находятся в непосредственной близости от их   проживания), а также демонстрация карт-схем ООПТ и фотографий исчезающих и охраняемых видов растений и животных.

 

Беседа по вопросам

 

На доске вывешиваются правила поведения при посещении ООПТ

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ с элементами беседы, демонстрацией фотографий и фильма о Щербатове и его владельцах

 

 

Работа с картой ООПТ района

Приложения



Комментарии:

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"


    Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

      Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

24 08 2025 1:19:54

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

23 08 2025 9:47:25

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

22 08 2025 5:33:25

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"


    Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

      Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...

21 08 2025 11:21:49

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"


    Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

      Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

20 08 2025 10:31:29

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

19 08 2025 1:22:12

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

18 08 2025 2:25:34

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

17 08 2025 7:44:45

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

16 08 2025 1:59:14

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

15 08 2025 21:53:41

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

14 08 2025 9:28:59

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

13 08 2025 9:23:21

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

12 08 2025 10:38:44

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

11 08 2025 5:36:32

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

10 08 2025 11:31:34

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

09 08 2025 15:21:33

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

08 08 2025 13:39:32

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

07 08 2025 3:19:29

Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия


    Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия

      Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....

06 08 2025 4:38:39

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

05 08 2025 0:15:19

Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....

04 08 2025 17:57:13

Химическая эволюция. Эволюция биополимерных молекул. 10-й класс

Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....

03 08 2025 9:26:59

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

02 08 2025 17:32:34

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

01 08 2025 19:44:14

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

31 07 2025 23:30:15

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

30 07 2025 3:35:53

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

29 07 2025 11:36:15

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

28 07 2025 12:18:27

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

27 07 2025 3:28:47

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

26 07 2025 17:43:49

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

25 07 2025 23:44:25

Насекомые Магаданской области

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....

24 07 2025 20:33:58

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

23 07 2025 5:28:25

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

22 07 2025 12:12:53

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

21 07 2025 1:31:21

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

20 07 2025 23:54:49

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

19 07 2025 11:40:21

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

      ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....

18 07 2025 17:28:47

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

17 07 2025 17:50:50

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

16 07 2025 1:27:40

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

15 07 2025 16:53:49

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

14 07 2025 14:37:51

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

13 07 2025 16:51:57

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

12 07 2025 13:44:13

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления


    Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

11 07 2025 3:52:39

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

10 07 2025 6:19:16

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

09 07 2025 9:23:27

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

08 07 2025 22:49:56

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

07 07 2025 3:59:41

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

06 07 2025 3:35:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::