Особо охраняемые природные территории Одинцовского района > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Особо охраняемые природные территории Одинцовского района


    Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды.
Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие в рамках общешкольного мероприятия (например, в дни недели биологии или географии), в рамках цикла краеведческих занятий, которые могут проводится совместно с учителями истории, литературы, географии, а также как элемент урока( в сокращенном виде, с выделением наиболее важных разделов для изучения каждой конкретной темы)  в различных  учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы.
Например:

Курс

Тема

Параграф

Биология-6 под ред. В.В. Пасечника (2004) Развитие растительного мира П. 59 – Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений
Биология-7 под ред. В.В. Пасечника (2004) Животный мир и хозяйственная деятельность человека П. 59 – Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.
П. 60 – Охрана и рациональное использование животного мира.
Биология-9 под ред. В.В. Пасечника (2005) Биосфера и человек П. 10.3 – Основы рационального природопользования
Биология 10-11 под ред. В.В. Пасечника Основы экологии П. 88 – Основы рационального природопользования
География-6 Герасимова Т. П., Неклюкова  Н. П. (2009) Взаимосвязи компонентов природы П. 50 – Природный комплекс
География-7  Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В. А. (2007) Географическая оболочка – наш дом П. 81 – Изменение природы хозяйственной деятельностью человека
География-8 под ред. А. И. Алексеева (2005) В природе все взаимосвязано П. 30 – Человек в ландшафте

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с законами об охране природы(федеральными и местными) ;
    • познакомить с охраняемыми территориям Одинцовского района;
    • познакомить с понятиями памятник природы, природный резерват, природный заказник на примере конкретных охраняемых территорий;
    • познакомить  с природным разнообразием (охраняемыми видами растений и животных) охраняемых территорий Одинцовского района;
    • познакомить с основными правилами поведения в особо охраняемых территориях.
  • Воспитательные:
    • формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды;
    • воспитание ответственности за природу родного края;
    • формирование навыков поведения в природной резервате.
  • Развивающие:
    • развивать навыки работы с картами, схемами;
    • развивать кругозор учащихся;
    • развивать интерес к проблемам природы, охраняемыми территориям
    • природному разнообразию.
    • развивать навыки природоохранной деятельности.

Оборудование:

  • карты Московской области и Одинцовского района с отмеченными на ней ООПТ;
  • карты-схемы некоторых ООПТ;
  • фотографии, рисунки и гербарные образцы охраняемых видов,
  • фотографии и фильм о имении Щербатово.

ХОД УРОКА

Время

Содержание урока

Методы и средства обучения

 
1 мин.

35 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

I. Оргмомент

II. Основная часть

1. Подведение к теме

В наше сложное время, когда научно-технический прогресс внедрен во все среды человеческой деятельности, наиболее сильное влияние оказывается на окружающую среду, которая становится крайне уязвимой.
– Что можно сделать? Как мы можем помочь природе? Оградить ее от вредного воздействия?

– Как вы понимаете термин особо охраняемые природные территории?
В Конституции нашей страны говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются  в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Статья 58 гласит: «Каждый должен охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.»
– Какие вам известны охраняемые территории? (Учащиеся называют заповедники, заказники, приводят примеры, перечисляют охраняемые в них виды)
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» был принят в1995 г., в нем закреплена система территорий, определены режим и их использования и меры ответственности  за нарушение этого режима.

2. Знакомство с особо охраняемыми природными территориями Одинцовского района.

А) на доске вывешиваются карты Московской области и карта ООПТ Одинцовского района.
Вопросы учителя:
– Определите положение Одинцовского района на карте Московской области.
– Как оно влияет на экологическую обстановку в районе?
– Каковы особенности природы, рельефа, климата в нашем районе?
– Какой можно сделать вывод?

Б) Одинцовский район, расположенный вблизи самого большого мегаполиса нашей страны-города Москвы, с ее выбросами вредных производств, выхлопными газами трaнcпорта, с обжитым состоятельными землевладельцами Рублево-Успенским шоссе, становится крайне нeблагополучным с точки зрения экологического равновесия. Поэтому очень отрадно, что в нашем Одинцовском районе ведется широкая природоохранная и экологически просветительская деятельность. На территории района организованы Особо Охраняемые природные территории (ООПТ).

В) На карте показываются ООПТ района сложившиеся к 2009-2010 годам – 8 объектов областного значения и 15 местного.
На данный момент в Одинцовском районе существуют ООПТ местного значения категорий «природный резерват» и «природный рекреационный комплекс». В соответствии с Положением об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденным Решением Моссовета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 07.04.2006№13/7, природными резерватами становятся территории, играющие особую роль в сохранении или в восстановлении природных комплексов и их компонентов, а также в поддержании экологического баланса. Природные резерваты имеют высокую экологическую и научную ценность. Природными рекреационными комплексами, состоящими из функциональных зон, являются ООПТ местного значения, играющие особую роль в сохранении или восстановлении окружающей среды, ее компонентов, элементов и отдельных хаpaктеристик. ООПТ этой категории создаются на территориях и акваториях, используемых или потенциально пригодных для нестационарного отдыха. Природные рекреационные комплексы нуждаются в особом режиме охраны природы, регулировании антропогенной нагрузки, в том числе рекреационных воздействий.

Особо охраняемые территории Одинцовского района:

ООПТ областного значения:

1) Памятник природы «Леса Дороховского лесничества с комплексом рыжих муравьев».
2) Памятник природы «Местообитания кортузы Маттиоли на выходах известняков в долине р. Москвы»
3) Памятник природы «Асаковская колония серых цапель»
4) Памятник природы «Нагорная дубрава «Улитинская»
5) Государственный природный заказник (далее – заказник) «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима»
6) Заказник «Долина р. Сторожа от устья до д/отдыха» Кораллово»
7) Памятник природы «Озеро Бельское с прилегающими лесами»
8) Памятник природы «Мозжинский овраг»

ООПТ местного значения:

1. Природный резерват «Озеро Палецкое»
2. Природный резерват «Верховые болота лесных водоразделов рек Жуковка и Поноша»
3. Природный рекреационный комплекс «Волковский берег»
4. Природный резерват «Масловская лесная дача»
5. Природный резерват «Долина реки Вяземки»
6. Природный резерват «Пойменный лес»
7. Природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес»
8. Природный резерват «Хвойно-широколиственные леса водоразделов рек Дубешни и Малодельни»
9*. Природный рекреационный комплекс «Козинская горка»
10.«Озеро Рыбное – исток р. Вяземки»
11. Природный резерват «Аксиньинское болото»
12. Природный рекреационный комплекс «Дубковский лес»
13. Природный рекреационный комплекс «Леса Серебряноборского лесничества»
14*. Природный резерват «Побережье Нарских прудов – леса Верхненарской ложбины»
15*. Природный резерват «Лесные массивы бассейна реки Дубешни»
*проектируемые ООПТ

 3. Нахождение близкорасположенных ООПТ

А) Внимательно рассмотрите карту и найдите  населенные пункты:

– г. Кубинку,
– поселок  Старый городок (где расположена наша школа) – он не отмечен на карте но по автомобильным дорогам его легко можно определить
– г. Голицыно, где располагается второе здание нашей школы

Б) Определите какие из особо охраняемых природных территорий расположены рядом с  перечисленными населенными пунктами?

– Покажите эти объекты на карте.

4. Рядом  с нами расположены следующие ООПТ:

Областного значения:

1) Леса Дороховского лесничества с комплексом гнезд рыжих муравьев – это памятник природы расположен также и в Рузском районе, примечателен, как видно  из названия, тем, что здесь находится не менее 200 муравейников. Также тут обитает зеленый дятел (охраняемый вид в области), хохлатая синица, луговой конек; произрастают ветреница дубравная, орхидея – пальцатокоренник Фукса, встречается редкий гриб –  лоециния студенистая.

2) Памятник природы местообитание кортузы Маттиоли – реликтового растения ледникового периода. Эта территория находится в непосредственной близости санатория им.Герцена.

3) Асаковская колония серых цапель – расположена вблизи Нарских прудов, где выращивают различные виды рыб, которые затем продают во всем ближайших населенных пунктах.

– Как вы думаете ребята, почему численность цапель так сократилась? (Вокруг озер активно развернуто дачное строительство)

4) Нагорная дубрава «Улитинская» – анклав (что означает это слово? – отрезанная от основной территория) южных лесостепных широколиственных лесов. Произрастают дубы, липы и обитают в них хаpaктерные для таких лесов животные. Какие?

5) Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима – обширная территория, ельники, сосняки, березняки; встречается исчезающий папоротник многоножка обыкновенная. Именно здесь начинаются удивительные пейзажи Москвы-реки, давшие вдохновение непревзойденному русскому пейзажисту И.Я. Левитану (демонстрация его картины «Мостик», написанной в окрестностях Звенигорода)

ООПТ местного значения:

1) Озеро Палецкое – окруженное болотами, прекрасное, живописное, место для отдыха на природе и рыбной ловли. Здесь цветет дикая калла – белокрыльник, встречаются синица – ремез, скопа, и черный коршун.

3) Волковский берег – называемый в народе Обрывом любви или Поляной невест – место неизменного паломничества всех молодоженов в округе,  т.к. с крутого обрывистого берега, покрытого соснами и березняком, открывается чудесный вид на окрестности. Здесь часто проходили туристические сборы.
И тем отрадней, что это место в настоящее время подлежит охране.

III. Итог урока

1) Правила поведения в природе.

– Что нового вы сегодня узнали?
– Как вы думаете как нужно вести себя на охраняемой территории? Действительно существуют правила поведения на охраняемых территориях

2) При посещении ООПТ следует соблюдать режим охраны и простые правила поведения:

  1. Не шумите
  2. Не рвите растения, не калечьте деревья
  3. Забирайте мусор с собой, не жгите его, не закапывайте
  4. Не поджигайте траву
  5. Не устраивайте пикники вне отведенных мест
  6. Не используйте автотрaнcпорт вне дорого общего пользования
  7. Не ловите животных
  8. Не причиняйте природе иной вред.

– Только ли на охраняемых территориях следует соблюдать эти правила?

– А как вы думаете, как мы можем уберечь с природу своего родного края?

2. Деятельное участие в сохранении природы

Действительно природу стоит не только охранять, сохранять, но и стараться ее улучшить, относится к ней бережно, созидательно. Таким примеров могут служить бывшие дворянские усадьбы, находившиеся на территории нашего района в дореволюционное время.
На территории Одинцовского района находится множество бывших дворянских усадеб. От некоторых ничего кроме названия уже не осталось, от других сохранились фрагменты парков, аллей, усадебных домов. Но в этих усадьбах чувствуется рука хозяина, бережно относящегося к природе, возделывающего ее с умом и стремящегося к красоте. Тут есть чему поучиться современным домовладельцам и дачникам.
Одна из таких усадеб(сохранившаяся наиболее полно) историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина Большие Вязёмы (по карте определяю местоположение музея-заповедника). Здесь сохранился Преображенский храм, построенный еще при Борисе Годунове, английский и французский парки,  усадьба князей Голицыных. К музею относится и имение бабушки Пушкина сельцо Захарово, с воссозданным усадебным домом, где каждый год в начале лета проходят традиционные пушкинские праздники.
Но мне хочется рассказать о имении Васильевское (Марьино или Щербатово по имени владельцев). В этом месте я родилась, выросла, живу и преподаю, его красотой и уникальностью мне хочется поделиться с вами, со своими учениками, привить вам ту же любовь к этому прекрасному уголку природы, какую испытываю и я.
На территории бывшего имения Щербатовых (учащиеся определяют местоположение по карте) расположилось три из выше описанных ООПТ: № 1  и 2 областного и № 3 местного значения.  В 19 веке имением владел отец писателя Герцена А.И.  Яковлев И.А.. Писатель удивительно точно и поэтично определил эти места в «Былом и Думах»: «Я мало видел мест, изящнее Васильевского…» От былых построек остался Воскресенский храм, церковная ограда с башнями; главный дом в виде замка в псевдоготическом стиле, построенный 1884 г. архитектор П.С.Бойцовым по заказу князя А.Г. Щербатова; церковь-усыпальница 1915-1917 гг. в неорусском стиле, возведенная архитектор В.А Покровским  на средства княгини О.А. Щербатовой. Сохранился также парк с регулярной и пейзажной планировкой, со звездообразно расходящимися липовыми аллеями, с березовыми аллеями. Парк нуждается в работах по реконструкции, в настоящее время сильно запущен (см. фотографии в Приложении 3). В запустении находится и замок. У администрации  санатория, на чьей территории он находится и одним из корпусов которого долгое время являлся, не хватало средств на его поддержание, несколько лет он стоял заколоченный и не отапливался зимой. Сейчас начаты восстановительные работы, но много утеряно безвозвратно.
Удивительна жизнь и судьба владельцев этого имения князей Щербатовых. Они много делали для своей страны, состояли на военной и государственной службе, заботились о благополучии местных жителей, участвовали в войне с Японией  и I мировой, на собственные средства организовали санитарный поезд, вывозили  раненных с фронта, размещали в госпитале, созданном в имении. Их пример имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения.
А как они благоустраивали свое имение! Тут были цветники, оранжереи, фонтаны, по  парку гуляли косули, парк был украшен скульптурами (от них осталось  только два постамента), существовала система  прудов, в которых водились рыбы. Это был настоящий культурный ландшафт, идеальное сочетание природы и творения рук человека. Созданный Щербатовыми удивительно прекрасный антропогенный ландшафт, более ста лет радует жителей этих мест и отдыхающих санатория им. Герцена, даже несмотря на то запустение, в котором он в настоящее время прибывает.
Даже покинув Родину Щербатовы помнили о ней и скучали. Так последний их рода Г.А. Щербатов, став капитаном 2 ранга военно-морских сил США, участвовал в подписании Ялтинского договора в 1945 г., выхлопотал себе разрешение побывать в Васильевском, которое покинул подростком (см. портрет князя Г.А. Щербатого в Приложении).
Здесь хочется сказать стихами собственного сочинения, посвященным удивительной семье Щербатовых.

И в день погожий, и весной по грязи,
По милым сердцу рощам и полям,
Как мы, гуляли вы, дворяне, князи,
Преображая край, как то угодно было вам.

Играли при свечах на фортепиано,
Оранжереи разводили и чертили на песке,
К реке ходили, о России рассуждали рьяно
И сельской придавалися тоске.

В войну и в крестный ход вы со своим народом.
Ведь православные и чтили тот закон,
Что даже, если ты обижен сбродом,
То ближнему не наноси урон.

Вот бродим мы теперь по запустению…
Народу вы как отзвук, ветерок.
Он благодарен вашему творенью,
Хоть что от вас осталось не сберег.

Какую боль должно вы пережили!
Как Родину оставить было тяжело!
А может потому вы эту красоту нам одолжили,
Чтоб нас отчаинье горькое прожгло!

– Старайтесь и вы, ребята, быть достойными нашей удивительно прекрасной Родины, созидайте, творите, преумножайте красоту Родного края, храните ее для потомков.

 

Вступительное слово учителя

 

Рассказ с элементами  беседы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя, с элементами беседы по вопросам, работа с картами

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

Демонстрация ООПТ на карте

 

 

 

 

 

 

На доске вывешивается перечень особо охраняемых природных территорий района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой ООПТ района

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий рассказ учителя о некоторых охраняемых территориях района с подробными дополнениями учащихся, заранее подготовленными по материалам приложения( причем  дети рассказывают об охраняемых территориях, которые находятся в непосредственной близости от их   проживания), а также демонстрация карт-схем ООПТ и фотографий исчезающих и охраняемых видов растений и животных.

 

Беседа по вопросам

 

На доске вывешиваются правила поведения при посещении ООПТ

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ с элементами беседы, демонстрацией фотографий и фильма о Щербатове и его владельцах

 

 

Работа с картой ООПТ района

Приложения



Комментарии:

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс


    Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

      Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

09 02 2025 16:51:17

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

08 02 2025 21:19:26

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

07 02 2025 13:28:45

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

      Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

06 02 2025 1:20:30

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

05 02 2025 11:33:54

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

04 02 2025 1:25:10

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

03 02 2025 17:31:33

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

02 02 2025 9:26:13

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

01 02 2025 4:31:12

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"


    Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

      Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

31 01 2025 22:44:15

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

30 01 2025 5:18:45

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

29 01 2025 16:50:42

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

28 01 2025 20:44:15

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


    Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

      Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

27 01 2025 22:56:41

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

26 01 2025 20:22:18

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

25 01 2025 9:34:38

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

24 01 2025 7:56:47

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

23 01 2025 9:15:14

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

22 01 2025 14:38:55

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

      Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

21 01 2025 22:10:26

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

20 01 2025 12:27:42

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Экологические задачи (С5)  ЕГЭ biologia's Blog Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

19 01 2025 19:50:13

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

18 01 2025 11:52:21

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

17 01 2025 18:47:36

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

16 01 2025 8:17:36

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

15 01 2025 15:40:41

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

14 01 2025 15:10:58

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

13 01 2025 8:59:43

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

12 01 2025 21:33:57

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

11 01 2025 4:58:40

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

10 01 2025 2:45:54

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

09 01 2025 13:11:20

Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"


    Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"

      Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...

08 01 2025 17:25:23

Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

      Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

07 01 2025 10:23:33

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

06 01 2025 3:20:46

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

05 01 2025 19:49:54

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

04 01 2025 18:40:28

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

03 01 2025 6:10:14

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

02 01 2025 20:52:13

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

01 01 2025 9:51:53

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

31 12 2024 19:39:10

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

30 12 2024 5:50:30

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

29 12 2024 17:30:53

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

28 12 2024 10:43:35

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

27 12 2024 15:22:44

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

26 12 2024 10:16:25

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

25 12 2024 13:42:41

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

24 12 2024 2:58:45

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

23 12 2024 9:58:27

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

22 12 2024 17:51:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::