Особо охраняемые природные территории Одинцовского района > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Особо охраняемые природные территории Одинцовского района


    Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды.
Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие в рамках общешкольного мероприятия (например, в дни недели биологии или географии), в рамках цикла краеведческих занятий, которые могут проводится совместно с учителями истории, литературы, географии, а также как элемент урока( в сокращенном виде, с выделением наиболее важных разделов для изучения каждой конкретной темы)  в различных  учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы.
Например:

Курс

Тема

Параграф

Биология-6 под ред. В.В. Пасечника (2004) Развитие растительного мира П. 59 – Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений
Биология-7 под ред. В.В. Пасечника (2004) Животный мир и хозяйственная деятельность человека П. 59 – Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.
П. 60 – Охрана и рациональное использование животного мира.
Биология-9 под ред. В.В. Пасечника (2005) Биосфера и человек П. 10.3 – Основы рационального природопользования
Биология 10-11 под ред. В.В. Пасечника Основы экологии П. 88 – Основы рационального природопользования
География-6 Герасимова Т. П., Неклюкова  Н. П. (2009) Взаимосвязи компонентов природы П. 50 – Природный комплекс
География-7  Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В. А. (2007) Географическая оболочка – наш дом П. 81 – Изменение природы хозяйственной деятельностью человека
География-8 под ред. А. И. Алексеева (2005) В природе все взаимосвязано П. 30 – Человек в ландшафте

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с законами об охране природы(федеральными и местными) ;
    • познакомить с охраняемыми территориям Одинцовского района;
    • познакомить с понятиями памятник природы, природный резерват, природный заказник на примере конкретных охраняемых территорий;
    • познакомить  с природным разнообразием (охраняемыми видами растений и животных) охраняемых территорий Одинцовского района;
    • познакомить с основными правилами поведения в особо охраняемых территориях.
  • Воспитательные:
    • формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды;
    • воспитание ответственности за природу родного края;
    • формирование навыков поведения в природной резервате.
  • Развивающие:
    • развивать навыки работы с картами, схемами;
    • развивать кругозор учащихся;
    • развивать интерес к проблемам природы, охраняемыми территориям
    • природному разнообразию.
    • развивать навыки природоохранной деятельности.

Оборудование:

  • карты Московской области и Одинцовского района с отмеченными на ней ООПТ;
  • карты-схемы некоторых ООПТ;
  • фотографии, рисунки и гербарные образцы охраняемых видов,
  • фотографии и фильм о имении Щербатово.

ХОД УРОКА

Время

Содержание урока

Методы и средства обучения

 
1 мин.

35 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

I. Оргмомент

II. Основная часть

1. Подведение к теме

В наше сложное время, когда научно-технический прогресс внедрен во все среды человеческой деятельности, наиболее сильное влияние оказывается на окружающую среду, которая становится крайне уязвимой.
– Что можно сделать? Как мы можем помочь природе? Оградить ее от вредного воздействия?

– Как вы понимаете термин особо охраняемые природные территории?
В Конституции нашей страны говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются  в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Статья 58 гласит: «Каждый должен охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.»
– Какие вам известны охраняемые территории? (Учащиеся называют заповедники, заказники, приводят примеры, перечисляют охраняемые в них виды)
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» был принят в1995 г., в нем закреплена система территорий, определены режим и их использования и меры ответственности  за нарушение этого режима.

2. Знакомство с особо охраняемыми природными территориями Одинцовского района.

А) на доске вывешиваются карты Московской области и карта ООПТ Одинцовского района.
Вопросы учителя:
– Определите положение Одинцовского района на карте Московской области.
– Как оно влияет на экологическую обстановку в районе?
– Каковы особенности природы, рельефа, климата в нашем районе?
– Какой можно сделать вывод?

Б) Одинцовский район, расположенный вблизи самого большого мегаполиса нашей страны-города Москвы, с ее выбросами вредных производств, выхлопными газами трaнcпорта, с обжитым состоятельными землевладельцами Рублево-Успенским шоссе, становится крайне нeблагополучным с точки зрения экологического равновесия. Поэтому очень отрадно, что в нашем Одинцовском районе ведется широкая природоохранная и экологически просветительская деятельность. На территории района организованы Особо Охраняемые природные территории (ООПТ).

В) На карте показываются ООПТ района сложившиеся к 2009-2010 годам – 8 объектов областного значения и 15 местного.
На данный момент в Одинцовском районе существуют ООПТ местного значения категорий «природный резерват» и «природный рекреационный комплекс». В соответствии с Положением об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденным Решением Моссовета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 07.04.2006№13/7, природными резерватами становятся территории, играющие особую роль в сохранении или в восстановлении природных комплексов и их компонентов, а также в поддержании экологического баланса. Природные резерваты имеют высокую экологическую и научную ценность. Природными рекреационными комплексами, состоящими из функциональных зон, являются ООПТ местного значения, играющие особую роль в сохранении или восстановлении окружающей среды, ее компонентов, элементов и отдельных хаpaктеристик. ООПТ этой категории создаются на территориях и акваториях, используемых или потенциально пригодных для нестационарного отдыха. Природные рекреационные комплексы нуждаются в особом режиме охраны природы, регулировании антропогенной нагрузки, в том числе рекреационных воздействий.

Особо охраняемые территории Одинцовского района:

ООПТ областного значения:

1) Памятник природы «Леса Дороховского лесничества с комплексом рыжих муравьев».
2) Памятник природы «Местообитания кортузы Маттиоли на выходах известняков в долине р. Москвы»
3) Памятник природы «Асаковская колония серых цапель»
4) Памятник природы «Нагорная дубрава «Улитинская»
5) Государственный природный заказник (далее – заказник) «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима»
6) Заказник «Долина р. Сторожа от устья до д/отдыха» Кораллово»
7) Памятник природы «Озеро Бельское с прилегающими лесами»
8) Памятник природы «Мозжинский овраг»

ООПТ местного значения:

1. Природный резерват «Озеро Палецкое»
2. Природный резерват «Верховые болота лесных водоразделов рек Жуковка и Поноша»
3. Природный рекреационный комплекс «Волковский берег»
4. Природный резерват «Масловская лесная дача»
5. Природный резерват «Долина реки Вяземки»
6. Природный резерват «Пойменный лес»
7. Природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес»
8. Природный резерват «Хвойно-широколиственные леса водоразделов рек Дубешни и Малодельни»
9*. Природный рекреационный комплекс «Козинская горка»
10.«Озеро Рыбное – исток р. Вяземки»
11. Природный резерват «Аксиньинское болото»
12. Природный рекреационный комплекс «Дубковский лес»
13. Природный рекреационный комплекс «Леса Серебряноборского лесничества»
14*. Природный резерват «Побережье Нарских прудов – леса Верхненарской ложбины»
15*. Природный резерват «Лесные массивы бассейна реки Дубешни»
*проектируемые ООПТ

 3. Нахождение близкорасположенных ООПТ

А) Внимательно рассмотрите карту и найдите  населенные пункты:

– г. Кубинку,
– поселок  Старый городок (где расположена наша школа) – он не отмечен на карте но по автомобильным дорогам его легко можно определить
– г. Голицыно, где располагается второе здание нашей школы

Б) Определите какие из особо охраняемых природных территорий расположены рядом с  перечисленными населенными пунктами?

– Покажите эти объекты на карте.

4. Рядом  с нами расположены следующие ООПТ:

Областного значения:

1) Леса Дороховского лесничества с комплексом гнезд рыжих муравьев – это памятник природы расположен также и в Рузском районе, примечателен, как видно  из названия, тем, что здесь находится не менее 200 муравейников. Также тут обитает зеленый дятел (охраняемый вид в области), хохлатая синица, луговой конек; произрастают ветреница дубравная, орхидея – пальцатокоренник Фукса, встречается редкий гриб –  лоециния студенистая.

2) Памятник природы местообитание кортузы Маттиоли – реликтового растения ледникового периода. Эта территория находится в непосредственной близости санатория им.Герцена.

3) Асаковская колония серых цапель – расположена вблизи Нарских прудов, где выращивают различные виды рыб, которые затем продают во всем ближайших населенных пунктах.

– Как вы думаете ребята, почему численность цапель так сократилась? (Вокруг озер активно развернуто дачное строительство)

4) Нагорная дубрава «Улитинская» – анклав (что означает это слово? – отрезанная от основной территория) южных лесостепных широколиственных лесов. Произрастают дубы, липы и обитают в них хаpaктерные для таких лесов животные. Какие?

5) Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима – обширная территория, ельники, сосняки, березняки; встречается исчезающий папоротник многоножка обыкновенная. Именно здесь начинаются удивительные пейзажи Москвы-реки, давшие вдохновение непревзойденному русскому пейзажисту И.Я. Левитану (демонстрация его картины «Мостик», написанной в окрестностях Звенигорода)

ООПТ местного значения:

1) Озеро Палецкое – окруженное болотами, прекрасное, живописное, место для отдыха на природе и рыбной ловли. Здесь цветет дикая калла – белокрыльник, встречаются синица – ремез, скопа, и черный коршун.

3) Волковский берег – называемый в народе Обрывом любви или Поляной невест – место неизменного паломничества всех молодоженов в округе,  т.к. с крутого обрывистого берега, покрытого соснами и березняком, открывается чудесный вид на окрестности. Здесь часто проходили туристические сборы.
И тем отрадней, что это место в настоящее время подлежит охране.

III. Итог урока

1) Правила поведения в природе.

– Что нового вы сегодня узнали?
– Как вы думаете как нужно вести себя на охраняемой территории? Действительно существуют правила поведения на охраняемых территориях

2) При посещении ООПТ следует соблюдать режим охраны и простые правила поведения:

  1. Не шумите
  2. Не рвите растения, не калечьте деревья
  3. Забирайте мусор с собой, не жгите его, не закапывайте
  4. Не поджигайте траву
  5. Не устраивайте пикники вне отведенных мест
  6. Не используйте автотрaнcпорт вне дорого общего пользования
  7. Не ловите животных
  8. Не причиняйте природе иной вред.

– Только ли на охраняемых территориях следует соблюдать эти правила?

– А как вы думаете, как мы можем уберечь с природу своего родного края?

2. Деятельное участие в сохранении природы

Действительно природу стоит не только охранять, сохранять, но и стараться ее улучшить, относится к ней бережно, созидательно. Таким примеров могут служить бывшие дворянские усадьбы, находившиеся на территории нашего района в дореволюционное время.
На территории Одинцовского района находится множество бывших дворянских усадеб. От некоторых ничего кроме названия уже не осталось, от других сохранились фрагменты парков, аллей, усадебных домов. Но в этих усадьбах чувствуется рука хозяина, бережно относящегося к природе, возделывающего ее с умом и стремящегося к красоте. Тут есть чему поучиться современным домовладельцам и дачникам.
Одна из таких усадеб(сохранившаяся наиболее полно) историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина Большие Вязёмы (по карте определяю местоположение музея-заповедника). Здесь сохранился Преображенский храм, построенный еще при Борисе Годунове, английский и французский парки,  усадьба князей Голицыных. К музею относится и имение бабушки Пушкина сельцо Захарово, с воссозданным усадебным домом, где каждый год в начале лета проходят традиционные пушкинские праздники.
Но мне хочется рассказать о имении Васильевское (Марьино или Щербатово по имени владельцев). В этом месте я родилась, выросла, живу и преподаю, его красотой и уникальностью мне хочется поделиться с вами, со своими учениками, привить вам ту же любовь к этому прекрасному уголку природы, какую испытываю и я.
На территории бывшего имения Щербатовых (учащиеся определяют местоположение по карте) расположилось три из выше описанных ООПТ: № 1  и 2 областного и № 3 местного значения.  В 19 веке имением владел отец писателя Герцена А.И.  Яковлев И.А.. Писатель удивительно точно и поэтично определил эти места в «Былом и Думах»: «Я мало видел мест, изящнее Васильевского…» От былых построек остался Воскресенский храм, церковная ограда с башнями; главный дом в виде замка в псевдоготическом стиле, построенный 1884 г. архитектор П.С.Бойцовым по заказу князя А.Г. Щербатова; церковь-усыпальница 1915-1917 гг. в неорусском стиле, возведенная архитектор В.А Покровским  на средства княгини О.А. Щербатовой. Сохранился также парк с регулярной и пейзажной планировкой, со звездообразно расходящимися липовыми аллеями, с березовыми аллеями. Парк нуждается в работах по реконструкции, в настоящее время сильно запущен (см. фотографии в Приложении 3). В запустении находится и замок. У администрации  санатория, на чьей территории он находится и одним из корпусов которого долгое время являлся, не хватало средств на его поддержание, несколько лет он стоял заколоченный и не отапливался зимой. Сейчас начаты восстановительные работы, но много утеряно безвозвратно.
Удивительна жизнь и судьба владельцев этого имения князей Щербатовых. Они много делали для своей страны, состояли на военной и государственной службе, заботились о благополучии местных жителей, участвовали в войне с Японией  и I мировой, на собственные средства организовали санитарный поезд, вывозили  раненных с фронта, размещали в госпитале, созданном в имении. Их пример имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения.
А как они благоустраивали свое имение! Тут были цветники, оранжереи, фонтаны, по  парку гуляли косули, парк был украшен скульптурами (от них осталось  только два постамента), существовала система  прудов, в которых водились рыбы. Это был настоящий культурный ландшафт, идеальное сочетание природы и творения рук человека. Созданный Щербатовыми удивительно прекрасный антропогенный ландшафт, более ста лет радует жителей этих мест и отдыхающих санатория им. Герцена, даже несмотря на то запустение, в котором он в настоящее время прибывает.
Даже покинув Родину Щербатовы помнили о ней и скучали. Так последний их рода Г.А. Щербатов, став капитаном 2 ранга военно-морских сил США, участвовал в подписании Ялтинского договора в 1945 г., выхлопотал себе разрешение побывать в Васильевском, которое покинул подростком (см. портрет князя Г.А. Щербатого в Приложении).
Здесь хочется сказать стихами собственного сочинения, посвященным удивительной семье Щербатовых.

И в день погожий, и весной по грязи,
По милым сердцу рощам и полям,
Как мы, гуляли вы, дворяне, князи,
Преображая край, как то угодно было вам.

Играли при свечах на фортепиано,
Оранжереи разводили и чертили на песке,
К реке ходили, о России рассуждали рьяно
И сельской придавалися тоске.

В войну и в крестный ход вы со своим народом.
Ведь православные и чтили тот закон,
Что даже, если ты обижен сбродом,
То ближнему не наноси урон.

Вот бродим мы теперь по запустению…
Народу вы как отзвук, ветерок.
Он благодарен вашему творенью,
Хоть что от вас осталось не сберег.

Какую боль должно вы пережили!
Как Родину оставить было тяжело!
А может потому вы эту красоту нам одолжили,
Чтоб нас отчаинье горькое прожгло!

– Старайтесь и вы, ребята, быть достойными нашей удивительно прекрасной Родины, созидайте, творите, преумножайте красоту Родного края, храните ее для потомков.

 

Вступительное слово учителя

 

Рассказ с элементами  беседы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя, с элементами беседы по вопросам, работа с картами

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

Демонстрация ООПТ на карте

 

 

 

 

 

 

На доске вывешивается перечень особо охраняемых природных территорий района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой ООПТ района

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий рассказ учителя о некоторых охраняемых территориях района с подробными дополнениями учащихся, заранее подготовленными по материалам приложения( причем  дети рассказывают об охраняемых территориях, которые находятся в непосредственной близости от их   проживания), а также демонстрация карт-схем ООПТ и фотографий исчезающих и охраняемых видов растений и животных.

 

Беседа по вопросам

 

На доске вывешиваются правила поведения при посещении ООПТ

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ с элементами беседы, демонстрацией фотографий и фильма о Щербатове и его владельцах

 

 

Работа с картой ООПТ района

Приложения



Комментарии:

Дыхательные движения. Регуляция дыхания


    Дыхательные движения. Регуляция дыхания

      Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

17 04 2025 3:48:32

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

16 04 2025 8:48:44

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

15 04 2025 5:42:34

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

14 04 2025 22:10:15

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

13 04 2025 19:35:28

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

12 04 2025 7:35:41

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

11 04 2025 23:34:42

Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"


    Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

      Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

10 04 2025 20:49:58

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

09 04 2025 8:24:53

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

08 04 2025 10:51:49

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

07 04 2025 2:28:55

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

06 04 2025 15:24:39

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

05 04 2025 12:39:35

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....

04 04 2025 9:19:54

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

03 04 2025 5:46:51

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

02 04 2025 17:35:32

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"


    "Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

      Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

01 04 2025 18:38:22

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

31 03 2025 18:41:22

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

      Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

30 03 2025 16:36:30

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

29 03 2025 16:53:17

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

28 03 2025 6:18:37

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

27 03 2025 1:37:21

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

26 03 2025 16:11:48

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

25 03 2025 16:54:21

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

24 03 2025 2:22:49

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

23 03 2025 8:11:26

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)


    Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

      Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....

22 03 2025 13:53:57

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

21 03 2025 6:11:27

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

20 03 2025 16:42:28

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

19 03 2025 18:15:33

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

18 03 2025 8:15:15

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

17 03 2025 0:28:35

Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс

      В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....

16 03 2025 10:23:21

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

15 03 2025 12:34:58

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

14 03 2025 5:54:33

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

13 03 2025 0:55:23

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

12 03 2025 19:45:44

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

11 03 2025 9:23:51

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

10 03 2025 8:57:52

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

09 03 2025 9:42:28

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

08 03 2025 11:45:43

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

07 03 2025 13:47:20

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

06 03 2025 14:25:52

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

05 03 2025 10:48:28

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

04 03 2025 19:32:47

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

03 03 2025 18:36:51

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

02 03 2025 17:19:27

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

01 03 2025 14:35:30

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

28 02 2025 21:31:33

Внеклассное занятие "Не допустить беды"


    Внеклассное занятие "Не допустить беды"

      Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

27 02 2025 7:54:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::