Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"


    Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

В предлагаемой программе рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Элективный курс позволяет не только расширить и систематизировать знания о необходимости ведения здорового образа жизни, но и помогает понять, почему здоровье физическое и духовное – главное богатство человека. Изучая данные вопросы, учащиеся выполнили рефераты, доклады, проекты, приняли участие в семинарах, в ролевых играх, разpaбатывали виртуальные лаборатории и пpaктические задания.

Курс опирается на знания учащихся по предметам: анатомия, физиология, гигиена человека; затрагивает вопросы, находящиеся на стыке с другими науками – физики, математики, астрономии. В содержании программы отражены те научно-пpaктические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. В итоге работы учащиеся овладели навыками ведения здорового образа жизни, получили пpaктические знания по долголетию и защитили проекты.

№ п.п Тема занятия Формирование умений и навыков
1-2 Здоровье человека, его укрепление и состовляющии. Резервы организма, защитно-приспособительные реакции. Дать понятие о здоровье, показателях здоровья, болезни, предболезни. Необходимость заботы о своём здоровье для дальнейшей успешной жизнедеятельности и выбора профессии
3-4 Оценки показателей здоровья. Простые приёмы Дать понятие о том, что здоровье-это состояние организма, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды.
5-6 Резервные возможности состояния здоровья человека, его составляющие Определить с учащимися опытным путём, используя тестовые задания, резервные возможности организма.
7-8 Секреты здоровья, компоненты здорового образа жизни Сформировать понятия об индивидуальном здоровье, дать представление о роли здорового образа жизни, доказать необходимость ведения здорового образа жизни.
9-10 Значение для здоровья физической активности Показать необходимость и значение физических упражнений для организма, а так же помочь учащимся опытным путём определить свою допустимую физическую нагрузку.
11-12 Привыкание к выработке вредных привычек, сложность избавления Доказать учащимся вред употрeбления алкоголя, никотина, наркотиков.
13-14 Использование знаний о системах органов для сохранения и укрепления здоровья Интегрированное занятие в форме ролевой игры.
15-16 Биоритмы человека. Составляющие секреты здоровья и долголетия Суточный режим определяет уклад жизни человека, обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие подростков, способствует поддержанию высокой работоспособности, предупреждает развитие утомления. Помочь учащимся выяснить свой индивидуальный биоритм.
17-18 О влиянии питания на системы организма. Дать понятие о пищевом рационе человека, о правильном распределении пищи в течении дня. О причинах нарушения функций пищеварительной системы.
19-20 Рациональное питание – один из компонентов долголетия Дать понятие о рациональном питании, доказать его необходимость для здоровья.
21-22 Пoлoвoе созревание. Интегрированное занятие, направленное на разъяснение школьникам сущности понятия пoлoвая, физиологическая, психологическая зрелость, как основное условие реализации биологической способности к продолжению рода.
23-24 Фитотерапия – один из методов профилактики заболеваний. Дать понятия простейших навыков использования трав для предупреждения болезней. Используются гербарии, таблицы, справочные материалы.
25-26 Психогигиена – секреты здоровья Обучить учащихся приёмам снятия эмоционального напряжения, дать понятие о психогигиене, как компонента здорового образа жизни.
27-28 Закаливание – секрет долголетия Доказать необходимость закаливающих процедур для укрепления здоровья, дать ряд рекомендаций по выработке привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
29-30 Образ жизни в традициях моей семьи Закрепление изученного материала, привить уважение к старшим, традициям нации, долгожителям. Реализация здорового образа жизни в традициях семьи.
31-32 Итоговое занятие. Защита проектов Обобщение знаний о здоровом образе жизни и долголетии.

Темы проектов:

  1. Оценка состояния здоровья учащихся класса (дать заключение о вероятности возникновения “школьных” болезней на основе комплексной оценки факторов риска, имеющихся в данном классе).
  2. Окружающая среда – залог здорового образа жизни и долголетия (природная, техническая и социальная).
  3. Индивидуальная система привычек и поведения в повседневной жизни (ваш режим дня, составление таблицы, графика).
  4. Способы оценки состояния своего здоровья (оценка общего состояния своего здоровья, составление тестов).
  5. Влияние курения, алкоголя, наркотиков на организм человека (составление схем, таблиц, рисунков, тестов).
  6. Маленькие дозы – большие неприятности (разработка правил пользования компьютером, сотовым телефоном и другими электроприборами).
  7. Исследование хронотипов и биоритмов работоспособности человека (построить график своих биоритмов, выводы, рекомендации).
  8. Биополе вашего дома, исследование вашего жилья (исследование жилья, составление схем, рисунков, таблиц).
  9. История применения лекарственных трав Кавказа (долголетие народов Кавказа).
  10. Календарь сбора лекарственных трав Адыгeи.
  11. Траволечение при простудных заболеваниях (рецептура, настои, отвары).
  12. Нетрадиционное питание – залог здоровья и долголетия (национальное питание).
  13. Традиции семьи и здорового образа жизни.
  14. Разработка комплекса оздоровительной гимнастики для юношей и дeвyшек 15–16-летнего возраста (выводы).
  15. Психогигиена – залог долголетия (аутотренинги, релаксация, психоанализ, медитация).

Занятие: оценка резервов организма.

Цель: определить с учащимися состояние их резервных возможностей.

Оценка физических возможностей:

Выявляется исходя из таблицы №1, определяющая уровень физической подготовленности учащихся, получаемых основное общее образование.

Способности Контрольное упражнение уровень
    Мальчики Дeвoчки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
Скоростные Бег на 30 метров сек 5,5 5,3-4,9 4,5 6,0 5,8-5,3 4,9
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 175 190-205 220 155 165-185 205
Выносливость 6-минутный бег, метров 1100 1250-1350 1500 900 1050-1200 1300
Силовые Подтягивание на перекладине из виса, количество раз 3 7-8 10 - - -
  На низкой перекладине из виса лёжа, количество раз - - - 5 12-13 16

После заполнения таблицы следует сделать вывод о своих резервных возможностях.

№2 Тест с задержкой дыхания:

Вдохните (неглубоко), выдохните до конца и задержите дыхание насколько возможно. Отметьте время задержки дыхания в секундах.

Менее 16 секунд- очень низкий уровень резервных возможностей

От 16-20 сек. – низкий уровень

От 21-25 сек. – средний

От 26 до 30 сек. – выше среднего

Более 30 сек. – высокий.

№3 Тест на умение сохранять равновесие (резервы вестибулярного аппарата)

Встаньте с закрытыми глазами на правую ногу или на левую. Руки держите по швам, плотно прижатыми к туловищу, иначе будет неправильный результат. Закройте глаза и с помощью секундомера или часов отметьте. Сколько времени в секундах вы сможете простоять в такой позе. Повторите попытку 3 раза и возьмите лучший результат.

Менее 5 сек. – очень низкий уровень резервных возможностей

От 6 до 10 сек. – низкий уровень

От 11 до 20 сек. – средний

От 21 до 40 сек – выше среднего

Более 40 сек. – Высокий

№4 Тест на подвижность.

Встаньте с выпрямленными коленями , наклонитесь вперед и попытайтесь положить ладони на пол: если вам удастся целиком и параллельно положить обе ладони – высокий уровень резервов мышц нижних конечностей. Если кончики пальцев касаются пола – средний. Если руки опускаются ниже голени – низкий. А если они только на уровне колен – ниже низкого.

Письменно ответить на вопросы:

  1. Изменилось ли ваше отношение к своему здоровью, после того, как вы провели задание на определение своих резервных возможностей?
  2. Как вы понимаете выражение “развить резервные возможности”?
  3. У человека, ведущего малоподвижный образ жизни и не занимающегося физкультурой и спортом используется 10% альвеол легких в результате чего происходит их слабая вентиляция. Предположите к каким изменениям в состоянии здоровья человека это может привести? Какие упражнения помогают увеличить ЖЕЛ, предупреждают развитие заболеваний органов дыхания?

Занятие: Оценка показателей здоровья.

Цель: Обучить учащихся простым приёмам оценки показателей здоровья.

Что такое здоровье? Это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (ВОЗ). Здоровье – это состояние организма, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и которое позволяет осуществлять биологические и социальные функции.

Как можно определить здоровье? По показателям.

  1. Уровень резервных возможностей организма
  2. Уровень гармоничного развития.
  3. Наличием или отсутствием болезней.
  4. Сопротивляемостью организма

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые” жалобы подростков при наличии отклонений о стороны нервной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечного тpaкта, почек, при заболеваниях носоглотки и аллергических реакциях.

Бывают ли:

1) Головные боли беспричинные, при волнении, после физических нагрузок, после посещения школы

Да

Нет

2) Слезливость, частые колебания настроения, страхи

Да

Нет

1) Слабость, утомляемость, после занятий.

2) Нарушение сна (долгое не засыпание, трудное пробуждение).

3) Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела.

4) Обмороки

5) Двигательная расторможенность.

6) Навязчивые движения: теребить одежду, волосы, облизывать губы, грызть ногти.

II

10) Боли, неприятные ощущения в области сердца.

11) Повышение артериального давления.

III

12) Часто насморк (4 и более раз в году).

13) Часто кашель (4 и более раз в году).

14) Часто потеря голоса (4 и более раз в году).

IV.

15) Боли в животе

16) Боли в животе после приёма пищи

17) Боли в животе до еды

18) Тошнота, отрыжка, изжога

19) Нарушение стула (запоры, поносы)

20) Заболевания желудка, кишечника, печени

V

21) Боли в пояснице

22) Боли при мочеиспускании

23) Реакция на пищу, запахи, цветы, лекарства (сыпь, отёки, затрудненное дыхание).

24) Появление покраснения кожи, шелушения, экзема

Оценка результатов:

Вопросы 1-9 направлены на выяснение возможной патологии нервной системы, при положительном ответе на более, чем 3 вопроса подряд или в сочетании - необходима консультация врача, если менее, то можно исправить путём ведения здорового образа жизни.

10-11- возможно заболевание сердечно-сосудистой системы

12-14- носоглотки

15-20- органов пищеварения

21-22- почек

23-25- аллергии.

Сопротивляемость организма зависит от работы защитно-приспособительных реакций. О их работе можно судить по частоте заболеваний:

  • Если в течение года не более 1 раза – высокий уровень сопротивляемости организма.
  • Если болезнь возникла во время эпидемии (1-3 раза в год) – средний уровень сопротивляемости организма.
  • Если болеешь часто (4-6 раз в год) – низкий уровень сопротивляемости организма.
  • 8-10 раз и продолжительно – хронически болен.

Литература

  1. Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегин “Здоровье человека и окружающая среда” - Москва. Издательство “Новая школа”, 1997 год.
  2. “Основы медицинских знаний” - Москва,1999 год
  3. Зверев И.Д. “Книга чтения по анатомии”.
  4. Хаpaкоз М.Ф. “Лекарственные растения Краснодарского края”.
  5. “Биоритмы” Детари Л.В. – Издательство “Мир”,2006 год
  6. Мамедова Н.М. “Экология”.
  7. Малахов “Очищение организма” – Москва, 2002 год
  8. Журнал “Основы безопасности и жизнедеятельности” №5 1997 год, №5 1994 год, №6 2004 год, №3 2005 год, №3,5 2006 год.



Комментарии:

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

26 12 2025 22:41:55

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

25 12 2025 5:31:55

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

24 12 2025 16:27:26

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

23 12 2025 8:32:25

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

22 12 2025 8:53:56

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

21 12 2025 10:18:23

Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"


    Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"

      В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....

20 12 2025 22:51:17

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по молекулярной биологии   ЕГЭ biologia's Blog Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

19 12 2025 13:52:44

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

18 12 2025 20:39:52

Урок биологии по теме "Злые причуды генетики"


    Урок биологии по теме "Злые причуды генетики"

      Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....

17 12 2025 6:18:29

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

      Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

16 12 2025 19:12:47

Питание бактерий и грибов Биология

Питание бактерий и грибов  Биология Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...

15 12 2025 15:54:33

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

14 12 2025 12:35:12

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

13 12 2025 7:43:49

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

12 12 2025 17:22:54

Обобщающий урок "Основы цитологии"


    Обобщающий урок "Основы цитологии"

      Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...

11 12 2025 12:14:44

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

10 12 2025 16:51:30

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

09 12 2025 4:32:28

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

08 12 2025 18:24:26

Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения


    Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения

      Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....

07 12 2025 18:20:42

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

06 12 2025 0:11:28

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

05 12 2025 9:47:48

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии


    Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

      Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...

04 12 2025 17:56:47

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

03 12 2025 1:53:49

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

02 12 2025 16:41:19

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

01 12 2025 5:27:56

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

30 11 2025 2:50:52

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

29 11 2025 2:55:59

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

28 11 2025 12:25:52

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

27 11 2025 23:27:45

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

26 11 2025 2:17:43

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

25 11 2025 10:17:46

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

24 11 2025 16:57:13

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

23 11 2025 20:46:29

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

22 11 2025 7:28:10

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

      Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

21 11 2025 7:21:50

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

20 11 2025 22:39:13

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

19 11 2025 5:37:55

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс


    Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

18 11 2025 15:53:57

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

17 11 2025 7:35:10

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

16 11 2025 7:32:50

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

15 11 2025 17:25:29

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

14 11 2025 23:44:42

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

13 11 2025 6:53:25

Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

      Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....

12 11 2025 15:21:35

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

11 11 2025 14:50:12

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс


    Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

      Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

10 11 2025 23:38:54

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

09 11 2025 9:49:57

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

08 11 2025 16:52:14

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

07 11 2025 5:40:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::