Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"


    Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

В предлагаемой программе рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Элективный курс позволяет не только расширить и систематизировать знания о необходимости ведения здорового образа жизни, но и помогает понять, почему здоровье физическое и духовное – главное богатство человека. Изучая данные вопросы, учащиеся выполнили рефераты, доклады, проекты, приняли участие в семинарах, в ролевых играх, разpaбатывали виртуальные лаборатории и пpaктические задания.

Курс опирается на знания учащихся по предметам: анатомия, физиология, гигиена человека; затрагивает вопросы, находящиеся на стыке с другими науками – физики, математики, астрономии. В содержании программы отражены те научно-пpaктические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. В итоге работы учащиеся овладели навыками ведения здорового образа жизни, получили пpaктические знания по долголетию и защитили проекты.

№ п.п Тема занятия Формирование умений и навыков
1-2 Здоровье человека, его укрепление и состовляющии. Резервы организма, защитно-приспособительные реакции. Дать понятие о здоровье, показателях здоровья, болезни, предболезни. Необходимость заботы о своём здоровье для дальнейшей успешной жизнедеятельности и выбора профессии
3-4 Оценки показателей здоровья. Простые приёмы Дать понятие о том, что здоровье-это состояние организма, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды.
5-6 Резервные возможности состояния здоровья человека, его составляющие Определить с учащимися опытным путём, используя тестовые задания, резервные возможности организма.
7-8 Секреты здоровья, компоненты здорового образа жизни Сформировать понятия об индивидуальном здоровье, дать представление о роли здорового образа жизни, доказать необходимость ведения здорового образа жизни.
9-10 Значение для здоровья физической активности Показать необходимость и значение физических упражнений для организма, а так же помочь учащимся опытным путём определить свою допустимую физическую нагрузку.
11-12 Привыкание к выработке вредных привычек, сложность избавления Доказать учащимся вред употрeбления алкоголя, никотина, наркотиков.
13-14 Использование знаний о системах органов для сохранения и укрепления здоровья Интегрированное занятие в форме ролевой игры.
15-16 Биоритмы человека. Составляющие секреты здоровья и долголетия Суточный режим определяет уклад жизни человека, обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие подростков, способствует поддержанию высокой работоспособности, предупреждает развитие утомления. Помочь учащимся выяснить свой индивидуальный биоритм.
17-18 О влиянии питания на системы организма. Дать понятие о пищевом рационе человека, о правильном распределении пищи в течении дня. О причинах нарушения функций пищеварительной системы.
19-20 Рациональное питание – один из компонентов долголетия Дать понятие о рациональном питании, доказать его необходимость для здоровья.
21-22 Пoлoвoе созревание. Интегрированное занятие, направленное на разъяснение школьникам сущности понятия пoлoвая, физиологическая, психологическая зрелость, как основное условие реализации биологической способности к продолжению рода.
23-24 Фитотерапия – один из методов профилактики заболеваний. Дать понятия простейших навыков использования трав для предупреждения болезней. Используются гербарии, таблицы, справочные материалы.
25-26 Психогигиена – секреты здоровья Обучить учащихся приёмам снятия эмоционального напряжения, дать понятие о психогигиене, как компонента здорового образа жизни.
27-28 Закаливание – секрет долголетия Доказать необходимость закаливающих процедур для укрепления здоровья, дать ряд рекомендаций по выработке привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
29-30 Образ жизни в традициях моей семьи Закрепление изученного материала, привить уважение к старшим, традициям нации, долгожителям. Реализация здорового образа жизни в традициях семьи.
31-32 Итоговое занятие. Защита проектов Обобщение знаний о здоровом образе жизни и долголетии.

Темы проектов:

  1. Оценка состояния здоровья учащихся класса (дать заключение о вероятности возникновения “школьных” болезней на основе комплексной оценки факторов риска, имеющихся в данном классе).
  2. Окружающая среда – залог здорового образа жизни и долголетия (природная, техническая и социальная).
  3. Индивидуальная система привычек и поведения в повседневной жизни (ваш режим дня, составление таблицы, графика).
  4. Способы оценки состояния своего здоровья (оценка общего состояния своего здоровья, составление тестов).
  5. Влияние курения, алкоголя, наркотиков на организм человека (составление схем, таблиц, рисунков, тестов).
  6. Маленькие дозы – большие неприятности (разработка правил пользования компьютером, сотовым телефоном и другими электроприборами).
  7. Исследование хронотипов и биоритмов работоспособности человека (построить график своих биоритмов, выводы, рекомендации).
  8. Биополе вашего дома, исследование вашего жилья (исследование жилья, составление схем, рисунков, таблиц).
  9. История применения лекарственных трав Кавказа (долголетие народов Кавказа).
  10. Календарь сбора лекарственных трав Адыгeи.
  11. Траволечение при простудных заболеваниях (рецептура, настои, отвары).
  12. Нетрадиционное питание – залог здоровья и долголетия (национальное питание).
  13. Традиции семьи и здорового образа жизни.
  14. Разработка комплекса оздоровительной гимнастики для юношей и дeвyшек 15–16-летнего возраста (выводы).
  15. Психогигиена – залог долголетия (аутотренинги, релаксация, психоанализ, медитация).

Занятие: оценка резервов организма.

Цель: определить с учащимися состояние их резервных возможностей.

Оценка физических возможностей:

Выявляется исходя из таблицы №1, определяющая уровень физической подготовленности учащихся, получаемых основное общее образование.

Способности Контрольное упражнение уровень
    Мальчики Дeвoчки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
Скоростные Бег на 30 метров сек 5,5 5,3-4,9 4,5 6,0 5,8-5,3 4,9
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 175 190-205 220 155 165-185 205
Выносливость 6-минутный бег, метров 1100 1250-1350 1500 900 1050-1200 1300
Силовые Подтягивание на перекладине из виса, количество раз 3 7-8 10 - - -
  На низкой перекладине из виса лёжа, количество раз - - - 5 12-13 16

После заполнения таблицы следует сделать вывод о своих резервных возможностях.

№2 Тест с задержкой дыхания:

Вдохните (неглубоко), выдохните до конца и задержите дыхание насколько возможно. Отметьте время задержки дыхания в секундах.

Менее 16 секунд- очень низкий уровень резервных возможностей

От 16-20 сек. – низкий уровень

От 21-25 сек. – средний

От 26 до 30 сек. – выше среднего

Более 30 сек. – высокий.

№3 Тест на умение сохранять равновесие (резервы вестибулярного аппарата)

Встаньте с закрытыми глазами на правую ногу или на левую. Руки держите по швам, плотно прижатыми к туловищу, иначе будет неправильный результат. Закройте глаза и с помощью секундомера или часов отметьте. Сколько времени в секундах вы сможете простоять в такой позе. Повторите попытку 3 раза и возьмите лучший результат.

Менее 5 сек. – очень низкий уровень резервных возможностей

От 6 до 10 сек. – низкий уровень

От 11 до 20 сек. – средний

От 21 до 40 сек – выше среднего

Более 40 сек. – Высокий

№4 Тест на подвижность.

Встаньте с выпрямленными коленями , наклонитесь вперед и попытайтесь положить ладони на пол: если вам удастся целиком и параллельно положить обе ладони – высокий уровень резервов мышц нижних конечностей. Если кончики пальцев касаются пола – средний. Если руки опускаются ниже голени – низкий. А если они только на уровне колен – ниже низкого.

Письменно ответить на вопросы:

  1. Изменилось ли ваше отношение к своему здоровью, после того, как вы провели задание на определение своих резервных возможностей?
  2. Как вы понимаете выражение “развить резервные возможности”?
  3. У человека, ведущего малоподвижный образ жизни и не занимающегося физкультурой и спортом используется 10% альвеол легких в результате чего происходит их слабая вентиляция. Предположите к каким изменениям в состоянии здоровья человека это может привести? Какие упражнения помогают увеличить ЖЕЛ, предупреждают развитие заболеваний органов дыхания?

Занятие: Оценка показателей здоровья.

Цель: Обучить учащихся простым приёмам оценки показателей здоровья.

Что такое здоровье? Это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (ВОЗ). Здоровье – это состояние организма, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и которое позволяет осуществлять биологические и социальные функции.

Как можно определить здоровье? По показателям.

  1. Уровень резервных возможностей организма
  2. Уровень гармоничного развития.
  3. Наличием или отсутствием болезней.
  4. Сопротивляемостью организма

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые” жалобы подростков при наличии отклонений о стороны нервной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечного тpaкта, почек, при заболеваниях носоглотки и аллергических реакциях.

Бывают ли:

1) Головные боли беспричинные, при волнении, после физических нагрузок, после посещения школы

Да

Нет

2) Слезливость, частые колебания настроения, страхи

Да

Нет

1) Слабость, утомляемость, после занятий.

2) Нарушение сна (долгое не засыпание, трудное пробуждение).

3) Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела.

4) Обмороки

5) Двигательная расторможенность.

6) Навязчивые движения: теребить одежду, волосы, облизывать губы, грызть ногти.

II

10) Боли, неприятные ощущения в области сердца.

11) Повышение артериального давления.

III

12) Часто насморк (4 и более раз в году).

13) Часто кашель (4 и более раз в году).

14) Часто потеря голоса (4 и более раз в году).

IV.

15) Боли в животе

16) Боли в животе после приёма пищи

17) Боли в животе до еды

18) Тошнота, отрыжка, изжога

19) Нарушение стула (запоры, поносы)

20) Заболевания желудка, кишечника, печени

V

21) Боли в пояснице

22) Боли при мочеиспускании

23) Реакция на пищу, запахи, цветы, лекарства (сыпь, отёки, затрудненное дыхание).

24) Появление покраснения кожи, шелушения, экзема

Оценка результатов:

Вопросы 1-9 направлены на выяснение возможной патологии нервной системы, при положительном ответе на более, чем 3 вопроса подряд или в сочетании - необходима консультация врача, если менее, то можно исправить путём ведения здорового образа жизни.

10-11- возможно заболевание сердечно-сосудистой системы

12-14- носоглотки

15-20- органов пищеварения

21-22- почек

23-25- аллергии.

Сопротивляемость организма зависит от работы защитно-приспособительных реакций. О их работе можно судить по частоте заболеваний:

  • Если в течение года не более 1 раза – высокий уровень сопротивляемости организма.
  • Если болезнь возникла во время эпидемии (1-3 раза в год) – средний уровень сопротивляемости организма.
  • Если болеешь часто (4-6 раз в год) – низкий уровень сопротивляемости организма.
  • 8-10 раз и продолжительно – хронически болен.

Литература

  1. Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегин “Здоровье человека и окружающая среда” - Москва. Издательство “Новая школа”, 1997 год.
  2. “Основы медицинских знаний” - Москва,1999 год
  3. Зверев И.Д. “Книга чтения по анатомии”.
  4. Хаpaкоз М.Ф. “Лекарственные растения Краснодарского края”.
  5. “Биоритмы” Детари Л.В. – Издательство “Мир”,2006 год
  6. Мамедова Н.М. “Экология”.
  7. Малахов “Очищение организма” – Москва, 2002 год
  8. Журнал “Основы безопасности и жизнедеятельности” №5 1997 год, №5 1994 год, №6 2004 год, №3 2005 год, №3,5 2006 год.



Комментарии:

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

30 11 2025 3:10:15

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

29 11 2025 17:16:57

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

28 11 2025 20:37:44

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"


    Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

      Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

27 11 2025 11:37:29

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

26 11 2025 4:24:41

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

25 11 2025 17:55:34

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

24 11 2025 0:57:27

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

23 11 2025 16:28:59

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

22 11 2025 9:24:44

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

21 11 2025 9:22:22

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

20 11 2025 0:14:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

19 11 2025 10:58:33

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

18 11 2025 11:18:22

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....

17 11 2025 6:52:15

Урок биологии по теме "Анализаторы"


    Урок биологии по теме "Анализаторы"

      Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

16 11 2025 1:24:29

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

15 11 2025 19:57:20

Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

      Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

14 11 2025 5:44:36

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

13 11 2025 11:46:50

Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа


    Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа

      Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....

12 11 2025 23:40:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

11 11 2025 16:27:28

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

10 11 2025 22:12:37

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

09 11 2025 21:53:38

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

08 11 2025 16:39:58

Контрольно-обобщающий урок по биологии


    Контрольно-обобщающий урок по биологии

      Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

07 11 2025 17:54:21

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

06 11 2025 20:57:10

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

05 11 2025 9:30:53

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

04 11 2025 23:26:40

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

03 11 2025 10:21:30

Тема урока "Класс Птицы"


    Тема урока "Класс Птицы"

      На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

02 11 2025 18:42:20

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

01 11 2025 11:48:39

Использование проектной деятельности на уроках биологии


    Использование проектной деятельности на уроках биологии

      В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

31 10 2025 0:57:17

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

30 10 2025 23:13:24

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

29 10 2025 0:43:52

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

28 10 2025 12:34:55

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

27 10 2025 1:23:52

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

26 10 2025 16:17:55

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

25 10 2025 9:47:35

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

24 10 2025 13:23:21

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

23 10 2025 20:20:16

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"


    Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

      Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

22 10 2025 3:56:26

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"


    Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

      Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

21 10 2025 10:54:32

Повышение мотивации и качества знаний учащихся информационными технологиями на интегрированных уроках эколого-биологического цикла

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной «Травницы»....

20 10 2025 2:46:18

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

19 10 2025 0:22:20

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

18 10 2025 6:36:19

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

17 10 2025 23:46:10

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

16 10 2025 21:32:17

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

15 10 2025 22:26:28

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

14 10 2025 22:40:54

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

13 10 2025 18:52:57

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

12 10 2025 11:30:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::