Работа сердца

Цели урока
Образовательные цели
- Закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца.
- Углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла.
- Познакомить с особенностями регуляции работы сердца.
Развивающие цели
- Продолжить расширение объема жизненных наблюдений, кругозора учащихся.
Воспитательные цели:
- Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью
- Формирование навыков здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя
Тип урока: урок “открытия” нового знания
Основные понятия урока: сердечный цикл, автоматизм, систола, диастола, регуляция работы сердца.
Информационно-методическое обеспечение урока:
- Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Под редакцией Н.И. Сонина, М. Р.Сапина М.: Дрофа, 2012 год.
- Презентация в формате PowerPoint “Работа сердца” (приложение 1)
Оборудование: рабочие листы (приложение 2), листы самооценки (приложение 3), объемная таблица “Строение сердца”, модель сердца человека.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход урока
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
| I Организационный этап | Здравствуйте ребята! Cадитесь. Добрый
день, мои друзья! Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого (приложение 2) |
Учащиеся настраиваются на работу, сосредатачиваютя. | Позитивный настрой на работу |
| II Мотивационно-ориентировочный 1. Индивидуальный опрос |
1) cтроение сердца 2) большой круг кровообращения 3) малый круг кровообращения |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя | Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока. |
| 2. Мотивация | Учащимся предлагается решить задачу: Сколько литров крови прокачивает сердце за 1ч и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 см3 крови. Ответ дать в литрах. (630 л и 15120 л) |
Ребята решают задачу | Умение находить ответ в другой области
знания- истории Формулирование темы урока |
| 3. Целеполагание | 3 На слайде показана схема (приложение 1) при заполнении
которой мы увидим, что вы уже знаете и что бы
хотели узнать. Выполнили? Давайте посмотрим что у вас получилось. |
Самостоятельная работа в группах на рабочих листах | Формулирование учащимися целей урока |
| III Изучение нового материала | 1. Постановка проблемы На прошлом уроке мы охаpaктеризовали сердце, как удивительный орган-насос, который неутомимо работает в течение всей жизни без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что наше сердце половину жизни отдыхает? Действительно ли это так, ведь при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно прекращается и жизнь. |
Выдвигают пути решения проблемной ситуации |
Решение проблемной ситуации. Умение формулировать и излагать свои мысли |
| 2. Сердечный цикл Работа с текстом учебника с 149. Заполнение таблицы. Обсуждение - В чем секрет неутомляемости и работоспособности сердца? Давайте посчитаем сколько работает, а сколько отдыхают различные отделы сердца. Составление схемы Во время своей деятельности, сердце совершает работу. Кровью которую сердце перекачивает в течение всей жизни можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн. |
Заполняют таблицу, отвечают на вопросы, составляют схему | Совершенствование умения сравнивать, выявлять критерии сравнения, заполнять таблицу | |
| 3. Решение задач Представьте ритмическую работу сердца 60 летнего человека исходя из продолжительности фаз сердечного цикла определите сколько лет у него: А) отдыхали мышцы желудочков сердца Б) отдыхали мышцы предсердий В) работали створчатые клапаны Г) работали полулунные клапаны Физминутка (1 минута) |
Решают познавательные задачи, работа в группах 4 | Решение познавательных задач | |
| 4. Регуляция работы сердца - Как объяснить роковой случай с везалием? (проблемный вопрос) Уклейки – клетки, обладающие автоматизмом, образуют 2 скопления;: синоатриальный узел – водитель сердечного ритма, атриовентикулярный узел - волна возбуждения передается от предсердий к желудочкам. Автоматизм - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Работа с чебником с. 151, заполнение недостающих частей схемы |
Отвечают на вопросы, работают в рабочих листах. Читают учебник и отвечают на вопросы | Решение проблемной ситуации. Умение формулировать и излагать свои мысли Умение выделять главное из текста учебника |
|
| IV Закрепление | Давайте немного поиграем игра “Найди
ошибку” 1. Сердце двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой 1 кг. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью. Внутри клапанный аппрарат обеспечивает ток крови в одном направлении. Желудочки разделены не плотной перегородкой артериальная и венозная кровь смешиваются. 2. Составить синквейн 1-тема 2-3-5 прилагательных 3-3-5 глаголов 4-1-2 предложения 5-эмоция, выражающая отношение к теме |
Отвечают на вопросы игры, составляют синквей | Систематизация нового “открытого” знания |
| V Подведение итогов | - Итак, скажите какие цели, вы поставили
перед собой в начале урока? Вы ответили на все
вопросы урока? Достигнуты ли цели урока? - Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? - А что вы хотите узнать? Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какие растения мы еще не изучали? |
Рассуждают, отвечают. Пишут в рабочих листах ответы на вопросы: Я научился... Я узнал... Хочу узнать... |
Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке |
| VI Рефлексия | - Скажите, ребята, вам понравился урок? А
что понравилось больше всего? - Перед вами лежит лист самооценки. Заполните его и сдайте учителю |
Заполняют лист самооценки | Удовлетворенность учащихся уроком. |
| VII Постановка домашнего задания | Изучить в учебнике с 149-153, ответить на
вопросы Рисунок с 149 с подписями Подготовиться к проверочной работе |
Записывают домашнее задание. |
Комментарии:
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
26 11 2025 17:26:31
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
25 11 2025 0:17:50
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
24 11 2025 6:36:10
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
23 11 2025 7:16:40
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
22 11 2025 10:33:30
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
21 11 2025 4:56:53
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
20 11 2025 21:26:15
Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
19 11 2025 8:37:46
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
18 11 2025 18:35:21
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
17 11 2025 2:16:53
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
16 11 2025 7:29:31
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
15 11 2025 21:50:52
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
14 11 2025 10:16:15
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
13 11 2025 21:51:58
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
12 11 2025 22:55:18
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
11 11 2025 19:49:32
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
10 11 2025 6:14:53
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
09 11 2025 19:32:19
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
08 11 2025 20:37:37
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
07 11 2025 22:38:45
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
06 11 2025 21:11:50
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
05 11 2025 11:11:37
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
04 11 2025 0:55:28
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
03 11 2025 18:58:37
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
02 11 2025 13:21:43
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
01 11 2025 10:29:54
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
31 10 2025 20:39:48
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
30 10 2025 6:35:39
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
29 10 2025 14:23:41
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
28 10 2025 2:43:24
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
27 10 2025 9:28:59
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
26 10 2025 2:45:48
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
25 10 2025 11:52:22
Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
24 10 2025 5:44:52
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
23 10 2025 4:17:40
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
22 10 2025 4:30:10
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
21 10 2025 19:47:42
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
20 10 2025 4:17:40
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
19 10 2025 22:26:16
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
18 10 2025 10:31:38
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
17 10 2025 23:50:39
Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
16 10 2025 3:56:40
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
15 10 2025 15:29:25
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
14 10 2025 22:31:10
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
13 10 2025 10:29:32
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
12 10 2025 19:38:31
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
11 10 2025 12:49:18
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
10 10 2025 22:13:36
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
09 10 2025 1:45:11
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
08 10 2025 16:49:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




