Здоровье человека. Биоритмы жизни > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Здоровье человека. Биоритмы жизни


    Здоровье человека. Биоритмы жизни

Самое ценное у человека – это жизнь,
Самое ценное в жизни – это здоровье.

Цель:

  • Заострить внимание учащихся на проблемах сохранения здоровья;
  • Развить понятие «сохранить здоровье здорового»;
  • Воспитание уважения к здоровому образу жизни;
  • Усвоение учащимися основных понятий: «здоровье», « здоровье населения», «индивидуальное здоровье»;
  • Пpaктически научиться высчитывать фазы биоритмов и составлять графики биоритмов.

Оборудование: таблицы «Здоровый образ жизни», «Режим дня школьника», индивидуальный раздаточный материал, мультимедийная презентация (см. Приложение 1).

Тип занятия: исследование.

Метод ведения занятия: исследовательско-проблемный с элементами творчества.

Ход занятия

Вступление

Здоровый образ жизни - это
И встреча каждого рассвета,
И натуральная еда -
Без химикатов, что всегда
И в колбасе, и в простокваше
Нещадно травят будни Ваши.
Здоровье Вам подарит спорт,
Из овощей и фруктов торт,
Глубокий вдох, спокойный выдох,
Любовь, работа в разных видах
Без алкоголя, сигарет...
К тому ещё один секрет,
Понять который сможет каждый:
Неутолима жизни жажда.
Прислушайтесь к моим словам
И - в каждый миг - здоровья вам!!!

Беседа с учащимися, в ходе которой выясняются и записываются понятия, что такое «здоровье», «здоровье нации», «индивидуальное здоровье» (исследование раздаточных материалов – информационный лист № 1)

Какие факторы влияют на уровень здоровья?

Составление схемы (учитель - на доске, учащиеся, работая в группах, - из раздаточного материала).


Схема № 1

Выясняем вместе с учащимися степень влияния факторов на здоровье

Здоровье человека – это результат сложного взаимодействия социальных, средовых, биологических факторов (Robbins, 2006).  Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • Наследственность – 20%;
  • Окружающая среда – 20%;
  • Уровень медицинской помощи – 10%;
  • Образ жизни (соц. факторы) – 50%.

В развёрнутом варианте эти цифры, по мнению российских учёных:

  • Человеческий фактор – 25% (физическое здоровье -10%, психическое здоровье -15%) ;
  • Экологический фактор – 25% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 15%) ;
  • Медицинский фактор – 10%;
  • Социальные факторы – 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15%, поведение, режим жизни, привычки – 25%).

Переход непосредственно к пpaктической части занятия

Вступительное слово учителя:

Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – это здоровье.

Человека, который время от времени не задумывался бы о своём здоровье, по-видимому, нет. Но делать это разумней в юности, когда старость с её болезнями ещё далека.

Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности.

Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни ( перечисление учащимися его компонентов), необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. (использование раздаточных материалов – информационный лист № 2)

С понятием РИТМ связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово РИТМ означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времени года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов, чередование минимумов и максимумов солнечной активности.

Биологические ритмы (суточные, сезонные, годовые и т.д.) свойственны всем живым организмам на Земле и являются условием нeнopмaльной жизнедеятельности.

Благодаря биологическим ритмам живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими высокоорганизмами, как человек, гораздо легче приспосабливаются к изменяющимися условиям внешней среды, которые регулируют длительность циклов и отдельных фраз.

Экологические ритмы – это своеобразные биологические часы, обеспечивающие организму ориентацию во времени, заблаговременную подготовку к ожидаемым циклическим изменениям. Они тесно связаны с самой сутью живого. Б.С. Алякринский назвал человеческий организм «системой, насквозь пронизанной ритмами».

Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека:

  • ФИЗИЧЕСКИЙ цикл длительностью 23 дня;
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – 28 дней;
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ цикл продолжительностью 33 дня.

В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая – отрицательную. Для положительной фазы хаpaктерны следующие признаки: в физическом цикле – хорошее время для интенсивных тренировок и другой физической деятельности, связанной с напряженной работой мускулов; в эмоциональном цикле – склонность к переоценке своих возможностей, повышенная бодрость, легкость в контакте с окружающими; в интеллектуальном цикле – активизация способности к учебной и творческой деятельности.

Биологические часы человека начинают «тикать» в тот самый момент, когда он появляется на свет.

В Японии, в США в автобусных папках на всех водителей сделаны годовые расчеты биоритмов, в нeблагоприятные периоды они не выезжают на маршруты. Статистика показала, что число аварий уменьшилось втрое.

Самостоятельная работа учащихся по вычислению фаз циклов по формулам (информационный лист 3 – пpaктика)

Заключительный этап занятия

Обобщение нового материала.

Вопросы на закрепление изученного материала:

1. Из чего складывается понятие «здоровье»?

2. Факторы, влияющие на – здоровье нации, здоровье индивидуального человека?

3. В чем суть биоритмов?

4. Можно ли применять индивидуальные графики биоритмов для выбора времени учебы, сна, в определенных профессиях?

Выводы: Современный человек – это продукт сопряженной эволюции вида и его природных условий, биологического и социального начал. Поэтому огромное количество факторов как биологических (здоровье, погода, биоритмы), так и социальных (экономический уровень семьи и страны, обстановка в семье, отношения с друзьями) влияют на его здоровье. Именно поэтому мы сегодня с вами научились для себя составлять биоритмы, чтобы, планируя что-то важное: спортивное достижение или литературное сочинение, вы могли начать это в благоприятный для вашего организма день.

И в заключение хотелось бы сказать словами И.П. Павлова «Человек – высший продукт земной природы. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».

Домашнее задание:  Составить биоритмы члeнов семьи на месяц.

Информационный лист 1 (теория)

Что такое здоровье?

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 году: «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Как определить уровень здоровья?

Для оценки состояния здоровья населения, или уровня общественного здоровья, используют различные показатели: демографические (рождаемость, cмepтность, средняя продолжительность жизни), показатели заболеваемости, болезненности, инвалидизации и др. определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, т. е. состояния основных физиологических резервов. Для пpaктической валеологии большой интерес представляют скрининговые методики, позволяющие с помощью относительно простых тестов и показателей физического развития оценивать состояние здоровья испытуемого. Некоторые из них имеют компьютерные варианты, что дает возможность оперативной обработки результатов обследования достаточно больших контингентов и организации мониторинга здоровья.

От чего зависит здоровье?

Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (Robbins, 1980). Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • Наследственность – 20%;
  • Окружающая среда – 20%;
  • Уровень медицинской помощи – 10%;
  • Образ жизни – 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых:

  • Человеческий фактор – 25% (физическое здоровье 10%, психическое здоровье – 15%) ;
  • Экологический фактор – 25% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 15%) ;
  • Социально- педагогический фактор – 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15%, поведение, режим жизни, привычки – 25%) ;
  • Медицинский фактор – 10%.

Зависит ли уровень здоровья от материального благополучия?

Уровень материального благополучия, несомненно, оказывает значительное влияние на образ жизни. Простой здравый смысл и результаты исследований свидетельствуют о том, что сохранение и укрепления здоровья возможно только при условии удовлетворения базовых жизненных потребностей. Не случайно, первые этапы повышения показателей средней продолжительности жизни в развитых странах были напрямую связаны с экономическим ростом и улучшением благосостояния людей. В настоящее время, в экономически развитых странах 6-10 кратный разрыв в среднедушевом доходе крайних в социально- экономическом отношении групп населения ведет за собой 3-4 кратную разницу в показателях здоровья. Лица с меньшими доходами чаще болеют, реже прибегают к профилактической помощи, имеют более высокие показатели cмepтности.

Информационный лист 2 (теория)

Ритмы жизни.
Понятие о биологических ритмах.

С понятием РИТМ связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово РИТМ означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времени года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов, чередование минимумов и максимумов солнечной активности.

Биологические ритмы (суточные, сезонные, годовые и т.д.) свойственны всем живым организмам на Земле и являются условием нeнopмaльной жизнедеятельности.

Благодаря биологическим ритмам живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими организмами, как человек, гораздо легче приспосабливаются к изменяющимися условиям внешней среды, которые регулируют длительность циклов и отдельных фраз.

Экологические ритмы – это своеобразные биологические часы, обеспечивающие организму ориентацию во времени, заблаговременную подготовку к ожидаемым циклическим изменениям. Они тесно связаны с самой сутью живого. Б.С. Алякринский назвал человеческий организм «системой, насквозь пронизанной ритмами».

Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека:

  • ФИЗИЧЕСКИЙ цикл длительностью 23 дня;
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – 28 дней;
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ цикл продолжительностью 33 дня.

В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая – отрицательную. Для положительной фазы хаpaктерны следующие признаки: в физическом цикле – хорошее время для интенсивных тренировок и другой физической деятельности, связанной с напряженной работой мускулов; в эмоциональном цикле – склонность к переоценке своих возможностей, повышенная бодрость, легкость в контакте с окружающими; в интеллектуальном цикле – активизация способности к учебной и творческой деятельности.

Во всех трех периодах дни перехода из положительной фазы в отрицательную и обратно называют НУЛЕВЫМИ, или КРИТИЧЕСКИМИ. Именно в критический день физического цикла с людьми чаще всего происходят несчастные случаи, дорожные происшествия. Аналогичные переходные дни эмоционального цикла чреваты эмоциональными срывами. Если нулевые дни в двух циклах совпадают, то человеку нужно быть особенно бдительным. В среднем нулевые дни физического и эмоционального цикла выпадают 1 раз в 6 дней. Двойные нулевые дни «Серые дни» случаются в году примерно 6 раз, а тройные «Черные дни» - лишь однажды.

Биологические часы человека начинают «тикать» в тот самый момент, когда он появляется на свет.

В Японии, в США, в Грузии в автобусных папках на всех водителей сделаны годовые расчеты биоритмов, в нeблагоприятные периоды они не выезжают на маршруты. Статистика показала, что число аварий уменьшилось втрое.

«Тот, кто хочет заслужить действительное и полное признание в искусстве врачевания, должен прежде всего учитывать особенности сезона года не только потому, что они отличаются друг от друга но и потому, что каждый из них может вызвать самые разные последствия».

Это слова величайшего врача древности Гиппократа.

Информационный листок 3 (пpaктика)

материал к пpaктической работе «Вычисление биоритмов»

формула расчета фазы физического цикла

H - фаза цикла;

365 - количество дней в году;

N - количество полных прожитых лет;

K - количество високосных прожитых лет  (4 дня для детей 14-15-летних) ;

Y - количество дней от индивидуальной даты рождения до сегодняшней даты;

23 - количество дней цикла.

Если при расчете получается показатель до 11,5 (включительно), то вы находитесь в положительной половине фазы, а числа больше 11,5 являются показателями отрицательной фазы физического цикла.

формула расчета фазы эмоционального цикла

H - фаза цикла;

365 - количество дней в году;

N - количество полных прожитых лет;

K - количество високосных прожитых лет  (4 дня для детей 14-15-летних) ;

Y - количество дней от индивидуальной даты рождения до сегодняшней даты;

28 - количество дней цикла.

Если при расчете получается показатель до 14 (включительно), то вы находитесь в положительной половине фазы, а числа больше 14 являются показателями отрицательной фазы эмоционального цикла.

формула расчета фазы интеллектуального цикла

H - фаза цикла;

365 - количество дней в году;

N - количество полных прожитых лет;

K - количество високосных прожитых лет  (4 дня для детей 14-15-летних) ;

Y - количество дней от индивидуальной даты рождения до сегодняшней даты;

33 - количество дней цикла.

Если при расчете получается показатель до 16,5 (включительно), то вы находитесь в положительной половине фазы, а числа больше 16,5 являются показателями отрицательной фазы интеллектуального цикла.



Комментарии:

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

27 04 2024 11:43:52

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

26 04 2024 17:54:25

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

25 04 2024 17:37:29

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

24 04 2024 22:41:48

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

23 04 2024 21:35:38

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

22 04 2024 17:12:27

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

21 04 2024 21:32:15

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

20 04 2024 14:21:19

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

19 04 2024 23:17:38

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

18 04 2024 11:22:45

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

17 04 2024 11:46:43

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

16 04 2024 0:45:37

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

15 04 2024 4:54:36

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

14 04 2024 21:58:36

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

13 04 2024 4:43:37

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

12 04 2024 12:51:35

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

11 04 2024 21:28:54

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

10 04 2024 20:25:34

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

09 04 2024 2:45:55

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"


    Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

08 04 2024 11:11:25

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

07 04 2024 13:54:26

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

06 04 2024 20:46:38

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

05 04 2024 1:10:15

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

04 04 2024 6:27:45

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

03 04 2024 23:27:19

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

02 04 2024 19:13:48

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

01 04 2024 13:53:53

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

31 03 2024 10:51:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

30 03 2024 4:33:56

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

29 03 2024 13:44:14

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

28 03 2024 17:50:58

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

27 03 2024 14:50:51

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

26 03 2024 3:37:50

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

25 03 2024 7:29:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

24 03 2024 20:17:12

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

23 03 2024 3:38:53

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

22 03 2024 11:22:58

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

21 03 2024 4:26:50

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

20 03 2024 16:32:38

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

19 03 2024 20:51:26

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

18 03 2024 11:21:17

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

17 03 2024 9:46:32

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

16 03 2024 11:52:20

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)


    Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

      Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

15 03 2024 22:16:22

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

14 03 2024 9:25:37

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

13 03 2024 12:28:36

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

12 03 2024 11:11:22

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

11 03 2024 5:26:33

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

10 03 2024 23:11:39

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Рекомендации по написанию исследовательской работы  ЕГЭ biologia's Blog Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

09 03 2024 4:11:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::