Здоровье человека. Биоритмы жизни > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Здоровье человека. Биоритмы жизни


    Здоровье человека. Биоритмы жизни

Самое ценное у человека – это жизнь,
Самое ценное в жизни – это здоровье.

Цель:

  • Заострить внимание учащихся на проблемах сохранения здоровья;
  • Развить понятие «сохранить здоровье здорового»;
  • Воспитание уважения к здоровому образу жизни;
  • Усвоение учащимися основных понятий: «здоровье», « здоровье населения», «индивидуальное здоровье»;
  • Пpaктически научиться высчитывать фазы биоритмов и составлять графики биоритмов.

Оборудование: таблицы «Здоровый образ жизни», «Режим дня школьника», индивидуальный раздаточный материал, мультимедийная презентация (см. Приложение 1).

Тип занятия: исследование.

Метод ведения занятия: исследовательско-проблемный с элементами творчества.

Ход занятия

Вступление

Здоровый образ жизни - это
И встреча каждого рассвета,
И натуральная еда -
Без химикатов, что всегда
И в колбасе, и в простокваше
Нещадно травят будни Ваши.
Здоровье Вам подарит спорт,
Из овощей и фруктов торт,
Глубокий вдох, спокойный выдох,
Любовь, работа в разных видах
Без алкоголя, сигарет...
К тому ещё один секрет,
Понять который сможет каждый:
Неутолима жизни жажда.
Прислушайтесь к моим словам
И - в каждый миг - здоровья вам!!!

Беседа с учащимися, в ходе которой выясняются и записываются понятия, что такое «здоровье», «здоровье нации», «индивидуальное здоровье» (исследование раздаточных материалов – информационный лист № 1)

Какие факторы влияют на уровень здоровья?

Составление схемы (учитель - на доске, учащиеся, работая в группах, - из раздаточного материала).


Схема № 1

Выясняем вместе с учащимися степень влияния факторов на здоровье

Здоровье человека – это результат сложного взаимодействия социальных, средовых, биологических факторов (Robbins, 2006).  Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • Наследственность – 20%;
  • Окружающая среда – 20%;
  • Уровень медицинской помощи – 10%;
  • Образ жизни (соц. факторы) – 50%.

В развёрнутом варианте эти цифры, по мнению российских учёных:

  • Человеческий фактор – 25% (физическое здоровье -10%, психическое здоровье -15%) ;
  • Экологический фактор – 25% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 15%) ;
  • Медицинский фактор – 10%;
  • Социальные факторы – 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15%, поведение, режим жизни, привычки – 25%).

Переход непосредственно к пpaктической части занятия

Вступительное слово учителя:

Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – это здоровье.

Человека, который время от времени не задумывался бы о своём здоровье, по-видимому, нет. Но делать это разумней в юности, когда старость с её болезнями ещё далека.

Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности.

Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни ( перечисление учащимися его компонентов), необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. (использование раздаточных материалов – информационный лист № 2)

С понятием РИТМ связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово РИТМ означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времени года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов, чередование минимумов и максимумов солнечной активности.

Биологические ритмы (суточные, сезонные, годовые и т.д.) свойственны всем живым организмам на Земле и являются условием нeнopмaльной жизнедеятельности.

Благодаря биологическим ритмам живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими высокоорганизмами, как человек, гораздо легче приспосабливаются к изменяющимися условиям внешней среды, которые регулируют длительность циклов и отдельных фраз.

Экологические ритмы – это своеобразные биологические часы, обеспечивающие организму ориентацию во времени, заблаговременную подготовку к ожидаемым циклическим изменениям. Они тесно связаны с самой сутью живого. Б.С. Алякринский назвал человеческий организм «системой, насквозь пронизанной ритмами».

Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека:

  • ФИЗИЧЕСКИЙ цикл длительностью 23 дня;
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – 28 дней;
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ цикл продолжительностью 33 дня.

В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая – отрицательную. Для положительной фазы хаpaктерны следующие признаки: в физическом цикле – хорошее время для интенсивных тренировок и другой физической деятельности, связанной с напряженной работой мускулов; в эмоциональном цикле – склонность к переоценке своих возможностей, повышенная бодрость, легкость в контакте с окружающими; в интеллектуальном цикле – активизация способности к учебной и творческой деятельности.

Биологические часы человека начинают «тикать» в тот самый момент, когда он появляется на свет.

В Японии, в США в автобусных папках на всех водителей сделаны годовые расчеты биоритмов, в нeблагоприятные периоды они не выезжают на маршруты. Статистика показала, что число аварий уменьшилось втрое.

Самостоятельная работа учащихся по вычислению фаз циклов по формулам (информационный лист 3 – пpaктика)

Заключительный этап занятия

Обобщение нового материала.

Вопросы на закрепление изученного материала:

1. Из чего складывается понятие «здоровье»?

2. Факторы, влияющие на – здоровье нации, здоровье индивидуального человека?

3. В чем суть биоритмов?

4. Можно ли применять индивидуальные графики биоритмов для выбора времени учебы, сна, в определенных профессиях?

Выводы: Современный человек – это продукт сопряженной эволюции вида и его природных условий, биологического и социального начал. Поэтому огромное количество факторов как биологических (здоровье, погода, биоритмы), так и социальных (экономический уровень семьи и страны, обстановка в семье, отношения с друзьями) влияют на его здоровье. Именно поэтому мы сегодня с вами научились для себя составлять биоритмы, чтобы, планируя что-то важное: спортивное достижение или литературное сочинение, вы могли начать это в благоприятный для вашего организма день.

И в заключение хотелось бы сказать словами И.П. Павлова «Человек – высший продукт земной природы. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».

Домашнее задание:  Составить биоритмы члeнов семьи на месяц.

Информационный лист 1 (теория)

Что такое здоровье?

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 году: «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Как определить уровень здоровья?

Для оценки состояния здоровья населения, или уровня общественного здоровья, используют различные показатели: демографические (рождаемость, cмepтность, средняя продолжительность жизни), показатели заболеваемости, болезненности, инвалидизации и др. определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, т. е. состояния основных физиологических резервов. Для пpaктической валеологии большой интерес представляют скрининговые методики, позволяющие с помощью относительно простых тестов и показателей физического развития оценивать состояние здоровья испытуемого. Некоторые из них имеют компьютерные варианты, что дает возможность оперативной обработки результатов обследования достаточно больших контингентов и организации мониторинга здоровья.

От чего зависит здоровье?

Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (Robbins, 1980). Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • Наследственность – 20%;
  • Окружающая среда – 20%;
  • Уровень медицинской помощи – 10%;
  • Образ жизни – 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых:

  • Человеческий фактор – 25% (физическое здоровье 10%, психическое здоровье – 15%) ;
  • Экологический фактор – 25% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 15%) ;
  • Социально- педагогический фактор – 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15%, поведение, режим жизни, привычки – 25%) ;
  • Медицинский фактор – 10%.

Зависит ли уровень здоровья от материального благополучия?

Уровень материального благополучия, несомненно, оказывает значительное влияние на образ жизни. Простой здравый смысл и результаты исследований свидетельствуют о том, что сохранение и укрепления здоровья возможно только при условии удовлетворения базовых жизненных потребностей. Не случайно, первые этапы повышения показателей средней продолжительности жизни в развитых странах были напрямую связаны с экономическим ростом и улучшением благосостояния людей. В настоящее время, в экономически развитых странах 6-10 кратный разрыв в среднедушевом доходе крайних в социально- экономическом отношении групп населения ведет за собой 3-4 кратную разницу в показателях здоровья. Лица с меньшими доходами чаще болеют, реже прибегают к профилактической помощи, имеют более высокие показатели cмepтности.

Информационный лист 2 (теория)

Ритмы жизни.
Понятие о биологических ритмах.

С понятием РИТМ связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово РИТМ означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времени года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов, чередование минимумов и максимумов солнечной активности.

Биологические ритмы (суточные, сезонные, годовые и т.д.) свойственны всем живым организмам на Земле и являются условием нeнopмaльной жизнедеятельности.

Благодаря биологическим ритмам живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими организмами, как человек, гораздо легче приспосабливаются к изменяющимися условиям внешней среды, которые регулируют длительность циклов и отдельных фраз.

Экологические ритмы – это своеобразные биологические часы, обеспечивающие организму ориентацию во времени, заблаговременную подготовку к ожидаемым циклическим изменениям. Они тесно связаны с самой сутью живого. Б.С. Алякринский назвал человеческий организм «системой, насквозь пронизанной ритмами».

Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека:

  • ФИЗИЧЕСКИЙ цикл длительностью 23 дня;
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – 28 дней;
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ цикл продолжительностью 33 дня.

В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая – отрицательную. Для положительной фазы хаpaктерны следующие признаки: в физическом цикле – хорошее время для интенсивных тренировок и другой физической деятельности, связанной с напряженной работой мускулов; в эмоциональном цикле – склонность к переоценке своих возможностей, повышенная бодрость, легкость в контакте с окружающими; в интеллектуальном цикле – активизация способности к учебной и творческой деятельности.

Во всех трех периодах дни перехода из положительной фазы в отрицательную и обратно называют НУЛЕВЫМИ, или КРИТИЧЕСКИМИ. Именно в критический день физического цикла с людьми чаще всего происходят несчастные случаи, дорожные происшествия. Аналогичные переходные дни эмоционального цикла чреваты эмоциональными срывами. Если нулевые дни в двух циклах совпадают, то человеку нужно быть особенно бдительным. В среднем нулевые дни физического и эмоционального цикла выпадают 1 раз в 6 дней. Двойные нулевые дни «Серые дни» случаются в году примерно 6 раз, а тройные «Черные дни» - лишь однажды.

Биологические часы человека начинают «тикать» в тот самый момент, когда он появляется на свет.

В Японии, в США, в Грузии в автобусных папках на всех водителей сделаны годовые расчеты биоритмов, в нeблагоприятные периоды они не выезжают на маршруты. Статистика показала, что число аварий уменьшилось втрое.

«Тот, кто хочет заслужить действительное и полное признание в искусстве врачевания, должен прежде всего учитывать особенности сезона года не только потому, что они отличаются друг от друга но и потому, что каждый из них может вызвать самые разные последствия».

Это слова величайшего врача древности Гиппократа.

Информационный листок 3 (пpaктика)

материал к пpaктической работе «Вычисление биоритмов»

формула расчета фазы физического цикла

H - фаза цикла;

365 - количество дней в году;

N - количество полных прожитых лет;

K - количество високосных прожитых лет  (4 дня для детей 14-15-летних) ;

Y - количество дней от индивидуальной даты рождения до сегодняшней даты;

23 - количество дней цикла.

Если при расчете получается показатель до 11,5 (включительно), то вы находитесь в положительной половине фазы, а числа больше 11,5 являются показателями отрицательной фазы физического цикла.

формула расчета фазы эмоционального цикла

H - фаза цикла;

365 - количество дней в году;

N - количество полных прожитых лет;

K - количество високосных прожитых лет  (4 дня для детей 14-15-летних) ;

Y - количество дней от индивидуальной даты рождения до сегодняшней даты;

28 - количество дней цикла.

Если при расчете получается показатель до 14 (включительно), то вы находитесь в положительной половине фазы, а числа больше 14 являются показателями отрицательной фазы эмоционального цикла.

формула расчета фазы интеллектуального цикла

H - фаза цикла;

365 - количество дней в году;

N - количество полных прожитых лет;

K - количество високосных прожитых лет  (4 дня для детей 14-15-летних) ;

Y - количество дней от индивидуальной даты рождения до сегодняшней даты;

33 - количество дней цикла.

Если при расчете получается показатель до 16,5 (включительно), то вы находитесь в положительной половине фазы, а числа больше 16,5 являются показателями отрицательной фазы интеллектуального цикла.



Комментарии:

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

31 08 2025 3:11:36

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

30 08 2025 4:31:27

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

29 08 2025 20:43:42

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

28 08 2025 11:56:42

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

27 08 2025 22:37:57

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

26 08 2025 10:31:27

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

25 08 2025 3:18:25

Урок биологии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....

24 08 2025 19:17:58

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

23 08 2025 6:27:18

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)


    Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

      Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

22 08 2025 14:23:33

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

21 08 2025 22:10:28

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

20 08 2025 8:55:48

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

19 08 2025 2:45:55

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....

18 08 2025 3:20:23

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

17 08 2025 22:18:40

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

16 08 2025 13:39:47

Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"


    Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....

15 08 2025 14:50:21

Решение задач по молекулярной биологии


    Решение задач по молекулярной биологии

      Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

14 08 2025 15:57:34

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

13 08 2025 17:18:59

Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"


    Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"

      Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов. ...

12 08 2025 3:31:33

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

11 08 2025 13:21:19

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

10 08 2025 19:34:18

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

09 08 2025 15:58:54

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

      Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

08 08 2025 10:18:18

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

07 08 2025 13:30:40

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

06 08 2025 18:15:20

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

05 08 2025 7:25:36

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

04 08 2025 7:48:32

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

03 08 2025 19:54:49

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

02 08 2025 18:12:36

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

      Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

01 08 2025 15:14:57

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

31 07 2025 6:20:58

Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"


    Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

      Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

30 07 2025 20:42:30

Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира


    Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира

      Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....

29 07 2025 22:14:50

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

28 07 2025 13:17:55

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

27 07 2025 23:35:23

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

26 07 2025 19:12:32

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"


    Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

      На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

25 07 2025 5:37:40

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

24 07 2025 13:22:11

Тема урока: "Пища и культура питания"


    Тема урока: "Пища и культура питания"

      Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....

23 07 2025 22:15:39

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

22 07 2025 1:46:32

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

21 07 2025 20:54:41

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"


    Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

      В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

20 07 2025 13:43:36

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии


    Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

      На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

19 07 2025 15:35:27

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

18 07 2025 1:53:12

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

17 07 2025 6:27:17

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

16 07 2025 22:44:40

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

15 07 2025 9:16:36

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

14 07 2025 8:33:46

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

13 07 2025 9:14:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::