Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Пауки – одно из чудес живой природы. Их разнообразие поражает воображение. Науке известно около 35 000 видов пауков, однако ученые полагают, что еще примерно столько же не описано, так что общее количество должно достигать 70 000. Размеры сильно варьируют: от самых маленьких (0,8 мм) до самых крупных (11 см). Пауки — одни из самых распространенных животных. Наиболее богаты пауками области с обильным растительным покровом, но встречаются они во всех ландшафтных и климатических зонах, от полярных областей и высоких гор до сухих степей и раскаленных пустынь. Пауки найдены в Гренландии близ ледников и на антарктических островах, многие виды обычны в горах на высоте 2—3 тыс. м, а один вид скакунов найден на Эвересте на высоте 7 тыс. м. Места обитания пауков чрезвычайно разнообразны. Они живут в почве и на ее поверхности, в лесной подстилке, во мху, на травянистой и древесной растительности, под корой, в дуплах, под камнями, в трещинах скал, в пещерах, в норах и гнездах других животных, в жилище человека.

Несмотря на значительную роль, пауки очень бедно освещены в русской библиографии, поэтому актуальность темы достаточно высока, если учесть множество белых пятен. Скудость материала вынуждает делать самостоятельные шаги по изучению данной темы. Условия летних каникул в средней полосе России предоставляют такую возможность. Исследования помогают разобраться в причинах процветания паучьего семейства. Посредством наблюдений я ставил целью лучше разобраться в таких вопросах, как: значение деятельности пауков для экосистемы, определение основных направлений ароморфозов, более глубокое изучение строения внешнего и внутреннего, зависимости паучьего организма от выполняемых функций и инстинктов, сложности повадок, отличительных особенностей, установление причин широкого распространения и выживаемости. Секреты такого успеха следует искать в специфике форм биологического поведения. Различают такие формы, как пищедобывательная, оборонительная, строительная и пoлoвая. Их анализ и выполнение поставленных задач я попытаюсь провести на основе признаков паука-кругопряда Araneus diadematus, или Крестовика обыкновенного.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Крестовик обыкновенный – один из самых типичных пауков северного полушария. По фенотипическим признакам самку легко узнать по бледному кресту из белых или желтых пятен на брюшке. Цвет брюшка – бежевый, темнее остальной окраски. Глаза образуют два ряда, ноги шипастые, со светлыми и темными поперечными полосами. Самец мельче. Размеры варьируют: самки – до 18 мм, самца – до 9 мм. Основная пища – жидкие ткани насекомых, которых паук ловит с помощью паутины. Ареал распространения - встречается паук в Европе, Северной Америке и большей части Азии. Места обитания – леса, заросли кустарника, обочины дорог и сады. Взрослых особей можно встретить с июня по ноябрь.

ЭВОЛЮЦИЯ.

Пауки - очень древний отряд, известный из девонских и каменноугольных отложений, но уже в те отдаленные времена пауки были похожи на современных, правда, наиболее примитивных. Можно только сказать, что наиболее хаpaктерная особенность пауков — паутинный аппарат образовался у их предков в самом процессе выхода на сушу, а быть может, еще в воде. Доказательство этого — паутинные бородавки. Ведь у всех хелицеровых при выходе на сушу брюшные жаберные ножки либо превращаются в легкие и иные специальные органы, либо атрофируются. Жаберные ножки как таковые на суше немыслимы. Поэтому паутинные бородавки могли оформиться только у водных или амфибиотических форм. Они образовались у пауков из ножек десятого и одиннадцатого сегментов, а ножки восьмого и девятого превратились в легкие. Все это показывает, что пауки вышли на сушу своим путем, независимо от других арахнид. Первоначально паутинный аппарат использовался для яйцевых коконов, как у тех современных пауков, у которых в остальном паутинная деятельность еще мало развита. В дальнейшем паутина стала все более входить в жизнь пауков. Совершенствование их организации отчетливо проявлялось в том, что первоначально посегментные (метамерные) органы концентрируются и начинают функционировать как единые системы (процесс олигомеризации). Исчезает члeнистость брюшка, и оно становится компактным, сильно концентрируется нервная система, сокращается число посегментных органов (паутинных бородавок, легких и др.), причем оставшиеся берут на себя целиком и усиливают соответствующие функции. Растет слаженность организма как целого, координация и точность движений, быстрота ответных реакций на окружающее и т. д. Наглядным свидетельством этих процессов служат высшие пауки. Говоря о филогенетическом развитии ловчих сетей пауков, следует упомянуть, что эволюция тенет шла двумя независимыми путями. В одном случае ловчие сети возникли из паутинной выстилки логовищ-норок или трубок. Сначала от входа протягивались сигнальные нити, предупреждающие паука о приближении добычи или врага. Затем возникло воронковидное расширение у входа, которое постепенно превратилось в ловчую сеть типа тента или полотнища. Другое, разнообразное по результатам направление развития тенет наблюдается у пауков, заселивших растительность. Свой кокон они подвешивали к ветвям и листьям и первоначально охраняли его, повисая рядом на паутинной нити. Растянутые от кокона нити служили сигнальными. Прибавлением новых нитей вокруг кокона создавалась неправильная сеть. Следующую ступень представляют крышеобразные сети пауков, горизонтальный полог или купол которых из густой паутины поддерживался сверху и снизу вертикальными нитями, натыкаясь на которые, добыча падала на полог. Паук сидит под пологом, где прикрепляется и кокон. От паутинного сплетения с коконом в центре произошли и колесовидные сети пауков семейств Araneidae, Tetragnathidae и Uloboridae,— самый совершенный тип тенет. Ступени совершенствования организации пауков в известной мере отражены в принятом теперь делении отряда Агаnei на три подотряда: лифистиоморфных, или члeнистобрюхих, пауков (Liphistiomorphae), мигаломорфных, или пауков-птицеядов в широком смысле (Mygalomorphae), и высших аранеоморфных пауков (Araneomorphae), к последним из которых относится Крестовик обыкновенный. Ранее пауков подразделяли на четырехлегочных (Tetrapneumones) и двулегочных (Dipneumones), но это менее естественно.

Отрасль знания о пауках называют аранеологией. Отряд пауков (Araneus) был выделен из среды паукообразных Кларком в 1757 году — в противовес классификации Линнея 1735 года, отнесшего пауков к насекомым.
Долгое время точка зрения Линнея, тем не менее, пользовалась преимущественным хождением, однако Международный конгресс 1948 года восстановил приоритет классификации Кларка.

Название класса Arachnida происходит от греч. arachne – паук. В древнегреческой мифологии Арахной звали дeвyшку, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.

АНАТОМИЯ.

Наружное строение. У пауков в отличие от насекомых нет антенн (усиков) и челюстей. Тело покрыто наружным скелетом (экзоскелетом) и состоит из двух отделов – головогpyди, образованной слившимися головой и гpyдью, и брюшка. Они соединены друг с другом узким стебельком. Брюшко нечлeнистое, его 11 сегментов слиты. Покровы этой части эластичные, густо опушенные волосками. На переднем конце головогpyди находятся четыре пары простых глаз, расположение которых служит важным классификационным признаком. Зрение паука несовершенно. Передние медиальные глаза, называемые главными, темные; остальные, побочные глаза, обычно блестящие благодаря отражающей свет внутренней оболочке (зеркальцу). Они образуют два поперечных ряда. Головогpyдь несет шесть пар конечностей. Спереди на голове находятся две направленные вниз напоминающие челюсти 2-члeниковые хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком. На нем открываются расположенные в этих конечностях ядовитые железы. Хелицеры паука прокалывают покровы добычи и впрыскивают в неё яд и пищеварительные соки. В отличие от примитивных пауков, хелицеры которых движутся параллельно и для захвата добычи которым требуется приподниматься, у высших они сходятся и расходятся. Вторая пара - педипальпы, используемые как щупики и хватательные структуры, оснащенные одним коготком. Их тазики обычно снабжены лопастями, которые ограничивают предротовую полость и покрыты волосками, служащими для процеживания жидкой пищи. У пoлoвoзрелых самцов их концы видоизменены и используются для спаривания. У всех пауков в отличие от насекомых четыре, а не три пары ходильных ног. Последний члeник каждой из них несет по два гребенчатых коготка, между которыми расположен непарный придаток (эмподий), когтевидный, или в виде липкой подушечки. Ходильные ноги приспособлены для выполнения разных действий: две передние пары управляют движением, третья пара – укороченная, служит для опоры, последняя пара – разворачивает и строит паутину. Все семь члeников ноги паука двигаются под разным углом, и благодаря мягкой оболочке в суставах достигается большая свобода в движении; мышцы ног крепятся к внутренним стенкам. Покровы состоят из кутикулы и гиподермы.

Органы чувств играют важную роль в жизни паука. Преобладающее значение имеет осязание. Туловище и придатки покрыты многочисленными осязательными волосками и щетинками, к каждому из которых подходит отросток чувствительной нервной клетки. Особого строения волоски — трихоботрии имеются на педипальпах и ногах. Их бывает до 200. С помощью трихоботрии паук ощущает самые незначительные дуновения воздуха, например, от пролетающей мухи. Трихоботрии воспринимают ритмические колебания в широком диапазоне частот, но не непосредственно как звук, а через вибрацию паутинных нитей, т. е. как осязательные ощущения. Они улавливают малейшее дуновение воздуха, экспериментальным путём установлено, что они воспринимают колебания в атмосфере на расстоянии до метра. Другая разновидность осязательного чувства — восприятие степени натяжения паутинных нитей. При изменении их натяжения в опыте паук разыскивает свое убежище, двигаясь всегда вдоль наиболее натянутых нитей. Органы равновесия и слуха неизвестны у пауков, но они обладают этими чувствами. Органами обоняния служат сложно устроенные тарзальные органы на лапках передних ног. Пауки обладают хеморецепторами, представленными лировидными органами. Они представляют собой микроскопические щели в экзоскелете, затянутые тонкой мембраной, к которой подходит окончание чувствительной нервной. Некоторые авторы приписывают лировидным органам функции механорецепторов, воспринимающих натяжение экзоскелета, что позволяет регулировать степень давления на него. Пауки различают запахи летучих веществ, но реагируют обычно на близком расстоянии от источника запаха. Например, самцы по запаху отличают тенета пoлoвoзрелой самки от тенет непoлoвoзрелой. Тарзальные органы служат и вкусовыми, с их помощью паук в опыте различает чистую воду и растворы различных веществ. Чувствительные вкусовые клетки также находятся в стенках глотки пауков.

Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или стигмы.

Паук тепло и влаголюбив. Он, подобно многим насекомым, чутко реагируют и на изменения барометрического давления, благодаря чему известен как “предсказатель погоды”

Внутреннее строение. Паук питается жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых. Пищеварительная система паука состоит из ротовой полости, расширяющейся трубки пищевода, который, проходя через мозг, соединяется с мускульным органом, именуемым “сосущий желудок”. Сосущий желудок соединяется короткой трубкой с истинным желудком, к которому, в свою очередь, присоединяется кишка, проходящая через все брюшко. В брюшке образуется сеть нитеподобных органов (“печень”). Прямая кишка заканчивается открывающимся на конце тела aнycом.

Кровеносная система незамкнутая, разветвляющаяся сеть сосудов заканчивается непосредственно в тканях тела, откуда кровь, просачиваясь, поступает обратно в сосуды. Вся система состоит из сердца, артерий, вен и прострaнcтв (синусов) между органами, омываемых кровью серо-синего цвета, гемолимфой. Несущий кислород пигмент гемолимфы – гемоцианин - содержит медь так же, как гемоглобин человека содержит железо. В гемолимфе паука также присутствуют четыре типа клеток – гемоцитов, функции которых до сих пор не выяснены. Сердце представляет собой длинный трубчатый орган, проходящий в верхней части по центру брюшка. Оно заключено в перикардий, трубчатую камеру, который охватывает сердце упругими связками и организует циркуляцию гемолимфы внутри кровеносной системы. Поверхность перикардия устлана большим количеством нервных волокон, не только вызывающих, но и непосредственно регулирующих его сокращение. Сердце имеет четыре пары отверстий, остий, вдоль всей длины, работающих как клапаны, через которые под давлением перемещается гемолимфа в обе стороны. Во время сокращения она направляется по трём направлениям – вперёд (через переднюю аорту), назад (через заднюю аорту), а также вбок. Мелкие сосуды, отходя от задней аорты, насыщают органы и ткани брюшка. Поступающая в сердце гемолимфа направляется перикардием через переднюю аорту в головогpyдь. Там посредством артериальных сосудов она, в свою очередь, поступает в органы и ткани. Далее, собираясь в тканях, гемолимфа возвращается тем же путём обратно в брюшко, и попадает в лёгкие. В лёгких происходит газообмен и в результате - насыщение гемолимфы кислородом, после чего она поступает обратно в сердце, где скапливается в перикарде и затем направляется для дальнейшей циркуляции. В отличие от насекомых, сердце паука не разделено на несколько камер.

Паук дышит воздухом. Их дыхательный аппарат интересен тем, что в этом отряде происходит смена легких трахеями. Данный паук относится к двулегочным, дышащих парой легких и развившимися на месте второй пары трахеями. Различают трахеи местного и общего значения. Первые представлены пучками коротких, обычно неветвящихся трубочек, не выходящих за пределы брюшка. Вторые более длинные, иногда анастомозирующие и ветвящиеся, проникают через стебелек брюшка в головогpyдь и ее конечности. Также имеются четыре неветвящихся трахейных ствола. Трахеи развиты относительно слабо, поэтому легочное дыхание все же преобладает.

Выделительная система состоит из пары коксальных (тазиковых) желез в головогpyди и т.н. мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник. Преимущество этих сосудов состоит в том, что в условиях дефицита влаги они сохраняют всю влагу в теле паука, выводя лишь излишние соли и неусвоенных продуктов пищеварения. Окончательно переваренная пища скапливается в стеркopaльном кармане мешкообразной формы, откуда периодически удаляется через задний проход.

Нервная система аналогична таковой у насекомых. Она состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогpyди в крупный подглоточный узел, имеющий звездообразную форму и выполняющий основные моторные функции. Он контролирует рефлекторные и инстинктивные начала. Над ним находится надглоточный – “головной мозг”, который получает информацию от зрительных и других нервов. Кроме того, мозг имеет несколько железистых тел, аналогичных гипоталамусу человека, выделяющих регулирующие гормоны. На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.

Пoлoвые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Семенники парные, извитые семяпроводы соединяются близ пoлoвoго отверстия, имеющего у самца вид небольшой щели. Яичники парные, в некоторых случаях срастаются концами в кольцо. Парные яйцеводы соединяются в непарный орган — матку, открывающуюся яйцевыводным отверстием. Последнее прикрывается складчатым возвышением — эпигиной. Имеются семяприемники — мешочки, от которых отходят кaнaльцы к выводной части пoлoвых путей и к эпигине, где они открываются обычно независимо от яйцевыводного отверстия. Совокупительные органы образуются на педипальпах самца только при последней линьке.

РОСТ.

Информация. Пауки, как и другие члeнистоногие, имеют твердый наружный скелет (экзоскелет). В процессе роста им приходится сбрасывать старые покровы (линять). У данного паука за свою жизнь происходит до десяти линек. Сброшенная шкурка паука (экзувий) сохраняется настолько хорошо, что его можно принять за тело животного. Готовясь к линьке, паук надолго теряет интерес к еде (обычно на неделю). Во время линеечной стадии паук висит на нити из своего убежища или ловчей сети. Линька начинается с того, что спинной щит поднимается, подобно веку, а на боках брюшка появляются трещины. Извлечение ног и педипальп из старой шкурки – наиболее сложная процеДypa. Если ногу не удается достать, она может сломаться, при этом потерянные ноги и педипальпы регенерируются во время следующей линьки. Во время сбрасывания старых покровов пауки беззащитны и часто погибают.

После сбрасывания старой шкурки и до того, как новые покровы затвердеют, тело увеличивается в размерах. В этот момент паук так усиленно набирает воздух, чтобы новый экзоскелет был свободен. Одновременно изменяются и пропорции: брюшко растет быстрее спинного щита, поэтому на каждой следующей стадии относительный размер брюшка больше, чем на предыдущей. Процесс линьки на поздних стадиях не затягивается дольше часа. Всего пауку приходится переносить до 10 линек. Самцы, которые меньше самок, имеют и меньше линек. Во время последней линьки пoлoвые органы достигают полного развития.

Исследование.

Место: север Калужской области, кооператив “Солнечный”

Дата: 19.07.2007

Условия: пасмурно, тепло

Проведен следующий эксперимент: в 18:00 обнаружена самка паука-крестовика, готовящейся произвести линьку. Этому предшествовала продолжительная голодовка, так как паук 8 дней не строил тенета. Свисая на прикрепленной к субстрату паутинке, выходящей из паутинных бородавок, но не оторванной от них, особь висит головогpyдью вниз. Процесс избавления от прежнего экзоскелета идет с разной скоростью. Достаточно быстро (5-6 минут) сбрасывается покров с брюшка и головогpyди, конечности же высвобождаются более 20 минут. Вся сложная операция занимает около 40-45 минут. Мною был замечен тот факт, когда оказывается сброшена старая шкурка, мягкие ткани светлее прежних и лишены пигментации. Лишь через некоторое время цветовая гамма возвращается. Для убыстрения этого процесса паук совершает энергичные подергивания конечностей, что позволяет ускорить приток гемолимфы, которая, возможно, способствует возвращению старой окраски. Покачиваясь во все стороны от легкого ветерка, паук напоминает сорванный листик, а если учесть его бледную покровительственную окраску, то можно говорить о мимикрии. Следует обратить внимание на регенерацию, присущую паукам во время линьки. По моему мнению, данная способность имеет определяющее значение, так как позволяет восстанавливать активность особям, которые при других условиях были бы обречены на гибель. В ходе опыта я наблюдал, как сброшенный экзоскелет определенное время оставался висеть на месте и только потом паук его отцеплял. Я сделал вывод: это связано с тем, что бывшая одежка чрезвычайно похожа на самого паука, поэтому в случаях нападения могла служить отвлекающим или вводящим в заблуждение предметом. В 18:45 исследуемый объект вернулся в свое логово, предварительно некоторое время прождав у входа дабы убедиться в твердости покровов.

СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Информация. Строительную деятельность животных можно отнести к категории орудийных. Подобная активность хаpaктерна прежде всего для беспозвоночных, в частности – для пауков. Расположение сети имеет очень большое значение: чаще всего поперек преобладающих направления полета насекомых.

Способность секретировать паутинную нить – их хаpaктерный признак. Паутина – уникальный материал, который, несмотря на очень малую толщину, чрезвычайно прочен и эластичен. Материал для нее образуется в особых железах, расположенных в задней части брюшка, и выделяется т.н. паутинными бородавками. На их концах имеются многочисленные хитиновые паутинные трубочки (видоизмененные волоски), которыми открываются протоки паутинных желез. У паука три пары бородавок: две пары наружных, 2-члeниковых, и пара задних срединных, нечлeнистых. Паутинные железы помещаются в полости брюшка, в большинстве случаев хорошо развиты и многочисленны. Проток каждой железки открывается на конце паутинной трубочки. Наряду с обычными трубочками имеется небольшое число так называемых паутинных конусов, на которых открываются протоки более крупных желез. На паутинных бородавках в общей сложности имеется более 500 трубочек и около 20 паутинных конусов. Секрет паутинных желез не выдавливается наружу, а вытягивается задней парой ног и в процессе вытягивания превращается из жидкости в твердую нить.

Насчитывается до пяти типов паутинных желез, производящих паутину для разных целей:

  • Древовидные – липкий секрет на ловчей спирали;
  • Грушевидные – прикрепление радиусов к предметам;
  • Ампуловидные – паутинная рама, внутренние радиусы, утолщенные нити;
  • Дольковидные – основа ловчей спирали, обматывание добычи, внутренний слой кокона;
  • Трубковидные – наружный слой кокона.

Паутина по химическому составу близка к шелку шелкопрядов, от которого отличается малым содержанием склеивающего вещества — серицина, растворимого в воде. Основу паутинного шелка составляет протеид фиброин, образованный сложным комплексом альбуминов, аланина и глютаминовой кислоты.

Когда паук перемещается, он непрерывно выделяет паутину, которую, как альпинист -страховочный трос, время от времени прикрепляет к поверхностям, по которым проходит. Вот почему потревоженный паук почти всегда может, поджав ноги, упасть с опоры и, повиснув на растяжимой нити, спуститься по ней до земли.

Вероятно, самая интересная особенность пауков – строительство из паутины ловчих сетей. Формы их весьма разнообразны и получающаяся в результате конструкция вполне может служить таксономическим признаком. Пауки-кругопряды из семейства крестовиков (Araneidae) строят самые красивые, т.н. колесовидные, тенета. Сначала паук забирается на высокое место, обычно около тропинки или другого открытого прострaнcтва, и секретирует очень легкую нить, которая подхватывается ветерком и, случайно задев соседнюю ветку или другую опору, оплетается вокруг нее. Паук переходит по этой нити в новую точку, по пути укрепляя паутину дополнительно выделяемым секретом. Аналогичным способом прокладываются еще два-три относительно толстых “кабеля”, составляющие замкнутую раму, внутри которой будет располагаться собственно ловчая конструкция. Обычно тенета ориентированы более или менее вертикально, но иногда они выходят с наклоном. Между сторонами рамы натягиваются нити-радиусы, соединяющиеся в центре. Теперь, начав вблизи этого места, паук движется к периферии по спирали, оставляя за собой прикрепляемую к радиусам нить, расстояние между витками которой определяется размахом его конечностей. Пока паутина еще не липкая, но, достигнув наружной рамы, паук опять же по спирали, но с плотнее расположенными витками возвращается назад к центру, на этот раз образуя нить, которую в отличие от предыдущих покрывает капельками клейкого секрета. По мере прокладки этой собственно ловчей спирали нить первой нелипкой спирали обкусывается и выбрасывается. Очевидно, она служила лишь своего рода строительными лесами. Когда тенета готовы, паук переходит в их центр или, если он достиг крупных размеров, в находящееся рядом с сетью убежище и ожидает, когда к паутине приклеится какое-либо летающее насекомое. Если автор ловчей сети строит для себя убежище, то к нему обязательно должна идти туго натянутая сигнальная нить, поэтому одна нога всегда на ней лежит.

Исследование.

Место: север Калужской области, кооператив “Солнечный”

Дата и время: 06-07.08.2007, утро-вечер

Условия: без осадков, солнечно

Проведен следующий эксперимент: в 21:50 обнаружен паук-крестовик, выходящий из своего убежища. Точно после наступления первых семерок особь удостоверяется, что сеть неподвижна, и после положительного ответа выползает на центральное сплетение. Планомерно подергивая все радиальные нити, хищник проверяет наличие сколь угодно крупной пищи. При обнаружении таковой он принимается за трапезу, вернувшись на середину. Пока паук занят поеданием накопившейся добычи, он не приступит к строительству новой паутины. Иногда наблюдались такие случаи, когда охотник тратил на это занятие целую ночь, в результате чего на следующее утро новая сеть не была построена, и паук целый день находился на диете. Покончив с последней заслуживающей внимание жертвой, паук начинает избавляться от старой паутины, поедая её вместе с мелкими насекомыми, запутавшимися там в течение дня. Таким образом, можно сделать вывод о безотходности работы, так как весь истраченный на паутину материал возвращается большей частью обратно в организм. В зависимости от того, когда была закончена предварительная расчистка старой ловчей сети и ее уничтожение, особь берется за строительство новой, которая должна быть закончена до рассвета. В противном случае, если инстинктивные расчеты не позволяют ему уложиться, крестовик возвращается в логово до следующей ночи. Строительство колесовидной паутины полностью совпадает с вышеописанным ходом действий. Отсюда я сделал заключение, что вопреки многим источникам, временем построения сети в средней полосе является не день, а именно ночь, что связано с высокой дневной активностью. Всё сооружение служит один день, а уже к вечеру оказывается во многих местах разорванным, теряя также в своей липкости.

Самым последним и завершающим шагом сооружения паутины является прокладка крепко натянутой сигнальной нити, ведущей к логову. Чтобы удостовериться в ее свойствах, я провел следующий опыт: в 15:00 нашел паука-крестовика, сигнальная нить которого шла вокруг цельной породы. Подчиняясь своим инстинктам, паук знает о звукопроводимости субстрата, так как плетет сети обычно на растениях. Но в данном случае вибрации заглушаются и не доходят до хозяина сети, в результате чего паук остается в неведении относительно происходящего на паутине. Не реагируя на попадание, например, мясной мухи, кругопряд дает ей возможность выпутаться. Иначе говоря, ему приходится довольствоваться мошкарой, которая не может полностью удовлетворить потребности в пище, и обрекать себя на медленную гибель от голода. Также я провел другой эксперимент: навесил на сеть жертву, своими габаритами превосходящую крестовика. В итоге, охотник по слишком большой амплитуде колебаний смог рационально отреагировать, оставшись в убежище. Таким образом, я сделал вывод, что по этой нити паук может не только определить колебания в сети, но и местонахождение жертвы и даже её размер.

Был поставлен следующий опыт: в 16:30 обнаружен молодая особь крестовика, достигшая третьей линьки. Она была занята сооружением сети, а после окончания строительства осталась на середине, не проводя сигнальных нитей. Можно заключить, что в отличие от более взрослых собратьев молодняк не строит специального логова, находясь все время на центральном сплетении. Сигнальная нить не проводится, возможно, затем, чтобы быстрее настичь запутавшуюся добычу. Пауки быстро растут, поэтому им необходимо достаточно энергии, получаемой с пищей. Нужно отметить, что паутина возводилась необычайно рано – в середине дня. Последующие наблюдения доказывают верность догадки о том, что молодые особи не имеют ярко выраженных биологических часов, позволяющих точно ориентировать свой суточный цикл. Только по мере взросления к моменту шестой-седьмой линек проявляется признаки, хаpaктерные для зрелой стадии развития, – наличие убежища, сигнальной нити, биологических часов. Данные признаки также могут быть связаны с пoлoвым созреванием.

ПИЩЕДОБЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Информация. Пищедобывательная деятельность паука неизбежно занимает основную долю всей его суточной активности. Осуществляется она через посредство сложных сочетаний безусловных и условных рефлексов. По степени кормовой специализации данный вид относим к стенофагам из-за узкой специализации рациона, а также зоофагам как плотоядный. Основной и второстепенный корм представлен различными семействами насекомых: двукрылыми, перепончатокрылыми, сетчатокрылыми, бабочками, реже - стрекозами и прямокрылыми. Питание – одно из постоянных и индивидуализированных занятий, поэтому при ловле жертвы каждая особь максимально проявляет возможности своего мозга, чем повышает эффективность пищевого поведения.

Пауки очень прожорливые хищники, питаются главным образом насекомыми, которых они высасывают. Добыча ловится при помощи сложных ловчих сетей и нейтрализуется, как правило, ядом. Для паука хаpaктерны крупные железы, вдающиеся в полость головогpyди. Каждая из двух желез окружена спиральной мускулатурой, при сокращении которой яд через отверстие на конце когтевидного члeника хелицер впрыскивается в тело жертвы. На небольших насекомых яд действует почти мгновенно, но более крупные некоторое время продолжают биться в сетях. Добыча опутывается паутиной.

Фильтрующий аппарат предротовой полости и глотки, узкий пищевод, мощный сосательный желудок — все это приспособления для питания жидкой пищей. Поймав и убив добычу, паук разрывает и разминает ее хелицерами, изливая при этом пищеварительный сок, растворяющий внутренние ткани. Выступающая жидкость всасывается, оставляя нетронутым хитиновый покров. Выделение сока и всасывание капель пищи чередуются, паук поворачивает жертву, обpaбатывая ее с разных сторон, пока не останется сморщенная шкурка. В пищеварении и экскреции у пауков существенна роль крупной печени, в клетках которой происходит внутриклеточное переваривание пищи и всасывание. Часть клеток печени, перегруженных экскретом, выходит в просвет кишечника и смешивается в клоаке с белыми выделениями мальпигиевых сосудов. Пауки не нуждаются в запасании корма, так как их жизненный цикл ограничивается одним годовым сезоном.

Данный вид достаточно безобиден для человека, однако при неосторожном обращении может укусить. Биологическое значение яда пауков сводится главным образом к умерщвлению добычи, поэтому яд обычно токсичен для насекомых. По хаpaктеру вызываемого отравления яд пауков делится на два разряда. Яд одних вызывает главным образом местные некротические реакции, т. е. омертвение и разрушение кожи и глубже лежащих тканей в области укуса. Яд других оказывает сильное действие на весь организм, в частности на нервную систему.

Исследование.

Место: север Калужской области, кооператив “Солнечный”

Дата и время: 05.08.2007, утро; 07.08.2007, полдень

Условия: безоблачно, жарко

Был поставлен следующий эксперимент: в 11:20 в паутину самки крестовика была подброшена ягода бузины (растения). Среагировав на нее, как на обычную жертву, паук стал поглощать питательный сок из сердцевины, после чего выбросил оставшуюся оболочку. По моему мнению, неопровержимый факт, доказывающий условность деления на зоофагов и фитофагов. Предыдущий пример с бузиной будет примером случайного корма. Был проведен также такой опыт: в 15:00 замечен паук-кругопряд, уносящий пойманную добычу в логово. Перед тем как перейти на сигнальную нить, особь резким поднятием брюшка вверх мелкими каплями выделила экскременты, что бывает нечасто и только из-за плотного питания. Отмечу еще и то, что при всасывании пищи попутно поглощалась паутина, в которую была оплетена жертва.

На примере многочисленных наблюдений можно заключить, что основу рациона крестовика составляют представители семейств перепончатокрылых и двукрылых (падальщица, мясоедки, журчалки, слепни, пчелы, шмели, осы и др.). Несмотря на аппетитность бабочек, они составляют лишь малую долю в общем улове. Чтобы доказать это, я провел несколько опытов. В первом в 16:00 в сеть паука была брошен бражник. Так как бражник довольно силен для того, чтобы вырваться, то паук моментально налетает на противника. После сильной тряски и недолгого сопротивления хищник одним цепким укусом обезвреживает оппонента. Чтобы обездвижить его, охотник плотно обматывает жертву паутиной и еще раз вместе с ядом вводит пищеварительные соки. Так как чешуйки бабочек легко отслаиваются и пристают к предметам при соприкосновении, то после контакта с бражником члeники крестовика забиты ими, за счет чего сам хозяин паутины рискует к ней приклеиться. Для того чтобы этого не произошло, он вынужден периодически смачивать кончики лапок секретом ротовых желез. Только после такой обработки конечностей паук удаляется вместе с добычей к себе. Из-за того, что чешуйки сводят на нет липкость паутины, бабочкам часто удается благодаря сильным взмахам выскользнуть из паутины, что и произошло во втором эксперименте, происходившем в 18:00. Так как ловчая сеть располагается достаточно высоко от нижнего травяного покрова, то кузнечики редко попадают на обед крестовику. Следует отметить тот факт, что если жертва крупна и паук не может с ней справиться, он сам освобождает её. Не раз наблюдалось, как из тенет выбрасываются и насекомые с резким запахом — клопы, бабочки-лимонницы, отдельные виды журчалок и др. Данный факт объясняется стремлением сохранить паутину в рабочем состоянии на оставшийся период дня. Данные по видовому составу потрeбляемых крестовиком насекомым можно свести в диаграмму:

 

ПОЛОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Информация. Во время ухаживания пауки демонстрируют удивительно сложное поведение. Самцу необходимо войти в контакт с самкой, которая крупнее него, и при этом не быть принятым за жертву. Пoлoвoзрелые самцы обычно уже не строят ловчих сетей, а бродят в поисках самок и попадаются на тенетах самки в короткий период спаривания. Нередко ему приходится преодолевать значительные расстояния в поисках партнерши. При этом самец руководствуется главным образом обонянием. Он различает пахучий след пoлoвoзрелой самки на субстрате и ее паутину. Обнаружив самку, самец начинает “ухаживание”. Он хаpaктерными движениями подергивает коготками нити сети самки. Последняя замечает эти сигналы и нередко бросается на самца как на добычу, обращая его в бегство. Настойчивые “ухаживания”, продолжающиеся иногда очень долго, делают самку менее агрессивной и склонной к спариванию. Сложные формы поведения самца направлены на преодоление хищнических инстинктов самки: самец по поведению резко отличается от обычной добычи.

Перед спариванием самец выделяет из пoлoвoго отверстия каплю cпepмы на специально сплетенную паутинную сеточку, наполняет cпepмой копулятивные органы педипальп и при спаривании с их помощью вводит cпepму в семяприемники самки. На лапке педипальп имеется грушевидный придаток — бульбус со спиральным cпepматическим каналом внутри. Придаток вытянут в тонкий носик — эмболюс, на конце которого открывается канал. При спаривании эмболюс вводится в каналец семяприемника самки. Педипальпы самца и пoлoвoе отверстие самки у каждого вида подходят друг к другу как ключ к замку.

Яйца откладываются через несколько дней или недель после спаривания. Оплодотворение происходит в матке, с которой сообщаются семяприемники. Кладка помещается в кокон, сделанный из паутины. Обычно самка превращает свое логовище в гнездо, в котором откладываются яйца и плетется кокон. Как правило, кокон состоит из двух паутинных пластинок, скрепленных краями. Сначала самка плетет основную пластинку, на которую кладет яйца, а затем заплетает их кроющей пластинкой. Такие чечевицеобразные коконы прикрепляются к субстрату или стенке гнезда. Стенки кокона иногда пропитываются секретом, выделяемым через рот. Кокон шаровидный, его ткань рыхлая и пушистая, напоминающая нежную вату. Кокон откладывается один, в нем насчитывается до 600 яиц. Некоторое время самка охраняет кокон в тенетах. Инстинкт охраны потомства тем слабее, чем более надежно устройство убежища.

Вылупление молоди из яиц одной кладки происходит более или менее одновременно. Перед вылуплением зародыш покрывается тонкой кутикулой, в основании педипальп образуются шипики — “лицевые зубы”, с помощью которых разрываются лицевые оболочки. Вылупившийся паучок имеет тонкие покровы, нерасчлeненные придатки, неподвижен и не может активно питаться. Он живет за счет желтка, остающегося в кишечнике. В этот различный по длительности желточный период развития молодь остается в коконе и линяет. Первая линька происходит еще в яйце, так что линечная шкурка сбрасывается вместе с лицевыми оболочками при вылуплении. Делаясь более активными, паучки выходят из кокона, но обычно некоторое время еще держатся вместе. Если прикоснуться к такому скоплению, в котором иногда бывает по нескольку сотен паучат, они рассыпаются по паутине гнезда, но затем вновь собираются в плотный клуб. Вскоре паучки расходятся и начинают жить самостоятельно. Именно в это время происходит расселение молоди на паутинках по воздуху. Молодые паучки забираются на возвышающиеся предметы и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. При достаточной длине нити, увлекаемой токами воздуха, паучок оставляет субстрат и уносится на ней. Расселение молоди происходит обычно весной. Пауки могут подниматься токами воздуха на значительные высоты и переноситься на большие расстояния. Известны случаи массового появления пауков, залетавших на суда в сотнях километров от берега. Расселившиеся маленькие паучки по строению и образу жизни похожи на взрослых. Они поселяются в хаpaктерных для каждого вида местах обитания и, как правило, с самого начала устраивают логова или плетут ловчие сети, по конструкции типичные для вида, только увеличивая их по мере роста. Жизненный цикл заканчивается в течение года. Пoлoвoзрелость достигается в конце лета, и после откладки яиц взрослые пауки гибнут. В этом случае нередко наблюдается осенне-зимняя диапауза, развитие яиц осенью приостанавливается, несмотря на то, что в природе еще достаточно тепло, и возобновляется только следующей весной.

Исследование.

Место: север Калужской области, кооператив “Солнечный”

Дата и время: 12.07.2007, 07-08.08.2007, день

Условия: ясно, солнечно

Проведен следующий эксперимент: в 15:30 обнаружен самец паука-крестовика. По своей внешней окраске самец, более маленький, оказался, вопреки многим источникам, совершенно идентичен таковой у самки. Данная особь, найдя тенета потенциальной партнерши, довольно долго в течение получаса выполняла сложные ритуалы в форме подергиваний нитей. Подобравшись к самому логову самки, самец стал действовать еще более осторожно. Самка отреагировала на воззвания самца, но, даже не приближаясь вплотную, отвергла новоявленного жениха. Этот факт еще раз доказывает химическую природу взаимоотношений у пауков, самцы которых на расстоянии различают оплодотворенных самок. В 16:20 самец окончательно покинул паутину самки. Интересным оказался второй опыт: полное повторение первого, но с более печальными последствиями. Тот же самый паук-самец насаживается на паутину самки вторично на следующий день в 18:00. Вытерпев незваного гостя один раз, самка не дала ему второго шанса на отступление. Таким образом, я стал свидетелем довольно распространенного явления каннибализма, особенно там, где разница между имаго больше чем в 2 раза. В данном случае на утро в челюстях самки был обнаружен комок из переваренных останков самца. В действительности самцы стараются обойти те логова, где они уже побывали, но дезориентировать их оказалась намного легче. Этот случай еще раз подтверждает агрессивный хаpaктер самок, как против врагов, так и против самцов.

Любопытно и другое наблюдение: в перерыве между опасными визитами к партнершам самец лишен средств к существованию в виде паутины. Однако и здесь ими найден оригинальный выход из ситуации: чтобы не умереть с голоду, самец ночью взбирается на какое-либо возвышение, опускается на нити и висит на ней вниз головогpyдью. Широко расставив передние лапки, он растягивает небольшую ловчую сеть, ловя мгновенными движениями пролетающих насекомых, словно его дальний прославленный родственник дейнопис. Следовательно, можно заключить, что у вида имеются разнообразные методы ловли добычи: не только пассивные, но и активные. Мною проводился и другой опыт: в 13:00 множество маленьких новорожденных паучат были разъединены и раскиданы по разным кустам растений. В результате через несколько часов молодняк начал собираться в отдельные небольшие скопления, так имитируя изначальное большое гнездо. Можно отметить, что проявляется инстинкт самосохранения: даже разобщенные, они стараются перенести опасность вместе. Есть и другое объяснение: молодь сбивается в плотные скопления, чтобы поддерживать постоянную, более высокую, температуру.

ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Информация. У пауков существует две основные формы оборонительных реакций: активно-оборонительная и пассивно-оборонительная. Пассивно-оборонительная реакция проявляется в виде боязни раздражителей – несъедобных насекомых в тенетах. Активно-оборонительная реакция выражается в виде агрессии, направленной на представителей своего (во время ухаживания) или другого вида (во время охоты). Следует отметить, что с представителями своего вида, т. е. с конкурентами, они уживаются спокойно даже на небольшой территории.

Будучи хищниками, пауки, несомненно, играют роль регуляторов численности, в первую очередь насекомых, в природных сообществах организмов — биоценозах. В то же время пауки сами служат пищей различным животным. Пауками питаются мелкие млекопитающие, птицы. Главные враги пауков — осы семейств Pompilidae и Sphecidae. Они бесстрашно нападают на них в тенетах. Уколом жала в нервные центры оса парализует паука, не убивая его, а затем перетаскивает в свою норку. На тело добычи откладывается яйцо, выходящая личинка питается пауком как “живыми консервами”.

Помимо ядовитого аппарата, криптической (покровительственной) окраски и скрытого образа жизни паук обладает рефлекторными защитными реакциями. Последние выражаются в том, что, будучи потревожен, паук падает на землю на паутинной нити, связывающей его с тенетами, или же, оставаясь на сети, производит столь быстрые колебательные движения, что контуры тела становятся неразличимы. Для взрослых особей хаpaктерна поза угрозы — головогpyдь и оттопыренные ноги поднимаются навстречу врагу, а также порывистые движения. Замысловатый рисунок брюшка объясняется тем, что паук обитает среди растений в условиях чередующихся света и тени.

Исследование.

Место: север Калужской области, кооператив “Солнечный”

Дата и время: 11-18.07.2007

Условия: пасмурно, тепло

Был проведен следующий эксперимент: в 17:00 обнаружены оса-пелопс и парализованный ею паук-крестовик. Естественно, прогнав убийцу от несчастной жертвы, я взялся вылечить паука. Для этого мне понадобилось переложить больного в теплое помещение и каждый час аккуратно проводить с ним “гимнастику”, попеременно двигая конечности. Через день проявились слабые реакции, а спустя 4 дня подопечный сам смог убежать. Это говорит о том, что примененная мной методика лечения парализованного человека сработала в случае с низшим организмом, и протекание болезни тоже сходно. Также эмпирически было установлено, как можно легко отличить мертвого паука от живого: у первого глаза, в обыкновенных условиях темные, становятся белыми, что связано с прекращением притока туда гемолимфы и питательных веществ. При противоборствах с нападающим паук всегда старается уберечь от поражения наиболее уязвимую часть тела – брюшко, не защищенное твердыми покровами.

ИНСТИНКТ ИЛИ РАЗУМ.

Информация. Все выше описанное показывает, насколько высоко развиты у пауков инстинкты. Последние, как известно, представляют собой безусловные рефлексы, т. е. сложные врожденные реакции животного на изменения внешней и внутренней среды. Крошечный паучок, недавно вылупившийся из яйца, сразу строит ловчую сеть во всех деталях, свойственных данному виду, и делает ее не хуже взрослого, только в миниатюре. Однако инстинктивную деятельность пауков при всем ее постоянстве нельзя считать абсолютно неизменной. С одной стороны, на те или иные внешние воздействия у пауков выpaбатываются новые реакции в форме условных рефлексов. С другой стороны, сами цепи инстинктов, порядок отдельных актов поведения могут варьировать в известных пределах. Например, если удалить паука из сети до окончания ее постройки и посадить на нее другого паука того же вида и возраста, то последний продолжает работу с той стадии, на которой она была прервана, т. е. весь начальный этап в цепи инстинктивных актов как бы отпадает. При удалении у паука отдельных пар конечностей оставшиеся выполняют функции удаленных, происходит перестройка координации движений, и конструкция сети сохраняется. Эти и подобные опыты тpaктуются некоторыми зоопсихологами как опровержение безусловнорефлекторной природы поведения пауков, вплоть до приписывания паукам разумной деятельности. В действительности здесь наблюдается пластичность инстинктов, выработавшаяся у пауков как приспособление к тем или иным ситуациям, нередким в их жизни. Например, пауку часто приходится чинить и дополнять свою сеть, что делает понятным поведение паука на чужой недоконченной сети. Без пластичности инстинктов немыслима и эволюция паутинной деятельности, так как в этом случае не было бы материала для естественного отбора.

Исследование.

Место: север Калужской области, кооператив “Солнечный”

Дата и время: 06-07.08.2007, утро-день

Условия: облачно, тепло

В подтверждение факта пластичности рефлексов можно привести несколько примеров.

В 18:00 найден паук-крестовик, построивший сеть в узоре деревянной беседки и протянувший сигнальную нить вокруг металлического столба. Так как вибрации заглушались, то на протяжении нескольких дней паук получал мизерную добычу. После нескольких принужденных выталкиваний со стороны сотрудника в сеть с добычей паук стал проводить сигнальную нить до столба, и паутина с тех пор функционировала нормально.

В другом опыте в 11:30 к пауку поднесли раздражитель в виде стебелька. Вначале крестовик сразу же ретировался или принимал угрожающую позу, но после многократного повторения и безопасного исхода стал в допустимых пределах игнорировать прикосновения. По моему мнению, дальнейшая эволюция может пойти по пути усовершенствования навыков и выработке более сложных умений, в том числе к усложнению строения высших нервных узлов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПАУТИНЫ КРУГОПРЯДА.

Информация. Данный материал во многом уникален. Например, паутина в три раза прочнее стали того же диаметра. Средняя толщина нити паутины – 0,0001 мм. По физическим свойствам она близка к гусеничному шелку, но гораздо эластичнее и прочнее. Нагрузка разрыва для паутины составляет от 40 до 200 кг на 1 мм сечения нити, в то время как для гусеничного шелка — только 33—43 кг на 1 мм. Попытки изготовления ткани из паутины делались с давних времен. Исключительная по прочности, легкости и красоте ткань из паутины известна в Китае под названием “ткани восточного моря”. Полинезийцы употрeбляли паутину крупных тенетных пауков в качестве ниток для шитья и плетения рыболовных снастей. В начале XVIII века во Франции из паутины крестовиков были изготовлены перчатки и чулки, представленные в Академию наук и вызвавшие всеобщее восхищение. Известно, что нить можно выматывать на катушку прямо из паутинных бородавок крестовика, заключенного в маленькую клеточку, причем от одного паука получается сразу до 500 м нити. Производство паутинного шелка неизменно сталкивается с трудностью массового разведения пауков, прежде всего прокормления этих хищников. Причем для быстрого получения одного килограмма волокна требуется более 1,3 млн. пауков! Возможно, что разработка искусственных питательных сред позволит решить эту проблему, тем более что искусственное питание гусениц шелкопрядов уже пpaктикуется в Японии. Пока паутина находит применение в оптике для изготовления визиров (перекрещивающихся нитей) в окулярах различных приборов.

Рассуждения.

Я считаю, что область возможного применения паутины намного шире. Представляется возможным постройка специальных паучьих ферм, на которых выращивалась бы выведенная порода пауков, производящих драгоценное вещество в больших количествах. Можно надеяться на развитие генетики, которая позволит вживить некоторые гены, отвечающие за выделение паутины, в более удобное для разведения животное. Сплетенные из паутины материалы, как биополимер, может сравниться по надежности с любым другим известным волокном. Ведь в природе уже давно созданы все виды продуктов, восприняв которые человечество способно глубже осваивать окружающий мир. В астрономических масштабах паутина – именно тот продукт.

ГАЛЕРЕЯ.

Список литературы:

  1. Хиллиард П. (2001) Пауки. Москва: Астрель
  2. Стерри П. (1997) Пауки. Москва: Белфаст
  3. Козлов М., Дольник В. (2000) Paкообразные и паукообразные. Москва: Издательство МГУ
  4. Коллекция “Древо познания” (2001-2007), том “Животные и растения”. Москва: Маршалл Кавендиш
  5. Энциклопедия Кругосвет. http://www.krugosvet.ru/
  6. Энциклопедия Википедия. http://www.wikipedia.com/
  7. Ветеринарный портал "Avicenna". http://www.vivavet.ru/

Презентация

Видеоприложение можно получить у автора статьи.


Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"


    Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"

      Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...

05 12 2022 10:30:54

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

04 12 2022 5:44:11

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

03 12 2022 22:19:40

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

02 12 2022 4:33:44

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

01 12 2022 2:53:25

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

30 11 2022 23:24:58

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

29 11 2022 2:54:40

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

28 11 2022 19:40:47

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"


    Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

      Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

27 11 2022 19:55:40

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

26 11 2022 4:53:54

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

25 11 2022 14:46:17

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

24 11 2022 15:54:24

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

23 11 2022 7:41:39

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

22 11 2022 14:41:10

Игра "Биологическое ассорти"


    Игра "Биологическое ассорти"

      Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

21 11 2022 11:54:16

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

20 11 2022 20:21:22

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

19 11 2022 8:47:41

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

18 11 2022 15:10:14

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

17 11 2022 2:50:49

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

16 11 2022 8:46:56

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

15 11 2022 7:42:53

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

14 11 2022 15:49:50

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

13 11 2022 19:16:23

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

12 11 2022 6:20:30

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

11 11 2022 13:55:57

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

10 11 2022 18:36:24

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

09 11 2022 1:24:48

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

08 11 2022 15:21:27

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

07 11 2022 11:54:44

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

06 11 2022 21:48:50

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

05 11 2022 4:41:25

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

04 11 2022 9:59:55

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

03 11 2022 6:10:59

Дыхательные движения. Регуляция дыхания


    Дыхательные движения. Регуляция дыхания

      Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

02 11 2022 15:11:59

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"


    Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

      Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

01 11 2022 22:26:46

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

31 10 2022 15:16:24

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

30 10 2022 12:27:21

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

29 10 2022 16:12:20

Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".


    Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".

      Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...

28 10 2022 13:17:32

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

27 10 2022 19:26:41

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

26 10 2022 3:21:43

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

25 10 2022 2:58:52

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

24 10 2022 0:28:13

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

23 10 2022 16:28:45

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

22 10 2022 18:41:13

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

      На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....

21 10 2022 3:51:45

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

      На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

20 10 2022 13:36:25

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

      Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

19 10 2022 0:14:38

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

18 10 2022 20:45:53

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....

17 10 2022 12:27:25

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::