Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с питанием разных видов животных.
  2. Выяснить приспособления животных к разному питанию, особенности строения органов пищеварения, изменения кормовой базы по сезонам года.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Рисунки животных: лось, волк, летучая мышь, большой прудовик, синий кит, бобр, скворцы, грачи, синицы, заяц, лиса, снегири.
  • Чучела: белка, клест, соня, крот.
  • Коллекция: бабочки.
  • Видеофрагменты «Хомяки», «Охота лисы», «Весна», «»Лето», «Осень», «Зима».
  • Раздаточный материал: рисунки № 1, № 2..

I. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 35 – читать, задание страница 125,

Мини сочинение «Моя помощь птицам».

П. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Устный опрос:

- Питание растения. Какие органы растения участвуют в его питании?

- Строение клеток зеленого листа.

- Роль корня в питание растения.

Диктант (проверка знания основных терминов и понятий).

  1. Растения содержат зеленое красящее вещество - …
  2. Хлорофилл образуется только на свету …
  3. Хлорофилл находится в ….
  4. В процессе фотосинтеза в клетки поступают …
  5. В процессе фотосинтеза образуются ….

Ш. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с питанием живых организмов. Мы знаем как питаются растения – они сами создают себе пищу. А сегодня мы будем говорить о животных. В отличие от растений они питаются готовой пищей. Пища у разных животных разная, у них существует много различных приспособлений для добычи и переваривания пищи. Вот об этом мы сегодня с вами будем говорить.

Сегодня мы совершим путешествие по сезонам года. ПОЧЕМУ ?

В ходе путешествия мы познакомимся с питанием разных животных, приспособлениями для добычи и усвоения пищи.

ТЕМА НАШЕГО УРОКА «КАК ПИТАЮТСЯ РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» (запись в тетрадь).

Начнем наше путешествие.

ВЕСНА. КАК ВЫ УЗНАЕТЕ ВЕСНУ? Видеофрагмент «ВЕСНА».

С каждым днем весна продвигается все дальше на север. С неохотой сдает свои позиции белая чародейка. Большие изменения наблюдаются в природе нашей средней полосы России. Все больше и больше выдается солнечных дней. Частые мартовские оттепели дали возможность лосям кормиться корой осины, рябины, ивы. В морозы кора настолько промерзала, что не поддавалась даже прочным, как долото, резцам сохатых, а сейчас лоси лакомятся этим горьким «деликатесом». К весне в коре скопилось много питательных веществ и витаминов. Доступнее стали лесным великанам и верхушки вечнозеленой брусники: снег осел, и из-под него легче щипать листочки дикой ягоды. Траву они захватывают хорошо развитыми резцами нижней челюсти, прижимая к твердому валику на небе, движением головы обрывая растения. На крупных коренных зубах имеются складки эмали, облегчающие перетирание твердой пищи.

Работа с рисунком 133 учебника на странице 123.

Появились первые бельчата. В беличьем гнезде тепло и уютно. Правда у родителей подошли к концу запасы продовольствия, но о белках еще зимой «позаботились» клесты. Пируя на ветках елей, эти яркоокрашенные птицы, успевали ошелушить примерно одну третью часть шишки, после чего беспечно роняли ее в снег и принимались за новую. Стоит белке спуститься вниз, как она тут же найдет шишку, почти полную семян.

Весна уже в полном разгаре, а есть зверьки, которые только еще пробуждаются после зимней спячки. Они мало известны, поскольку ведут ночной образ жизни, да и спят шесть-семь месяцев в году. Название этих животных – сони. Несмотря на малые размеры, соня отличается чрезмерной кровожадностью. За одну ночь она может съесть несколько мышей или мелких птичек. Зимнюю спячку сони проводят в теплом гнезде по несколько штук, прижавшись друг к дружке. Если одна из них проснется раньше других, то без всякого зазрения совести одну за другой съедает всех спящих.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. КАК ПИТАЮТСЯ ЛОСИ, БЕЛКИ СОНИ?

По рисунку 133 найдите изображение их зубов. Свой ответ поясните.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТИ РИСУНКИ?

ЛЕТО. НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ЛЕТА. Видеофрагмент «ЛЕТО».

Прекрасное время года во всех уголках нашей страны от самого побережья Северного Ледовитого океана до берегов Черного моря.

Лето в разгаре, но иногда на зеленой траве видны желтые или красные листочки, весточки осени. Поэтому уже сейчас все животные стараются набраться сил, сделать зимние запасы. Повсюду обилие корма. Богатый урожай ягод позволяет временно переключиться на вегетарианский стол таким закоренелым хищникам-мясоедам, как соболь, кyница, не говоря уже о медведе, который блаженствует на ягодном рационе.

В августе голод не угрожает животным. Помимо обилия ягод, в тайге поспевает другой лакомый корм – кедровые орехи. Начинается лесное пиршество. Кого только не встретишь сейчас в кедровнике. Тут и белки, и бурундуки, и различные мышевидные грызуны; слетаются кедровки и дятлы. Вкусные орешки привлекают и солидных обитателей тайги – кабанов и медведей.

Лишь волк не признает никакой замены. Ему подавай мясо. Волчата уже подросли, но от логова ни на шаг. Много пищи требует волчий выводок. Волки хищники, у них хорошо развиты зубы: крупные остроконечные клыки, первые коренные на нижней челюсти – большие, имеют острые вершины и называются хищными зубами. Они служат для разгрызания костей и сухожилий.

С заходом солнца, когда на землю опускаются теплые сумерки, в воздухе появляются таинственные тени, летучие мыши. Даже в полной темноте они совершают крутые виражи, не задевая за сучья деревьев. Днем летучие мыши прячутся в пещерах, дуплах, чердаках домов. Живут колониями. На охоту вылетают в сумерках и ночью. Добывают различных насекомых налету. У них хорошо развита эхолокация.

Летучие мыши – активные охотники. За час они съедают не менее 600-650 различных бабочек, жуков, двукрылых. Они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, их необходимо охранять.

В прудах, озерах на водных растениях обитает моллюск – большой прудовик. Он ползет по растению и соскабливает мягкие части растения. У него во рту, на особом подвижном выросте, напоминающем язык, имеется терка с роговыми зубчиками.

Синий кит самое крупное животное, когда-либо жившее на Земле (длина до 33 метров, масса до 150т). Своеобразное строение имеет цедильный аппарат усатых китов. На верхней челюсти развиваются роговые пластины китового уса, на расстоянии 1 см друг от друга. Внутренний край каждой роговой пластины размочален. Вместе все пластины образуют цедильный аппарат. Рот кита широко открывается. Нижней ковшеобразной челюстью кит захватывает огромное количество мелких рачков и мощным языком отцеживает их, выталкивая воду наружу через цедильный аппарат.

Самый крупный из грызунов нашей республики – речной бобр. Обитает он в небольших лесных речках с медленно текущей водой и древесной растительностью по берегам. Бобры живут небольшими колониями, жилищем им служат хатки. В местах поселения бобры устраивают плотины, поддерживая постоянный уровень воды. Поедают разнообразный растительный корм. Хорошо развитые у них резцы обладают важной особенностью: передняя их поверхность покрыта прочной эмалью, поэтому твердой пищей они сзади стачиваются быстрее, чем спереди, и остаются всегда острыми. Резцы постоянно растут. Клыков нет, поэтому между резцами и коренными – пустое прострaнcтво. Коренные зубы имеют плоскую поверхность.

Бабочки привлекают внимание больше других своей окраской, подвижностью и разнообразием. В летний солнечный день на лугах, на полях, в садах и цветниках одновременно можно увидеть десятки бабочек различных видов. Бабочки питаются нектаром, соком деревьев. Ротовой аппарат у бабочек сосущий – это свернутый в спираль хоботок.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

С КАКИМИ ЖИВОТНЫМИ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?

КАКИЕ ОРГАНЫ ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ПИЩИ?

ЕЕ ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ?

Откройте рисунки № 1. Поработаем с ними.

ЯЗЫК «ТЕРКА» У кого? Для чего он служит?

ХОБОТОК. У кого? Для чего служит?

ЦЕДИЛЬНЫЙ АППАРАТ У кого? Для чего служит?

Работа с рисунком 133 на странице 123.

КАКОЕ СТРОЕНИЕ ИМЕЮТ ЗУБЫ БОБРА, ВОЛКА?

По рисункам 135, 136 и 137 расскажите о способах питания бабочки, большого прудовика, кита.

ОСЕНЬ. НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. Видеофрагмент «ОСЕНЬ».

Вот и прошло лето. Как всегда долгожданное, пролетает оно как-то быстро и очень незаметно. Сильно поубавился день, начинаются хаpaктерные для осени резкие суточные колебания температур. Изменила свой облик природа. Повсюду стоят свежие стога. В природе начинается период увядания.

В огромные стаи сбились скворцы и грачи. В крикливой компании старики и подросшая молодежь имеют теперь равные права. И грачи, и скворцы держатся пока на полях. Но если первые собирают на стерне опавшие зерна, то вторые по-прежнему добывают главным образом насекомых.

А большие синицы не улетают на юг. Круглый год они уничтожают массу вредителей. Во время выкармливания птенцов самец с самкой за день совершают 400-500 вылетов, принося в гнездо до тысячи насекомых. Свое доброе дело они продолжают и зимой. Их веселые стайки кочуют по приусадебным участкам. Уже сейчас надо насушить арбузных и тыквенных семян, запастись подсолнухами, чтобы было чем угостить в зимнюю пору этих полезных и доверчивых птиц.

Бобры валят прибрежные деревья, перегрызая их крепкими как сталь резцами на чурки весом 5-7 кг и сплавляют в свои норы или хатки. Рачительные хозяева деловито и без спешки готовятся к затяжному зимнему сезону. Правда, бывает, что они успевают переплавить лишь незначительную часть заготовленных кормов. Стоит бобру завалить осину, - тут как тут лоси и зайцы-беляки. Уж больно они охочи до лакомой пищи.

Приступили к заготовке кормов и белки. Особенно их привлекает богатый урожай орехов и грибов.

Зайцы-русаки после уборки подсолнечника и кукурузы перемещают свои дневки в заросшие балки и овраги. Основные места их кормежки – жнивье, где зверьки выбирают зерно из оставшихся колосков.

ВИДЕОФРАГМЕНТ «ХОМЯКИ», «МЫШКОВАНИЕ ЛИСЫ».

С первым снегом вышла в поле на мышкование лисица. Ее акробатическим прыжкам может позавидовать любой спортсмен. Охотится лиса азapтно, самозабвенно, теряя при этом всякую осторожность. Писк ничтожной мыши волнует ее больше, чем другие звуки.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

ЧЕМ ПИТАЮТСЯ ХОМЯКИ?

ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ?

КАК МЫШКУЕТ ЛИСА?

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОСЕНЬЮ?

ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЖИВОТНЫЕ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ КОРМА?

Работа с рисунком 133 страница 123.

Найдите зубы белки, хомяка, зайца-русака.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТИ РИСУНКИ?

ЗИМА. НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ЗИМЫ. Видеофрагмент «ЗИМА».

Наступили самые короткие дни в году и длинные, холодные ночи. Все живое стремится укрыться, переждать долгие ночи, метели и морозы.

Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нем замерла до будущей весны. Но вот с вершины дерева раздается мелодичное посвистывание. Сквозь гoлые ветки нетрудно разглядеть красные и серые пушистые шарики. Это зимняя смена пернатых – снегири. Без этих птиц трудно представить зимнюю картину нашего леса.

Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, во время кормежки различными семенами и ягодами эти птицы проявляют исключительную ловкость, подвешиваясь в замысловатых позах к самым тонким веточкам. Снегири – пернатые полярники. С северных широт, из тайги прилетают к нам на зиму. Зимой снегири клюют семена трав, а также крылатки ясеня и ягоды рябины и калины. Сами ягоды снегирям не нужны, они выклевывают семена, а мякоть раскидывают по сторонам.

Над лесными полянами кружат метели, а в кротовьем подземелье жизнь не замирает. Три раза в сутки – утром, в полдень и вечером крот резво пробегает по жилым галереям, направляясь к кормовым норам – ловушкам. Там его ожидает очередной трофей – дождевой червь, личинки насекомых. Зимой зверек живет не так сытно, поэтому он делает запасы на зиму.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

С КАКИМИ ЖИВЫОТНЫМИ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?

КАК И ЧЕМ ОНИ ПИТАЮТСЯ ЗИМОЙ?

Откройте рисунки № 2. КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗДЕСЬ ИЗОБРАЖЕНЫ?

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ О НИХ РАССКАЗАТЬ?.

Самая яркая встреча поздней осенью с птицами. Они вокруг человека – в садах, парках, на улицах. По теплу они в лесу, а с наступлением холодов перебираются ближе к жилью

У вас было задание. КАКИХ ПТИЦ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ СЕЙЧАС В ГОРОДЕ?

ПРОВЕСТИ НАБЛЮДЕНИЕ.

СЛУШАЕМ НЕСКОЛЬКО РАССКАЗОВ РЕБЯТ.

КАКОЙ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД ИЗ ВАШИХ НАБЛЮДЕНИЙ? (трудно и голодно птицам в холодное время).

ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ? – напишите дома небольшой рассказ.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПИЩА ЖИВОТНЫМ?

Работа с рисунком учебника страница 126.

Вот и закончилось наше путешествие по сезонам года. Подведем итог урока.

Животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Непереварившиеся остатки пищи из организма удаляются. Питательные вещества расходуются на построение тела и получение энергии. Чем больше двигается животное, тем ему больше нужно пищи. Животные приспособились добывать себе пищу в разные сезоны года, некоторые из них делают запасы.

ПРИЛОЖЕНИЯ (у автора)

  1. Рисунки № 1, № 2.
  2. Видеофрагменты: -«ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА», «ХОМЯКИ», «МЫШКОВАНИЕ ЛИСЫ».
  3. Рисунки: лось, волк, летучая мышь, большой прудовик, синий кит, бобр, скворцы. Грачи, синицы, заяц, лиса, снегири.
  4. Чучела: белка, клест, соня, бурундук, крот.
  5. Коллекция «бабочки».



Комментарии:

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

04 12 2025 17:16:30

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК


    Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

      Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

03 12 2025 20:45:38

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

02 12 2025 13:23:29

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

01 12 2025 10:20:13

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

30 11 2025 11:18:49

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

29 11 2025 6:13:29

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

28 11 2025 2:35:42

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

27 11 2025 11:16:52

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

26 11 2025 23:41:25

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

25 11 2025 5:14:25

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

24 11 2025 5:19:51

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

23 11 2025 20:29:58

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

22 11 2025 3:42:18

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

21 11 2025 9:10:54

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

20 11 2025 6:48:24

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

19 11 2025 18:43:27

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

18 11 2025 20:56:53

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

17 11 2025 23:41:39

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

      Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

16 11 2025 14:48:58

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

      Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

15 11 2025 0:56:45

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

14 11 2025 13:40:13

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

13 11 2025 15:11:44

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

12 11 2025 15:17:12

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

11 11 2025 11:52:42

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

10 11 2025 20:16:18

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"


    Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

      Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

09 11 2025 2:57:51

Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны


    Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны

      При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....

08 11 2025 23:20:45

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"


    Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

      Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

07 11 2025 23:18:42

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

06 11 2025 4:35:25

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

05 11 2025 3:51:21

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

04 11 2025 10:34:54

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

03 11 2025 1:25:58

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

02 11 2025 2:36:27

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

01 11 2025 18:47:33

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

31 10 2025 10:30:15

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс


    Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

      Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

30 10 2025 4:42:18

Покровная ткань растений: особенности строения и функции

Покровная ткань растений: особенности строения и функции Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....

29 10 2025 0:18:11

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

28 10 2025 23:53:16

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях


    Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

      Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

27 10 2025 5:35:22

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

26 10 2025 6:28:51

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

25 10 2025 9:15:57

Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс


    Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс

      На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....

24 10 2025 3:21:32

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

23 10 2025 1:35:33

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

22 10 2025 0:49:25

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

21 10 2025 17:35:46

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

20 10 2025 14:29:55

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

19 10 2025 21:18:19

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

18 10 2025 20:15:18

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

17 10 2025 13:23:33

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс


    Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

16 10 2025 14:51:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::