Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с питанием разных видов животных.
  2. Выяснить приспособления животных к разному питанию, особенности строения органов пищеварения, изменения кормовой базы по сезонам года.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Рисунки животных: лось, волк, летучая мышь, большой прудовик, синий кит, бобр, скворцы, грачи, синицы, заяц, лиса, снегири.
  • Чучела: белка, клест, соня, крот.
  • Коллекция: бабочки.
  • Видеофрагменты «Хомяки», «Охота лисы», «Весна», «»Лето», «Осень», «Зима».
  • Раздаточный материал: рисунки № 1, № 2..

I. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 35 – читать, задание страница 125,

Мини сочинение «Моя помощь птицам».

П. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Устный опрос:

- Питание растения. Какие органы растения участвуют в его питании?

- Строение клеток зеленого листа.

- Роль корня в питание растения.

Диктант (проверка знания основных терминов и понятий).

  1. Растения содержат зеленое красящее вещество - …
  2. Хлорофилл образуется только на свету …
  3. Хлорофилл находится в ….
  4. В процессе фотосинтеза в клетки поступают …
  5. В процессе фотосинтеза образуются ….

Ш. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с питанием живых организмов. Мы знаем как питаются растения – они сами создают себе пищу. А сегодня мы будем говорить о животных. В отличие от растений они питаются готовой пищей. Пища у разных животных разная, у них существует много различных приспособлений для добычи и переваривания пищи. Вот об этом мы сегодня с вами будем говорить.

Сегодня мы совершим путешествие по сезонам года. ПОЧЕМУ ?

В ходе путешествия мы познакомимся с питанием разных животных, приспособлениями для добычи и усвоения пищи.

ТЕМА НАШЕГО УРОКА «КАК ПИТАЮТСЯ РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» (запись в тетрадь).

Начнем наше путешествие.

ВЕСНА. КАК ВЫ УЗНАЕТЕ ВЕСНУ? Видеофрагмент «ВЕСНА».

С каждым днем весна продвигается все дальше на север. С неохотой сдает свои позиции белая чародейка. Большие изменения наблюдаются в природе нашей средней полосы России. Все больше и больше выдается солнечных дней. Частые мартовские оттепели дали возможность лосям кормиться корой осины, рябины, ивы. В морозы кора настолько промерзала, что не поддавалась даже прочным, как долото, резцам сохатых, а сейчас лоси лакомятся этим горьким «деликатесом». К весне в коре скопилось много питательных веществ и витаминов. Доступнее стали лесным великанам и верхушки вечнозеленой брусники: снег осел, и из-под него легче щипать листочки дикой ягоды. Траву они захватывают хорошо развитыми резцами нижней челюсти, прижимая к твердому валику на небе, движением головы обрывая растения. На крупных коренных зубах имеются складки эмали, облегчающие перетирание твердой пищи.

Работа с рисунком 133 учебника на странице 123.

Появились первые бельчата. В беличьем гнезде тепло и уютно. Правда у родителей подошли к концу запасы продовольствия, но о белках еще зимой «позаботились» клесты. Пируя на ветках елей, эти яркоокрашенные птицы, успевали ошелушить примерно одну третью часть шишки, после чего беспечно роняли ее в снег и принимались за новую. Стоит белке спуститься вниз, как она тут же найдет шишку, почти полную семян.

Весна уже в полном разгаре, а есть зверьки, которые только еще пробуждаются после зимней спячки. Они мало известны, поскольку ведут ночной образ жизни, да и спят шесть-семь месяцев в году. Название этих животных – сони. Несмотря на малые размеры, соня отличается чрезмерной кровожадностью. За одну ночь она может съесть несколько мышей или мелких птичек. Зимнюю спячку сони проводят в теплом гнезде по несколько штук, прижавшись друг к дружке. Если одна из них проснется раньше других, то без всякого зазрения совести одну за другой съедает всех спящих.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. КАК ПИТАЮТСЯ ЛОСИ, БЕЛКИ СОНИ?

По рисунку 133 найдите изображение их зубов. Свой ответ поясните.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТИ РИСУНКИ?

ЛЕТО. НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ЛЕТА. Видеофрагмент «ЛЕТО».

Прекрасное время года во всех уголках нашей страны от самого побережья Северного Ледовитого океана до берегов Черного моря.

Лето в разгаре, но иногда на зеленой траве видны желтые или красные листочки, весточки осени. Поэтому уже сейчас все животные стараются набраться сил, сделать зимние запасы. Повсюду обилие корма. Богатый урожай ягод позволяет временно переключиться на вегетарианский стол таким закоренелым хищникам-мясоедам, как соболь, кyница, не говоря уже о медведе, который блаженствует на ягодном рационе.

В августе голод не угрожает животным. Помимо обилия ягод, в тайге поспевает другой лакомый корм – кедровые орехи. Начинается лесное пиршество. Кого только не встретишь сейчас в кедровнике. Тут и белки, и бурундуки, и различные мышевидные грызуны; слетаются кедровки и дятлы. Вкусные орешки привлекают и солидных обитателей тайги – кабанов и медведей.

Лишь волк не признает никакой замены. Ему подавай мясо. Волчата уже подросли, но от логова ни на шаг. Много пищи требует волчий выводок. Волки хищники, у них хорошо развиты зубы: крупные остроконечные клыки, первые коренные на нижней челюсти – большие, имеют острые вершины и называются хищными зубами. Они служат для разгрызания костей и сухожилий.

С заходом солнца, когда на землю опускаются теплые сумерки, в воздухе появляются таинственные тени, летучие мыши. Даже в полной темноте они совершают крутые виражи, не задевая за сучья деревьев. Днем летучие мыши прячутся в пещерах, дуплах, чердаках домов. Живут колониями. На охоту вылетают в сумерках и ночью. Добывают различных насекомых налету. У них хорошо развита эхолокация.

Летучие мыши – активные охотники. За час они съедают не менее 600-650 различных бабочек, жуков, двукрылых. Они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, их необходимо охранять.

В прудах, озерах на водных растениях обитает моллюск – большой прудовик. Он ползет по растению и соскабливает мягкие части растения. У него во рту, на особом подвижном выросте, напоминающем язык, имеется терка с роговыми зубчиками.

Синий кит самое крупное животное, когда-либо жившее на Земле (длина до 33 метров, масса до 150т). Своеобразное строение имеет цедильный аппарат усатых китов. На верхней челюсти развиваются роговые пластины китового уса, на расстоянии 1 см друг от друга. Внутренний край каждой роговой пластины размочален. Вместе все пластины образуют цедильный аппарат. Рот кита широко открывается. Нижней ковшеобразной челюстью кит захватывает огромное количество мелких рачков и мощным языком отцеживает их, выталкивая воду наружу через цедильный аппарат.

Самый крупный из грызунов нашей республики – речной бобр. Обитает он в небольших лесных речках с медленно текущей водой и древесной растительностью по берегам. Бобры живут небольшими колониями, жилищем им служат хатки. В местах поселения бобры устраивают плотины, поддерживая постоянный уровень воды. Поедают разнообразный растительный корм. Хорошо развитые у них резцы обладают важной особенностью: передняя их поверхность покрыта прочной эмалью, поэтому твердой пищей они сзади стачиваются быстрее, чем спереди, и остаются всегда острыми. Резцы постоянно растут. Клыков нет, поэтому между резцами и коренными – пустое прострaнcтво. Коренные зубы имеют плоскую поверхность.

Бабочки привлекают внимание больше других своей окраской, подвижностью и разнообразием. В летний солнечный день на лугах, на полях, в садах и цветниках одновременно можно увидеть десятки бабочек различных видов. Бабочки питаются нектаром, соком деревьев. Ротовой аппарат у бабочек сосущий – это свернутый в спираль хоботок.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

С КАКИМИ ЖИВОТНЫМИ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?

КАКИЕ ОРГАНЫ ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ПИЩИ?

ЕЕ ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ?

Откройте рисунки № 1. Поработаем с ними.

ЯЗЫК «ТЕРКА» У кого? Для чего он служит?

ХОБОТОК. У кого? Для чего служит?

ЦЕДИЛЬНЫЙ АППАРАТ У кого? Для чего служит?

Работа с рисунком 133 на странице 123.

КАКОЕ СТРОЕНИЕ ИМЕЮТ ЗУБЫ БОБРА, ВОЛКА?

По рисункам 135, 136 и 137 расскажите о способах питания бабочки, большого прудовика, кита.

ОСЕНЬ. НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. Видеофрагмент «ОСЕНЬ».

Вот и прошло лето. Как всегда долгожданное, пролетает оно как-то быстро и очень незаметно. Сильно поубавился день, начинаются хаpaктерные для осени резкие суточные колебания температур. Изменила свой облик природа. Повсюду стоят свежие стога. В природе начинается период увядания.

В огромные стаи сбились скворцы и грачи. В крикливой компании старики и подросшая молодежь имеют теперь равные права. И грачи, и скворцы держатся пока на полях. Но если первые собирают на стерне опавшие зерна, то вторые по-прежнему добывают главным образом насекомых.

А большие синицы не улетают на юг. Круглый год они уничтожают массу вредителей. Во время выкармливания птенцов самец с самкой за день совершают 400-500 вылетов, принося в гнездо до тысячи насекомых. Свое доброе дело они продолжают и зимой. Их веселые стайки кочуют по приусадебным участкам. Уже сейчас надо насушить арбузных и тыквенных семян, запастись подсолнухами, чтобы было чем угостить в зимнюю пору этих полезных и доверчивых птиц.

Бобры валят прибрежные деревья, перегрызая их крепкими как сталь резцами на чурки весом 5-7 кг и сплавляют в свои норы или хатки. Рачительные хозяева деловито и без спешки готовятся к затяжному зимнему сезону. Правда, бывает, что они успевают переплавить лишь незначительную часть заготовленных кормов. Стоит бобру завалить осину, - тут как тут лоси и зайцы-беляки. Уж больно они охочи до лакомой пищи.

Приступили к заготовке кормов и белки. Особенно их привлекает богатый урожай орехов и грибов.

Зайцы-русаки после уборки подсолнечника и кукурузы перемещают свои дневки в заросшие балки и овраги. Основные места их кормежки – жнивье, где зверьки выбирают зерно из оставшихся колосков.

ВИДЕОФРАГМЕНТ «ХОМЯКИ», «МЫШКОВАНИЕ ЛИСЫ».

С первым снегом вышла в поле на мышкование лисица. Ее акробатическим прыжкам может позавидовать любой спортсмен. Охотится лиса азapтно, самозабвенно, теряя при этом всякую осторожность. Писк ничтожной мыши волнует ее больше, чем другие звуки.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

ЧЕМ ПИТАЮТСЯ ХОМЯКИ?

ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ?

КАК МЫШКУЕТ ЛИСА?

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОСЕНЬЮ?

ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЖИВОТНЫЕ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ КОРМА?

Работа с рисунком 133 страница 123.

Найдите зубы белки, хомяка, зайца-русака.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТИ РИСУНКИ?

ЗИМА. НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ЗИМЫ. Видеофрагмент «ЗИМА».

Наступили самые короткие дни в году и длинные, холодные ночи. Все живое стремится укрыться, переждать долгие ночи, метели и морозы.

Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нем замерла до будущей весны. Но вот с вершины дерева раздается мелодичное посвистывание. Сквозь гoлые ветки нетрудно разглядеть красные и серые пушистые шарики. Это зимняя смена пернатых – снегири. Без этих птиц трудно представить зимнюю картину нашего леса.

Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, во время кормежки различными семенами и ягодами эти птицы проявляют исключительную ловкость, подвешиваясь в замысловатых позах к самым тонким веточкам. Снегири – пернатые полярники. С северных широт, из тайги прилетают к нам на зиму. Зимой снегири клюют семена трав, а также крылатки ясеня и ягоды рябины и калины. Сами ягоды снегирям не нужны, они выклевывают семена, а мякоть раскидывают по сторонам.

Над лесными полянами кружат метели, а в кротовьем подземелье жизнь не замирает. Три раза в сутки – утром, в полдень и вечером крот резво пробегает по жилым галереям, направляясь к кормовым норам – ловушкам. Там его ожидает очередной трофей – дождевой червь, личинки насекомых. Зимой зверек живет не так сытно, поэтому он делает запасы на зиму.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

С КАКИМИ ЖИВЫОТНЫМИ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?

КАК И ЧЕМ ОНИ ПИТАЮТСЯ ЗИМОЙ?

Откройте рисунки № 2. КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗДЕСЬ ИЗОБРАЖЕНЫ?

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ О НИХ РАССКАЗАТЬ?.

Самая яркая встреча поздней осенью с птицами. Они вокруг человека – в садах, парках, на улицах. По теплу они в лесу, а с наступлением холодов перебираются ближе к жилью

У вас было задание. КАКИХ ПТИЦ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ СЕЙЧАС В ГОРОДЕ?

ПРОВЕСТИ НАБЛЮДЕНИЕ.

СЛУШАЕМ НЕСКОЛЬКО РАССКАЗОВ РЕБЯТ.

КАКОЙ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД ИЗ ВАШИХ НАБЛЮДЕНИЙ? (трудно и голодно птицам в холодное время).

ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ? – напишите дома небольшой рассказ.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПИЩА ЖИВОТНЫМ?

Работа с рисунком учебника страница 126.

Вот и закончилось наше путешествие по сезонам года. Подведем итог урока.

Животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Непереварившиеся остатки пищи из организма удаляются. Питательные вещества расходуются на построение тела и получение энергии. Чем больше двигается животное, тем ему больше нужно пищи. Животные приспособились добывать себе пищу в разные сезоны года, некоторые из них делают запасы.

ПРИЛОЖЕНИЯ (у автора)

  1. Рисунки № 1, № 2.
  2. Видеофрагменты: -«ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА», «ХОМЯКИ», «МЫШКОВАНИЕ ЛИСЫ».
  3. Рисунки: лось, волк, летучая мышь, большой прудовик, синий кит, бобр, скворцы. Грачи, синицы, заяц, лиса, снегири.
  4. Чучела: белка, клест, соня, бурундук, крот.
  5. Коллекция «бабочки».


Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

15 05 2022 0:32:43

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

14 05 2022 23:39:52

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

13 05 2022 9:58:31

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

12 05 2022 0:13:14

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

11 05 2022 17:26:26

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

10 05 2022 21:57:59

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

09 05 2022 11:53:29

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

08 05 2022 0:20:34

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

07 05 2022 6:16:54

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

06 05 2022 0:56:18

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

05 05 2022 12:54:45

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

      Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

04 05 2022 6:16:31

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

03 05 2022 2:52:32

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

02 05 2022 0:26:39

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

01 05 2022 18:26:27

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

30 04 2022 11:44:29

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

29 04 2022 6:30:26

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

28 04 2022 6:18:23

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

27 04 2022 19:50:55

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

26 04 2022 1:49:37

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

25 04 2022 15:17:56

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

      Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

24 04 2022 5:34:25

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

23 04 2022 5:37:24

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"


    Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

      Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

22 04 2022 22:22:50

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

21 04 2022 3:12:33

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

20 04 2022 7:45:20

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

      Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

19 04 2022 21:58:31

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

18 04 2022 17:37:45

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

17 04 2022 19:49:24

Головоногие моллюски


    Головоногие моллюски

      Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

16 04 2022 21:49:35

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

15 04 2022 5:29:12

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

14 04 2022 17:43:55

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

13 04 2022 19:52:42

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

12 04 2022 20:26:42

Заболевания органов дыхания, их предупреждение


    Заболевания органов дыхания, их предупреждение

      Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

11 04 2022 7:31:43

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Общий обзор организма человека: органы и ткани Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

10 04 2022 14:54:51

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

09 04 2022 19:44:17

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

08 04 2022 21:23:40

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

07 04 2022 10:16:23

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

06 04 2022 19:37:47

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"


    Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

      Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

05 04 2022 20:42:35

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

04 04 2022 0:18:58

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

03 04 2022 6:21:11

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

02 04 2022 9:58:50

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

01 04 2022 5:12:49

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

31 03 2022 23:10:37

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

30 03 2022 20:44:53

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

29 03 2022 16:52:23

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

28 03 2022 14:29:11

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

27 03 2022 1:49:40

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::