Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

Источник - https://dostavka-byketov.ru Доставка цветов и букетов в Закаменске.

Базовый учебник: «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р., издательство «Дрофа», 2014 год.

Цель урока: изучение  особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок.

Задачи урока:

  • обучающие: выяснить особенности  работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц.
  • развивающие: развивать умения работать самостоятельно в паре, группе; развивать умения сравнивать, видеть проблему и ее решать,  анализировать влияние статической и динамической работы на утомление мышц, делать выводы.
  • воспитательные: формировать культуру общения, чувство сотрудничества и взаимопомощи, стимулировать интерес к поиску знаний в различных источниках, воспитать осознанное отношение к  собственному здоровью.

Тип урока: урок введения нового материала с использованием  ИКТ, здоровьесберегающих технологий   и самостоятельной деятельности учащихся.

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Методы работы: Частично-поисковый.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интеpaктивная доска, гантели или набивные мячи, секундомеры, маркеры, ватман.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Технологическая карта урока

Дидактический этап урока

Методы и методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты обучения

предметные

УУД

Организация класса.

 2 мин.

 

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас необычный урок – открытый урок. К нам пришли гости, повернитесь, улыбнитесь и поприветствуйте гостей.
Прошу садиться.
- Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует...... Благодарю.
- Все готовы к уроку. Поднимите, покажите  ручку и тетрадь, учебник и дневник.
- Каждый из вас отличный ученик.

Валеоминутка:
Ребята ,закройте глаза и произносите вслед за мной – Я все знаю, все умею и я все преодолею.

Молодцы! На работу настроились.

- Работать мы сегодня будем индивидуально, в парах и группами. Оцениваться будут теоретические знания и выполнение пpaктической работы.

 

ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающемуся.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Стадия «Вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

6 мин.

диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания на классификацию объектов.
Составление кластера.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Учитель сообщает  интересные факты – верю не верю
(проблема = вопрос, Решение = открытие знаний
С удивлением учитель говорит – Ребята, встретила недавно такую информацию -  атлет – супертяжеловес смог выжать штангу весом около 3 тонн. Предположим, он атлет, но такой вес..... А вот ёще один факт – В Интернете встретила запись на стене, что женщина, спасая ребенка, подняла плиту, которую потом еле сдвинули тpaктором.
Верится во всё это с трудом.
 Работая в парах, сравните эти факты.  
 - Да - нет - сомневаюсь
Что вас удивляет? Какой возникает вопрос?
 Как вы думаете, какую  тему урока мы будем изучать?
На доске фиксирую да - ? нет-? сомневаюсь -?
Предлагает ученикам сформулировать тему урока.
Организует обсуждение по выбору наиболее удачной формулировки
Напишите в тетради тему сегодняшнего урока.

 

Обсуждают в парах информацию. Предлагают тему урока тему, ставят цели и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Составляют кластер на ватмане.

Записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.

 

 

НАУЧАТСЯ:
классифицировать, сравнивать биологические объекты.
ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
обобщают знания о свойствах и видах мышц.

Личностные: выражатьположительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; считаться с мнением другого человека.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: воспроизводитьпо памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания; сравниватьразличные объекты; сопоставлять хаpaктеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; классифицироватьобъекты (объединять в группы по существенному признаку) ; выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; уметь составлять схемы
Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания.

Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки.
Изучив тему, мы найдем ответ на многие вопросы. Разрешим сомнения.
Записывает число и тему урока на доске.
Слайд № 1. – тема урока
Чтобы лучше ориентироваться в новом материале, предлагаю вспомнить всё, что вы уже  знаете о мышцах.
Свои знания структурируйте, оформив их кластером.
Для этого на столе у вас ватман, маркеры, а за столом умные головы и  3 минуты на выполнение задания.

Задание 1: составить кластер -  мышцы.
Предлагает обучающимся вспомнить всё, что они знают о мышцах. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Слайд № 2 – схема кластера

Вслух произносят отличия мышц, самостоятельно пишут на ватмане. - Слушают друг друга, аргументируют свои мнения.

Спустя 3 минуты после этой работы, учитель просит продемонстрировать группы свои кластеры. Одну группу дать пояснения

Подошло время показать вам свои кластеры.
Молодцы! Посмотрите, что получилось у меня. Если считаете нужным дополните свой кластер. На слайде свой кластер. Слайд № 3.

Слайд 4 -

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА
- Мы повторили с вами - какие бывают мышцы, группы мышц. Давайте их разомнем.

Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед гpyдью, рывки в стороны).

Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

Молодцы! Продолжаем работу.

Смотрят на кластер учителя, сравнивают со своим, оценивают правильность своей работы.
Выполняют физминутку.

Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.
25  мин.

Рассказ учителя.
Наводящая беседа.
Определение главной мысли услышанного рассказа.

Слайд 5
Работая с текстом учебника стр 122-124, найди ответы  на вопросы 
- Каким образом мышцы производят работу? Как работают мышцы – сгибатели и мышцы разгибатели? – 1 группа стр 122 - 123
- Какая работа называется динамической, какая статической? Какая работа совершается при удержании груза? - 2 группа стр.122 - 123
- Какая система управляет работой мышц? От чего зависит скорость утомления мышц? Стр.123–124
5 минут
Давайте посмотрим правильны ли ваши суждения.
Видеофрагмент. 2 мин
Как вы услышали ваши ответы были верными. Молодцы!
  
Слайд 6
Обращение к классу: мы второй урок изучаем мышечную систему, смогли  узнать много новой информации. Теперь у вас есть возможность проверить и расширить свои знания на пpaктике, выполняя лабораторную работу «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». Инструктаж по т/б. Подпись в журнале. Приступайте к выполнению работы. 

Техника безопасности.
1. Точно выполнять все указания учителя (действовать в соответствии с алгоритмом, указанным в  инструктивной карточке).
2. Соблюдать осторожность при работе с тяжелыми предметами.
3. Не подходить близко к испытуемому во время опыта во избежание падения груза.
4. В случае возникновения проблем во время выполнения работы немедленно сообщить учителю.

Работаем в трех группах, результаты записываем в таблицу на доске, выводим среднее арифметическое значение показателей. На столах информационные карточки (приложение № 1), инструктаж по технике безопасности.  

Слайд 7
Алгоритм выполнения работы.

Инструктаж по технике безопасности.

Запись темы лабораторной работы.

Опыт 1. Оформление работы.

Опыт 2. Выводы. Презентация выводов.

Слайд 8, 9, 10 – л/р

 Вернемся к фактам, которые вы услышали в начале урока. Миф это или реальность? Ваше мнение изменилось в ходе работы?

Слайд 11. Мышцы  людей способны развивать фантастические усилия.
Атлет – тяжеловес смог выжать штангу весом 28 44 кг.

Во время землетрясения в Японии мать вытащила ребенка из-под завала, поняв гoлыми руками бетонную плиту, которую потом смогли сдвинуть лишь краном.

Читают текст учебника, отвечают на вопросы.

 

 

Просматривают видеофрагмент. Указывают правильны ли суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях для л/р число, тему, знакомятся с инструкцией. Выполняют лабораторную работу.
Анализируют информацию.
Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

НАУЧАТСЯ:
хаpaктеризовать особенности  статической и динамической работы, признаки утомления мышц.

Личностные: восприниматьречь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающемуся;
выражатьположительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; считаться с мнением другого человека.
Регулятивные: удерживатьцель деятельности до получения её результата.
Познавательные: воспроизводитьпо памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выявлятьособенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания; сравниватьразличные объекты; сопоставлять хаpaктеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; уметь выбирать ключевые слова и критически осмысливать информацию; проведение аналогии.
Коммуникативные: восприниматьречь с учётом поставленной учебной задачи; составлятьнебольшие устные монологические высказывания; умение задавать уточняющие вопросы.

Рефлексия.
5 мин.

 

Обсудить. Выставить оценки за работу на уроке.

Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он узнал много нового.
Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он потрудился с пользой дела.
Поднимите руки те, кто считает, что урок удался.

Валеологическая минутка.
Цель: профилактика заболевания глаз.
Предлагается  закрыть глаза, сосчитать до 15 и поморгать.
Так как у большинства школьников наблюдаются проблемы, связанные со здоровьем ОДС – Искривление позвоночника, плоскостопие, то  соблюдение правил гигиены опopно- двигательной системы  очень важно для сохранения и укрепления здоровья. Вам  предлагается  ознакомиться с требованиями гигиены ОДС и выполнить следующее домашнее задание.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

 

личностные: оцениватьсобственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные: оцениватьрезультаты деятельности (чужой, своей).
Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания.

Проработка терминов.
6 мин.

Решение биологических задач.

Предлагает обучающимся биологические задачи.

После длительной болезни с пocтeльным режимом, человека обычно снова учат ходить. С чем это связано?

Каждому человеку известно, что длительное стояние более утомительно, чем ходьба. Как объяснить данный факт?

Поспорили два ученика. Один из них утверждал, что груз лучше нести без отдыха попеременно правой и левой рукой. Другой говорил, что лучше нести одной правой рукой, а потом отдохнув в течение нескольких десятков секунд, груз снова нести правой рукой. Кто из них прав? Когда скорее восстановится рабочее состояние правой руки: во время отдыха или во время работы левой руки?

Ответ обоснуйте.

 Необходимо систематически заниматься физическими упражнениями.

Необходимо выpaбатывать и поддерживать хорошую осанку.

Необходимо выpaбатывать правильную посадку за рабочим столом.

До 18 лет вредно чрезмерно увлекаться видами спорта, требующими больших силовых нагрузок.

Вредно поднимать и носить большие тяжести.

Нельзя прыгать с высоты на твердую опору.

Вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте – обувь на высоком каблуке.

В любом возрасте полезна утренняя зарядка.

 Устно решают задачи.

НАУЧАТСЯ правильно произносить и писать биологические термины.

Познавательные: работать с текстом учебника, находить в нём необходимую информацию для решения биологических задач.

Домашнее задание.
1 мин.

 

Выучить правила  гигиены ОДС – «3»

Выучить и объяснить  правила, используя материал учебника  глава – «Опора и движение» – «4» и «5» в зависимости от степени выполнения работы.

Решить биологические задачи – 
«3» - 1 задача,
«4» - 2 задачи,
«5» - 3 задачи.

Желаю успешно
выполнить домашнее задание!

Благодарю за урок!

Записывают Д/з

 

 



Комментарии:

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

09 10 2025 8:23:25

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

08 10 2025 14:13:11

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

07 10 2025 21:39:38

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

06 10 2025 1:41:23

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

05 10 2025 19:46:33

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

04 10 2025 23:26:59

В гостях у Красной книги


    В гостях у Красной книги

      Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

03 10 2025 18:24:34

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

02 10 2025 14:16:19

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

01 10 2025 1:13:45

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

30 09 2025 0:49:26

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

29 09 2025 9:40:24

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

28 09 2025 10:58:42

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

27 09 2025 23:54:25

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

      Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

26 09 2025 16:41:41

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

25 09 2025 7:53:50

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

24 09 2025 8:22:11

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

23 09 2025 5:46:35

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

22 09 2025 16:33:59

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

21 09 2025 9:31:30

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

20 09 2025 23:53:54

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

19 09 2025 6:29:25

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

18 09 2025 17:12:50

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

17 09 2025 19:43:47

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

16 09 2025 16:32:24

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии


    Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

      На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

15 09 2025 19:29:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

14 09 2025 20:19:16

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

13 09 2025 16:50:15

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

12 09 2025 3:13:43

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

11 09 2025 11:30:55

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

10 09 2025 1:37:55

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии


    Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

      Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

09 09 2025 13:13:20

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

08 09 2025 7:43:18

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

07 09 2025 3:45:12

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

06 09 2025 1:13:55

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

05 09 2025 21:40:39

Обобщающий урок по теме "Дыхание"


    Обобщающий урок по теме "Дыхание"

      В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

04 09 2025 3:15:28

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

03 09 2025 10:34:23

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

02 09 2025 11:50:30

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

01 09 2025 15:57:31

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

31 08 2025 15:53:12

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

30 08 2025 12:30:48

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс


    Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

      Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

29 08 2025 5:32:57

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс


    Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

      Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

28 08 2025 0:28:58

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

27 08 2025 10:52:25

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

26 08 2025 7:46:28

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

25 08 2025 9:36:59

Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

      Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...

24 08 2025 14:31:49

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

23 08 2025 17:25:52

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

22 08 2025 20:59:48

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

21 08 2025 14:20:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::