Песец – полярный путешественник
Цели занятия:
- Закрепление знаний о приспособленности живых организмов к условиям среды обитания на примере песца – обитателя тундры.
- Получение представлений о сезонном диморфизме, территориальности, миграциях, кочевках; о некоторых пищевых отношениях – хищничество, всеядность, нахлебничество.
- Развитие наблюдательности, умений анализировать информацию, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы.
- Формирование умений вести диалог.
- Формирование бережного отношения к природе.
Оборудование. Карта природных зон планеты и россии, глобус, видеофильм. Самостоятельная работа для учащихся (Приложение 1) Карточки с сообщениями из «справочного бюро» и комментариями, которые будут давать книгочей и песец дымка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний, или почему северный олень не живет в Африке.
Земля имеет шарообразную форму, наклонную ось
вращения. Это обусловливает следующие явления:
неравномерное распределение солнечной радиации
на поверхности планеты и постоянное движение
воздушных масс. Количество тепла уменьшается от
экватора к полюсам. Чередуются сезоны года,
глубина сезонных изменений наиболее проявляется
в высоких широтах. С материка дуют постоянные
сухие ветра, с моря на материк – постоянные
влажные ветры. Эти явления и географические
хаpaктеристики местности – широта и высота над
уровнем моря, – определяют климат местности.
От климата зависит распределение живых
организмов по планете. В настоящее время мы не
встретим жирафа на севере, в Африке живет не
северный олень, а другие его копытные
родственники.
3. Новые знания, которыми с нами
делятся ученые, путешественники и другие
специалисты. Сегодня мы путешествуем на север в
тундру. По словам Питера Фабра: «Тундра
начинается там, где кончаются леса, и
простирается на север до вечных снегов и льдов
Евразии и северной америки». (6)
Посмотрим фильм об этом крае, для кого-то далеком,
а для нас родном и близком. К сожалению, при
перезаписи фильма пропал звук. И нам
предстоит прокомментировать то, что увидим в
фильме.
Просмотр фильма.
4. Обсуждаем, спорим, предполагаем, доказываем. Новые знания, которые добудем сами. Наши помощники – песец Дымка и Книгочей, – застряли в тундре. Их роль предстоит исполнять вам, ребята.
Учащиеся получаю «самостоятельную работу» и карточки с сообщениями помощников.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Задание 1. В портрете песца допиши слова, хаpaктеризующие его внешность.
Песец ростом невелик. Длинно_ _ _ _ _ _ _ _. Длинно_ _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _. Коротко_ _ _ _.
Вопрос учителя. Почему у песца такие особенности внешнего вида?
Ответ учащихся. Во внешности песца все признаки млекопитающего животного.
Ответ. Так как, ученики уже знакомы с понятиями приспособленность и адаптации, предполагаемый ответ: длина шерсти, размеры некоторых частей тела, хаpaктерные для этого животного, не случайны и являются адаптациями песца к условиям, в которых он обитает.
Вопрос. Каковы особенности среды обитания песца? Нам рассказал об этом фильм. О каких природных особенностях тундры вы узнали раньше? Назовите и опишите их.
Ответ. Недостаток тепла. Продолжительная зима. Снег лежит большую часть года. Ветра. Вечная мерзлота. Заболоченная почва. Низкая растительность. Небольшое число видов животных. Полярный день и полярная ночь.
Вопрос. Какая особенность песца, как млекопитающего и какие черты его внешней организации позволяют жить в тундре, в некоторых районах которой средняя годовая температура ниже нуля, а средняя температура самого теплого месяца не больше 10 градусов?
Ответ. Песец, как все млекопитающие, теплокровное животное, поэтому может существовать при низкой температуре среды. При холоде длинная шерсть и пуховой подшерсток сохраняют тепло тела зверя. К зиме густота меха увеличивается.
Вопрос. Что об этом можно узнать в нашем справочном бюро?
Работает справочное бюро. Сегодня в нем дежурит Книгочей, который много прочитал и много знает: «Уточняю! Тепло сохраняет не шуба, а воздух, который задерживается между упругими длинными остевыми и мягкими пуховыми волосами. У некоторых зверей сердцевина остевого волоса пориста. Воздух обладает высокими теплозащитными свойствами, в сравнении с материалом шубы. Вместе они хорошо работают, сохраняя тепло, которое выpaбатывается каждой клеточкой живого организма. Читайте книжки!» (4)
ЧЬИ УШИ ДЛИННЕЕ
Вопрос. Попробуем примерить портрет песца к его близкой родственнице лисице и к его близкому соседу по тундре овцебыку, «покрытому длинной косматой шерстью и густым подшерстком». Кому из них больше подойдет портрет песца?
Ответ. Лисица и песец имеют внешнее сходство по родству. Песца и называют полярной лисицей. Мех богат у каждого из этих животных. Но «архитектура» тела более схожа у песца и овцебыка. У них короткие уши, ноги, морды.
Вопрос. С каким условием среды связаны эти особенности животных?
Ответ. Из предложенных ответов выбирается ответ «с недостатком тепла».
Вопрос. Объясните «укороченность» хвостов, ушей, ног. Вспомните позу человека, загорающего на пляже и оказавшегося не совсем одетым на морозе.
Ответ. Уменьшается потеря тепла зверем.
Вопрос. Выдвинете предположение о длине ушей зайца беляка, живущего на севере и в средней полосе нашей страны. Выдвинете предположение о причинах «покраснения» ушей у кролика, который только что активно погулял.
В СОХРАНЕНИИ ТЕПЛА НЕТ МЕЛОЧЕЙ
Дымка дает совет младшему собрату: «зимой, готовясь к ночлегу, выбери место за бугром, под берегом, за торосом. Там найдешь защиту от пронизывающего ветра. Свернись «калачиком». Накройся хвостом. В сохранении тепла мелочей не бывает. Затянулась пурга? Мороз не спадает? Выкапывай нору в снежном сугробе и оставайся в ней несколько дней подряд. Не высовывай нос наружу. А без еды наш брат может несколько дней обходиться».
Книгочей уточняет: «в таких убежищах температура воздуха всю ночь может держаться – 5, – 2 градуса при морозе снаружи – 50 градусов. Воздух в подснежной норе нагревается не только животным, но и благодаря почвенному теплу. Снег же обладает теплоизолирующим свойством. Об этом хорошо знают глухари и рябчики, зайцы и горностаи».
И ПЯТКИ ОБУТЫ
Вопрос. Зимнее обмундирование зверя это не только шуба, но и рукавицы. Или валенки? У песца вся подошва лап густо покрыта волосами. Как работает это приспособление при передвижении по снегу?
Ответ. Густой мех согревает ноги зверя, защищает от ранений ледяными корками.
Ответ. Лапы – снегоступы увеличивают площадь опоры и уменьшают нагрузку на грунт. Это удобное приспособление, которое помогают зверю передвигаться и по рыхлому снегу, и бегать по скользкому снежному насту и льду.
Дымка: «Про экономию, про экономию не забудьте. Приходилось вам прокладывать тропинку после хорошего снегопада? Из сил выбились? А я на снегоступах легко иду по рыхлому снегу. Не проваливаюсь. И удобно, и энергию сберегаю».
СТАРАЯ ЗАГАДКА С НОВЫМИ ОТВЕТАМИ
Задание 2. Выбери и отметь наиболее походящий по-твоему мнению ответ.
«Летом – серый, зимой – белый» – это загадка про
А) зайца-беляка, песца, копытного лемминга,
Б) зайца-беляка, песца, белого медведя,
В) зайца-беляка, песца, соболя.
Замени «серый» на другой цвет. Каких
животных еще можно назвать, и ответ на эту
загадку будет правильным?
«Сезонный диморфизм» – так называется
природное явление, описанное в детской загадке.
Предложи свою формулировку этого понятия,
объясняющую суть явления. Сравни ее с
формулировкой из словаря.
КТО СЫТ – ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН
Книгочей: «Как много съестного может встретить песец в тундре или на морском берегу! Начинайте перечислять. Вы получили рацион этого хищного зверя. Ученые подсчитали, что рацион песца состоит из более 100 видов животных и более 20 видов растений».
Дымка: «Не думайте, что моя всеядность, обеспечивает мне жизнь беззаботную и сытую. Еда еде рознь. Добрый обед трудом дается».
Задание 3. Правильные ответы на тесты помогут тебе выяснить, какова основная добыча песца и разобраться в причинах его путешествий зимой.
1. Для песца меньше всего хаpaктерно
А) разорение гнезд и питание яйцами, птенцами и
птицами,
Б) ловля и питание рыбой,
В) охота на леммингов и полевок.
2. Охотничьи маршруты песца после выпадения снега пролегают вдоль ручьев и небольших рек
А) потому что в долинах рек меньше дует ветер,
Б) потому что здесь больше всего скапливается
леммингов,
В) потому что песец переходит на питание рыбой.
3. Если зима очень снежная
А) песец остается в тундре,
Б) он покидает тундру и уходит на юг в лесную зону
или на север к белым медведям.
4. Если зима очень снежная песец уходит из тундры
А) потому что основная добыча – лемминги
залегают в спячку,
Б) потому что основная добыча – лемминги
покидают тундру,
В) потому что основную добычу – леммингов
становиться трудно добыть.
НЕ ВСЕ ПЕСЦУ МАСЛЕННИЦА
Задание 4. Ответь на вопросы и заполни кроссворд.
1. Какой «строительный материал» покрывает
крышу зимнего жилища лемминга?
2. Какое природное явление делает эту крышу очень
прочной?
3. Что образуется на крышах всех зимних жилищ в
тундре под действием природного явления?
Сделай вывод, ответив на вопрос: «как эти природные явления сказываются на жизни песца»?
Дымка: «Тут где-то про запас кусочек съестной я спрятал. Но, после такой напасти и его не достанешь».
КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ
Вопрос. Вспомните фильм. Кого сопровождает песец во время зимних путешествий? И почему?
Ответ. Основная добыча – лемминги, – становится недоступной для песца. Всю холодную темную северную зиму песец может следовать по пятам белого медведя. Выходит за гигантом и на морской лед.
Дымка: «Медведь, поймав нерпу, съедает жир. Большую часть мяса оставляет. Вот и мне подкрепление. А то, что «нахлебником» зовут? Так обидой ни сыт, ни жив не будешь».
Книгочей: «А в эту «небылицу» можно поверить? Слышал я, что ты и за волками следом идешь».
Дымка: «Зимой волков и медведей
бояться – не выжить. Мощным хищникам не
составит труда съесть меня. Осторожность!
Удача! И мне достанутся остатки и волчьих трапез.
Можно отправиться в путь и за северными
оленями. Бежать по снегу легко, да не сладко –
лемминги под надежной снежной крышей. И моими
крепкими изогнутыми когтями ее не одолеть. Олени
раскапывают копытами спрессованный плотный
снег. Добираются до ягеля. А тут и моя добыча
бегает. Иногда зимой мы уходим за тысячи
километров от дома».
Задание 5. Как называется путешествие, в которое отправляется песец зимой?
Тебе помогут гласные буквы:
И | А | И | Я |
Как называется более короткое путешествие?
Теперь твои помощники согласные буквы:
К | Ч | В | К |
ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ
Дымка: «Конечно, сытнее мне живется летом. Особенно в лемминговые урожайные годы. Но когда добычи много, и охотников хватает. Да и у самого в такие годы в норе ждет меня десяток, а то и полтора голодных ртов. Только успевай для себя корм добывать, потомство кормить, еще и владения свои охранять».
Вопрос. От кого охраняет песец свои владения?
Ответ. От соседа песца.
Дымка: «Поначалу мы с соседом здорово враждовали. Но установили границы своих участков. Моя территория – моя кормилица. Теперь дpaк не затеваем, не тратим на них сил и здоровья. В отношениях с соседом порядок. При этом некоторые задачи можно решать сообща».
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Задание 6. Прочитай рассказ. Реши, не добавил ли автор в правдивый рассказ фантазий. Если – да, «заключи» фантазии в скобки, или зачеркни. Если сомнений в правдивости нет, оставь рассказ без изменений.
1) По повадкам и образу жизни песец похож на
лисицу.
2) Норы песцов можно найти в лесу.
3) Песчаные сопки, которые песцы используют для
своих жилищ, сплошь изрыты ходами.
4) В таких обширных городках могут жить
одновременно две или три семьи.
5) Подходящие для строительства нор места
используют из года в год – 15-20 лет подряд.
6) А иногда сотни и даже тысячи лет.
7) Участки рядом со своими городками песцы
удобряют, чтобы разрасталась растительность.
8) Летом городки хорошо заметны из-за яркой
зелени.
9) Зимой песец забывает о своем обустроенном
жилище.
10) И в пургу, и в сильный мороз песец выкапывает
нору в снежном сугробе.
11) И не покидает ее несколько дней подряд.
12) Летом бывает, самка выкармливает до 20 щенков.
13) Своих принесла 8-9 детенышей.
14) А остальных щенков украла.
15) Приемышей кормит так же хорошо, как и своих
детей.
Вопрос. Если ты решишь, что у песцов возможно совместное выкармливание потомства или выкармливание приемышей, сделай предположение о цели подобного поведения?
Ответ обсуждается учащимися.
Дымка уточняет: «Взаимопомощь» песцов выгодна не отдельной семье хищников, а всему нашему «братству».
Книгочей: «Истории с украденными щенками известны! Читайте книжки!» (1)
5. Обобщаем и закрепляем материал
Вопрос. Что же помогает песцу жить в суровых, по-нашему, мнению условиях тундры и летом, и зимой?
Ответы учащихся учитель записывает на доске. Учащиеся самостоятельно или вместе с учителем заполняют строки правой части таблицы задания 7, внося ответы соответственно условиям «задач», указанным в левой части таблицы. (приложение 1.)
Задание 7. Какие особенности песца делают возможным его существование на севере – стратегия млекопитающего.
Задачи, которые надо «решить» животному, чтобы жить в тундре | Что помогает животному «решать» эти задачи |
Жить в среде с низкими температурами и длительной зимой | Быть млекопитающим, которым свойственны теплокровность, живорождение, забота о потомстве, сложное поведение |
Сохранять тепло | Высокое качество меха, укорочение отдельных частей тела. Использование временных нор, неслучайный выбор места для ночного сна, позы. |
Обеспечить себя пищей и при недостатке основной добычи | Смена «местопребывания»: миграции, кочевки. Изменение хаpaктера питания: наряду с хищничеством, всеядность и нахлебничество. Запасание пищи. |
Восстанавливать численность после гибели многих животных при нeблагоприятных условиях | Большая численность потомков, выкармливание чужих щенков |
Сберегать энергоресурсы животного Сберегать общие энергоресурсы |
Снегоступы, облегчающие передвижение Территориальность |
Не обнаруживать себя перед врагом и добычей | Сезонный диморфизм |
Вывод предлагается сделать учащимся.
Песец – организм, обладающий комплексом
адаптаций, необходимым для существования в
условиях тундры.
Книгочей: «читайте книжки! Про «комплекс
адаптаций песца» вы еще ни мало узнаете».
6. Как мы работали. Заполняем «оценочную таблицу» (Приложение 1)
Совет учителя. При знакомстве с
другими животными, живущими на севере, обратите
внимание: есть ли у них с песцом общие черты в
стратегии освоения севера.
Как вы предполагаете использовать полученные
знания? Достаточно ли у вас знаний, для того,
чтобы сказать, почему на севере вопросы охраны
природы стоят наиболее остро?
Нам решать вместе
В рассказе о семейных делах песцов есть подтверждения словам питера фабра из книги «популярная экология»: «нет таких организмов, которые не подвергались бы воздействиям внешней среды и сами не оказывали бы влияния на свое окружение». (6)
7. Домашнее задание
– Какой организм больше других изменяет
окружающую среду, часто нарушая равновесие в
природе?
Песец преодолевает все трудности жизни на
суровом севере. Зверек использует многие
возможности среды обитания для сохранения своей
жизни и продолжения рода. Ему пока не грозит
опасность исчезнуть с лица земли.
Человек тоже осваивает природные богатства
тундры, добывает здесь газ и нефть. Человек не
приспосабливается к условиям тундры. Он
приспосабливает ее к себе. Изменяет. Разрушает.
– Каким будет продолжение отношений: песец и
все обитатели тундры – тундра – человек?
– Какое задание ты дашь себе и всем нам, чтобы не
случилось беды? Нам решать вместе?
Ответы на задания самостоятельной работы «Песец – полярный путешественник»
Задание 1. Длинношерстный.
Длиннохвостый. Короткомордый. Коротконогий.
Короткоухий.
Задание 2. 1 – а. Горностай, ласка, белая
куропатка, тундряная куропатка.
Задание 3. 1 – б. 2 – б. 4 – б. 5 – б. 6 – в.
Задание 4. 1. Снег. 2. Ветер. 3. Наст.
Задание 5. Миграция. Кочевка.
Задание 6. Ошибочные сведения под номерами: 2,
7.
Литература:
1. Корытин С.А. Запахи в жизни зверей. М.:
Знание, 1978, с. 20.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. М.:
Школа-Пресс. 1996.
3. Сдобников В.М. По тайге и тундре. М.: Гос.
Изд. Географической литературы. 1956.
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа, 2003,
с. 105.
5. Успенский С.М. Живая арктика. М.: Мысль. 1987.
6. Фабр П. Популярная экология. М.: Мир. 1971.
Комментарии:
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...
27 11 2024 16:21:53
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
26 11 2024 13:15:41
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
25 11 2024 0:16:23
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
24 11 2024 18:21:46
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...
23 11 2024 13:25:23
Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....
22 11 2024 1:28:46
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
21 11 2024 14:10:53
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
20 11 2024 21:25:19
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
19 11 2024 20:42:14
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
18 11 2024 17:28:26
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
17 11 2024 3:30:26
Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....
16 11 2024 3:33:14
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
15 11 2024 9:40:18
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
14 11 2024 1:23:25
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
13 11 2024 21:29:47
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
12 11 2024 15:39:47
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
11 11 2024 13:46:24
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...
10 11 2024 23:27:29
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...
09 11 2024 16:47:28
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
08 11 2024 9:31:41
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
07 11 2024 5:32:14
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
06 11 2024 3:48:29
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
05 11 2024 13:11:37
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...
04 11 2024 4:52:51
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
03 11 2024 5:13:50
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
02 11 2024 18:23:59
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
01 11 2024 10:48:46
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
31 10 2024 7:59:33
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
30 10 2024 4:21:46
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
29 10 2024 11:11:47
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...
28 10 2024 23:49:21
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
27 10 2024 9:39:23
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
26 10 2024 7:19:30
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
25 10 2024 18:46:34
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
24 10 2024 1:25:37
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...
23 10 2024 18:43:40
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
22 10 2024 7:21:47
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
21 10 2024 5:18:30
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
20 10 2024 3:39:29
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
19 10 2024 14:21:25
Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
18 10 2024 19:29:47
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
17 10 2024 9:56:10
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
16 10 2024 7:24:18
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
15 10 2024 11:27:27
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...
14 10 2024 16:41:31
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
13 10 2024 11:25:18
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
12 10 2024 22:21:21
Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....
11 10 2024 10:25:51
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
10 10 2024 10:19:25
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
09 10 2024 13:46:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::