Песец – полярный путешественник > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

Цели занятия:

  • Закрепление знаний о приспособленности живых организмов к условиям среды обитания  на примере песца – обитателя тундры.
  • Получение представлений о сезонном диморфизме, территориальности, миграциях, кочевках; о некоторых пищевых отношениях – хищничество, всеядность, нахлебничество.
  • Развитие наблюдательности, умений анализировать информацию, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы.
  • Формирование умений вести диалог.
  • Формирование бережного отношения к природе.

Оборудование. Карта природных зон планеты и россии, глобус, видеофильм. Самостоятельная работа для учащихся (Приложение 1) Карточки с сообщениями из «справочного бюро» и комментариями, которые будут давать книгочей и песец дымка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, или почему северный олень не живет в Африке.

Земля имеет шарообразную форму, наклонную ось вращения. Это обусловливает следующие явления: неравномерное распределение солнечной радиации на поверхности планеты и постоянное движение воздушных масс. Количество тепла уменьшается от экватора к полюсам. Чередуются сезоны года, глубина сезонных изменений наиболее проявляется в высоких широтах. С материка дуют постоянные сухие ветра, с моря на материк – постоянные влажные ветры. Эти явления и географические хаpaктеристики местности – широта и высота над уровнем моря, – определяют климат местности.
От климата зависит распределение живых организмов по планете. В настоящее время мы не встретим жирафа на севере, в Африке живет не северный олень, а другие его копытные родственники.

3. Новые знания, которыми с нами делятся  ученые, путешественники и другие специалисты. Сегодня мы путешествуем на север в тундру. По словам Питера Фабра: «Тундра начинается там, где кончаются леса, и простирается на север до вечных снегов и льдов Евразии и северной америки».  (6)
Посмотрим фильм об этом крае, для кого-то далеком, а для нас родном и близком. К сожалению, при перезаписи фильма пропал звук. И нам предстоит прокомментировать то, что увидим в фильме.

Просмотр фильма.

4. Обсуждаем, спорим, предполагаем, доказываем. Новые знания, которые добудем сами. Наши помощники – песец Дымка и Книгочей, – застряли в тундре. Их роль предстоит исполнять вам, ребята.

Учащиеся получаю «самостоятельную работу» и карточки с сообщениями помощников.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

Задание 1. В портрете песца допиши слова, хаpaктеризующие его внешность.

Песец ростом невелик. Длинно_ _ _ _ _ _ _ _. Длинно_ _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _.  Коротко_ _ _ _. 

Вопрос учителя. Почему у песца такие особенности внешнего вида?

Ответ учащихся. Во внешности песца все признаки млекопитающего животного.

Ответ. Так как, ученики уже знакомы с понятиями приспособленность и адаптации, предполагаемый ответ: длина шерсти, размеры некоторых частей тела, хаpaктерные для этого животного, не случайны и являются адаптациями песца к условиям, в которых он обитает.

Вопрос. Каковы особенности среды обитания песца? Нам рассказал об этом фильм. О каких природных особенностях тундры вы узнали раньше? Назовите и опишите их.

Ответ. Недостаток тепла. Продолжительная зима. Снег лежит большую часть года. Ветра. Вечная мерзлота. Заболоченная почва. Низкая растительность. Небольшое число видов животных. Полярный день и полярная ночь.

Вопрос. Какая особенность песца, как млекопитающего и какие черты его внешней организации позволяют жить в тундре, в некоторых районах которой средняя годовая температура ниже нуля, а средняя температура самого теплого месяца не больше 10 градусов?

Ответ. Песец, как все млекопитающие, теплокровное животное, поэтому может существовать при  низкой температуре среды. При холоде длинная шерсть и пуховой подшерсток сохраняют тепло тела зверя. К зиме густота меха увеличивается.

Вопрос. Что об этом можно узнать в нашем   справочном бюро?

Работает справочное бюро. Сегодня в нем дежурит Книгочей, который много прочитал и много знает: «Уточняю! Тепло сохраняет не шуба, а воздух, который задерживается между упругими длинными остевыми и мягкими пуховыми волосами. У некоторых зверей сердцевина остевого волоса пориста. Воздух обладает высокими теплозащитными свойствами, в сравнении с материалом шубы. Вместе они хорошо работают, сохраняя тепло, которое выpaбатывается каждой клеточкой живого организма. Читайте книжки!» (4)

ЧЬИ УШИ ДЛИННЕЕ

Вопрос. Попробуем примерить портрет песца к его близкой родственнице лисице и к его близкому соседу по тундре овцебыку, «покрытому длинной косматой шерстью и густым подшерстком». Кому из них больше подойдет портрет песца?

Ответ. Лисица и песец имеют внешнее сходство по родству. Песца и называют полярной лисицей. Мех богат у каждого из этих животных. Но «архитектура» тела более схожа у песца и овцебыка. У них короткие уши, ноги, морды.

Вопрос. С каким условием среды связаны эти особенности животных?

Ответ. Из предложенных ответов выбирается ответ «с недостатком тепла».

Вопрос. Объясните «укороченность» хвостов, ушей, ног. Вспомните позу человека, загорающего на пляже и оказавшегося не совсем одетым на морозе.

Ответ. Уменьшается потеря тепла зверем.

Вопрос. Выдвинете предположение о длине ушей зайца беляка, живущего на севере и в средней полосе нашей страны. Выдвинете предположение о причинах «покраснения» ушей у кролика, который только что активно погулял.

В СОХРАНЕНИИ ТЕПЛА НЕТ МЕЛОЧЕЙ

Дымка дает совет младшему собрату: «зимой, готовясь к ночлегу, выбери место за бугром, под берегом, за торосом. Там найдешь защиту от пронизывающего ветра. Свернись «калачиком». Накройся хвостом. В сохранении тепла мелочей не бывает. Затянулась пурга? Мороз не спадает? Выкапывай нору в снежном сугробе и оставайся в ней несколько дней подряд. Не высовывай нос наружу. А без еды наш брат может несколько дней обходиться».

Книгочей уточняет: «в таких убежищах температура воздуха всю ночь может держаться – 5, – 2 градуса  при морозе снаружи – 50 градусов. Воздух в подснежной норе нагревается не только животным, но и благодаря почвенному теплу. Снег же обладает теплоизолирующим свойством.  Об этом хорошо знают глухари и рябчики, зайцы и горностаи».

И ПЯТКИ ОБУТЫ

Вопрос. Зимнее обмундирование зверя это не только шуба, но и рукавицы. Или валенки? У песца вся подошва лап густо покрыта волосами. Как работает это приспособление при передвижении по снегу?

Ответ.  Густой мех согревает ноги зверя, защищает от ранений ледяными корками.

Ответ. Лапы – снегоступы увеличивают площадь опоры и уменьшают нагрузку на грунт. Это удобное приспособление, которое   помогают зверю передвигаться и по рыхлому снегу, и бегать по скользкому снежному насту и льду.

Дымка: «Про экономию, про экономию не забудьте. Приходилось вам прокладывать тропинку после хорошего снегопада? Из сил выбились? А я на снегоступах легко иду по рыхлому снегу.  Не проваливаюсь. И удобно, и энергию сберегаю».

СТАРАЯ ЗАГАДКА С НОВЫМИ ОТВЕТАМИ

Задание 2. Выбери и отметь наиболее походящий по-твоему мнению ответ.

«Летом – серый, зимой – белый» – это загадка про

А) зайца-беляка, песца, копытного лемминга,
Б) зайца-беляка, песца, белого медведя,
В) зайца-беляка, песца, соболя.

Замени  «серый» на другой цвет. Каких животных еще можно назвать, и ответ на эту загадку будет правильным?
«Сезонный диморфизм» –  так называется природное явление, описанное в детской загадке. Предложи свою формулировку этого понятия, объясняющую суть явления. Сравни ее с формулировкой  из словаря.

КТО СЫТ – ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН

Книгочей: «Как много съестного может встретить песец в тундре или на морском берегу! Начинайте перечислять. Вы получили рацион этого хищного зверя. Ученые подсчитали, что рацион песца состоит из более 100 видов животных и более 20 видов растений».

Дымка: «Не думайте, что моя всеядность, обеспечивает мне жизнь беззаботную и сытую. Еда еде рознь. Добрый обед трудом дается».

Задание 3. Правильные ответы на тесты помогут тебе выяснить, какова основная добыча песца    и разобраться в причинах его путешествий зимой.

1. Для песца меньше всего хаpaктерно

А) разорение гнезд и питание яйцами, птенцами и птицами,
Б) ловля и питание рыбой,
В) охота на леммингов и полевок.

2. Охотничьи маршруты песца после выпадения снега пролегают вдоль ручьев и небольших рек

А) потому что в долинах рек меньше дует ветер,
Б) потому что здесь больше всего скапливается леммингов,
В) потому что песец переходит на питание рыбой.

3. Если зима очень снежная

А) песец остается в тундре,
Б) он покидает тундру и уходит на юг в лесную зону или на север к белым медведям.

4. Если зима очень снежная песец уходит из тундры

А) потому что основная добыча – лемминги залегают в спячку,
Б) потому что основная добыча – лемминги покидают тундру,
В) потому что основную добычу – леммингов становиться трудно добыть.

НЕ ВСЕ ПЕСЦУ МАСЛЕННИЦА

Задание 4. Ответь на вопросы и заполни кроссворд.

1. Какой «строительный материал» покрывает крышу зимнего жилища лемминга?
2. Какое природное явление делает эту крышу очень прочной?
3. Что образуется на крышах всех зимних жилищ в тундре под действием природного явления?

Сделай вывод, ответив на вопрос: «как эти природные явления сказываются на жизни песца»?

Дымка: «Тут где-то про запас кусочек съестной я спрятал. Но, после такой напасти и его не достанешь».

КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ

Вопрос. Вспомните фильм. Кого сопровождает песец во время зимних путешествий? И почему?

Ответ. Основная добыча – лемминги, –   становится недоступной для песца. Всю холодную темную северную зиму песец может следовать по пятам белого медведя. Выходит за гигантом и на морской лед.

Дымка: «Медведь, поймав нерпу, съедает жир. Большую часть мяса оставляет. Вот и  мне   подкрепление. А то, что «нахлебником» зовут? Так обидой ни сыт, ни жив не будешь».

Книгочей: «А в эту «небылицу» можно поверить? Слышал я, что ты и за волками следом идешь».

Дымка: «Зимой волков и медведей бояться – не выжить. Мощным хищникам не  составит труда съесть меня.  Осторожность! Удача! И мне достанутся остатки и волчьих трапез.
Можно отправиться в путь  и за северными оленями. Бежать по снегу легко, да не сладко – лемминги под надежной снежной крышей. И моими крепкими изогнутыми когтями ее не одолеть. Олени раскапывают копытами спрессованный плотный снег. Добираются до ягеля. А тут и моя добыча бегает. Иногда зимой мы уходим за тысячи километров от дома».

Задание 5. Как называется путешествие, в которое отправляется песец зимой?

Тебе помогут гласные буквы:

  И     А   И Я

Как называется более короткое путешествие?
Теперь твои помощники согласные буквы:

К   Ч   В К  

ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ

Дымка: «Конечно, сытнее мне живется летом. Особенно в лемминговые урожайные годы. Но когда добычи много, и охотников хватает. Да и у самого в такие годы в норе ждет меня десяток, а то и полтора голодных ртов. Только успевай для себя корм добывать, потомство кормить, еще и владения свои охранять».

Вопрос. От кого охраняет песец свои владения?

Ответ. От соседа песца.

Дымка: «Поначалу мы с соседом здорово враждовали. Но установили границы своих участков. Моя территория – моя кормилица. Теперь дpaк не затеваем, не тратим на них сил и здоровья. В отношениях с соседом порядок. При этом некоторые задачи можно решать сообща».

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Задание 6. Прочитай рассказ. Реши, не добавил ли автор в правдивый рассказ фантазий. Если – да, «заключи» фантазии в скобки, или зачеркни. Если сомнений в правдивости нет, оставь рассказ без изменений.

1) По повадкам и образу жизни песец похож на лисицу.
2) Норы песцов можно найти в лесу.
3) Песчаные сопки, которые песцы используют для своих жилищ, сплошь изрыты ходами.
4) В таких обширных городках могут жить одновременно две или три семьи.
5) Подходящие для строительства нор места используют из года в год – 15-20 лет подряд.
6) А иногда сотни и даже тысячи лет.
7) Участки рядом со своими городками песцы удобряют, чтобы разрасталась растительность.
8) Летом городки хорошо заметны из-за яркой зелени.
9) Зимой песец забывает о своем обустроенном жилище.
10) И в пургу, и в сильный мороз песец выкапывает нору в снежном сугробе.
11) И не покидает ее несколько дней подряд.
12) Летом бывает, самка выкармливает до 20 щенков.
13) Своих принесла 8-9 детенышей.
14) А остальных щенков украла.
15) Приемышей кормит так же хорошо, как и своих детей.

Вопрос. Если ты решишь, что у песцов возможно совместное выкармливание потомства или выкармливание приемышей, сделай предположение о цели подобного поведения?

Ответ обсуждается учащимися.

Дымка уточняет: «Взаимопомощь» песцов выгодна не отдельной семье хищников, а всему нашему «братству».

Книгочей: «Истории с украденными щенками известны! Читайте книжки!» (1)

5. Обобщаем и закрепляем материал

Вопрос. Что же помогает песцу жить в суровых, по-нашему, мнению условиях тундры и летом, и зимой?

Ответы учащихся учитель записывает на доске. Учащиеся самостоятельно или вместе с учителем заполняют строки правой части таблицы задания 7, внося ответы соответственно условиям «задач», указанным в левой части таблицы. (приложение 1.)

Задание 7. Какие особенности песца делают возможным его существование на севере – стратегия млекопитающего.

Задачи, которые надо «решить» животному, чтобы жить в тундре Что помогает животному «решать» эти задачи
Жить в среде с низкими температурами и длительной зимой Быть млекопитающим, которым свойственны теплокровность, живорождение, забота о потомстве, сложное поведение
Сохранять тепло Высокое качество меха, укорочение отдельных частей тела. Использование временных нор, неслучайный выбор места для ночного сна, позы.
Обеспечить себя пищей и при недостатке основной добычи Смена «местопребывания»: миграции, кочевки. Изменение хаpaктера питания: наряду с хищничеством, всеядность и нахлебничество. Запасание пищи.
Восстанавливать численность после гибели многих животных при нeблагоприятных условиях Большая численность потомков, выкармливание чужих щенков
Сберегать энергоресурсы животного
Сберегать общие энергоресурсы
Снегоступы, облегчающие передвижение
Территориальность
Не обнаруживать себя перед врагом и добычей Сезонный диморфизм

Вывод предлагается сделать учащимся. Песец –  организм, обладающий комплексом адаптаций, необходимым для существования в условиях тундры.
Книгочей: «читайте книжки! Про «комплекс адаптаций песца» вы еще ни мало узнаете».

6. Как мы работали. Заполняем «оценочную таблицу» (Приложение 1)

Совет учителя. При знакомстве с другими животными, живущими на севере, обратите внимание: есть ли у них с песцом общие черты в стратегии освоения севера.
Как вы предполагаете использовать полученные знания? Достаточно ли у вас знаний, для того, чтобы сказать, почему на севере вопросы охраны природы стоят наиболее остро?

Нам решать вместе

В рассказе о семейных делах песцов есть подтверждения словам питера фабра из книги «популярная экология»: «нет таких организмов, которые не подвергались бы воздействиям внешней среды и сами не оказывали  бы влияния на свое окружение». (6)

7.  Домашнее задание

– Какой организм больше других изменяет окружающую среду, часто нарушая равновесие в природе?
Песец преодолевает все трудности жизни на суровом севере. Зверек использует многие возможности среды обитания для сохранения своей жизни и продолжения рода. Ему пока не грозит опасность исчезнуть с лица земли.
Человек тоже осваивает природные богатства тундры, добывает здесь газ и нефть. Человек не приспосабливается к условиям тундры. Он приспосабливает ее к себе. Изменяет. Разрушает.

– Каким будет продолжение отношений: песец и все обитатели тундры – тундра – человек?
– Какое задание ты дашь себе и всем нам, чтобы не случилось беды? Нам решать вместе?

Ответы на задания самостоятельной работы «Песец – полярный путешественник»

Задание 1. Длинношерстный. Длиннохвостый. Короткомордый. Коротконогий. Короткоухий.
Задание 2. 1 – а. Горностай, ласка, белая куропатка, тундряная куропатка.
Задание 3. 1 – б. 2 – б. 4 – б. 5 – б. 6 – в.
Задание 4.
1. Снег. 2. Ветер. 3. Наст.
Задание 5. Миграция. Кочевка.
Задание 6.
Ошибочные сведения под номерами: 2, 7.

Литература:

1. Корытин С.А. Запахи в жизни зверей. М.: Знание, 1978, с. 20.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. М.: Школа-Пресс. 1996.
3. Сдобников В.М. По тайге и тундре. М.: Гос. Изд. Географической литературы. 1956.
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа, 2003, с. 105.
5. Успенский С.М. Живая арктика. М.: Мысль. 1987.
6. Фабр П. Популярная экология. М.: Мир. 1971.



Комментарии:

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"


    Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

      Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

31 08 2025 8:32:13

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

30 08 2025 0:46:22

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

29 08 2025 8:33:57

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

28 08 2025 8:43:38

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

27 08 2025 23:18:55

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

26 08 2025 11:49:39

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

25 08 2025 6:33:28

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

24 08 2025 17:35:35

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

23 08 2025 17:32:52

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

22 08 2025 22:22:36

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

21 08 2025 21:39:24

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

20 08 2025 6:37:15

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

19 08 2025 1:13:28

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

18 08 2025 7:45:52

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

17 08 2025 15:13:49

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

16 08 2025 0:10:32

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене


    Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

      В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

15 08 2025 13:55:53

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

14 08 2025 14:25:10

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии


    Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

      Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

13 08 2025 12:27:12

"Свойства и функции белков". 10-й класс


    "Свойства и функции белков". 10-й класс

      Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....

12 08 2025 19:36:31

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

11 08 2025 14:18:51

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

10 08 2025 23:38:10

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

09 08 2025 17:33:55

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

08 08 2025 2:18:18

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

07 08 2025 6:51:33

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

06 08 2025 17:16:47

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

05 08 2025 13:20:17

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

04 08 2025 15:42:48

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

03 08 2025 19:21:56

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

02 08 2025 22:56:47

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

01 08 2025 17:14:41

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

31 07 2025 5:44:13

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

30 07 2025 2:26:14

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

29 07 2025 14:58:35

Урок-проект "Рыбы Тверской области"


    Урок-проект "Рыбы Тверской области"

      Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....

28 07 2025 6:11:46

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

27 07 2025 8:59:40

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

26 07 2025 22:42:53

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

25 07 2025 14:19:20

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

24 07 2025 7:52:10

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

23 07 2025 23:52:21

Кровь


    Кровь

      Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

22 07 2025 7:25:50

Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения

Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....

21 07 2025 0:56:48

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

20 07 2025 13:25:50

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

19 07 2025 12:46:38

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

18 07 2025 9:33:23

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

17 07 2025 9:46:33

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

      В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

16 07 2025 2:41:21

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

15 07 2025 2:28:14

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

14 07 2025 0:36:54

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

13 07 2025 1:48:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::