Песец – полярный путешественник > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

Цели занятия:

  • Закрепление знаний о приспособленности живых организмов к условиям среды обитания  на примере песца – обитателя тундры.
  • Получение представлений о сезонном диморфизме, территориальности, миграциях, кочевках; о некоторых пищевых отношениях – хищничество, всеядность, нахлебничество.
  • Развитие наблюдательности, умений анализировать информацию, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы.
  • Формирование умений вести диалог.
  • Формирование бережного отношения к природе.

Оборудование. Карта природных зон планеты и россии, глобус, видеофильм. Самостоятельная работа для учащихся (Приложение 1) Карточки с сообщениями из «справочного бюро» и комментариями, которые будут давать книгочей и песец дымка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, или почему северный олень не живет в Африке.

Земля имеет шарообразную форму, наклонную ось вращения. Это обусловливает следующие явления: неравномерное распределение солнечной радиации на поверхности планеты и постоянное движение воздушных масс. Количество тепла уменьшается от экватора к полюсам. Чередуются сезоны года, глубина сезонных изменений наиболее проявляется в высоких широтах. С материка дуют постоянные сухие ветра, с моря на материк – постоянные влажные ветры. Эти явления и географические хаpaктеристики местности – широта и высота над уровнем моря, – определяют климат местности.
От климата зависит распределение живых организмов по планете. В настоящее время мы не встретим жирафа на севере, в Африке живет не северный олень, а другие его копытные родственники.

3. Новые знания, которыми с нами делятся  ученые, путешественники и другие специалисты. Сегодня мы путешествуем на север в тундру. По словам Питера Фабра: «Тундра начинается там, где кончаются леса, и простирается на север до вечных снегов и льдов Евразии и северной америки».  (6)
Посмотрим фильм об этом крае, для кого-то далеком, а для нас родном и близком. К сожалению, при перезаписи фильма пропал звук. И нам предстоит прокомментировать то, что увидим в фильме.

Просмотр фильма.

4. Обсуждаем, спорим, предполагаем, доказываем. Новые знания, которые добудем сами. Наши помощники – песец Дымка и Книгочей, – застряли в тундре. Их роль предстоит исполнять вам, ребята.

Учащиеся получаю «самостоятельную работу» и карточки с сообщениями помощников.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

Задание 1. В портрете песца допиши слова, хаpaктеризующие его внешность.

Песец ростом невелик. Длинно_ _ _ _ _ _ _ _. Длинно_ _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _.  Коротко_ _ _ _. 

Вопрос учителя. Почему у песца такие особенности внешнего вида?

Ответ учащихся. Во внешности песца все признаки млекопитающего животного.

Ответ. Так как, ученики уже знакомы с понятиями приспособленность и адаптации, предполагаемый ответ: длина шерсти, размеры некоторых частей тела, хаpaктерные для этого животного, не случайны и являются адаптациями песца к условиям, в которых он обитает.

Вопрос. Каковы особенности среды обитания песца? Нам рассказал об этом фильм. О каких природных особенностях тундры вы узнали раньше? Назовите и опишите их.

Ответ. Недостаток тепла. Продолжительная зима. Снег лежит большую часть года. Ветра. Вечная мерзлота. Заболоченная почва. Низкая растительность. Небольшое число видов животных. Полярный день и полярная ночь.

Вопрос. Какая особенность песца, как млекопитающего и какие черты его внешней организации позволяют жить в тундре, в некоторых районах которой средняя годовая температура ниже нуля, а средняя температура самого теплого месяца не больше 10 градусов?

Ответ. Песец, как все млекопитающие, теплокровное животное, поэтому может существовать при  низкой температуре среды. При холоде длинная шерсть и пуховой подшерсток сохраняют тепло тела зверя. К зиме густота меха увеличивается.

Вопрос. Что об этом можно узнать в нашем   справочном бюро?

Работает справочное бюро. Сегодня в нем дежурит Книгочей, который много прочитал и много знает: «Уточняю! Тепло сохраняет не шуба, а воздух, который задерживается между упругими длинными остевыми и мягкими пуховыми волосами. У некоторых зверей сердцевина остевого волоса пориста. Воздух обладает высокими теплозащитными свойствами, в сравнении с материалом шубы. Вместе они хорошо работают, сохраняя тепло, которое выpaбатывается каждой клеточкой живого организма. Читайте книжки!» (4)

ЧЬИ УШИ ДЛИННЕЕ

Вопрос. Попробуем примерить портрет песца к его близкой родственнице лисице и к его близкому соседу по тундре овцебыку, «покрытому длинной косматой шерстью и густым подшерстком». Кому из них больше подойдет портрет песца?

Ответ. Лисица и песец имеют внешнее сходство по родству. Песца и называют полярной лисицей. Мех богат у каждого из этих животных. Но «архитектура» тела более схожа у песца и овцебыка. У них короткие уши, ноги, морды.

Вопрос. С каким условием среды связаны эти особенности животных?

Ответ. Из предложенных ответов выбирается ответ «с недостатком тепла».

Вопрос. Объясните «укороченность» хвостов, ушей, ног. Вспомните позу человека, загорающего на пляже и оказавшегося не совсем одетым на морозе.

Ответ. Уменьшается потеря тепла зверем.

Вопрос. Выдвинете предположение о длине ушей зайца беляка, живущего на севере и в средней полосе нашей страны. Выдвинете предположение о причинах «покраснения» ушей у кролика, который только что активно погулял.

В СОХРАНЕНИИ ТЕПЛА НЕТ МЕЛОЧЕЙ

Дымка дает совет младшему собрату: «зимой, готовясь к ночлегу, выбери место за бугром, под берегом, за торосом. Там найдешь защиту от пронизывающего ветра. Свернись «калачиком». Накройся хвостом. В сохранении тепла мелочей не бывает. Затянулась пурга? Мороз не спадает? Выкапывай нору в снежном сугробе и оставайся в ней несколько дней подряд. Не высовывай нос наружу. А без еды наш брат может несколько дней обходиться».

Книгочей уточняет: «в таких убежищах температура воздуха всю ночь может держаться – 5, – 2 градуса  при морозе снаружи – 50 градусов. Воздух в подснежной норе нагревается не только животным, но и благодаря почвенному теплу. Снег же обладает теплоизолирующим свойством.  Об этом хорошо знают глухари и рябчики, зайцы и горностаи».

И ПЯТКИ ОБУТЫ

Вопрос. Зимнее обмундирование зверя это не только шуба, но и рукавицы. Или валенки? У песца вся подошва лап густо покрыта волосами. Как работает это приспособление при передвижении по снегу?

Ответ.  Густой мех согревает ноги зверя, защищает от ранений ледяными корками.

Ответ. Лапы – снегоступы увеличивают площадь опоры и уменьшают нагрузку на грунт. Это удобное приспособление, которое   помогают зверю передвигаться и по рыхлому снегу, и бегать по скользкому снежному насту и льду.

Дымка: «Про экономию, про экономию не забудьте. Приходилось вам прокладывать тропинку после хорошего снегопада? Из сил выбились? А я на снегоступах легко иду по рыхлому снегу.  Не проваливаюсь. И удобно, и энергию сберегаю».

СТАРАЯ ЗАГАДКА С НОВЫМИ ОТВЕТАМИ

Задание 2. Выбери и отметь наиболее походящий по-твоему мнению ответ.

«Летом – серый, зимой – белый» – это загадка про

А) зайца-беляка, песца, копытного лемминга,
Б) зайца-беляка, песца, белого медведя,
В) зайца-беляка, песца, соболя.

Замени  «серый» на другой цвет. Каких животных еще можно назвать, и ответ на эту загадку будет правильным?
«Сезонный диморфизм» –  так называется природное явление, описанное в детской загадке. Предложи свою формулировку этого понятия, объясняющую суть явления. Сравни ее с формулировкой  из словаря.

КТО СЫТ – ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН

Книгочей: «Как много съестного может встретить песец в тундре или на морском берегу! Начинайте перечислять. Вы получили рацион этого хищного зверя. Ученые подсчитали, что рацион песца состоит из более 100 видов животных и более 20 видов растений».

Дымка: «Не думайте, что моя всеядность, обеспечивает мне жизнь беззаботную и сытую. Еда еде рознь. Добрый обед трудом дается».

Задание 3. Правильные ответы на тесты помогут тебе выяснить, какова основная добыча песца    и разобраться в причинах его путешествий зимой.

1. Для песца меньше всего хаpaктерно

А) разорение гнезд и питание яйцами, птенцами и птицами,
Б) ловля и питание рыбой,
В) охота на леммингов и полевок.

2. Охотничьи маршруты песца после выпадения снега пролегают вдоль ручьев и небольших рек

А) потому что в долинах рек меньше дует ветер,
Б) потому что здесь больше всего скапливается леммингов,
В) потому что песец переходит на питание рыбой.

3. Если зима очень снежная

А) песец остается в тундре,
Б) он покидает тундру и уходит на юг в лесную зону или на север к белым медведям.

4. Если зима очень снежная песец уходит из тундры

А) потому что основная добыча – лемминги залегают в спячку,
Б) потому что основная добыча – лемминги покидают тундру,
В) потому что основную добычу – леммингов становиться трудно добыть.

НЕ ВСЕ ПЕСЦУ МАСЛЕННИЦА

Задание 4. Ответь на вопросы и заполни кроссворд.

1. Какой «строительный материал» покрывает крышу зимнего жилища лемминга?
2. Какое природное явление делает эту крышу очень прочной?
3. Что образуется на крышах всех зимних жилищ в тундре под действием природного явления?

Сделай вывод, ответив на вопрос: «как эти природные явления сказываются на жизни песца»?

Дымка: «Тут где-то про запас кусочек съестной я спрятал. Но, после такой напасти и его не достанешь».

КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ

Вопрос. Вспомните фильм. Кого сопровождает песец во время зимних путешествий? И почему?

Ответ. Основная добыча – лемминги, –   становится недоступной для песца. Всю холодную темную северную зиму песец может следовать по пятам белого медведя. Выходит за гигантом и на морской лед.

Дымка: «Медведь, поймав нерпу, съедает жир. Большую часть мяса оставляет. Вот и  мне   подкрепление. А то, что «нахлебником» зовут? Так обидой ни сыт, ни жив не будешь».

Книгочей: «А в эту «небылицу» можно поверить? Слышал я, что ты и за волками следом идешь».

Дымка: «Зимой волков и медведей бояться – не выжить. Мощным хищникам не  составит труда съесть меня.  Осторожность! Удача! И мне достанутся остатки и волчьих трапез.
Можно отправиться в путь  и за северными оленями. Бежать по снегу легко, да не сладко – лемминги под надежной снежной крышей. И моими крепкими изогнутыми когтями ее не одолеть. Олени раскапывают копытами спрессованный плотный снег. Добираются до ягеля. А тут и моя добыча бегает. Иногда зимой мы уходим за тысячи километров от дома».

Задание 5. Как называется путешествие, в которое отправляется песец зимой?

Тебе помогут гласные буквы:

  И     А   И Я

Как называется более короткое путешествие?
Теперь твои помощники согласные буквы:

К   Ч   В К  

ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ

Дымка: «Конечно, сытнее мне живется летом. Особенно в лемминговые урожайные годы. Но когда добычи много, и охотников хватает. Да и у самого в такие годы в норе ждет меня десяток, а то и полтора голодных ртов. Только успевай для себя корм добывать, потомство кормить, еще и владения свои охранять».

Вопрос. От кого охраняет песец свои владения?

Ответ. От соседа песца.

Дымка: «Поначалу мы с соседом здорово враждовали. Но установили границы своих участков. Моя территория – моя кормилица. Теперь дpaк не затеваем, не тратим на них сил и здоровья. В отношениях с соседом порядок. При этом некоторые задачи можно решать сообща».

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Задание 6. Прочитай рассказ. Реши, не добавил ли автор в правдивый рассказ фантазий. Если – да, «заключи» фантазии в скобки, или зачеркни. Если сомнений в правдивости нет, оставь рассказ без изменений.

1) По повадкам и образу жизни песец похож на лисицу.
2) Норы песцов можно найти в лесу.
3) Песчаные сопки, которые песцы используют для своих жилищ, сплошь изрыты ходами.
4) В таких обширных городках могут жить одновременно две или три семьи.
5) Подходящие для строительства нор места используют из года в год – 15-20 лет подряд.
6) А иногда сотни и даже тысячи лет.
7) Участки рядом со своими городками песцы удобряют, чтобы разрасталась растительность.
8) Летом городки хорошо заметны из-за яркой зелени.
9) Зимой песец забывает о своем обустроенном жилище.
10) И в пургу, и в сильный мороз песец выкапывает нору в снежном сугробе.
11) И не покидает ее несколько дней подряд.
12) Летом бывает, самка выкармливает до 20 щенков.
13) Своих принесла 8-9 детенышей.
14) А остальных щенков украла.
15) Приемышей кормит так же хорошо, как и своих детей.

Вопрос. Если ты решишь, что у песцов возможно совместное выкармливание потомства или выкармливание приемышей, сделай предположение о цели подобного поведения?

Ответ обсуждается учащимися.

Дымка уточняет: «Взаимопомощь» песцов выгодна не отдельной семье хищников, а всему нашему «братству».

Книгочей: «Истории с украденными щенками известны! Читайте книжки!» (1)

5. Обобщаем и закрепляем материал

Вопрос. Что же помогает песцу жить в суровых, по-нашему, мнению условиях тундры и летом, и зимой?

Ответы учащихся учитель записывает на доске. Учащиеся самостоятельно или вместе с учителем заполняют строки правой части таблицы задания 7, внося ответы соответственно условиям «задач», указанным в левой части таблицы. (приложение 1.)

Задание 7. Какие особенности песца делают возможным его существование на севере – стратегия млекопитающего.

Задачи, которые надо «решить» животному, чтобы жить в тундре Что помогает животному «решать» эти задачи
Жить в среде с низкими температурами и длительной зимой Быть млекопитающим, которым свойственны теплокровность, живорождение, забота о потомстве, сложное поведение
Сохранять тепло Высокое качество меха, укорочение отдельных частей тела. Использование временных нор, неслучайный выбор места для ночного сна, позы.
Обеспечить себя пищей и при недостатке основной добычи Смена «местопребывания»: миграции, кочевки. Изменение хаpaктера питания: наряду с хищничеством, всеядность и нахлебничество. Запасание пищи.
Восстанавливать численность после гибели многих животных при нeблагоприятных условиях Большая численность потомков, выкармливание чужих щенков
Сберегать энергоресурсы животного
Сберегать общие энергоресурсы
Снегоступы, облегчающие передвижение
Территориальность
Не обнаруживать себя перед врагом и добычей Сезонный диморфизм

Вывод предлагается сделать учащимся. Песец –  организм, обладающий комплексом адаптаций, необходимым для существования в условиях тундры.
Книгочей: «читайте книжки! Про «комплекс адаптаций песца» вы еще ни мало узнаете».

6. Как мы работали. Заполняем «оценочную таблицу» (Приложение 1)

Совет учителя. При знакомстве с другими животными, живущими на севере, обратите внимание: есть ли у них с песцом общие черты в стратегии освоения севера.
Как вы предполагаете использовать полученные знания? Достаточно ли у вас знаний, для того, чтобы сказать, почему на севере вопросы охраны природы стоят наиболее остро?

Нам решать вместе

В рассказе о семейных делах песцов есть подтверждения словам питера фабра из книги «популярная экология»: «нет таких организмов, которые не подвергались бы воздействиям внешней среды и сами не оказывали  бы влияния на свое окружение». (6)

7.  Домашнее задание

– Какой организм больше других изменяет окружающую среду, часто нарушая равновесие в природе?
Песец преодолевает все трудности жизни на суровом севере. Зверек использует многие возможности среды обитания для сохранения своей жизни и продолжения рода. Ему пока не грозит опасность исчезнуть с лица земли.
Человек тоже осваивает природные богатства тундры, добывает здесь газ и нефть. Человек не приспосабливается к условиям тундры. Он приспосабливает ее к себе. Изменяет. Разрушает.

– Каким будет продолжение отношений: песец и все обитатели тундры – тундра – человек?
– Какое задание ты дашь себе и всем нам, чтобы не случилось беды? Нам решать вместе?

Ответы на задания самостоятельной работы «Песец – полярный путешественник»

Задание 1. Длинношерстный. Длиннохвостый. Короткомордый. Коротконогий. Короткоухий.
Задание 2. 1 – а. Горностай, ласка, белая куропатка, тундряная куропатка.
Задание 3. 1 – б. 2 – б. 4 – б. 5 – б. 6 – в.
Задание 4.
1. Снег. 2. Ветер. 3. Наст.
Задание 5. Миграция. Кочевка.
Задание 6.
Ошибочные сведения под номерами: 2, 7.

Литература:

1. Корытин С.А. Запахи в жизни зверей. М.: Знание, 1978, с. 20.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. М.: Школа-Пресс. 1996.
3. Сдобников В.М. По тайге и тундре. М.: Гос. Изд. Географической литературы. 1956.
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа, 2003, с. 105.
5. Успенский С.М. Живая арктика. М.: Мысль. 1987.
6. Фабр П. Популярная экология. М.: Мир. 1971.



Комментарии:

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии


    Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

27 11 2024 16:21:53

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

26 11 2024 13:15:41

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

25 11 2024 0:16:23

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

24 11 2024 18:21:46

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    "Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

23 11 2024 13:25:23

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

      Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

22 11 2024 1:28:46

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

21 11 2024 14:10:53

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

20 11 2024 21:25:19

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

19 11 2024 20:42:14

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

18 11 2024 17:28:26

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

17 11 2024 3:30:26

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

16 11 2024 3:33:14

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

15 11 2024 9:40:18

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

14 11 2024 1:23:25

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"


    Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

      Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

13 11 2024 21:29:47

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

12 11 2024 15:39:47

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

11 11 2024 13:46:24

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

10 11 2024 23:27:29

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

09 11 2024 16:47:28

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

08 11 2024 9:31:41

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

07 11 2024 5:32:14

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

06 11 2024 3:48:29

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

05 11 2024 13:11:37

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

04 11 2024 4:52:51

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

      Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

03 11 2024 5:13:50

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

02 11 2024 18:23:59

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

01 11 2024 10:48:46

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

31 10 2024 7:59:33

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

30 10 2024 4:21:46

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

29 10 2024 11:11:47

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

28 10 2024 23:49:21

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

27 10 2024 9:39:23

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

26 10 2024 7:19:30

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

25 10 2024 18:46:34

Питание. Особенности питания растительного организма


    Питание. Особенности питания растительного организма

      Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

24 10 2024 1:25:37

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

23 10 2024 18:43:40

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

22 10 2024 7:21:47

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

21 10 2024 5:18:30

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

20 10 2024 3:39:29

Игра "Звездный час"


    Игра "Звездный час"

      Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....

19 10 2024 14:21:25

Урок на тему "Рост и развитие животных"

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....

18 10 2024 19:29:47

Химический состав, строение и свойства костей


    Химический состав, строение и свойства костей

      На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

17 10 2024 9:56:10

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

16 10 2024 7:24:18

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

15 10 2024 11:27:27

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

14 10 2024 16:41:31

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

13 10 2024 11:25:18

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

12 10 2024 22:21:21

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

11 10 2024 10:25:51

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

10 10 2024 10:19:25

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида


    Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

      В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

09 10 2024 13:46:47

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::