Песец – полярный путешественник
Цели занятия:
- Закрепление знаний о приспособленности живых организмов к условиям среды обитания на примере песца – обитателя тундры.
- Получение представлений о сезонном диморфизме, территориальности, миграциях, кочевках; о некоторых пищевых отношениях – хищничество, всеядность, нахлебничество.
- Развитие наблюдательности, умений анализировать информацию, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы.
- Формирование умений вести диалог.
- Формирование бережного отношения к природе.
Оборудование. Карта природных зон планеты и россии, глобус, видеофильм. Самостоятельная работа для учащихся (Приложение 1) Карточки с сообщениями из «справочного бюро» и комментариями, которые будут давать книгочей и песец дымка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний, или почему северный олень не живет в Африке.
Земля имеет шарообразную форму, наклонную ось
вращения. Это обусловливает следующие явления:
неравномерное распределение солнечной радиации
на поверхности планеты и постоянное движение
воздушных масс. Количество тепла уменьшается от
экватора к полюсам. Чередуются сезоны года,
глубина сезонных изменений наиболее проявляется
в высоких широтах. С материка дуют постоянные
сухие ветра, с моря на материк – постоянные
влажные ветры. Эти явления и географические
хаpaктеристики местности – широта и высота над
уровнем моря, – определяют климат местности.
От климата зависит распределение живых
организмов по планете. В настоящее время мы не
встретим жирафа на севере, в Африке живет не
северный олень, а другие его копытные
родственники.
3. Новые знания, которыми с нами
делятся ученые, путешественники и другие
специалисты. Сегодня мы путешествуем на север в
тундру. По словам Питера Фабра: «Тундра
начинается там, где кончаются леса, и
простирается на север до вечных снегов и льдов
Евразии и северной америки». (6)
Посмотрим фильм об этом крае, для кого-то далеком,
а для нас родном и близком. К сожалению, при
перезаписи фильма пропал звук. И нам
предстоит прокомментировать то, что увидим в
фильме.
Просмотр фильма.
4. Обсуждаем, спорим, предполагаем, доказываем. Новые знания, которые добудем сами. Наши помощники – песец Дымка и Книгочей, – застряли в тундре. Их роль предстоит исполнять вам, ребята.
Учащиеся получаю «самостоятельную работу» и карточки с сообщениями помощников.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Задание 1. В портрете песца допиши слова, хаpaктеризующие его внешность.
Песец ростом невелик. Длинно_ _ _ _ _ _ _ _. Длинно_ _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _. Коротко_ _ _ _.
Вопрос учителя. Почему у песца такие особенности внешнего вида?
Ответ учащихся. Во внешности песца все признаки млекопитающего животного.
Ответ. Так как, ученики уже знакомы с понятиями приспособленность и адаптации, предполагаемый ответ: длина шерсти, размеры некоторых частей тела, хаpaктерные для этого животного, не случайны и являются адаптациями песца к условиям, в которых он обитает.
Вопрос. Каковы особенности среды обитания песца? Нам рассказал об этом фильм. О каких природных особенностях тундры вы узнали раньше? Назовите и опишите их.
Ответ. Недостаток тепла. Продолжительная зима. Снег лежит большую часть года. Ветра. Вечная мерзлота. Заболоченная почва. Низкая растительность. Небольшое число видов животных. Полярный день и полярная ночь.
Вопрос. Какая особенность песца, как млекопитающего и какие черты его внешней организации позволяют жить в тундре, в некоторых районах которой средняя годовая температура ниже нуля, а средняя температура самого теплого месяца не больше 10 градусов?
Ответ. Песец, как все млекопитающие, теплокровное животное, поэтому может существовать при низкой температуре среды. При холоде длинная шерсть и пуховой подшерсток сохраняют тепло тела зверя. К зиме густота меха увеличивается.
Вопрос. Что об этом можно узнать в нашем справочном бюро?
Работает справочное бюро. Сегодня в нем дежурит Книгочей, который много прочитал и много знает: «Уточняю! Тепло сохраняет не шуба, а воздух, который задерживается между упругими длинными остевыми и мягкими пуховыми волосами. У некоторых зверей сердцевина остевого волоса пориста. Воздух обладает высокими теплозащитными свойствами, в сравнении с материалом шубы. Вместе они хорошо работают, сохраняя тепло, которое выpaбатывается каждой клеточкой живого организма. Читайте книжки!» (4)
ЧЬИ УШИ ДЛИННЕЕ
Вопрос. Попробуем примерить портрет песца к его близкой родственнице лисице и к его близкому соседу по тундре овцебыку, «покрытому длинной косматой шерстью и густым подшерстком». Кому из них больше подойдет портрет песца?
Ответ. Лисица и песец имеют внешнее сходство по родству. Песца и называют полярной лисицей. Мех богат у каждого из этих животных. Но «архитектура» тела более схожа у песца и овцебыка. У них короткие уши, ноги, морды.
Вопрос. С каким условием среды связаны эти особенности животных?
Ответ. Из предложенных ответов выбирается ответ «с недостатком тепла».
Вопрос. Объясните «укороченность» хвостов, ушей, ног. Вспомните позу человека, загорающего на пляже и оказавшегося не совсем одетым на морозе.
Ответ. Уменьшается потеря тепла зверем.
Вопрос. Выдвинете предположение о длине ушей зайца беляка, живущего на севере и в средней полосе нашей страны. Выдвинете предположение о причинах «покраснения» ушей у кролика, который только что активно погулял.
В СОХРАНЕНИИ ТЕПЛА НЕТ МЕЛОЧЕЙ
Дымка дает совет младшему собрату: «зимой, готовясь к ночлегу, выбери место за бугром, под берегом, за торосом. Там найдешь защиту от пронизывающего ветра. Свернись «калачиком». Накройся хвостом. В сохранении тепла мелочей не бывает. Затянулась пурга? Мороз не спадает? Выкапывай нору в снежном сугробе и оставайся в ней несколько дней подряд. Не высовывай нос наружу. А без еды наш брат может несколько дней обходиться».
Книгочей уточняет: «в таких убежищах температура воздуха всю ночь может держаться – 5, – 2 градуса при морозе снаружи – 50 градусов. Воздух в подснежной норе нагревается не только животным, но и благодаря почвенному теплу. Снег же обладает теплоизолирующим свойством. Об этом хорошо знают глухари и рябчики, зайцы и горностаи».
И ПЯТКИ ОБУТЫ
Вопрос. Зимнее обмундирование зверя это не только шуба, но и рукавицы. Или валенки? У песца вся подошва лап густо покрыта волосами. Как работает это приспособление при передвижении по снегу?
Ответ. Густой мех согревает ноги зверя, защищает от ранений ледяными корками.
Ответ. Лапы – снегоступы увеличивают площадь опоры и уменьшают нагрузку на грунт. Это удобное приспособление, которое помогают зверю передвигаться и по рыхлому снегу, и бегать по скользкому снежному насту и льду.
Дымка: «Про экономию, про экономию не забудьте. Приходилось вам прокладывать тропинку после хорошего снегопада? Из сил выбились? А я на снегоступах легко иду по рыхлому снегу. Не проваливаюсь. И удобно, и энергию сберегаю».
СТАРАЯ ЗАГАДКА С НОВЫМИ ОТВЕТАМИ
Задание 2. Выбери и отметь наиболее походящий по-твоему мнению ответ.
«Летом – серый, зимой – белый» – это загадка про
А) зайца-беляка, песца, копытного лемминга,
Б) зайца-беляка, песца, белого медведя,
В) зайца-беляка, песца, соболя.
Замени «серый» на другой цвет. Каких
животных еще можно назвать, и ответ на эту
загадку будет правильным?
«Сезонный диморфизм» – так называется
природное явление, описанное в детской загадке.
Предложи свою формулировку этого понятия,
объясняющую суть явления. Сравни ее с
формулировкой из словаря.
КТО СЫТ – ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН
Книгочей: «Как много съестного может встретить песец в тундре или на морском берегу! Начинайте перечислять. Вы получили рацион этого хищного зверя. Ученые подсчитали, что рацион песца состоит из более 100 видов животных и более 20 видов растений».
Дымка: «Не думайте, что моя всеядность, обеспечивает мне жизнь беззаботную и сытую. Еда еде рознь. Добрый обед трудом дается».
Задание 3. Правильные ответы на тесты помогут тебе выяснить, какова основная добыча песца и разобраться в причинах его путешествий зимой.
1. Для песца меньше всего хаpaктерно
А) разорение гнезд и питание яйцами, птенцами и
птицами,
Б) ловля и питание рыбой,
В) охота на леммингов и полевок.
2. Охотничьи маршруты песца после выпадения снега пролегают вдоль ручьев и небольших рек
А) потому что в долинах рек меньше дует ветер,
Б) потому что здесь больше всего скапливается
леммингов,
В) потому что песец переходит на питание рыбой.
3. Если зима очень снежная
А) песец остается в тундре,
Б) он покидает тундру и уходит на юг в лесную зону
или на север к белым медведям.
4. Если зима очень снежная песец уходит из тундры
А) потому что основная добыча – лемминги
залегают в спячку,
Б) потому что основная добыча – лемминги
покидают тундру,
В) потому что основную добычу – леммингов
становиться трудно добыть.
НЕ ВСЕ ПЕСЦУ МАСЛЕННИЦА
Задание 4. Ответь на вопросы и заполни кроссворд.
1. Какой «строительный материал» покрывает
крышу зимнего жилища лемминга?
2. Какое природное явление делает эту крышу очень
прочной?
3. Что образуется на крышах всех зимних жилищ в
тундре под действием природного явления?
Сделай вывод, ответив на вопрос: «как эти природные явления сказываются на жизни песца»?
Дымка: «Тут где-то про запас кусочек съестной я спрятал. Но, после такой напасти и его не достанешь».
КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ
Вопрос. Вспомните фильм. Кого сопровождает песец во время зимних путешествий? И почему?
Ответ. Основная добыча – лемминги, – становится недоступной для песца. Всю холодную темную северную зиму песец может следовать по пятам белого медведя. Выходит за гигантом и на морской лед.
Дымка: «Медведь, поймав нерпу, съедает жир. Большую часть мяса оставляет. Вот и мне подкрепление. А то, что «нахлебником» зовут? Так обидой ни сыт, ни жив не будешь».
Книгочей: «А в эту «небылицу» можно поверить? Слышал я, что ты и за волками следом идешь».
Дымка: «Зимой волков и медведей
бояться – не выжить. Мощным хищникам не
составит труда съесть меня. Осторожность!
Удача! И мне достанутся остатки и волчьих трапез.
Можно отправиться в путь и за северными
оленями. Бежать по снегу легко, да не сладко –
лемминги под надежной снежной крышей. И моими
крепкими изогнутыми когтями ее не одолеть. Олени
раскапывают копытами спрессованный плотный
снег. Добираются до ягеля. А тут и моя добыча
бегает. Иногда зимой мы уходим за тысячи
километров от дома».
Задание 5. Как называется путешествие, в которое отправляется песец зимой?
Тебе помогут гласные буквы:
И | А | И | Я |
Как называется более короткое путешествие?
Теперь твои помощники согласные буквы:
К | Ч | В | К |
ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ
Дымка: «Конечно, сытнее мне живется летом. Особенно в лемминговые урожайные годы. Но когда добычи много, и охотников хватает. Да и у самого в такие годы в норе ждет меня десяток, а то и полтора голодных ртов. Только успевай для себя корм добывать, потомство кормить, еще и владения свои охранять».
Вопрос. От кого охраняет песец свои владения?
Ответ. От соседа песца.
Дымка: «Поначалу мы с соседом здорово враждовали. Но установили границы своих участков. Моя территория – моя кормилица. Теперь дpaк не затеваем, не тратим на них сил и здоровья. В отношениях с соседом порядок. При этом некоторые задачи можно решать сообща».
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Задание 6. Прочитай рассказ. Реши, не добавил ли автор в правдивый рассказ фантазий. Если – да, «заключи» фантазии в скобки, или зачеркни. Если сомнений в правдивости нет, оставь рассказ без изменений.
1) По повадкам и образу жизни песец похож на
лисицу.
2) Норы песцов можно найти в лесу.
3) Песчаные сопки, которые песцы используют для
своих жилищ, сплошь изрыты ходами.
4) В таких обширных городках могут жить
одновременно две или три семьи.
5) Подходящие для строительства нор места
используют из года в год – 15-20 лет подряд.
6) А иногда сотни и даже тысячи лет.
7) Участки рядом со своими городками песцы
удобряют, чтобы разрасталась растительность.
8) Летом городки хорошо заметны из-за яркой
зелени.
9) Зимой песец забывает о своем обустроенном
жилище.
10) И в пургу, и в сильный мороз песец выкапывает
нору в снежном сугробе.
11) И не покидает ее несколько дней подряд.
12) Летом бывает, самка выкармливает до 20 щенков.
13) Своих принесла 8-9 детенышей.
14) А остальных щенков украла.
15) Приемышей кормит так же хорошо, как и своих
детей.
Вопрос. Если ты решишь, что у песцов возможно совместное выкармливание потомства или выкармливание приемышей, сделай предположение о цели подобного поведения?
Ответ обсуждается учащимися.
Дымка уточняет: «Взаимопомощь» песцов выгодна не отдельной семье хищников, а всему нашему «братству».
Книгочей: «Истории с украденными щенками известны! Читайте книжки!» (1)
5. Обобщаем и закрепляем материал
Вопрос. Что же помогает песцу жить в суровых, по-нашему, мнению условиях тундры и летом, и зимой?
Ответы учащихся учитель записывает на доске. Учащиеся самостоятельно или вместе с учителем заполняют строки правой части таблицы задания 7, внося ответы соответственно условиям «задач», указанным в левой части таблицы. (приложение 1.)
Задание 7. Какие особенности песца делают возможным его существование на севере – стратегия млекопитающего.
Задачи, которые надо «решить» животному, чтобы жить в тундре | Что помогает животному «решать» эти задачи |
Жить в среде с низкими температурами и длительной зимой | Быть млекопитающим, которым свойственны теплокровность, живорождение, забота о потомстве, сложное поведение |
Сохранять тепло | Высокое качество меха, укорочение отдельных частей тела. Использование временных нор, неслучайный выбор места для ночного сна, позы. |
Обеспечить себя пищей и при недостатке основной добычи | Смена «местопребывания»: миграции, кочевки. Изменение хаpaктера питания: наряду с хищничеством, всеядность и нахлебничество. Запасание пищи. |
Восстанавливать численность после гибели многих животных при нeблагоприятных условиях | Большая численность потомков, выкармливание чужих щенков |
Сберегать энергоресурсы животного Сберегать общие энергоресурсы |
Снегоступы, облегчающие передвижение Территориальность |
Не обнаруживать себя перед врагом и добычей | Сезонный диморфизм |
Вывод предлагается сделать учащимся.
Песец – организм, обладающий комплексом
адаптаций, необходимым для существования в
условиях тундры.
Книгочей: «читайте книжки! Про «комплекс
адаптаций песца» вы еще ни мало узнаете».
6. Как мы работали. Заполняем «оценочную таблицу» (Приложение 1)
Совет учителя. При знакомстве с
другими животными, живущими на севере, обратите
внимание: есть ли у них с песцом общие черты в
стратегии освоения севера.
Как вы предполагаете использовать полученные
знания? Достаточно ли у вас знаний, для того,
чтобы сказать, почему на севере вопросы охраны
природы стоят наиболее остро?
Нам решать вместе
В рассказе о семейных делах песцов есть подтверждения словам питера фабра из книги «популярная экология»: «нет таких организмов, которые не подвергались бы воздействиям внешней среды и сами не оказывали бы влияния на свое окружение». (6)
7. Домашнее задание
– Какой организм больше других изменяет
окружающую среду, часто нарушая равновесие в
природе?
Песец преодолевает все трудности жизни на
суровом севере. Зверек использует многие
возможности среды обитания для сохранения своей
жизни и продолжения рода. Ему пока не грозит
опасность исчезнуть с лица земли.
Человек тоже осваивает природные богатства
тундры, добывает здесь газ и нефть. Человек не
приспосабливается к условиям тундры. Он
приспосабливает ее к себе. Изменяет. Разрушает.
– Каким будет продолжение отношений: песец и
все обитатели тундры – тундра – человек?
– Какое задание ты дашь себе и всем нам, чтобы не
случилось беды? Нам решать вместе?
Ответы на задания самостоятельной работы «Песец – полярный путешественник»
Задание 1. Длинношерстный.
Длиннохвостый. Короткомордый. Коротконогий.
Короткоухий.
Задание 2. 1 – а. Горностай, ласка, белая
куропатка, тундряная куропатка.
Задание 3. 1 – б. 2 – б. 4 – б. 5 – б. 6 – в.
Задание 4. 1. Снег. 2. Ветер. 3. Наст.
Задание 5. Миграция. Кочевка.
Задание 6. Ошибочные сведения под номерами: 2,
7.
Литература:
1. Корытин С.А. Запахи в жизни зверей. М.:
Знание, 1978, с. 20.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. М.:
Школа-Пресс. 1996.
3. Сдобников В.М. По тайге и тундре. М.: Гос.
Изд. Географической литературы. 1956.
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа, 2003,
с. 105.
5. Успенский С.М. Живая арктика. М.: Мысль. 1987.
6. Фабр П. Популярная экология. М.: Мир. 1971.
Комментарии:
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
10 02 2025 22:47:53
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
09 02 2025 2:37:27
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
08 02 2025 23:15:43
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
07 02 2025 0:22:42
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
06 02 2025 17:23:21
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
05 02 2025 23:40:15
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
04 02 2025 12:20:32
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
03 02 2025 15:38:48
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
02 02 2025 13:52:23
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
01 02 2025 20:45:45
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
31 01 2025 20:30:38
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
30 01 2025 2:46:34
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
29 01 2025 21:38:46
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
28 01 2025 20:28:33
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
27 01 2025 20:27:20
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
26 01 2025 16:41:48
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
25 01 2025 9:51:56
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
24 01 2025 10:39:22
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
23 01 2025 4:34:19
Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....
22 01 2025 0:48:37
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
21 01 2025 21:14:39
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
20 01 2025 4:37:21
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
19 01 2025 16:10:32
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
18 01 2025 10:22:59
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
17 01 2025 10:22:17
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
16 01 2025 4:58:26
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
15 01 2025 19:36:27
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
14 01 2025 0:43:54
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
13 01 2025 9:51:56
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
12 01 2025 18:41:40
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
11 01 2025 7:40:34
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).
...
10 01 2025 15:18:48
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
09 01 2025 23:53:15
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
08 01 2025 7:33:16
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
07 01 2025 14:59:49
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
06 01 2025 14:41:59
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
05 01 2025 21:18:53
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
04 01 2025 23:47:50
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
03 01 2025 4:32:32
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
02 01 2025 10:29:43
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
01 01 2025 19:45:24
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
31 12 2024 17:15:12
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему.
...
30 12 2024 0:54:16

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
29 12 2024 18:57:34
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
28 12 2024 9:27:31

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
27 12 2024 18:52:52
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
26 12 2024 6:46:50
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
25 12 2024 18:47:23
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
24 12 2024 16:14:50
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
23 12 2024 5:27:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::