Песец – полярный путешественник
Цели занятия:
- Закрепление знаний о приспособленности живых организмов к условиям среды обитания на примере песца – обитателя тундры.
- Получение представлений о сезонном диморфизме, территориальности, миграциях, кочевках; о некоторых пищевых отношениях – хищничество, всеядность, нахлебничество.
- Развитие наблюдательности, умений анализировать информацию, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы.
- Формирование умений вести диалог.
- Формирование бережного отношения к природе.
Оборудование. Карта природных зон планеты и россии, глобус, видеофильм. Самостоятельная работа для учащихся (Приложение 1) Карточки с сообщениями из «справочного бюро» и комментариями, которые будут давать книгочей и песец дымка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний, или почему северный олень не живет в Африке.
Земля имеет шарообразную форму, наклонную ось
вращения. Это обусловливает следующие явления:
неравномерное распределение солнечной радиации
на поверхности планеты и постоянное движение
воздушных масс. Количество тепла уменьшается от
экватора к полюсам. Чередуются сезоны года,
глубина сезонных изменений наиболее проявляется
в высоких широтах. С материка дуют постоянные
сухие ветра, с моря на материк – постоянные
влажные ветры. Эти явления и географические
хаpaктеристики местности – широта и высота над
уровнем моря, – определяют климат местности.
От климата зависит распределение живых
организмов по планете. В настоящее время мы не
встретим жирафа на севере, в Африке живет не
северный олень, а другие его копытные
родственники.
3. Новые знания, которыми с нами
делятся ученые, путешественники и другие
специалисты. Сегодня мы путешествуем на север в
тундру. По словам Питера Фабра: «Тундра
начинается там, где кончаются леса, и
простирается на север до вечных снегов и льдов
Евразии и северной америки». (6)
Посмотрим фильм об этом крае, для кого-то далеком,
а для нас родном и близком. К сожалению, при
перезаписи фильма пропал звук. И нам
предстоит прокомментировать то, что увидим в
фильме.
Просмотр фильма.
4. Обсуждаем, спорим, предполагаем, доказываем. Новые знания, которые добудем сами. Наши помощники – песец Дымка и Книгочей, – застряли в тундре. Их роль предстоит исполнять вам, ребята.
Учащиеся получаю «самостоятельную работу» и карточки с сообщениями помощников.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Задание 1. В портрете песца допиши слова, хаpaктеризующие его внешность.
Песец ростом невелик. Длинно_ _ _ _ _ _ _ _. Длинно_ _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _. Коротко_ _ _ _.
Вопрос учителя. Почему у песца такие особенности внешнего вида?
Ответ учащихся. Во внешности песца все признаки млекопитающего животного.
Ответ. Так как, ученики уже знакомы с понятиями приспособленность и адаптации, предполагаемый ответ: длина шерсти, размеры некоторых частей тела, хаpaктерные для этого животного, не случайны и являются адаптациями песца к условиям, в которых он обитает.
Вопрос. Каковы особенности среды обитания песца? Нам рассказал об этом фильм. О каких природных особенностях тундры вы узнали раньше? Назовите и опишите их.
Ответ. Недостаток тепла. Продолжительная зима. Снег лежит большую часть года. Ветра. Вечная мерзлота. Заболоченная почва. Низкая растительность. Небольшое число видов животных. Полярный день и полярная ночь.
Вопрос. Какая особенность песца, как млекопитающего и какие черты его внешней организации позволяют жить в тундре, в некоторых районах которой средняя годовая температура ниже нуля, а средняя температура самого теплого месяца не больше 10 градусов?
Ответ. Песец, как все млекопитающие, теплокровное животное, поэтому может существовать при низкой температуре среды. При холоде длинная шерсть и пуховой подшерсток сохраняют тепло тела зверя. К зиме густота меха увеличивается.
Вопрос. Что об этом можно узнать в нашем справочном бюро?
Работает справочное бюро. Сегодня в нем дежурит Книгочей, который много прочитал и много знает: «Уточняю! Тепло сохраняет не шуба, а воздух, который задерживается между упругими длинными остевыми и мягкими пуховыми волосами. У некоторых зверей сердцевина остевого волоса пориста. Воздух обладает высокими теплозащитными свойствами, в сравнении с материалом шубы. Вместе они хорошо работают, сохраняя тепло, которое выpaбатывается каждой клеточкой живого организма. Читайте книжки!» (4)
ЧЬИ УШИ ДЛИННЕЕ
Вопрос. Попробуем примерить портрет песца к его близкой родственнице лисице и к его близкому соседу по тундре овцебыку, «покрытому длинной косматой шерстью и густым подшерстком». Кому из них больше подойдет портрет песца?
Ответ. Лисица и песец имеют внешнее сходство по родству. Песца и называют полярной лисицей. Мех богат у каждого из этих животных. Но «архитектура» тела более схожа у песца и овцебыка. У них короткие уши, ноги, морды.
Вопрос. С каким условием среды связаны эти особенности животных?
Ответ. Из предложенных ответов выбирается ответ «с недостатком тепла».
Вопрос. Объясните «укороченность» хвостов, ушей, ног. Вспомните позу человека, загорающего на пляже и оказавшегося не совсем одетым на морозе.
Ответ. Уменьшается потеря тепла зверем.
Вопрос. Выдвинете предположение о длине ушей зайца беляка, живущего на севере и в средней полосе нашей страны. Выдвинете предположение о причинах «покраснения» ушей у кролика, который только что активно погулял.
В СОХРАНЕНИИ ТЕПЛА НЕТ МЕЛОЧЕЙ
Дымка дает совет младшему собрату: «зимой, готовясь к ночлегу, выбери место за бугром, под берегом, за торосом. Там найдешь защиту от пронизывающего ветра. Свернись «калачиком». Накройся хвостом. В сохранении тепла мелочей не бывает. Затянулась пурга? Мороз не спадает? Выкапывай нору в снежном сугробе и оставайся в ней несколько дней подряд. Не высовывай нос наружу. А без еды наш брат может несколько дней обходиться».
Книгочей уточняет: «в таких убежищах температура воздуха всю ночь может держаться – 5, – 2 градуса при морозе снаружи – 50 градусов. Воздух в подснежной норе нагревается не только животным, но и благодаря почвенному теплу. Снег же обладает теплоизолирующим свойством. Об этом хорошо знают глухари и рябчики, зайцы и горностаи».
И ПЯТКИ ОБУТЫ
Вопрос. Зимнее обмундирование зверя это не только шуба, но и рукавицы. Или валенки? У песца вся подошва лап густо покрыта волосами. Как работает это приспособление при передвижении по снегу?
Ответ. Густой мех согревает ноги зверя, защищает от ранений ледяными корками.
Ответ. Лапы – снегоступы увеличивают площадь опоры и уменьшают нагрузку на грунт. Это удобное приспособление, которое помогают зверю передвигаться и по рыхлому снегу, и бегать по скользкому снежному насту и льду.
Дымка: «Про экономию, про экономию не забудьте. Приходилось вам прокладывать тропинку после хорошего снегопада? Из сил выбились? А я на снегоступах легко иду по рыхлому снегу. Не проваливаюсь. И удобно, и энергию сберегаю».
СТАРАЯ ЗАГАДКА С НОВЫМИ ОТВЕТАМИ
Задание 2. Выбери и отметь наиболее походящий по-твоему мнению ответ.
«Летом – серый, зимой – белый» – это загадка про
А) зайца-беляка, песца, копытного лемминга,
Б) зайца-беляка, песца, белого медведя,
В) зайца-беляка, песца, соболя.
Замени «серый» на другой цвет. Каких
животных еще можно назвать, и ответ на эту
загадку будет правильным?
«Сезонный диморфизм» – так называется
природное явление, описанное в детской загадке.
Предложи свою формулировку этого понятия,
объясняющую суть явления. Сравни ее с
формулировкой из словаря.
КТО СЫТ – ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН
Книгочей: «Как много съестного может встретить песец в тундре или на морском берегу! Начинайте перечислять. Вы получили рацион этого хищного зверя. Ученые подсчитали, что рацион песца состоит из более 100 видов животных и более 20 видов растений».
Дымка: «Не думайте, что моя всеядность, обеспечивает мне жизнь беззаботную и сытую. Еда еде рознь. Добрый обед трудом дается».
Задание 3. Правильные ответы на тесты помогут тебе выяснить, какова основная добыча песца и разобраться в причинах его путешествий зимой.
1. Для песца меньше всего хаpaктерно
А) разорение гнезд и питание яйцами, птенцами и
птицами,
Б) ловля и питание рыбой,
В) охота на леммингов и полевок.
2. Охотничьи маршруты песца после выпадения снега пролегают вдоль ручьев и небольших рек
А) потому что в долинах рек меньше дует ветер,
Б) потому что здесь больше всего скапливается
леммингов,
В) потому что песец переходит на питание рыбой.
3. Если зима очень снежная
А) песец остается в тундре,
Б) он покидает тундру и уходит на юг в лесную зону
или на север к белым медведям.
4. Если зима очень снежная песец уходит из тундры
А) потому что основная добыча – лемминги
залегают в спячку,
Б) потому что основная добыча – лемминги
покидают тундру,
В) потому что основную добычу – леммингов
становиться трудно добыть.
НЕ ВСЕ ПЕСЦУ МАСЛЕННИЦА
Задание 4. Ответь на вопросы и заполни кроссворд.
1. Какой «строительный материал» покрывает
крышу зимнего жилища лемминга?
2. Какое природное явление делает эту крышу очень
прочной?
3. Что образуется на крышах всех зимних жилищ в
тундре под действием природного явления?
Сделай вывод, ответив на вопрос: «как эти природные явления сказываются на жизни песца»?
Дымка: «Тут где-то про запас кусочек съестной я спрятал. Но, после такой напасти и его не достанешь».
КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ
Вопрос. Вспомните фильм. Кого сопровождает песец во время зимних путешествий? И почему?
Ответ. Основная добыча – лемминги, – становится недоступной для песца. Всю холодную темную северную зиму песец может следовать по пятам белого медведя. Выходит за гигантом и на морской лед.
Дымка: «Медведь, поймав нерпу, съедает жир. Большую часть мяса оставляет. Вот и мне подкрепление. А то, что «нахлебником» зовут? Так обидой ни сыт, ни жив не будешь».
Книгочей: «А в эту «небылицу» можно поверить? Слышал я, что ты и за волками следом идешь».
Дымка: «Зимой волков и медведей
бояться – не выжить. Мощным хищникам не
составит труда съесть меня. Осторожность!
Удача! И мне достанутся остатки и волчьих трапез.
Можно отправиться в путь и за северными
оленями. Бежать по снегу легко, да не сладко –
лемминги под надежной снежной крышей. И моими
крепкими изогнутыми когтями ее не одолеть. Олени
раскапывают копытами спрессованный плотный
снег. Добираются до ягеля. А тут и моя добыча
бегает. Иногда зимой мы уходим за тысячи
километров от дома».
Задание 5. Как называется путешествие, в которое отправляется песец зимой?
Тебе помогут гласные буквы:
И | А | И | Я |
Как называется более короткое путешествие?
Теперь твои помощники согласные буквы:
К | Ч | В | К |
ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ
Дымка: «Конечно, сытнее мне живется летом. Особенно в лемминговые урожайные годы. Но когда добычи много, и охотников хватает. Да и у самого в такие годы в норе ждет меня десяток, а то и полтора голодных ртов. Только успевай для себя корм добывать, потомство кормить, еще и владения свои охранять».
Вопрос. От кого охраняет песец свои владения?
Ответ. От соседа песца.
Дымка: «Поначалу мы с соседом здорово враждовали. Но установили границы своих участков. Моя территория – моя кормилица. Теперь дpaк не затеваем, не тратим на них сил и здоровья. В отношениях с соседом порядок. При этом некоторые задачи можно решать сообща».
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Задание 6. Прочитай рассказ. Реши, не добавил ли автор в правдивый рассказ фантазий. Если – да, «заключи» фантазии в скобки, или зачеркни. Если сомнений в правдивости нет, оставь рассказ без изменений.
1) По повадкам и образу жизни песец похож на
лисицу.
2) Норы песцов можно найти в лесу.
3) Песчаные сопки, которые песцы используют для
своих жилищ, сплошь изрыты ходами.
4) В таких обширных городках могут жить
одновременно две или три семьи.
5) Подходящие для строительства нор места
используют из года в год – 15-20 лет подряд.
6) А иногда сотни и даже тысячи лет.
7) Участки рядом со своими городками песцы
удобряют, чтобы разрасталась растительность.
8) Летом городки хорошо заметны из-за яркой
зелени.
9) Зимой песец забывает о своем обустроенном
жилище.
10) И в пургу, и в сильный мороз песец выкапывает
нору в снежном сугробе.
11) И не покидает ее несколько дней подряд.
12) Летом бывает, самка выкармливает до 20 щенков.
13) Своих принесла 8-9 детенышей.
14) А остальных щенков украла.
15) Приемышей кормит так же хорошо, как и своих
детей.
Вопрос. Если ты решишь, что у песцов возможно совместное выкармливание потомства или выкармливание приемышей, сделай предположение о цели подобного поведения?
Ответ обсуждается учащимися.
Дымка уточняет: «Взаимопомощь» песцов выгодна не отдельной семье хищников, а всему нашему «братству».
Книгочей: «Истории с украденными щенками известны! Читайте книжки!» (1)
5. Обобщаем и закрепляем материал
Вопрос. Что же помогает песцу жить в суровых, по-нашему, мнению условиях тундры и летом, и зимой?
Ответы учащихся учитель записывает на доске. Учащиеся самостоятельно или вместе с учителем заполняют строки правой части таблицы задания 7, внося ответы соответственно условиям «задач», указанным в левой части таблицы. (приложение 1.)
Задание 7. Какие особенности песца делают возможным его существование на севере – стратегия млекопитающего.
Задачи, которые надо «решить» животному, чтобы жить в тундре | Что помогает животному «решать» эти задачи |
Жить в среде с низкими температурами и длительной зимой | Быть млекопитающим, которым свойственны теплокровность, живорождение, забота о потомстве, сложное поведение |
Сохранять тепло | Высокое качество меха, укорочение отдельных частей тела. Использование временных нор, неслучайный выбор места для ночного сна, позы. |
Обеспечить себя пищей и при недостатке основной добычи | Смена «местопребывания»: миграции, кочевки. Изменение хаpaктера питания: наряду с хищничеством, всеядность и нахлебничество. Запасание пищи. |
Восстанавливать численность после гибели многих животных при нeблагоприятных условиях | Большая численность потомков, выкармливание чужих щенков |
Сберегать энергоресурсы животного Сберегать общие энергоресурсы |
Снегоступы, облегчающие передвижение Территориальность |
Не обнаруживать себя перед врагом и добычей | Сезонный диморфизм |
Вывод предлагается сделать учащимся.
Песец – организм, обладающий комплексом
адаптаций, необходимым для существования в
условиях тундры.
Книгочей: «читайте книжки! Про «комплекс
адаптаций песца» вы еще ни мало узнаете».
6. Как мы работали. Заполняем «оценочную таблицу» (Приложение 1)
Совет учителя. При знакомстве с
другими животными, живущими на севере, обратите
внимание: есть ли у них с песцом общие черты в
стратегии освоения севера.
Как вы предполагаете использовать полученные
знания? Достаточно ли у вас знаний, для того,
чтобы сказать, почему на севере вопросы охраны
природы стоят наиболее остро?
Нам решать вместе
В рассказе о семейных делах песцов есть подтверждения словам питера фабра из книги «популярная экология»: «нет таких организмов, которые не подвергались бы воздействиям внешней среды и сами не оказывали бы влияния на свое окружение». (6)
7. Домашнее задание
– Какой организм больше других изменяет
окружающую среду, часто нарушая равновесие в
природе?
Песец преодолевает все трудности жизни на
суровом севере. Зверек использует многие
возможности среды обитания для сохранения своей
жизни и продолжения рода. Ему пока не грозит
опасность исчезнуть с лица земли.
Человек тоже осваивает природные богатства
тундры, добывает здесь газ и нефть. Человек не
приспосабливается к условиям тундры. Он
приспосабливает ее к себе. Изменяет. Разрушает.
– Каким будет продолжение отношений: песец и
все обитатели тундры – тундра – человек?
– Какое задание ты дашь себе и всем нам, чтобы не
случилось беды? Нам решать вместе?
Ответы на задания самостоятельной работы «Песец – полярный путешественник»
Задание 1. Длинношерстный.
Длиннохвостый. Короткомордый. Коротконогий.
Короткоухий.
Задание 2. 1 – а. Горностай, ласка, белая
куропатка, тундряная куропатка.
Задание 3. 1 – б. 2 – б. 4 – б. 5 – б. 6 – в.
Задание 4. 1. Снег. 2. Ветер. 3. Наст.
Задание 5. Миграция. Кочевка.
Задание 6. Ошибочные сведения под номерами: 2,
7.
Литература:
1. Корытин С.А. Запахи в жизни зверей. М.:
Знание, 1978, с. 20.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. М.:
Школа-Пресс. 1996.
3. Сдобников В.М. По тайге и тундре. М.: Гос.
Изд. Географической литературы. 1956.
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа, 2003,
с. 105.
5. Успенский С.М. Живая арктика. М.: Мысль. 1987.
6. Фабр П. Популярная экология. М.: Мир. 1971.
Комментарии:
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
31 05 2025 13:25:49
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
30 05 2025 3:46:52
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
29 05 2025 4:55:42
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
28 05 2025 13:23:44
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
27 05 2025 0:48:12
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....
26 05 2025 2:53:49
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
25 05 2025 13:20:53
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
24 05 2025 1:20:35
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
23 05 2025 4:39:35
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
22 05 2025 8:55:41
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока.
...
21 05 2025 0:11:30
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
20 05 2025 10:15:17
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
19 05 2025 7:22:49
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
18 05 2025 8:33:34
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
17 05 2025 14:18:24
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
16 05 2025 10:44:13
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
15 05 2025 14:30:23
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
14 05 2025 9:40:56
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
13 05 2025 16:53:36
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
12 05 2025 9:18:33
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
11 05 2025 9:56:30
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
10 05 2025 21:34:42
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
09 05 2025 1:44:25
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
08 05 2025 12:51:52
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
07 05 2025 9:27:43
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
06 05 2025 2:52:38
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
05 05 2025 7:50:53
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
04 05 2025 13:21:48
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
03 05 2025 16:47:50
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
02 05 2025 10:21:31
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
01 05 2025 20:37:43
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
30 04 2025 6:12:38
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
29 04 2025 7:12:25
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
28 04 2025 9:31:52
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
27 04 2025 19:52:16
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
26 04 2025 22:13:58
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
25 04 2025 3:22:16
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
24 04 2025 20:40:23
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
23 04 2025 23:29:35
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами.
...
22 04 2025 1:42:41
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
21 04 2025 16:36:30
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
20 04 2025 16:40:22
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
19 04 2025 7:55:48
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
18 04 2025 9:12:37
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
17 04 2025 10:35:37

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
16 04 2025 23:53:28
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
15 04 2025 10:52:55
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
14 04 2025 18:27:11
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
13 04 2025 6:22:47
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
12 04 2025 5:48:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::