Контрольно-обобщающий урок по биологии

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить и расширить знания о трaнcпортных системах организма человека.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, плакаты: “Строение сосудов”, “Круги кровообращения”, “Лимфатическая система человека”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания по разделу “Tрaнcпортные системы организма”. Эти знания помогут вам при прохождении последующих тем: “Дыхание”, “Пищеварение”, “Обмен веществ и энергии”, “Выделение”.
Эпиграфом к уроку могут быть слова китайского мудреца:
“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь”.
Вы сегодня будете говорить, показывать и действовать. У каждого из вас имеются опросные листы, на которых вы будете поэтапно выполнять задания.
II. Выполнение учащимися заданий.
Мотивация. Организм человека состоит примерно из 1013 клеток. В каждой клетке ежесекундно происходит 9 триллионов реакций. Откуда же берется энергия для обеспечения процессов в клетках? Благодаря работе трaнcпортных систем, которые доставляют питательные вещества и кислород к каждой клетке организма.
Фронтальный опрос.
Учитель: Какие же системы относятся к трaнcпортным?
Ответы учащихся: Замкнутая кровеносная и незамкнутая лимфатическая системы.
Презентация. Слайд 1
Учитель: Почему кровеносная система называется замкнутой, а лимфатическая – незамкнутой?
Ответы учащихся: Кровь движется только по сосудам кровеносной системы, не выливаясь в полость тела. А лимфа образуется в тканях из тканевой жидкости, затем собирается в сосуды.
Учитель: Какие органы образуют кровеносную и лимфатическую системы?
Задание 1
Дополните схему, вставив недостающие компоненты.
Слайд 2
Проверка задания 1 по слайду:
Учитель: Какие особенности строения имеют органы трaнcпортных систем в связи с выполняемой функцией? Для этого вы должны выполнить задание 2. Необходимо найти соответствия между органами и особенностями строения.
Задание 2
Орган
1. Сердце ( )
2. Артерии ( )
3. Вены ( )
4. Кровеносные капилляры ( )
5. Лимфатические сосуды ( )
6. Лимфатические капилляры ( )
7. Лимфатические узлы ( )
Особенности строения
1. Соединительная ткань, мышечный слой, содержащий много мышечных клеток и тонкий слой эпителиальных клеток.
2. Слепые мешочки, состоящие из одного слоя эпителиальных клеток.
3. Соединительная ткань, мышечный слой, тонкий слой эпителиальных клеток, образующий кармановидные клапаны.
4. Небольшие бобовидные образования.
5. Соединительная ткань, мощный мышечный слой – миокард, эпителиальная ткань.
6. Тонкий слой плоских эпителиальных клеток.
Слайд 3
Проверка задания 2 с использованием плаката “Строение сосудов”:
1. Сердце (5) состоит из слоя соединительной ткани, мощного мышечного слоя – миокарда и слоя эпителиальных клеток.
2. Артерии (1) состоят из слоя соединительной ткани, мышечного слоя, содержащего много мышечных клеток и слоя эпителиальных клеток.
3. Вены (3) состоят из слоя соединительной ткани, небольшого мышечного слоя и слоя эпителиальных клеток, образующих кармановидные клапаны.
Слайд 4
4. Кровеносные капилляры (6) образованы слоем плоских эпителиальных клеток.
5. Лимфатические сосуды (3) состоят из слоя соединительной ткани, небольшого мышечного слоя и слоя эпителиальных клеток, образующих кармановидные клапаны.
6. Лимфатические капилляры (2) представляют собой слепые мешочки, образованные одним слоем эпителиальных клеток.
7. Лимфатические узлы (4) небольшие бобовидные образования.
Учитель: Как происходит движение крови и лимфы по сосудам?
Задание 3 (выполняется по вариантам):
Вариант 1
Постройте логическую цепочку большого круга кровообращения, вписав в скобки цифры, соответствующие словам.
Правое предсердие1, венозная кровь2, левый желудочек сердца3, аорта и артериальная кровь4, верхняя и нижняя полые вены5, кислород и питательные вещества6, артерии и капилляры7.
( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( )
Вариант 2
Постройте логическую цепочку малого круга кровообращения, вписав в скобки цифры, соответствующие словам.
Левое предсердие1, артериальная кровь и легочные вены2, венозная кровь и легочные артерии3, правый желудочек4, альвеолы5, капилляры6, углекислый газ и кислород7.
( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( )
Вариант 3
Постройте логическую цепочку оттока лимфы, вписав в скобки цифры, соответствующие словам.
Лимфатические узлы и фильтры1, тканевая жидкость и лимфа2, лимфатические капилляры3, грудной проток4, лимфатические сосуды5, вещества жизнедеятельности клеток питательные вещества6, шейные вены7.
( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( )
Проверка задания 3 по слайдам с использованием плакатов “Круги кровообращения” и “Лимфатическая система”:
Слайд 5
Вариант 1
Левый желудочек сердца(3) —> аорта и артериальная кровь(4) —> артерии и капилляры(7) —> кислород и питательные вещества(6) —> венозная кровь(2) —> верхняя и нижняя полые вены(5) —> правое предсердие(1).
Слайд 6
Вариант 2
Правый желудочек сердца(4) —> венозная кровь и легочные артерии(3) —> капилляры(6) —> альвеолы(5) —> углекислый газ и кислород(7) —> артериальная кровь и легочные вены(2) —> левое предсердие(1).
Слайд 7
Вариант 3
Тканевая жидкость и лимфа(2) —> вещества жизнедеятельности клеток и питательные вещества(6) —> лимфатические капилляры(3) лимфатические сосуды(5) —> лимфатические узлы и фильтры(1) —> грудной проток(4) —> шейные вены(7).
Учитель: Какой вывод можно сделать о циркуляции крови и лимфы в организме.
Ответы учащихся: Благодаря постоянному движению крови по двум кругам кровообращения и лимфы в одном направлении, в организме обеспечивается баланс между приносимыми и уносимыми из клетки веществами.
Учитель: Чем обусловлено непрерывное движение крови по сосудам?
Ответы учащихся: Работой сердца.
Слайд 8
Учитель: Среди предложенных слов найдите лишнее, объясните, почему оно лишнее: Створчатые клапаны, систола, плазма, диастола, полулунные клапаны, автоматизм, желудочки, предсердия.
Ответы учащихся: Лишнее слово – плазма, так как оно не хаpaктеризует строение и работу сердца.
Учитель: Почему кровь двигается по сосудам в строго определенном направлении?
Ответы учащихся: Действуют законы движения жидкости.
Слайд 9
Основные тезисы физических законов движения жидкости по сосудам
- Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
- Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
- Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
- Чем меньше суммарное поперечное сечение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
Учитель: Как же физические законы работают в организме человека? Опираясь на законы движения жидкости по сосудам, выполните следующее задание:
Задание 4
Вставьте в текст пропущенные слова:
Сердце, сокращаясь, создает ... крови в сосудах. Наибольшее давление в ..., наименьшее в ... .Чем больше давление, тем ... скорость тока крови. Максимальная скорость тока крови в ..., минимальная в .... Это имеет важное значение для осуществления ... между кровью и тканями организма.
Проверка задания по слайду.
Слайд 10
Сердце, сокращаясь, создает давление крови в сосудах. Наибольшее давление в артериях, наименьшее в венах. Чем больше давление, тем больше скорость тока крови. Максимальная скорость тока крови в аорте, минимальная в капиллярах. Это имеет важное значение для осуществления газообмена между кровью и тканями организма.
Учитель: Чем регулируется работа органов кровеносной и лимфатической систем?
Ответы учащихся: Нервной и эндокринной системами.
Учитель: Используя знания о нервной и гумopaльной регуляции, решите биологическую задачу:
Слайд 11
При скорости автомобиля 50 км/ч пульс водителя в среднем 73 удара в мин, при 70 км/ч – 79, при 80 км/ч 85, а при 100 км/ч учащается до 97 ударов в минуту. Объясните, почему происходит учащение пульса.
Ответы учащихся: При повышении скорости автомобиля, происходит увеличение концентрации внимания водителя. В связи с этим под влиянием импульсов центральной нервной системы и поступлением в кровь биологических активных веществ (гормона адреналина) изменяется частота и сила сердечных сокращений. Об этих изменениях можно судить по пульсу.
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, вывод о значении трaнcпортных систем в организме человека.
Ответы учащихся: Каждая клетка организма выполняет определенную работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются посредством работы кровеносной и лимфатической систем с участием внутренней среды организма и под контролем нервной и эндокринной систем.
III. Домашнее задание.
А) Изучить § 24.
Б) Составить вопросы по теме “Гигиена сердечно-сосудистой системы”, используя текст § 24.
В) Написать сочинение на тему “О чем думает мое сердце?”
IV. Итоги урока.
Комментарии:
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
10 12 2025 10:47:38
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
09 12 2025 17:12:50
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
08 12 2025 9:36:24
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
07 12 2025 10:34:10
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
06 12 2025 7:54:50
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
05 12 2025 7:13:23
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
04 12 2025 8:30:13
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
03 12 2025 14:50:20
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
02 12 2025 2:20:23
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
01 12 2025 0:16:23
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
30 11 2025 15:56:52
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
29 11 2025 0:43:29
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
28 11 2025 13:20:36
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
27 11 2025 17:26:57
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
26 11 2025 13:32:21
Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
25 11 2025 23:40:36
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
24 11 2025 0:26:40
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
23 11 2025 8:37:28
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
22 11 2025 10:51:27
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
21 11 2025 5:15:21
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
20 11 2025 6:33:21
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
19 11 2025 6:37:25
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
18 11 2025 19:21:21
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах.
...
17 11 2025 23:20:27
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
16 11 2025 12:41:49
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
15 11 2025 16:54:50
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
14 11 2025 7:27:26
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
13 11 2025 0:44:59
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
12 11 2025 20:36:58
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
11 11 2025 1:18:48
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
10 11 2025 20:51:42
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
09 11 2025 6:36:51
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
08 11 2025 16:48:31
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
07 11 2025 12:30:30
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
06 11 2025 4:51:29
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
05 11 2025 13:32:27
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
04 11 2025 13:58:54
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
03 11 2025 11:43:36
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
02 11 2025 23:14:57
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
01 11 2025 8:39:25
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
31 10 2025 18:45:27
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
30 10 2025 2:34:36
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
29 10 2025 11:30:18
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
28 10 2025 11:35:40
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
27 10 2025 15:40:58
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
26 10 2025 17:42:41
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
25 10 2025 11:13:51
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
24 10 2025 7:41:20
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
23 10 2025 16:21:51
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
22 10 2025 3:15:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс