Контрольно-обобщающий урок по биологии

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить и расширить знания о трaнcпортных системах организма человека.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, плакаты: “Строение сосудов”, “Круги кровообращения”, “Лимфатическая система человека”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания по разделу “Tрaнcпортные системы организма”. Эти знания помогут вам при прохождении последующих тем: “Дыхание”, “Пищеварение”, “Обмен веществ и энергии”, “Выделение”.
Эпиграфом к уроку могут быть слова китайского мудреца:
“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь”.
Вы сегодня будете говорить, показывать и действовать. У каждого из вас имеются опросные листы, на которых вы будете поэтапно выполнять задания.
II. Выполнение учащимися заданий.
Мотивация. Организм человека состоит примерно из 1013 клеток. В каждой клетке ежесекундно происходит 9 триллионов реакций. Откуда же берется энергия для обеспечения процессов в клетках? Благодаря работе трaнcпортных систем, которые доставляют питательные вещества и кислород к каждой клетке организма.
Фронтальный опрос.
Учитель: Какие же системы относятся к трaнcпортным?
Ответы учащихся: Замкнутая кровеносная и незамкнутая лимфатическая системы.
Презентация. Слайд 1
Учитель: Почему кровеносная система называется замкнутой, а лимфатическая – незамкнутой?
Ответы учащихся: Кровь движется только по сосудам кровеносной системы, не выливаясь в полость тела. А лимфа образуется в тканях из тканевой жидкости, затем собирается в сосуды.
Учитель: Какие органы образуют кровеносную и лимфатическую системы?
Задание 1
Дополните схему, вставив недостающие компоненты.
Слайд 2
Проверка задания 1 по слайду:
Учитель: Какие особенности строения имеют органы трaнcпортных систем в связи с выполняемой функцией? Для этого вы должны выполнить задание 2. Необходимо найти соответствия между органами и особенностями строения.
Задание 2
Орган
1. Сердце ( )
2. Артерии ( )
3. Вены ( )
4. Кровеносные капилляры ( )
5. Лимфатические сосуды ( )
6. Лимфатические капилляры ( )
7. Лимфатические узлы ( )
Особенности строения
1. Соединительная ткань, мышечный слой, содержащий много мышечных клеток и тонкий слой эпителиальных клеток.
2. Слепые мешочки, состоящие из одного слоя эпителиальных клеток.
3. Соединительная ткань, мышечный слой, тонкий слой эпителиальных клеток, образующий кармановидные клапаны.
4. Небольшие бобовидные образования.
5. Соединительная ткань, мощный мышечный слой – миокард, эпителиальная ткань.
6. Тонкий слой плоских эпителиальных клеток.
Слайд 3
Проверка задания 2 с использованием плаката “Строение сосудов”:
1. Сердце (5) состоит из слоя соединительной ткани, мощного мышечного слоя – миокарда и слоя эпителиальных клеток.
2. Артерии (1) состоят из слоя соединительной ткани, мышечного слоя, содержащего много мышечных клеток и слоя эпителиальных клеток.
3. Вены (3) состоят из слоя соединительной ткани, небольшого мышечного слоя и слоя эпителиальных клеток, образующих кармановидные клапаны.
Слайд 4
4. Кровеносные капилляры (6) образованы слоем плоских эпителиальных клеток.
5. Лимфатические сосуды (3) состоят из слоя соединительной ткани, небольшого мышечного слоя и слоя эпителиальных клеток, образующих кармановидные клапаны.
6. Лимфатические капилляры (2) представляют собой слепые мешочки, образованные одним слоем эпителиальных клеток.
7. Лимфатические узлы (4) небольшие бобовидные образования.
Учитель: Как происходит движение крови и лимфы по сосудам?
Задание 3 (выполняется по вариантам):
Вариант 1
Постройте логическую цепочку большого круга кровообращения, вписав в скобки цифры, соответствующие словам.
Правое предсердие1, венозная кровь2, левый желудочек сердца3, аорта и артериальная кровь4, верхняя и нижняя полые вены5, кислород и питательные вещества6, артерии и капилляры7.
( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( )
Вариант 2
Постройте логическую цепочку малого круга кровообращения, вписав в скобки цифры, соответствующие словам.
Левое предсердие1, артериальная кровь и легочные вены2, венозная кровь и легочные артерии3, правый желудочек4, альвеолы5, капилляры6, углекислый газ и кислород7.
( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( )
Вариант 3
Постройте логическую цепочку оттока лимфы, вписав в скобки цифры, соответствующие словам.
Лимфатические узлы и фильтры1, тканевая жидкость и лимфа2, лимфатические капилляры3, грудной проток4, лимфатические сосуды5, вещества жизнедеятельности клеток питательные вещества6, шейные вены7.
( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( ) —> ( )
Проверка задания 3 по слайдам с использованием плакатов “Круги кровообращения” и “Лимфатическая система”:
Слайд 5
Вариант 1
Левый желудочек сердца(3) —> аорта и артериальная кровь(4) —> артерии и капилляры(7) —> кислород и питательные вещества(6) —> венозная кровь(2) —> верхняя и нижняя полые вены(5) —> правое предсердие(1).
Слайд 6
Вариант 2
Правый желудочек сердца(4) —> венозная кровь и легочные артерии(3) —> капилляры(6) —> альвеолы(5) —> углекислый газ и кислород(7) —> артериальная кровь и легочные вены(2) —> левое предсердие(1).
Слайд 7
Вариант 3
Тканевая жидкость и лимфа(2) —> вещества жизнедеятельности клеток и питательные вещества(6) —> лимфатические капилляры(3) лимфатические сосуды(5) —> лимфатические узлы и фильтры(1) —> грудной проток(4) —> шейные вены(7).
Учитель: Какой вывод можно сделать о циркуляции крови и лимфы в организме.
Ответы учащихся: Благодаря постоянному движению крови по двум кругам кровообращения и лимфы в одном направлении, в организме обеспечивается баланс между приносимыми и уносимыми из клетки веществами.
Учитель: Чем обусловлено непрерывное движение крови по сосудам?
Ответы учащихся: Работой сердца.
Слайд 8
Учитель: Среди предложенных слов найдите лишнее, объясните, почему оно лишнее: Створчатые клапаны, систола, плазма, диастола, полулунные клапаны, автоматизм, желудочки, предсердия.
Ответы учащихся: Лишнее слово – плазма, так как оно не хаpaктеризует строение и работу сердца.
Учитель: Почему кровь двигается по сосудам в строго определенном направлении?
Ответы учащихся: Действуют законы движения жидкости.
Слайд 9
Основные тезисы физических законов движения жидкости по сосудам
- Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
- Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
- Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
- Чем меньше суммарное поперечное сечение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
Учитель: Как же физические законы работают в организме человека? Опираясь на законы движения жидкости по сосудам, выполните следующее задание:
Задание 4
Вставьте в текст пропущенные слова:
Сердце, сокращаясь, создает ... крови в сосудах. Наибольшее давление в ..., наименьшее в ... .Чем больше давление, тем ... скорость тока крови. Максимальная скорость тока крови в ..., минимальная в .... Это имеет важное значение для осуществления ... между кровью и тканями организма.
Проверка задания по слайду.
Слайд 10
Сердце, сокращаясь, создает давление крови в сосудах. Наибольшее давление в артериях, наименьшее в венах. Чем больше давление, тем больше скорость тока крови. Максимальная скорость тока крови в аорте, минимальная в капиллярах. Это имеет важное значение для осуществления газообмена между кровью и тканями организма.
Учитель: Чем регулируется работа органов кровеносной и лимфатической систем?
Ответы учащихся: Нервной и эндокринной системами.
Учитель: Используя знания о нервной и гумopaльной регуляции, решите биологическую задачу:
Слайд 11
При скорости автомобиля 50 км/ч пульс водителя в среднем 73 удара в мин, при 70 км/ч – 79, при 80 км/ч 85, а при 100 км/ч учащается до 97 ударов в минуту. Объясните, почему происходит учащение пульса.
Ответы учащихся: При повышении скорости автомобиля, происходит увеличение концентрации внимания водителя. В связи с этим под влиянием импульсов центральной нервной системы и поступлением в кровь биологических активных веществ (гормона адреналина) изменяется частота и сила сердечных сокращений. Об этих изменениях можно судить по пульсу.
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, вывод о значении трaнcпортных систем в организме человека.
Ответы учащихся: Каждая клетка организма выполняет определенную работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются посредством работы кровеносной и лимфатической систем с участием внутренней среды организма и под контролем нервной и эндокринной систем.
III. Домашнее задание.
А) Изучить § 24.
Б) Составить вопросы по теме “Гигиена сердечно-сосудистой системы”, используя текст § 24.
В) Написать сочинение на тему “О чем думает мое сердце?”
IV. Итоги урока.
Комментарии:
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
26 12 2025 15:42:21
Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....
25 12 2025 4:44:58
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
24 12 2025 18:31:25
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
23 12 2025 21:32:34
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
22 12 2025 18:19:22
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
21 12 2025 7:14:34
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
20 12 2025 14:47:17
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
19 12 2025 14:20:10
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
18 12 2025 5:44:27
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
17 12 2025 5:20:38
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
16 12 2025 12:23:50
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
15 12 2025 10:23:39
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
14 12 2025 0:20:35
Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
13 12 2025 21:33:39
Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
12 12 2025 17:54:37
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
11 12 2025 11:51:28
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
10 12 2025 0:19:40
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
09 12 2025 5:51:45
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
08 12 2025 10:27:47
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
07 12 2025 16:27:33
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
06 12 2025 12:41:59
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
05 12 2025 15:40:21
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
04 12 2025 0:38:10
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
03 12 2025 21:39:19
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
02 12 2025 11:15:38
Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....
01 12 2025 13:57:24
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
30 11 2025 6:14:19
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
29 11 2025 12:19:11
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
28 11 2025 13:36:22
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
27 11 2025 7:52:47
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
26 11 2025 3:11:48
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
25 11 2025 5:17:45
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
24 11 2025 5:48:35
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
23 11 2025 21:46:27
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
22 11 2025 3:18:46
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
21 11 2025 11:48:23
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
20 11 2025 21:47:39
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
19 11 2025 16:37:13
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
18 11 2025 6:56:54
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
17 11 2025 14:24:16
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
16 11 2025 22:49:44
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
15 11 2025 2:52:54
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
14 11 2025 7:55:50
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
13 11 2025 14:52:28
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
12 11 2025 13:20:59
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
11 11 2025 22:26:37
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения.
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.
...
10 11 2025 13:39:49
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
09 11 2025 5:11:22
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
08 11 2025 21:59:53
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
07 11 2025 3:57:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев