Парк развлечений Юрского периода > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Парк развлечений Юрского периода

Парк развлечений юрского периода

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное, но очень рискованное путешествие в таинственный, неизведанный мир динозавров. Мы отправляемся в далекое-далекое прошлое нашей планеты. Перед вами широко открывает двери парк развлечений юрского периода!

Добро пожаловать в мезозойскую эпоху!

(Звучит таинственная музыка).

Слайд.

Великая эпоха динозавров началась 240 млн. лет назад и продлилась более 150 млн. лет. Землю заполнили всевозможные рептилии. На суше господствовали крокодилы, летающие ящеры и, конечно, динозавры. В это время обитали уже первые млекопитающие, но они были малы размерами и немногочисленны. В море тоже воцарились гигантские рептилии.

Слайд.

Всю сушу покрыла пышная растительность, похожая на жаркий и влажный тропический лес. Гигантские растения (в основном папоротники и голосемянные), а так же огромные насекомые давали обильный корм многочисленным динозаврам самых разных видов.

Слайд.

Разнообразные растительноядные динозавры называются Завроподами. Их стада непрерывно кочуют по суше в поисках корма, объедая до корней травы и обрывая с деревьев листья. Это были гиганты с маленькой головой на длинной шее. Пищу они глотали целиком: их зубы и челюсти не были приспособлены к пережевыванию. Как же ящеры справлялись с тоннами жесткой растительности? Как и куры - глотая камешки, только гораздо крупнее. В желудке завропод они выполняли роль жерновов, размалывая пищу.

Слайд. Завроподы приглашают вас на игру

1) Собери камешки: Завроподы отличались гигантскими размерами, так диплодок весил более 10 тонн, его длина более 25 м. В сутки диплодок съедал сотни кг разной зелени, значит камней требовалось очень много, вам придется потрудиться!(на демонстрационной доске вывешивается изображение диплодока)

Описание игры. Для игры вызываются 2 команды по 2-3 человека. Они должны по команде собрать как можно больше “камней” каждая команда в свой мешок. По команде игра останавливается, идет подсчет “камней”, “камни из бумаги”.

Хочу познакомить вас с Платеозавром.

Слайд.

Это один из самых крупных и мощных представителей своей эпохи - его длина более 8 м. Жили Платеозавры стадами, ходили на 4-х лапах, однако могли вставать на задние, чтобы полакомиться свежей листвой на высоте 2-х этажного дома, (на доске - изображение платеозавра) с 2-х сторон площадки устанавливаются по мезозойскому дереву - папоротнику. На каждом по 2 огромных листа и по 1-му верховному побегу.

Платеозавр приглашает нас на конкурс.

2) “Достань листочек”. Листья древнего папоротника растут очень высоко. Ваша задача - достать листочек, а если повезет - верхний аппетитный побег. За листочек команда получает 1 очко, за верхний побег - 2 очка. Вызывается по одному игроку от команды.

Соперник Платеозавра - Анхизавр.

Слайд.

Длиной он был всего 2,5 м, поэтому первые найденные его кости ученые приняли за человеческие. Из-за этого Анхизавра называли динозавр - обманщик. Платеозавру принадлежат коричневое дерево, Анхизавру - серое. (на доске - изображение анхизавра).

Описание игры. По команде вызванные игроки пытаются достать листочек или побег каждый со своего дерева. Если листок сорван, вызывается следующий игрок. Время 3 мин. Мы продолжаем знакомство с обитателями нашего Парка юрского периода.

Слайд.

Перед вами орнитоподы, что означает “птиценогие”. Их задние конечности гораздо крупнее передних. Эти динозавры отлично бегают.

Слайд.

Среди орнитопод Игуанодон был гигантом размером с большой автобус, весил как слон, а бегал со скоростью 35 км/ч.

Слайд.

А вот изящный Дриозавр. Легкое сложение позволяло ему быстро, а главное, долго бегать не уставая.

Сейчас, как вы понимаете, мы устроим соревнования по бегу. На этот конкурс нас приглашают Игуанодон и Дриозавр. (изображения ящеров прикрепляется к доске). Одна команда побежит на перегонки с Игуанодоном по синей дорожке, другая с Дриозавром по зеленой дорожке.

3) Описание игры. Бег по принципу эстафеты, огибая препятствие, передавая в качестве эстафетной палочки резинового динозавра.

Слайд.

Если до сих пор мы имели дело с динозаврами-вегетарианцами, то сейчас посетим жестокий мир хищников. Большие любители свежего мяса, хищные динозавры поедали своих более слабых сородичей, а так же ящериц, змей, амфибий, насекомых и млекопитающих.

Слайд.

Хищные динозавры относятся к группе теропод - “звероногих”. Среди них известны и великаны, и убийцы размером с индюка. Перед вами Аллозавр - особый ящер. Длиной он был в 4 автобуса, весил 2 тонны. Огромные челюсти с острыми загнутыми внутрь зубами до 10 см. Не менее мощными когтями он удерживал и разрывал добычу. Все это дает нам право говорить, что Аллозавр вооружен и очень опасен.

Слайд.

Бесстрашным убийцей, стремительным и сильным, был Велоцираптор. Он распарывал шкуру жертвы острым серповидным когтем, смело нападал на более крупных травоядных. Мозг хищников был хорошо развит, часто они затравливали добычу организованно, как стая волков. Для следующей игры мы воспользуемся полезным приобретением хищников: их изогнутым когтем. Коготь Аллозавра справа (прикрепляется изображение животного к доске) Коготь Велоцираптора – слева (прикрепляется изображение ящера к доске

4) Аттракцион по типу “Поймай рыбу” каждая удочка снабжена когтем, под которым небольшой магнит, добыча - картонные изображения насекомых, ящериц, змей, мелких рептилий, земноводных юрского периода. Вызываем в качестве удильщиков по 1 чел. от команды. На обратной стороне “добычи” - цена ее в очках. Через 2 мин - смена удильщиков. Проводится общий подсчет очков.

Слайд.

Очень интересными созданиями были утконосые вегетарианцы Паразавролофы. Ходил этот монстр как на 2х так и на4х ногах, череп его был увенчан длинным загнутым назад гребнем, который вырастал размером более 1 м. Ученые полагают, что это - труба, облегчавшая Паразавролофу общение с сородичами. Мычание или рев, усиленные таким встроенным мегафоном, разносились по всему лесу! Сейчас вам представится редкая возможность извлечь звук из рога Паразавролофа.

5) Представители команд трубят в трубу, оценивается качество и продолжительность звука. На доске - изображение этого динозавра.

Слайд.

В разных частях света в то время обитало множество причудливых растительноядных динозавров, которых назвали пахицефалозавридами или толстолобыми ящерами за мощный костяной шлем, служивший им оружием во время поединков. На экране вы видите дуэль на головах в исполнении Стегоцерасов. Самцы бодались головами, и победитель становился вожаком стада. Грохот, наверное, стоял ужасный, когда с разбегу два чудовища бились друг с другом. К счастью, шлемы были прочными, а позвоночники крепкими, да и турниры не преследовали цели убить или покалечить друг друга, а только лишь установить иерархию в стаде.(Прикрепляется к доске изображение ящера).Приглашаем вас побыть в роли Стегоцерасов. Правила таковы: надев шлем на голову, вытеснить противника из круга головой. С разбега действовать запрещается.

6) На полу рисуем круг, раздаем участникам шлемы. Необходимо следить за соблюдением правил: не налетать с разбегу, не бодать в живот.

Слайд.

Жизнь динозавров происходила в жестокой борьбе, хищники безжалостно расправлялись с травоядными. Но исход схватки не был заранее предрешен, так как травоядные были неплохо вооружены, ив свою очередь могли серьезно покалечить, и даже убить хищника. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из стегозаврид, т.е. черепитчатых яеров, обитавших в конце юрского периода, когда на Земле господствовали самые страшные хищники.

Слайд.

Перед вами Стегозавр длиной около 8м, весил он как взрослый слон. На спине у него ряд огромных костных пластин, а на хвосте - роговые шипы чуть не по полметра. Хвост исключительно подвижный и мощный. Однако, у этого гиганта был мозг размером всего с грецкий орех. И все же этому черепитчатому ящеру хватило ума прожить более 10 млн. лет! А вот ее один доисторический танк – Анхилозавр.

Слайд.

Голыми руками такого закованного в латы бойца не возьмешь! Сверху и с боков Анхилозавр был защищен панцирем, поверх которого торчали еще рога, а на мощном хвосте имелся еще внушительный молот. На доску прикрепляются фигуры ящеров. В нашем парке развлечений имеется аттракцион “ Сбей хищника”.

7) Описание игры.От каждой команды выходят по 1 игроку, которые получают надувной молот

(травоядный) и надувную дубинку (хищник). Задача игроков: стоя на гимнастической скамейке (сидя на буме) сбить противника на пол. Турнир начинается по свистку. 2й раунд - команда хищника выдвигает травоядного и наоборот. За победу - 3 очка команде, за ничью - по 1 очку.

Слайд.

На территории Африки обитал шипастый ящер Спинозавр. Он имел на спине вырост — кожаный парус размером в рост человека. Этот парус помогал Спинозавру регулировать температуру тела. Мы предполагаем игрокам на скорость изготовить парус для Спинозавра.

8) Команды получают в свое расположение бумагу, ножницы, карандаши, макет ящера без паруса с отмеченным местом прикрепления, клей. Начинают по команде. За участие - 1 очко, за победу - 2.

Слайд.

Известно, что динозавры вылуплялись из яиц крошечными, причем чем крупнее была мамаша, тем мельче детеныш. Самые слабые гибли в первые дни, остальные росли вместе в гнезде, часто под присмотром родителей. Примером могут служить Майязавры. Их называние означает “заботливые мамаши”. Они гнездились колониями, откладывая по 20 мелких яиц. Гнезда располагались на таком расстоянии, чтобы самки могли ходить вокруг них не задевая кладок. Масса тела более З-х тонн не позволяла этим динозаврихам насиживать яйца, поэтому они их только охраняли, а для тепла засыпали песком и прелыми растениями. Кожа динозавров была чешуйчатой, но их природная окраска остается, для нас тайной. Цвета на слайдах и на макетах - плод воображения художников. Мы призываем игроков проявить максимум фантазии и раскрасить динозавров, используя кисти, краски, карандаши. Здесь не важна скорость, а важен результат. Успехов вам!

9) Каждая команда получает контур динозавра на полуватмане и по команде приступает к работе. На этот конкурс отводится 3-4 мин.

А теперь каждая команда может заработать максимум очков в блицтурнире. За время путешествия вы, видимо, запомнили множество динозавров, так сказать, в лицо. Сейчас вам будут продемонстрированы портреты наших гостеприимных хозяев юрского парка, а вы называйте их имена. За каждое верное имя - 2 очка команде.

10) Демонстрируются изображения динозавров, педагог дает наводящие Пояснения - повадки, перевод названия, к какой группе относится.

Наше путешествие по Парку развлечений Юрского периода подошло к концу . Количество очков каждой команды вы видите на табло результатов, а сейчас - сюрприз . Перед вами - фигурки динозавров , которые вы заберете на память о сегодняшнем путешествии , но это не простые фигурки , на них записано ваше домашнее задание . Предупреждаю, что задания не равноценны: на серых фигурках - задания попроще, на голубых - посложнее. На красных - самые сложные, зато самые интересные. Выбирайте себе задание сами, по своему вкусу.

Спасибо за то, что вы сегодня собрались, наш сегодняшний девиз:

“Учение с увлечением, занятие с удивлением”.

Всем привет горячий шлем,
Завтра снова в гости ждем!

Приложение.

Прогулка в мезозой

Давай отправимся с тобой
Развлекаться в мезозой,
Мел и Юра и Триас
Пусть радушно встретят нас.
Динозавр хоть и велик,
Все ж не портит чудный вид.
Дух слегка переведем –
С завропод обход начнем.
Платеозаврик, поглядите,
Ест листву в готовом виде.
Диплодок - гигант вполне,
Шея тоньше и длинней.
Диплодок, он весит 10 тонн
Должен корма съесть вагон.
Прожевать он все не смог –
Проглотил камней мешок,
Чтобы словно жерновами
Грубый корм перетирали.
Перейдем к Орнитоподам
Тем , что ближе к птицам вроде,-
Бегали на задних лапах.
И, когтями исцарапав,
Отправляли в челюсть всех,
Бурный празднуя успех.
Среди всех Велоцираптор
Как бездушный Терминатор
Убивал, терзал и ел
Множество рептильих тел.
Игуанодон бы съел любого
Хоть жирней, а хоть худого,
Только теплокровных тел
Игуанодон не ел.
Он бы съел - да не водились,
Иль до времени таились.
Утконосый Паразавролоф
Всех нас удивить он смог:
Гребень он имел большой,
Что служил ему трубой.
Твердолобых забияк
Не удержать никак от драк.
Стегоцерасы на зависть всем
На головах имели шлем.
Стегозавр в защите ас.
Удивить сумел он нас.
Пластины имел он на хребте,
И грозные выросты на хвосте.
Анкилозавры – те в шипах
На боках и на хвостах,
Панцири, бронежилеты -
Все имели танки эти.
А на кончике хвоста - колотушка-красота.
Трицератопс молодец,
Заимел себе венец.
Ворот, рог и бивень славный.
Мы решили: этот - главный,
Словно слон в броне шагал
И тяжел, как самосвал.
Аллозавр - охотник славный
Добивал больных и слабых
А прыгучий Страутомим
В беге был неутомим.
Спинозавр имел как парус
Кожаный нарост не даром:
Этот веер мог согреть,
А в жару и охладить.
Динозавров было много,
Но сошла на нет дорога,
Вот и вымерли они,
Все свои скончали дни.
Ну, а нам пора домой
Радость унесем с собой.
От увиденного тут
Динозавры оживут.

Песенка про динозавров.

Дино-динозаврик молодой
Поиграй-ка ты дружок со мной
А земля по кругу вертится
Дино-динозавр шевелится.

Дино-динозаврик . погоди
Нас скорей на спинке прокати
Хвостик твой живой шевелится
А земля быстрее вертится.

Дино-динозаврик , повернись,
Да скорей ребятам улыбнись!
Дино-динозавр шевелится
И во все смешное верится.

Пояснительная записка.

Игровая программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Оптимальное количество участников 15-20 чел.

Программу проводит педагог, ему ассистируют помощники - дети. Цель: Познакомить детей с миром динозавров, тем самым расширить их кругозор, разбудить фантазию, развить творческий потенциал обучающихся. Пробудить у детей чувство любви ко всему живому на Земле, ответственности за братьев меньших. Задачи

I Образовательные

  • помочь детям в изучении раздела биологии “палеозоологии”;
  • повысить положительную мотивацию в изучении прошлого Земли;
  • дать углубленные знания по теме в правовой форме.

II Развивающие

  • развивать память, фантазию обучающихся;
  • учить детей мыслить образами;
  • прививать навыки совместного решения творческих задач;
  • укреплять здоровье детей в подвижных играх.

III Воспитательные

  • развивать коммуникабельность учащихся;
  • прививать любовь ко всему живому, ответственность за окружающую среду;
  • сплачивать детский коллектив путем совместной игровой деятельности

IV Рекриационные

  • дать детям разгрузку от утомительного учебного труда;
  • предоставить детям полноценный досуг, наполнив его полезным содержанием.

Игровая программа сформирована из 2х типов игр: малоподвижных и большой подвижности. Общая продолжительность программы 45 мин.

Условия реализации

Программа проводится в помещении, где имеется достаточно места для подвижных игр. Вместе с тем, желательно размещение детей за столами.

Технические средства:

  • ноутбук;
  • большой экран;
  • диск со слайдами;
  • указка-лазер;
  • магнитофон;
  • аудиокассета с подвижной музыкой;
  • демонстрационная доска.

Реквизит:

  • фигурки динозавров - 13шт.;
  • 2 папоротника с коричневым и серым стволами;
  • 4 листочка папоротника, 2 верховых побега;
  • 2 мешка для “камней”;
  • 20-30 шт. “камней” из папье-маше;
  • мел;
  • свисток или гонг для сигнала;
  • “аквариум” - выгородка;
  • 2 удочки с “когтем” под которым замаскирован магнит
  • “добыча” - фигурки насекомых, змей, мелких ящериц, земноводных юрского периода - 20 шт.;
  • 2 трубы;
  • два набора красок с кисточками, вода;
  • 2 листа плотной бумаги;
  • двое ножниц;
  • 2 надувных молота;
  • 2 каски;
  • 2 скакалки.

Общий перечень игр

  1. Собери камешки
  2. Сорви листочек
  3. Обгони динозавра
  4. Поймай добычу
  5. Рог динозавра
  6. Дуэль - бодание
  7. Сбей хищника
  8. Изготовь парус
  9. Раскрась динозавра
  10. Чей портрет?

Игры малой подвижности

4. Поймай добычу

5. Рог динозавра

8. Изготовь парус

9. Раскрась динозавра

10. Чей портрет?

Игры большой подвижности

1. Собери камешки

2. Сорви листочек

3. Обгони динозавра

6. Дуэль - бодание

7. Сбей хищника

Методические рекомендации

Исходя из размеров помещения и условий технического оснащения, эту игровую программу можно проводить в двух вариантах:

а) игры малой подвижности в сопровождении слайдов на большом экране.

б) игры большой подвижности в сопровождении плоскостных изображений и резиновых фигурок динозавров.

Рекомендуется группировка игр таким образом:

Вариант а

Всего 7 игр на 25-30 мин

Игра № 1 “Собери камешки”
Игра №4 “Поймай добычу”
Игра №5 “Рог динозавра”
Игра №6 “Дуэль - бодание”
Игра №8 “Изготовь парус”
Игра №9 “Раскрась динозавра”
Игра №10 “Чей портрет?” - итоговая.

Вариант б

Всего 7 игр на 25-30 мин

Игра № 1 “Собери камешки”
Игра №2 “Сорви листочек”
Игра №3 “Обгони динозавра”
Игра №5 “Рог динозавра”
Игра №6 “Дуэль - бодание”
Игра №7 “Сбей хищника”
Игра № 10 “Чей портрет?” - итоговая

К каждой игре берется соответствующий текст ведущего и соответствующий видеоряд.

При такой группировке игр обеспечивается оптимальная нагрузка для различных групп мышц, а так же достаточная живость и вместе с тем последовательность в изложении материала.

Технологическая карта игровой программы (Приложение)

Методика отслеживания результативности игровой программы “Парк развлечений Юрского периода”

Задания низкого уровня сложности.

1. Как называлась эпоха динозавров?

а) Палеозойская эра
б) Мезозойская эра
в) Кайнозойская эра
г) Меловая эпоха

(верный ответ б)

2. Кто такие завроподы?

а) жуткие хищники из Мезозоя
б) растительноядные динозавры
в) мелкие зверки типа полевок

(верный ответ б)

3. Какие из перечисленных ниже динозавров являются орнитоподами?

а) диплодок
б) велоцираптор
в) игуанодон
г) дриозавр

(верный ответ б, в)

4. Какие из перечисленных динозавров являются хищниками?

а) анхилозавр
б) велоцираптор
в) диплодок
г) аллозавр

(верный ответ б, в)

5. Как размножались динозавры?

а) метали икру
б) откладывали яйца
в) были живородящими
г) вегетативно

(верный ответ б)

6. Какую функцию выполнял парус Спинозавра?

а) помогал согреть или охладить тело
б) помогал быстро двигаться
в) защищал от хищников
г) помогал общаться с себе подобными

(верный ответ а)

Задания среднего уровня сложности

1. Какое вооружение имели черепитчатые ящеры?

а) толстую броню
б) смертоносный коготь
в) шипы и костяные выросты
г) мощные челюсти
д) хвост с колотушкой

(верный ответ а, в, д)

2. Какого цвета были динозавры?

а) зеленого
б) серого
в) пятнистые (точно не известно)
г) какие-то еще

3. Основная среда обитания древних рептилий

а) теплые водоемы
б) воздух
в) влажные леса
г) болотистые местности

(верный ответ а, б, в, г)

4. Как растительноядные ящеры перерабатывали пищу?

а) откусывали мелкие кусочки
б) перемалывали мощными челюстями
в) перетирали в желудке при помощи камней
г) разламывали когтистыми лапами

(верный ответ в)

5. Динозавры вымерли в результате

а) необдуманных действий древнего человека
б) резкой перемены климата
в) природных катаклизмов

(наибольшая вероятность б, в, точно не установлено)

6. Как по-вашему, встречалось ли человечество с динозаврами? Докажите. (скорее всего, нет)

Задания повышенного уровня сложности.

  1. Представьте себе, что гуляя по окрестностям села, вы случайно нашли окаменевший скелет динозавра. Опишите ваши действия в данной ситуации.
  2. Как объяснить тот факт, что в фольклоре разных народов упоминаются гигантские змеи, драконы и им подобные существа?
  3. Предположим, что динозавры остались жить в наше время. Каким, по-вашему, был бы наш мир? Опишите картину животного мира, природы в целом, человеческого общества.
  4. Составьте путеводитель по парку Юрского периода.
  5. Можно ли назвать крокодилов дожившими до наших дней динозаврами? Докажите свою точку зрения.
  6. Хотите ли вы наяву увидеть живых динозавров? Возможно ли это сейчас? Станет ли такое возможно в будущем? Докажите свою позицию.
  7. Составьте карточку-подсказку по теме “Животный мир Юрского периода Мезозойской эры”
  8. Представьте себе, что где-то на отдаленном острове появились и усиленно размножаются хищные динозавры. Как сделать так, чтобы люди не пострадали от их аппетитов, и в то же время сохранили этих редких животных для человечества? Укажите свои пути решения проблемы.

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а так же более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности требуют письменного выполнения, они включают элементы творческого подхода, а отдельные задания являются чисто творческими, и требуют глубокого изучения данной темы, а так же предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительных интеллектуальных усилий от обучающегося.

Педагог может сам выбрать задание для каждого учащегося, но если он предложит каждому самому выбрать себе задание по силам (заранее предупредив ребят какого уровня задания перед ними), то это само по себе является мощным стимулом для повышения мотивации к изучению материала, а так же показателем самооценки каждого обучающегося.

Список литературы:

  1. Детская энциклопедия динозавров. С. Тэплин, М Росмэн 2006 г.
  2. Динозавры. Детская энциклопедия. Л. Камбурнак. М. “ Махаон” 2006 г.
  3. Динозавры. Альбом для раскрашивания. С. и В. Сорокины. М. “ Махаон” 2005 г.
  4. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Сборник. С. Чукаха, Н. Тужаева и др. М “Илекса” 2003 г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

06 12 2021 8:25:57

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

06 12 2021 8:29:48

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

Урок является обобщающим по теме " Нейрогуморальная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и И К Т разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогуморальной регуляции. ...

06 12 2021 23:19:55

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

06 12 2021 19:12:59

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

06 12 2021 7:22:23

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

06 12 2021 10:34:22

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

06 12 2021 17:17:59

Мастерская: "Сны в облаках"

Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

06 12 2021 13:34:39

Фенотипическая изменчивость

Народная мудрость гласит: « Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

06 12 2021 14:26:39

КСО на уроках биологии

В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования К С О на уроках биологии....

06 12 2021 8:52:10

Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс

Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического месячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....

06 12 2021 9:52:26

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

06 12 2021 3:25:57

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

06 12 2021 20:52:40

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

06 12 2021 5:17:59

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

Урок является первым при изучении темы « Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

06 12 2021 18:40:37

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

При проведении урока рекомендуется использование интерактивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

06 12 2021 19:11:25

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями полового размножения человека, со строением его половых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

06 12 2021 2:50:19

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика практического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

06 12 2021 1:43:47

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

06 12 2021 21:44:46

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

06 12 2021 13:37:15

Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к Е Г Э. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

06 12 2021 8:55:58

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

06 12 2021 8:56:25

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с И К Т-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

06 12 2021 22:22:28

Растительный и животный мир Тульской области

Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

06 12 2021 2:31:56

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

06 12 2021 17:28:29

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

06 12 2021 3:54:53

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением И К Т. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника " Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

06 12 2021 15:56:52

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

06 12 2021 5:16:14

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

06 12 2021 11:34:37

Экологическими тропами родного края

Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

06 12 2021 12:46:23

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и практики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

06 12 2021 12:45:40

Методическая разработка темы "Гуморальная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

06 12 2021 2:15:12

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

06 12 2021 3:16:44

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

06 12 2021 23:32:51

Семь чудес России

Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

06 12 2021 1:52:57

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

В данной статье представлена разработка урока по теме " Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

06 12 2021 15:46:19

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

06 12 2021 3:23:26

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

06 12 2021 0:16:32

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы " Пищеварительная система человека"....

06 12 2021 5:54:58

Тип Кишечнополостные

Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

06 12 2021 7:57:47

Внеклассное мероприятие по биологии

Внеклассное мероприятие " В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

06 12 2021 19:41:47

Урок "Все о грибах"

На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

06 12 2021 9:48:38

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

06 12 2021 9:25:23

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

06 12 2021 9:47:52

Преподавании биологии

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

06 12 2021 2:54:49

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

06 12 2021 4:44:43

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования Р Ф по третьему варианту под редакцией Д. К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

06 12 2021 11:54:26

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии " Человек", 8-й класс по учебнику Н. И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С. И. Заир- Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

06 12 2021 15:50:37

Информационные технологии на уроках биологии

Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии " Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

06 12 2021 21:15:34

Игра "Звездный час"

Предложенная игра " Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника " День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....

06 12 2021 22:11:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)