Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"

Цели:
- Дидактическая – изучить строение цветка - органа семенного размножения растений, раскрыть биологическое значение главных его частей – пестика и тычинок.
- Психологическая – способствовать развитию логического, последовательного мышления, рефлексии и познавательного интереса. Раскрывать эстетическую ценность и благотворное влияние цветковых растений на психологическое состояние человека.
- Воспитательная – формировать умения и навыки по распознаванию и охране цветковых растений.
План урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
- Проверка домашнего задания.
- Выравнивание знаний.
- Постановка учебной задачи.
II. Операционально-исполнительский этап
- Решение учебной задачи (Задания 1-4). Четвертое задание - лабораторная работа «Строение цветка».
- Моделирование урока.
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Рефлексия. Проговаривание.
- Самооценка. Общая оценка за урок.
- Домашнее задание в трех уровнях.
Оборудование: таблицы «Простые и сложные листья», «Видоизменения листьев», «Строение цветка», «Образование плода», черенок смородины, муляжи цветков вишни и картофеля, живой цветок бальзамина для лабораторной работы, лупы.
Содержание урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Проверка домашнего задания.
- Творческая работа. Написать рассказ, сказку или стихотворение про органов.
Кто выполнил, творческое задание, оценивает свою работу. Все творческие работы собираем в общую папку и в конце учебного года издадим биологический журнал, и дома придумайте название журнала.
- Полутворческая работа. Заполнить таблицу.
|
Растения с простыми листьями (примеры) |
Растения со сложными листьями (примеры) |
2. Выравнивание знаний.
По таблице вопрос:
– Листья состоят, из каких частей?
– По количеству листовых пластинок листья бывают…
– Какие видоизменения листьев бывают?
По гербариям определите листья, какие? (дуб, клен, лещина, липа, бересклет).
Оцените работу.
3. Постановка учебной задачи.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
Окраска его исключительно разнообразна
Вокруг него очень много насекомых, мух и пчел
Пыльцой их питаются бабочки?(цветок)
Сегодня наша тема? Формулируем учебную задачу.
II. Операционально-исполнительский этап
1. Решение учебной задачи.
Задание 1. Используя живые объекты (корень, стебель, листья, цветок) заполните схему. Работаем в группах вместе и дружно.
Заполненная схема:
С каждой группы выходит один ученик и объясняет схему.
Вопрос по этой схеме:
– Почему листья, корень, стебель в схеме вместе, а цветок отдельно располагается?
– На столах черенки смородины. Черенок имеет, какие органы? Что такое побег?
Сделаем вывод по первому заданию.
- Побег – это стебель с почками.
- Вегетативные органы – стебель, листья, почки, корень.
- Вегетативные органы – побег и корень (пишем в тетрадь).
Проговариваем вместе. Самооценка в оценочных листах.
Задание 2. Используя 40 стр. учебника составьте схему, вместо звездочки и линии напишите соответствующие слова.
Вопросы по второму заданию:
– Из чего образуется семя? (из семязачатка)
– Из какой части цветка образуется плод? (из завязи пестика)
Сделаем вывод по второму вопросу:
- Главные части цветка – тычинки (Т), пестик (П)
- Из семязачатки –> семя
- Из завязи пестика –> плод
- Цветок – орган семенного размножения (поэтому в схеме первого задания цветок - находится отдельно). Эти выводы пишем в тетради.
Проговорите шепотом этот вывод товарищу, потом в уме, про себя и поставьте себе отметку.
Задание 3. Изучение строение цветка по таблице и муляжам цветков картофеля и вишни.
Информация учителя. (в учебника Н.И. Сонина нет такой информации):
- Околоцветник – О
- Околоцветник двойной - чашечка (Ч), венчик (В)
- Околоцветник простой – только венчик (В)
- Формула цветка Ч…В…Т…П…
Данные запишите в тетрадь.
Вопросы по третьему заданию:
– Используя муляж цветка вишни, составьте формулу цветка.
– Используя муляж цветка картофеля, составьте формулу цветка.
Какой вывод можно сделать по третьему заданию?
- Формула цветка вишни Ч5 В5 Т… П1
- Формула цветка картофеля Ч5 В 5 Т5 П1
Проговорите в группах и оцените себя.
Задание 4. Попарно в группах сделайте лабораторную работу.
Инструктивная карточка для лабораторной работы по теме «Строение цветка»
- Укажите, к какому растению принадлежит изучаемый Вами цветок.
- Рассмотрите цветок под лупой, найдите цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.
- Определите, какой околоцветник (простой или двойной) имеет рассматриваемый Вами цветок.
- Рассмотрите тычинку, на нем тычиночную нить и пыльник.
- Рассмотрите пестик и найдите рыльце, столбик, завязь.
- Разрежьте завязь поперек руками и рассмотрите под лупой, найдите семязачаток.
? Что формируется из семязачатка и завязи пестика?
! Составьте формулу данного цветка бальзамина.
! Подпишите частей растения в рабочих тетрадях на стр.15.
Сформулируйте в группах общий вывод.
Проговорите в группах вслух.
Оцените себя.
2. Моделируйте урок.
В группах моделируйте урок. Какая модель несет больше информации.
III. Рефлексивно-оценочный этап
1. Рефлексия.
Какую учебную задачу мы решили?
Чему Вы научились сегодня на уроке?
Закрывая глаза, пропустите в уме весь изученный материал и проговорите вслух.
2. Оцените свой уровень усвоения темы. Поставьте за урок общую оценку.
3. Домашнее задание на трех уровнях:
- Изучите стр. 40 учебника «Строение цветка»
- Рабочая тетрадь. Задания 31,32,33, стр.15.
- Творческая работа.
- Что однополые и раздельнополые цветки? Примеры. Нарисуйте однополые и раздельнополые цветки.
- Заполните таблицу: Примеры однодомных и двудомных растений.
| Однодомные растения | Двудомные растения |
Комментарии:
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
13 12 2025 14:26:32
Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
12 12 2025 5:30:20
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
11 12 2025 9:17:52
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
10 12 2025 7:51:49
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
09 12 2025 5:51:14
Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края.
...
08 12 2025 21:42:25
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
07 12 2025 12:17:57
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
06 12 2025 8:38:53
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
05 12 2025 8:44:50
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
04 12 2025 8:34:32
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
03 12 2025 19:48:29
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
02 12 2025 17:31:56
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
01 12 2025 6:53:45
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
30 11 2025 3:30:50
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
29 11 2025 19:32:13
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
28 11 2025 21:19:54
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
27 11 2025 17:44:32
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
26 11 2025 9:54:46
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
25 11 2025 7:31:21
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
24 11 2025 12:31:22
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
23 11 2025 11:12:12
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
22 11 2025 18:11:43
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
21 11 2025 3:41:44
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
20 11 2025 18:37:55
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
19 11 2025 20:53:36
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
18 11 2025 1:42:58
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
17 11 2025 14:13:11
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
16 11 2025 2:37:18
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
15 11 2025 15:26:24
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
14 11 2025 7:57:19
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
13 11 2025 4:58:20
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
12 11 2025 15:16:56
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
11 11 2025 4:25:57
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
10 11 2025 17:56:40
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
09 11 2025 10:10:16
Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
08 11 2025 8:55:11
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
07 11 2025 20:20:37
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
06 11 2025 8:50:40
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
05 11 2025 6:47:25
Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
04 11 2025 21:27:28
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
03 11 2025 6:44:23
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
02 11 2025 17:57:54
В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения.
...
01 11 2025 6:26:41
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
31 10 2025 22:52:18
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
30 10 2025 23:36:56
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
29 10 2025 11:48:20
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
28 10 2025 16:11:11
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
27 10 2025 23:30:25
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека.
...
26 10 2025 6:25:21
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
25 10 2025 5:31:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"