Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"
Цели:
- Дидактическая – изучить строение цветка - органа семенного размножения растений, раскрыть биологическое значение главных его частей – пестика и тычинок.
- Психологическая – способствовать развитию логического, последовательного мышления, рефлексии и познавательного интереса. Раскрывать эстетическую ценность и благотворное влияние цветковых растений на психологическое состояние человека.
- Воспитательная – формировать умения и навыки по распознаванию и охране цветковых растений.
План урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
- Проверка домашнего задания.
- Выравнивание знаний.
- Постановка учебной задачи.
II. Операционально-исполнительский этап
- Решение учебной задачи (Задания 1-4). Четвертое задание - лабораторная работа «Строение цветка».
- Моделирование урока.
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Рефлексия. Проговаривание.
- Самооценка. Общая оценка за урок.
- Домашнее задание в трех уровнях.
Оборудование: таблицы «Простые и сложные листья», «Видоизменения листьев», «Строение цветка», «Образование плода», черенок смородины, муляжи цветков вишни и картофеля, живой цветок бальзамина для лабораторной работы, лупы.
Содержание урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Проверка домашнего задания.
- Творческая работа. Написать рассказ, сказку или стихотворение про органов.
Кто выполнил, творческое задание, оценивает свою работу. Все творческие работы собираем в общую папку и в конце учебного года издадим биологический журнал, и дома придумайте название журнала.
- Полутворческая работа. Заполнить таблицу.
Растения с простыми листьями (примеры) |
Растения со сложными листьями (примеры) |
2. Выравнивание знаний.
По таблице вопрос:
– Листья состоят, из каких частей?
– По количеству листовых пластинок листья бывают…
– Какие видоизменения листьев бывают?
По гербариям определите листья, какие? (дуб, клен, лещина, липа, бересклет).
Оцените работу.
3. Постановка учебной задачи.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
Окраска его исключительно разнообразна
Вокруг него очень много насекомых, мух и пчел
Пыльцой их питаются бабочки?(цветок)
Сегодня наша тема? Формулируем учебную задачу.
II. Операционально-исполнительский этап
1. Решение учебной задачи.
Задание 1. Используя живые объекты (корень, стебель, листья, цветок) заполните схему. Работаем в группах вместе и дружно.
Заполненная схема:
С каждой группы выходит один ученик и объясняет схему.
Вопрос по этой схеме:
– Почему листья, корень, стебель в схеме вместе, а цветок отдельно располагается?
– На столах черенки смородины. Черенок имеет, какие органы? Что такое побег?
Сделаем вывод по первому заданию.
- Побег – это стебель с почками.
- Вегетативные органы – стебель, листья, почки, корень.
- Вегетативные органы – побег и корень (пишем в тетрадь).
Проговариваем вместе. Самооценка в оценочных листах.
Задание 2. Используя 40 стр. учебника составьте схему, вместо звездочки и линии напишите соответствующие слова.
Вопросы по второму заданию:
– Из чего образуется семя? (из семязачатка)
– Из какой части цветка образуется плод? (из завязи пестика)
Сделаем вывод по второму вопросу:
- Главные части цветка – тычинки (Т), пестик (П)
- Из семязачатки –> семя
- Из завязи пестика –> плод
- Цветок – орган семенного размножения (поэтому в схеме первого задания цветок - находится отдельно). Эти выводы пишем в тетради.
Проговорите шепотом этот вывод товарищу, потом в уме, про себя и поставьте себе отметку.
Задание 3. Изучение строение цветка по таблице и муляжам цветков картофеля и вишни.
Информация учителя. (в учебника Н.И. Сонина нет такой информации):
- Околоцветник – О
- Околоцветник двойной - чашечка (Ч), венчик (В)
- Околоцветник простой – только венчик (В)
- Формула цветка Ч…В…Т…П…
Данные запишите в тетрадь.
Вопросы по третьему заданию:
– Используя муляж цветка вишни, составьте формулу цветка.
– Используя муляж цветка картофеля, составьте формулу цветка.
Какой вывод можно сделать по третьему заданию?
- Формула цветка вишни Ч5 В5 Т… П1
- Формула цветка картофеля Ч5 В 5 Т5 П1
Проговорите в группах и оцените себя.
Задание 4. Попарно в группах сделайте лабораторную работу.
Инструктивная карточка для лабораторной работы по теме «Строение цветка»
- Укажите, к какому растению принадлежит изучаемый Вами цветок.
- Рассмотрите цветок под лупой, найдите цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.
- Определите, какой околоцветник (простой или двойной) имеет рассматриваемый Вами цветок.
- Рассмотрите тычинку, на нем тычиночную нить и пыльник.
- Рассмотрите пестик и найдите рыльце, столбик, завязь.
- Разрежьте завязь поперек руками и рассмотрите под лупой, найдите семязачаток.
? Что формируется из семязачатка и завязи пестика?
! Составьте формулу данного цветка бальзамина.
! Подпишите частей растения в рабочих тетрадях на стр.15.
Сформулируйте в группах общий вывод.
Проговорите в группах вслух.
Оцените себя.
2. Моделируйте урок.
В группах моделируйте урок. Какая модель несет больше информации.
III. Рефлексивно-оценочный этап
1. Рефлексия.
Какую учебную задачу мы решили?
Чему Вы научились сегодня на уроке?
Закрывая глаза, пропустите в уме весь изученный материал и проговорите вслух.
2. Оцените свой уровень усвоения темы. Поставьте за урок общую оценку.
3. Домашнее задание на трех уровнях:
- Изучите стр. 40 учебника «Строение цветка»
- Рабочая тетрадь. Задания 31,32,33, стр.15.
- Творческая работа.
- Что однополые и раздельнополые цветки? Примеры. Нарисуйте однополые и раздельнополые цветки.
- Заполните таблицу: Примеры однодомных и двудомных растений.
Однодомные растения | Двудомные растения |
Комментарии:
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
25 04 2025 20:48:45
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
24 04 2025 22:42:19
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
23 04 2025 5:21:33

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
22 04 2025 23:45:27
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
21 04 2025 10:21:17
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
20 04 2025 4:19:48
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
19 04 2025 22:32:12
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
18 04 2025 7:30:41
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
17 04 2025 11:27:42
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
16 04 2025 21:55:31
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
15 04 2025 22:30:43

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
14 04 2025 9:58:41
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
13 04 2025 2:44:13
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
12 04 2025 15:20:32
Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
11 04 2025 6:24:23
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
10 04 2025 6:19:41

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
09 04 2025 20:11:51
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
08 04 2025 2:15:11
В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...
07 04 2025 10:30:56
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
06 04 2025 23:18:30
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
05 04 2025 15:10:36
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
04 04 2025 3:38:55
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
03 04 2025 6:27:36
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
02 04 2025 5:10:35
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
01 04 2025 20:20:15
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
31 03 2025 5:32:48
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
30 03 2025 21:36:40

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
29 03 2025 22:51:44
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
28 03 2025 22:31:53
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
27 03 2025 9:32:59
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
26 03 2025 13:20:52
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
25 03 2025 14:27:50
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
24 03 2025 12:28:21
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
23 03 2025 22:50:21
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
22 03 2025 0:10:51
Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
21 03 2025 23:26:45
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
20 03 2025 8:42:38
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
19 03 2025 23:29:23
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
18 03 2025 19:21:13
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
17 03 2025 8:40:52
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
16 03 2025 22:59:56
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
15 03 2025 4:55:13
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
14 03 2025 5:34:26
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
13 03 2025 18:25:54
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности.
...
12 03 2025 19:12:20
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
11 03 2025 19:35:58
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
10 03 2025 10:15:42
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
09 03 2025 19:48:27
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
08 03 2025 17:17:57
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
07 03 2025 0:24:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::