Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс


    Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

Линия развития:

Образовательная:

  • ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), строении, жизнедеятельности;
  • формировать представление учащихся о приспособленности лишайников к разнообразным условиям обитания;
  • осознание роли лишайников в природе, жизни человека;
  • подготовка учащихся к творческой деятельности.

Развивающая:

  • развитие образного мышления, памяти, речи;
  • развитие системного биологического мышления;

воспитательная:

  • эколого-гуманистическое воспитание.

 Понятия:

  • Грибница, симбиоз, водоросль, слоевище, лишайник.

Оборудование:

  • таблица “Лишайник”, гербарии “Виды лишайника”, природный листоватый лишайник;
  • использование мультимедийной технологии;
  • магнитная доска;
  • цветная бумага, природный материал и оборудование для пpaктической работы;
  • дополнительная и справочная литература;
  • карточки, тесты для занятия.

Ход урока

0. Организационный момент

1. Актуализация опopных знаний

Разгадывание кроссворда, отработка понятий, повторение домашнего задания (кроссворд на экране).

Вопросы к кроссворду:

  1. Специальные клетки гриба для размножения и расселения. (споры)
  2. Самые древние растения. (водоросли)
  3. Гифы гриба. (мицелий)
  4. Ядерные организмы, выполняющие роль разрушителей в экосистеме. (грибы)
  5. Тело водорослей, грибов. (слоевище)
  6. Растения, производители органического вещества. (автотрофы)
  7. Процесс создания растениями органических веществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света. (фотосинтез)

В выделенных клетках получается слово – СИМБИОЗ.

Вопрос к классу

  1. Что мы понимаем под симбиозом?
  2. Приведите примеры симбиотических организмов.

2. Проблемная ситуация и совместное применение знаний

Проблемный вопрос:

Ребята, как вы думаете, существует ли в природе организм, состоящий из самостоятельных организмов?

Загадки:

  • “Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору”
  • “Удивительное дело – как дружны зеленый с белым! Друг за друга отвечают и друг друга выручают”

О каких организмах идет речь?

Давайте подумаем и сформулируем тему урока.

Тема урока: Лишайники? Лишайники! Лишайники…(на экране)

Наш урок мы с вами разобьем на 3 части.

В 1 части мы должны ответить на вопрос. – Что представляет собой лишайник, как питается и размножается?

Предположите схему строения, способ питания и размножения лишайника.

Теперь проверим по учебнику ваши предположения, работая в группах:

  • 1 группа – строение лишайника,
  • 2 группа – питание лишайника,
  • 3 группа – размножение и рост лишайника.

(Во время работы звучит тихая музыка.)

План работы в группе:

1.

1) из каких организмов состоит?

2) что в строении от гриба, от водоросли?

3) восстановить на схеме строение лишайника.

2.

1) как происходит питание лишайника?

2) чем питается лишайник?

3) восстановить на схеме питание лишайника.

3.

1) как происходит размножение лишайника?

2) что представляет собой клубочек?

3) как расселяется лишайник?

Заслушивание ответов и моделирование на магнитной доске тела лишайника.

Давайте подведем итог по строению, размножению и питанию лишайников.

Открываем тетради, записываем дату, тему и работаем с опopной схемой.

Лишайники – удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами.

(Вычерчивание схемы на доске и в тетради)

ГРИБ И ВОДОРОСЛЬ ТЕСНО ЗАВИСЯТ ДРУГ ОТ ДРУГА, лишайники не похожи ни на грибы, ни на водоросли. Благодаря сочетанию в одном организме гриба и водоросли лишайники являются самостоятельным организмом.

2 часть урока посвящена уникальным свойствам лишайников хаpaктеризующих его как самостоятельный организм

Мне помогут некоторые ребята, подготовившие небольшие сообщения.

(На экране фотографии различных лишайников).

В конце XVIII - начале XIX века возникла наука о лишайниках – лихенология. Ее основоположником считается шведский ученый Ахариус. В 1860 г. русским ученым Бекетовым был предложен термин “лишайник” для обозначения этих организмов. Примерно в это же время немецкий ботаник Шведенер описал биологию лишайников как “двойных организмов”.

Почему ученый Тимирязев назвал лишайники “растениями – сфинксами”?

(Загадочное существо, двойная природа – голова женщины, туловище – льва).

Двойная природа: водоросль и гриб.

О самостоятельности лишайников говорит:

  • Во-первых, у них собственный вид размножения (клубочек из 1-2 клеток водорослей, окруженный гифами).
  • Во-вторых, особый обмен веществ, не сходный ни с водорослями, ни с грибами. Лишайники образуют особые вещества, больше в природе нигде не встречающиеся. Это лишайниковые кислоты, некоторые из них обладают стимулирующим, или антибиотическим действием. Именно лишайниковые кислоты растворяют поверхностный слой горных пород, что способствует лишайникам поселяться на гoлых скалах и поэтому их называют пионерами растительности. После отмирания лишайников образуется перегной, и другие растения заселяют эти места.
  • В-третьих, особенности роста и долгожительства. Это самые медленно растущие организмы, прирост слоевища составляет всего несколько мм в год, но и отменные долгожители использующиеся геологами для определения возраста ледниковых морен.

Со своим сообщением о росте лишайников выступит...

  • В-четвертых, отношение лишайников к экологическим условиям и местам обитания. Они очень неприхотливы и растут везде. Не страшны им 50 градусные морозы тундры, ни иссушающая жара африканских пустынь. Прекрасно себя чувствуют во влажных тропических лесах и на гoлых скалах, живут даже в ледяных пустынях Антарктиды. Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. При высоком содержании серы и других загрязнителей в атмосфере они гибнут. В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому мы должны помнить и заботиться об этом удивительном явлении природы. Еще лишайники обладают способностью аккумулировать в своем теле различные металлы, причем в количестве губительном для высших растений.

Заслушаем сообщение…

Лишайники как самостоятельные организмы играют большое значение в природе, биосфере, для животных и человека. Некоторые учащиеся подготовили краткие сообщения об особенностях и свойствах лишайников.

Уникальные свойства лишайников используются в медицине, их используют для получения лекарственных препаратов, медицинской глюкозы и спирта.

Сообщения…

Широкое применение лишайник нашел в парфюмерной и химической промышленности. Из него получают ароматические вещества, красители для шерсти, лакмус.

Сообщение…

Еще К. Линней сказал, что на лишайниках держится благосостояние всей Лапландии. И действительно, лишайники являются важнейшим источником корма для северных оленей. И человек использует лишайники в своем рационе. По свидетельствам знаменитого немецкого химика Ю. Либиха его повар умел приготовить из исландского моха около 70 разных блюд

Сообщение…

Подводя итог сказанному и услышанному про лишайники, следует отметить, что еще особенностью лишайника, как самостоятельного организма является своеобразие жизненной формы.

Проведение физкультминутки.

3. Самостоятельное применение знаний

3 часть урока – о жизненных формах лишайников

Работа будет проходить в группах, каждая группа готовит мини-проект из подготовленного материала. В каждой группе есть теоретик, готовивший теоретическую часть проекта и он осуществляет руководство в группе над созданием модели лишайника.

  • 1 группа – накипные лишайники, теоретик…
  • 2 группа – листоватые лишайники, теоретик…
  • 3 группа – кустистые лишайники, теоретик…

Далее презентация проекта.

(Во время работы звучит музыка.)

Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но есть среди них и кочующие виды. Например, аспицилия съедобная. Она в виде шаровидных комочков может переноситься ветром на большие расстояния. Оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда о манне небесной. В 1772 г. русский ботаник П.С. Паллас доказал, что манна – это лишайник.

Сообщение…

Неоценимо значение лишайников в биосфере и для многих животных.

Сообщение…

4. Итог урока

а) Вопрос: Почему лишайники называют “удивительной выдумкой природы”?

б) Тест на повторение и закрепление полученных знаний (на экране).

У ребят тестовые задания на столах, самостоятельно отвечают, а затем вместе проверяем ответы.

Выберите правильные ответы на предложенные вопросы.

  • Лишайники – это:

а) водоросли,

б) грибы,

в) симбиоз гриба и водоросли.

  • Какие водоросли составляют тело лишайника:

а) одноклеточные,

б) многоклеточные.

  • Какие существуют формы лишайников:

а) кустистые,

б) накипные,

в) листоватые.

  • Тело лишайников называется –

а) грибница,

б) слоевище.

  • Органические вещества лишайнику поставляет:

а) водоросль,

б) гриб.

  • Первыми обнаженный грунт заселяют лишайники:

а) листоватые,

б) накипные,

в) кустистые.

  • Индикаторами чистого воздуха считают –

а) водоросли,

б) лишайники,

в) грибы.

  • Лишайник – важнейший источник корма для

а) северных оленей,

б) домашних животных.

в) Прокомментировать отрывок К.Тимирязева из книги “Жизнь растений” (если останется время).

“Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной, медленно, но упopно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются сложные формы жизни”.

г) Выставление оценок.

д) Домашнее задание: п. 26, из задачника задания по выбору.

Используемая к уроку литература:

  1. С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан “О тех, кто растёт, но не бегает”, учебник по биологии 6 класса, Баласс, 2002.
  2. “Жизнь растений” по ред. М. В. Горленко, т. II, Москва, Просвещение, 1976.
  3. “Детская энциклопедия”, т. IV, Академии Педагогических наук, Москва, 1960.
  4. “Занимательная ботаника”, В. Рохлов, Москва, “АСТ-Пресс”, 1998.
  5. “Лишайники”, малый пpaктикум по ботанике, Ю. Солдатенкова, “Московский Университет”, 1977.

Приложение



Комментарии:

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

27 04 2024 23:25:18

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

26 04 2024 8:28:38

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

      Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

25 04 2024 7:45:13

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

24 04 2024 5:43:40

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

23 04 2024 20:54:36

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

22 04 2024 5:31:37

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

21 04 2024 19:27:10

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

20 04 2024 18:21:34

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

19 04 2024 18:32:14

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

      Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

18 04 2024 6:47:52

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

17 04 2024 18:23:57

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

16 04 2024 16:34:56

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

15 04 2024 6:16:35

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

14 04 2024 1:38:58

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

13 04 2024 19:49:58

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

12 04 2024 7:31:24

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

      Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

11 04 2024 7:12:41

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

10 04 2024 13:29:50

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

09 04 2024 1:41:50

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

08 04 2024 7:21:37

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

07 04 2024 0:39:34

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

      В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

06 04 2024 18:30:15

Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"


    Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"

      В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....

05 04 2024 7:45:49

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

04 04 2024 18:36:33

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

03 04 2024 17:30:25

Органы и системы органов животных Биология

Органы и системы органов животных  Биология Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...

02 04 2024 19:38:57

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

01 04 2024 20:48:38

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

31 03 2024 0:47:49

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

30 03 2024 13:10:54

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....

29 03 2024 0:38:15

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

28 03 2024 8:30:48

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

27 03 2024 19:36:12

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....

26 03 2024 9:39:30

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

25 03 2024 10:53:45

Урок биологии "Состав крови"


    Урок биологии "Состав крови"

      Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...

24 03 2024 6:16:53

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

23 03 2024 3:45:17

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

22 03 2024 18:36:27

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

21 03 2024 14:59:14

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся


    Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

      В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....

20 03 2024 7:12:51

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

19 03 2024 0:55:14

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

18 03 2024 10:34:25

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

17 03 2024 15:31:44

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

16 03 2024 4:20:37

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

15 03 2024 17:56:45

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

14 03 2024 19:33:36

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

13 03 2024 22:31:22

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

      Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

12 03 2024 4:18:38

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

11 03 2024 14:14:37

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

10 03 2024 4:55:17

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

09 03 2024 8:59:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::