Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс
Линия развития:
Образовательная:
- ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), строении, жизнедеятельности;
- формировать представление учащихся о приспособленности лишайников к разнообразным условиям обитания;
- осознание роли лишайников в природе, жизни человека;
- подготовка учащихся к творческой деятельности.
Развивающая:
- развитие образного мышления, памяти, речи;
- развитие системного биологического мышления;
воспитательная:
- эколого-гуманистическое воспитание.
Понятия:
- Грибница, симбиоз, водоросль, слоевище, лишайник.
Оборудование:
- таблица “Лишайник”, гербарии “Виды лишайника”, природный листоватый лишайник;
- использование мультимедийной технологии;
- магнитная доска;
- цветная бумага, природный материал и оборудование для пpaктической работы;
- дополнительная и справочная литература;
- карточки, тесты для занятия.
Ход урока
0. Организационный момент
1. Актуализация опopных знаний
Разгадывание кроссворда, отработка понятий, повторение домашнего задания (кроссворд на экране).
Вопросы к кроссворду:
- Специальные клетки гриба для размножения и расселения. (споры)
- Самые древние растения. (водоросли)
- Гифы гриба. (мицелий)
- Ядерные организмы, выполняющие роль разрушителей в экосистеме. (грибы)
- Тело водорослей, грибов. (слоевище)
- Растения, производители органического вещества. (автотрофы)
- Процесс создания растениями органических веществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света. (фотосинтез)
В выделенных клетках получается слово – СИМБИОЗ.
Вопрос к классу
- Что мы понимаем под симбиозом?
- Приведите примеры симбиотических организмов.
2. Проблемная ситуация и совместное применение знаний
Проблемный вопрос:
Ребята, как вы думаете, существует ли в природе организм, состоящий из самостоятельных организмов?
Загадки:
- “Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору”
- “Удивительное дело – как дружны зеленый с белым! Друг за друга отвечают и друг друга выручают”
О каких организмах идет речь?
Давайте подумаем и сформулируем тему урока.
Тема урока: Лишайники? Лишайники! Лишайники…(на экране)
Наш урок мы с вами разобьем на 3 части.
В 1 части мы должны ответить на вопрос. – Что представляет собой лишайник, как питается и размножается?
Предположите схему строения, способ питания и размножения лишайника.
Теперь проверим по учебнику ваши предположения, работая в группах:
- 1 группа – строение лишайника,
- 2 группа – питание лишайника,
- 3 группа – размножение и рост лишайника.
(Во время работы звучит тихая музыка.)
План работы в группе:
1.
1) из каких организмов состоит?
2) что в строении от гриба, от водоросли?
3) восстановить на схеме строение лишайника.
2.
1) как происходит питание лишайника?
2) чем питается лишайник?
3) восстановить на схеме питание лишайника.
3.
1) как происходит размножение лишайника?
2) что представляет собой клубочек?
3) как расселяется лишайник?
Заслушивание ответов и моделирование на магнитной доске тела лишайника.
Давайте подведем итог по строению, размножению и питанию лишайников.
Открываем тетради, записываем дату, тему и работаем с опopной схемой.
Лишайники – удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами.
(Вычерчивание схемы на доске и в тетради)
ГРИБ И ВОДОРОСЛЬ ТЕСНО ЗАВИСЯТ ДРУГ ОТ ДРУГА, лишайники не похожи ни на грибы, ни на водоросли. Благодаря сочетанию в одном организме гриба и водоросли лишайники являются самостоятельным организмом.
2 часть урока посвящена уникальным свойствам лишайников хаpaктеризующих его как самостоятельный организм
Мне помогут некоторые ребята, подготовившие небольшие сообщения.
(На экране фотографии различных лишайников).
В конце XVIII - начале XIX века возникла наука о лишайниках – лихенология. Ее основоположником считается шведский ученый Ахариус. В 1860 г. русским ученым Бекетовым был предложен термин “лишайник” для обозначения этих организмов. Примерно в это же время немецкий ботаник Шведенер описал биологию лишайников как “двойных организмов”.
Почему ученый Тимирязев назвал лишайники “растениями – сфинксами”?
(Загадочное существо, двойная природа – голова женщины, туловище – льва).
Двойная природа: водоросль и гриб.
О самостоятельности лишайников говорит:
- Во-первых, у них собственный вид размножения (клубочек из 1-2 клеток водорослей, окруженный гифами).
- Во-вторых, особый обмен веществ, не сходный ни с водорослями, ни с грибами. Лишайники образуют особые вещества, больше в природе нигде не встречающиеся. Это лишайниковые кислоты, некоторые из них обладают стимулирующим, или антибиотическим действием. Именно лишайниковые кислоты растворяют поверхностный слой горных пород, что способствует лишайникам поселяться на гoлых скалах и поэтому их называют пионерами растительности. После отмирания лишайников образуется перегной, и другие растения заселяют эти места.
- В-третьих, особенности роста и долгожительства. Это самые медленно растущие организмы, прирост слоевища составляет всего несколько мм в год, но и отменные долгожители использующиеся геологами для определения возраста ледниковых морен.
Со своим сообщением о росте лишайников выступит...
- В-четвертых, отношение лишайников к экологическим условиям и местам обитания. Они очень неприхотливы и растут везде. Не страшны им 50 градусные морозы тундры, ни иссушающая жара африканских пустынь. Прекрасно себя чувствуют во влажных тропических лесах и на гoлых скалах, живут даже в ледяных пустынях Антарктиды. Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. При высоком содержании серы и других загрязнителей в атмосфере они гибнут. В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому мы должны помнить и заботиться об этом удивительном явлении природы. Еще лишайники обладают способностью аккумулировать в своем теле различные металлы, причем в количестве губительном для высших растений.
Заслушаем сообщение…
Лишайники как самостоятельные организмы играют большое значение в природе, биосфере, для животных и человека. Некоторые учащиеся подготовили краткие сообщения об особенностях и свойствах лишайников.
Уникальные свойства лишайников используются в медицине, их используют для получения лекарственных препаратов, медицинской глюкозы и спирта.
Сообщения…
Широкое применение лишайник нашел в парфюмерной и химической промышленности. Из него получают ароматические вещества, красители для шерсти, лакмус.
Сообщение…
Еще К. Линней сказал, что на лишайниках держится благосостояние всей Лапландии. И действительно, лишайники являются важнейшим источником корма для северных оленей. И человек использует лишайники в своем рационе. По свидетельствам знаменитого немецкого химика Ю. Либиха его повар умел приготовить из исландского моха около 70 разных блюд
Сообщение…
Подводя итог сказанному и услышанному про лишайники, следует отметить, что еще особенностью лишайника, как самостоятельного организма является своеобразие жизненной формы.
Проведение физкультминутки.
3. Самостоятельное применение знаний
3 часть урока – о жизненных формах лишайников
Работа будет проходить в группах, каждая группа готовит мини-проект из подготовленного материала. В каждой группе есть теоретик, готовивший теоретическую часть проекта и он осуществляет руководство в группе над созданием модели лишайника.
- 1 группа – накипные лишайники, теоретик…
- 2 группа – листоватые лишайники, теоретик…
- 3 группа – кустистые лишайники, теоретик…
Далее презентация проекта.
(Во время работы звучит музыка.)
Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но есть среди них и кочующие виды. Например, аспицилия съедобная. Она в виде шаровидных комочков может переноситься ветром на большие расстояния. Оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда о манне небесной. В 1772 г. русский ботаник П.С. Паллас доказал, что манна – это лишайник.
Сообщение…
Неоценимо значение лишайников в биосфере и для многих животных.
Сообщение…
4. Итог урока
а) Вопрос: Почему лишайники называют “удивительной выдумкой природы”?
б) Тест на повторение и закрепление полученных знаний (на экране).
У ребят тестовые задания на столах, самостоятельно отвечают, а затем вместе проверяем ответы.
Выберите правильные ответы на предложенные вопросы.
- Лишайники – это:
а) водоросли,
б) грибы,
в) симбиоз гриба и водоросли.
- Какие водоросли составляют тело лишайника:
а) одноклеточные,
б) многоклеточные.
- Какие существуют формы лишайников:
а) кустистые,
б) накипные,
в) листоватые.
- Тело лишайников называется –
а) грибница,
б) слоевище.
- Органические вещества лишайнику поставляет:
а) водоросль,
б) гриб.
- Первыми обнаженный грунт заселяют лишайники:
а) листоватые,
б) накипные,
в) кустистые.
- Индикаторами чистого воздуха считают –
а) водоросли,
б) лишайники,
в) грибы.
- Лишайник – важнейший источник корма для
а) северных оленей,
б) домашних животных.
в) Прокомментировать отрывок К.Тимирязева из книги “Жизнь растений” (если останется время).
“Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной, медленно, но упopно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются сложные формы жизни”.
г) Выставление оценок.
д) Домашнее задание: п. 26, из задачника задания по выбору.
Используемая к уроку литература:
- С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан “О тех, кто растёт, но не бегает”, учебник по биологии 6 класса, Баласс, 2002.
- “Жизнь растений” по ред. М. В. Горленко, т. II, Москва, Просвещение, 1976.
- “Детская энциклопедия”, т. IV, Академии Педагогических наук, Москва, 1960.
- “Занимательная ботаника”, В. Рохлов, Москва, “АСТ-Пресс”, 1998.
- “Лишайники”, малый пpaктикум по ботанике, Ю. Солдатенкова, “Московский Университет”, 1977.
Приложение
Комментарии:
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
09 10 2025 5:45:26
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
08 10 2025 13:48:41
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
07 10 2025 7:49:19
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
06 10 2025 12:40:57

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
05 10 2025 0:32:34
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
04 10 2025 9:35:31
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
03 10 2025 19:30:29
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
02 10 2025 6:38:31
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
01 10 2025 6:15:22
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
30 09 2025 14:40:13
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
29 09 2025 0:12:47
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
28 09 2025 9:12:26
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
27 09 2025 15:50:16
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
26 09 2025 11:59:43
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
25 09 2025 8:16:26
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
24 09 2025 7:18:42
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
23 09 2025 3:35:58
Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся.
...
22 09 2025 4:26:13
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
21 09 2025 20:45:57
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
20 09 2025 4:40:57
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
19 09 2025 2:21:19
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
18 09 2025 1:46:43
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
17 09 2025 16:20:11
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
16 09 2025 10:13:24
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
15 09 2025 14:30:45
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
14 09 2025 15:20:40
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
13 09 2025 3:20:47
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
12 09 2025 3:14:27
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
11 09 2025 9:15:14
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
10 09 2025 6:56:56
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
09 09 2025 22:21:34
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
08 09 2025 10:20:40
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
07 09 2025 7:13:41
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
06 09 2025 3:47:37

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
05 09 2025 2:31:54
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
04 09 2025 20:54:36
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
03 09 2025 7:41:56
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
02 09 2025 18:11:26
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
01 09 2025 2:59:32
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
31 08 2025 5:53:48
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
30 08 2025 6:13:55
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
29 08 2025 12:25:52
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
28 08 2025 1:40:25
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
27 08 2025 5:40:13
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
26 08 2025 21:22:34

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
25 08 2025 22:31:39
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
24 08 2025 14:32:57
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
23 08 2025 22:29:30
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
22 08 2025 7:17:17
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
21 08 2025 17:57:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::