Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.
Задачи:
- Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.
- Развивающие: устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения переpaбатывать полученную информацию. Развивать креативность, критичность, внимание и память.
- Воспитательные: формировать культуру умственного труда, выpaбатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.
На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – кластер и таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал”. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы, в парах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.
Оборудование: Силуэты листьев, живые комнатные растения, ноутбук с проектором, презентация “Клеточное строение листа”, биологический конструктор “Листья”, “Клетки листа”, микроскопы, готовые микропрепараты поперечного разреза листа камелии и кожицы листа, печатные рабочие тетради по биологии. Автор В.В. Пасечник
План урока:
- Приветствие.
- Актуализация знаний.
- Переход к новой теме урока, стадия “Вызов”.
- Стадия “Осмысление” (реализация).
- Закрепление (непосредственный контакт с новой информацией)
- Домашнее задание с пояснением.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Приложение
Ход урока
I. Приветствие
П. Актуализация знаний
С помощью “Биологического конструктора” (1 человек)
Показать на ветке супротивное листорасположение, очередное, мутовчатое. Привести примеры растений.
2 человек: нарисовать листья с дуговым, параллельным и сетчатым жилкованием. Привести примеры растений.
Фронтальная работа: на слайде задание – вставьте пропущенные буквы:
Межд...узлие, супр ...тивное, п...бег, в...г...тивные, г...н...р...тивные, лист...вая, ж...лки, дуг.. .вое ж...лк.. .вание, хл.. .р.. .филл. (самопроверка)
Стадия “Вызов”
При подготовке к уроку у меня родились такие строки:
Итак, продолжим наш урок,
Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.
Какую тайну лист скрывает?
Напишите в схеме (кластере) всё, что мы изучили о листе.
Что ещё нужно изучить, чтобы у вас полностью сформировались знания о листе?
На стадии вызова предлагается по схеме – кластеру, размещенному на доске, назвать тему урока и обосновать свой выбор. (Записывают тему урока)
В тетради чертят таблицу и заполняют 1 графу
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Стадия “Осмысления”
В процессе работы с текстом заполняется таблица “Клеточное строение листа”
Название части листа | Название ткани | Описание клеточного строения ткани | Значение ткани |
Прочитайте текст параграфа:
- 1-й ряд “Строение кожицы листа”
- 2-й ряд “Мякоть листа”
- 2-й ряд “Жилки листа”
Заполните таблицу. (Метод инсерта) Карандашом выделяйте наиболее важные факты, делайте пометки
“!” – знал
“+” – новое
“?” – появился вопрос
Рефлексия (для каждой группы):
- Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?
- Что оказалось новым?
- Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?
В процессе рассказа остальные ребята заполняют таблицу. И в это время на слайдах демонстрируется работа устьиц, внутреннее строение листа
С помощью биологического конструктора “Клетки листа” на доске моделируем
внутреннее строение листа.
Возвращаемся к таблице №1 и заполним графу “Узнал”
Задание на дом: п. 24. Если текст с которым Вы работали не дал Вам исчерпывающей информации и у Вас возникли новые вопросы , заполните графу " хочу узнать" таблицы. Это и будет вашим домашний заданием.
Стадия “Закрепление” (непосредственный контакт с новой информацией)
Откройте рабочую тетрадь с. 35 №80 и учебник параграф 24 (выполняют задание с последующей проверкой. Проводится инструктаж по работе с микроскопом.
Выполняют лабораторную работу “Строение кожицы листа” и “Клеточное строение листа”, отчет оформляют в № 81, 82, формулируют выводы.
Рефлексия
- Почему необходимо мыть листья комнатных растений?
На слайде – Прочитайте пословицу и объясните её смысл, (где нет листьев, там нет и фруктов, т. е. в результате фотосинтеза в листьях образуются органические вещества, которые накапливаются в плодах, клубнях, корнеплодах.
- Составить синквейн по нашей теме.
- Подведение итогов урока.
Использованная литература:
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития
- Калинина А. А. Универсальные поурочные разработки по биологии
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
30 06 2022 12:23:57
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
29 06 2022 3:18:11
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
28 06 2022 15:21:24
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
27 06 2022 10:41:38
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
26 06 2022 5:21:14
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
25 06 2022 10:13:20
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
24 06 2022 0:17:37
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
23 06 2022 10:36:59
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
22 06 2022 23:57:22
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
21 06 2022 8:56:34
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
20 06 2022 3:24:57
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
19 06 2022 0:44:18
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
18 06 2022 18:58:34
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
17 06 2022 8:10:56
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
16 06 2022 15:51:58
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
15 06 2022 4:31:20
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
...
14 06 2022 10:32:18
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
13 06 2022 21:21:16
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
12 06 2022 16:23:53
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
11 06 2022 5:43:32
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
10 06 2022 18:46:15
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
09 06 2022 17:29:41
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
08 06 2022 4:36:12
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
07 06 2022 22:50:22
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
06 06 2022 4:50:42
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
05 06 2022 2:16:36
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
04 06 2022 9:25:57
В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии.
...
03 06 2022 2:53:51
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
02 06 2022 5:45:26
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
01 06 2022 6:57:49
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
31 05 2022 12:17:12
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным.
...
30 05 2022 5:12:18
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
29 05 2022 0:56:54
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
28 05 2022 9:14:33
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
27 05 2022 16:18:26
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
26 05 2022 8:22:34
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
25 05 2022 5:52:57
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
24 05 2022 9:25:15
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
23 05 2022 12:58:54
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
22 05 2022 19:54:27
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
21 05 2022 1:34:19
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
20 05 2022 14:44:17
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
19 05 2022 8:39:48
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
18 05 2022 14:24:37
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
17 05 2022 0:10:18
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
16 05 2022 16:13:46
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
15 05 2022 21:39:22
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
14 05 2022 6:28:24
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
13 05 2022 4:59:45
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
12 05 2022 10:56:59
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::