Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"


Тип урока: проект, изучение нового материала.

Оборудование: таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; подготовленные санбюллетени «Пищевые отравления», «Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Язва желудка – это не шутка!», «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран

Ход урока

I. Организационный момент. Беседа с классом:

Сегодня на уроке мы с вами будем заниматься проектной деятельностью. За 90 минут вам необходимо изучить тему «Гигиена питания», провести мини-исследование и составить ток-шоу с презентацией для популяризации знаний о здоровом образе жизни. Тему ток – шоу вы можете предложить сами, а можете воспользоваться высказыванием Г. Гeйне «Человек есть то, что он ест».

II. Актуализация знаний:

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гeйне, тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Хаpaктер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, пoлoвoго развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания?

Для обсуждения этой проблемы необходимо классу поделиться на группы экспертов: (диетолог, врач, стоматолог, инфекционист, ведущий, паразитолог, педиатр, лаборант, программист и т.д.).

Подготовительный этап проекта. Постановка целей и задач, распределение школьников на группы, распределение заданий в группах.

Цель проекта: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.

Задачи проекта:

  • изучить правила приема пищи;
  • оценить влияние различных диет на организм человека;
  • исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания;
  • познакомиться с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
  • составить презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
  • оформить проект – ток-шоу «Человек есть то, что он ест».

В ток-шоу вы должны осветить темы:

  1. «Правила приема пищи».
  2. «Виды диет и влияние их на организм человека»
  3. «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»
  4. «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»
  5. «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»

Школьники делятся на максимально разрозненые по успеваемости группы по 4 – 5 человек. Выбирают темы для группового и индивидуального изучения. Каждая группа получает папку с заданиями в виде инструкций по выполнению проекта, список литературы, таблицы, доступ к интернету.

III. Изучение нового материала:

Деятельностный этап проекта: работа в группах по выбранной теме, индивидуальная работа по выполнению заданий.

Основные виды деятельности групп при изучении нового материала

№ группы

Виды деятельности на уроке

Группа №1 (диетолог, педиатр, санитарный врач, редактор, оформитель), работающая над проблемой «Правила приема пищи»

Отвечают на вопросы и выполняют задания с использованием литературы, составляют листовки, презентации о правилах приема пищи

Группа №2 (диетолог, вегетарианец, сыроед, последователь раздельного питания, врач), работающая над проблемой «Виды диет и влияние их на организм человека»

Изучают вегетарианство, сыроедение, раздельное питание, обосновывают плюсы и минусы диет; составляют фрагмент презентации

Группа №3 (лаборант, химик, врач, эколог), работающая над проблемой «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»

Раскрывают значение пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определяют их потенциальную опасность для здоровья человека, изучают содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определяют степень экологического риска их употрeбления (проводят мини-исследование продуктов на содержание пищевых добавок); делают выводы, оформляют их в виде слайдов презентации

Группа №4 (врач-инфекционист, санитарный врач, паразитолог, педиатр, программист), работающая над проблемой «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»

Изучают, как возникают инфекционные (дизентерия, холера, брюшной тиф); неинфекционные заболевания (гастрит, язва); глистные заболевания, разpaбатывают меры профилактики и оформляют их в виде презентации и буклета.

Группа №5 (врач-инфекционист, лаборант, химик, фитотерапевт, педиатр), работающая над проблемой «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»

Определяют виды пищевого отравления (микробные, немикробные), изучают симптомы отравлений и меры по оказанию первой помощи при различных видах отравления, заполняют таблицу, составляют презентацию и стенгазету

IV. Закрепление нового материала

Рефлексивный этап проекта: проведение ток-шоу с презентацией, анализ портфолио, оценка продукта проекта и деятельности школьников и учителя, обсуждение результатов

Выступление каждой группы по 5 минут, остальные обучающиеся задают вопросы, уточняют информацию. По ходу выступлений групп, школьники заполняют итоговую таблицу, заранее подготовленную учителем и выданную каждому в начале урока.

Гигиена питания

Правила гигиены питания

Физиологические обоснования

 

 

V. Контроль за усвоением учебного материала

Обязательная часть этого этапа – оценка работы школьников. Она осуществляется по следующим критериям: активное участие всех члeнов группы в реализации проекта, объем изученного материала и качество анализа собранной информации; соответствие оформления результатов стандартным требованиям; качество сообщений о результатах проекта; убедительность ответов на вопросы по докладу; полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы; достижение поставленных целей.

Работа каждого ученика по проекту отражается в оценочных листах, где проставляются оценки за групповую, индивидуальную работу, доклады, за участие в обсуждении других работ. После этого выводится средний балл, который и является итоговой оценкой.

Оценочный лист

Фамилия имя участников проекта

Участие в работе группы
(1 – 5 баллов)

Индивидуальный доклад
(3 – 5 баллов)

Оформление листовок, стенгазеты, буклетов, презентаций
(3 – 5 баллов)

Участие в обсуждении других работ
(3 – 5 баллов)

Итоговая оценка
(средний балл)

Бельянская Виолетта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов урока

Вопросы классу:

  • Что дала вам работа над учебным проектом?
  • Что у вас не получилось и почему?
  • Что бы вам хотелось изменить при проведени следующего проекта?

VII. Домашнее задани: изучить &35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», повторить записи в тетради.


Методический паспорт учебного проекта 

Цель: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.

Задачи:

  • Изучить правила приема пищи;
  • оценить влияние различных диет на организм человека;
  • исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания;
  • познакомиться с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
  • составить презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
  • оформить презентацию и проект – ток-шоу «Человек есть то, что он ест».

Время работы над проектом: два спаренных урока.

Режим работы: 90 минут.

Возраст обучающихся: 8 класс.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: основная учебная и дополнительная научно-исследовательская, научно-популярная литература. Таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран.

ЗУН и общенаучные навыки:

  • увеличение объема знаний по гигиене питания; профилактике заболеваний желудочно-кишечного тpaкта;
  • умение работать с научным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
  • умение систематизировать знания с помощью таблиц;
  • умение пользоваться сетью Интернет,
  • умение работать в различных группах.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес школьников к изучаемому предмету, самореализация.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания о гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний, из области анатомии, физиологии, гигиены, зоологии, экологии, самоопределение в выборе профессии.

Развитие навыков: самостоятельной работы с научной литературой, методикой, самостоятельного принятия решений, коммуникативности в информационном обмене, мыслительной деятельности при сборе, планировании, структурировании, анализе и обобщении информации, самоанализе; совершенствование навыков исследовательской деятельности;

Продукты: листовка, буклет, презентация, ток-шоу.

Инструкции к изучению темы «Правила приема пищи»

Вопросы по работе с литературой: Как сохранить аппетит? Чем и как питаться? Как соблюдать правильный рацион? Какое значение имеет кулинарная обработка пищи? Салат, винегрет, мясные и овощные отвары усиливают сокоотделение гумopaльным путем. Как это происходит? Какое значение для пищеварения имеют балластные вещества? Что обозначает высказывание Абуль-Фаораджа «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел»? Сформулируйте правило питания исходя из изречения (пословицы) «Кто долго жует – тот долго живет». Можно ли есть сидя у телевизора или читая интересную книгу? Почему на пустой желудок нельзя пить крепкий чай и кофе? Почему необходимо есть в одно и то же время и не менее 3 раз в день? Какой температуры должна быть принимаемая пища? Можно ли наедаться перед сном?

Рекомендации для работы с наглядными пособиями (таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Старайся – правильно питайся!») Рассмотрите на таблицах изображение пищеварительной системы. Вспомните строение и функции основных отделов пищеварения. Рассмотрите на рисунках, какой вред приносит употрeбление алкоголя и курение желудочно-кишечному тpaкту. Используя таблицу «Старайся – правильно питайся!» определите по рисункам основные правила питания.

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные правилам питания, режиму питания, проанализируйте их и скопируйте для размещения на стенде.

Задание для презентации: составьте листовку, призывающую правильно питаться, выпишите все правила в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Виды диет и влияние их на организм человека»

Вопросы по работе с литературой: Что такое диета? Устарел ли в настоящее время афоризм «Завтpaк съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу»? Что за пятерку для нашего желудка поставил специалист по биоритмике человека Ф. И. Комаров? Почему древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что толстые умирают раньше худых? Каким должно быть питание, которое принято считать здоровым и рациональным? В чем польза и вред вегетарианства? Можно ли все продукты употрeбллять в пищу в сыром виде? В суть теории раздельного питания? Объясните вред раздельного питания исходя из физиологии пищеварения. Почему пища должна быть разнообразной? Что такое лечебная диета?

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные различным диетам, проанализируйте их. Скопируйте картинки иллюстрирующие последствия диет.

Задание для презентации: обоснуйте плюсы и минусы диет, дайте рекомендации по гигиене питания, запишите свои суждения в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»

Вопросы по работе с литературой: что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? С помощью, каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? Что такое пищевые добавки? Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-либо вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? Обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? Что за вещества скрываются под индексом «Е»? Можно ли эти продукты есть? Почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Вредны ли пищевые добавки для здоровья? Зачем производители питания применяют пищевые добавки?

Рассмотрите и проанализируйте таблицу «Пищевые добавки»

Обсудите вопросы: В чем плюсы и минусы применения консервантов? Чем красят продукты питания, и насколько это безопасно? Требует ли красота продукта жертв? С какой целью используются антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека? Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания? Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия?

Инструкция для выполнения пpaктической работы: выполните мини-исследование. Изучите состав веществ на упаковках предложенных вам продуктов питания. Майонез, кетчуп, плавленый сыр, чипсы, сухарики, лапша и супы быстрого приготовления, жевательная резинка, батончики «Шок», «Сникерс», газированные напитки, продукты детского питания. Исследуйте продукты разных производителей, результаты запишите в таблицу, отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употрeбления.

Содержание пищевых добавок в продуктах питания

Продукт

Красители Е1**

Консерванты Е2**

Антиокислители Е3**

Загустители Е4**

Эмульгаторы Е5**

Усилители вкуса Е6**

 

 

 

 

 

 

 

Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по употрeблению продуктов питания и оформите их в виде презентации распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»

Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Какие возбудители вызывают кишечные инфекции? Каковы пути проникновения возбудителей инфекционных заболеваний? Опишите симптомы холеры, дизентерии, брюшного тифа. Как уберечься от дизентерии и холеры? В чем опасность сальмонеллеза? Что такое брюшной тиф? Каковы меры профилактики инфекционных заболеваний? К чему может привести нерегулярное питание в сухомятку, алкоголь, курение? Опишите симптомы язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Каковы меры профилактики неинфекционных заболеваний? Что такое описторхоз? Какие паразиты являются причиной заболевания «аскаридоз»? Какой вред приносят организму человека аскариды? Опишите меры профилактики глистных заболеваний.

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике глистных заболеваний человека, проанализируйте их и скопируйте.

Рекомендации для работы с наглядными пособиями таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», схемами «Цикл развития человеческой аскариды», «Стадии развития печеночного сосальщика». Рассмотрите иллюстрации развития паразитов. На какой стадии развития они опасны для человека? Основным или промежуточным хозяином является человек для развития человеческой аскариды, печеночного сосальщика? Предположите меры предупреждающие заражение этими паразитами.

Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению заражения глистными паразитами и оформите их в виде презентации и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»

Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Каковы признаки пищевого отравления? Какие существуют виды пищевых отравлений? Какие микроорганизмы вызывают пищевые отравления? Как предупредить отравление пищевыми продуктами? Какие меры предосторожности помогут избежать отравления ботулизмом? Как возникают стафилококковые пищевые отравления? В чем опасность отравления грибами? Каковы меры оказания первой помощи пострадавшему от отравления грибами? Какие ядовитые растения обитают на территории Белгородской области? Какие вы знаете меры профилактики отравлений грибами и растениями? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему от случайного употрeбления кислоты, щелочи, тяжелых металлов, ртути? Опишите меры профилактики химических отравлений.

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике химических отравлений человека, проанализируйте их и скопируйте.

Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению микробных и немикробных отравлений, опишите меры по оказанию первой помощи, составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Список используемой литературы:

  1. Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учеб.для 8 кл. Общеобразоват. Учеб.заведений. М.:Дрофа, 2001.
  2. Высоцкая М. В., Биология. Пpaктикум по анатомии и физиологии человека. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД. 2000
  4. Семенова А.С. «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003)
  6. Зуйкина Т. Н. «Гигиена питания» / Биология в школе №7, 2000
  7. Хорош В.А. Ролевая игра-конференция: «Питание. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни»
  8. Аксельрод А.Ю.Скорее «Скорой». М.:Медицина, 1990
  9. Артюхова И. С. Мое здоровье и ...право выбора / Биология для школьников, №1 2003
  10. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9кл.сред.шк.- 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1989
  11. Кон И.Я., Копытенко М.В., Тоболева М.А. Без особого труда, но не детская еда / Классный руководитель, №4, 2004
  12. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология, Глав. Ред.Аксенова М. Д. – М.:Аванта+, 2000
  13. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 2001.
  14. Электронные учебники «Школьный курс биологии», «Анатомия».


Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

05 07 2022 21:34:59

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

04 07 2022 15:10:21

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

03 07 2022 3:53:30

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

02 07 2022 6:33:11

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

01 07 2022 14:47:35

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

30 06 2022 6:57:18

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"


    Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

      В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

29 06 2022 18:57:25

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

28 06 2022 6:52:24

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

27 06 2022 1:23:29

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

26 06 2022 15:54:59

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

25 06 2022 18:41:50

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

24 06 2022 12:29:41

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

23 06 2022 0:11:32

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

22 06 2022 16:18:52

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

21 06 2022 16:37:45

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

20 06 2022 4:30:34

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

19 06 2022 5:14:39

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

18 06 2022 20:31:36

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

17 06 2022 10:49:47

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

16 06 2022 20:13:58

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

15 06 2022 0:40:40

Загадочные соседи - лишайники


    Загадочные соседи - лишайники

      Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...

14 06 2022 12:50:57

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

13 06 2022 7:38:56

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

12 06 2022 10:22:41

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

11 06 2022 9:13:58

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

10 06 2022 11:45:43

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"


    Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

      Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

09 06 2022 8:30:48

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

08 06 2022 22:51:13

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

07 06 2022 5:45:50

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

06 06 2022 20:47:11

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

05 06 2022 6:49:24

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

04 06 2022 15:18:35

Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс


    Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс

      На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....

03 06 2022 15:14:31

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

02 06 2022 1:41:27

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

01 06 2022 17:19:10

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене


    Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

      Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

31 05 2022 18:38:54

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

30 05 2022 1:38:48

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

29 05 2022 19:15:36

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

28 05 2022 4:41:29

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)


    Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

      Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

27 05 2022 16:37:27

Плюрализм концепций происхождения жизни


    Плюрализм концепций происхождения жизни

      Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

26 05 2022 1:33:33

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

25 05 2022 2:34:34

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

24 05 2022 20:52:12

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

23 05 2022 20:43:15

Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"


    Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"

      В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...

22 05 2022 5:36:43

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

21 05 2022 5:57:13

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

20 05 2022 1:19:52

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

19 05 2022 4:12:27

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

18 05 2022 20:49:55

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

17 05 2022 14:53:37

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::