Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"


Тип урока: проект, изучение нового материала.

Оборудование: таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; подготовленные санбюллетени «Пищевые отравления», «Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Язва желудка – это не шутка!», «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран

Ход урока

I. Организационный момент. Беседа с классом:

Сегодня на уроке мы с вами будем заниматься проектной деятельностью. За 90 минут вам необходимо изучить тему «Гигиена питания», провести мини-исследование и составить ток-шоу с презентацией для популяризации знаний о здоровом образе жизни. Тему ток – шоу вы можете предложить сами, а можете воспользоваться высказыванием Г. Гeйне «Человек есть то, что он ест».

II. Актуализация знаний:

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гeйне, тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Хаpaктер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, пoлoвoго развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания?

Для обсуждения этой проблемы необходимо классу поделиться на группы экспертов: (диетолог, врач, стоматолог, инфекционист, ведущий, паразитолог, педиатр, лаборант, программист и т.д.).

Подготовительный этап проекта. Постановка целей и задач, распределение школьников на группы, распределение заданий в группах.

Цель проекта: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.

Задачи проекта:

  • изучить правила приема пищи;
  • оценить влияние различных диет на организм человека;
  • исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания;
  • познакомиться с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
  • составить презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
  • оформить проект – ток-шоу «Человек есть то, что он ест».

В ток-шоу вы должны осветить темы:

  1. «Правила приема пищи».
  2. «Виды диет и влияние их на организм человека»
  3. «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»
  4. «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»
  5. «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»

Школьники делятся на максимально разрозненые по успеваемости группы по 4 – 5 человек. Выбирают темы для группового и индивидуального изучения. Каждая группа получает папку с заданиями в виде инструкций по выполнению проекта, список литературы, таблицы, доступ к интернету.

III. Изучение нового материала:

Деятельностный этап проекта: работа в группах по выбранной теме, индивидуальная работа по выполнению заданий.

Основные виды деятельности групп при изучении нового материала

№ группы

Виды деятельности на уроке

Группа №1 (диетолог, педиатр, санитарный врач, редактор, оформитель), работающая над проблемой «Правила приема пищи»

Отвечают на вопросы и выполняют задания с использованием литературы, составляют листовки, презентации о правилах приема пищи

Группа №2 (диетолог, вегетарианец, сыроед, последователь раздельного питания, врач), работающая над проблемой «Виды диет и влияние их на организм человека»

Изучают вегетарианство, сыроедение, раздельное питание, обосновывают плюсы и минусы диет; составляют фрагмент презентации

Группа №3 (лаборант, химик, врач, эколог), работающая над проблемой «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»

Раскрывают значение пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определяют их потенциальную опасность для здоровья человека, изучают содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определяют степень экологического риска их употрeбления (проводят мини-исследование продуктов на содержание пищевых добавок); делают выводы, оформляют их в виде слайдов презентации

Группа №4 (врач-инфекционист, санитарный врач, паразитолог, педиатр, программист), работающая над проблемой «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»

Изучают, как возникают инфекционные (дизентерия, холера, брюшной тиф); неинфекционные заболевания (гастрит, язва); глистные заболевания, разpaбатывают меры профилактики и оформляют их в виде презентации и буклета.

Группа №5 (врач-инфекционист, лаборант, химик, фитотерапевт, педиатр), работающая над проблемой «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»

Определяют виды пищевого отравления (микробные, немикробные), изучают симптомы отравлений и меры по оказанию первой помощи при различных видах отравления, заполняют таблицу, составляют презентацию и стенгазету

IV. Закрепление нового материала

Рефлексивный этап проекта: проведение ток-шоу с презентацией, анализ портфолио, оценка продукта проекта и деятельности школьников и учителя, обсуждение результатов

Выступление каждой группы по 5 минут, остальные обучающиеся задают вопросы, уточняют информацию. По ходу выступлений групп, школьники заполняют итоговую таблицу, заранее подготовленную учителем и выданную каждому в начале урока.

Гигиена питания

Правила гигиены питания

Физиологические обоснования

 

 

V. Контроль за усвоением учебного материала

Обязательная часть этого этапа – оценка работы школьников. Она осуществляется по следующим критериям: активное участие всех члeнов группы в реализации проекта, объем изученного материала и качество анализа собранной информации; соответствие оформления результатов стандартным требованиям; качество сообщений о результатах проекта; убедительность ответов на вопросы по докладу; полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы; достижение поставленных целей.

Работа каждого ученика по проекту отражается в оценочных листах, где проставляются оценки за групповую, индивидуальную работу, доклады, за участие в обсуждении других работ. После этого выводится средний балл, который и является итоговой оценкой.

Оценочный лист

Фамилия имя участников проекта

Участие в работе группы
(1 – 5 баллов)

Индивидуальный доклад
(3 – 5 баллов)

Оформление листовок, стенгазеты, буклетов, презентаций
(3 – 5 баллов)

Участие в обсуждении других работ
(3 – 5 баллов)

Итоговая оценка
(средний балл)

Бельянская Виолетта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов урока

Вопросы классу:

  • Что дала вам работа над учебным проектом?
  • Что у вас не получилось и почему?
  • Что бы вам хотелось изменить при проведени следующего проекта?

VII. Домашнее задани: изучить &35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», повторить записи в тетради.


Методический паспорт учебного проекта 

Цель: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.

Задачи:

  • Изучить правила приема пищи;
  • оценить влияние различных диет на организм человека;
  • исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания;
  • познакомиться с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
  • составить презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
  • оформить презентацию и проект – ток-шоу «Человек есть то, что он ест».

Время работы над проектом: два спаренных урока.

Режим работы: 90 минут.

Возраст обучающихся: 8 класс.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: основная учебная и дополнительная научно-исследовательская, научно-популярная литература. Таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран.

ЗУН и общенаучные навыки:

  • увеличение объема знаний по гигиене питания; профилактике заболеваний желудочно-кишечного тpaкта;
  • умение работать с научным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
  • умение систематизировать знания с помощью таблиц;
  • умение пользоваться сетью Интернет,
  • умение работать в различных группах.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес школьников к изучаемому предмету, самореализация.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания о гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний, из области анатомии, физиологии, гигиены, зоологии, экологии, самоопределение в выборе профессии.

Развитие навыков: самостоятельной работы с научной литературой, методикой, самостоятельного принятия решений, коммуникативности в информационном обмене, мыслительной деятельности при сборе, планировании, структурировании, анализе и обобщении информации, самоанализе; совершенствование навыков исследовательской деятельности;

Продукты: листовка, буклет, презентация, ток-шоу.

Инструкции к изучению темы «Правила приема пищи»

Вопросы по работе с литературой: Как сохранить аппетит? Чем и как питаться? Как соблюдать правильный рацион? Какое значение имеет кулинарная обработка пищи? Салат, винегрет, мясные и овощные отвары усиливают сокоотделение гумopaльным путем. Как это происходит? Какое значение для пищеварения имеют балластные вещества? Что обозначает высказывание Абуль-Фаораджа «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел»? Сформулируйте правило питания исходя из изречения (пословицы) «Кто долго жует – тот долго живет». Можно ли есть сидя у телевизора или читая интересную книгу? Почему на пустой желудок нельзя пить крепкий чай и кофе? Почему необходимо есть в одно и то же время и не менее 3 раз в день? Какой температуры должна быть принимаемая пища? Можно ли наедаться перед сном?

Рекомендации для работы с наглядными пособиями (таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Старайся – правильно питайся!») Рассмотрите на таблицах изображение пищеварительной системы. Вспомните строение и функции основных отделов пищеварения. Рассмотрите на рисунках, какой вред приносит употрeбление алкоголя и курение желудочно-кишечному тpaкту. Используя таблицу «Старайся – правильно питайся!» определите по рисункам основные правила питания.

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные правилам питания, режиму питания, проанализируйте их и скопируйте для размещения на стенде.

Задание для презентации: составьте листовку, призывающую правильно питаться, выпишите все правила в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Виды диет и влияние их на организм человека»

Вопросы по работе с литературой: Что такое диета? Устарел ли в настоящее время афоризм «Завтpaк съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу»? Что за пятерку для нашего желудка поставил специалист по биоритмике человека Ф. И. Комаров? Почему древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что толстые умирают раньше худых? Каким должно быть питание, которое принято считать здоровым и рациональным? В чем польза и вред вегетарианства? Можно ли все продукты употрeбллять в пищу в сыром виде? В суть теории раздельного питания? Объясните вред раздельного питания исходя из физиологии пищеварения. Почему пища должна быть разнообразной? Что такое лечебная диета?

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные различным диетам, проанализируйте их. Скопируйте картинки иллюстрирующие последствия диет.

Задание для презентации: обоснуйте плюсы и минусы диет, дайте рекомендации по гигиене питания, запишите свои суждения в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»

Вопросы по работе с литературой: что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? С помощью, каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? Что такое пищевые добавки? Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-либо вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? Обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? Что за вещества скрываются под индексом «Е»? Можно ли эти продукты есть? Почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Вредны ли пищевые добавки для здоровья? Зачем производители питания применяют пищевые добавки?

Рассмотрите и проанализируйте таблицу «Пищевые добавки»

Обсудите вопросы: В чем плюсы и минусы применения консервантов? Чем красят продукты питания, и насколько это безопасно? Требует ли красота продукта жертв? С какой целью используются антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека? Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания? Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия?

Инструкция для выполнения пpaктической работы: выполните мини-исследование. Изучите состав веществ на упаковках предложенных вам продуктов питания. Майонез, кетчуп, плавленый сыр, чипсы, сухарики, лапша и супы быстрого приготовления, жевательная резинка, батончики «Шок», «Сникерс», газированные напитки, продукты детского питания. Исследуйте продукты разных производителей, результаты запишите в таблицу, отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употрeбления.

Содержание пищевых добавок в продуктах питания

Продукт

Красители Е1**

Консерванты Е2**

Антиокислители Е3**

Загустители Е4**

Эмульгаторы Е5**

Усилители вкуса Е6**

 

 

 

 

 

 

 

Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по употрeблению продуктов питания и оформите их в виде презентации распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»

Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Какие возбудители вызывают кишечные инфекции? Каковы пути проникновения возбудителей инфекционных заболеваний? Опишите симптомы холеры, дизентерии, брюшного тифа. Как уберечься от дизентерии и холеры? В чем опасность сальмонеллеза? Что такое брюшной тиф? Каковы меры профилактики инфекционных заболеваний? К чему может привести нерегулярное питание в сухомятку, алкоголь, курение? Опишите симптомы язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Каковы меры профилактики неинфекционных заболеваний? Что такое описторхоз? Какие паразиты являются причиной заболевания «аскаридоз»? Какой вред приносят организму человека аскариды? Опишите меры профилактики глистных заболеваний.

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике глистных заболеваний человека, проанализируйте их и скопируйте.

Рекомендации для работы с наглядными пособиями таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», схемами «Цикл развития человеческой аскариды», «Стадии развития печеночного сосальщика». Рассмотрите иллюстрации развития паразитов. На какой стадии развития они опасны для человека? Основным или промежуточным хозяином является человек для развития человеческой аскариды, печеночного сосальщика? Предположите меры предупреждающие заражение этими паразитами.

Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению заражения глистными паразитами и оформите их в виде презентации и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Инструкции к изучению темы «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»

Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Каковы признаки пищевого отравления? Какие существуют виды пищевых отравлений? Какие микроорганизмы вызывают пищевые отравления? Как предупредить отравление пищевыми продуктами? Какие меры предосторожности помогут избежать отравления ботулизмом? Как возникают стафилококковые пищевые отравления? В чем опасность отравления грибами? Каковы меры оказания первой помощи пострадавшему от отравления грибами? Какие ядовитые растения обитают на территории Белгородской области? Какие вы знаете меры профилактики отравлений грибами и растениями? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему от случайного употрeбления кислоты, щелочи, тяжелых металлов, ртути? Опишите меры профилактики химических отравлений.

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике химических отравлений человека, проанализируйте их и скопируйте.

Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению микробных и немикробных отравлений, опишите меры по оказанию первой помощи, составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.

Список используемой литературы:

  1. Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учеб.для 8 кл. Общеобразоват. Учеб.заведений. М.:Дрофа, 2001.
  2. Высоцкая М. В., Биология. Пpaктикум по анатомии и физиологии человека. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД. 2000
  4. Семенова А.С. «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003)
  6. Зуйкина Т. Н. «Гигиена питания» / Биология в школе №7, 2000
  7. Хорош В.А. Ролевая игра-конференция: «Питание. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни»
  8. Аксельрод А.Ю.Скорее «Скорой». М.:Медицина, 1990
  9. Артюхова И. С. Мое здоровье и ...право выбора / Биология для школьников, №1 2003
  10. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9кл.сред.шк.- 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1989
  11. Кон И.Я., Копытенко М.В., Тоболева М.А. Без особого труда, но не детская еда / Классный руководитель, №4, 2004
  12. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология, Глав. Ред.Аксенова М. Д. – М.:Аванта+, 2000
  13. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 2001.
  14. Электронные учебники «Школьный курс биологии», «Анатомия».


Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

06 02 2023 15:16:13

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

05 02 2023 9:42:22

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

04 02 2023 14:30:58

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

03 02 2023 9:33:45

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

02 02 2023 21:36:17

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

01 02 2023 3:43:58

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

31 01 2023 2:22:43

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

30 01 2023 3:16:42

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

29 01 2023 14:52:43

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

28 01 2023 0:39:30

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

27 01 2023 5:36:17

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

26 01 2023 0:48:11

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"


    Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

      Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

25 01 2023 9:47:56

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

24 01 2023 22:17:59

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

23 01 2023 4:57:46

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"


    Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

      Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...

22 01 2023 11:17:41

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

21 01 2023 0:52:25

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

20 01 2023 19:33:39

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

19 01 2023 5:12:27

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"


    Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

      Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

18 01 2023 23:30:32

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

17 01 2023 22:29:18

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

16 01 2023 7:49:37

Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"


    Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"

      В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...

15 01 2023 11:22:18

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

14 01 2023 1:20:32

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

13 01 2023 10:39:49

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....

12 01 2023 16:51:34

Урок по теме "Путешествие во времени"


    Урок по теме "Путешествие во времени"

      Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....

11 01 2023 18:10:25

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

10 01 2023 7:46:33

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

09 01 2023 14:12:11

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

08 01 2023 13:49:51

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

07 01 2023 6:57:14

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

06 01 2023 16:41:45

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

05 01 2023 5:33:11

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

04 01 2023 13:50:54

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

03 01 2023 14:54:36

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

02 01 2023 12:38:14

Организация самостоятельной работы на уроках биологии


    Организация самостоятельной работы на уроках биологии

      В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

01 01 2023 5:54:59

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

31 12 2022 22:19:24

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

30 12 2022 9:37:24

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

29 12 2022 17:34:54

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

28 12 2022 21:28:20

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

27 12 2022 6:52:30

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

26 12 2022 12:26:33

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

25 12 2022 9:22:11

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

24 12 2022 4:38:18

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

23 12 2022 18:58:42

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

22 12 2022 13:29:42

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"


    Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока,
 или О чем рассказала лапка лягушки"

      Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

21 12 2022 7:32:19

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

20 12 2022 15:32:31

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

19 12 2022 3:23:37

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::