Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"
Тип урока: проект, изучение нового материала.
Оборудование: таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; подготовленные санбюллетени «Пищевые отравления», «Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Язва желудка – это не шутка!», «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран
Ход урока
I. Организационный момент. Беседа с классом:
Сегодня на уроке мы с вами будем заниматься проектной деятельностью. За 90 минут вам необходимо изучить тему «Гигиена питания», провести мини-исследование и составить ток-шоу с презентацией для популяризации знаний о здоровом образе жизни. Тему ток – шоу вы можете предложить сами, а можете воспользоваться высказыванием Г. Гeйне «Человек есть то, что он ест».
II. Актуализация знаний:
Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гeйне, тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Хаpaктер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, пoлoвoго развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания?
Для обсуждения этой проблемы необходимо классу поделиться на группы экспертов: (диетолог, врач, стоматолог, инфекционист, ведущий, паразитолог, педиатр, лаборант, программист и т.д.).
Подготовительный этап проекта. Постановка целей и задач, распределение школьников на группы, распределение заданий в группах.
Цель проекта: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Задачи проекта:
- изучить правила приема пищи;
- оценить влияние различных диет на организм человека;
- исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания;
- познакомиться с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
- составить презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
- оформить проект – ток-шоу «Человек есть то, что он ест».
В ток-шоу вы должны осветить темы:
- «Правила приема пищи».
- «Виды диет и влияние их на организм человека»
- «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»
- «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»
- «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»
Школьники делятся на максимально разрозненые по успеваемости группы по 4 – 5 человек. Выбирают темы для группового и индивидуального изучения. Каждая группа получает папку с заданиями в виде инструкций по выполнению проекта, список литературы, таблицы, доступ к интернету.
III. Изучение нового материала:
Деятельностный этап проекта: работа в группах по выбранной теме, индивидуальная работа по выполнению заданий.
Основные виды деятельности групп при изучении нового материала
№ группы |
Виды деятельности на уроке |
Группа №1 (диетолог, педиатр, санитарный врач, редактор, оформитель), работающая над проблемой «Правила приема пищи» |
Отвечают на вопросы и выполняют задания с использованием литературы, составляют листовки, презентации о правилах приема пищи |
Группа №2 (диетолог, вегетарианец, сыроед, последователь раздельного питания, врач), работающая над проблемой «Виды диет и влияние их на организм человека» |
Изучают вегетарианство, сыроедение, раздельное питание, обосновывают плюсы и минусы диет; составляют фрагмент презентации |
Группа №3 (лаборант, химик, врач, эколог), работающая над проблемой «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека» |
Раскрывают значение пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определяют их потенциальную опасность для здоровья человека, изучают содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определяют степень экологического риска их употрeбления (проводят мини-исследование продуктов на содержание пищевых добавок) ; делают выводы, оформляют их в виде слайдов презентации |
Группа №4 (врач-инфекционист, санитарный врач, паразитолог, педиатр, программист), работающая над проблемой «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы» |
Изучают, как возникают инфекционные (дизентерия, холера, брюшной тиф) ; неинфекционные заболевания (гастрит, язва) ; глистные заболевания, разpaбатывают меры профилактики и оформляют их в виде презентации и буклета. |
Группа №5 (врач-инфекционист, лаборант, химик, фитотерапевт, педиатр), работающая над проблемой «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них» |
Определяют виды пищевого отравления (микробные, немикробные), изучают симптомы отравлений и меры по оказанию первой помощи при различных видах отравления, заполняют таблицу, составляют презентацию и стенгазету |
IV. Закрепление нового материала
Рефлексивный этап проекта: проведение ток-шоу с презентацией, анализ портфолио, оценка продукта проекта и деятельности школьников и учителя, обсуждение результатов
Выступление каждой группы по 5 минут, остальные обучающиеся задают вопросы, уточняют информацию. По ходу выступлений групп, школьники заполняют итоговую таблицу, заранее подготовленную учителем и выданную каждому в начале урока.
Гигиена питания
Правила гигиены питания |
Физиологические обоснования |
|
|
V. Контроль за усвоением учебного материала
Обязательная часть этого этапа – оценка работы школьников. Она осуществляется по следующим критериям: активное участие всех члeнов группы в реализации проекта, объем изученного материала и качество анализа собранной информации; соответствие оформления результатов стандартным требованиям; качество сообщений о результатах проекта; убедительность ответов на вопросы по докладу; полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы; достижение поставленных целей.
Работа каждого ученика по проекту отражается в оценочных листах, где проставляются оценки за групповую, индивидуальную работу, доклады, за участие в обсуждении других работ. После этого выводится средний балл, который и является итоговой оценкой.
Оценочный лист
Фамилия имя участников проекта |
Участие в работе группы |
Индивидуальный доклад |
Оформление листовок, стенгазеты, буклетов, презентаций |
Участие в обсуждении других работ |
Итоговая оценка |
Бельянская Виолетта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Подведение итогов урока
Вопросы классу:
- Что дала вам работа над учебным проектом?
- Что у вас не получилось и почему?
- Что бы вам хотелось изменить при проведени следующего проекта?
VII. Домашнее задани: изучить &35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», повторить записи в тетради.
Методический паспорт учебного проекта
Цель: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Задачи:
- Изучить правила приема пищи;
- оценить влияние различных диет на организм человека;
- исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания;
- познакомиться с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
- составить презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
- оформить презентацию и проект – ток-шоу «Человек есть то, что он ест».
Время работы над проектом: два спаренных урока.
Режим работы: 90 минут.
Возраст обучающихся: 8 класс.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: основная учебная и дополнительная научно-исследовательская, научно-популярная литература. Таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран.
ЗУН и общенаучные навыки:
- увеличение объема знаний по гигиене питания; профилактике заболеваний желудочно-кишечного тpaкта;
- умение работать с научным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
- умение систематизировать знания с помощью таблиц;
- умение пользоваться сетью Интернет,
- умение работать в различных группах.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес школьников к изучаемому предмету, самореализация.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания о гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний, из области анатомии, физиологии, гигиены, зоологии, экологии, самоопределение в выборе профессии.
Развитие навыков: самостоятельной работы с научной литературой, методикой, самостоятельного принятия решений, коммуникативности в информационном обмене, мыслительной деятельности при сборе, планировании, структурировании, анализе и обобщении информации, самоанализе; совершенствование навыков исследовательской деятельности;
Продукты: листовка, буклет, презентация, ток-шоу.
Инструкции к изучению темы «Правила приема пищи»
Вопросы по работе с литературой: Как сохранить аппетит? Чем и как питаться? Как соблюдать правильный рацион? Какое значение имеет кулинарная обработка пищи? Салат, винегрет, мясные и овощные отвары усиливают сокоотделение гумopaльным путем. Как это происходит? Какое значение для пищеварения имеют балластные вещества? Что обозначает высказывание Абуль-Фаораджа «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел»? Сформулируйте правило питания исходя из изречения (пословицы) «Кто долго жует – тот долго живет». Можно ли есть сидя у телевизора или читая интересную книгу? Почему на пустой желудок нельзя пить крепкий чай и кофе? Почему необходимо есть в одно и то же время и не менее 3 раз в день? Какой температуры должна быть принимаемая пища? Можно ли наедаться перед сном?
Рекомендации для работы с наглядными пособиями (таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Старайся – правильно питайся!») Рассмотрите на таблицах изображение пищеварительной системы. Вспомните строение и функции основных отделов пищеварения. Рассмотрите на рисунках, какой вред приносит употрeбление алкоголя и курение желудочно-кишечному тpaкту. Используя таблицу «Старайся – правильно питайся!» определите по рисункам основные правила питания.
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные правилам питания, режиму питания, проанализируйте их и скопируйте для размещения на стенде.
Задание для презентации: составьте листовку, призывающую правильно питаться, выпишите все правила в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.
Инструкции к изучению темы «Виды диет и влияние их на организм человека»
Вопросы по работе с литературой: Что такое диета? Устарел ли в настоящее время афоризм «Завтpaк съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу»? Что за пятерку для нашего желудка поставил специалист по биоритмике человека Ф. И. Комаров? Почему древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что толстые умирают раньше худых? Каким должно быть питание, которое принято считать здоровым и рациональным? В чем польза и вред вегетарианства? Можно ли все продукты употрeбллять в пищу в сыром виде? В суть теории раздельного питания? Объясните вред раздельного питания исходя из физиологии пищеварения. Почему пища должна быть разнообразной? Что такое лечебная диета?
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные различным диетам, проанализируйте их. Скопируйте картинки иллюстрирующие последствия диет.
Задание для презентации: обоснуйте плюсы и минусы диет, дайте рекомендации по гигиене питания, запишите свои суждения в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.
Инструкции к изучению темы «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»
Вопросы по работе с литературой: что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? С помощью, каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? Что такое пищевые добавки? Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-либо вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? Обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? Что за вещества скрываются под индексом «Е»? Можно ли эти продукты есть? Почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Вредны ли пищевые добавки для здоровья? Зачем производители питания применяют пищевые добавки?
Рассмотрите и проанализируйте таблицу «Пищевые добавки»
Обсудите вопросы: В чем плюсы и минусы применения консервантов? Чем красят продукты питания, и насколько это безопасно? Требует ли красота продукта жертв? С какой целью используются антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека? Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания? Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия?
Инструкция для выполнения пpaктической работы: выполните мини-исследование. Изучите состав веществ на упаковках предложенных вам продуктов питания. Майонез, кетчуп, плавленый сыр, чипсы, сухарики, лапша и супы быстрого приготовления, жевательная резинка, батончики «Шок», «Сникерс», газированные напитки, продукты детского питания. Исследуйте продукты разных производителей, результаты запишите в таблицу, отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употрeбления.
Содержание пищевых добавок в продуктах питания
Продукт |
Красители Е1** |
Консерванты Е2** |
Антиокислители Е3** |
Загустители Е4** |
Эмульгаторы Е5** |
Усилители вкуса Е6** |
|
|
|
|
|
|
|
Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по употрeблению продуктов питания и оформите их в виде презентации распределите роли в ток-шоу для доклада.
Инструкции к изучению темы «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»
Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Какие возбудители вызывают кишечные инфекции? Каковы пути проникновения возбудителей инфекционных заболеваний? Опишите симптомы холеры, дизентерии, брюшного тифа. Как уберечься от дизентерии и холеры? В чем опасность сальмонеллеза? Что такое брюшной тиф? Каковы меры профилактики инфекционных заболеваний? К чему может привести нерегулярное питание в сухомятку, алкоголь, курение? Опишите симптомы язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Каковы меры профилактики неинфекционных заболеваний? Что такое описторхоз? Какие паразиты являются причиной заболевания «аскаридоз»? Какой вред приносят организму человека аскариды? Опишите меры профилактики глистных заболеваний.
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике глистных заболеваний человека, проанализируйте их и скопируйте.
Рекомендации для работы с наглядными пособиями таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», схемами «Цикл развития человеческой аскариды», «Стадии развития печеночного сосальщика». Рассмотрите иллюстрации развития паразитов. На какой стадии развития они опасны для человека? Основным или промежуточным хозяином является человек для развития человеческой аскариды, печеночного сосальщика? Предположите меры предупреждающие заражение этими паразитами.
Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению заражения глистными паразитами и оформите их в виде презентации и распределите роли в ток-шоу для доклада.
Инструкции к изучению темы «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»
Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Каковы признаки пищевого отравления? Какие существуют виды пищевых отравлений? Какие микроорганизмы вызывают пищевые отравления? Как предупредить отравление пищевыми продуктами? Какие меры предосторожности помогут избежать отравления ботулизмом? Как возникают стафилококковые пищевые отравления? В чем опасность отравления грибами? Каковы меры оказания первой помощи пострадавшему от отравления грибами? Какие ядовитые растения обитают на территории Белгородской области? Какие вы знаете меры профилактики отравлений грибами и растениями? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему от случайного употрeбления кислоты, щелочи, тяжелых металлов, ртути? Опишите меры профилактики химических отравлений.
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике химических отравлений человека, проанализируйте их и скопируйте.
Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению микробных и немикробных отравлений, опишите меры по оказанию первой помощи, составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.
Список используемой литературы:
- Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учеб.для 8 кл. Общеобразоват. Учеб.заведений. М.:Дрофа, 2001.
- Высоцкая М. В., Биология. Пpaктикум по анатомии и физиологии человека. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД. 2000
- Семенова А.С. «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003)
- Зуйкина Т. Н. «Гигиена питания» / Биология в школе №7, 2000
- Хорош В.А. Ролевая игра-конференция: «Питание. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни»
- Аксельрод А.Ю.Скорее «Скорой». М.:Медицина, 1990
- Артюхова И. С. Мое здоровье и ...право выбора / Биология для школьников, №1 2003
- Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9кл.сред.шк.- 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1989
- Кон И.Я., Копытенко М.В., Тоболева М.А. Без особого труда, но не детская еда / Классный руководитель, №4, 2004
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология, Глав. Ред.Аксенова М. Д. – М.:Аванта+, 2000
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 2001.
- Электронные учебники «Школьный курс биологии», «Анатомия».
Комментарии:
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
30 06 2025 2:24:55
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
29 06 2025 2:31:21
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
28 06 2025 3:45:44
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
27 06 2025 8:14:32
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
26 06 2025 5:19:28
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
25 06 2025 13:27:11
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
24 06 2025 12:10:50
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
23 06 2025 23:30:14
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
22 06 2025 12:44:44
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
21 06 2025 9:50:27
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
20 06 2025 19:17:19
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
19 06 2025 22:34:24
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
18 06 2025 8:58:11
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
17 06 2025 1:58:28
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
16 06 2025 21:44:21
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
...
15 06 2025 14:32:57
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
14 06 2025 15:11:17
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
13 06 2025 3:42:28
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
12 06 2025 18:53:27
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
11 06 2025 13:55:17
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
10 06 2025 8:13:30
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
09 06 2025 1:47:40
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
08 06 2025 7:14:29
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
07 06 2025 5:11:15
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
06 06 2025 7:12:14
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
05 06 2025 18:35:39
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
04 06 2025 0:41:13
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
03 06 2025 16:50:22
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
02 06 2025 19:15:43
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
01 06 2025 16:49:29
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
31 05 2025 22:53:15
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
30 05 2025 22:47:13
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
29 05 2025 9:38:56
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
28 05 2025 0:38:18
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
27 05 2025 15:56:21
Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....
26 05 2025 7:43:29
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
25 05 2025 14:18:53
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
24 05 2025 1:37:44
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
23 05 2025 0:20:18
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
22 05 2025 13:55:10
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
21 05 2025 7:16:28
В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....
20 05 2025 19:22:20
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
19 05 2025 11:11:32
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
18 05 2025 23:19:42
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
17 05 2025 13:18:15
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
16 05 2025 3:10:50
Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....
15 05 2025 14:41:40
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
14 05 2025 17:25:17
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
13 05 2025 10:28:53
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
12 05 2025 0:10:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::