Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ
Хочу поделиться опытом применения технологии развития критического мышления, адаптированной к информационным технологиям. Апробированные мной уроки дают высокий уровень знаний, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, развивать мыслительные операции, развивать навыки групповой работы и многое другое. Предлагаю познакомиться со стратегией, используемой в данной технологии, называемой “эффективная лекция” и приемом организации деятельности “бортовым журналом” на примере урока биологии по теме: “Основные типы взаимодействий между организмами”.
Бортовой журнал
Данный прием может использоваться для эффективной организации лекционной деятельности учащихся в старших классах. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: Вызов-Осмысление-Рефлексия. (далее В-О-Р) Прием выстроен по принципу ведения записей табличным способом. Страница делится на две колонки; в левую часть заносится уже известная информация или предположения, а в правую новая информация. На стадии вызова заполняется левая часть бортового журнала, в ходе осмысления идет получение новой информации и занесение ее в правую часть таблицы. На стадии рефлексии сопоставляются обе части журнала, подводятся итоги, идет активное обсуждение в парах, а затем в группах. Цели урока: ознакомить учащихся с многообразием взаимоотношений между организмами, способствовать повышению уровня рефлексивной культуры, прогностических и интерпретационных умений, продолжить формирование навыков коммуникации, ценностного осмысления материала в рамках экологического образования.
Ход урока
Актуализация знаний.
В: Не называя темы урока, напоминаю правила работы с бортовым журналом, затем предлагаю выполнить задание.
– Рассмотрите внимательно рисунки (рис 1–10 презентации). Постарайтесь понять, что на них изображено. Придумайте каждому рисунку название и запишите его в тетрадь в левую часть бортового журнала. Обсудите придуманные названия сначала в парах, затем в четверках, постарайтесь прийти к общему мнению, что же все-таки изображено на каждом рисунке и предложите свои предположения (записываю все предположения учащихся на доске без комментариев, каждая группа по очереди предлагает свое название).
– О: Раздаю текст (Приложение 1). Предлагаю проверить правильность сделанных предположений по ходу работы с текстом.
Р: Хотели бы вы изменить названия предложенных вам изображений? Если да, то запишите измененное название в правой части журнала с указанием причины, по которой вы это сделали, обсудите в парах и группах (идет обсуждение в ходе которого, я поправляю сделанные ранее записи на доске).
Постановка цели.
В: Что на ваш взгляд объединяет все изображения? Постарайтесь сформулировать это в виде темы урока, обсудите в парах, четверках, предложите вашу версию (без комментариев записываю возможные темы уроков на доске).
О: Щелкните по изображению №10 левой кнопкой мыши, а затем по появившемуся слайду еще два раза (на слайде появляется тема урока).
Р: Возвращаю учащихся к первоначально предложенным темам урока. Учащиеся возвращаются к первоначально предложенным темам урока, соотносят их с темой, предложенной учителем, ведут обсуждение.
Активизация деятельности.
В: Предлагаю провести классификацию предложенных изображений, оформить её одним из известных учащимся способом (таблица, схема, кластер) по признаку вредности и полезности для одного и другого организма. Учащиеся индивидуально проводят классификацию изображений, затем обсуждают в парах и группах, стараются прийти к общему мнению. Каждая группа предлагает свою классификацию и способ её отображения. Группы в случае необходимости дополняют друг друга.
О: Учащиеся знакомятся с классификацией, заложенной в презентации (слайд 12).
Р: Возвращаю к первоначальной классификации, прошу внести дополнения, уточнения, исправления (учащиеся производят данные операции, вносят коррективы).
Активизация деятельности.
В: Предлагаю учащимся сделать предположения. К какому типу взаимоотношений на ваш взгляд, следует отнести взаимоотношения организмов, представленные на изображениях 1-10? Ваши предположения занесите в левую часть бортового журнала под соответствующими номерами. Обсудите сделанные предположения в парах и группах, стараясь прийти к общему мнению. (Каждая группа по очереди высказывает по одному суждению, старясь его обосновать; без комментариев записываю каждое суждение на доске).
О: Предлагаю пройтись на каждый тип взаимоотношений по гиперссылкам презентации (слайды 13-26) и занести новую информацию в правую часть журнала.
Р: Возвращаю к первоначальным предположениям и предлагаю провести в группах мини-дискуссию о правильности сделанных предположений, корректирую ответы по мере необходимости. Прошу сделать общие выводы по уроку, наиболее удачные записываются в тетрадях, предлагаю домашнее задание и тесты (Приложение 2).
Комментарии:
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
27 11 2024 0:39:41
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
26 11 2024 10:39:38
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
25 11 2024 5:29:31
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
24 11 2024 14:28:20
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...
23 11 2024 16:52:37
Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....
22 11 2024 21:37:25
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
21 11 2024 21:24:23
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
20 11 2024 10:20:23
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....
19 11 2024 21:43:24
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
18 11 2024 2:18:45
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
17 11 2024 11:41:19
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
16 11 2024 10:29:28
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
15 11 2024 4:55:49
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
14 11 2024 1:14:33
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
13 11 2024 6:41:19
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
12 11 2024 15:24:57
В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....
11 11 2024 0:56:38
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...
10 11 2024 18:33:46
Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....
09 11 2024 20:59:13
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
08 11 2024 21:26:28
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
07 11 2024 21:23:47
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
06 11 2024 18:21:57
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
05 11 2024 18:58:51
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
04 11 2024 1:10:39
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
03 11 2024 21:58:37
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
02 11 2024 9:21:22
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
01 11 2024 12:40:16
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
31 10 2024 9:52:51
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
30 10 2024 20:14:57
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
29 10 2024 6:40:51
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...
28 10 2024 12:47:23
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
27 10 2024 12:53:26
Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....
26 10 2024 5:14:11
Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
25 10 2024 18:30:50
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
24 10 2024 17:29:14
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
23 10 2024 9:12:52
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
22 10 2024 21:34:25
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
21 10 2024 5:14:38
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
20 10 2024 6:42:47
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
19 10 2024 15:17:48
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...
18 10 2024 18:56:35
Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....
17 10 2024 22:18:18
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
16 10 2024 13:15:59
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
15 10 2024 21:57:42
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...
14 10 2024 13:35:39
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
13 10 2024 4:52:18
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...
12 10 2024 18:19:53
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
11 10 2024 11:26:18
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
10 10 2024 19:18:39
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...
09 10 2024 0:12:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::