Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

Тип урока: изучение нового материала.
Основная цель: создать условия для формирования представления о составе и функциях крови.
Задачи:
- развивать понятие «кровь»;
- познакомить с составом крови;
- познакомить со строением форменных элементов крови;
- сформировать знания о плазме крови, ее функциях;
- познакомить с функциями крови;
- совершенствовать экспериментальные умения учащихся и умения делать правильные выводы на основе проведенных опытов;
- развитие умения работать в группе;
- развитие процессов мышления: анализ, синтез, обобщение;
- развитие умения работы на ПК;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в процессе обучения.
Оборудование: CD-ROM «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», CD-ROM «Открытая биология», презентация «Состав и функции крови», микроскопы, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки», бланки анализа крови.
План урока:
- Организационное начало.
- Вводное слово учителя.
- Постановка проблемы. (Почему кровь особый вид соединительной ткани?)
- Изучение нового материала.
1. Виртуальная лабораторная работа, «Изучение форменных элементов крови».
Цель: изучить форменные элементы крови.
Оборудование: диск «Открытая биология».
Ход работы:
- Запустить диск «Открытая биология».
- Выбрать «Модели».
- Глава 7.
- Открыть файл 7.3 «Анализ крови».
- Увеличить изображение. (лупа на полях)
- Запустить анимацию. (старт)
- Заполнить схему.
- Сделать вывод.
2. Работа в группах. (каждой группе выдается рабочий лист с индивидуальным заданием)
Рабочий лист № 1.
Тема урока: «Состав и функции крови».
Проблемный вопрос: «Почему кровь особый вид соединительной ткани?»
Ход работы:
- Запустить программу «Уроки Кирилла и Мефодия» 9 класс.
- Выбрать тему «Кровь».
- Зарегистрироваться, Ф.И. учащегося, пароль,…, войти.
- Выбрать тему «Кровь» Урок 2 «Эритроциты».
Используя CD-ROM, выполните задания и заполните таблицу:
| № | Вопрос | Ответ |
| 1 | Как называются красные клетки крови? | |
| 2 | Каково количество эритроцитов в 1мм3 крови у мужчин, у женщин? | |
| 3 | Где образуются эритроциты? | |
| 4 | Какова продолжительность жизни эритроцитов? | |
| 5 | Где погибают эритроциты? | |
| 6 | Каковы особенности строения эритроцитов:
|
|
| 7 | Что такое малокровие (анемия)? | |
| 8 | Чем обусловлена анемия? | |
| 9 | Причины малокровия? | |
| 10 | Каковы меры профилактики? |
Рабочий лист № 2.
Тема урока: «Состав и функции крови».
Ход работы:
- Групповая работа
- Запустить программу «Уроки Кирилла и Мефодия» 9 класс
- Выбрать тему «Кровь»
- Зарегистрироваться, Ф.И. учащегося, пароль,…, войти
- Выбрать тему «Кровь»
Используя CD-ROM, выполните задания и заполните таблицу:
| № | Вопрос | Ответ |
| 1 | Как называются кровяные пластинки? | |
| 2 | Какое количество тромбоцитов содержится в 1мл крови? | |
| 3 | Где образуются тромбоциты? | |
| 4 | Какова продолжительность жизни тромбоцитов? | |
| 5 | Особенности строения: есть ли ядро, какой формы? | |
| 6 | Какую функцию выполняют тромбоциты? | |
| 7 | Что такое свертывание крови? | |
| 8 | Что происходит с тромбоцитами при повреждении стенок кровеносного сосуда? | |
| 9 | Что при этом выделяется в плазму крови? | |
| 10 | Что происходит под влиянием фермента с растворимым белком фибриногеном? | |
| 11 | Что образуют нити фибрина? | |
| 12 | Что закрывает тромб? | |
| 13 | Как называется заболевание, когда не свертывается кровь? |
Рабочий лист № 3.
Тема урока: «Состав и функции крови».
Ход работы:
- Групповая работа.
- Запустить программу «Уроки Кирилла и Мефодия» 9 класс.
- Выбрать тему «Кровь».
- Зарегистрироваться, Ф.И. учащегося, пароль,…, войти.
- Выбрать тему «Кровь».
Используя CD-ROM, выполните задания и заполните таблицу:
| № | Вопрос | Ответ |
| 1 | Как называются белые кровяные клетки? | |
| 2 | Какое количество лейкоцитов содержится в 1мл крови? | |
| 3 | Где образуются лейкоциты? | |
| 4 | Какова продолжительность жизни тромбоцитов? | |
| 5 | Особенности строения: есть ли ядро, какого цвета? | |
| 6 | Какую функцию выполняют лейкоциты? | |
| 7 | Какие бывают виды лейкоцитов? | |
| 8 | Как называется способность фагоцитов поглощать микроорганизмы и кто ее открыл? | |
| 9 | Какова функция лимфоцитов? | |
| 10 | О чем свидетельствует повышение числа лейкоцитов в крови? |
3. Отчет групп, с просмотром презентации, изготовленной учителем. («Состав и функции крови»)
- отчет 1-й группы;
- лабораторная работа «Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки».
Цель: сравнить строение эритроцитов человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.
Ход работы:
- Рассмотрите препарат крови человека. Найдите на нем эритроциты. Обратите внимание на их форму, величину, отсутствие ядра. Зарисуйте в тетради несколько эритроцитов человека.
- Рассмотрите препарат крови лягушки при том же увеличении микроскопа. Найдите в нем эритроциты. Обратите внимание на их форму, величину, наличие ядра. Зарисуйте в тетради несколько эритроцитов лягушки.
- Сравните эритроциты лягушки и человека и сделайте вывод о том, какие из них способны переносить больше кислорода и почему, а также о том, в каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных.
- отчет 2,3 групп;
- плазма крови (рассказ учителя с использованием презентации).
4. Закрепление. (анализ данных бланков «Анализ крови», работа в парах)
5. Домашнее задание.
6. Итоги урока.
Комментарии:
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей.
...
10 12 2025 2:10:26
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
09 12 2025 5:57:12
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
08 12 2025 13:13:42
Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....
07 12 2025 9:17:48
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
06 12 2025 14:55:54
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
05 12 2025 11:27:32
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
...
04 12 2025 1:34:44
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
03 12 2025 9:44:23
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
02 12 2025 9:53:16
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
01 12 2025 22:42:21
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
30 11 2025 19:19:40
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
29 11 2025 4:45:47
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
28 11 2025 23:30:34
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
27 11 2025 10:59:47
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
26 11 2025 8:59:34
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
25 11 2025 9:54:40
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
24 11 2025 6:30:31
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
23 11 2025 16:40:55
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
22 11 2025 12:21:26
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
21 11 2025 17:30:38
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
20 11 2025 0:46:42
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
19 11 2025 14:37:26
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
18 11 2025 22:29:43
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
17 11 2025 5:30:19
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
16 11 2025 21:25:47
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
15 11 2025 15:55:38
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
14 11 2025 23:36:54
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
13 11 2025 22:38:28
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
12 11 2025 7:51:41
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
11 11 2025 5:28:17
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
10 11 2025 20:44:31
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
09 11 2025 12:43:22
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
08 11 2025 4:48:38
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
07 11 2025 3:18:19
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
06 11 2025 8:27:11
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
05 11 2025 22:35:43
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
04 11 2025 4:28:40
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
03 11 2025 1:32:53
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
02 11 2025 18:46:18
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология".
...
01 11 2025 3:32:46
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
31 10 2025 18:16:33
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
30 10 2025 16:24:40
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
29 10 2025 12:49:55
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
28 10 2025 18:55:44
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
27 10 2025 18:15:54
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
26 10 2025 11:50:56
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
25 10 2025 0:42:49
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
24 10 2025 18:14:46
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
23 10 2025 0:16:31
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
22 10 2025 13:16:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс