Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"
Цели урока:
- Обучающая – на основе повторения знаний о функциях и строении органов пищеварения сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения на конструктивном уровне;
- Развивающая – учить выделять главное, анализировать;
- Воспитательная – формирование умения согласовано работать в коллективе.
Тип урока – комбинированный урок.
Оборудование.
- Таблицы: “Схема строения органов пищеварения”, “Гигиена питания”, “Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний”, “Вредное влияние алкоголя на организм”
- Выставка книг и журналов о различных теориях питания.
- Плакаты с высказываниями и народными мудростями: “Кто долго жует – тот долго живет”, “Завтpaк съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”.
- Штатив с пробирками, спирт, яичный белок (для демонстрационного опыта 1).
- 2 куска накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода в йодистом калии, стеклянная палочка, блюдце (для демонстрационного опыта 2).
Этапы урока.
I. Организационный этап.
- Урок начинается с предварительной организации. Этот этап позволяет почувствовать пульс класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.
- Приветствие. На этом этапе определяется хаpaктер взаимоотношений учителя и ученика.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Организация внимания.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Можно проверять знания учащихся любыми способами, но необходимо отдавать предпочтение устному опросу, так как это едва ли не единственный вид речевой деятельности учащихся на уроке. Во время устного опроса, развивается и совершенствуется речь учащихся, а развитая речь есть показатель умственного развития учеников. При построении вопросов к эвристической беседе учителю необходимо знать то, что каждый вопрос должен быть содержательным, последовательным и целесообразным.
Вопросы эвристической беседы:
1. Что такое питание?
После ответа учащихся, учитель обобщает: питание – сложный процесс, включающий поступление, переработку и усвоение в организме питательных веществ, для восстановления его энергетических функций.
2. Что такое питательные вещества? Назовите их.
Вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. К ним относятся белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины.
3. Назовите и покажите на таблице органы пищеварения.
Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, aнaльное отверстие, печень и поджелудочная железа.
4. Пища в ходе передвижения по желудочно-кишечному тpaкту подвергается механической и химической обработке. Каким изменениям подвергается пища на различных этапах пищеварения?
После обсуждения необходимо записать на доске:
- Ротовая полость – апробация, смачивание, обезвреживание, измельчение пищи. Расщепление углеводов.
- Пищевод – продвижение пищи в желудок.
- Желудок – механическая переработка и обеззараживание пищи. Расщепление белков и частичное жиров.
- 12-перстная кишка – расщепление белков, жиров и углеводов, под действием поджелудочного сока и желчи.
- Тонкий кишечник – всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.
- Толстый кишечник – формирование каловых масс, переваривание клетчатки, синтез витаминов.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель сообщает тему изучаемого материала, показывает значимость нового материала, мотивируя тем самым учащихся к его усвоению.
Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.
Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.
“Колечко” - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.
“Кулак – кольцо” - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.
“Вертолет” - перемещаем карандаш между пальцами кисти.
IV. Этап усвоения новых знаний.
I. Заболевания органов пищеварения.
Учитель сообщает о том, что профилактические осмотры, проводимые на предприятиях и учебных заведениях, показывают, что большое количество людей страдает заболеваниями пищеварительной системы.
На предыдущем уроке ученики вашего класса получили индивидуальные задания: приготовить сообщения о наиболее часто встречающихся заболеваниях желудочно-кишечного тpaкта.
Сообщение учащегося 1. Гастрит – воспаление слизистой оболочки стенки желудка. Среди болезней органов пищеварения 35% всех случаев приходится на хронический гастрит, а среди болезней желудка – 85%. При хроническом гастрите после приема пищи наблюдаются боли в области желудка, чувство жжения, тошнота, снижение аппетита. Хронический гастрит приводит к изменению секреторной активности желудочных желез.
Сообщение учащегося 2. Язва желудка и 12-перстной кишки – хроническое заболевание, связанное с нарушением нервных и гумopaльных механизмов, регулирующих секреторную деятельность пищеварительного тpaкта. Для язвенной болезни хаpaктерны сильные боли через некоторое время после еды или натощак, изжога, иногда рвота.
Сообщение учащегося 3. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, стрептококки, стафилококки. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.. Попадая в организм бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.
2. Причины возникновения желудочно-кишечных заболеваний.
Учитель. Причиной пищевых отравлений, как нам уже сказали, являются зараженные пищевые продукты.
Вопрос к учащимся: Можете ли Вы назвать еще и другие причины пищевых отравлений?
(Не соблюдение правил личной гигиены)
Вопрос к учащимся: Как можно избежать пищевых отравлений?
(Соблюдение правил личной гигиены, режима и срока хранения продуктов, соблюдение технологии приготовления пищи).
Вопрос к учащимся: Каковы причины гастрита, язвенной болезни желудка? (Неправильное питание)
3. Правила питания.
Учитель. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что неправильное питание приводит к возникновению желудочно-кишечных заболеваний. В медицине древнего Китая главным направлением было предупреждение всех заболеваний на основе правильного питания и разумного образа жизни. Современные ученые подсчитали, что на здоровье человека оказывают влияние разные факторы: 50% образ жизни, 20% наследственность, 20% окружающая среда, 10% медицинская помощь (показать диаграмму).
Групповая работа.
Чтобы выработать правила правильного питания, все ученики класса делятся на 3 группы. Каждая группа в ходе обсуждения должна сформулировать основные правила правильного питания и при этом обосновать каждое из них. Время работы 5 минут. По завершению работы каждая группа запишет свои правила на альбомный лист и прикрепит к доске.
Обсуждение правил правильного питания.
В ходе обсуждения записываем общие правила правильного питания на доске:
А) Регулярное питание. При регулярном питании выpaбатывается условный рефлекс, следовательно, перед приемом пищи ухе выделяется желудочный сок, что способствует лучшему перевариванию пищи.
Б) Разнообразное питание. Питательные вещества находятся в различных продуктах питания, поэтому необходимо употрeбллять в пищу разнообразную пищу. Много белков содержится в мясе, молочной продукции, бобовых. Жиры – орехи, растительные и животные жиры. Углеводы – мучные и кондитерские изделия.
В) Умеренность в еде. Переедание способствует отложению избытка питательных веществ, что ведет к ожирению. Не зря русская пословица гасит: Завтpaк съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу. Из-за стола необходимо выходить с чувством легкого голода, так как гумopaльный сигнал о насыщении приходит на 20 минут позднее, после того, как человек уже сыт.
Г) Есть с аппетитом, что ведет к увеличению выделения желудочного сока.
Д) Есть не торопясь, что способствует лучшей механической обработке пищи.
Е) Соблюдение правил личной гигиены. Перед едой необходимо вымыть руки.
Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.
Упражнения, способствующие снятию статистического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника
- Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течении 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
- Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
- Сидя с прямой спиной изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и гpyдина неподвижны.
4. Вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение.
Изменения начинаются уже в полости рта, где алкоголь подавляет секрецию и повышает вязкость слюны. Зубы алкоголика разрушаются по многим причинам - это и угнетение иммунитета, и нарушение режима питания, и неряшливость. Из-за того, что угнетаются защитные механизмы, развивается алкогольный эзофагит (воспаление пищевода). Нарушается процесс глотания - пища начинает забрасываться из желудка в пищевод. Это связано с воздействием алкоголя на сфинктеры пищевода. Изжога, рвота - неизбежные спутники алкоголика. Вены пищевода при хроническом отравлении этанолом расширяются (это называется варикозное расширение вен пищевода), стенка их истончается и наступает момент, когда вены лопаются в момент рвоты и начинается сильное кровотечение. Только экстренная хирургическая операция спасает в этом случае больного. Но чаще cмepть наступает раньше, чем больного доставляют к хирургу. При алкоголизме снижается секреция желудочного сока, претерпевает изменения защитный гель стенок желудка, развивается воспалительный процесс (гастрит). Итогом является атрофия клеток желудка, нарушение переваривания пищи, усвоения пищевых веществ, желудочные кровотечения, развиваются язвы желудка, paк желудка. Изменения в желудке обнаруживаются у 95% алкоголиков
Демонстрационный опыт 1. В ходе опыта нам необходимо установить, какое влияние спирт оказывает на белки.
Берем 2 пробирки из штатива.
1 пробирка | 2 пробирка |
наливаем 5 мл яичного белка | наливаем 5 мл яичного белка |
добавляем 5 мл дистиллированной воды | добавляем 5 мл спирта |
взбалтываем | взбалтываем |
белок растворился | белок свернулся |
Вывод: под действием спирта белок сворачивается и очень плохо подвергается воздействию желудочного сока.
Из табачного дыма выделено 1200 различных химических веществ. Среди них есть производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные углеводороды, спирты, эфиры, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного полония – 210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксидов цинка и калия. Из них свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.
Сообщение учащегося 4. Установлено, что при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости, образуется 0,5 г синильной кислоты, 0,12 г пиримидиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г аммиака, 0,92 г угарного газа и более 1 г табачного дегтя. Он содержит яд канцерогенов, которые при контакте с тканями живых организмов вызывает paковые опухоли.
Демонстрационный опыт 2. Влияние никотина на ферменты слюны.
Заранее был приготовлен бинт длиной 10-12 см, смоченный в крахмальном клейстере, который затем высушили.
А. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на накрахмаленном бинте любую букву. Затем бинт подержите между ладонями, чтобы его согреть. Далее бинт опустите в блюдце с раствором йода. Видно, что весь бинт посинел, но хорошо видно написанную букву, так как она имеет более бледную окраску.
Б. Теперь ватку на спичке смачивает слюной курильщик. Напишите другую букву на 2 куске накрахмаленного бинта, согрейте его и опустите в раствор йода. Мы видим, что весь бинт равномерно посинел.
Учитель просит учащихся объяснить результаты опытов. После чего подводит итог: расщепление углеводов во рту у курильщиков блокируется.
V. Этап закрепления новых знаний.
Закрепление изученного материала – акт чрезвычайно важный. На данном этапе необходимо не только припоминание, но и оперирование полученными знаниями, решение их на творческом уровне.
Поэтому целесообразно провести закрепление материала данного урока в ходе решения биологических задач.
1. Всегда ли полезно жевать жевательную резинку?
После употрeбления пищи использование жевательной резинки целесообразно, так как происходит очищение зубов от остатков пищи. В том случае, когда человек употрeбляет жевательную резинку на голодный желудок – это очень вредно. Жевательная резинка является раздражителем рецепторов в ротовой полости, что ведет к выделению желудочного сока, который содержит соляную кислоту. А так как в желудке нет пищевых продуктов, то происходит раздражение стенок желудка, что может привести к возникновению гастрита и даже язвенной болезни желудка.
2. Какую диету вы бы порекомендовали человеку, которому хирург удалил часть: а) желудка, б) поджелудочной железы, в) печени?
При операции на желудке цель диеты – обеспечить физиологические потребности организма, исключив избыточные химические, механические, термические воздействия на желудок. Следовательно пища должна быть преимущественно жидкой или кашицеобразной консистенции, продукты предварительно необходимо сварить и обработать на пару. При этом пища не должна быть горячей. Чтобы секреция желудочного сока в минимальной степени происходила в отсутствии в нем пищи, питаться следует 5-8 раз в день небольшими порциями, причем в одни и те же часы.
Цель диеты после операции на поджелудочной железе – исключить из рациона стимуляторы-раздражители этого органа, т. е. сдобы, жирное мясо, птицу, острые овощи. Должны быть ограничены углеводы. Целесообразно ограничить потрeбление жиров, но увеличить белков, в результате чего уменьшится рефлекторная возбудимость желчного пузыря. Пищу следует готовить на пару и перетирать.
Диета после операции на печени предполагает потрeбление значительного количества жиров и жирорастворимых питательных веществ. Целесообразно включить в рацион растительные масла. Простые сахара, поскольку они нeблагоприятно влияют на желчевыделение, должны составлять небольшой процент общего числа потрeбляемых углеводов. Не следует употрeбллять холодные блюда (это приводит к сокращению желчных протоков), копчености, консервы.
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаже его выполнения.
На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.
Целесообразно дать дифференцированные задания, учитывая интересы учеников, склонности, желания. Подробно, но сжато проинструктировать выполнение домашнего задания.
Литература.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. – 368с., ил.
- Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. – М.: Химия, 1993. – 400 с., ил.
- Валеология: Учебные программы/ Автор-сост. Н. М. Полетаева. – СПб.: Типография АО “ВНИИГим. Веденеева”.. – 1998. = 33 с.
- Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. – СПб.:Химия, 1995. – 304 с., ил.
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. – СПб.: ГУПМ, - 1994. – 78 с.
- Лищук В. А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. – М.: Восточная Книжная Компания, 1997. – 320 с., ил.- (Серия: “Помоги себе сам”)
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2001. – 153 с.
Комментарии:
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
24 08 2025 23:30:19
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии.
...
23 08 2025 12:19:28
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
22 08 2025 14:28:17
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
21 08 2025 9:32:47
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
20 08 2025 8:43:12
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
19 08 2025 2:30:48
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
18 08 2025 4:58:15
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
17 08 2025 2:22:44
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
16 08 2025 23:48:37
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
15 08 2025 14:52:55
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
14 08 2025 2:33:41
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
13 08 2025 17:10:58

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
12 08 2025 22:11:55
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
11 08 2025 11:27:45
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
10 08 2025 8:34:45

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
09 08 2025 15:36:24
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
08 08 2025 22:43:16
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
07 08 2025 10:43:25
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
06 08 2025 2:16:40
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
05 08 2025 8:56:43
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
04 08 2025 13:51:10
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
03 08 2025 19:54:52
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
02 08 2025 19:44:33
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
01 08 2025 18:19:24
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
31 07 2025 0:49:13
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
30 07 2025 3:59:18
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
29 07 2025 19:11:39
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
28 07 2025 5:28:49

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
27 07 2025 22:15:54
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
26 07 2025 10:15:46
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
25 07 2025 10:49:57
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
24 07 2025 20:27:19
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
23 07 2025 7:58:19
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
22 07 2025 10:38:46
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
21 07 2025 7:45:32
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
20 07 2025 17:27:24
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
19 07 2025 5:55:53
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
18 07 2025 2:33:50
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
17 07 2025 5:24:15
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
16 07 2025 3:15:56
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
15 07 2025 3:19:59
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
14 07 2025 8:15:34
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
13 07 2025 20:18:21
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
12 07 2025 1:57:25
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
11 07 2025 2:37:34
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
10 07 2025 7:43:49
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
09 07 2025 23:31:14
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
08 07 2025 7:14:53
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
07 07 2025 6:13:24
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
06 07 2025 10:48:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::