Взаимоотношения между организмами > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Взаимоотношения между организмами


    Взаимоотношения между организмами

Цели урока: рассмотреть различные типы взаимодействий между организмами, выявить их значение.

Задачи урока:

  1. Обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения.
  2. Обратить внимание учащихся на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов.
  3. Сформировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимоотношений между популяциями одного или разных биологических видов.

Оборудование: гербарные материалы полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, табака; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей).

Ход урока

Организационный момент (2 минуты):

Приветствие

Подготовка класса к работе

Наличие учащихся

Проверка знаний учащихся (7 минут)

Как вы думаете, какие организмы и как могут влиять на выветривание горных пород?

Каковы общие черты покоящихся стадий разных организмов, позволяющих им длительно сохранять жизнеспособность и переносить нeблагоприятные условия?

Как вы думаете, почему у одних животных развитие прямое, а у других - с личинкой? От каких условий среды и особенностей организмов зависит наличие личинки?

Приведите примеры антропогенных факторов, которые по воздействию на сообщества близки к естественным абиотическим и естественным биотическим факторам.

Пищу считают важным экологическим фактором. К какой группе факторов следует отнести пищу растений, животных, человека? Почему пищу относят к экологическим факторам?

Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели, задач урока. Использование в дальнейшей деятельности.

Изучение нового материала (25 минут): Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступая с ними в самые разнообразные отношения как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями и, в конечном счете не может существовать без этого живого окружения.

Связи между живыми существами чрезвычайно разнообразны, так же как и их последствия. Они бывают прямыми и косвенными, так как осуществляются либо при непосредственном контакте особей, либо через влияние на другие виды или среду обитания.

Нам предстоит познакомиться с различными типами межвидовых отношений в природе, которые выделяются среди огромного многообразия взаимосвязей живых существ.

Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей. Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

Заполнение таблицы в тетради по ходу объяснения:

Тип взаимодействия Организмы Общий хаpaктер взаимодействия Примеры
1 2
Нейтрализм 0 0 Пpaктическое отсутствие прямых отношений и совместное существование за счет многоэтапных косвенных связей Белки и лоси, обитающие в одном лесу, пpaктически не контактируют друг с другом.
Аменсализм - 0 Нeблагоприятное воздействие одной особи на другую, без каких - либо последствий для себя. Осуществляется через воздействие на среду. Невозможность выживания мелкого светолюбивого травянистого растения под густой тенью бука или ели.
Комменсализм + 0 Отношения, когда один из партнеров выигрывает, а второму эта связь безразлична. (Такие отношения способствуют более тесному сожительству видов, более полному освоению среды и использованию пищевых ресурсов) Львы и гиены, акула и рыбы - прилипало (нахлебничество) ; молодь рыб прячется под зонтиками медуз; поселение растений - эпифитов на коре деревьев.
Эксплуатация + - Отношения при которых один организм питается за счет другого. Хищник - жертва

Паразит - хозяин

Мутуализм (протокооперация; симбиоз) + + Взаимовыгодные связи.

Симбиоз - постоянное тесное сожительство особей с пользой для каждого из них.

Лишайники - тесное сожительство гриба и водоросли; термиты и кишечные симбионты - жгутиковые; сибирская кедровая сосна - кедровка
Конкуренция - - Взаимно невыгодный тип отношений, возникающий в тех случаях, когда разные организмы существуют за счет общего ресурса, количество которого ограничено. Межвидовая конкуренция - рысь и росомаха

Объяснение учителя:

Нейтрализм - тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, хаpaктеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.

Аменсализм - менее изученный и менее явный тип связей. Он осуществляется через воздействие на среду, что исключает обитание некоторых видов, даже не являющихся первому врагами или конкурентами (например, невозможность выживания мелкого светолюбивого травянистого растения под густой тенью бука или ели и т.п.).

Комменсализм - как тип биотических отношений поддерживает жизнь множества видов в природе. Комменсалы используют остатки пищи, выделения, жилые сооружения своих хозяев, не причиняя ни вреда, ни пользы. Тысячи видов насекомых, моллюсков и других беспозвоночных, а также ряд позвоночных животных могут обитать в жарких и сухих степях и пустынях только потому, что используют норы роющих животных. Много мелких сожителей обитает также в гнездах птиц, муравьев и термитов, где они находят не только укрытие, но и пищу.

Хищник - животные, питающиеся другими животными, которых они ловят и умерщвляют.

Для хищников хаpaктерно специальное охотничье поведение. У хищников естественный отбор совершенствует органы чувств и нервную систему, координацию движений, мускульную силу, охотничьи инстинкты, т.е. все те признаки, которые обеспечивают успешную охоту. Их жертвы также эволюционируют, т.к. выживают только те, кто быстрее заметит опасность, быстрее бегает или летает, успеет вовремя спрятаться и т.д.

Хищники являются и санитарами, т.к. в основном ловят ослабленных или больных особей, тогда как поймать здоровых и полноценных им часто не под силу.

Паразитизм - такая форма связей между видами, при которой организм - потребитель использует живого хозяина не только как источник пищи, но и как место постоянного или временного обитания

Мутуалистические связи - особенно развиты между представителями разных царств. Широко известен тип связи растений с грибами - микориза. Другой широко распространенный вариант мутуалистических отношений растений - их симбиотические связи с азотофиксирующими бактериями.

Микроорганизмы вступают в симбиоз не только с растениями, но и с животными и друг с другом. У животных, особенно травоядных, они часто являются необходимыми участниками переваривания пищи. Большинство животных не обладает ферментами, разлагающими клетчатку, и в этом им помогает обильная микрофлора, населяющая пищеварительный тpaкт. Термиты погибают от голода при изобилии пищи, если им стерилизовать кишечник, где обитает целый комплекс видов бактерий и жгутиковых простейших.

Симбионты кишечного тpaкта помогают в переваривании не только клетчатки, но и белковых компонентов. Без них пиявки, например, не смогут усваивать кровь своих жертв.

Мутуалистические связи возникают и без обязательного физического сожительства особей. Между растениями и животными эти связи определяют даже сопряженную эволюцию - коэволюцию. Таковы отношения между цветковыми растениями и их опылителями или распространителями плодов и семян. Нектар, сочные плоды и ягоды возникли для привлечения насекомых, птиц и других животных.

Конкуренция - играет очень важную роль в организации сообщества. Конкуренция возникает в тех случаях, когда разные организмы существуют за счет общего ресурса, количество которого ограничено. Отсутствие одного из таких организмов благоприятно скажется на состоянии другого.

В 30 - х годах прошедшего века были выявлены основные возможные последствия конкуренции. Советский ученый Г.Ф. Гаузе на основе своих исследований совместного и раздельного выращивания двух видов инфузорий - туфелек, сформулировал одно из главных экологических правил:

\"Два конкурирующих вида вместе не уживаются\".

Позднее это правило получило название закона конкурентного исключения, т.к. было подтверждено многочисленными наблюдениями и опытами с другими видами.

Несовместимость конкурирующих видов еще раньше подчеркнул Ч. Дарвин, который считал конкуренцию одной из важных составных частей борьбы за существование. Победителем в конкурентной борьбе оказывается тот вид, который в данной экологической обстановке имеет хотя бы небольшие преимущества перед другим, то есть более приспособлен к условиям окружающей среды.

Закрепление изученного материала (7 минут): Задания № 127 - 141 из \"Сборника задач, упражнений и пpaктических работ\", авт. Пономарева О.Н., Чернова Н.М., изд. Дрофа, 2001.

+ задания № 142 - 148 (из того же сборника).

Подведение итогов урока ( 2 минуты).

Домашнее задание (2 минуты):  53, с. 246-268; вопросы 1-6. (учебник под редакцией В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, В. И. Сивоглазов).

Список используемой литературы:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений. - М.: Школа Пресс, 2001.
  2. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2000.
  3. \"Сборника задач, упражнений и пpaктических работ\", авт. Пономарева О.Н., Чернова Н.М., изд. Дрофа, 2001.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.



Комментарии:

Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"


    Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"

      Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...

01 04 2025 10:14:46

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"


    Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

31 03 2025 21:15:19

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

30 03 2025 20:14:39

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

29 03 2025 13:16:38

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

28 03 2025 13:21:54

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

27 03 2025 3:25:28

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

26 03 2025 17:35:27

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

25 03 2025 7:29:15

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

24 03 2025 10:57:21

Конструкторское бюро живой природы


    Конструкторское бюро живой природы

      Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

23 03 2025 8:51:50

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики


    Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

      Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

22 03 2025 0:20:43

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

21 03 2025 22:36:14

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

20 03 2025 7:48:55

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

19 03 2025 19:12:20

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

18 03 2025 14:21:21

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

17 03 2025 17:15:50

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

16 03 2025 20:34:26

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

15 03 2025 1:29:53

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

14 03 2025 16:43:30

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

13 03 2025 18:38:26

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

12 03 2025 13:36:19

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников


    Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

      Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

11 03 2025 23:17:18

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

10 03 2025 17:16:35

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

09 03 2025 13:57:58

Многообразие цветковых растений


    Многообразие цветковых растений

      На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

08 03 2025 19:57:59

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

07 03 2025 1:51:23

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

06 03 2025 14:17:13

Особенности индивидуального развития цветкового растения


    Особенности индивидуального развития цветкового растения

      Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения. ...

05 03 2025 19:34:50

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

04 03 2025 22:36:54

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

03 03 2025 2:32:34

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

02 03 2025 18:39:24

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

01 03 2025 0:29:22

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

28 02 2025 15:38:20

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

27 02 2025 19:45:38

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

26 02 2025 12:24:22

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

25 02 2025 15:53:21

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

24 02 2025 9:26:25

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

23 02 2025 2:51:26

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

22 02 2025 9:43:10

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии


    Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

      Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

21 02 2025 19:48:19

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

20 02 2025 13:42:22

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"


    Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

19 02 2025 21:39:40

Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс

Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....

18 02 2025 18:34:30

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

17 02 2025 6:19:14

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

16 02 2025 16:18:14

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

15 02 2025 8:22:50

Личностно ориентированный подход в обучении биологии


    Личностно ориентированный подход в обучении биологии

      Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....

14 02 2025 14:15:12

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

13 02 2025 4:49:36

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

12 02 2025 8:21:59

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....

11 02 2025 23:45:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::