Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

Цель: закрепить знания, полученные на уроках в ходе изучения тем, развивать коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации.

Оформление: влажные препараты – ящерица, уж, гадюка, медиапроектор, компьютер.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее (за 1-1,5 недели до проведения мероприятия) получают перечень вопросов, определяют состав участников комaнды 5-6 человек.

Продолжительность мероприятия: 60 минут

Вопросы для подготовки учащихся к проведению конкурса

  1. Кто такие «невесты Нила»? Объясните значение словосочетания.
  2. С какими животными класса пресмыкающиеся связано возникновение Земли?
  3. Назовите тотемных животных классов Земноводные и Пресмыкающиеся.
  4. Кому принадлежат слова «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часть покрытые чешуями»? Как они называются в настоящее время?
  5. С какой целью австралийские аборигены, очутившись в пустыне, разыскивают пустынную австралийскую жабу?
  6. Одна из сидящих на берегу лягушек, заметив приближающуюся к водоему собаку, прыгнула в воду. Следом за ней прыгнули в воду и другие лягушки, хотя собаку они видеть не могли. Объясните поведение лягушек в этой ситуации.
  7. В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвленных насекомых. Однако лягушка их есть не стала. Как вы думаете почему?
  8. Сравните уровень обмена веществ у рыб и земноводных, используя следующие показатели: у рыб пища переваривается за 60-80 часов, сердце сокращается примерно 20 раз в минуту; а у лягушки пища переваривается за 8-10 часов, а сердце совершает 50 сокращений в минуту. В чем причина таких различий?
  9. На Руси издавна существовал надежный способ сохранения молока свежим. Для этого в сосуд с молоком помещали лягушку. В чем секрет такого способа?
  10. Ядом этой лягушки индейцы смазывали наконечник стрел. У животного, раненого такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Остальное можно употрeбллять в пищу. Как называется эта лягушка?
  11. Какой вывод в ходе опыта с лягушкой с удаленными легкими сделал в 1785 году Л.Спалланцани ?
  12. В какой класс объединяли класс Амфибии и класс Рептилии? Кто из ученых предложил их разделить на амфибии и рептилии?
  13. Кто такой филобус?
  14. Что такое серпентарий? Где и кем он впервые был создан?
  15. Какое животное изображено на эмблеме медицины?
  16. Объясните закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим конкурс любознательных. Как вы думаете, что означает слово «любознательный».

В словаре Ожогова «любознательный» - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

В соответствии с условиями конкурса каждая комaнда получила одинаковые вопросы для подготовки, используя разные источники информации, вы могли найти ответы на эти вопросы. Были сформированы комaнды по 5 человек. Комaндам необходимо придумать себе название, связанное с темой конкурса. Путем жеребьевки мы определим комaнду, которая начнет игру первой.

В ходе игры вы, по очереди, будете вытягивать шары, внутри каждого из которых находится фишка с номером вопроса, на который вы должны максимально точно и быстро ответить. За каждый правильный (полный ответ) комaнда получает 10 баллов

В ходе конкурса мы определим, насколько была любознательна каждая из комaнд.

Ход конкурса: члeны комaнды вытягивают по очереди шары с вопросами. Фишка с номером вопроса соответствует нумерации вопросов для предварительной подготовки. Учащиеся должны максимально быстро вспомнить и сформулировать ответ на вопрос, который им достался (использовать заранее подготовленные письменные ответы запрещается). Если комaнда затрудняется ответить на вопрос, право ответа переходит комaнде соперника.

Примерные ответы на вопросы к конкурсу любознательных

1. Кто такие «невесты Нила»? Объясните значение словосочетания.

Во время разливов великого Нила, питающего водой эту земледельческую страну и приносящую плодородный ил, в его низовьях появилось много крокодилов. В связи с этим древние обитатели нижнего Нила пришли к парадоксальному выводу, что именно крокодил вызывает паводок. Так, безудержная человеческая фантазия превратила крокодила в «управителя» водами реки. Во время богослужения в храме крокодилов в день праздника Нила прекрасную дeвyшку древние египтяне приносили в жертву. Если в реке её настигал крокодил, это считалось верным предзнаменованием того, что жертва принята и будет большой разлив. Если же дeвyшка плыла и не тонула, а крокодил её не настигал, считалось, что она, «нехорошая», чем-то не угодила божеству, тогда полагалось выловить её и замуровать живой в стене храма крокодилов. Когда люди, жившие по берегам Нижнего Нила, поняли, что разлив реки зависит от бурного таяния снегов в горах и поэтому крокодилы к нему никакого отношения не имеют, страшный обычай принесения в жертву крокодилу «невесты Нила» ушел в прошлое. (Приложение 1, рисунок 1)

2. С какими животными класса пресмыкающиеся связано возникновение Земли?

По мнению многих народов именно земноводные и пресмыкающиеся немало потрудились, чтоб сотворить мир, сделать его таким, каков он есть сегодня. Некоторые австралийские племена считают, что Землю никто не создавал, просто то, что мы называем Землей, это спина огромной змеи Унгуд, существовавшей испокон веков. Другие племена и народы были уверены, что Земля все-таки была кем-то создана. Так, например, по преданьям эвенков Землю создала змея по имени Дебдяр вместе с мамонтом. Жили они в воде так, как суши не было. Мамонту и змее надоело мокнуть, мамонт запустил свои бивни в воду и стал вытаскивать оттуда землю. Змея принимала её и разравнивала. Таким же образом мамонт достал из воды небо, воздух и вместе со змеёй сотворил мир. В священной книге древних иранцев тоже говорится, что землю создала змея, вместе с черепахой. Аборигены Австралии были уверены, что черепаха Бедал высидела Землю. Североамериканские индейцы, племени гуронов считали черепаху созидательницей Земли и верили, что она держит Землю на себе. ( рисунок 2)

3. Назовите тотемных животных классов Земноводные и Пресмыкающиеся.

Тотемизм- комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом, явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения.

Тотем- предок, от которого якобы ведет свое происхождение племя.(происхождение от животных). Тотемы вовсе не обязательно могучие или красивые, сильные или ловкие животные, происхождением от которых можно было бы гордиться. Тотемизм состоит не только в том, что люди провозглашают себя потомками какого-либо животного, не охотятся или не трогают его, охраняют и выкупают, если оно попалось в руки человека из другого племени. Тотемизм- система обрядов, иногда очень трудных и жестоких, иногда - длительных и сложных. Змею считали своим предком многие племена на разных материках: аборигены Австралии и пигмеи центральной Африки, индейские племена пуэбо, живущие в Северной Америке и фессамейцы- жители одной из областей Древней Греции. Некоторые австралийские племена считали своим предком ящериц. Черепахи были тотемными животными у индейцев племени гуронов («люди черепахи», «люди змеи», «люди ящерицы,» «люди лягушки», немало было «людей крокодилов»). Жители островов Торресова пролива почитали крокодила (изображение на стенах, обрядовые пляски). Полинезийцы своими предками считали крокодилов и черепах. Тотем запрещалось не только убивать, но даже прикасаться

4. Кому принадлежат слова «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часть покрытые чешуями»? Как они называются в настоящее время?

Аристотель-«отец всех наук» заложил основы зоологии. Систематика животных, предложенная Аристотелем, состояла из двух категорий: животные, имеющие кровь и животные, не имеющие крови. В первой категории он особо выделил группу животных, которых хаpaктеризовал так «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часто покрытые чешуями». Сейчас мы называем их земноводными и пресмыкающимися. (рисунок 3)

5. С какой целью австралийские аборигены, очутившись в пустыне, разыскивают пустынную австралийскую жабу?

Лягушка-водонос, или пустынная австралийская жаба, в период дождей запасает в больших подкожных \"мешках\" и полостях тела так много воды, что раздувается и становится похожей на шишковатый теннисный мяч. После этого она прячется под землю. Сидя на глубине 30-35 см, жаба выделяет специальную слизь, которая дополнительно защищает животное от потери влаги. Благодаря таким приспособлениям, лягушка-водонос может выдержать засуху целый год и даже больше! Зная особенности местных квакушек, с давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают их, чтобы утолить жажду. Обнаружив пустынную жабу, они слегка сжимают её, в результате чего из тела амфибии выливается немного солоноватая, но вполне пригодная для питья вода, запасенная в её подкожных полостях и мочевом пузыре. После этого жабу отпускают на волю. Что после этого происходит с самой «спасительницей» никто как-то не уточняет. Так или иначе, но эта удивительная жаба занесена в Красную книгу. (Рисунок 4, рисунок 5).

6. Одна из сидящих на берегу лягушек, заметив приближающуюся к водоему собаку, прыгнула в воду. Следом за ней прыгнули в воду и другие лягушки, хотя собаку они видеть не могли. Объясните поведение лягушек в этой ситуации.

Примером использования звука как сигнала бедствия у земноводных может служить подражательная реакция лягушек на звук шлепка, который раздается, когда одна из них в случае опасности прыгает в воду. Лягушки, сидящие в стороне и непосредственно не подвергающиеся нападению, заслышав этот звук, реагируют на него, как на сигнал тревоги. Они тотчас прыгают в воду и ныряют, как будто сами заметили приближение опасности.

7. В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвленных насекомых. Однако лягушка их есть не стала. Как вы думаете почему?

Лягушка получает сообщение (информацию) об окружающем её мире главным образом с помощью глаз. Глаз лягушки действует в высшей степени избирательно. Он фиксирует только форму и движение предметов. Лягушка, смотрящая на муху, не различает ног, крыльев, глаз. Она видит просто движущийся предмет- пищу.

8. Сравните уровень обмена веществ у рыб и земноводных, используя следующие показатели: у рыб пища переваривается за 60-80 часов, сердце сокращается примерно 20 раз в минуту; а у лягушки пища переваривается за 8-10 часов, а сердце совершает 50 сокращений в минуту. В чем причина таких различий?

Обмен веществ у земноводных по сравнению с рыбами происходит несколько интенсивно; пища переваривается за 8-10 часов, сердце сокращается около 50 раз в минуту. В чем выражается замедленность обмена веществ: 1) в непостоянной температуре тела: 2) в зимней спячке в умеренных широтах; 3) в большем распространении земноводных в теплых и влажных тропиках. В чём причины замедленности обмена веществ: 1) в снабжении большинства органов смешанной, бедной кислородом кровью; 2) в испарении влаги через кожу, снижающем температуру тела.

9. На Руси издавна существовал надежный способ сохранения молока свежим. Для этого в сосуд с молоком помещали лягушку. В чем секрет такого способа?

Во многих селах Украины и России был обычай летом для пpeдoxpaнения молока от скисания опускать в него лягушек. Молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

10. Ядом этой лягушки индейцы смазывали наконечник стрел. У животного, раненого такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Остальное можно употрeбллять в пищу. Как называется эта лягушка?

В тропических лесах Колумбии водится крошечная лягушка кокоа длиной 2—3 см, массой чуть более 1 г. Только здесь, в жарком и влажном климате, в траве болотистых джунглей, обитают эти черные, украшенные желтыми полосами лягушки. Несмотря на маленькую величину, они обладают сильным ядом, выделяемым кожными железами. Яда, полученного из слизи одной лягушки, достаточно, чтобы убить более тысячи мышей. Чтобы поймать кокои, индейцы чоко, превосходно владеющие искусством звуковой имитации, долго и терпеливо ее выманивают. Они раздувают щеки, похлопывают по ним пальцами, издавая жалобные звуки: «Фью-фью-фью», и одновременно прислушиваются, не раздается ли слабый ответный посвист. По звуку сразу же засекают место, где прячется лягушка, и ловят ее. Но для чего нужно кокои индейцам? У чоко нет огнестрельного оружия, они и по сей день пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными стрелами. А маленькая, кажущаяся безобидной лягушка кокои – «сырье» для получения… cмepтоносного яда. Индейцы не дотрагиваются до кокои, не защитив предварительно руку листьями. Правда яд кокои через кожу не действует, но предосторожность не излишня: при малейшей царапине на руке дело может принять печальный оборот. Выманив и поймав несколько кокои, индейцы отправляются домой готовить на костре яд. Под действием высокой температуры на коже кокои появляется жидкость молочного цвета. Это и есть яд. Концы стрел смазывают этой жидкостью, а затем высушивают в тени. Яда, собранного от одной лягушки, достаточно для того, чтобы сделать cмepтоносными около 50 стрел. Животное, пораженное ядом кокои, оказывается моментально парализованным, и через некоторое время погибает. Индейцы вырезают из тела убитого животного стрелу вместе с кусочком мяса, окружающим ее. Это тоже мера предосторожности: яд кокои, как и знаменитый кураре, абсолютно безвреден, если принять его внутрь. Однако при малейшей царапине во рту, в горле, в кишечнике или при язве желудка человек погибает. Никакого противоядия от кокои индейцы чоко не знают. (рисунок 6)

11. Какой вывод в ходе опыта с лягушкой с удаленными легкими сделал в 1785 году Л.Спалланцани?

В один прекрасный день 1785 года знаменитый итальянский биолог Спалланцани вынул у лягушки пару легких - посмотреть, что произойдет. Но ничего не произошло. Лягушка, лишенная легких, продолжала скакать и ловить мух, как ни в чем не бывало. Он повторил опыт с другими лягушками - тот же эффект. И многомудрый экспериментатор сделал сенсационный вывод: \"У лягушек поглощение кислорода происходит через кожу!\"(рисунок 7)

12. В какой класс объединяли класс Амфибии и класс Рептилии? Кто из ученых предложил их разделить на амфибии и рептилии?

В 1735 году Карл Линней объединил пресмыкающихся и земноводных в один класс – Гады, а в 1818 году французский ученый Анри Бленвиль впервые предложил разделить класс «Гадов» на классы амфибий и рептилий. (Рисунок 8, рисунок 9)

13. Кто такой филобус?

Самая маленькая лягушка на свете — лягушка-карлик (филобус), которая встречается на Кубе, в длину она едва достигает 12 мм. Из всех лягушек в мире самая маленькая — филобус, обнаруженная в 1910 г. на Кубе. Она свободно может уместиться на ногте большого пальца. (рисунок 10)

14. Что такое серпентарий? Где и кем он впервые был создан?

Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или прострaнcтво (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума. В большинстве серпентариев есть змеи, которых посетители могут подержать в руках, не опасаясь вреда. Старейший серпентарий Бутантан был открыт в Бразилии в 1899 году. В 1899 году южноамериканский зоолог В.Бразиль недалеко от города Сан-Паулу создал первый питомник ядовитых змей (серпентарий,. здесь же было налажено производство противозмеиных сывороток на основе полученного от змей яда.

15. Какое животное изображено на эмблеме медицины? Современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. А каково же происхождение этого знака? Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (в римской трaнcкрипции - Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса. Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню cмepти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших cмepть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала cмepть и бесcмepтие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, хаpaктерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше. Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Гeи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом. По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Но чаша со змеей - это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные. Например ,Посох Асклепия и Кадуцей (жезл Меркурия ). (рисунок 11).

16. Объясните закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Существует закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе, так как голодная змея выделяет больше яда. Ведь яд – это измененная слюна, а ядовитые железы, не что иное, как околоушные слюнные железы.

В конце конкурса подсчитывается итоговое количество баллов, определяется любознательная комaнда-победитель. Вручаются грамоты ( приложение 2) и сладкие призы всем участникам конкурса.

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Методическая разработка "Цвети, Земля!"


    Методическая разработка "Цвети, Земля!"

      Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

01 04 2025 17:15:51

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

31 03 2025 16:50:45

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

30 03 2025 2:41:10

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

29 03 2025 2:20:36

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

28 03 2025 10:10:58

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

27 03 2025 17:17:55

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

26 03 2025 7:41:26

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

25 03 2025 21:25:42

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

24 03 2025 21:24:42

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

23 03 2025 23:18:43

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

22 03 2025 15:13:28

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"


    Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"

      Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....

21 03 2025 21:20:57

Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

20 03 2025 2:50:24

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

19 03 2025 15:13:45

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека


    Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

      Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....

18 03 2025 17:52:16

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

17 03 2025 12:44:28

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

16 03 2025 23:48:42

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

15 03 2025 18:13:50

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

14 03 2025 12:26:43

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

13 03 2025 3:38:57

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

12 03 2025 14:52:45

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

11 03 2025 8:55:42

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

10 03 2025 6:41:49

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

09 03 2025 20:57:52

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

08 03 2025 5:20:25

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

07 03 2025 19:13:22

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

06 03 2025 10:46:30

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

05 03 2025 17:42:13

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

04 03 2025 16:36:35

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

03 03 2025 2:23:46

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

02 03 2025 10:47:49

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

01 03 2025 1:24:37

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

28 02 2025 10:24:18

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

27 02 2025 15:27:23

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

26 02 2025 23:18:13

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

25 02 2025 0:45:48

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

24 02 2025 12:27:54

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

23 02 2025 16:21:56

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

22 02 2025 14:25:46

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

21 02 2025 9:25:34

Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"


    Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"

      Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....

20 02 2025 7:38:12

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

19 02 2025 13:31:25

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

18 02 2025 8:34:55

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

17 02 2025 23:50:43

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

16 02 2025 8:54:40

Экологический вечер "Наш дом в опасности"


    Экологический вечер "Наш дом в опасности"

      В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

15 02 2025 8:27:50

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

14 02 2025 7:19:42

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

13 02 2025 14:31:15

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

12 02 2025 0:48:51

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

11 02 2025 16:18:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::