Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс
Цель: закрепить знания, полученные на уроках в ходе изучения тем, развивать коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации.
Оформление: влажные препараты – ящерица, уж, гадюка, медиапроектор, компьютер.
Предварительная подготовка: учащиеся заранее (за 1-1,5 недели до проведения мероприятия) получают перечень вопросов, определяют состав участников комaнды 5-6 человек.
Продолжительность мероприятия: 60 минут
Вопросы для подготовки учащихся к проведению конкурса
- Кто такие «невесты Нила»? Объясните значение словосочетания.
- С какими животными класса пресмыкающиеся связано возникновение Земли?
- Назовите тотемных животных классов Земноводные и Пресмыкающиеся.
- Кому принадлежат слова «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часть покрытые чешуями»? Как они называются в настоящее время?
- С какой целью австралийские аборигены, очутившись в пустыне, разыскивают пустынную австралийскую жабу?
- Одна из сидящих на берегу лягушек, заметив приближающуюся к водоему собаку, прыгнула в воду. Следом за ней прыгнули в воду и другие лягушки, хотя собаку они видеть не могли. Объясните поведение лягушек в этой ситуации.
- В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвленных насекомых. Однако лягушка их есть не стала. Как вы думаете почему?
- Сравните уровень обмена веществ у рыб и земноводных, используя следующие показатели: у рыб пища переваривается за 60-80 часов, сердце сокращается примерно 20 раз в минуту; а у лягушки пища переваривается за 8-10 часов, а сердце совершает 50 сокращений в минуту. В чем причина таких различий?
- На Руси издавна существовал надежный способ сохранения молока свежим. Для этого в сосуд с молоком помещали лягушку. В чем секрет такого способа?
- Ядом этой лягушки индейцы смазывали наконечник стрел. У животного, раненого такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Остальное можно употрeбллять в пищу. Как называется эта лягушка?
- Какой вывод в ходе опыта с лягушкой с удаленными легкими сделал в 1785 году Л.Спалланцани ?
- В какой класс объединяли класс Амфибии и класс Рептилии? Кто из ученых предложил их разделить на амфибии и рептилии?
- Кто такой филобус?
- Что такое серпентарий? Где и кем он впервые был создан?
- Какое животное изображено на эмблеме медицины?
- Объясните закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим конкурс любознательных. Как вы думаете, что означает слово «любознательный».
В словаре Ожогова «любознательный» - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
В соответствии с условиями конкурса каждая комaнда получила одинаковые вопросы для подготовки, используя разные источники информации, вы могли найти ответы на эти вопросы. Были сформированы комaнды по 5 человек. Комaндам необходимо придумать себе название, связанное с темой конкурса. Путем жеребьевки мы определим комaнду, которая начнет игру первой.
В ходе игры вы, по очереди, будете вытягивать шары, внутри каждого из которых находится фишка с номером вопроса, на который вы должны максимально точно и быстро ответить. За каждый правильный (полный ответ) комaнда получает 10 баллов
В ходе конкурса мы определим, насколько была любознательна каждая из комaнд.
Ход конкурса: члeны комaнды вытягивают по очереди шары с вопросами. Фишка с номером вопроса соответствует нумерации вопросов для предварительной подготовки. Учащиеся должны максимально быстро вспомнить и сформулировать ответ на вопрос, который им достался (использовать заранее подготовленные письменные ответы запрещается). Если комaнда затрудняется ответить на вопрос, право ответа переходит комaнде соперника.
Примерные ответы на вопросы к конкурсу любознательных
1. Кто такие «невесты Нила»? Объясните значение словосочетания.
Во время разливов великого Нила, питающего водой эту земледельческую страну и приносящую плодородный ил, в его низовьях появилось много крокодилов. В связи с этим древние обитатели нижнего Нила пришли к парадоксальному выводу, что именно крокодил вызывает паводок. Так, безудержная человеческая фантазия превратила крокодила в «управителя» водами реки. Во время богослужения в храме крокодилов в день праздника Нила прекрасную дeвyшку древние египтяне приносили в жертву. Если в реке её настигал крокодил, это считалось верным предзнаменованием того, что жертва принята и будет большой разлив. Если же дeвyшка плыла и не тонула, а крокодил её не настигал, считалось, что она, «нехорошая», чем-то не угодила божеству, тогда полагалось выловить её и замуровать живой в стене храма крокодилов. Когда люди, жившие по берегам Нижнего Нила, поняли, что разлив реки зависит от бурного таяния снегов в горах и поэтому крокодилы к нему никакого отношения не имеют, страшный обычай принесения в жертву крокодилу «невесты Нила» ушел в прошлое. (Приложение 1, рисунок 1)
2. С какими животными класса пресмыкающиеся связано возникновение Земли?
По мнению многих народов именно земноводные и пресмыкающиеся немало потрудились, чтоб сотворить мир, сделать его таким, каков он есть сегодня. Некоторые австралийские племена считают, что Землю никто не создавал, просто то, что мы называем Землей, это спина огромной змеи Унгуд, существовавшей испокон веков. Другие племена и народы были уверены, что Земля все-таки была кем-то создана. Так, например, по преданьям эвенков Землю создала змея по имени Дебдяр вместе с мамонтом. Жили они в воде так, как суши не было. Мамонту и змее надоело мокнуть, мамонт запустил свои бивни в воду и стал вытаскивать оттуда землю. Змея принимала её и разравнивала. Таким же образом мамонт достал из воды небо, воздух и вместе со змеёй сотворил мир. В священной книге древних иранцев тоже говорится, что землю создала змея, вместе с черепахой. Аборигены Австралии были уверены, что черепаха Бедал высидела Землю. Североамериканские индейцы, племени гуронов считали черепаху созидательницей Земли и верили, что она держит Землю на себе. ( рисунок 2)
3. Назовите тотемных животных классов Земноводные и Пресмыкающиеся.
Тотемизм- комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом, явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения.
Тотем- предок, от которого якобы ведет свое происхождение племя.(происхождение от животных). Тотемы вовсе не обязательно могучие или красивые, сильные или ловкие животные, происхождением от которых можно было бы гордиться. Тотемизм состоит не только в том, что люди провозглашают себя потомками какого-либо животного, не охотятся или не трогают его, охраняют и выкупают, если оно попалось в руки человека из другого племени. Тотемизм- система обрядов, иногда очень трудных и жестоких, иногда - длительных и сложных. Змею считали своим предком многие племена на разных материках: аборигены Австралии и пигмеи центральной Африки, индейские племена пуэбо, живущие в Северной Америке и фессамейцы- жители одной из областей Древней Греции. Некоторые австралийские племена считали своим предком ящериц. Черепахи были тотемными животными у индейцев племени гуронов («люди черепахи», «люди змеи», «люди ящерицы,» «люди лягушки», немало было «людей крокодилов»). Жители островов Торресова пролива почитали крокодила (изображение на стенах, обрядовые пляски). Полинезийцы своими предками считали крокодилов и черепах. Тотем запрещалось не только убивать, но даже прикасаться
4. Кому принадлежат слова «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часть покрытые чешуями»? Как они называются в настоящее время?
Аристотель-«отец всех наук» заложил основы зоологии. Систематика животных, предложенная Аристотелем, состояла из двух категорий: животные, имеющие кровь и животные, не имеющие крови. В первой категории он особо выделил группу животных, которых хаpaктеризовал так «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часто покрытые чешуями». Сейчас мы называем их земноводными и пресмыкающимися. (рисунок 3)
5. С какой целью австралийские аборигены, очутившись в пустыне, разыскивают пустынную австралийскую жабу?
Лягушка-водонос, или пустынная австралийская жаба, в период дождей запасает в больших подкожных \"мешках\" и полостях тела так много воды, что раздувается и становится похожей на шишковатый теннисный мяч. После этого она прячется под землю. Сидя на глубине 30-35 см, жаба выделяет специальную слизь, которая дополнительно защищает животное от потери влаги. Благодаря таким приспособлениям, лягушка-водонос может выдержать засуху целый год и даже больше! Зная особенности местных квакушек, с давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают их, чтобы утолить жажду. Обнаружив пустынную жабу, они слегка сжимают её, в результате чего из тела амфибии выливается немного солоноватая, но вполне пригодная для питья вода, запасенная в её подкожных полостях и мочевом пузыре. После этого жабу отпускают на волю. Что после этого происходит с самой «спасительницей» никто как-то не уточняет. Так или иначе, но эта удивительная жаба занесена в Красную книгу. (Рисунок 4, рисунок 5).
6. Одна из сидящих на берегу лягушек, заметив приближающуюся к водоему собаку, прыгнула в воду. Следом за ней прыгнули в воду и другие лягушки, хотя собаку они видеть не могли. Объясните поведение лягушек в этой ситуации.
Примером использования звука как сигнала бедствия у земноводных может служить подражательная реакция лягушек на звук шлепка, который раздается, когда одна из них в случае опасности прыгает в воду. Лягушки, сидящие в стороне и непосредственно не подвергающиеся нападению, заслышав этот звук, реагируют на него, как на сигнал тревоги. Они тотчас прыгают в воду и ныряют, как будто сами заметили приближение опасности.
7. В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвленных насекомых. Однако лягушка их есть не стала. Как вы думаете почему?
Лягушка получает сообщение (информацию) об окружающем её мире главным образом с помощью глаз. Глаз лягушки действует в высшей степени избирательно. Он фиксирует только форму и движение предметов. Лягушка, смотрящая на муху, не различает ног, крыльев, глаз. Она видит просто движущийся предмет- пищу.
8. Сравните уровень обмена веществ у рыб и земноводных, используя следующие показатели: у рыб пища переваривается за 60-80 часов, сердце сокращается примерно 20 раз в минуту; а у лягушки пища переваривается за 8-10 часов, а сердце совершает 50 сокращений в минуту. В чем причина таких различий?
Обмен веществ у земноводных по сравнению с рыбами происходит несколько интенсивно; пища переваривается за 8-10 часов, сердце сокращается около 50 раз в минуту. В чем выражается замедленность обмена веществ: 1) в непостоянной температуре тела: 2) в зимней спячке в умеренных широтах; 3) в большем распространении земноводных в теплых и влажных тропиках. В чём причины замедленности обмена веществ: 1) в снабжении большинства органов смешанной, бедной кислородом кровью; 2) в испарении влаги через кожу, снижающем температуру тела.
9. На Руси издавна существовал надежный способ сохранения молока свежим. Для этого в сосуд с молоком помещали лягушку. В чем секрет такого способа?
Во многих селах Украины и России был обычай летом для пpeдoxpaнения молока от скисания опускать в него лягушек. Молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.
10. Ядом этой лягушки индейцы смазывали наконечник стрел. У животного, раненого такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Остальное можно употрeбллять в пищу. Как называется эта лягушка?
В тропических лесах Колумбии водится крошечная лягушка кокоа длиной 2—3 см, массой чуть более 1 г. Только здесь, в жарком и влажном климате, в траве болотистых джунглей, обитают эти черные, украшенные желтыми полосами лягушки. Несмотря на маленькую величину, они обладают сильным ядом, выделяемым кожными железами. Яда, полученного из слизи одной лягушки, достаточно, чтобы убить более тысячи мышей. Чтобы поймать кокои, индейцы чоко, превосходно владеющие искусством звуковой имитации, долго и терпеливо ее выманивают. Они раздувают щеки, похлопывают по ним пальцами, издавая жалобные звуки: «Фью-фью-фью», и одновременно прислушиваются, не раздается ли слабый ответный посвист. По звуку сразу же засекают место, где прячется лягушка, и ловят ее. Но для чего нужно кокои индейцам? У чоко нет огнестрельного оружия, они и по сей день пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными стрелами. А маленькая, кажущаяся безобидной лягушка кокои – «сырье» для получения… cмepтоносного яда. Индейцы не дотрагиваются до кокои, не защитив предварительно руку листьями. Правда яд кокои через кожу не действует, но предосторожность не излишня: при малейшей царапине на руке дело может принять печальный оборот. Выманив и поймав несколько кокои, индейцы отправляются домой готовить на костре яд. Под действием высокой температуры на коже кокои появляется жидкость молочного цвета. Это и есть яд. Концы стрел смазывают этой жидкостью, а затем высушивают в тени. Яда, собранного от одной лягушки, достаточно для того, чтобы сделать cмepтоносными около 50 стрел. Животное, пораженное ядом кокои, оказывается моментально парализованным, и через некоторое время погибает. Индейцы вырезают из тела убитого животного стрелу вместе с кусочком мяса, окружающим ее. Это тоже мера предосторожности: яд кокои, как и знаменитый кураре, абсолютно безвреден, если принять его внутрь. Однако при малейшей царапине во рту, в горле, в кишечнике или при язве желудка человек погибает. Никакого противоядия от кокои индейцы чоко не знают. (рисунок 6)
11. Какой вывод в ходе опыта с лягушкой с удаленными легкими сделал в 1785 году Л.Спалланцани?
В один прекрасный день 1785 года знаменитый итальянский биолог Спалланцани вынул у лягушки пару легких - посмотреть, что произойдет. Но ничего не произошло. Лягушка, лишенная легких, продолжала скакать и ловить мух, как ни в чем не бывало. Он повторил опыт с другими лягушками - тот же эффект. И многомудрый экспериментатор сделал сенсационный вывод: \"У лягушек поглощение кислорода происходит через кожу!\"(рисунок 7)
12. В какой класс объединяли класс Амфибии и класс Рептилии? Кто из ученых предложил их разделить на амфибии и рептилии?
В 1735 году Карл Линней объединил пресмыкающихся и земноводных в один класс – Гады, а в 1818 году французский ученый Анри Бленвиль впервые предложил разделить класс «Гадов» на классы амфибий и рептилий. (Рисунок 8, рисунок 9)
13. Кто такой филобус?
Самая маленькая лягушка на свете — лягушка-карлик (филобус), которая встречается на Кубе, в длину она едва достигает 12 мм. Из всех лягушек в мире самая маленькая — филобус, обнаруженная в 1910 г. на Кубе. Она свободно может уместиться на ногте большого пальца. (рисунок 10)
14. Что такое серпентарий? Где и кем он впервые был создан?
Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или прострaнcтво (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума. В большинстве серпентариев есть змеи, которых посетители могут подержать в руках, не опасаясь вреда. Старейший серпентарий Бутантан был открыт в Бразилии в 1899 году. В 1899 году южноамериканский зоолог В.Бразиль недалеко от города Сан-Паулу создал первый питомник ядовитых змей (серпентарий,. здесь же было налажено производство противозмеиных сывороток на основе полученного от змей яда.
15. Какое животное изображено на эмблеме медицины? Современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. А каково же происхождение этого знака? Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (в римской трaнcкрипции - Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса. Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню cмepти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших cмepть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала cмepть и бесcмepтие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, хаpaктерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше. Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Гeи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом. По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Но чаша со змеей - это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные. Например ,Посох Асклепия и Кадуцей (жезл Меркурия ). (рисунок 11).
16. Объясните закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Существует закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе, так как голодная змея выделяет больше яда. Ведь яд – это измененная слюна, а ядовитые железы, не что иное, как околоушные слюнные железы.
В конце конкурса подсчитывается итоговое количество баллов, определяется любознательная комaнда-победитель. Вручаются грамоты ( приложение 2) и сладкие призы всем участникам конкурса.
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
01 04 2025 4:30:32
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
31 03 2025 18:59:45
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
30 03 2025 0:50:29
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
29 03 2025 9:53:12
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
28 03 2025 5:35:28
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
27 03 2025 12:38:44
В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....
26 03 2025 19:49:21
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
25 03 2025 17:46:41
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
24 03 2025 7:45:14
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
23 03 2025 21:28:56
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
22 03 2025 9:10:13
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
21 03 2025 17:42:27
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
20 03 2025 17:40:15
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
19 03 2025 0:11:52
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
18 03 2025 23:47:58
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету.
На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
17 03 2025 20:27:24
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
16 03 2025 8:32:27
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
15 03 2025 11:42:22
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
14 03 2025 18:36:36
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
13 03 2025 8:58:48
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
12 03 2025 5:25:53
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
11 03 2025 19:41:24
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
10 03 2025 22:50:15
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
09 03 2025 5:42:22
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
08 03 2025 23:27:25
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
07 03 2025 9:21:25
Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....
06 03 2025 8:32:21
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
05 03 2025 6:23:24
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
04 03 2025 23:35:53
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
03 03 2025 14:29:12
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
02 03 2025 8:39:56
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
01 03 2025 23:24:26
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
28 02 2025 19:24:18
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
27 02 2025 4:58:14
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
26 02 2025 21:49:12
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
25 02 2025 20:34:41
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
24 02 2025 11:30:50
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
23 02 2025 1:23:12
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
22 02 2025 9:33:19
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
21 02 2025 22:18:34
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....
20 02 2025 12:38:51
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
19 02 2025 3:30:24
Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме,
вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на
использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....
18 02 2025 19:13:30
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
17 02 2025 23:18:13
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
16 02 2025 21:19:49
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
15 02 2025 6:29:10
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
14 02 2025 19:11:10
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
13 02 2025 5:27:28
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
12 02 2025 7:27:11
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
11 02 2025 0:21:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::