Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика

Содержание:
- 1) Происхождение и многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери.
- 2) Отряд Однопроходные — общая хаpaктеристика
- 3) Утконос и Ехидна
Яйцекладущие – относятся к классу млекопитающие животные, подклассу клоачные. Среди всех известных позвоночных – однопроходные млекопитающие самые примитивные. Отряд получил название благодаря присутствию у представителей особой хаpaктеристики. Яйцекладущие еще не приспособились к живорождению и для воспроизведения потомства откладывают яйца, а после выхода малышей в свет выкармливают их молоком.
Биологи считают, что однопроходные вышли от пресмыкающихся, как ответвление от группы млекопитающих, еще до зарождения сумчатых и плацентарных животных.
Структура скелета конечностей, головного отдела, органов кровеносной системы, дыхания первозверей и пресмыкающихся подобна. В окаменелостях мезозойской эры выявлены остатки яйцекладущих. Однопроходные тогда заселяли территорию Австралии, а позже заняли южно-американские просторы и Антарктиду.
На сегодняшний день, первозверей можно встретить лишь в Австралии и островах, расположенных неподалеку.
Происхождение и многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери.
Предки млекопитающих – это пресмыкающиеся животные палеозоя. Этот факт подтверждает подобие в структуре рептилий и млекопитающих, в особенности на этапах эмбриогенеза.
В пермском периоде образовалась группа териодонтов – предков современных млекопитающих. Их зубы были размещены в углублениях челюсти. Большинство животных обладали костным нёбом.
Тем не менее, условия окружающей среды, сформировавшиеся в эру Мезозоя, способствовали развитию пресмыкающихся и они стали господствующей группой животных. Но климат мезозоя вскоре резко изменился и рептилии не сумели адаптироваться к новым условиям, и млекопитающие заняли основную нишу животного мира.
Класс млекопитающих делится на 2 подкласса:
- Подкласс Первозвери или Однопроходные;
- подкласс Настоящие звери.
Настоящих зверей и однопроходных объединяет ряд признаков: волосяной или иглистый внешний покров, молочные железы, твердое небо. Также первозвери имеют общие хаpaктеристики с рептилиями и птицами: наличие клоаки, откладывание яиц, сходное строение скелета.
Отряд Однопроходные — общая хаpaктеристика
Яйцекладущие — животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом. Они имеют небольшие глаза, короткий хвост. У яйцекладущих не развита наружная ушная paковина.
Зубы есть только у представителей семейства утконосых и выглядят они, как плоские пластинки, оснащенные по краю выступами. Желудок предназначен только для хранения пищи, за переваривание еды отвечает кишечник. Слюнные железы очень развиты, больших размеров, желудок переходит в слепую кишку, которая вместе с мочепoлoвым синусом впадает в клоаку.
У первозверей нет настоящей матки и плаценты. Размножение путем отложения яиц, желтка в них немного, а скорлупа включает кератин. Молочные железы имеют множество протоков, которые открываются на брюшной стороне в специальных железистых полях, так как соски у однопроходных отсутствуют.
Температура тела может варьировать: выше 36°С она не поднимается, но при значительном похолодании может опускаться до 25°С. Ехидны и утконосы не издают звуков, так как лишены голосовых связок. Продолжительность жизни у ехидны около 30 лет, утконосов — примерно 10. Населяют они леса, степи с кустарниками и даже встречаются в горной местности (на высоте до 2500м.).
Представители яйцекладущих имеют ядовитые железы. На задних конечностях расположена костная шпора, через которую течет ядовитый секрет. Яд сильнодействующий, у многих животных провоцирует нарушение работы жизненно важных органов, для человека тоже опасен – вызывает в месте поражения сильную боль и обширные отеки.
Отлов и охота на представителей отряда запрещены, так как они занесены в Красную Книгу из-за угрозы исчезновения.
Утконос и Ехидна
Утконос и ехидна — яйцекладущие, млекопитающие, единственные представители отряда.
Утконос — небольшое животное около 30-40см длиной (тело), хвостовая часть до 15см, весом в 2кг. Самцы всегда крупнее самок. Обитает он возле водоемов.
Пятипалые конечности хорошо приспособлены для рытья земли, на побережье утконосы роют себе норы около 10 метров в длину, обустраивая их для дальнейшей жизни (один вход – подводный, другой – на пару метров над уровнем воды). Голова оснащена клювом, как у утки (отсюда пошло название животного).
Утконосы по 10 часов находятся в воде, где добывают пищу: водную растительность, червей, paкообразных и моллюсков. Плавательные перепонки между пальцами на передних лапах (на задних конечностях почти не развиты) позволяют утконосу хорошо и быстро плавать. Когда животное ныряет под воду, глаза и ушные отверстия закрываются, однако утконос может ориентироваться в водном прострaнcтве благодаря чувствительным нервным окончаниям на клюве. Он даже обладает электрорецепцией.
Утконосы вынашивают детенышей месяц и дают в потомстве от одного до трех яиц. Сначала самка высиживает их 10 дней, а затем около 4 месяцев выкармливает молоком и в возрасте 5 месяцев утконосы, уже способные к самостоятельной жизни, покидают нору.
К яйцекладущим млекопитающим относится также ехидна, встречается в лесах, по внешнему виду похожа на ежа. Для добычи еды ехидна мощными когтями роет землю и при помощи длинного и липкого языка получает необходимую пищу (термитов, муравьев).
Тело покрыто колючками, которые защищают ее от хищников, при приближении опасности ехидна сворачивается в клубок и становится недосягаемой для врагов. Самка весит примерно 5кг, и откладывает яйцо с весом 2г. Ехидна прячет яйцо в сумку, сформированную кожистой складкой в брюшной области и носит его, обогревая своим теплом, на протяжении двух недель. Новорожденный детеныш рождается с массой 0,5г, продолжает жить в сумке матери, где выкармливается молоком.
Спустя 1,5 месяца ехидна покидает сумку, но продолжает жить в норе под защитой матери. Через 7-8 месяцев малыш способен уже сам отыскать пищу и отличается от взрослой особи только размерами.
Комментарии:
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
06 12 2025 8:31:51
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
05 12 2025 18:19:57
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
04 12 2025 11:22:43
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
03 12 2025 16:22:34
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
02 12 2025 22:20:13
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
01 12 2025 21:53:26
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
30 11 2025 22:32:54
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
29 11 2025 15:35:15
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
28 11 2025 1:17:26
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
27 11 2025 22:27:30
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
26 11 2025 23:34:28
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
25 11 2025 3:36:33
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
24 11 2025 2:18:24
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
23 11 2025 16:12:55
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
22 11 2025 0:54:56
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
21 11 2025 23:29:26
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
20 11 2025 5:19:20
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
19 11 2025 4:50:56
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
18 11 2025 13:58:55
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
17 11 2025 7:40:37
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
16 11 2025 17:27:50
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
15 11 2025 22:37:53
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
14 11 2025 10:24:15
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
13 11 2025 3:58:35
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
12 11 2025 23:46:19
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
11 11 2025 19:10:27
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
10 11 2025 8:16:43
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
09 11 2025 12:38:32
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
08 11 2025 6:37:20
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
07 11 2025 3:25:36
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
06 11 2025 3:35:49
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
05 11 2025 2:41:17
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
04 11 2025 15:40:10
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
03 11 2025 19:52:10
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
02 11 2025 18:28:14
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность.
...
01 11 2025 14:19:54
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
31 10 2025 20:14:22
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
30 10 2025 19:45:12
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
29 10 2025 19:13:37
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
28 10 2025 8:18:13
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
27 10 2025 4:34:47
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
26 10 2025 7:57:42
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
25 10 2025 20:41:50
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
...
24 10 2025 22:33:19
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
23 10 2025 12:59:43
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
22 10 2025 18:11:45
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
21 10 2025 15:30:40
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
20 10 2025 7:12:30
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
19 10 2025 0:37:55
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
18 10 2025 2:20:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




