Доказательства животного происхождения человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

Цели урока:

  1. Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.
  2. Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.
  2. Определите место человека в системе животного мира.
  3. Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.
  4. Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

Воспитательные

  1. Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.
  2. Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.
  3. Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.

Развивающие

  1. Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала.

Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.

Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…

“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.

Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?

Скоупс: Разумеется.

Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?

Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!

Судья: Тем хуже для науки!!!

Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.

Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…

Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!

Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.

Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.

Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.

Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.

Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?

Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.

Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.

1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация

2 слайд

Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.

3 слайд
(задание 2 в индивидуальной карточке)

Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.

Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.

Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.

4 слайд

Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.

5 слайд
(задание 3 в индивидуальной карточке)

А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.

6 слайд
(задание 4 в индивидуальной карточке)

Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).

А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах \"Происхождение человека и пoлoвoй отбор\" (1871) и \"О выражении эмоций у человека и животных\" (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.

Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.

7 слайд
(задание 5, 6 в индивидуальной карточке)

Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?

Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.

Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.

Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.

Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.

8 слайд

Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.

9, 10 слайды

Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?

Ответ: недоразвиты в отличии от животных.

Такие органы называют рудиментами.

11, 12 слайды
(задание 7 в индивидуальной карточке)

Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?

Ответ: у человека проявляются признаки животных.

Такие случаи называются атавизмами.

Проверим правильность выполнения задания.

9, 10, 11, 12 слайды повторить

Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.

У них много общих анатомических и биохимических признаков.

13, 14 слайд

Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:

1 и 2 группа – выбирает черты сходства;

3 и 4 группа черты отличия.

По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.

Проверим правильность выполнения заданий.

15 слайд
(задание № 8)

Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.

16 слайд

Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.

17, 18 слайд

Развитие человека и животных начинается с зиготы.

На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.

Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.

Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

  1. Объем головного мозга 1400–1600 см.
  2. Объем головного мозга 600 см.
  3. Поверхность коры больших полушарий 1250 см.
  4. Поверхность коры больших полушарий 360 см.
  5. Лицо короткое, не выдается вперед.
  6. Лицо вытянутое, выдается вперед.
  7. Челюсти короткие.
  8. Челюсти длинные, вытянутые, крупные.
  9. Клыки не крупнее предкоренных зубов.
  10. Клыки крупнее предкоренных зубов.
  11. Череп сочлeнен с позвоночников в центре основания.
  12. Череп сочлeнен с позвоночником в задней части.
  13. Позвоночный столб с S-образным изгибом.
  14. Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.
  15. Туловище короче нижних конечностей.
  16. Туловище длиннее нижних конечностей.
  17. Нижние конечности короче верхних конечностей .
  18. Нижние конечности длиннее верхних конечностей.
  19. Большой палец параллелен остальным пальцам руки.
  20. Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.
  21. На руках ногти.
  22. Выражение эмоций.
  23. Забота о потомстве.
  24. Отсутствие хвоста.
  25. Четыре группы крови.
  26. Болезни и паразиты.

Доказательства животного происхождения человека

1. Дополните предложения.

  1. “Человек результат творения бога” утверждает учение – ...
  2. “Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ...
  3. “Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – ...

2. Дайте краткое определение понятий.

    Антропология – это ...

    Антропосоциогенез – это ...

3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.

    Впервые отнес человека к животным – ...

    Впервые определил систематическое положение человека – ...

    Впервые говорил о животном происхождении человека – ...

    Научно обосновал животное происхождение человека – ...

    Указал на роль труда в эволюции человека – ...

4. Укажите систематическое положение человека.

    Царство –

    Тип –

    Подтип –

    Класс –

    Подкласс –

    Отряд –

    Подотряд –

    Семейство –

    Род –

    Вид –

5. Заполните таблицу.

Группа доказательств животного происхождения человека

Что учитывает
1. Палеонтологические  
2. Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных
3. Цитогенетические  
4. Учитывает данные сравнения внешнего строения

Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану

  1. Название группы доказательств.
  2. Что учитывают данные доказательства.
  3. Назовите конкретные примеры этих доказательств ( 5 баллов).

6. Заполните правую часть таблицы.

    Основные черты

    От кого унаследованы

    1. Генетический код ядра  
    2. Генетический код митохондрий  
    3. Двусторонняя симметрия тела  
    4. Костный скелет  
    5. Пятипалые конечности  
    6. Легочное дыхание  
    7. Амниотическое яйцо  
    8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность  
    9. Плацента, живорождение  

* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)

7. В каждом списке удалите лишнее.

    1.

    Рудименты

    Остаток мигательной перепонки

    Околоушные мышцы

    Многососковость

    Зубы мудрости

    Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков

    Аппендикс

    2.

    Атавизмы

    Многососковость

    Волосатость

    Копчик

    Хвостатость

    Сильно развитые клыки

    Органы – \"возврата к признакам предков\"

8. Заполните таблицу. (15 баллов)

    Часть тела

    Морфологические черты

    Человек

    Человекообразные обезьяны

    1. Головной мозг    
    2. Лицо    
    3. Позвоночный столб    
    4. Таз    
    5. Кости передних конечностей    
    6. Стопа    

9. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян? (10 баллов)

Оценка за урок:

Консультант –

Самооценка –

Оценка учителя с учетом выполнения домашнего задания –



Комментарии:

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

01 04 2025 12:14:37

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

31 03 2025 1:46:41

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

30 03 2025 10:10:41

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

29 03 2025 0:49:47

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

28 03 2025 12:40:54

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

27 03 2025 20:20:35

Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....

26 03 2025 21:45:36

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

25 03 2025 12:19:37

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

24 03 2025 9:49:24

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

23 03 2025 10:49:16

Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"


    Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"

      Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...

22 03 2025 22:13:20

Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс


    Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс

      География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....

21 03 2025 19:21:26

Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные


    Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные

      На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....

20 03 2025 12:50:43

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

19 03 2025 13:55:14

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

18 03 2025 22:36:57

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

17 03 2025 14:25:41

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

16 03 2025 21:39:42

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

15 03 2025 2:18:15

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

14 03 2025 22:44:40

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

13 03 2025 21:59:31

Урок по природоведению в рамках ФГОС по теме "Знакомство с горными породами биогенного происхождения". 5-й класс

Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....

12 03 2025 6:12:37

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

11 03 2025 8:51:17

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

10 03 2025 10:58:41

Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»


    Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»

      Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....

09 03 2025 1:59:30

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

08 03 2025 1:14:16

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

07 03 2025 13:33:11

Занятие в творческом объединении "Цветоводство"


    Занятие в творческом объединении "Цветоводство"

      Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....

06 03 2025 2:23:20

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

05 03 2025 1:12:31

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

04 03 2025 17:13:23

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

03 03 2025 14:44:37

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

02 03 2025 19:16:48

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

01 03 2025 15:12:25

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

28 02 2025 9:57:16

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

27 02 2025 0:23:51

Клетка – структурная единица всего живого

Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....

26 02 2025 16:57:46

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

25 02 2025 21:11:33

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

24 02 2025 16:15:43

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

23 02 2025 8:14:19

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

22 02 2025 10:44:46

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

21 02 2025 13:42:53

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

20 02 2025 6:11:25

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

19 02 2025 15:28:28

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

18 02 2025 8:31:47

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

17 02 2025 2:54:54

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"


    План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

      Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

16 02 2025 3:48:57

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

15 02 2025 10:57:40

Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе


    Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе

      Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....

14 02 2025 19:52:59

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"


    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

13 02 2025 19:54:58

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

12 02 2025 7:34:53

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс


    Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

      В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

11 02 2025 15:39:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::