Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

Современное состояние окружающей среды заставляет активизировать работу по осуществлению непрерывного экологического образования, начиная с дошкольных учреждений разных типов.
И на этот раз я убеждена, что учить деток увидеть удивительное, красивое и неповторимое в природе и бережно ко всему живому относиться необходимо уже с раннего возраста. Работать в этом направлении помогают игровые моменты, игры на занятиях, на экскурсиях, в походах, в экспедициях. С особой увлеченностью в играх принимают участие дети всех возрастов, независимо от эмоционального настроя, подготовленности, интеллекта.
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников).
Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также или на прогулке, или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявляет к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
Если я провожу экскурсию с детьми 5 – 6 лет “Природные явления осенью”, я реализую цели: вспомнить с детьми природные признаки осени, любоваться красотой этого времени года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории дошкольного учреждения. Здесь возможно провести игру “C какого дерева упал лист?”.
Детки, подняв упавший лист, подходят к тому дереву, которому, по их мнению принадлежит этот лист. За правильный ответ я награждаю ребенка зеленым бумажным яблочком. Кто больше набрал “зеленых яблочек” (вешаю детям в виде медальки) – тот и выиграл. Пройдя по отделенной территории дошкольного учреждения, мы отметили с детками все признаки осени (за исключением дождя), увидели вдалеке даже птиц, которые собирались в стаи. Здесь возможно (если позволяет время) провести игру “Кто больше назовет перелетных птиц?” Дети могут назвать до 7 – 10 перелетных птиц.
В заключение экскурсии можно провести подвижную игру “Воробышки и кошка”. Выбрать водящего – «кошку», а «воробышки» - все остальные детки бегают – «летают» по участку. После слов: «Кошка, кошка – не спеши, воробья ты не лови». «Кошечка» - ребенок стремится поймать любого ребенка – «воробышка». Если в группе в данный момент детей более 23 – 25 человек, всех детей разбить на две группы: одна группа играем, другая является болельщиком данной игры (стоят сбоку участка). Очень нравится игра детям того же возраста “Осенний урожай”. В корзине лежат овощи и фрукты.
Задача игры: разложить на 1 поднос – овощи, на другой поднос – фрукты, по два человека за игру 2 мин. Кто больше и правильно наберет на 1 поднос – только овощи, на 2 – только фрукты – тот и побеждает. Можно в качестве награды угостить победителя, каким – то фруктом. В процессе обучения и воспитания любая интересная игра помогает решить сразу несколько задач:
- Позволяет закрепить отдельные понятия и навыки;
- Совершенствует коммуникативные способности;
- Расширяет кругозор детей;
- Способствует сплочению детского коллектива.
Игровые обучающие ситуации на природоведческих занятиях, наблюдениях с помощью:
- Игрушек-аналогов. (сопоставление живого объекта с игрушечным)
- Кукол (животные, Буратино, Незнайка Петрушка, герои мультфильмов Чипполино)
- Путешествия (по реке, в зоопарк, в теплые страны, в Антарктиду)
вызывают особые внимание, эмоции активизируется умственная деятельность.
Обучение с использованием ИОС может выходить за рамки положенного времени в зависимости от эмоционального настроя у детей и от степени развивающего эффекта.
Итак, пpaктика показывает, что игра является наиболее свободной, эмоциональной, желаемой деятельностью ребенка. Более того, игры разного рода мотивируют дошкольника к познанию творчеству, формированию позитивного образа в процессе экологического воспитания.
В среднем звене общеобразовательной школе, как по биологии, экологии так и по географии много тем, которые возможно реализовать в форме урока – игры. Например, в 6 классе по географии увлеченно воспринимают тему “Ориентирование на местности” в виде экскурсии с игровыми технологиями.
Цель данной экскурсии:
- формировать навыки ориентирования на местности: учить определять стороны горизонта разными способами;
- научить работать с компасом;
- измерять расстояние на местности;
- определять азимут;
- интегрировать знания географии, биологии, экологии, формируя основы эко – культуры поведения в природе.
I. Блок экскурсии: объяснения учителя с элементами беседы о методах ориентирования на местности “работа с компасом”.
II. Блок: закрепление полученных знаний в виде игровых ситуаций “Разбить” класс на 4 группы. Каждой группе раздают задания:
- определить азимут направления;
- отмерить определенное расстояние;
- в данном пункте получит экобиологическое задание – конверт, в котором листья и семена.
- определить с какого они растения.
Кто первый выполнит, тот выиграл коллекцию орехов (знать названия этих орехов: фундук, грецкие, кедровые).
По ходу экскурсии необходимо обратить внимание на состояние газонов пришкольной и дворовой территорий, отметить их эстетическое и экологическое значение.
С большим успехом и интересом проводим обобщающие уроки в форме уроков – игры.
Итак, обобщающий урок по теме: “Царство грибы” провожу в форме игры: “Знаешь ли ты грибы”. Если класс большой можно его “разбить” на 5 комaнд (по 5 человек). В каждой комaнде назначаю “лесовичка”, который контролирует и оценивает выполнение задания.
Цель урока-игры:
- повторить и уточнить о грибах, сборе грибов;
- учиться доброжелательному общению, здоровому соперничеству, взаимной помощи;
- формировать основы экологической культуры поведения в лесных экосистемах.
Накануне этого урока рекомендовать детям посмотреть энциклопедии, другую литературу о грибах или побывать в лесу.
1-е задание игры:
- “Грибное лото” ответить на вопросы за 1 минуту.
- как называется “дружба гриба с корнем дерева?”
- могут ли плесневые грибы улучшить качество продуктов?
- какие животные “дружат с грибами”?
- за какими собаками идут либо с собаками, любо с дрессированным поросенком?
В течение 5 минут. 2-е задание: Собрать в корзину только съедобные грибы (рисованные грибы в корзину).
За одну минуту кто больше соберет и назовет грибов. А с лесовичком перечислить несъедобные грибы. Лесовичок, чьей комaнды перечислит за минуту несъедобные грибы, той комaнде прибавляется еще по баллу.
3-е задание: каждой комaнде за 10 минут написать правила сбора грибов.
В результате:
- 1-е задание: каждый ответил по баллу;
- 2-е задание: 1 балл – комaнде, 1 балл – лесовичку;
- 3-е задание: если выполнение его состоит из 5 – 6 пунктов, то оно оценивается в 5 баллов.
В оставшееся время (5 - 7 минут) подведение итогов (выставление оценок и лучшую комaнду угощаю яблоками).
На уроке используем таблицы: “Плесневые грибы”, “грибы паразиты”, “Шляпочные грибы”.
Более сложные уроки – игры провожу в11–9-х классах. На каждом 2, 3 – ем уроке можно использовать игровые технологии. Например, темы “Экосистемы”, начинаю с объяснения – беседы о понятиях экосистема и функциональных группах организмов в экосистеме. Объясняю понятия “продукты”, консументы и редуценты. Строим схему пищевых и энергетических связей в экосистеме:
Затем использую различные игровые технологии разноуровнего плана с учетом индивидуальных способностей старшеклассников. Допустим, I уровень 2 группы по 3 ученика играющих выполняет следующее: дописывает конкретные представителей органического мира по всем трем функциональным остальным группам экосистемы.
Кто больше и правильнее подберет представителей каждой функциональной группе за 3 минуты. Затем обмениваются обе группы своими результатами, проверяют правильность и оценивают объективно свои результаты.
Задание II уровня: отбираем несколько групп по 3, 4 человека подбирают соответствующих представителей органического мира для:
- экосистеме болото
- экосистеме реки
- экосистемы луга
- экосистемы хвойного леса.
Все эти живые организмы в виде картинок разложены на столах играющих и чем полнее будет представлена живыми организмами каждая экосистема, тем лучше результат у учащихся. И для закрепления новых понятий темы: один из учащихся называет любой организм, а другой называет функциональную группу экосистемы, которую представляет этот организм: например, плесневые грибы – редуценты, береза, осина – продуценты; майский жук – консумент.
А для учащихся I уровня: вопросы прикладного хаpaктера: перечислить мероприятия по сохранению экосистем:
- река
- поле зерновых
- смешанный лес.
Подводим результаты работы на уроке.
Современное воспитательно-образовательное прострaнcтво любого образовательного учреждения требует, по моему мнению, активное использование игровых технологий буквально в каждом учебном предмете. Хорошо продуманная игра, интегрирующая в себе знания многих предметов (биология – химия экология, или география – экология – изобразительное искусство) реально увлечет учащихся и даже может сыграть роль в профессиональной ориентации отдельных учащихся.
Игровые моменты на уроке и во внеурочное время формируют активную жизненную позицию учащихся, учат доброжелательному общению между собой, активизирует познавательную деятельность детей.
Пропагандируя активные методы работы, игровые технологии в экологическом образовании и воспитании, я продемонстрировала отдельные игровые ситуации в средней, старшей и подготовительной группах на районном методическом объединении для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Люберецкого района на базе детского сада общеразвивающего вида № 76.
Комментарии:
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
16 12 2025 1:50:10
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
15 12 2025 8:25:30
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
14 12 2025 18:46:40
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
13 12 2025 6:19:26
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
12 12 2025 21:54:57
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
11 12 2025 20:37:41
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
10 12 2025 0:54:33
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
09 12 2025 6:51:39
Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе.
...
08 12 2025 21:19:42
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
07 12 2025 12:55:40
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
06 12 2025 5:49:29
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
05 12 2025 5:59:42
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
04 12 2025 15:12:39
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
03 12 2025 15:15:46
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
02 12 2025 12:11:45
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
01 12 2025 21:19:52
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
30 11 2025 14:19:11
Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....
29 11 2025 2:44:29
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
28 11 2025 17:39:44
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
27 11 2025 18:15:21
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
26 11 2025 22:43:40
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
25 11 2025 18:55:33
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
24 11 2025 12:52:26
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
23 11 2025 8:10:48
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
22 11 2025 23:25:53
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
21 11 2025 22:39:27
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
20 11 2025 9:35:10
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
19 11 2025 9:57:50
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
18 11 2025 12:35:14
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
17 11 2025 10:12:40
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
16 11 2025 5:35:52
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
15 11 2025 9:30:57
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
14 11 2025 20:19:43
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
13 11 2025 9:59:14
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
12 11 2025 1:14:29
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
11 11 2025 7:35:51
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
10 11 2025 1:48:33
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
09 11 2025 8:13:25
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
08 11 2025 0:39:16
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
07 11 2025 21:47:16
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
06 11 2025 8:44:57
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
05 11 2025 11:46:12
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
04 11 2025 1:55:16
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
03 11 2025 12:42:33
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
02 11 2025 19:25:37
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
01 11 2025 15:22:54
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
31 10 2025 21:45:27
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы".
На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
30 10 2025 2:21:37
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
29 10 2025 12:37:33
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
28 10 2025 16:58:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




