Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"
Педагогическая идея.
Сегодня каждого из нас окружает мощное информационное поле, ориентироваться в котором под час трудно не только ребёнку, но и взрослому человеку. В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией( находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать её достоверность и т. д. ), является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.
Проблемы, которые решает опыт:
- научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать;
- структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Теоретические основы.
Критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.
Предложили данную технологию в середине 90-ых годов 20 века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить.
Мнение Е.О. Галицких о том, что каждая педагогическая технология требует осмысления с философских позиций, так как имеет свои ценности, особую позицию учителя и ученика.
А.П.Чернявская отмечает, что технология критического мышления, или РКМЧП, это разновидность личностно-ориентированного обучения.
Новизна опыта.
Выделяют следующие признаки критического мышления:
- мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
- самостоятельное, ответственное;
- аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
- многогранное, так как оно появляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
- индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру с информацией;
- социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия – дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Модель, описанная С.И.Заир-Бек, имеет основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов-реализация смысла (осмысления содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова.
Первый этап работы направленный на реализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации.
Цель этапа: вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.
Стадия осмысления.
Главные задачи второго этапа:
- создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации;
- соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно;
- последующая систематизация информации.
Задача учителя на данном этапе: чтобы с помощью ряда методических приёмов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получение новых знаний) и понимания.
Стадия размышления и рефлексии.
Организация работы школьников на этом этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации:
- выработку собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление “белых пятен” (отсутствие информации по каким – либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле (“стадия нового вызова”) ;
- анализ всего процесса изучения материала.
Результативность опыта.
Формирование собственного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Формирование собственных познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле.
- Развитие продуктивного мышления в ходе, которого формируется позитивный опыт.
- Выpaбатывается ответственность во время принятия, какого либо решения.
- Складывается аргументированность во время дискуссий.
Трудоёмкость.
Большие временные затраты. Наличие копировальной оргтехники.
Условия использования.
- Данная технология может быть использована каждым учителем – предметником, освоившим её.
- В данном проекте могут успешно работать школьники различных возрастных групп.
- Для работы необходимо иметь оргтехнику.
Тема: Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.
Алгоритм работы на уроке:
1) Ввод в проблему – стадия вызова.
- Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о строении органов дыхания и потребности организма в кислороде.( Учащиеся записывают на листах бумаги всё, что знают.)
- Осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о строении органов дыхания и потребности организма человека в кислороде.
- Самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.
2) Осмысление содержания.
- Оформление рабочих записей в тетради.
- Определение вывода по изучению основного материала.
3) Размышление. (рефлексия)
- Анализ записи в тетради. ( Чему научились?)
- Анализ приёмов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)
Модель урока: “Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.”
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысление блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Тип урока: комбинированный. (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)
Цели по содержанию:
Образовательная:
- организовать изучение и обеспечить понимание учащимися сущности процесса дыхания, его значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека;
- сформировать знания о строении органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и формирование члeнораздельной речи;
- раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок.
Развивающая:
- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы “знаю, хочу знать, узнал”.
Воспитательная:
- создать условия для увлечённого учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
- Сонин Н.И. Биология.8кл. Человек: Учеб. Для общеобраз.учеб. завед. - М.: Дрофа, 2001.
- Таблица рельефная “Органы дыхания”.
- Рабочая тетрадь к учебнику по биологии “Человек” Н.И.Сонина. М.; Дрофа,2001.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, поверяет готовность рабочего места ученика. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Актуализация, целеполагание,
мотивация. ( Вызов) |
1. Обращает внимание учащихся на
тему урока и предлагает ребятам заметить время и
задержать своё дыхание. 2. Вспомнить и назвать то, что им известно о потребности организма человека в кислороде и строении органов дыхания. 3. На основе ответов учащихся начинает заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”. (см. Приложение 1) 4. Предлагает учащимся обсудить вопросы и ответить на них: чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать 5. Продолжает заполнять таблицу на доске, графу “ хочу знать”. (см. Приложение 1) |
Выполняют предложенное задание. Вспоминают
строение органов дыхания и потребности
организма в кислороде. Делают записи в тетради. |
Изучение нового материала и его закрепление. (Осмысление) | 1. Организует самостоятельную
работу с текстом (стр. 138 – 139). Предлагает
заполнить графу “узнал”. 2. Организует фронтальную проверку содержание записей в тетради. 3. Проводит устную проверку тестов. (стр. 140) 4. Проводит словарную работу. 5. Проводит работу с таблицей.
6. Комментирует выполнение задания в рабочей тетради №112-113 с.43. 7. Делает сообщение о мерах профилактики заболеваний голосовых связок. |
Читают информацию “Дыхательные
пути” и заполняют графу “узнал”. Зачитывают, корректируют свои записи. Отвечают устно на вопросы тестов. Записывают новые слова и понятия в словарики. Показывают строение дыхательных путей по таблице у доски. Выполняют письменно задания в рабочей тетради. Слушают сообщение. |
Подведение итогов урока. (рефлексия) | Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о значении кислорода, который мы вдыхаем, об особенностях строения дыхательных путей, и о роли голосовых связок и мерах профилактики их заболеваний? | Анализируют записи в тетради и формулируют выводы. |
Домашнее задание. | Прочитать содержание учебника
Сонин Н.И. с138-139, проработать записи в тетради и
выполнить одно из заданий:
|
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. |
Модель урока: “Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.”
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Тип урока: комбинированный. (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)
Цели по содержанию:
Образовательная:
- продолжить изучение дыхательной системы, её строение и функций, связанных с обменом веществ;
- показать влияние среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы.
Развивающая:
- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приём критического мышления “Чтение с остановками”.
Воспитательная:
- создать условия для увлечённого учения.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
- Сонин Н.И. Биология. 8кл. Человек. Учебн. Для общеобраз. Учеб, завед.- М.; Дрофа, 2001.
- Таблица рельефная “Органы дыхания”.
- Оборудование для выполнения лабораторной работы.
- Рабочая тетрадь к учебнику “Человек” 8кл. Н.И.Сонин. М. Дрофа.2001.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Проверка знаний. | 1. Заслушивает ответы учащихся на
вопросы рубрики, “Какие утверждения верны?”,
“Подумайте”. 2. Проверяет мини – сочинение, заданное на дом. 3. Какой основной орган дыхательной системы? |
Отвечают на вопросы.
Слушают ответы, дополняют свои записи сделанные дома. Отвечают на вопрос учителя. |
Актуализация, целеполагание,
мотивация. (Вызов) |
1. Обращает внимание учащихся на
тему урока и предлагает вспомнить строение
лёгких. 2. Исходя из темы урока “Что мы сегодня с вами узнаем на уроке?” |
Рассказывают строение лёгких.
Формулируют свои предположения о том, что же они сегодня на уроке могут узнать по данной теме. |
Изучение нового материала и его
закрепление. (Осмысление) |
1. Организует, самостоятельную
работу с текстом используя приём “ чтение с
остановками” с.142. 2. Что, же произошло с воздухом в лёгких?
3. Корректирует ответы учащихся и задаёт следующий вопрос “Как осуществляется газообмен в тканях?”.
4. Организует выполнение лабораторной работы (Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха). 5. Приглашает желающего сделать сообщение по теме “Требования к воздуху, которым дышит человек”. |
Читают информацию “Газообмен в
лёгких и тканях” (с.142, обз.1) Делятся своими
впечатлениями. Делают умозаключения. Высказывают свои предположения о дальнейшем развитии текста. Читают абзац 2 и сравнивают свои рассуждения с научной информацией, корректируют свои высказывания. Высказывают свои предположения, выдвигают версии о дальнейшем развитии текста. Читают абзац 3 и сравнивают свои суждения с научной информацией. Выполняют лабораторную работу. Оформляют её в тетради.
Слушают сообщение. |
Подведение итогов урока. (Рефлексия) |
Предлагает проанализировать материал урока, записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о том, как осуществляется газообмен в лёгких и тканях? | Анализируют, делают выводы. |
Домашнее задание. |
|
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. |
Комментарии:
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
31 05 2025 1:44:12
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
30 05 2025 14:56:50

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
29 05 2025 23:55:50
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
28 05 2025 10:39:22

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
27 05 2025 0:25:46
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
26 05 2025 14:53:59
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
25 05 2025 12:25:16
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
24 05 2025 16:53:42
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
23 05 2025 0:17:20
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
22 05 2025 16:37:58
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
21 05 2025 22:41:47
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
20 05 2025 6:15:29
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
19 05 2025 6:28:23
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
18 05 2025 5:15:41
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
17 05 2025 10:14:15
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
16 05 2025 3:51:28
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке.
...
15 05 2025 23:38:59
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
14 05 2025 2:50:51
На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....
13 05 2025 10:28:14
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
12 05 2025 21:30:38
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
11 05 2025 10:59:34
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
10 05 2025 7:54:30
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
09 05 2025 9:59:12
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
08 05 2025 6:43:20
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
07 05 2025 13:48:20
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
06 05 2025 10:33:58

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
05 05 2025 8:58:12
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
04 05 2025 13:43:13
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
03 05 2025 11:18:35
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
02 05 2025 12:17:59
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
01 05 2025 10:26:19
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
30 04 2025 16:48:51
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
29 04 2025 14:49:10
План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....
28 04 2025 17:23:36
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
27 04 2025 22:51:20

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
26 04 2025 19:37:55
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
25 04 2025 8:32:57

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
24 04 2025 1:43:51

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
23 04 2025 3:59:48
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
22 04 2025 6:25:23
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
21 04 2025 1:54:46
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
20 04 2025 8:49:24
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
19 04 2025 0:45:55
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
18 04 2025 2:13:28
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
17 04 2025 9:27:44
Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....
16 04 2025 20:53:50
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
15 04 2025 14:10:51

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
14 04 2025 15:56:21
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
13 04 2025 17:31:47
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
12 04 2025 18:56:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::