Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"
Цели урока:
- Продолжить формирование знаний об опopно-двигательной системе, повторить функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.
- Раскрыть особенности функции мышц антагонистов и синергистов.
- Познакомить с основными группами мышц человеческого тела.
- Продолжить развивать умения работать с учебником, решать проблемные вопросы в ходе самостоятельной работы.
Оборудование:
- Модель скелета человека, таблица “Мышцы человека”, мультимедийное пособие 1С: Образование.
- Презентация, учебник А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша – Биология “Человек”, рабочая тетрадь к учебнику № 1.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опopных знаний:
- работа по карточкам (тесты, таблицы, рисунки) ;
- устный опрос.
III. Изучение новой темы:
- Типы мышц.
- Строение скелетной мышцы.
- Мышцы головы.
- Мышцы туловища.
- Мышцы конечностей.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опopных знаний.
Работа по карточкам:
Карточка № 1
При травмах конечностей применяют шину для того, чтобы
|
Установите последовательность
оказания помощи при открытом переломе
конечности: а) шинирование;
|
Первая помощь при растяжении связок
|
Для снятия боли при вывихе
используется
|
При подозрении на перелом
позвоночника потерпевшего следует
трaнcпортировать
|
Карточка № 2
Определите, в какой
последовательности надо оказать первую
доврачебную помощь при вывихе сустава (ответ
запищите в виде последовательности букв). А) Доставить в больницу. Б) Наложить холод. В) Наложить фиксирующую повязку. Г) Обездвижить конечность. |
Карточка № 3
Определите, в какой
последовательности надо оказать первую
доврачебную помощь при закрытом переломе
бедренной кости (ответ запищите виде
последовательности букв). А) Доставить в больницу. Б) Наложить шину. В) Наложить фиксирующую повязку. Г) обложить конечность мягким материалом. |
Устный опрос у доски:
- Определение травм. Первая помощь при растяжении связок. Что следует делать при вывихе?
- Каким способом можно зафиксировать травмированную руку или ногу?
- Что надо делать при травмировании позвоночника, головы, ребер?
- Определение типа мышечной ткани под микроскопом.
III. Изучение новой темы
Какие виды мышечной ткани вы знаете? (Показ слайда № 1 из пособия 1С: Образование – микрофотографии разных видов мышечной ткани в виде презентации).
Приложение
Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Название “мышца” произошло от слова “мускулюс” – мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, мышцы под кожей перемещаются, как мыши.
Типы мышц (flach-анимация из 1С: Образование)
Следовательно, в нашем организме три типа мышц, где они располагаются и какова их функция? Какое основное свойство их объединяет? Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на странице 52 второй и третий абзац сверху. Сократимость, основное свойство мышечной ткани.
Сокращение мышечных волокон (flach-анимация из 1С: Образование)
Рассмотрим строение всех типов мышечной ткани и подумайте, какие мышцы будут быстро сокращаться, а какие медленно?
Строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани (flach-анимация из 1С: Образование)
А теперь выполним работу № 35 в рабочей тетради, используя рисунок 27, текст, второй и третий абзац сверху, на странице 51 учебника.
Сделаем вывод: Как функционально можно разделить мышцы? На произвольные (скелетные) и непроизвольные (гладкие).
Основные группы скелетных мышц. 1 группа учащихся изучает мышцы головы страница 52 и выполняет в рабочей тетради работу 36, 2 группа – мышцы туловища, вид спереди (стр. 53 работа 37), 3-я группа – мышцы туловища, вид сзади (стр. 53 работа 37). По окончании работы учащиеся каждой группы докладывают результаты, используя слайд презентации (показ слайда № 1, 2, 3).
Приложение
Учитель делает обобщение: Мышцы туловища не всегда располагаются там, где прилагается их сила. Так, большая грудная мышца и широчайшая мышца спины могут действовать и как синергисты (при опускании руки вниз), и как антагонисты (грудная мышца поворачивает ключицу и плечо вперед, широчайшая мышца – назад). О различии мышц по выполняемой работе мы поговорим на следующем уроке. В связи с прямохождением, у человека, наиболее сильны мышцы, обеспечивающие эту способность: трапециевидная мышца, поддерживающая голову; глубокие мышцы спины, разгибающие позвоночник; ягодичная и четырехглавая мышцы, обеспечивающие движения бедра; икроножные.
Мышцы, участвующие в дыхании: наружные и внутренние межреберные, диафрагма и мышцы живота.
Мышцы конечностей: бицепс и трицепс плеча, сгибатели и разгибатели пальцев, четырехглавая и двуглавая бедра, икроножная.
IV. Закрепление изученного материала. Работа с тренажером –- мышцы, через мультимедийный видеопроектор 1С: Образование.
V. Домашнее задание. § 10, в рабочей тетради закончить выполнение работ № 35, 36, 37.
Комментарии:
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
27 11 2024 12:31:27
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
26 11 2024 16:16:43
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
25 11 2024 20:18:38
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
24 11 2024 16:37:12
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
23 11 2024 8:16:19
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
22 11 2024 18:19:43
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...
21 11 2024 14:39:22
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
20 11 2024 7:22:15
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
19 11 2024 14:49:42
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
18 11 2024 23:49:26
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
17 11 2024 3:29:51
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
16 11 2024 16:47:27
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
15 11 2024 1:26:45
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
14 11 2024 11:40:25
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
13 11 2024 8:10:29
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
12 11 2024 21:10:21
Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
11 11 2024 5:44:50
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
10 11 2024 11:17:34
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
09 11 2024 17:10:52
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
08 11 2024 6:22:33
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
07 11 2024 14:56:55
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...
06 11 2024 2:32:40
Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....
05 11 2024 19:43:54
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...
04 11 2024 13:53:19
На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...
03 11 2024 20:11:13
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
02 11 2024 2:31:49
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...
01 11 2024 7:32:22
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
31 10 2024 4:35:52
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
30 10 2024 22:33:54
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...
29 10 2024 11:45:14
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
28 10 2024 2:46:28
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
27 10 2024 23:19:51
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
26 10 2024 16:35:16
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
25 10 2024 5:21:44
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
24 10 2024 22:35:26
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...
23 10 2024 22:20:38
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
22 10 2024 0:46:14
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
21 10 2024 7:50:31
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
20 10 2024 5:40:35
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
19 10 2024 15:10:42
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
18 10 2024 2:31:44
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...
17 10 2024 19:27:58
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
16 10 2024 7:54:16
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
15 10 2024 15:36:37
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
14 10 2024 22:29:59
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
13 10 2024 20:38:10
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
12 10 2024 12:23:39
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
11 10 2024 11:24:26
Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...
10 10 2024 17:23:34
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
09 10 2024 5:50:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::