Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

Цели урока:

1.

  • Помочь учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, их видового многообразия.
  • Разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека.

2.

  • Развитие ученических умений.
  • Развитие навыков исследовательской деятельности (систематизация фактов и явлений, интерпретация данных, установление аналогии, формулировка выводов, установление связи полученных данных с поставленной проблемой).
  • Развитие логического мышления, кратковременной памяти.

3.

  • Воспитание бережного отношения ко всему живому.
  • Формирование потребности в экологически грамотном поведении.

1. Мотивационный этап урока.

Я рада вас всех видеть, ребята, на уроке, который поможет приблизиться к познанию жизни на планете Земля.

Жизнь поистине самое сложное явление в окружающем мире.

Сложное, но не хаотичное.

На нашей планете она представлена достаточно упорядоченными системами. Мы называем эти системы организмы империи живая природа.

В Империи Живая природа выделяют 4 царства:

Царство Бактерии Царство Грибы Царство Растения Царство Животные

Жизнь любого организма этих царств невозможна без других.

  1. Какие типы отношений возможны между организмами?
  2. Какие взаимополезные отношения в природе выделяют ученые?
  3. Чем симбиотические отношения отличаются от мутуалистических?
  4. Приведите примеры взаимополезных отношений.
  5. Как вы считаете, есть ли в природе еще примеры проявления взаимовыгодных отношений, или же все прочие отношения построены на конкуренции и нейтрализме?

Поговорить об этом подробнее.

Тема урока: «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы»

Тема урока записана в рабочем листе.

Что вы узнаете нового на уроке?

Я предлагаю рассмотреть красоту ничем не привлекательных с первого взгляда организмов - лишайников.

На уроке я помогу вам познакомиться с видовым многообразием и значение лишайников, уяснить строение лишайников как организмов, состоящих из грибов и водорослей, постараюсь научить определять тип взаимовыгодных отношений в ходе экспериментально – исследовательской деятельности.

Активная работа на уроке поможет развивать ваши ученические умения, и будет способствовать повышению уровня вашей образованности.

Сформулируйте ваши учебные цели.

Овладению новыми знаниями и совершенствованию способов учебных действий вам поможет дидактический и наглядно-иллюстративный материал, мультимедийная презентация темы.

Я надеюсь, что работа на уроке буде способствовать развитию доброжелательного отношения у вас друг к другу, и вы сумеете реализовать себя.

Как, на ваш взгляд, что нужно повторить из пройденного материала для достижения поставленных целей?

Из предложенного перечня выберите признаки представителей Царства Растения? Ответы обоснуйте.

1. У представителей царства отсутствует морфологически оформленное ядро.
2. У представителей царства плотная клеточная стенка чаще имеется и состоит преимущественно из хитина.
3. У представителей царства имеется плотная клеточная стенка и состоит преимущественно из целлюлозы.
4. Представители этого царства в основном имеют автотрофный тип питания.
5. Представители этого царства, преимущественно прикрепленные организмы с «неограниченным» ростом.
6. Представители этого царства в основном имеют гетеротрофный тип питания.
7. Представители царства имеют разный уровень организации. В зависимости от строения их в системе царства делят на 2 большие группы – низшие и высшие.

(Верные ответы:3, 4, 5, 7.)

Следующий тип работы связан с работой за компьютером в парах. Выберите себе партнера и выполните задание карточки №1

Я вижу, уже многие справились. Давайте проверим результат.

С целью самопроверки знаний и их систематизации я предлагаю вам выполнить проверочную работу по значимому для успешного усвоения материалу. Работа может быть в виде компьютерного тестирования, и тогда вы получаете оценку компьютера или на местах в виде тестирования по карточке №2 и тогда необходимо осуществить взаимопроверку по эталону. На работу отводиться 4 минуты.

Каждый из вас получил свою оценку, поднимите руку, кто не допустил ошибок и получил 5поднимите руку, кто допустил 1 незначительную ошибку и получил 4

Молодцы. Полученный результат позволяет нам приступить к новой теме.

2. Ориентировочно–познавательный этап.

Лишайники - своеобразная группа медленно растущих организмов, чрезвычайно широко распространенная в природе; они обитают по всему миру – от аридных пустынь до Арктики и Антарктики: на гoлой почве, стволах деревьев, раскаленных солнцем скалах, на заборах и обдуваемых ветрами альпийских пиках.

В настоящее время настывают 26 тысяч видов лишайников.

Они разнообразны по размерам, по внешнему виду и окраске, но в организме любого лишайника сосуществует 2 компонента:

Гетеротрофный компонент - гриб, или микобионт.

Автотрофный компонент - различные водоросли, или фикобионт.

Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем.

Различают 3 типа лишайников:

Типы лишайников

накипные

листоватые

кустистые

лишайники лишайники лишайники

С какими словами ассоциируются названия этих типов?

Именно внешняя форма слоевища и дало эти названия.

Выяснить видовой состав этих групп вам поможет ваш учебник.

Откройте его на странице 63.

Рассмотрите рис.41

Назовите представителей этих типов.

Обратимся к анатомическому строению слоевища лишайников.

В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина.

Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры.

Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхлые и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находятся только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки фикобионта сконцентрированы по периферии – ближе к свету

Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина, состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим.

Нижняя кора тоньше верхней, но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату.

С целью дальнейшего использования полученных сведений об анатомо-морфологическом строении лишайников, запишите в свой рабочий лист эту информацию.

Как вы считаете, какую роль выполняет микобионт и фикобионт в составе лишайника?

При ответе на этот вопрос можно использовать сведения об анатомо-морфологическом строении лишайников.

Объясните взаимосвязь между ролью фикобионта в составе лишайника и его расположением.

Какую, на ваш взгляд, роль выполняют поры наружной коры лишайника и сама наружная кора?

В чем, на ваш взгляд, заключаются взаимовыгодные отношения гриба и водоросли в составе лишайника?

Лишайники – это взаимовыгодное сосуществование гриба и водоросли.

А какие именно взаимовыгодные отношения между ними установились: симбиотические или мутуалистические?

Я считаю, что между водорослью и грибом в составе лишайника симбиотические отношения.

Я считаю, что между водорослью и грибом в составе лишайника мутуалистические отношения.

Ваши мнения разделились. (Ваши мнения едины)

Но сказанное только гипотеза.

Доказать правильность или несостоятельность предложенных гипотез нелегко, но возможно.

Я предлагаю провести микроисследование «Установление типа взаимовыгодного сосуществования гриба и водоросли в составе лишайника».

Алгоритм ваших действий находиться на партах. Приступайте к работе

Каковы же результаты и выводы вашей работы?

Интерпретируя полученные данные и результаты, вы смогли сделать вывод о достоверности вашей гипотезы.

В своих взглядах на тип взаимоотношений гриба и водоросли в составе лишайника вы не одиноки. Большинство ученых склоняются в своих взглядах на эту проблему к тому, что гетеротрофный и автотрофный компоненты (гриб и одноклеточная водоросль) лишайника находятся в гармоничном симбиозе, приносящем им взаимную выгоду.

Лишайники являются не только ярким примером симбиоза, когда взаимополезное существование дает начало новому, особому организму. И это вы сумели доказать.

Лишайники – это бесценный дар природы самой себе и венцу своего творения человечеству. Вы спросите, а какие доказательства этому существуют?

Судите сами. Вам их предоставят мои помощники.

Индивидуальные сообщения с использованием мультимедийной презентации

«Лишайники – бесценный дар природы. Значение лишайников в природе и жизни человека»

3. Рефлексивно – оценочный этап урока.

Наше занятие подходит к концу. После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомы. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники что бы выжить на планете, о том что они бесценный дар природы. И если вы после занятия стали с уважением относиться к лишайникам, не взирая на кажущееся внешнее безобразие, я буду считать, что одна из целей моей деятельности на уроке достигнута.

А смогли ли вы реализовать поставленную цель?

Проверить на сколько адекватна самооценка вашей деятельности мы сможем на следующем уроке. Как и в любой деятельности у вас могли возникнуть трудности и непонимание.

Поможет вам устранить ряд выполненных дома заданий.

Они по выбору, определите их и выполните дома.

Приложение 1
Приложение 2

Задание на дом

Над чем работать (мои затруднения)

теория

упражнения

Особенности внешнего строения лишайников (морфологическое строение)

13
Материал рабочего листа

Р. Т. стр. 20, упр. 44

Особенности внутреннего строения лишайников (анатомическое строение)

13
Материал рабочего листа

Р. Т. стр. 19, упр. 43

Видовой состав и значение лишайников

13
Материал рабочего листа

Р. Т. стр. 20 упр. 45
Тип взаимоотношений гриба и водоросли в лишайнике.

13
Материал рабочего листа

Учебник, стр. 65, задание 6.
Затруднений нет   Докажите, что лишайники не являются паразитами по отношению к своему субстрату



Комментарии:

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

01 04 2025 0:22:37

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

31 03 2025 6:53:51

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

30 03 2025 11:30:46

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

29 03 2025 6:54:29

Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии


    Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии

      Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....

28 03 2025 12:47:35

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

27 03 2025 5:12:34

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

26 03 2025 9:45:31

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

25 03 2025 4:17:21

Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы


    Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы

      На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....

24 03 2025 23:35:51

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

23 03 2025 17:44:32

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

22 03 2025 2:39:53

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс


    Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

      Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

21 03 2025 10:34:22

Авторская программа курса "Культура здоровья"


    Авторская программа курса "Культура здоровья"

      Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....

20 03 2025 4:40:51

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

19 03 2025 21:32:33

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

18 03 2025 6:57:36

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

17 03 2025 11:19:49

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене


    Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

      Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

16 03 2025 7:54:10

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

15 03 2025 1:44:17

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

14 03 2025 1:10:24

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

13 03 2025 8:54:24

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

12 03 2025 0:13:20

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

11 03 2025 10:12:18

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"


    Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

      В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

10 03 2025 6:10:59

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

09 03 2025 18:57:56

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

08 03 2025 1:57:52

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

07 03 2025 5:27:56

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

06 03 2025 4:58:51

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

05 03 2025 20:26:12

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

04 03 2025 16:30:15

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

03 03 2025 0:19:28

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

02 03 2025 17:21:55

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

01 03 2025 3:29:56

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

28 02 2025 11:53:32

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

27 02 2025 12:36:17

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

26 02 2025 14:45:49

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

25 02 2025 17:49:49

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

24 02 2025 12:35:45

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

23 02 2025 15:39:37

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

22 02 2025 21:30:27

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

21 02 2025 9:30:39

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

20 02 2025 12:51:41

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

19 02 2025 7:29:42

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

18 02 2025 8:10:43

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

17 02 2025 6:44:44

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

16 02 2025 6:59:28

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

15 02 2025 2:21:17

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

14 02 2025 4:48:34

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

13 02 2025 15:52:28

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

12 02 2025 9:37:51

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

11 02 2025 20:12:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::