Витамины (разработка урока в 8-м классе) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.

Развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника, развивать учебные умения – работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению: быть здоровым.

Оборудование: таблица “Витамины”, выставка овощей и фруктов, тесты, план урока на доске, видеофильм “Витамины”, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучение нового материала

План урока

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам).

2. Тестирование.

III. Изучение нового материала.

1.История открытия витаминов.
2.Многообразие витаминов.
3.Специфические функции некоторых витаминов.
4.Недостаток витаминов и заболевания.
5.Сроки сохранения витаминов в продуктах

IV.Итог урока.

V.Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам).

2. Проводится компьютерное тестирование.

I вариант

1) Обмен веществ – это процесс:

А. Поступление веществ в организм.
Б. Удаления из организма непереваренных остатков.
В. Удаления жидких продуктов распада.
Г. Потрeбления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.

2) Белки, свойственные организму, строятся:

А. Из аминокислот.
Б. Из глицерина и жирных кислот.
В. Из углеводов.
Г. Из жиров.

3). Пластический обмен — это процесс:

А. Распада веществ клетки с освобождением энергии .
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии .
В. Всасывания веществ в кровь.
Г. Переваривания пищи.

4). Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:

А. Входят в состав ферментов.
Б. Поступают с пищей.
В. Являются катализаторами.
Г.Образуются в организме человека.

5). Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так как:

А. Расходуется мало энергии .
Б. Развивается атеросклероз .
В. Снижается устойчивость к инфекциям .
Г. Происходит перестройка костей.

6). Энергия, поступившая с пищей, расходуется на:

А. Рост.
Б. Рост и дыхание .
В. Дыхание.
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности.

II вариант

1). Биологическими катализаторами в организме являются:

А. Гормоны. В. Вода и минеральные соли.
Б. Ферменты. Г. Желчь.

2). Энергетический обмен — это процесс:

А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с освобождением энергии

3).Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А. Молекулы глюкозы.
Б. Углекислый газ и воду.
В. Воду, аммиак, углекислый газ.
Г. Аминокислоты.

4).Вода при обмене веществ в клетке используется как:

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия .
Б. Универсальный растворитель .
В. Фермент — биологический катализатор .
Г. Гормон, регулирующий работу органов.

5). Биологическое окисление в клетке происходит в:

А. Рибосомах. В. Хромосомах.
Б. Митохондриях. Г. Ядрышке.

6). В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит:

А. Образование специфических для клетки веществ .
Б. Переваривание пищи.
В. Биологическое окисление органических веществ .
Г. Tрaнcпортировка веществ к клетке.

Ответы: 1 вариант: 1-Г; 2 –А; 3 –Б; 4 –Б; 5 –А; 6 – Г.

2 вариант: 1 –Б; 2 – Г; 3 –А; 4 –Б; 5 –Б; 6 –А.

III. Изучение нового материала:

Учитель: Я демонстрирую плоды: томат, баклажан, огурец, яблоко, перец.

Учитель: Что это?

Ученик: Плоды.

Учитель: А. В. Леонтович сказал: “Плоды – это музыка и поэзия питания”. Что привлекает человека в плодах?

Ученик: Углеводы, минеральные вещества и витамины.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Витамины”. Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы организму?( Ответы учащихся).

Как были открыты витамины?

Ко второй половине XIX века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Требуются в небольших количествах и обладают высокой биологической активностью.

Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.

1–й ученик: “Пpaктический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с продуктами питания, хотя последние полностью отвечали указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой пpaктический опыт участников длительных путешествий.

Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или после кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамы, прокладывавшей морской путь в Индию 100 человек погибли от цинги.

Однако было замечено, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в рацион их питания вводить, известное количество лимонного сока или отвара хвои. Таким образом, ученые того времени установили, что цинга и некоторые другие болезни связаны с неправильным питанием, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищает от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище”.

2-й ученик: “ Важные исследования, способствовавшие открытию новых веществ и объяснявшие причину заболеваний при особенностях питания, провел в конце XIX века русский ученый Николай Иванович Лунин (1853-1937).

Он проводил свои опыты на мышах, которых кормили искусственно приготовленной пищей. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, что налицо все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Лунин в 1880 году пришел к следую– щему заключению: “...если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания”. Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положение в науке о питании.

Результаты работ Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил мышей, была очень невкусной. В 1890 году К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил сделанные им выводы.

Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича гoлyбей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” – животворный)”.

Учитель: В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д ,Е, К и т. д. Некоторые из них образуют целые группы, например, витамины группы В. Для того чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: например, витамин В1, В12 . Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водо– растворимым витаминам относятся витамин С, витамины группы В. К жирорастворимым относятся витамины А, Д, Е.

Сообщение учащегося о специфических функциях некоторых витаминов.

“Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в гидроксилировании пролина в оксипролин в процессе созревания коллагена.

Витамин В1 (тиамин) в форме ТДФ( тиаминдифосфат) является коферментом ферментов углеводно – энергетического обмена.

Витамин В2 (рибофлавин) в форме ФМН (флавинмононуклеотид) и ФАД (флавин– адениндинуклеотид) образует простетические группы оксидоредуктазферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена).

Витамин А в форме ретиналя входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света.

Витамин Д – гормон, участвующий в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем”.

Учитель: Витамины играют огромное значение в жизни человека: влияют на усвоение питательных веществ; способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма; являются составной частью ферментов, витамины определяют нормальную функцию и активность организма.

Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Сообщения учащихся об авитаминозах.

1-й ученик: Цинга – заболевание, связано с недостатком витамина С. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и нeблагоприятным факторам окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает. Многие морские экспедиции в свое время оказались неудачными именно потому, что моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в большом количестве.

Витамина С особенно много в плодах шиповника и черной смородины, в лимонах, капусте (в том числе квашеной). Ежедневно человеку необходимо получать с пищей 50– 100 мг витамина С. Во время инфекционных заболеваний эту дозу следует увеличивать в 3-5 раз, так как витамин С участвует в работе ферментов, способствующих образованию антител.

Алкоголь и продукт его распада – уксусный альдегид – способны угнетать актив– ность ряда ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, Д, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С, угнетают действие витаминзависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5-2 раза”.

2-й ученик: “Бери – бери заболевание связанное с недостатком витамина В1. Этот витамин участвует в работе окислительных ферментов. Из – за недостатка витамина В1 в нервной и мышечной тканях происходит накопление ядовитых соединений. Это ведет к развитию болезни бери – бери, которая сопровождается параличами и судорогами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость, отеки. Болезнь получила широкое распространение в странах Восточной и Юго – Восточной Азии в XIX веке, когда главный пищевой продукт этих стран, рис, стали очищать от оболочки.

Врач Х. Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием бери–бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.

Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом количестве заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери–бери заболевал в среднем 1 человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищен– ным рисом, ею заболевал лишь 1 человек из 10 000.

Витамин В1 содержится в различных продуктах, но особенно много его в оболочках зерен злаковых растений, в таких продуктах, как черный и белый хлеб из муки грубого помола, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы”.

3-й ученик: “Рахит – заболевание детей, связанное с недостатком витамина Д. Хаpaктеризуется размягчением костей. Как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже развиваются опрелости, потница и гнойчики, слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению.

Большое количесиво витамина Д содержится в рыбьем жире, печени, яичном желтке. Витамин Д – один из немногих витаминов, способных синтезироваться в организме. Он образуется в коже под влиянием ультрафиолетовой части солнечного спектра, и потому недостаток солнечного света также способствует развитию рахита. Для предупреждения и лечения рахита используется облучение детей кварцевой лампой, а также продукты, богатые витамином Д. Широко применяются и аптечные продукты этого витамина. Суточная потребность 0,05–0,01мг ”.

4-й ученик: “– Пеллагра – заболевание, связанное с недостатком ниацина. Проявляется в поражении кожи, пищеварительного тpaкта и нервной системы. Распространена в странах, где основной продукт питания – кукуруза”.

5-й ученик: “– Ксерофтальмия – поражение глаз, выражающееся в сухости конъюнктивы и роговицы. Одна из главных причин заболевания – недостаток витамина А. Нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото – и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к oнкoлoгическим заболеваниям пищеварительных органов.

Содержится витамин А в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сырах. В растениях этого витамина нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать. Это желтый пигмент каротин. Он содержится в моркови и красном перце, абрикосах, тыкве, в других овощах и фруктах красного цвета. В сутки необходимо около 1 мг витамина А ”.

Просмотр видеофильма о витаминах и обсуждение фильма.

Работа учащихся в группах: Прочитайте в учебнике информацию о витамине, составьте рассказ, нарисуйте рекламный плакат, где отражается информация текста, подготовьте выступающего (на подготовку 7 минут). 1 группа – витамин А., 2 группа – витамин В1, 3 группа – витамин С, 4 группа – витамин D. (Учитель консультирует учащихся).

Учащиеся афишируют рекламного плаката у доски, применяя стихи, песни, рисунки, загадки.

Пpaктическая работа. Работа в парах: на каждую парту раздается карточки с названиями витаминов и рисунки с изображениями овощей, фруктов. Учащиеся должны карточки с рисунками разложить в группы по содержащемся в них витаминам.

Учитель. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, хаpaктера технологической обработки пищи. Употрeбление в пищу консервированных продуктов также создает большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трех дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. Хранение капусты при комнатной температуре 1 день влечет за собой потери витамина С на 25%, 2 дня – 40%, 3 дня – 70%. При кипячении молока количество витаминов в нем снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике количество витаминов в них снижается на 30 %, а при комнатной температуре на 50 %. При термической обработки пищи теряется от 25–100 % витаминов. Многие витамины разрушаются на свету (А, В). Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

IV. Вывод.

Учитель комментирует оценки учащихся.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы!

VI. Домашнее задание.

Изучить § 37; вопросы в конце параграфа; подобрать загадки и стихи о витаминах.



Комментарии:

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс


    Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

      Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

19 04 2024 1:28:38

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

18 04 2024 6:50:25

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

17 04 2024 9:28:49

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"


    Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"

      Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...

16 04 2024 0:19:18

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

15 04 2024 22:37:40

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

14 04 2024 19:44:26

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

      В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

13 04 2024 22:35:38

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

12 04 2024 16:13:43

Биологическая игра "Орнитолог"


    Биологическая игра "Орнитолог"

      Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

11 04 2024 21:53:16

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

10 04 2024 16:13:53

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

09 04 2024 7:33:53

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

08 04 2024 6:28:34

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

07 04 2024 13:41:31

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

06 04 2024 11:59:57

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

05 04 2024 4:35:53

Питание бактерий и грибов Биология

Питание бактерий и грибов  Биология Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...

04 04 2024 17:25:37

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

03 04 2024 7:51:50

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

02 04 2024 19:41:59

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

01 04 2024 23:31:14

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности


    Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

      Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

31 03 2024 8:48:54

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

30 03 2024 3:21:58

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

29 03 2024 0:40:27

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

28 03 2024 7:24:16

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

27 03 2024 13:52:53

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

26 03 2024 19:50:19

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

25 03 2024 4:29:43

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

24 03 2024 17:44:31

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

23 03 2024 10:53:32

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

22 03 2024 6:12:46

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

21 03 2024 17:38:57

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

20 03 2024 20:37:28

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

19 03 2024 17:22:54

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

18 03 2024 18:51:34

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

17 03 2024 6:46:22

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

16 03 2024 11:47:33

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

15 03 2024 4:58:44

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

14 03 2024 4:14:50

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

13 03 2024 16:30:36

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

12 03 2024 12:41:32

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

11 03 2024 7:19:47

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

10 03 2024 5:37:32

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

09 03 2024 12:40:34

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

08 03 2024 11:48:34

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

      Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

07 03 2024 6:59:48

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

      Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

06 03 2024 5:45:56

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

05 03 2024 2:33:45

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

04 03 2024 22:57:39

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

03 03 2024 13:30:54

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

02 03 2024 19:33:12

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

01 03 2024 16:46:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::