Витамины (разработка урока в 8-м классе)
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
Развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника, развивать учебные умения – работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению: быть здоровым.
Оборудование: таблица “Витамины”, выставка овощей и фруктов, тесты, план урока на доске, видеофильм “Витамины”, компьютер, проектор, экран.
Тип урока: изучение нового материала
План урока
I. Организационный момент. Введение
в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам).
2. Тестирование.
III. Изучение нового материала.
1.История открытия витаминов.
2.Многообразие витаминов.
3.Специфические функции некоторых витаминов.
4.Недостаток витаминов и заболевания.
5.Сроки сохранения витаминов в продуктах
IV.Итог урока.
V.Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
.1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам).
2. Проводится компьютерное тестирование.
I вариант
1) Обмен веществ – это процесс:
А. Поступление веществ в организм.
Б. Удаления из организма непереваренных
остатков.
В. Удаления жидких продуктов распада.
Г. Потрeбления, превращения, использования,
накопления и потери веществ и энергии.
2) Белки, свойственные организму, строятся:
А. Из аминокислот.
Б. Из глицерина и жирных кислот.
В. Из углеводов.
Г. Из жиров.
3). Пластический обмен — это процесс:
А. Распада веществ клетки с освобождением
энергии .
Б. Образования в клетке веществ с накоплением
энергии .
В. Всасывания веществ в кровь.
Г. Переваривания пищи.
4). Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:
А. Входят в состав ферментов.
Б. Поступают с пищей.
В. Являются катализаторами.
Г.Образуются в организме человека.
5). Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так как:
А. Расходуется мало энергии .
Б. Развивается атеросклероз .
В. Снижается устойчивость к инфекциям .
Г. Происходит перестройка костей.
6). Энергия, поступившая с пищей, расходуется на:
А. Рост.
Б. Рост и дыхание .
В. Дыхание.
Г. Рост, дыхание и другие процессы
жизнедеятельности.
II вариант
1). Биологическими катализаторами в организме являются:
А. Гормоны. В. Вода и минеральные соли.
Б. Ферменты. Г. Желчь.
2). Энергетический обмен — это процесс:
А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с
освобождением энергии
3).Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:
А. Молекулы глюкозы.
Б. Углекислый газ и воду.
В. Воду, аммиак, углекислый газ.
Г. Аминокислоты.
4).Вода при обмене веществ в клетке используется как:
А. Энергетическое вещество, при окислении
которого освобождается энергия .
Б. Универсальный растворитель .
В. Фермент — биологический катализатор .
Г. Гормон, регулирующий работу органов.
5). Биологическое окисление в клетке происходит в:
А. Рибосомах. В. Хромосомах.
Б. Митохондриях. Г. Ядрышке.
6). В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит:
А. Образование специфических для клетки
веществ .
Б. Переваривание пищи.
В. Биологическое окисление органических веществ
.
Г. Tрaнcпортировка веществ к клетке.
Ответы: 1 вариант: 1-Г; 2 –А; 3 –Б; 4 –Б; 5 –А; 6 – Г.
2 вариант: 1 –Б; 2 – Г; 3 –А; 4 –Б; 5 –Б; 6 –А.
III. Изучение нового материала:
Учитель: Я демонстрирую плоды: томат, баклажан, огурец, яблоко, перец.
Учитель: Что это?
Ученик: Плоды.
Учитель: А. В. Леонтович сказал: “Плоды – это музыка и поэзия питания”. Что привлекает человека в плодах?
Ученик: Углеводы, минеральные вещества и витамины.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Витамины”. Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы организму?( Ответы учащихся).
Как были открыты витамины?
Ко второй половине XIX века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.
Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Требуются в небольших количествах и обладают высокой биологической активностью.
Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.
1–й ученик: “Пpaктический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с продуктами питания, хотя последние полностью отвечали указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой пpaктический опыт участников длительных путешествий.
Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или после кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамы, прокладывавшей морской путь в Индию 100 человек погибли от цинги.
Однако было замечено, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в рацион их питания вводить, известное количество лимонного сока или отвара хвои. Таким образом, ученые того времени установили, что цинга и некоторые другие болезни связаны с неправильным питанием, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищает от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище”.
2-й ученик: “ Важные исследования, способствовавшие открытию новых веществ и объяснявшие причину заболеваний при особенностях питания, провел в конце XIX века русский ученый Николай Иванович Лунин (1853-1937).
Он проводил свои опыты на мышах, которых кормили искусственно приготовленной пищей. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, что налицо все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Лунин в 1880 году пришел к следую– щему заключению: “...если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания”. Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положение в науке о питании.
Результаты работ Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил мышей, была очень невкусной. В 1890 году К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил сделанные им выводы.
Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича гoлyбей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” – животворный)”.
Учитель: В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д ,Е, К и т. д. Некоторые из них образуют целые группы, например, витамины группы В. Для того чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: например, витамин В1, В12 . Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водо– растворимым витаминам относятся витамин С, витамины группы В. К жирорастворимым относятся витамины А, Д, Е.
Сообщение учащегося о специфических функциях некоторых витаминов.
“Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в гидроксилировании пролина в оксипролин в процессе созревания коллагена.
Витамин В1 (тиамин) в форме ТДФ( тиаминдифосфат) является коферментом ферментов углеводно – энергетического обмена.
Витамин В2 (рибофлавин) в форме ФМН (флавинмононуклеотид) и ФАД (флавин– адениндинуклеотид) образует простетические группы оксидоредуктазферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена).
Витамин А в форме ретиналя входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света.
Витамин Д – гормон, участвующий в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем”.
Учитель: Витамины играют огромное значение в жизни человека: влияют на усвоение питательных веществ; способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма; являются составной частью ферментов, витамины определяют нормальную функцию и активность организма.
Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.
Сообщения учащихся об авитаминозах.
1-й ученик: “Цинга – заболевание, связано с недостатком витамина С. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и нeблагоприятным факторам окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает. Многие морские экспедиции в свое время оказались неудачными именно потому, что моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в большом количестве.
Витамина С особенно много в плодах шиповника и черной смородины, в лимонах, капусте (в том числе квашеной). Ежедневно человеку необходимо получать с пищей 50– 100 мг витамина С. Во время инфекционных заболеваний эту дозу следует увеличивать в 3-5 раз, так как витамин С участвует в работе ферментов, способствующих образованию антител.
Алкоголь и продукт его распада – уксусный альдегид – способны угнетать актив– ность ряда ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, Д, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С, угнетают действие витаминзависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5-2 раза”.
2-й ученик: “Бери – бери заболевание связанное с недостатком витамина В1. Этот витамин участвует в работе окислительных ферментов. Из – за недостатка витамина В1 в нервной и мышечной тканях происходит накопление ядовитых соединений. Это ведет к развитию болезни бери – бери, которая сопровождается параличами и судорогами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость, отеки. Болезнь получила широкое распространение в странах Восточной и Юго – Восточной Азии в XIX веке, когда главный пищевой продукт этих стран, рис, стали очищать от оболочки.
Врач Х. Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием бери–бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.
Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом количестве заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери–бери заболевал в среднем 1 человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищен– ным рисом, ею заболевал лишь 1 человек из 10 000.
Витамин В1 содержится в различных продуктах, но особенно много его в оболочках зерен злаковых растений, в таких продуктах, как черный и белый хлеб из муки грубого помола, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы”.
3-й ученик: “Рахит – заболевание детей, связанное с недостатком витамина Д. Хаpaктеризуется размягчением костей. Как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже развиваются опрелости, потница и гнойчики, слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению.
Большое количесиво витамина Д содержится в рыбьем жире, печени, яичном желтке. Витамин Д – один из немногих витаминов, способных синтезироваться в организме. Он образуется в коже под влиянием ультрафиолетовой части солнечного спектра, и потому недостаток солнечного света также способствует развитию рахита. Для предупреждения и лечения рахита используется облучение детей кварцевой лампой, а также продукты, богатые витамином Д. Широко применяются и аптечные продукты этого витамина. Суточная потребность 0,05–0,01мг ”.
4-й ученик: “– Пеллагра – заболевание, связанное с недостатком ниацина. Проявляется в поражении кожи, пищеварительного тpaкта и нервной системы. Распространена в странах, где основной продукт питания – кукуруза”.
5-й ученик: “– Ксерофтальмия – поражение глаз, выражающееся в сухости конъюнктивы и роговицы. Одна из главных причин заболевания – недостаток витамина А. Нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото – и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к oнкoлoгическим заболеваниям пищеварительных органов.
Содержится витамин А в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сырах. В растениях этого витамина нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать. Это желтый пигмент каротин. Он содержится в моркови и красном перце, абрикосах, тыкве, в других овощах и фруктах красного цвета. В сутки необходимо около 1 мг витамина А ”.
Просмотр видеофильма о витаминах и обсуждение фильма.
Работа учащихся в группах: Прочитайте в учебнике информацию о витамине, составьте рассказ, нарисуйте рекламный плакат, где отражается информация текста, подготовьте выступающего (на подготовку 7 минут). 1 группа – витамин А., 2 группа – витамин В1, 3 группа – витамин С, 4 группа – витамин D. (Учитель консультирует учащихся).
Учащиеся афишируют рекламного плаката у доски, применяя стихи, песни, рисунки, загадки.
Пpaктическая работа. Работа в парах: на каждую парту раздается карточки с названиями витаминов и рисунки с изображениями овощей, фруктов. Учащиеся должны карточки с рисунками разложить в группы по содержащемся в них витаминам.
Учитель. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, хаpaктера технологической обработки пищи. Употрeбление в пищу консервированных продуктов также создает большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трех дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. Хранение капусты при комнатной температуре 1 день влечет за собой потери витамина С на 25%, 2 дня – 40%, 3 дня – 70%. При кипячении молока количество витаминов в нем снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике количество витаминов в них снижается на 30 %, а при комнатной температуре на 50 %. При термической обработки пищи теряется от 25–100 % витаминов. Многие витамины разрушаются на свету (А, В). Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.
IV. Вывод.
Учитель комментирует оценки учащихся.
V.
Подведение итогов урока.Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы!
VI. Домашнее задание.
Изучить § 37; вопросы в конце параграфа; подобрать загадки и стихи о витаминах.
Комментарии:
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
17 07 2025 6:44:51
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях.
...
16 07 2025 11:12:59
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
15 07 2025 9:58:16
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
14 07 2025 0:54:56
Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....
13 07 2025 9:55:20
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
12 07 2025 13:28:44
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
11 07 2025 5:15:27
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
10 07 2025 10:37:22
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
09 07 2025 12:56:49
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
08 07 2025 16:33:36
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
07 07 2025 19:40:43
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
06 07 2025 12:52:28
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
05 07 2025 6:53:17
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
04 07 2025 9:14:10
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
03 07 2025 22:51:11
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
02 07 2025 0:47:29
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
01 07 2025 12:56:28
Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....
30 06 2025 20:20:57
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
29 06 2025 20:17:39
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
28 06 2025 1:30:59
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
27 06 2025 22:41:47
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
26 06 2025 18:27:30
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
25 06 2025 0:58:45
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
24 06 2025 14:41:10
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
23 06 2025 3:13:42
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
22 06 2025 4:18:55
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
21 06 2025 9:19:41
Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия.
...
20 06 2025 2:44:38
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
19 06 2025 6:57:44
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
18 06 2025 5:41:19
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
17 06 2025 15:27:50
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
16 06 2025 12:24:34
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
15 06 2025 5:33:54

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
14 06 2025 2:24:51
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
13 06 2025 23:37:33
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
12 06 2025 10:42:21
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
11 06 2025 19:41:36
Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....
10 06 2025 22:55:18
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
09 06 2025 20:55:38
На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....
08 06 2025 4:36:38
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
07 06 2025 19:20:24
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
06 06 2025 19:44:59
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
05 06 2025 9:31:53
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
04 06 2025 7:38:42
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
03 06 2025 22:57:40
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
02 06 2025 7:24:41
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
01 06 2025 5:13:54
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
31 05 2025 16:48:51
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
30 05 2025 22:26:46
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
29 05 2025 19:47:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::