Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

Цели:
- Доказать, что рыбы – организмы, в процессе эволюции освоившие водную среду обитания и имеющие все необходимые для этого приспособления.
- Воспитание научного мировоззрения на общность процессов эволюции, экологическое, эстетическое воспитание.
- Развитие умений решать исследовательские задачи, работать с дополнительной литературой, материалом учебника, натуральными объектами, таблицами; умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: натуральный объект – чучело речного окуня, таблица «Кл. Рыбы. Речной окунь», муляж головного мозга рыбы, фотографии с изображениями рыб, рабочие листы, алгоритмы выполнения лабораторной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Эвристическая беседа
- Кто такие рыбы?
- Назовите 3 – 5 признаков, которые более ёмко хаpaктеризуют этих животных.
- Назовите признаки рыб, которые позволяют отнести их к хордовым животным.
- Среда обитания рыб, приведите примеры.
- А какие виды рыб обитают в нашей реке Масловке?
- Если бы вы были рыбаком, то где бы вы рыбачили на щуку, карася, окуня, почему?
III. Изучение нового материала
1. Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение рыбы»
Цели: изучить внешнее строение рыбы на примере речного окуня, найти и описать приспособления в строении рыбы к водной среде обитания.
Задания:
- Размеры тела.
- Отделы тела.
- Форма тела.
- Окраска тела.
- Покровы тела.
- Органы, расположенные на голове.
- Плавники, их функции.
Вывод:
1) В чем выражается приспособленность рыб к
жизни в водной среде?
2) Как вы понимаете относительный хаpaктер этой
приспособленности?
(Двое учащихся зачитывают результаты лабораторной работы)
2. Работа с текстом
План аннотации:
- Название текста.
- Основные идеи текста
- Факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей
- Противоречия
- Проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо).
- Пути решения проблемы.
1 группа.
Рыба-луна – самая большая из ныне существующих рыб. Её размеры могут достигать 3 м, а вес – 2 тонн! У рыбы-луны нет хвостового отдела, что делает её очень медлительной. Несмотря на такие внушительные размеры и малую подвижность, эта рыба не является промысловым видом, и у неё почти нет естественных врагов.
2 группа.
Мангровые болота – неотъемлемая деталь большинства берегов тропической зоны. Они образуются в закрытых бухтах рек, а также на берегах лагун. Одно из самых курьёзных существ, населяющих мангровые болота – небольшая рыбка илистый прыгун. Во время отлива прыгуны «разгуливают» по суше, могут прыгать как кузнечики, взбираться на скалы и мангровые деревья. Своими выпуклыми глазами, расположенными на двух бугорках в верхней части головы, рыбы непрерывно высматривают добычу: мелких крабов, червей, моллюсков и насекомых. Каждый глаз способен поворачиваться независимо от другого.
3. Работа с таблицей «Тип Хордовые» (материал учебника, таблица, рельефная таблица) – внутреннее строение рыбы.
Решение биологической проблемы – дыхание илистого прыгуна (метод мозгового штурма).
Признаки |
Рыбы |
| Численность Среда обитания, условия жизни |
20 – 22 тыс. видов, вода, растворённый в воде кислород |
| Особенности внешнего строения | Голова, туловище, хвост |
| Покровы тела | Чешуя (плакоидная – акулы, скаты, ганоидная – осетровые, костная или циклоидная – костистые рыбы), слизь |
| Скелет и мускулатура | Скелет черепа, туловища, хвоста. Туловищные мышцы |
| Пищеварительная система | Печень, поджелудочная железа, разные зубы, глоточные зубы, кишечник разной длины |
| Кровеносная система | Замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное – предсердие, желудочек |
| Дыхательная система | Жабры, рот, кожа, плавательный пузырь – функции кожи |
| Выделительная система | Туловищные почки, мочеточники |
| Хаpaктер обмена веществ | Холоднокровные, температура зависит от температуры окружающей среды |
| Нервная система | Головной (передний, промежуточный, средний, продолговатый, мозжечок) и спинной мозги, нервы |
| Органы чувств | Внутреннее ухо, два глаза без век, боковая линия |
| Особенности размножения | Раздельнополы, гермафродиты – морской окунь; пoлoвoй диморфизм, оплодотворение наружное, иногда внутреннее - акулы |
| Особенности развития | Икра и молоки, живорождение, с полным превращением, личинка малёк |
| Роль в природе | |
| Роль в жизни человека | |
| Специфические особенности | Плавательный пузырь |
Размножение и развитие рыб.
Нерест.
4. Фронтальная беседа
- Как размножаются рыбы?
- Когда это происходит в нашей реке?
- Тип оплодотворения у рыб.
5. Рассказ учителя о проходных рыбах – лососевых, европейских угрях.
IV. Первичное закрепление
Решение биологических задач.
- Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей высокое и сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
- Рыбы, обитающие среди водных растений, например, щука или окунь, имеют темновато-зеленоватую спину и более светлые бока с поперечными тёмными полосами. Нижняя часть их тела желтовато-белая. Решите, какую окраску тела имеют рыбы, живущие около дна. Ответ поясните.
- У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуёй. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно «прочитать» по чешуе рыбы?
- У камбал, скатов, звездочётов глаза расположены на верхней части головы, а не по бокам её. В связи с чем у рыб развились такие особенности строения?
- Существуют рыбы с белой кровью, то есть, в ней отсутствуют красные клетки. Предположите, какие трудности для рыбы это создаёт, где могут жить такие рыбы и почему?
- Рыбки клоуны амфиприоны постоянно держатся среди щупалец актиний. Предположите, какой тип взаимоотношений устанавливается между этими животными, приведите аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
- Было замечено, что во рту огромной китовой акулы снуют маленькие рыбки-лоцманы. Что они там делают? Почему акула их не ест?
- Акулы всё время находятся в движении, даже во время сна. Как только они перестают двигаться, то сразу же начинают «тонуть». Как можно объяснить такое явление?
- Большинство рыб при размножении выметывают очень большое количество икринок (сельдь – 150 тыс., щука – 100 тыс., треска – 7 млн.). Колюшка и морской конек откладывают небольшое число икринок. Какое биологическое значение имеет для рыб выметывание разного количества икринок? Почему оно разное у рыб?
- В народе очень давно сложилась поговорка: «нем, как рыба». Справедлива ли она? Обоснуйте свой ответ.
- Среди рыб мало видов с постоянным местом обитания. Большинство совершает более или менее значительные миграции. Объясните это явление в жизни рыб, исходя из особенностей их питания, размножения.
V. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании
Стр. 176 – 179.
Подготовить карточки с интересной информацией о
рыбах, пользуясь аннотациями к работе с текстами.
Литература.
- Волцит О.В. и др. 1000 тайн животного мира. М.: АСТ Астрель, 2001 г.
- Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.: РАУБ Цитадель, 1997 г.
Комментарии:
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
19 11 2025 0:59:13
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
18 11 2025 17:55:35
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
17 11 2025 2:14:49
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
16 11 2025 7:11:46
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
15 11 2025 9:23:23
В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....
14 11 2025 19:33:11
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
13 11 2025 4:55:26
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
12 11 2025 22:36:57
Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
11 11 2025 2:47:55
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
10 11 2025 22:42:36
Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....
09 11 2025 10:28:15
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
08 11 2025 6:37:45
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
07 11 2025 0:13:46
Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений.
...
06 11 2025 8:25:58
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
05 11 2025 14:35:41
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
04 11 2025 16:38:43
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
03 11 2025 8:38:32
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
02 11 2025 19:54:19
Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
01 11 2025 18:17:19
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
31 10 2025 20:21:50
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
30 10 2025 23:48:34
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
29 10 2025 20:42:47
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
28 10 2025 23:39:35
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
27 10 2025 0:45:12
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку.
...
26 10 2025 7:40:36
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
25 10 2025 8:54:45
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
24 10 2025 8:54:13
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
23 10 2025 15:28:18
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
22 10 2025 16:58:13
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
21 10 2025 17:49:42
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
20 10 2025 8:14:25
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
19 10 2025 2:13:56
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
18 10 2025 22:22:21
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
17 10 2025 5:24:16
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
16 10 2025 3:42:27
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
15 10 2025 5:19:26
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
14 10 2025 9:53:13
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
13 10 2025 7:22:38
Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
12 10 2025 18:12:56
Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...
11 10 2025 21:29:45
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
10 10 2025 23:25:40
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
09 10 2025 20:58:28
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
08 10 2025 19:49:14
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
07 10 2025 4:25:27
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
06 10 2025 2:20:53
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
05 10 2025 8:20:51
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
04 10 2025 11:21:32
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
03 10 2025 1:14:36
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
02 10 2025 10:45:47
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
01 10 2025 15:25:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны