Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

Гимназия открылась в 1998 году на базе Легойской средней школы в результате проведенного трехлетнего эксперимента по углубленному и развивающему обучению по гуманитарным, естественно-математическим циклам с профильной дифференциацией в обучении иностранным языкам. За семь лет работы коллектив гимназии добился 100% успеваемости при качестве знаний 64-67%.
Подготовка к ЕГЭ - это, прежде всего, каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.
За шесть лет проведения эксперимента по ЕГЭ в нашей гимназии экзамен по биологии выбрали 35 выпускников. Из них на оценку “5” сдали 16, а на оценку “4” - 19. Из окончивших гимназию и сдавших ЕГЭ по биологии все 35 выпускников своевременно поступили в высшие учебные заведения, в том числе 15 выпускников в медицинские институты, 2 выпускницы на биологическое отделение БГФ, 8 – на психолога, 2 – в физкультурный институт, 4 – в ЯГСХА, 1 – в Якутский пединститут (см. приложение).
35-летний опыт преподавания биологии в средней школе показывает, что для осуществления преемственности школьного и вузовского преподавания биологических дисциплин далеко недостаточной стала только поурочная деятельность учителя. В связи с этим для подготовки выпускников к поступлению в высшие учебные заведения мы с 1994-1995 учебного года стали проводить дополнительные занятия для желающих. При этом составили примерную программу для учащихся 10-11 классов, руководствуясь пособиями для поступающих в ВУЗы. Занятия проводили после обеда, в неделю 2 урока по расписанию, составленному администрацией, за счет часов определяемых школой и часов индивидуальных консультаций.
В связи с введением ЕГЭ мы более широко стали применять тестовые формы контроля по всем курсам биологии, используя многообразный дополнительный материал, который накапливается и обновляется ежегодно.
Начиная с 6 класса, особое внимание на уроках обращаю на изучение и усвоение биологических терминов, понятий, закономерностей на русском языке. В старших классах пpaктикую зачетную систему, от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем, развития монологической речи. Например, в 10 классе зачеты провожу по таким сложным узловым темам как “Химический состав крови”, “Нуклеиновые кислоты”, “Биосинтез белка”, “Фотосинтез”, “Внутриклеточное дыхание”, “Митоз”, “Мейоз”, “Онтогенез”, “Законы наследственных признаков”. Составил и использую пособия для решения задач по молекулярной биологии и генетике, провожу пpaктикум по решению задач.
В последние годы, обучаемым, при подготовке к ЕГЭ стала доступной Интернет-информация, пpaктикуем компьютерные тренинги по обработке навыков прохождения тестирования по темам программы школьного курса, для активизации учебной деятельности применяем медиаиллюстрации из репетитора по биологии Кирилла и Мефодия, провожу мультимедийные уроки. Особое внимание уделяем при этом на наиболее сложные темы и вопросы, вызывающие затруднения в понимании обучаемых, стараемся своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях программного материала, для чего в течение учебного года наблюдаю и отслеживаю динамику успеваемости, ежегодно пpaктикую пробные экзамены в 11 классе, в 10 классе внедрил зачетную систему, в 9 классе – выпускные государственные экзамены по выбору.
Нам кажется, что введение ЕГЭ в условиях сельской школы имеет определенные положительные моменты:
- Как никогда повысилась ответственность в работе школ, и прежде всего учителей предметников перед обществом, родителями и учащимися;
- Больше стали уделять внимание на профориентационную работу в гимназии, шире стали привлекать преподавателей ВУЗов, родителей;
- Повысилось качество успеваемости, повышается теоретический и методический уровни преподавания предмета;
- Совмещение выпускного и вступительного экзаменов в материальном плане стало выгодным для сельских выпускников и их родителей.
Но в то же время в проведении ЕГЭ мы встречаем определенные трудности:
- Огромна умственная, психологическая, мopaльная и физическая нагрузка учителям-предметникам, которые не имеют никакой социальной поддержки;
- Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, нам кажется, слишком сложны для среднего ученика;
- В условиях сельской местности школы, учителя и ученики недостаточно обеспечиваются учебно-методическими комплексами, дополнительной литературой, тестовым материалом;
- Ученики национальных школ перегружены учебными часами.
В заключении, мы надеемся на дальнейшее совершенствование технологии проведения ЕГЭ путем устранения вышеназванных недостатков в работе сельской школы.
Только планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе позволяет выпускнику хорошо подготовиться к участию в ЕГЭ и успешно решить судьбоносную проблему при переходе на более высокий уровень обучения в ВУЗ.
Использованная литература:
- Багоцкий С.В. ЕГЭ: аргументы против. “Биология в школе”, №3, 2002 г.
- Калинова Г.С. О результатах проведения ЕГЭ по биологии. “Биология в школе”, №1, 2003 г.
- Калинова Г.С., Кучменко В.С. Мониторинг достижений учащихся. Результаты эксперимента. “Биология в школе”, №3, 2004 г.
- Крестьянинов В.Ю. ЕГЭ: мнение скептика. “Биология в школе”, №6, 2005 г.
- Лернер Г.И. Работа с тестами: не только контроль, но и обучение. “Биология в школе”, №4, 2004 г.
Приложение
Итоги сдачи ЕГЭ по биологии в Саха-Бельгийской гимназии
Год | Всего сдали | Средний балл | Число “5” | Число “4” |
2002 2003 2004 2005 |
5 4 8 7 |
63,8 75,0 60,2 69,8 |
- 2 - 5 |
5 2 8 2 |
Всего: | 24 | 68,5 | 7 | 17 |
2006 | 6 | 66,0 | 4 | 2 |
2007 | 5 | 74,0 | 5 | - |
Итого: | 35 | 69,3 | 16 | 19 |
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
26 01 2023 19:12:54
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
25 01 2023 23:10:15
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
24 01 2023 15:54:30
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
23 01 2023 10:52:39
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
22 01 2023 14:58:50
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
21 01 2023 0:57:13
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
20 01 2023 14:16:41
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
19 01 2023 11:23:14
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти.
...
18 01 2023 12:21:37
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
17 01 2023 3:24:51
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
16 01 2023 4:24:39
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
15 01 2023 8:47:57
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
14 01 2023 7:53:44
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
13 01 2023 6:33:24
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
12 01 2023 4:27:46
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
11 01 2023 4:31:59
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
10 01 2023 8:18:15
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
09 01 2023 11:40:14
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
08 01 2023 15:33:40
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
07 01 2023 10:11:38
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
06 01 2023 23:14:39
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
05 01 2023 1:34:27
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
04 01 2023 21:20:25
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
03 01 2023 22:54:41
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
02 01 2023 3:31:56
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования.
...
01 01 2023 23:55:25
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
31 12 2022 12:35:41
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
30 12 2022 23:45:15
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
29 12 2022 14:35:42
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
28 12 2022 23:45:52
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
27 12 2022 18:15:59
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
26 12 2022 3:46:15
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
25 12 2022 12:40:30
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
24 12 2022 16:20:35
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
23 12 2022 16:35:31
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
22 12 2022 13:35:54
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
21 12 2022 22:26:48
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
20 12 2022 9:22:38
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
19 12 2022 7:40:57
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
18 12 2022 3:53:19
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
17 12 2022 2:10:31
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики",
при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека".
При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе.
...
16 12 2022 22:17:45
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
15 12 2022 11:25:45
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
14 12 2022 13:22:53
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
13 12 2022 21:31:21
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
12 12 2022 15:32:13
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
11 12 2022 13:21:32
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке.
...
10 12 2022 21:15:46
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
09 12 2022 14:49:55
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
08 12 2022 1:27:49
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::