Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

Цель урока: получение эмоционального заряда для претворения творческих дерзаний в науке, литературе, искусстве.

Тип урока: бинарный урок-обобщение.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи:

  • актуализировать знания учащихся об основных стилях русского языка;
  • выявить особенности художественного и научного стилей;
  • сформулировать определение листопада, выяснить значение листопада в жизни растений, рассказать о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом.

2. Развивающие задачи:

  • продолжить формирование художественной и научной картин мира;
  • продолжить формирование умений и навыков наблюдать и делать выводы;
  • продолжить работу над развитием индивидуальных особенностей обучающихся при выполнении творческих заданий.

3. Воспитательные задачи:

  • продолжить воспитание бережного отношения к природе, к человеку как части природы;
  • продолжить воспитание толерантности по отношению к представителям художественной и научной сфер жизни. 

Оборудование и оформление урока:

  • на доске прописана тема урока, вокруг темы из осенних листьев сымитирован листопад (сам кабинет также украшен гирляндами из осенних листьев), висят «осенние», т.е. на фоне осенней природы, портреты А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, а также репродукции знаменитых пейзажных полотен И.И. Левитана, на закрытой части доски нарисована неполная схема «Стили речи»;
  • на стенде помещены детские творческие работы (рисунки листьев и стихотворения на тему «Листопад») ; 
  • к костюмам учителей и ребят приколоты сложенные в цветок осенние листочки;
  • в руках у учителя словесности букет из осенних листьев;
  • учитель биологии предстает перед школьниками в неожиданном амплуа, исполняя на фортепиано отрывок «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»;
  • каждый ученик на парте имеет учебную (рабочую) карточку, одна сторона которой представляет собой теоретическую часть урока, другая – пpaктическую (см. материал приложения 1) ;
  • мультимедийное оборудование с готовой учебной презентацией (см. кадры приложения 2) ;
  • магнитофонная запись стихотворений русских поэтов об осени с музыкальным сопровождением;
  • гитара.

Ход урока

Этап урока и его хронометраж

Содержание материала

Методические приемы

1. Организационный момент, мотивация активности учащихся (5 мин.).

1. Учитель биологии исполняет отрывок «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года». В этот момент учитель словесности читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень», в то же время проходя по рядам и раздавая детям, как маленькие подарки, осенние листочки, тем самым создавая очень доброжелательную и теплую атмосферу на уроке:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

2. (в презентации идет кадр 1) Учитель биологии оставляет фортепиано и начинает рассказывать ребятам о том, как у двух учителей школы рождался замысел столь необычного урока. Он объявляет тему урока, показывая при слове «поэта» на учителя словесности, а при слове «ученого» - на себя.

3. Учитель словесности подхватывает ход мысли учителя биологии. Он проясняет задачи урока:

- На уроке мы должны решить следующие задачи:

  • повторить сведения об основных стилях речи русского языка;
  • более подробно познакомиться с признаками художественного и научного стилей;
  • взглянуть на осень с позиций разных стилей речи, но прежде всего художественного и научного.    

Используются приемы интриги для создания положительного настроя учащихся.

2. Основная часть урока: «Осень глазами поэта» (10 мин.). 

1. Вступительное слово:

- (в презентации идут кадры 2 – 4) Для начала попытаемся понять, а что такое стиль. Согласитесь: есть стиль в одежде, есть архитектурный стиль, музыкальный и т.д. Но о чем говорим мы, употрeбляя термин «стиль речи»?

2. Актуализация сведений:

- (в презентации идут кадры 5 – 8) Давайте вспомним, сколько стилей речи в русском языке. Покажите пальчиками. Теперь посмотрите на доску (учитель открывает ранее закрытую часть доски) и на экран. Вам предлагается схема стилей речи, но она, как вы видите, далеко не полная. Кто дорисует ее?..

- А пока идет работа, выясним, что мы уже знаем о стилях речи. Задание: представьте себе, что скоро в классе состоится праздник «Осенний бал». Вам нужно: А) составить объявление; Б) рассказать родителям. Какими стилями речи вы воспользуетесь? Еще задание: прочитайте два текста. К каким стилям они относятся? 1) Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и желтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.

- Посмотрим, что получилось со схемой. (обращаясь к классу) Все правильно?..

3. Введение нового материала:

- (в презентации идут кадры 9 – 14) Ребята, стили речи отличаются друг от друга набором признаков. Эти признаки хорошо определяются по вопросам:

  • В какой обстановке говорим?
  • С какой целью говорим?
  • Каким жанром речи пользуемся?
  • Какие общие черты имеет речь?
  • К каким языковым средствам (лексическим, морфологическим, синтаксическим и текстовым) прибегаем?

- Прежде чем для разбора мы возьмем два обозначенных в задачах урока стиля, я хочу узнать, хорошо ли вы отличаете стили речи на слух. Послушаем диалог (2 ученика разыгрывают сценку «Разговор по телефону»):

      - Привет, Диана! Сегодня такая хорошая погода! Просто чудесная! Я сейчас гуляю по лесу. Здесь так красиво, листопад в самом разгаре. Хожу по земле, как по золотому ковру.

     - Здравствуй, Саша! А я вот дома сижу, болею. Тебе нравится осень, а мне нисколько. Льют беспрерывные дожди. Что тут может быть хорошего? Дуют сильные ветры. Из-за них я и простудилась.

     - Ты что такое говоришь? Осень – это прекрасное время года. Ее А.С. Пушкин любил и много произведений ей посвятил.

     - Давай лучше каждый останется при своем мнении.

- Подскажите нам, а какой это был стиль речи. Действительно, налицо следующие признаки разговорного стиля: они есть и на экране, и на вашей учебной карточке. Возьмите ее в руки и найдите теоретическую часть…

- Идем дальше. Думаю, для вас не секрет, что любимое время года для А.С. Пушкина была осень. Но особенно полюбил осень поэт в Болдине – своем имении. Послушаем короткий доклад на эту тему (ученик, надев очки и подражая видному пушкинисту, убедительно и эмоционально читает доклад):     

           «Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведенную Пушкиным в имении Болдине Нижегородской губернии и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь.

           Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнева, вернувшись в Москву: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий… около 30  мелких стихотворений… Написал я прозою 5 повестей…» Не назвал поэт еще «Сказку о попе и о работнике его Балде», неоконченные «Сказку о медведихе» и «Историю села Горюхина», а также критические статьи.

- Если беседа по телефону – это яркий образец разговорного стиля речи, то к какому стилю можно отнести данный доклад?.. И вот признаки публицистического стиля (они все дублируются на экране и на вашей учебной карточке).

4. Закрепление.

- (в презентации идут кадры 15 – 17) Ну а сейчас выступит… Он прочтет стихотворение, которое сам и объявит (ученик наизусть декламирует стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»):

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

-  Какой же это стиль?.. Обратите внимание на такие признаки художественного стиля (смотрим на экран и на учебную карточку). Но самой очевидной приметой художественного стиля, безусловно, можно по праву считать сравнения, метафоры и эпитеты.

- Вернемся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Где в нем спрятались эти самые сравнения, метафоры и эпитеты?.. (настройка презентационного кадра контролирует ответы ребят) Подскажите, а почему это некоторые стихотворные строчки получились очень большими?

5. Промежуточное подведение итогов:

- Итак, о чем же мы говорили с вами все это время? О стилях… А более конкретно? О художественном стиле. Что позволительно в художественном стиле и недопустимо, например, в научном? Образность, выразительность.

- У меня все, я передаю слово своему коллеге.

Беседа с элементами рассказа о стилях русского языка и их особенностях, выполнение индивидуальных заданий учащимися (спонтанных и заранее подготовленных).

3. Основная часть урока: «Осень глазами ученого» (10 мин.).

1. Вступительное слово:

- (в презентации идет кадр 18) Что такое художественное слово, (я ничуть не сомневаюсь) вам стало понятно. А чем же занимается такая наука, как биология?.. Какие ее разделы вы можете вспомнить?..

2. Актуализация сведений:

-  На прошлом уроке мы совершили экскурсию на пришкольный участок – в нашу маленькую экосистему. Мы наблюдали с вами явления, происходящие осенью в природе, и особенно в жизни растений. Какие компоненты образуют любую экосистему? (в презентации идет кадр 19) Какие изменения происходят осенью в неживой природе? Что происходит в мире растений? При ответах можно воспользоваться вашими отчетами и заметками, которые были сделаны на экскурсии.

3. Введение нового материала:

- Обратимся к непосредственному анализу осенних явлений в жизни растений:                     

а) (в презентации идет кадр 20) Кто попытается дать определение термину «листопад»… Листопад – это естественное отделение листьев от стeбля при их отмирании.

б) Каково значение листопада?.. Пpeдoxpaнение растения от потери влаги и пpeдoxpaнение от обламывания ветвей под тяжестью снега.

в) Какое еще явление, близкое к листопаду, может наблюдаться осенью? Веткопад.

г) Листопаду предшествуют сложные процессы, происходящие в листьях (в презентации идет кадр 21). Старение листьев хаpaктеризуется разрушением хлорофилла, снижением активности жизненных процессов,  преобладанием в обмене веществ процессов распада, накоплением ненужных и вредных веществ, менее активным питанием и дыханием, отсутствием роста и размножения, формированием отделительного слоя.

д) Наблюдения по таблице «Клеточные изменения перед опадением листьев».

е)  (в презентации идет кадр 22) Укажем и на другие осенние явления: образование  плодов  и семян, запасание питательных  веществ  у  многолетних  растений, окончательное формирование почек.

4. Закрепление:

- А сейчас мы попробуем выделить признаки научного стиля, с помощью которого мы строили свой рассказ об осенних явлениях в жизни растений.

- Давайте вернемся к кадру 20. Какое обобщающее слово можно подобрать к выделенным словам? (Научные термины). Когда мы даем определение листопада, то упоминаем о естественном отделении листьев от стeбля? А какое еще может быть отделение?  (Однозначность терминов)

- Давайте еще раз посмотрим кадры 18 и 19. Какие приемы подачи материала помогли в объяснении материала (Использование схем и таблиц). При составлении отчета об экскурсии я советовала вам избегать таких речевых оборотов: «Стоял теплый осенний денек, и мы всем классом вышли на экскурсию… Во время экскурсии настроение у меня было прекрасное, я увидел…» (Отвлеченность, строгая логичность, нейтральная и книжная лексика, объективность и некоторая сухость изложения).

5. Промежуточное подведение итогов:

- Обратим наше внимание на кадр 23 и теоретический материал ваших учебных карточек. Где же мы используем научный стиль? В научных статьях, обзорах, монографиях, учебниках, рецензиях,  на лекциях и т.д.

Рассказ с элементами беседы при использовании материалов экскурсии  «Осенние явления в жизни растений».

4. Пpaктическая часть урока (10 мин.).

Выполнение учащимися заданий на учебной карточке. Учитель словесности:

- А чтобы урок не показался вам далеким от жизни, переверните учебную карточку и в оставшееся время выполните пpaктические задания как по словесности, так и по биологии.

Фоном идет магнитофонная запись декламаций известных стихотворений об осени. Краткие комментарии учителей.

Самостоятельная работа учащихся. Примерные ответы учащихся на творческие задания см. в приложении 3.

6. Заключение (5 мин.).

1. Повторение и обобщение учебного материала. Обсуждение результатов работы. Учитель биологии:

- Чему же вы научились сегодня на уроке? Различать художественный и научный стили речи.

Учитель словесности:

- Но помните: мир сложен и многогранен. Не следует думать, что ученый использует в своей речи только термины, а эстет – исключительно сравнения, метафоры и эпитеты. Вот и сегодня учитель биологии, как вы могли заметить, не раз прибегал к образности и выразительности, а учитель словесности – к научной терминологии. Если бы мы, два учителя, были столь противоположны в своих речевых высказываниях, мы бы никогда не смогли договориться и провести общий урок.

2. Выводы о работе учащихся на уроке. Учитель биологии:

- Сегодня на уроке потрудились…

3. Домашнее задание: 1 вариант – заготовить стихотворные цитаты для описания осенней картины художника; 2 вариант – заготовить научные термины и выражения для описания одной из осенних иллюстраций учебника биологии.

4. Организация перемены: старшеклассники на гитаре исполняют популярные эстрадные композиции об осени: песню группы «ДДТ» - «Что такое осень?» и песню иеромонаха Романа –  «Радость моя» (тексты песен см. в приложении 4). 

Беседа.

 



Комментарии:

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

01 04 2025 12:25:37

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

31 03 2025 13:41:23

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

30 03 2025 5:15:17

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

29 03 2025 20:59:51

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

28 03 2025 8:22:13

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

27 03 2025 17:38:53

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

26 03 2025 13:40:53

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

25 03 2025 14:23:43

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

24 03 2025 9:20:34

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Выделительная система человека. Строение и функции почек Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....

23 03 2025 9:40:46

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

22 03 2025 7:25:23

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

21 03 2025 0:18:38

Открытый урок по теме: "Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")


    Открытый урок по теме: "Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса. ...

20 03 2025 15:42:42

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

19 03 2025 12:46:30

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

18 03 2025 2:39:42

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

17 03 2025 4:17:34

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

16 03 2025 7:55:44

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

15 03 2025 3:38:28

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

14 03 2025 19:53:28

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

13 03 2025 20:50:52

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

12 03 2025 9:38:22

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах


    Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

      Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

11 03 2025 17:46:35

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

10 03 2025 2:25:11

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

09 03 2025 9:54:40

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

      Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

08 03 2025 0:23:51

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

07 03 2025 18:33:52

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

06 03 2025 18:25:58

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

05 03 2025 7:48:53

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

04 03 2025 6:55:30

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

03 03 2025 9:53:34

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"


    Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

02 03 2025 2:38:50

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

      Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

01 03 2025 3:29:50

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

28 02 2025 15:19:11

Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)


    Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)

      Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...

27 02 2025 5:52:49

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

26 02 2025 10:32:55

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

25 02 2025 22:51:52

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

24 02 2025 2:53:44

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

23 02 2025 1:34:50

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

22 02 2025 19:31:53

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

21 02 2025 6:50:51

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"


    Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

      Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

20 02 2025 3:52:45

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

19 02 2025 6:34:11

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

18 02 2025 0:48:54

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

17 02 2025 19:36:33

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

16 02 2025 3:26:22

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

15 02 2025 9:10:26

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

14 02 2025 6:51:55

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

13 02 2025 0:24:13

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

12 02 2025 9:37:52

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

11 02 2025 23:56:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::