Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"
Цель урока: получение эмоционального заряда для претворения творческих дерзаний в науке, литературе, искусстве.
Тип урока: бинарный урок-обобщение.
Задачи урока:
1. Образовательные задачи:
- актуализировать знания учащихся об основных стилях русского языка;
- выявить особенности художественного и научного стилей;
- сформулировать определение листопада, выяснить значение листопада в жизни растений, рассказать о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом.
2. Развивающие задачи:
- продолжить формирование художественной и научной картин мира;
- продолжить формирование умений и навыков наблюдать и делать выводы;
- продолжить работу над развитием индивидуальных особенностей обучающихся при выполнении творческих заданий.
3. Воспитательные задачи:
- продолжить воспитание бережного отношения к природе, к человеку как части природы;
- продолжить воспитание толерантности по отношению к представителям художественной и научной сфер жизни.
Оборудование и оформление урока:
- на доске прописана тема урока, вокруг темы из осенних листьев сымитирован листопад (сам кабинет также украшен гирляндами из осенних листьев), висят «осенние», т.е. на фоне осенней природы, портреты А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, а также репродукции знаменитых пейзажных полотен И.И. Левитана, на закрытой части доски нарисована неполная схема «Стили речи»;
- на стенде помещены детские творческие работы (рисунки листьев и стихотворения на тему «Листопад») ;
- к костюмам учителей и ребят приколоты сложенные в цветок осенние листочки;
- в руках у учителя словесности букет из осенних листьев;
- учитель биологии предстает перед школьниками в неожиданном амплуа, исполняя на фортепиано отрывок «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»;
- каждый ученик на парте имеет учебную (рабочую) карточку, одна сторона которой представляет собой теоретическую часть урока, другая – пpaктическую (см. материал приложения 1) ;
- мультимедийное оборудование с готовой учебной презентацией (см. кадры приложения 2) ;
- магнитофонная запись стихотворений русских поэтов об осени с музыкальным сопровождением;
- гитара.
Ход урока
Этап урока и его хронометраж |
Содержание материала |
Методические приемы |
---|---|---|
1. Организационный момент, мотивация активности учащихся (5 мин.). |
1. Учитель биологии исполняет отрывок «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года». В этот момент учитель словесности читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень», в то же время проходя по рядам и раздавая детям, как маленькие подарки, осенние листочки, тем самым создавая очень доброжелательную и теплую атмосферу на уроке: Унылая пора! Очей очарованье! 2. (в презентации идет кадр 1) Учитель биологии оставляет фортепиано и начинает рассказывать ребятам о том, как у двух учителей школы рождался замысел столь необычного урока. Он объявляет тему урока, показывая при слове «поэта» на учителя словесности, а при слове «ученого» - на себя. 3. Учитель словесности подхватывает ход мысли учителя биологии. Он проясняет задачи урока: - На уроке мы должны решить следующие задачи:
|
Используются приемы интриги для создания положительного настроя учащихся. |
2. Основная часть урока: «Осень глазами поэта» (10 мин.). |
1. Вступительное слово: - (в презентации идут кадры 2 – 4) Для начала попытаемся понять, а что такое стиль. Согласитесь: есть стиль в одежде, есть архитектурный стиль, музыкальный и т.д. Но о чем говорим мы, употрeбляя термин «стиль речи»? 2. Актуализация сведений: - (в презентации идут кадры 5 – 8) Давайте вспомним, сколько стилей речи в русском языке. Покажите пальчиками. Теперь посмотрите на доску (учитель открывает ранее закрытую часть доски) и на экран. Вам предлагается схема стилей речи, но она, как вы видите, далеко не полная. Кто дорисует ее?.. - А пока идет работа, выясним, что мы уже знаем о стилях речи. Задание: представьте себе, что скоро в классе состоится праздник «Осенний бал». Вам нужно: А) составить объявление; Б) рассказать родителям. Какими стилями речи вы воспользуетесь? Еще задание: прочитайте два текста. К каким стилям они относятся? 1) Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и желтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными. - Посмотрим, что получилось со схемой. (обращаясь к классу) Все правильно?.. 3. Введение нового материала: - (в презентации идут кадры 9 – 14) Ребята, стили речи отличаются друг от друга набором признаков. Эти признаки хорошо определяются по вопросам:
- Прежде чем для разбора мы возьмем два обозначенных в задачах урока стиля, я хочу узнать, хорошо ли вы отличаете стили речи на слух. Послушаем диалог (2 ученика разыгрывают сценку «Разговор по телефону»): - Привет, Диана! Сегодня такая хорошая погода! Просто чудесная! Я сейчас гуляю по лесу. Здесь так красиво, листопад в самом разгаре. Хожу по земле, как по золотому ковру. - Здравствуй, Саша! А я вот дома сижу, болею. Тебе нравится осень, а мне нисколько. Льют беспрерывные дожди. Что тут может быть хорошего? Дуют сильные ветры. Из-за них я и простудилась. - Ты что такое говоришь? Осень – это прекрасное время года. Ее А.С. Пушкин любил и много произведений ей посвятил. - Давай лучше каждый останется при своем мнении. - Подскажите нам, а какой это был стиль речи. Действительно, налицо следующие признаки разговорного стиля: они есть и на экране, и на вашей учебной карточке. Возьмите ее в руки и найдите теоретическую часть… - Идем дальше. Думаю, для вас не секрет, что любимое время года для А.С. Пушкина была осень. Но особенно полюбил осень поэт в Болдине – своем имении. Послушаем короткий доклад на эту тему (ученик, надев очки и подражая видному пушкинисту, убедительно и эмоционально читает доклад): «Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведенную Пушкиным в имении Болдине Нижегородской губернии и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь. Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнева, вернувшись в Москву: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий… около 30 мелких стихотворений… Написал я прозою 5 повестей…» Не назвал поэт еще «Сказку о попе и о работнике его Балде», неоконченные «Сказку о медведихе» и «Историю села Горюхина», а также критические статьи. - Если беседа по телефону – это яркий образец разговорного стиля речи, то к какому стилю можно отнести данный доклад?.. И вот признаки публицистического стиля (они все дублируются на экране и на вашей учебной карточке). 4. Закрепление. - (в презентации идут кадры 15 – 17) Ну а сейчас выступит… Он прочтет стихотворение, которое сам и объявит (ученик наизусть декламирует стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»): Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... - Какой же это стиль?.. Обратите внимание на такие признаки художественного стиля (смотрим на экран и на учебную карточку). Но самой очевидной приметой художественного стиля, безусловно, можно по праву считать сравнения, метафоры и эпитеты. - Вернемся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Где в нем спрятались эти самые сравнения, метафоры и эпитеты?.. (настройка презентационного кадра контролирует ответы ребят) Подскажите, а почему это некоторые стихотворные строчки получились очень большими? 5. Промежуточное подведение итогов: - Итак, о чем же мы говорили с вами все это время? О стилях… А более конкретно? О художественном стиле. Что позволительно в художественном стиле и недопустимо, например, в научном? Образность, выразительность. - У меня все, я передаю слово своему коллеге. |
Беседа с элементами рассказа о стилях русского языка и их особенностях, выполнение индивидуальных заданий учащимися (спонтанных и заранее подготовленных). |
3. Основная часть урока: «Осень глазами ученого» (10 мин.). |
1. Вступительное слово: - (в презентации идет кадр 18) Что такое художественное слово, (я ничуть не сомневаюсь) вам стало понятно. А чем же занимается такая наука, как биология?.. Какие ее разделы вы можете вспомнить?.. 2. Актуализация сведений: - На прошлом уроке мы совершили экскурсию на пришкольный участок – в нашу маленькую экосистему. Мы наблюдали с вами явления, происходящие осенью в природе, и особенно в жизни растений. Какие компоненты образуют любую экосистему? (в презентации идет кадр 19) Какие изменения происходят осенью в неживой природе? Что происходит в мире растений? При ответах можно воспользоваться вашими отчетами и заметками, которые были сделаны на экскурсии. 3. Введение нового материала: - Обратимся к непосредственному анализу осенних явлений в жизни растений: а) (в презентации идет кадр 20) Кто попытается дать определение термину «листопад»… Листопад – это естественное отделение листьев от стeбля при их отмирании. б) Каково значение листопада?.. Пpeдoxpaнение растения от потери влаги и пpeдoxpaнение от обламывания ветвей под тяжестью снега. в) Какое еще явление, близкое к листопаду, может наблюдаться осенью? Веткопад. г) Листопаду предшествуют сложные процессы, происходящие в листьях (в презентации идет кадр 21). Старение листьев хаpaктеризуется разрушением хлорофилла, снижением активности жизненных процессов, преобладанием в обмене веществ процессов распада, накоплением ненужных и вредных веществ, менее активным питанием и дыханием, отсутствием роста и размножения, формированием отделительного слоя. д) Наблюдения по таблице «Клеточные изменения перед опадением листьев». е) (в презентации идет кадр 22) Укажем и на другие осенние явления: образование плодов и семян, запасание питательных веществ у многолетних растений, окончательное формирование почек. 4. Закрепление: - А сейчас мы попробуем выделить признаки научного стиля, с помощью которого мы строили свой рассказ об осенних явлениях в жизни растений. - Давайте вернемся к кадру 20. Какое обобщающее слово можно подобрать к выделенным словам? (Научные термины). Когда мы даем определение листопада, то упоминаем о естественном отделении листьев от стeбля? А какое еще может быть отделение? (Однозначность терминов) - Давайте еще раз посмотрим кадры 18 и 19. Какие приемы подачи материала помогли в объяснении материала (Использование схем и таблиц). При составлении отчета об экскурсии я советовала вам избегать таких речевых оборотов: «Стоял теплый осенний денек, и мы всем классом вышли на экскурсию… Во время экскурсии настроение у меня было прекрасное, я увидел…» (Отвлеченность, строгая логичность, нейтральная и книжная лексика, объективность и некоторая сухость изложения). 5. Промежуточное подведение итогов: - Обратим наше внимание на кадр 23 и теоретический материал ваших учебных карточек. Где же мы используем научный стиль? В научных статьях, обзорах, монографиях, учебниках, рецензиях, на лекциях и т.д. |
Рассказ с элементами беседы при использовании материалов экскурсии «Осенние явления в жизни растений». |
4. Пpaктическая часть урока (10 мин.). |
Выполнение учащимися заданий на учебной карточке. Учитель словесности: - А чтобы урок не показался вам далеким от жизни, переверните учебную карточку и в оставшееся время выполните пpaктические задания как по словесности, так и по биологии. Фоном идет магнитофонная запись декламаций известных стихотворений об осени. Краткие комментарии учителей. |
Самостоятельная работа учащихся. Примерные ответы учащихся на творческие задания см. в приложении 3. |
6. Заключение (5 мин.). |
1. Повторение и обобщение учебного материала. Обсуждение результатов работы. Учитель биологии: - Чему же вы научились сегодня на уроке? Различать художественный и научный стили речи. Учитель словесности: - Но помните: мир сложен и многогранен. Не следует думать, что ученый использует в своей речи только термины, а эстет – исключительно сравнения, метафоры и эпитеты. Вот и сегодня учитель биологии, как вы могли заметить, не раз прибегал к образности и выразительности, а учитель словесности – к научной терминологии. Если бы мы, два учителя, были столь противоположны в своих речевых высказываниях, мы бы никогда не смогли договориться и провести общий урок. 2. Выводы о работе учащихся на уроке. Учитель биологии: - Сегодня на уроке потрудились… 3. Домашнее задание: 1 вариант – заготовить стихотворные цитаты для описания осенней картины художника; 2 вариант – заготовить научные термины и выражения для описания одной из осенних иллюстраций учебника биологии. 4. Организация перемены: старшеклассники на гитаре исполняют популярные эстрадные композиции об осени: песню группы «ДДТ» - «Что такое осень?» и песню иеромонаха Романа – «Радость моя» (тексты песен см. в приложении 4 ). |
Беседа. |
Комментарии:
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
18 03 2024 14:21:25
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
17 03 2024 23:56:56
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...
16 03 2024 16:24:36
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
15 03 2024 21:50:42
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
14 03 2024 14:55:20
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
13 03 2024 21:17:12
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
12 03 2024 18:55:54
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
11 03 2024 22:13:22
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
10 03 2024 23:52:32
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
09 03 2024 11:18:17
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
08 03 2024 22:10:22
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
07 03 2024 0:58:56
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
06 03 2024 4:14:23
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
05 03 2024 15:22:48
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
04 03 2024 4:37:40
Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...
03 03 2024 9:58:30
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
02 03 2024 16:42:15
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
01 03 2024 17:24:19
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...
29 02 2024 17:15:47
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...
28 02 2024 10:23:59
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...
27 02 2024 23:50:51
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
26 02 2024 5:20:35
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
25 02 2024 6:43:38
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
24 02 2024 7:48:16
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...
23 02 2024 22:29:56
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
22 02 2024 1:24:17
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...
21 02 2024 5:50:32
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
20 02 2024 3:22:42
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
19 02 2024 8:52:45
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
18 02 2024 12:22:47
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
17 02 2024 6:37:40
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...
16 02 2024 10:53:33
В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...
15 02 2024 12:47:56
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...
14 02 2024 13:14:48
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
13 02 2024 12:23:33
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
12 02 2024 0:34:21
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
11 02 2024 18:24:47
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
10 02 2024 1:39:40
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...
09 02 2024 14:23:44
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
08 02 2024 11:37:59
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
07 02 2024 5:36:42
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
06 02 2024 15:39:24
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
05 02 2024 9:40:39
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
04 02 2024 15:23:38
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
03 02 2024 21:45:56
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
02 02 2024 7:17:22
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
01 02 2024 10:44:18
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
31 01 2024 8:58:17
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
30 01 2024 9:32:29
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
29 01 2024 4:10:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::