Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс
Цель: расширить знания о строении эукариотической клетки растений и животных.
Задачи:
- Развивающие:
- уметь выявлять особенности растительной клетки по сравнению с животной клеткой;
- уметь делать выводы о морфологических особенностях , о единстве строения и происхождения клетки.
- Образовательные:
- показать многообразие форм клеток;
- рассмотреть строение растительной и животной клеток под микроскопом.
- Воспитательные: воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование: микроскоп, набор предметных и покровных стекол, препаровальные иглы, пинцеты , пипетки, пузырек с чистой водой, пузырек со слабым раствором йода. ), луковица, готовый микропрепарат «Кожица лука», готовые микропрепараты костной и мышечной ткани, мазки крови лягушки и человека.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
– Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения.
Клетка – жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетки перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, пeтyx и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Вопросы:
– Из каких структур состоят организмы растений
и животных? (Из клеток).
– Как называется наука изучающая клетку? (Цитология)
– Сегодня мы познакомимся с особенностями
строения клеток растений и животных.
2. Изучение нового материала
Теоретическое введение
Для знакомства с клетками и изучения их
строения используют увеличительные приборы –
микроскоп и различные лупы. С предыдущих занятий
обучающиеся 6 класса имеют представление об
увеличительных приборах. Они знают, что под лупой
можно рассматривать части растений
непосредственно, без всякой обработки. Чтобы
рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно
приготовить временный или воспользоваться
готовым микропрепаратом.
Для приготовления временного микропрепарата
объект помещают на предметное стекло. Для лучшей
видимости и сохранности его кладут в каплю воды и
покрывают сверху очень тонким покровным стеклом.
Такой препарат называют временным, после работы
его можно смыть со стекла. Но можно сделать и
постоянный препарат, который будет служить
многие годы. Постоянные микропрепараты
изготавливают в специальных лабораториях. Для
этого объект заключают не в воду, а в специальное
прозрачное смолистое вещество, которое быстро
затвердевает, прочно склеивая предметное и
покровное стёкла. Для лучшей различимости
деталей строения объекта микропрепараты
окрашивают специальными красителями. Так
получают постоянные окрашенные микропрепараты.
Микроскоп же позволяет рассматривать и изучать
объекты при большом увеличении. Убедимся в этом в
ходе лабораторной работы
Постоянный микропрепарат «Кожица лука» окрашен
сиреневым красителем. Кожица, покрывающая чешую
лука, состоит из одного слоя клеток, плотно
прилегающих друг к другу. Клетки имеют вытянутую
или многоугольную форму, покрыты тонкой
оболочкой с порами. Ядро обычно находится в
середине клетки. Оно окрашено в лиловый цвет. В
ядре видны одно-два тёмных ядрышка. Цитоплазма
тонким слоем примыкает к оболочке. Иногда в
клетке видны вакуоли, заполненные клеточным
соком.
Правила работы с микроскопом:
- Поставьте микроскоп штативов к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
- В отверстие предметного столика направьте свет.
- Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
- Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1см от предметного стекла.
- Поместите на предметный столик микропрепарат так, что бы изучаемый объект находился под объективом и зафиксируйте его клеммами.
- Глядя на объектив сбоку, вращайте макровинт до тех пор, пока объектив не окажется на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить микропрепарат.
- Глядя в окуляр (в окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой глаз), поднимайте тубус очень медленно, вращая макровинт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта.
- Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 4, 5, 6, 7.
3. Лабораторная работа
1) Приготовление препарата кожицы лука.
Из чешуйки лука снять пинцетом часть эпидермиса и положить в каплю окрашенной воды на предметное стекло. Расправить препарат иглой и накрыть покровным стеклом. Рассмотреть приготовленный препарат, зарисовать.
Вопрос: Какие клеточные структуры вы наблюдали?
2) Приготовление препарата среза клубня картофеля
Со среза картофеля соскоблить препаровальной иглой немного мякоти. Поместить ее на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода. Накрыть покровным стеклом. Найти зерна запасного крахмала, зарисоватьих.
Вопрос: Каково значение клеточных включений в жизни организма?
3) Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов костной и мышечной ткани, мазка крови человека и лягушки. Сравнить эритроциты лягушки и человека, зарисовать.
Гладкая мышечная ткань.
Кровь человека |
Кровь лягушки |
4. Вывод:
Клетка является универсальной ячейкой жизни .
Признаки | Растения | Животные |
Клеточная стенка | + целлюлоза | – |
Пластиды | + | – |
Вакуоли | + | – |
Запасное вещество | крахмал | гликоген |
5. Закрепление
Выбрать один правильный ответ.
1. Как называются бесцветные пластиды?
А) хлоропласты
Б) лейкопласты
В) рибосомы
Г) хромопласты
2. Какая часть клетки несет в себе наследственную информацию?
А) клеточная оболочка
Б) вакуоль
В) ядро
Г) цитоплазма
3. Как называется часть клетки, придающая ей форму и защищающая ее содержимое?
А) цитоплазма
Б) вакуоль
В) ядерная оболочка
Г) клеточная оболочка
6. Рефлексия
– Что мы сегодня узнали?
– Чему научились?
Комментарии:
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...
22 04 2024 23:43:42
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
21 04 2024 13:39:26
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
20 04 2024 0:51:44
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
19 04 2024 4:33:42
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
18 04 2024 6:14:42
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
17 04 2024 0:46:30
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
16 04 2024 9:55:47
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
15 04 2024 11:30:44
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
14 04 2024 9:13:21
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
13 04 2024 23:10:14
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...
12 04 2024 16:28:19
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....
11 04 2024 17:53:54
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
10 04 2024 7:25:41
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...
09 04 2024 17:15:57
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
08 04 2024 13:33:12
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
07 04 2024 10:57:21
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...
06 04 2024 0:40:25
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
05 04 2024 3:16:28
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
04 04 2024 13:10:55
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
03 04 2024 8:37:32
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
02 04 2024 16:29:52
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
01 04 2024 18:58:50
Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
31 03 2024 6:10:27
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
30 03 2024 12:44:36
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...
29 03 2024 13:24:16
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...
28 03 2024 20:46:37
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
27 03 2024 20:55:29
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
26 03 2024 22:26:49
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
25 03 2024 20:19:59
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...
24 03 2024 8:43:47
Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
23 03 2024 4:54:36
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...
22 03 2024 4:16:46
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...
21 03 2024 12:11:23
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
20 03 2024 17:29:10
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
19 03 2024 8:26:44
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....
18 03 2024 5:32:38
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
17 03 2024 19:35:43
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
16 03 2024 7:44:36
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
15 03 2024 9:38:36
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
14 03 2024 7:44:42
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
13 03 2024 17:50:17
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
12 03 2024 14:52:21
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
11 03 2024 19:11:14
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
10 03 2024 22:48:47
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
09 03 2024 14:30:17
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
08 03 2024 21:40:50
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...
07 03 2024 21:49:39
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
06 03 2024 3:30:46
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
05 03 2024 22:48:26
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
04 03 2024 18:25:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::