Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"
Задачи урока:
— опираясь на знания о тканях формировать анатомно-физиологические понятия о тканях человека;
— применяя сравнение, анализ различных видов тканей развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности;
— совершенствовать навыки быстрой и оперативной работы с увеличительными приборами, с учебником, взаимопомощь, аккуратность.
Оборудование: таблица «Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная)»; микроскоп и микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечных тканей.
Методы: фронтальная беседа, частично − поисковый демонстрационный метод, метод самостоятельной работы с учебником. Фронтальная проверка знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. С помощью наводящих вопросов подвожу к определению тканей:
1. Какие клетки мы изучали в курсе ботаники и зоологии?
Ожидаемый ответ: В курсе ботаники изучали растительные клетки. Группа клеток, сходные по строению и выполняемой функцией, называют тканью. В курсе зоологии мы изучали животную клетку и различные виды тканей.
2. Какие виды растительной ткани вы знаете?
(Покровные, механические, основные, проводящие, образовательные).
3. Какие виды тканей животных вы знаете?
(Покровная ткань — кожа, нервная ткань). Ученики затрудняются с ответом, вопрос остается открытым.
Учитель: На этот вопрос мы будем отвечать в течение нашей необычной экспедиции. Человек, как и все живое, состоит из клеток, т.е. в состав человеческого организма входит сто триллиона клеток. Эти клетки образуют различные типы тканей в организме человека. Цель нашего урока изучить строение, функции тканей и расположение их в организме.
На каждой парте у вас имеется инструктивная карточка для выполнения пpaктической работы.
Итак, объект. Эпителиальная ткань.
Инструктивная карточка №1.
Оборудование: микропрепарат: эпителиальная ткань — однослойный эпителий.
Порядок работы.
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Установите микропрепарат: « однослойный эпителий».
3. Рассмотрите препарат. Установите, как располагаются клетки?
Ожидаемый ответ, которому приводит учитель: Клетки располагаются близко друг к другу в один или несколько рядов, межклеточное вещество незначительно, может слущиваться и заменяться новыми.
4. Сделать схематический рисунок и сравнить с рисунком 13 в учебнике [1] на стр.34.
5. Где в организме встречается такая ткань и каковы ее функции?
Ожидаемый ответ: Функции: покров, защита, обмен веществ.
К эпителиальным тканям относятся наружная поверхность кожи, слизистая оболочка рта, дыхательные пути — внутренняя поверхность, железистая ткань, выpaбатывающая секрет, потовые железы, слюнные железы, поджелудочная железа и т.д.
Объект №2.
Соединительная ткань.
Рассматриваются микропрепараты: кровь человека, гиалиновый хрящ, клетки кости.
Инструктивная карточка №2.
1. Установите микропрепарат — кровь человека.
2. Найдите эритроциты (красные кровяные клетки)− межклеточное вещество — плазма.
3. Рассмотрите гиалиновый хрящ.
4. Найдите межклеточное вещество и клетки.
5. Рассмотрите клетки кости. Найдите клетки, межклеточное вещество.
Сделать схематичный рисунок и сравнить с рисунком 14 в учебнике на стр.35.
Вопрос. Что общего в строении всех этих разновидностей соединительной ткани?
Ответ должен быть таким: Клетки располагаются относительно далеко друг от друга, развито межклеточное вещество.
Учитель: Межклеточное вещество определяет свойства тканей. Если оно жидкое — это кровь, если твердое — кость; прочное, эластичное — хрящ.
Попробуйте собрать кожу на предплечье в складку и опустить ее. Что наблюдаем? Ответ: Кожа собирается и расправляется.
Учитель: Так как в состав кожи также кроме эпителиальной ткани входит рыхлая соединительная ткань, от него зависит упругость кожи.
Вывод: Соединительная ткань—это кровь, кожа, хрящи, костная ткань. Свойства ткани зависит от межклеточного вещества.
Объект №3.
Мышечная ткань.
Работа с учебником, отвечаем на данные вопросы.
1. Какие разновидности мышечной ткани вы знаете?
2. Из каких клеток состоит гладкая мышечная ткань? Где встречается в организме эта ткань?
3. Из каких клеток состоит поперечно- полосатая мышечная ткань?
4. Чем отличается работа поперечно-полосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани?
5. В чем особенность сердечной мышечной ткани? (рис. 15 мышечной ткани [1]).
А теперь послушаем доклад о гладких мышцах в организме, об их роли (сужении, расширении зрачка, распределение крови в организме, в изменении просвета дыхательных путей, и пищеварительного тpaкта [3]).
Учитель: Ну, вот мы, ребята, познакомились с тремя видами ткани:
1. Эпителиальная ткань. Клетки располагаются плотно друг к другу, межклеточное вещество не развито. Они выполняют роль барьера, защиты и секреторные функции. Соответственно встречаются в организме: это поверхность кожи, слизистая оболочка внутренних органов, слюнные железы, потовые.
2. Соединительная ткань. Клетки располагаются относительно далеко друг от друга, свойства ткани зависит от межклеточного вещества. Если межклеточное вещество жидкое — это кровь, если рыхло-волокнистое — кожа, твердое — кость. Соответственно функции — опора, защита, трaнcпорт веществ.
3. Мышечная ткань. В основе ее — мышечное волокно. Клетки могут быть веретеновидные с одним ядром, это гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, пищевод, кровеносные сосуды, кишечник).
— Поперечно − полосатые, многоядерные образуют мышцы тела. О них будем говорить еще при изучении мышц тела человека.
— Сердечная поперечно-полосатая ткань.
Мы сегодня не говорили о нервной ткани, но о нем поговорим на следующем уроке.
А теперь я хочу вам дать возможность проверить, как же вы усвоили сегодняшний материал. И так, соотнесите ткани под цифрами 1, 2, 3 и особенности строения под заглавными буквами А, Б, В и функции под буквами а, б, в.
Закрепление.
Соотнесите ткани, особенности строения тканей и функции.
I. Ткани:
1) Эпителиальная;
2) Соединительная;
3) Мышечная.
II. Особенности строения:
А) Имеются три разновидности ткани, основная особенность которых способность сокращаться.
Б) Клетки лежат рыхло: межклеточное вещество развито хорошо.
В) Клетки лежат плотно друг к другу в один или в несколько рядов, способны к быстрой регенирации.
III. Функции тканей.
а) Двигательная.
б) Защитная, секреторная.
в) Опора, защита, трaнcпортная.
Домашнее задание.§8(читать до раздела «Нервная ткань»). Ответить на вопросы с 1по 5.
Литература:
- Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». Учебник. 8 кл. . − М.: Дрофа, 2002.
- Г. М. Муртазин « Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989.
- Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983.
Комментарии:
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
31 05 2025 4:47:13
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
30 05 2025 8:42:19
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
29 05 2025 2:57:45
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
28 05 2025 7:50:37

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
27 05 2025 1:28:45
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
26 05 2025 8:31:47
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
25 05 2025 10:57:29
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
24 05 2025 1:45:10
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
23 05 2025 0:26:43
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
22 05 2025 22:41:47
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
21 05 2025 18:14:34
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
20 05 2025 13:46:18

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
19 05 2025 6:28:43
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
18 05 2025 22:29:12
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
17 05 2025 11:39:26
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
16 05 2025 5:39:10

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
15 05 2025 14:31:46
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
14 05 2025 12:49:21

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
13 05 2025 6:18:25
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
12 05 2025 3:41:28
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
11 05 2025 13:21:15
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
10 05 2025 1:58:22
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
09 05 2025 11:51:18
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
08 05 2025 5:56:59
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
07 05 2025 11:50:21
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
06 05 2025 21:42:38
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
05 05 2025 0:33:44
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
04 05 2025 0:47:26

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
03 05 2025 3:12:27
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
02 05 2025 15:42:23
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.
...
01 05 2025 14:18:48
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
30 04 2025 16:37:52
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
29 04 2025 15:59:27
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
28 04 2025 8:52:52
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
27 04 2025 14:19:29
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
26 04 2025 6:51:50
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
25 04 2025 17:43:11
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
24 04 2025 13:46:44
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
23 04 2025 3:40:55
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
22 04 2025 2:54:24
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
21 04 2025 15:13:49
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
20 04 2025 23:13:25
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
19 04 2025 17:51:43

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
18 04 2025 8:33:44
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
17 04 2025 22:48:46
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
16 04 2025 14:16:53
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
15 04 2025 4:50:57
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
14 04 2025 7:18:28
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
13 04 2025 10:39:57
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
12 04 2025 7:42:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::