Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

“Dum spiro, spero”
“Пока дышу, надеюсь”

Овидий

Целеполагания учителя

Целеполагания ученика:

Образовательные
  • Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию этапов дыхания, сущности газообмена в лёгких и тканях.
  • Обеспечить формирование понятий взаимосвязи строения и функций дыхательной и кровеносной систем.
  • Помочь учащимся осознать интеграцию биологических и физических знаний для понимания единства мира, процессов, происходящих в живой природе.
Знать:
  • особенности строения и функции органов дыхания;
  • этапы дыхания, сущность дыхания;
  • механизмы газообмена в легких и тканях;
  • состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Развивающие:
  • Обеспечить развитие умений ставить цель и планировать учебную деятельность.
  • Создать условия для развития умений проводить сравнение, анализировать обобщать, делать выводы.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
Уметь:
  • планировать свою учебную деятельность;
  • самостоятельно работать с различны-ми материалами;
  • делать выводы, обобщать;
  • анализировать факты, сравнивать;
  • выделять необходимую информацию.
Воспитательные:
  • Развивать, совершенствовать коммуни-кативные способности учащихся.
  • Расширять кругозор школьников, форми-ровать интерес к предмету.
  • Обеспечить политехнизм обучения.

Оборудования и материалы:

Прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

Слайды для просмотра на фильмопроекторе “Дыхание в горах”, “Дыхание над водой”.Презентация.

Фильмопроектор, кодопроектор, кодотранспаранты “Газообмен в легких и тканях”, “Перенос газов кровью”, ”Дыхание в горах и над водой”.

Дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля.

Базовые понятия и термины:

  • альвеолы
  • газообмен
  • диффузия
  • парциальное давление
  • кессоновая болезнь
  • гемоглобин
  • оксигемоглобин
  • карбогемоглобин
  • гипоксия
  • тканевое дыхание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Здравствуйте. Поприветствуйте присутствующих и друг друга!

На прошлом уроке мы изучили тему “Значение дыхания, Органы дыхательной системы”.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

  • Аргументируйте высказывание Гиппократа “Воздух-это пастбище жизни”.
  • Как происходит голосообразование? Продемонстрируйте образование звуков

Слайд 1

2. Письменная работа по вариантам. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).

Приложение 1

Слайд 2

3. Обсуждение устных ответов.

Слайд 3

III. Изучение нового материала

Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”.

Тема урока “Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Диффузия в жидкостях и газах.”

Так как все процессы в живых организмах подчинены физическим законам, урок интегрированный. Биология – физика.

Слайд 4, 5

Цель урока:

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока? (Целеполагание определяют учащиеся. Конкретизация целей и задач.)

Учитель биологии: Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. С целью изучения особенностей строения и функций легких проведем самостоятельную с учебником.

Самостоятельная работа с учебником по вариантам. Прочитайте в учебнике статью о строении легких п.24, стр. 103, 104, выделите:

Слайд 6

I в. – “Y” - знакомую информацию.

II в. – “t” - новую информацию

III в. – “?” - хочу спросить

Слайд 7

После выполнения идет обсуждение

Учитель биологии: Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов. Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

 

О2

N

2

Инертные газы

Водяной пар

Вдыхаемый воздух

21%

79%

0,03%

Небольшое кол-во

Небольшое кол-во

Выдыхаемый воздух

16%

79%

4%

Небольшое кол-во

Увеличенное кол-во

Слайд 8

Вывод: в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа на 4% и водяных паров. Используется 5% кислорода.

Подтвердить результаты сравнения сможем, выполнив лабораторную работу (стр.105)

Лабораторная работа.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Слайд 9

Цель: исследовать состав выдыхаемого воздуха.

Оборудование: прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, известковая вода.

Вывод: известковая вода под действием углекислого газа выдыхаемого воздуха мутнеет и образуется осадок.

Слайд 10

Таким образом, в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа.

Учитель биологии: У человека дыхание осуществляется благодаря последовательности процессов:

Сегодня мы рассмотрим легочное и тканевое дыхание.

Мы убедились, что количество кислорода уменьшается, а углекислого газа увеличивается, кислород из воздуха, находящегося в альвеолах, переходит в кровь, а углекислота покидает кровь и переходит в альвеолярный воздух.

Почему это происходит? Как это происходит?

Чтобы объяснить этот процесс, мы должны обратиться к физике, потому что переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется физическим законам.

Учитель физики: Парциальное давление. Газообмен в легких и тканях.

Приложение 2

Хорошо известно, что воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие инертные газы. Вся эта воздушная масса давит на нас с силой 760 мм рт.ст. В этой смеси каждый газ имеет свое независимое давление. Такое давление называют парциальным (от латинского “парц” - часть и обозначается символом Р). Парциальное давление каждого газа воздуха легко подсчитать. Например, кислород составляет на любой высоте 20,9% воздуха, а его парциальное давление на уровне моря при барометрическом давлении 760 мм рт.ст. будет равно: Р (О2) = (760 х 20,9): 100 = 159 мм рт.ст.; аналогичным образом рассчитывается давление других газов:

P(N2) = 600,8 мм рт.ст. Р(СО2) = 0,2 мм рт.ст.

На пленке изображена схема, демонстрирующая каскады дыхательных газов в соответствии с их парциальным давлением. Ключевыми моментами для дыхания в этом каскаде несомненно является переход газов из легких в кровь и из крови в ткани.

Стенки легочных альвеол человека состоят из однослойного плоского эпителия, покрытого слизью. Это позволяет газам легко диффундировать согласно закону диффузии. Направление и скорость этого процесса определяется парциальным давлением газа, или его напряжением.

В протекающей к капиллярам легких венозной крови напряжение кислорода составляет 40, а углекислого газа – 47 мм рт.ст.

Согласно законам физики, если над жидкостью находится смесь газов или две жидкости разделены проницаемой для газов мембраной, то газы будут диффундировать от места большего давления к месту меньшего до тех пор, пока не установится динамическое равновесие. Поскольку парциальное давление кислорода в альвеолах больше, чем в венозной крови, то кислород диффундирует из альвеолы в капилляры. Напротив, напряжение углекислого газа больше в венозной крови, чем в альвеолярном воздухе, поэтому углекислый газ диффундирует в альвеолы. Условия для газообмена в легких настолько благоприятны, что данный процесс протекает за 1 с.

Какие особенности строения капилляр и альвеол обеспечивают интенсивность газообмена?

Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин; при физической работе она доходит до 5000 мл/мин. Ее можно полностью удовлетворить, если учесть, что разности в парциальном давлении в 1мм рт.ст. достаточно, чтобы в кровь перешло 250 мл кислорода, а разность между парциальным давлением в воздухе и его напряжением в крови составляет 70 мм рт.ст. Это удовлетворяет максимальные потребности организма.

Учитель биологии: Фронтальная беседа

Слайд 11

Приложение 3

Второй этап дыхания человека – перенос газа кровью. В состоянии покоя за 1 минуту мы в среднем потребляем 250 мл кислорода и выделяем 200 мл углекислого газа. Газы, входящие в состав воздуха, очень слабо растворяются в жидкостях. Однако в крови имеется удивительное вещество – гемоглобин, которое способно химически связывать кислород и углекислый газ, а также поддерживать постоянную реакцию крови.

Кровь, поступив через легочную артерию в легкие, растекается в капиллярах по площади альвеол тонким слоем, обеспечивает газообмен. Кислород, переходя из альвеольного воздуха в кровь, вступает в непрочное соединение с гемоглобином – оксигемоглобин. В виде оксигемоглобина кислород от легких кровью переносится к тканям.

Перенос кислорода полностью осуществляется с помощью иона железа, содержащегося в гемоглобине. Одна такая молекула присоединяет четыре молекулы кислорода. При этом гемоглобин превращается в оксигемоглобин, а кровь из вишневой венозной становится алой артериальной. Эта реакция обратима. Перенос кислорода плазмой незначителен и большого значения в дыхании не имеет (в 100 мл артериальной крови растворено 3 мл свободного кислорода и 19 мл связано гемоглобином).

Перенос углекислого газа также связан с гемоглобином. Примерно около 10% газа соединяется с белком и образует непрочное химическое соединение карбогемоглобин. Остальная часть соединяется с водой и превращается в угольную кислоту. Далее кислота реагирует с ионами натрия и калия в плазме крови.

Учитель физики: Газообмен в тканях протекает по тем же физическим законам. Ткани поглощают О2 и отдают СО2. газы переходят из области большего напряжения в область меньшего напряжения, Р(О2) в тканях составляет 20 – 40 мм рт.ст, а СО2 – 60 мм рт.ст. На интенсивность газообмена влияют длина капилляров, разница напряжений, химический состав крови, скорость кровотока и т.д. Чем интенсивнее обмен в какой-либо ткани, органе или системе органов, тем больше требуется кислорода.

Умение обобщать, делать выводы

Вопрос классу.

Сделайте вывод о причинах диффузии газов в организме человека.

Вывод. Движение газов осуществляется за счет разности между парциальным давлением газов в альвеолах и давлением напряжения в крови. Движение газов идет из области высокого давления в область низкого давления. Кислорода много в альвеолах и мало в капиллярах, углекислого газа мало в альвеолах и много в капиллярах.

Учитель физики: Обязательным условием нормального дыхания является определенная концентрация кислорода в воздухе и уровень атмосферного давления. Эти показатели меняются, если человек поднимается в горы или опускается под воду.

Учащиеся выполняли опережающее задание, готовили сообщения.

Сообщение 1. Особенности дыхания в горах.

Приложение 4

Слайд 12

Приложение 5

Сообщение 2. Особенности дыхания под водой.

Приложение 6

IV. Закрепление изученного материала.

Работа в группах

  1. У здорового жителя высокогорья обнаружено повышенное содержание эритроцитов в крови. Можете ли вы объяснить причину и предположить, на како примерно высоте живет данный человек.
  2. Чемпионы по нырянию погружаются на глубину до 100 м без акваланга и возвращаются на поверхность за 4–5 минут. Почему у них не возникает кессонная болезнь?
  3. Для глубоководных погружений водолазам составляют газовые смеси, которыми они дышат. В этой смеси азот заменяется гелием. Объясните с чем связана такая замена?

Исправьте ошибки в тексте. Работа в парах.

Приложение 7

V. Первичный контроль знаний.

И так, ребята, вы узнали, что дыхание у человека осуществляется по физическим и химическим законам. Это доказывает единство органического мира, единство происхождения жизни на Земле.

Указанные процессы сгруппируйте как происходящие:

Слайд 13

Приложение 8

Взаимопроверка по ключу.

Слайд 14

VI. Домашнее задание.

§ 24. Творческое задание по выбору:

    1. Составить синквейн “газообмен”.
    2. Подготовить сообщение “Первый вдох новорожденного”.
    3. Изготовить модель грудной клетки.

Слайд 15

Источники информации

  1. Биология. 9-й класс Сборник Рефератов. Часть 2. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 544 с.
  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8-й класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 272 с.
  3. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек, 8–9-й класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А. Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005. – 416 с.
  4. Слайд – альбом “Человек и его здоровье” /Авторы-составители – В.С. Рохлов, В.И. Сивоглазов – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр Планетариум, 2003. – (Серия слайд-альбомов “Мир биологии”).


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на практике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

05 12 2021 2:56:41

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

05 12 2021 0:49:40

Семь чудес России

Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

05 12 2021 23:16:49

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

05 12 2021 22:27:53

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

05 12 2021 5:22:51

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

05 12 2021 13:22:40

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

05 12 2021 7:26:22

Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

Выпускники специальности « Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....

05 12 2021 0:15:14

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

05 12 2021 23:18:47

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

05 12 2021 17:24:17

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

Знакомство с работой К. А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

05 12 2021 21:52:56

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

Факультативный курс « Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

05 12 2021 22:55:50

Технология модульного обучения на уроках биологии

Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....

05 12 2021 8:56:15

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте " Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

05 12 2021 2:53:17

Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

05 12 2021 16:57:45

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

05 12 2021 7:33:52

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

05 12 2021 19:17:26

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

05 12 2021 20:34:15

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

05 12 2021 3:37:48

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интерактивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока " Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

05 12 2021 21:26:36

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

05 12 2021 20:45:46

"Опорные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

Основная цель занятия — формирование представлений об опорных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: « Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

05 12 2021 0:12:40

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

05 12 2021 8:57:54

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

05 12 2021 23:57:55

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

05 12 2021 21:20:43

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с неблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

05 12 2021 15:32:46

Урок-модуль "Генетика и медицина"

Тема " Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий практического характера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока " Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

05 12 2021 14:11:59

Лекарственные растения Мурманской области

Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

05 12 2021 4:39:22

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить характерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

05 12 2021 7:38:11

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

05 12 2021 15:16:15

Отряд Рукокрылые - общая характеристика и особенности строения

Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

05 12 2021 8:37:11

Урок "Происхождение человека"

Урок биологии по теме « Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н. И. Сонина « Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

05 12 2021 5:36:38

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

05 12 2021 8:59:31

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

05 12 2021 13:17:10

Методы изучения природы. Практическая работа. 5-й класс (Практическая направленность уроков биологии)

Данный урок (практическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с У М К под редакцией А. А. Плешакова и Н. И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

05 12 2021 21:48:22

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

05 12 2021 0:33:55

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

05 12 2021 22:13:37

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

05 12 2021 14:35:40

Спирогира. Особенности строения и размножения

Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

05 12 2021 11:38:46

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

05 12 2021 11:35:49

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью К И М....

05 12 2021 0:12:29

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

05 12 2021 19:32:56

Класс насекомые. Общая характеристика

При изучении общей характеристики насекомых проводится лабораторная работа " Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

05 12 2021 6:18:34

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

05 12 2021 0:29:32

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

Урок проводится в форме командного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы « Класс птицы». В результате игры выявляется команда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

05 12 2021 21:25:23

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

05 12 2021 7:58:27

Голос – уникальный дар человека

Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

05 12 2021 10:11:26

Рыбы. Общая характеристика, строение, системы органов

Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

05 12 2021 11:42:53

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

05 12 2021 14:51:58

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

05 12 2021 17:14:37

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)