Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

Воспитать положительное отношение ребенка к своему творческому объединению, дать понять важность и необходимость обучения в учреждении дополнительного образования эколого-биологической направленности, вызвать желание быть юннатом, дать необходимые знания об окружающем мире, возбудить уважение к личности и профессии педагога, развить творческие способности, любовь к природе - задача каждого педагога дополнительного образования.
Большую помощь в решении этой задачи педагогу дополнительного образования может оказать игра, выступая как метод обучения и воспитания, постоянная спутница детства. Педагог должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом учащихся для достижения определенных педагогических целей.
Игра - это активный метод обучения и воспитания, который позволяет учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес.
За основу предлагаемой методической разработки занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес".
":природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."
Ф. Тютчев.
Цели и задачи занятия:
- расширить знания учащихся о флоре и фауне родного края;
- закрепить знания о взаимосвязи человека и природы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, память;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Возраст учащихся: 8 лет.
Оборудование: игровой баpaбан, магнитная доска, две шкатулки, красочно оформленный конверт, призы, музыкальный центр, аудиозапись с голосами птиц, гербарии растений, цветные плакаты с изображением животных, растений, рыб.
Методы и методические приемы: игра, словесный, наглядный, демонстрационный, рассказ
Ход занятия
Приветствие всех участников занятия.
Ведущий:
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о природе родного края. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: "Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина".
Живем мы в Астpaxaнской области. Наш край удивительный. Это- обилие рек, озер, множество островов и островков, извилистых водных проток и морских заливов, песчаные барханы, уникальное соленое озеро Баскунчак, единственная в крае гора Большое Богдо. Природа Астpaxaнской области поражает своим богатством и разнообразием. На равнинах степей можно увидеть реликтовую антилопу - сайгака, в камышовых зарослях - кабана, а на взморье - каспийского тюленя.
Ребята, нам пришло письмо. Письмо прислала мудрая Сова, она предлагает нам поиграть в игру и определить лучшего знатока природы нашего края (в конверте загадки для отборочного тура и правила игры.)
Отборочный тур.
Для игры нужно выбрать 9 игроков.
Загадки Совы:
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок -
Остался стебелек. (одуванчик)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она,
Вся от ягоды черна. (черемуха)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (дятел)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (ива)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
Вьется веревка, на конце - головка.
(змея, уж)
Ознакомление с правилами игры.
Правила игры:
- Играющие не должны подсказывать друг другу.
- Если участник игры не отгадал букву, ход переходит к другому игроку.
- Если стрелка укажет на сектор "П", что значит "приз", то участник может выбрать приз или продолжить игру.
- Если стрелка укажет на сектор "Б", что значит "болото", то все набранные очки "сгорят" и ход перейдет к сопернику.
- Если стрелка укажет на сектор "Х", что значит "ход", то ход переходит к другому участнику.
- Если участник отгадал подряд три буквы, то он может выбрать шкатулку из дух предложенных. В одной из шкатулок - приз.
- Если стрелка укажет на сектор с изображением мудрой Совы, то участник может открыть любую букву в слове.
Первый тур. "Зеленый целитель".
Ведущий: С ранней весны и до поздней осени в поле, в займище реки Ахтубы, в степи, на лугу и даже у дороги растут лекарственные растения. Еще в древние времена наши предки лечили разные болезни с помощью растений. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. ( краткий рассказ педагога о лекарственных растениях края например, о подорожнике, чистотеле, чабреце, солодке с демонстрацией гербария )
Задание.
Травка та растёт на склонах,
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай?
Ответ: душица.
Второй тур. "Угадай птицу".
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Ведущий: В нашем крае по берегам рек Ахтубы и Волги обитают разные птицы. Это грачи и серые вороны, трясогузки и воробьи, синицы, скворцы, садовые славки и мухоловки, многочисленные кукушки, дятлы, ушастые совы, кобчики (рассказ педагога о птицах и видах гнезд самых распространенных птиц местности)
Задание.
На ивах и других деревьях часто можно встретить висящие над водой гнезда- рукавички. Назвать птицу-синицу, которой они принадлежат?
Ответ: ремез.
Третий тур. "Красная" рыба.
Ведущий:
Астpaxaнская область - рыбный край. Водные просторы нашей области населяют около 120 видов рыб. Это такие как сазан, лещ, судак, язь, щука, налим, сом, окунь, ерш, жерех. "Красная" рыба - слава Астpaxaнского края. (Рассказ педагога о видах осетровых рыб, демонстрация объектов)
Задание.
Самая маленькая рыба из осетровых пород.
Ответ: стерлядь.
Суперигра "Все это называется природа".
Задание.
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса,
Человек и время года - все это можно назвать одним словом. Каким?
Ответ: природа.
Задание зрителям.
Прочитать стихотворение о природе.
Подведение итогов занятия. Награждение.
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
04 07 2022 9:32:29
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
03 07 2022 18:47:40
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
02 07 2022 11:54:18
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
01 07 2022 0:45:24
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
30 06 2022 14:42:55
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
29 06 2022 7:44:20
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
28 06 2022 23:27:39
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
27 06 2022 8:10:16
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
26 06 2022 21:17:58
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
25 06 2022 11:12:31
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
24 06 2022 9:30:11
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
23 06 2022 20:56:32
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
22 06 2022 7:11:24
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
21 06 2022 22:24:35
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
20 06 2022 19:36:20
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
19 06 2022 17:30:50
Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....
18 06 2022 20:54:46
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
17 06 2022 15:11:44
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
16 06 2022 12:50:16
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
15 06 2022 4:14:33
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
14 06 2022 19:32:40
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
13 06 2022 13:29:18
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
12 06 2022 17:41:41
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
11 06 2022 18:54:50
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
10 06 2022 9:22:14
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
09 06 2022 2:58:30
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
08 06 2022 22:32:56
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
07 06 2022 5:11:15
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
06 06 2022 1:20:32
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
05 06 2022 1:57:44
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
04 06 2022 12:47:22
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
03 06 2022 14:37:57
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
02 06 2022 14:27:28
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
01 06 2022 0:57:23
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
31 05 2022 10:46:26
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
30 05 2022 13:58:23
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
29 05 2022 18:20:39
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
28 05 2022 1:46:42
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
27 05 2022 22:50:21
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
26 05 2022 7:52:25
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
25 05 2022 6:27:55
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
24 05 2022 1:58:10
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
23 05 2022 3:11:43
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
22 05 2022 4:27:31
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
21 05 2022 23:21:48
Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы.
...
20 05 2022 20:42:48
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
19 05 2022 5:38:37
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
18 05 2022 15:40:15
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
17 05 2022 18:27:13
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
16 05 2022 20:37:24
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::