Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об особенностях движения крови по сосудам, о кровяном давлении, скорости тока крови.

Задачи урока.

  1. Образовательные: усвоение учащимися закономерностей движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости;
  2. Развивающие: развитие познавательных интересов школьников, развитие умения учащихся применять знания, полученные при изучении физики, для решения новых познавательных задач по биологии, овладение учащимися навыками измерения кровяного давления;
  3. Воспитательные: формирование у учащихся сознания того, что здоровье каждого человека – в его руках, убеждённости познаваемости мира окружающего, формирования навыков коллективной работы.

Методы: cловесные, наглядные, пpaктические. Самостоятельная работа в группах.

Средства обучения: ЦОР, схема движения жидкости по трубам с разной площадью сечения, таблица “ Кровеносная система человека”, муляж сердца человека.

Тип урока: семинарское занятие.

Ход урока

1. Организация.

За 2 недели до семинара обучающиеся класса получают вопросы семинарского занятия. Им предлагается по взаимному соглашению объединиться в 7 групп и выбрать для подготовки один из следующих вопросов:

1. История открытия кровообращения. Круги кровообращения.

2. Давление, способы его измерения, единицы, приборы.

3. Кровяное давление, его роль в движении крови по сосудам, измерение его.

4. Сопротивление стенок сосудов. Пульсовые волны, закон сохранения энергии.

5. Скорость, единицы измерения, зависимость скорости от сечения сосуда. Закон Бернулли.

6. Работа и движение органов тела, их роль в движении и перераспределении крови в организме.

7. Регуляция величины просвета сосудов. Роль химических веществ и их концентрация в крови.

Групповая работа обучающихся в период подготовки к семинарскому занятию обеспечивает их высокую активность во время коллективного обсуждения основных вопросов семинара. В этой работе появляется взаимосвязь учителя и обучающихся, использование различных методов и приёмов обучения: изложение и беседа, выступление обучающихся, работа с учебником, ЦОР, демонстрация приборов, создание проблемных ситуаций, дискуссии, подведение к выводам.

2. Изучение нового материала.

В начале семинарского занятия я знакомлю обучающихся с целью и задачами урока, с планом изучения вопросов. Затем рассказываю о том, что в средние века, когда ещё не было глубоких знаний о составе и свойствах крови, церковь приписывала ей таинственные и сверхъестественные свойства. Церковники убеждали людей, что кровь – это душа человека, поэтому она непознаваема. Церковь преследовала учёных, которые стремились изучить кровь и её свойства, движение по сосудам. Об истории открытия кровообращения рассказывают обучающиеся 1 группы. Используя презентация, Лепнева Алина, Малахова Алёна, Мяшин Андрей, Мокина Вика, приводят сведения о том, что в 4 веке до н.э. великий учёный Древней Греции Аристотель установил, что главный кровеносный сосуд – аорта – отходит от сердца, а не от головы, как считали до него. Во 2 веке н.э. римский врач Гален доказал, что кровь образуется в печени и от неё по полой вене поступает в сердце, где обогащается “ жизненным духом”, а затем течёт по всему организму. Ошибочные представления Галена господствовали в медицине около 1,5 тысяч лет.

В 16 веке испанский священник Сервет открыл малый круг кровообращения. Сервет хотя и был священником, но во многом противостоял церкви и за “ еретические” взгляды в богословии протестантская церковь сожгла его в 1558 году на костре. Новое учение о кровообращении было создано английским врачом и физиологом Гарвеем. В 1628 году Гарвей открыл два круга кровообращения. Он доказал, что центральным органом кровеносной системы является сердце. В 1661 году итальянский врач Мальпиги открывает капилляры. Их видел под микроскопом и Левенгук.

Обобщая выступления обучающихся, делаем вывод, что Гарвей впервые применил экспериментальный метод для изучения закономерностей жизнедеятельности организма. Он доказал, что с помощью опытов можно познать движение крови.

Я предлагаю обучающимся начертить в тетради таблицу. По ходу урока записывать в таблицу те понятия, которые применяются в процессе раскрытия особенностей движения крови по сосудам.

Таблица .

Предмет Используемые понятия.
Физика Энергия, механическое движение, давление, сопротивление, сила трения, сила тяжести, упругая деформация, волновые колебания, закон сохранение энергии, скорость, закон Бернулли.
География Русло реки
Геометрия Площадь поперечного сечения
Химия Концентрация, соли.

В конце урока таблицу проверяем.

Подводим итог по 1 вопросу:

  1. Какие круги кровообращения вы изучили? Покажите по таблице.
  2. Под действием чего кровь начинает двигаться по сосудам?
  3. Что такое энергия? Какие виды механической энергии вы знаете?
  4. Что такое механическое движение?

Для раскрытия особенностей движения крови по сосудам необходимо знать особенности движения жидкостей по трубам. Жидкости обладают текучестью и действуют на поверхность соприкасающихся с ними твёрдых тел с определённой силой, которая называется силой давления жидкости. Давление – это энергетическая хаpaктеристика движения крови. Обучающиеся 2 группы расскажут нам о давлении из курса физики. Дают определение давления, записывают на доске формулу и единицы измерения давления. Используя презентацию, рассказывают о способах измерения давления, демонстрируют действие металлического и жидкостного манометра.

Затем переходим к вопросу о кровяном давлении и его роли в движении крови по сосудам.

Обучающиеся 3 группы, используя презентацию рассказывают о том, как измеряют кровяное давление у человека. Демонстрируют и объясняют способ измерения давления с помощью манометра Рива-Роччи.

Везде ли в кровяном русле давление крови на стенки сосудов одинаково? На экране появляется таблица. Прошу её проанализировать. Делаем вывод. Самое высокое давление имеет кровь в момент выхода из сердца в аорте, а самое низкое – в момент входа в сердце в полых венах.

Таблица 2

Сосуды. Диаметр в мм. Кровяное давление в мм.рт.ст Скорость тока крови в м/сек.
Аорта 20-30 130-150 0,5
Крупные артерии 20-25 110-120 0,3
Мелкие артерии 0,1-0,2 70-90 0,2
Капилляры 0,005 20-30 0,0005-0,0012
Вены Около 25 10-12 0,06-0,14
Полые вены 24-25 3-5 при выдохе, 4-7 при вдохе 0,25

После анализа таблицы, прошу обучающихся ответить на вопросы:

1. Какое значение для движения крови имеет постоянное наличие разности кровяного давления?

2. В чём причины падения давления в кровяном русле?

Выслушав ответы обучающихся, я поясняю, что для выяснения причин падения давления в кровяном русле необходимо рассмотреть вопросы о сопротивлении стенок сосудов и о скорости тока крови.

Слово обучающимся 4 группы. Они рассказывают, что величина кровяного давления хаpaктеризует энергию движения крови. Кровь, протекая по кровеносным сосудам, расходует значительную часть энергии, сообщённой ей сокращением сердца, на преодоление сопротивления току крови в сосудах. На экране появляется формула: Р= QxR, где Р – давление, Q – объём, R – сопротивление. Сопротивление зависит от длины сосуда, его радиуса, вязкости жидкости. Наибольшее сопротивление движению крови имеется в наиболее тонких кровеносных сосудах.

В это время обсуждаем вопрос: Какие основные силы действуют на кровь при её движении? Делаем вывод: при движении крови действуют две основные силы – сила давления, которая способствует движению, и сила сопротивления – тормозит движение. Вывод записываем в тетрадь. Затем в беседе выясняем следующие вопросы:

1. Чем различаются строение и свойства стенок артерий и вен?

2. В каких сосудах происходит упругая деформация стенок?

3. Что такое сила упругости?

4. Как возникают пульсовые волны? Ответ на последний вопрос даёт ученик из 4 группы. Используя презентацию, он показывает те места, где прощупывается пульс и рассказывает о возникновении пульсовых волн. Я поясняю, что колебания и волны – это виды механического движения, они изучаться в курсе физики 10 класса. Скорость распространения пульсовой волны в аорте равняется 5,5–8 метров в секунду. По мере снижения эластичности сосудов (например, с возрастом человека) скорость пульсовой волны повышается. Затем предлагаю обсудить вопрос “На что же расходуется энергия, полученная кровью в результате сокращения желудочков сердца?”. Беседуем обучающиеся высказывают своё мнение. В ходе беседы с моей помощью формулируем выводы:

1) Значительная часть энергии движущейся крови расходуется на работу по преодолению сопротивления сосудов малого и большого кругов кровообращения. Часть кинетической энергии переходит в потенциальную энергию упругой деформации эластичных стенок аорты и крупных артерий. При этом полная энергия движущейся крови остаётся относительно постоянной величиной.

2) При движении крови по сосудам происходит превращение одного вида механической энергии в другой и проявляется важнейший всеобщий закон природы – закон сохранения энергии.

Далее отмечаю, что кроме давления движение крови по сосудам хаpaктеризуется скоростью. Работаем с текстом учебника. Анализируем материал и отвечаем на вопросы:

1) Почему кровяное русло сравнивается с руслом реки? Что между ними общего?

2) Как изменится общая ширина русла, если река шириной 40 м разделится на два протока по 20 м каждый? На четыре протока по 20 м каждый?

3) Как измерить ширину кровеносного сосуда? Здесь прослеживается связь с геометрией. Необходимые вычисления нужно сделать по формуле: S=pr2.

4) Как измерить ширину кровяного русла в области аорты? Нижних полых вен? Капиллярной области?

5) Какое место кровяного русла является самым узким?

Самым широким?

В ходе беседы рождается истина. Высказываем предположения и проверяем по таблице № 2. Обучающиеся 5 группы формулируют определение скорости, приводят формулу и единицы измерения, отмечают, что скорость движения жидкости зависит от её объёма, площади поперечного сечения трубки и сопротивления. Затем поясняю, что в замкнутой кровеносной системе при равномерной работе сердца отток крови от сердца в каждую единицу времени в артериальном русле, в капиллярно или в венозном – одинаков. Если объём постоянен, то его величина не влияет на скорость движения жидкости.

Какая же в таком случае существует зависимость скорости от сечения трубки? Смотрим на экран. Презентация. Комментируют обучающиеся 5 группы. Объём жидкости, протекающей через сечение S в единицу времени, равен произведению величины сечения на скорость: V = S v.

Так как жидкость пpaктически несжимаема, то объёмы жидкости, протекающей в единицу времени через сечения S1 и S2 трубки, равны: V1=V2.

Значит, S1.v1=S2.v2.

Следует вывод: скорость течения жидкости обратно пропорциональна площади поперечного сечения трубки, через которую она протекает. Отмечаю, что согласно установленной зависимости, скорость движения крови в узких частях кровяного русла должна быть во столько раз больше, во сколько раз площадь сечения в них меньше, чем в широкой части русла крови, и предлагаю определить, во сколько раз скорость движения крови в аорте должна быть больше, чем в капиллярах. Отвечают, что в 500- 600 раз, так как площадь сечения аорты в 500–600 раз меньше, чем общая площадь сечения капиллярного русла.

Вопрос: “Какое биологическое значение имеет факт, что в капиллярах наименьшая скорость движения крови?”. Отвечают: небольшая скорость движения крови в капиллярах способствует осуществлению более полного обмена веществами и газами между тканями и кровью. Затем вычисляем скорость крови в полых венах. Зная, что их диаметр около 2,5 см, скорость крови в аорте 0, 5 м/с и диаметр аорты 2, 5 см. Устанавливаем, что скорость крови в полых венах должна быть в 2 раза меньше, чем в аорте, т.е. примерно, 0, 25 м/с, так как полых вен – две, верхняя и нижняя, и, значит, суммарная площадь их сечения в 2 раза больше, чем площадь сечения аорты. Затем по таблице № 2 сравниваем результаты.

В ходе нашего разговора, делаем вывод, что в аорте и в артериях происходит падение давления одновременно с уменьшением скорости крови, а при движении крови от капилляров по венам к сердцу наблюдается обратная зависимость между скоростью и давлением крови. Какой закон физики здесь проявляется? Закон Бернулли “Давление текущей жидкости больше в тех сечениях потока, в которых скорость её движения меньше, и наоборот, в тех сечениях, в которых скорость больше, давление меньше”. Но почему в кровеносном русле не везде проявляется закон Бернулли? Данный закон справедлив для идеальной физической системы, т.е. системы, для которой принимаются два условия: несжимаемость жидкости и отсутствия трения. Такие условия отсутствуют в кровеносной системе, в ней и трение велико, и кровь, вероятно, способна к сжатию. Падение давления крови в венах объясняется трением. Силы трения направлены противоположно движению крови. Скорость тока крови в венах возрастает, так как уменьшается общая площадь поперечного сечения венозного русла по сравнению с капиллярным. Но при этом повышается и сила трения, поэтому давление и падает. Затем в беседе выясняются особенности движения крови по венам.

Обучающиеся 6 группы рассказывают, используя презентацию, о роли работы и движений органов тела в перераспределении крови по организму. Затрагивается вопрос о влиянии малоподвижного образа жизни на состояние сердечно- сосудистой системы.

Обучающиеся 7 группы рассказывают о нервной и гумopaльной регуляции величины просвета сосудов, о роли гормонов, действующих в очень малых концентрациях.

3. Закрепление изученного материала.

В заключение проводится беседа, в ходе которой обобщаются и закрепляются полученные на уроке знания.

Проверяем правильность заполнения таблицы № 1.

Вывод.

Движение крови по сосудам, с одной стороны, подчиняется общим физическим закономерностям, которые имеют место в организме как в физическом теле. С другой стороны, движение крови по сосудам имеет особенности, обусловленные закономерностями жизнедеятельности организма как биологической системы. Физико – химические закономерности приобретают специфику в биологической системе. Организм – это единое целое, в котором физические, химические и биологические процессы взаимосвязаны.

4. Домашнее задание.

Выучить п. 23. Выполнить лабораторную работу на странице 117 и на странице 118.



Комментарии:

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

10 12 2025 6:22:13

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

      В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

09 12 2025 9:22:15

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

08 12 2025 6:55:39

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

07 12 2025 16:37:58

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

06 12 2025 12:57:12

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

05 12 2025 1:32:59

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

04 12 2025 18:58:33

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

03 12 2025 18:41:36

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

02 12 2025 14:25:43

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

01 12 2025 21:50:52

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

30 11 2025 16:53:12

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

29 11 2025 15:49:15

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

28 11 2025 16:23:23

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

27 11 2025 5:29:11

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

26 11 2025 21:11:12

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

25 11 2025 23:27:37

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

24 11 2025 3:24:38

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

23 11 2025 11:13:23

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

22 11 2025 3:24:21

Прощание с ботаникой


    Прощание с ботаникой

      Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...

21 11 2025 7:54:22

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

20 11 2025 2:25:23

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

19 11 2025 2:13:21

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

18 11 2025 18:30:28

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

17 11 2025 10:29:15

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

16 11 2025 18:21:34

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

15 11 2025 18:32:57

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

14 11 2025 11:32:12

Развернутый план-конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения"


    Развернутый план-конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения"

      Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни. ...

13 11 2025 0:59:40

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

12 11 2025 8:18:16

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

11 11 2025 0:15:20

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"


    Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

      Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

10 11 2025 13:50:53

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

09 11 2025 3:25:51

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

08 11 2025 9:50:47

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

07 11 2025 6:17:10

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

06 11 2025 7:22:20

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

05 11 2025 10:21:20

Плюрализм концепций происхождения жизни


    Плюрализм концепций происхождения жизни

      Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

04 11 2025 1:14:27

Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

      В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

03 11 2025 23:46:47

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

02 11 2025 6:47:51

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

01 11 2025 14:10:35

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

31 10 2025 11:18:13

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

30 10 2025 7:16:54

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

29 10 2025 4:28:43

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

28 10 2025 12:56:32

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"


    Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

      Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

27 10 2025 19:42:40

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

26 10 2025 22:34:49

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

25 10 2025 4:58:52

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

24 10 2025 6:16:14

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

23 10 2025 0:23:36

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

22 10 2025 13:41:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::