Загадки эволюции
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. Определить понятие “жизнь”.
2. Познакомиться с различными теориями происхождения жизни.
3. Выбрать из различных теорий вероятную и обосновать выбор.
4. Сделать выводы о значении каждой теории.
Развивающие:
1. Развитие навыков монологической речи учащихся
2. Развитие способностей анализировать предложенную информацию.
3. Развитие навыков обобщения, выделения главного и переходов от общего к частному.
Воспитательные:
1. Воспитание навыков работы в группе.
2. Воспитание терпимости к взглядам других людей.
3. Воспитание умения тактично доказывать свою точку зрения.
4. Определение общечеловеческих ценностей.
Метод урока: Исследование гипотез возникновения жизни на Земле.
Форма урока: Урок-презентация с использованием элементов технологии сотрудничества.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Вводный этап.
- Мотивационный – сообщение темы, целей.
- Постановка проблемных вопросов.
- Презентация различных гипотез возникновения жизни учениками.
- Обобщение выводов.
- Рефлексия.
- Итоги урока.
Межпредметные связи:
- Развитие навыков ораторского искусства и убеждения.
- Развитие критического мышления
- Развития навыков использования инновационных компьютерных технологий.
- Развитие навыков работы с первоисточниками
- Развитие навыков сценического искусства
- Использование мультилингвистической коммуникации.
Оборудование:
- Мультимедийный кабинет (мультимедийный проект, персональные компьютеры).
- Видеомагнитофон.
- Музыкальный центр.
- Видео, аудиокассеты.
- Электронный учебник по биологии “Открытая биология. Физикон. 2.5.”
- Большая библиотека Кирилла и Мефодия, 2005.
- Учебные DVD фильмы.
Используемые программы:
- Microsoft Office PowerPoint 2003
- Video Edit Magic 2.0
- Light Allow 3.2
- Windows Media Player 9
- UniTest System
- Testing
- Paint
- Microsoft Internet Explorer 7.7
ХОД УРОКА
На фоне музыки звучат вступительные слова учителя.
О, вам известна, мудрецы,
Вся суть. Начала и концы.
А я, смутясь, сомненья прячу:
Что – Бог? Что – Дух? Что свет и мpaк?
Все может быть и так, и так.
А может быть, совсем иначе?..
В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далеких светилах. Человек самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной тайны.
Презентация.
Видео природы на фоне музыки
Жизнь окружает нас повсюду. О ней свидетельствует жужжание насекомых, щeбeтание птиц, шуршание мелких зверьков, пробирающихся среди кустов. Она существует как в ледяных полярных зонах, так и в раскаленных пустынях. Мы встречаем ее всюду, начиная с освещенной солнцем поверхности моря и кончая самыми темными глубинами океана. Высоко в воздухе летают крошечные живые существа. Под нашими ногами несметное количество микроорганизмов работает в почве, делая ее плодородной для роста зелени, необходимой, в свою очередь, другим формам жизни.
Земля насыщена жизнью в таком обилии и разнообразии, что это потрясает наше воображение. Как это все началось? Как появилась наша планета и все ее обитатели? И особенно: как возникло человечество? Развились ли мы из обезьяноподобных животных? Или были созданы? Как же мы возникли на самом деле? И какое значение имеет ответ для нашего будущего? Подобные вопросы задаются с давних времен, и многие люди до сих пор не знают на них ответа.
Сегодняшний урок мы посвящаем исследованию гипотез происхождения жизни.
Я хотел бы, чтобы мы с вами определили ценность и значимость жизни во Вселенной.
Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колeблются, не зная, во что верить.
На сегодняшний день существует несколько гипотез происхождения жизни. Они перед вами на экране.
Создание проблемной ситуации
Прежде чем начать разговор о справедливости различных теорий, давайте попробуем выяснить и определить понятие жизни. Что же такое жизнь? Дайте определение жизни в рабочих тетрадях.
Ответы учеников. (записываются в тетради, даётся несколько устных ответов)
А теперь предоставляется слово учащимся. Но предварительно, я хотел бы объяснить, что при подготовке нашего урока мы использовали фрагменты технологии сотрудничества, то есть отдельным группам учеников были даны задания найти информацию о различных теориях происхождения жизни и представить ее классу. Я попрошу делать заметки в тетрадях о наиболее важных доказательствах происхождения жизни.
Видео природы, музыка.
Наш мир полон чудес: Больших: Заход солнца, превращающий западный небосклон в море огненных красок; ночное небо, усеянное звездами; лес, возвышающихся деревьев, пронизываемый лучами солнца; зубчатые горные хребты со сверкающими на солнце снежными вершинами; прибой взбудораженных штормами океанов: все это наполняет нас радостью и внушает благоговение.
Креационизм ( от латинского: Creatio – сотворение) на экране. Божественное зарождение жизни – гипотеза разумного замысла (Экран)
Я, апостол Петр, истинно говорю вам, верующим – постигайте истину через божественное откровение и веру. Верующему человеку не нужны доказательства божественного происхождения жизни, ему достаточно веры. Но я все же эти доказательства приведу. Возникновение жизни – это проявление воли Бога, об этом говорится в нашей Главной книге – Библии. В ней описаны этапы сотворения живых существ, в ней говорится об общечеловеческих ценностях, которыми живет человечество.
Человек — самая главная и сложнейшая сущность живого мира не имеет инструкции о том, как он запроектирован, какими обладает возможностями, с какой целью пребывает в мире, какие неисправности могут произойти в его организме, как, какими действиями их предупредить и какими действиями привести весь организм в норму? Но такого же быть не может.
И такая инструкция есть — это Библия, Коран и другие подобные мaнycкрипты.
Она продиктована Главным Творцом, Создателем, Отцом Небесным наших душ. В ней есть всё: как и из чего рождена Земля и Небо, как запроектировано все живое, сотворено и создано, включая человека, указано предназначение каждого рожденного существа и человека.
Записаны законы, заповеди, уставы, по которым живет всё живое и должен жить человек.
Одно из доказательств – ДНК. Такая сложная нерегулярная структура, напоминающая своим построением созданные человеком коды и даже язык, не могла появиться сама по себе.
ЭКРАН: ДНК Мы говорим о том, что ДНК мыши и ДНК человека схожи на 99 %. Разве не является ли этот факт доказательством того, что и человек и животные были созданы одним творцом?
Известный советский ученый, доктор наук, физик и математик О.В. Тупицын первым из отечественных ученых сумел доказать, что Вселенная, а вместе с ней и человек, сотворены Разумом, неизмеримо более могущественным, чем наш, - то есть Богом.
Видео: видеофрагмент (И сказал Бог…)
Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя информацию, которая поместится в 20 млн. книг. Поэтому мы можем утверждать, что разум такого уровня не может быть развит в процессе эволюции. Зачем эволюции настолько сложный и развитый мозг, возможностями которого она не пользуется? Ответ напрашивается сам собой – чтобы жить вечно.
Еще одним доказательством Бога является мироточение икон и мощей святых. Состав миро до сих пор не определен. Ученые высказывают мнение, что человеку не стоит выходить за эту грань, многие из них, пытавшиеся прикоснуться к разгадке состава миро, не смогли сделать этого, сдерживаемые таинственной внутренней силой.
… Уже более 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы – знаки страданий Христовых. Они имеют вид кровавых ран на ладонях, на ступнях, кровавых полос на спине, следы от бичевания. Это подтверждается большим количеством человек – французский врач Амбер-Гурбе (19 век), доктор Марко Марнелли (Италия) и др.
Американскими учеными доказано, что в момент cмepти человека от его тела отделяется некое сферическое эфирное тело, вес которого всего лишь 23 грамма, т.е. то, что мы называем душой. И многими учеными высказываются мнения, что душа человека несет в себе нематериальную информацию о жизни человека, о добре и зле. Стрaнcтвуя по просторам Вселенной душа может сконцентрировать в себе часть знаний и памяти, усвоенной на Земле. По мнению большинства эзотерических учений, Луна станет следующей планетой, на которой разовьется жизнь, однако не в физической, а в духовной форме.
Я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент из фильма о Коране о сотворении человека Всевышним из глины.
Видеофрагмент 1 минута о сотворении из глины (фильм “Коран”)
Все это дает нам основание для утверждения о божественном происхождении жизни.
\"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле\" Эти слова идут на экране в виде титров
Вопросы учеников: Можно ли доказать научными способами процесс Божественного сотворения мира?
Ответ: Процесс Божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению и экспериментальному исследованию. Следовательно, с научной точки зрения гипотезу Божественного возникновения живого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Вопрос учителя: Можно задать справедливый вопрос - почему Бог допускает страдания людей, созданных им самим по образу своему? К сожалению, мы не смогли познать начала нашего мира, поэтому часто создаем мир абсурда. Говорим о вечных сущностях, но вещами называем узлы, чемоданы, предметы. Рассуждаем о вере, любви, совести, дьяволе, но определенно не знаем зачем нам даны эти сущности, в чем их смысл? Кругом нас существует природа, обратив взгляд на которую, мы видим ответы на все вопросы. Мы разpaбатываем различные технические средства и особо сложными гордится человечество, не задумываемся о том, что, возможно, точно также была сотворена и создана наша планета и все живое на ней.
Учитель: А теперь давайте совершим краткий экскурс в историю и окунемся мысленно в Древний Китай, Индию, Грецию. Я предоставляю слово представителям теории витализма.
Теория витализма
Витализм (от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой) – экран
Наш мир полон чудес:
Маленьких: Крошечная птичка-славка на своем пути в Южную Америку летит сначала в сторону Африки, высоко пересекая Атлантический океан. На высоте около 6000 метров она ловит поток воздуха, который несет её к Южной Америке. Руководимая миграционным инстинктом, она держит свой курс в течение нескольких дней на протяжении 4000 километров – окутанные в перышки 20 граммов храбрости! Нас охватывает восторг и удивление.
Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель придерживался теории спонтанного зарождения. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд - “лестницу природы” (scala naturae): “Ибо природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия” (Аристотель).
Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные “частицы” вещества содержат некое “активное начало”, которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также, например, в солнечном свете.
С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести; ее признавали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся \"нечистой силе\", но эта идея всё же продолжала существовать где-то на заднем плане в течение еще многих веков. В 1860 г. Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.
Вопрос ученикам: Как вы относитесь к этой теории сами, раз мы считаем, что она полностью опровергнута?
Ответ: Для того времени, когда жил и работал Аристотель, немецкий врач Шталь, эта теория была одной из важнейших и в любом случае, она способствовала развитию науки. Например, труды Л.Пастера, Ф. Реди и т.д.
Учитель: Мудрецы Древней Индии, Китая, Греции говорили о различных уровнях материи. Из самой “грубой” материи сотканы предметы привычного нам видимого мира. А информация о них содержится в невидимом мире из “тонкой” материи.
Сейчас уже можно считать доказанным существование мирового лептонного газа, пронизывающего все тела и во Вселенной и заполняющего “пустоту”. Он состоит из сверхлегких микрочастиц с массой от 10 в минус 40 – 10 в минус 30 степени граммов. В научной литературе описаны около десятка разновидностей таких частиц – это электроны, прозитроны, мюоны, таоны, нейтрино… Лептоны являются носителями человеческих мыслей и чувств, информации о предметах и явлениях материального мира. В МЛГ содержатся сведения обо всем, что было, естьи будет во Вселенной. Именно взаимодействием мирового лептонного газа с предметами материального мира и человеческим мозгом можно объяснить многие явления, которые до сих пор считались таниственными и нередко отрицались официальной наукой. Однако подтверждение теории биогенеза породило другую проблему. Коль скоро для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только теория стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос, а во всех других теориях подразумевается, что на какой-то стадии истории жизни произошел переход от неживого к живому.
Наш мир полон чудес:
Гениальных: Летучие мыши пользуются системой эхолокации; угри производят электричество; чайки опресняют морскую воду; осы изготавливают бумагу; термиты строят воздушные кондиционеры; осьминоги путешествуют с помощью реактивного двигателя; птицы плетут или строят многоквартирные дома; муравьи занимаются садоводством, шитьем и животноводством; светляки имеют встроенные в тело фонари. Такая гениальность вызывает в нас восхищение.
ВСЕЛЕННАЯ СТАЦИОНАРНОГО СОСТОЯНИЯ
1948 году три британских астрофизика, Герман Бонди, Томас Голд и Фред Хойл, в противовес теории начала выдвинули теорию \"непрерывного творения\".
Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.
Согласно этой теории, виды также никогда не возникали, они существовали всегда и у каждого вида есть лишь две возможности либо изменение численности, либо вымирание.
Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным кистеперыe ЭКРАН: вымерли в конце мелового периода, 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и в этом случае весьма вероятно, что он окажется неверным. Используя палеонтологические данные для подтверждения теории стационарного состояния, ее немногочисленные сторонники интерпретируют появление ископаемых остатков в экологическом аспекте. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.
Вопрос: В чем состоит основное противоречие между теорией стационарного состояния и теорией эволюции?
Ответ: Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи, и она наиболее подробно разработана именно в этом направлении.
Итак, теория панcпepмии: Наш мир полон чудес: Простых: Под старость мы сосредоточиваем свое внимание на простых вещах, которые мы так часто считали само собой разумеющимися: улыбка, прикосновение руки, любезное слово, маленький цветок, пение птиц, тепло Солнца.
ПАНСПЕРМИЯ: Гипотеза панcпepмии была выдвинута в ХІХ в. Г. Рихтером - жизнь занесена на нашу планету из космоса. В бывшем СССР официальной наукой признавалась только „материалистическая теория происхождения жизни” А.И. Опарина и примыкающие к ней работы. Речь шла о развитии клеток из так называемых коацерватных капель в водах Первичного океана. За рубежом же ещё ранее была высказана гипотеза С. Аррениуса о случайном занесении на Землю жизни из космоса, получившая название гипотезы панcпepмии.
Интересно, что и наш великий соотечественник В.И. Вернадский тоже стоял на позициях панcпepмии. „Опираясь на почву точно установленных фактов, он не допускал ни божественного вмешательства, ни земного происхождения жизни. Он перенёс возникновение жизни за пределы Земли”.
А как можно зародить жизнь на Марсе: Ответы учеников. “Сначала на Марс должны быть направлены такие микроорганизмы, которые, питаясь неорганическими веществами грунта и обосновавшись в его подповерхностном слое, способствовали бы созданию органической биомассы. Вслед за ними на Марс будут доставлены микроорганизмы, чья жизнедеятельность обеспечит выработку аммиака и других малых газовых добавок к атмосфере планеты. Все это должно привести к усилению \"парникового\" эффекта в атмосфере и повышению температуры до плюсовой, при которой вода на поверхности планеты сможет устойчиво существовать в жидком состоянии”.
Учитель: Окружающий нас мир перестает быть понятным – понятным с точки зрения естествознания 19 века, которое является фундаментом современной науки. За последнее столетие обнаружено огромное количество новых фактов, но объяснить многие их этих фактов и построить на их основании сколько–нибудь связные теории наука не в состоянии. Иными словами, чем больше мы узнаем, тем меньше знаем. А ведь еще со времен глубокой древности люди знали, что Истина скрыта от людей и постичь её можно только интуицией.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И гoлyбые небеса,
Где пруд, река, озера, лес,
Полно таинственных чудес.
Когда мы задумываемся обо всем этом – о больших вещах, от которых захватывает дух, о маленьких, которые приводят нас в восхищение, о гениальном, очаровывающем нас, и о простом, которое мы ценим с опозданием, - то чему мы приписываем такие вещи? Как можно все это объяснить? Откуда все произошло?
На экране портрет Ч.Дарвина. На экране идут титры:
\"Если мы позволим дать себе волю воображения, может вдруг оказаться, что животные - наши братья по боли, болезням, cмepти, страданиям и бедствиям, наши paбы в самой тяжелой работе, спутники в развлечениях - разделяют с нами происхождение от общего предка - и все мы слеплены из той же глины\".
Основные положения теории Дарвина и значение ее для науки.
1. Каждый вид способен к неограниченному размножению.
2. Ограниченность жизненных ресурсов препятствует реализации потенциальной возможности беспредельного размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за существование и не оставляет потомства.
3. Гибель или успех в борьбе за существование носят избирательный хаpaктер. Организмы одного вида отличаются друг от друга совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, которые имеют наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т.е. лучше приспособлены.
4. Под действием естественного отбора, происходящего в разных условиях, группы особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей приобретают настолько существенные отличия, что превращаются в новые виды.
Крупнейшие ученые в разных странах способствовали распространению эволюционной теории Дарвина, защищали ее от нападок и сами вносили вклад в ее дальнейшее развитие. Дарвинизм оказал сильнейшее влияние не только на биологию и естественные науки, но и на общечеловеческую культуру, способствуя развитию естественнонаучных взглядов на возникновение и развитие живой природы и самого человека.
Учитель: Какое понятие жизни вы бы дали сейчас, прослушав различные гипотезы ее возникновения
Домашнее задание: написать эссе о жизни с точки зрения наиболее важной для вас гипотезы ее возникновения
Мы прослушали различные теории зарождения жизни, очень много мы узнали на предыдущих уроках, поэтому давайте проверим наши знания.
Компьютерное тестирование:
Давайте подведем итоги нашего урока и сделаем некоторые выводы:
Некоторым из вас была дано домашнее задание составить в форме презентации ответы на вопросы:
- В чем заключается ценность жизни?
- В чем смысл человеческой жизни?
- Почему нужно беречь жизнь?
Жизнь – это лишь искра в бескрайней тьме: появится, померцает и исчезнет навсегда. По сравнению с бесконечностью времени срок человеческой жизни лишь исчезающе краткое мгновенье, но это все, что нам здесь дано.
Поэтому надо вести свою жизнь в свете вечности и тратить время и таланты на дела, обладающие вечной ценностью.
Есть такая легенда – о птице, что поет лишь раз за всю свою жизнь, но зато она прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается гpyдью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах.
Всмотритесь – подлинная жизнь рядом с вами. Она в цветах на лужайке; в ящерице, которая греется на солнышке у вас на балконе; в детях, которые с нежностью смотрят на мать; в целующихся влюбленных; во всех этих домишках, где люди пытаются работать, любить, веселиться. Нет ничего важнее этих скромных судеб. Их сумма и составляет человечество.
Андре Моруа (Эмиль Герцог) – французский писатель
“Не пройти бы мимо” на фоне музыки
“Что ты хочешь? Ответь! –
Жизнь спросила меня.-
Или что-то иметь?
Или что-то понять?!
… Нет, я злато менять
Не желаю на медь:
Мне важнее понять,
А не что-то иметь.
Обойдусь без богатства
Но, судьба, мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли!
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь!
И людское участье
Ощутить мне позволь!
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье
Человечьей души!
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня!
Не принять клочья дыма
За сиянье огня!
Мне б у самых пытливых
Мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне –
Уменье понять.
Лишь такому богатству
Нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться
До любой глубины!
В.Чистикова
Экран: на фоне музыки – видео с классного часа
Я очень рад за вас. Ибо перед вами открывается дорога, ведущая к такому счастью, от которого захватывает дух: к счастью познания мира, Вселенной, познанию своей души, познанию жизни.
Но сознавая жизни быстротечность,
Он так живет – наперекор всему, -
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему
Экран: Люби жизнь, и жизнь тоже полюбит тебя. А.Рубинштейн
...Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля. Антуан де Сент-Экзюпери
Комментарии:
Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций.
...
15 02 2025 1:34:18
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
14 02 2025 12:14:37
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
...
13 02 2025 21:20:35
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
12 02 2025 3:43:18
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
11 02 2025 5:40:50
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
10 02 2025 21:15:18
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал.
...
09 02 2025 22:35:10
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
08 02 2025 3:34:38
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
07 02 2025 1:37:10
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
06 02 2025 5:41:31
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
05 02 2025 9:41:53
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
04 02 2025 21:42:31
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
03 02 2025 1:34:37
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
02 02 2025 7:49:16
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
01 02 2025 0:51:46
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
31 01 2025 0:15:30
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
30 01 2025 4:23:29
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
29 01 2025 20:25:38
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
28 01 2025 3:16:18
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
27 01 2025 16:21:45
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
26 01 2025 4:49:56
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
25 01 2025 6:58:52
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
24 01 2025 19:25:50
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
23 01 2025 9:20:29
Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....
22 01 2025 4:12:46
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
21 01 2025 9:33:59
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
20 01 2025 6:19:31
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
19 01 2025 8:19:51
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
18 01 2025 7:29:54
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
17 01 2025 1:59:46
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
16 01 2025 4:30:20
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
15 01 2025 14:25:59
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
14 01 2025 13:37:50
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
13 01 2025 6:33:30
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
12 01 2025 22:58:22
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
11 01 2025 5:31:20
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
10 01 2025 14:11:49
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
09 01 2025 7:33:50
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
08 01 2025 9:10:21
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
07 01 2025 11:20:29
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
06 01 2025 5:23:37
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
05 01 2025 8:54:44
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
04 01 2025 6:52:28
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
03 01 2025 0:50:46
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
02 01 2025 9:27:31
Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....
01 01 2025 6:53:57
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
31 12 2024 23:38:18
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
30 12 2024 7:33:53
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
29 12 2024 15:14:13
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
28 12 2024 20:57:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::