Загадки эволюции > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Загадки эволюции


Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. Определить понятие “жизнь”.

2. Познакомиться с различными теориями происхождения жизни.

3. Выбрать из различных теорий вероятную и обосновать выбор.

4. Сделать выводы о значении каждой теории.

Развивающие:

1. Развитие навыков монологической речи учащихся

2. Развитие способностей анализировать предложенную информацию.

3. Развитие навыков обобщения, выделения главного и переходов от общего к частному.

Воспитательные:

1. Воспитание навыков работы в группе.

2. Воспитание терпимости к взглядам других людей.

3. Воспитание умения тактично доказывать свою точку зрения.

4. Определение общечеловеческих ценностей.

Метод урока: Исследование гипотез возникновения жизни на Земле.

Форма урока: Урок-презентация с использованием элементов технологии сотрудничества.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводный этап.
  3. Мотивационный – сообщение темы, целей.
  4. Постановка проблемных вопросов.
  5. Презентация различных гипотез возникновения жизни учениками.
  6. Обобщение выводов.
  7. Рефлексия.
  8. Итоги урока.

Межпредметные связи:

  1. Развитие навыков ораторского искусства и убеждения.
  2. Развитие критического мышления
  3. Развития навыков использования инновационных компьютерных технологий.
  4. Развитие навыков работы с первоисточниками
  5. Развитие навыков сценического искусства
  6. Использование мультилингвистической коммуникации.

Оборудование:

  1. Мультимедийный кабинет (мультимедийный проект, персональные компьютеры).
  2. Видеомагнитофон.
  3. Музыкальный центр.
  4. Видео, аудиокассеты.
  5. Электронный учебник по биологии “Открытая биология. Физикон. 2.5.”
  6. Большая библиотека Кирилла и Мефодия, 2005.
  7. Учебные DVD фильмы.

Используемые программы:

  1. Microsoft Office PowerPoint 2003
  2. Video Edit Magic 2.0
  3. Light Allow 3.2
  4. Windows Media Player 9
  5. UniTest System
  6. Testing
  7. Paint
  8. Microsoft Internet Explorer 7.7

ХОД УРОКА

На фоне музыки звучат вступительные слова учителя.

О, вам известна, мудрецы,
Вся суть. Начала и концы.
А я, смутясь, сомненья прячу:
Что – Бог? Что – Дух? Что свет и мpaк?
Все может быть и так, и так.
А может быть, совсем иначе?..

В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далеких светилах. Человек самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной тайны.

Презентация.

Видео природы на фоне музыки

Жизнь окружает нас повсюду. О ней свидетельствует жужжание насекомых, щeбeтание птиц, шуршание мелких зверьков, пробирающихся среди кустов. Она существует как в ледяных полярных зонах, так и в раскаленных пустынях. Мы встречаем ее всюду, начиная с освещенной солнцем поверхности моря и кончая самыми темными глубинами океана. Высоко в воздухе летают крошечные живые существа. Под нашими ногами несметное количество микроорганизмов работает в почве, делая ее плодородной для роста зелени, необходимой, в свою очередь, другим формам жизни.

Земля насыщена жизнью в таком обилии и разнообразии, что это потрясает наше воображение. Как это все началось? Как появилась наша планета и все ее обитатели? И особенно: как возникло человечество? Развились ли мы из обезьяноподобных животных? Или были созданы? Как же мы возникли на самом деле? И какое значение имеет ответ для нашего будущего? Подобные вопросы задаются с давних времен, и многие люди до сих пор не знают на них ответа.

Сегодняшний урок мы посвящаем исследованию гипотез происхождения жизни.

Я хотел бы, чтобы мы с вами определили ценность и значимость жизни во Вселенной.

Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колeблются, не зная, во что верить.

На сегодняшний день существует несколько гипотез происхождения жизни. Они перед вами на экране.

Создание проблемной ситуации

Прежде чем начать разговор о справедливости различных теорий, давайте попробуем выяснить и определить понятие жизни. Что же такое жизнь? Дайте определение жизни в рабочих тетрадях.

Ответы учеников. (записываются в тетради, даётся несколько устных ответов)

А теперь предоставляется слово учащимся. Но предварительно, я хотел бы объяснить, что при подготовке нашего урока мы использовали фрагменты технологии сотрудничества, то есть отдельным группам учеников были даны задания найти информацию о различных теориях происхождения жизни и представить ее классу. Я попрошу делать заметки в тетрадях о наиболее важных доказательствах происхождения жизни.

Видео природы, музыка.

Наш мир полон чудес: Больших: Заход солнца, превращающий западный небосклон в море огненных красок; ночное небо, усеянное звездами; лес, возвышающихся деревьев, пронизываемый лучами солнца; зубчатые горные хребты со сверкающими на солнце снежными вершинами; прибой взбудораженных штормами океанов: все это наполняет нас радостью и внушает благоговение.

Креационизм ( от латинского: Creatio – сотворение) на экране. Божественное зарождение жизни – гипотеза разумного замысла (Экран)

Я, апостол Петр, истинно говорю вам, верующим – постигайте истину через божественное откровение и веру. Верующему человеку не нужны доказательства божественного происхождения жизни, ему достаточно веры. Но я все же эти доказательства приведу. Возникновение жизни – это проявление воли Бога, об этом говорится в нашей Главной книге – Библии. В ней описаны этапы сотворения живых существ, в ней говорится об общечеловеческих ценностях, которыми живет человечество.

Человек — самая главная и сложнейшая сущность живого мира не имеет инструкции о том, как он запроектирован, какими обладает возможностями, с какой целью пребывает в мире, какие неисправности могут произойти в его организме, как, какими действиями их предупредить и какими действиями привести весь организм в норму? Но такого же быть не может.

И такая инструкция есть — это Библия, Коран и другие подобные мaнycкрипты.

Она продиктована Главным Творцом, Создателем, Отцом Небесным наших душ. В ней есть всё: как и из чего рождена Земля и Небо, как запроектировано все живое, сотворено и создано, включая человека, указано предназначение каждого рожденного существа и человека.

Записаны законы, заповеди, уставы, по которым живет всё живое и должен жить человек.

Одно из доказательств – ДНК. Такая сложная нерегулярная структура, напоминающая своим построением созданные человеком коды и даже язык, не могла появиться сама по себе.

ЭКРАН: ДНК Мы говорим о том, что ДНК мыши и ДНК человека схожи на 99 %. Разве не является ли этот факт доказательством того, что и человек и животные были созданы одним творцом?

Известный советский ученый, доктор наук, физик и математик О.В. Тупицын первым из отечественных ученых сумел доказать, что Вселенная, а вместе с ней и человек, сотворены Разумом, неизмеримо более могущественным, чем наш, - то есть Богом.

Видео: видеофрагмент (И сказал Бог…)

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя информацию, которая поместится в 20 млн. книг. Поэтому мы можем утверждать, что разум такого уровня не может быть развит в процессе эволюции. Зачем эволюции настолько сложный и развитый мозг, возможностями которого она не пользуется? Ответ напрашивается сам собой – чтобы жить вечно.

Еще одним доказательством Бога является мироточение икон и мощей святых. Состав миро до сих пор не определен. Ученые высказывают мнение, что человеку не стоит выходить за эту грань, многие из них, пытавшиеся прикоснуться к разгадке состава миро, не смогли сделать этого, сдерживаемые таинственной внутренней силой.

… Уже более 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы – знаки страданий Христовых. Они имеют вид кровавых ран на ладонях, на ступнях, кровавых полос на спине, следы от бичевания. Это подтверждается большим количеством человек – французский врач Амбер-Гурбе (19 век), доктор Марко Марнелли (Италия) и др.

Американскими учеными доказано, что в момент cмepти человека от его тела отделяется некое сферическое эфирное тело, вес которого всего лишь 23 грамма, т.е. то, что мы называем душой. И многими учеными высказываются мнения, что душа человека несет в себе нематериальную информацию о жизни человека, о добре и зле. Стрaнcтвуя по просторам Вселенной душа может сконцентрировать в себе часть знаний и памяти, усвоенной на Земле. По мнению большинства эзотерических учений, Луна станет следующей планетой, на которой разовьется жизнь, однако не в физической, а в духовной форме.

Я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент из фильма о Коране о сотворении человека Всевышним из глины.

Видеофрагмент 1 минута о сотворении из глины (фильм “Коран”)

Все это дает нам основание для утверждения о божественном происхождении жизни.

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" Эти слова идут на экране в виде титров

Вопросы учеников: Можно ли доказать научными способами процесс Божественного сотворения мира?

Ответ: Процесс Божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению и экспериментальному исследованию. Следовательно, с научной точки зрения гипотезу Божественного возникновения живого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Вопрос учителя: Можно задать справедливый вопрос - почему Бог допускает страдания людей, созданных им самим по образу своему? К сожалению, мы не смогли познать начала нашего мира, поэтому часто создаем мир абсурда. Говорим о вечных сущностях, но вещами называем узлы, чемоданы, предметы. Рассуждаем о вере, любви, совести, дьяволе, но определенно не знаем зачем нам даны эти сущности, в чем их смысл? Кругом нас существует природа, обратив взгляд на которую, мы видим ответы на все вопросы. Мы разpaбатываем различные технические средства и особо сложными гордится человечество, не задумываемся о том, что, возможно, точно также была сотворена и создана наша планета и все живое на ней.

Учитель: А теперь давайте совершим краткий экскурс в историю и окунемся мысленно в Древний Китай, Индию, Грецию. Я предоставляю слово представителям теории витализма.

Теория витализма

Витализм (от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой) – экран

Наш мир полон чудес:

Маленьких: Крошечная птичка-славка на своем пути в Южную Америку летит сначала в сторону Африки, высоко пересекая Атлантический океан. На высоте около 6000 метров она ловит поток воздуха, который несет её к Южной Америке. Руководимая миграционным инстинктом, она держит свой курс в течение нескольких дней на протяжении 4000 километров – окутанные в перышки 20 граммов храбрости! Нас охватывает восторг и удивление.

Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель придерживался теории спонтанного зарождения. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд - “лестницу природы” (scala naturae): “Ибо природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия” (Аристотель).

Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные “частицы” вещества содержат некое “активное начало”, которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также, например, в солнечном свете.

С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести; ее признавали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся "нечистой силе", но эта идея всё же продолжала существовать где-то на заднем плане в течение еще многих веков. В 1860 г. Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.

Вопрос ученикам: Как вы относитесь к этой теории сами, раз мы считаем, что она полностью опровергнута?

Ответ: Для того времени, когда жил и работал Аристотель, немецкий врач Шталь, эта теория была одной из важнейших и в любом случае, она способствовала развитию науки. Например, труды Л.Пастера, Ф. Реди и т.д.

Учитель: Мудрецы Древней Индии, Китая, Греции говорили о различных уровнях материи. Из самой “грубой” материи сотканы предметы привычного нам видимого мира. А информация о них содержится в невидимом мире из “тонкой” материи.

Сейчас уже можно считать доказанным существование мирового лептонного газа, пронизывающего все тела и во Вселенной и заполняющего “пустоту”. Он состоит из сверхлегких микрочастиц с массой от 10 в минус 40 – 10 в минус 30 степени граммов. В научной литературе описаны около десятка разновидностей таких частиц – это электроны, прозитроны, мюоны, таоны, нейтрино… Лептоны являются носителями человеческих мыслей и чувств, информации о предметах и явлениях материального мира. В МЛГ содержатся сведения обо всем, что было, естьи будет во Вселенной. Именно взаимодействием мирового лептонного газа с предметами материального мира и человеческим мозгом можно объяснить многие явления, которые до сих пор считались таниственными и нередко отрицались официальной наукой. Однако подтверждение теории биогенеза породило другую проблему. Коль скоро для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только теория стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос, а во всех других теориях подразумевается, что на какой-то стадии истории жизни произошел переход от неживого к живому.

Наш мир полон чудес:

Гениальных: Летучие мыши пользуются системой эхолокации; угри производят электричество; чайки опресняют морскую воду; осы изготавливают бумагу; термиты строят воздушные кондиционеры; осьминоги путешествуют с помощью реактивного двигателя; птицы плетут или строят многоквартирные дома; муравьи занимаются садоводством, шитьем и животноводством; светляки имеют встроенные в тело фонари. Такая гениальность вызывает в нас восхищение.

ВСЕЛЕННАЯ СТАЦИОНАРНОГО СОСТОЯНИЯ

1948 году три британских астрофизика, Герман Бонди, Томас Голд и Фред Хойл, в противовес теории начала выдвинули теорию "непрерывного творения".

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.

Согласно этой теории, виды также никогда не возникали, они существовали всегда и у каждого вида есть лишь две возможности либо изменение численности, либо вымирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным кистеперыe ЭКРАН: вымерли в конце мелового периода, 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и в этом случае весьма вероятно, что он окажется неверным. Используя палеонтологические данные для подтверждения теории стационарного состояния, ее немногочисленные сторонники интерпретируют появление ископаемых остатков в экологическом аспекте. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.

Вопрос:  В чем состоит основное противоречие между теорией стационарного состояния и теорией эволюции?

Ответ: Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи, и она наиболее подробно разработана именно в этом направлении.

Итак, теория панcпepмии: Наш мир полон чудес: Простых: Под старость мы сосредоточиваем свое внимание на простых вещах, которые мы так часто считали само собой разумеющимися: улыбка, прикосновение руки, любезное слово, маленький цветок, пение птиц, тепло Солнца.

ПАНСПЕРМИЯ: Гипотеза панcпepмии была выдвинута в ХІХ в. Г. Рихтером - жизнь занесена на нашу планету из космоса. В бывшем СССР официальной наукой признавалась только „материалистическая теория происхождения жизни” А.И. Опарина и примыкающие к ней работы. Речь шла о развитии клеток из так называемых коацерватных капель в водах Первичного океана. За рубежом же ещё ранее была высказана гипотеза С. Аррениуса о случайном занесении на Землю жизни из космоса, получившая название гипотезы панcпepмии.

Интересно, что и наш великий соотечественник В.И. Вернадский тоже стоял на позициях панcпepмии. „Опираясь на почву точно установленных фактов, он не допускал ни божественного вмешательства, ни земного происхождения жизни. Он перенёс возникновение жизни за пределы Земли”.

А как можно зародить жизнь на Марсе: Ответы учеников. “Сначала на Марс должны быть направлены такие микроорганизмы, которые, питаясь неорганическими веществами грунта и обосновавшись в его подповерхностном слое, способствовали бы созданию органической биомассы. Вслед за ними на Марс будут доставлены микроорганизмы, чья жизнедеятельность обеспечит выработку аммиака и других малых газовых добавок к атмосфере планеты. Все это должно привести к усилению "парникового" эффекта в атмосфере и повышению температуры до плюсовой, при которой вода на поверхности планеты сможет устойчиво существовать в жидком состоянии”.

Учитель: Окружающий нас мир перестает быть понятным – понятным с точки зрения естествознания 19 века, которое является фундаментом современной науки. За последнее столетие обнаружено огромное количество новых фактов, но объяснить многие их этих фактов и построить на их основании сколько–нибудь связные теории наука не в состоянии. Иными словами, чем больше мы узнаем, тем меньше знаем. А ведь еще со времен глубокой древности люди знали, что Истина скрыта от людей и постичь её можно только интуицией.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И гoлyбые небеса,
Где пруд, река, озера, лес,
Полно таинственных чудес.

Когда мы задумываемся обо всем этом – о больших вещах, от которых захватывает дух, о маленьких, которые приводят нас в восхищение, о гениальном, очаровывающем нас, и о простом, которое мы ценим с опозданием, - то чему мы приписываем такие вещи? Как можно все это объяснить? Откуда все произошло?

На экране портрет Ч.Дарвина. На экране идут титры:

"Если мы позволим дать себе волю воображения, может вдруг оказаться, что животные - наши братья по боли, болезням, cмepти, страданиям и бедствиям, наши paбы в самой тяжелой работе, спутники в развлечениях - разделяют с нами происхождение от общего предка - и все мы слеплены из той же глины".

Основные положения теории Дарвина и значение ее для науки.

1. Каждый вид способен к неограниченному размножению.

2. Ограниченность жизненных ресурсов препятствует реализации потенциальной возможности беспредельного размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за существование и не оставляет потомства.

3. Гибель или успех в борьбе за существование носят избирательный хаpaктер. Организмы одного вида отличаются друг от друга совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, которые имеют наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т.е. лучше приспособлены.

4. Под действием естественного отбора, происходящего в разных условиях, группы особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей приобретают настолько существенные отличия, что превращаются в новые виды.

Крупнейшие ученые в разных странах способствовали распространению эволюционной теории Дарвина, защищали ее от нападок и сами вносили вклад в ее дальнейшее развитие. Дарвинизм оказал сильнейшее влияние не только на биологию и естественные науки, но и на общечеловеческую культуру, способствуя развитию естественнонаучных взглядов на возникновение и развитие живой природы и самого человека.

Учитель: Какое понятие жизни вы бы дали сейчас, прослушав различные гипотезы ее возникновения

Домашнее задание: написать эссе о жизни с точки зрения наиболее важной для вас гипотезы ее возникновения

Мы прослушали различные теории зарождения жизни, очень много мы узнали на предыдущих уроках, поэтому давайте проверим наши знания.

Компьютерное тестирование:

Давайте подведем итоги нашего урока и сделаем некоторые выводы:

Некоторым из вас была дано домашнее задание составить в форме презентации ответы на вопросы:

  1. В чем заключается ценность жизни?
  2. В чем смысл человеческой жизни?
  3. Почему нужно беречь жизнь?

Жизнь – это лишь искра в бескрайней тьме: появится, померцает и исчезнет навсегда. По сравнению с бесконечностью времени срок человеческой жизни лишь исчезающе краткое мгновенье, но это все, что нам здесь дано.

Поэтому надо вести свою жизнь в свете вечности и тратить время и таланты на дела, обладающие вечной ценностью.

Есть такая легенда – о птице, что поет лишь раз за всю свою жизнь, но зато она прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается гpyдью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах.

Всмотритесь – подлинная жизнь рядом с вами. Она в цветах на лужайке; в ящерице, которая греется на солнышке у вас на балконе; в детях, которые с нежностью смотрят на мать; в целующихся влюбленных; во всех этих домишках, где люди пытаются работать, любить, веселиться. Нет ничего важнее этих скромных судеб. Их сумма и составляет человечество.

Андре Моруа (Эмиль Герцог) – французский писатель

“Не пройти бы мимо” на фоне музыки

“Что ты хочешь? Ответь! –
Жизнь спросила меня.-
Или что-то иметь?
Или что-то понять?!
… Нет, я злато менять
Не желаю на медь:
Мне важнее понять,
А не что-то иметь.
Обойдусь без богатства
Но, судьба, мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли!
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь!
И людское участье
Ощутить мне позволь!
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье
Человечьей души!
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня!
Не принять клочья дыма
За сиянье огня!
Мне б у самых пытливых
Мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне –
Уменье понять.
Лишь такому богатству
Нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться
До любой глубины!
В.Чистикова

Экран: на фоне музыки – видео с классного часа

Я очень рад за вас. Ибо перед вами открывается дорога, ведущая к такому счастью, от которого захватывает дух: к счастью познания мира, Вселенной, познанию своей души, познанию жизни.

Но сознавая жизни быстротечность,
Он так живет – наперекор всему, -
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему

Экран: Люби жизнь, и жизнь тоже полюбит тебя. А.Рубинштейн

...Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля. Антуан де Сент-Экзюпери


Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

17 08 2022 11:26:20

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

16 08 2022 13:53:25

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

15 08 2022 23:24:51

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

14 08 2022 0:47:50

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

13 08 2022 1:12:46

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

12 08 2022 12:53:47

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

11 08 2022 13:41:13

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

      Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

10 08 2022 13:46:49

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

09 08 2022 2:51:44

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

08 08 2022 4:14:13

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

07 08 2022 19:28:32

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

06 08 2022 12:53:58

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

05 08 2022 19:53:15

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

04 08 2022 5:58:35

Решение задач по молекулярной биологии


    Решение задач по молекулярной биологии

      Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

03 08 2022 13:59:39

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

02 08 2022 14:37:18

Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"


    Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"

      Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...

01 08 2022 22:45:48

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

31 07 2022 22:29:34

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

30 07 2022 2:51:29

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

29 07 2022 6:11:12

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"


    Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

      Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

28 07 2022 7:19:42

Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс


    Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

      Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....

27 07 2022 5:20:13

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

26 07 2022 20:15:24

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

25 07 2022 22:57:22

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"


    Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

      Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

24 07 2022 1:49:24

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)


    Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

      Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

23 07 2022 18:30:13

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

22 07 2022 15:30:57

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

21 07 2022 12:19:16

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

20 07 2022 1:43:35

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

19 07 2022 13:26:41

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

18 07 2022 18:25:13

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

17 07 2022 17:15:18

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"


    Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

      Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

16 07 2022 4:39:49

Генетика Биология

Генетика  Биология Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

15 07 2022 10:55:24

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

14 07 2022 16:51:41

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

13 07 2022 11:38:43

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

12 07 2022 4:30:36

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс


    Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

      Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

11 07 2022 1:20:43

Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

      На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....

10 07 2022 16:45:29

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

09 07 2022 19:15:14

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

08 07 2022 20:40:17

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

07 07 2022 1:31:37

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко


    Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

      Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

06 07 2022 15:22:27

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

05 07 2022 1:48:10

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

04 07 2022 5:31:17

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

03 07 2022 10:19:51

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

02 07 2022 16:55:10

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

01 07 2022 1:20:19

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

30 06 2022 9:50:38

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"


    Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

      Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

29 06 2022 1:14:22

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::