Информационные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Информационные технологии на уроках биологии


Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и развития представителей класса Базидиомицеты. Дать понятие о полезных, вредных и о ядовитых грибах, правилах их сбора и употрeбления.
  • развивающие: расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно-коммуникативные и проектные технологии
  • общеучебные:

а) учебно-организационные: составлять схемы, таблицы.
б) учебно-интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно-информационные: пользоваться компьютером.

  • воспитательная: воспитание бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Методы:

  1. по хаpaктеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые: проекты учащихся.
  2. по виду источника знаний: словесно-наглядные
  3. по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа

Тип урока:

  • по основной дидактической цели: изучение нового материала.
  • по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
  • по форме проведения: урок – путешествие.

Средства обучения: локальная компьютерная сеть, мультимедиа, библиотека электронных наглядных пособий “Биология 6–9 класс”, лабораторный пpaктикум по биологии тема “Шляпочные грибы”, мультимедийная презентация, таблицы, муляжи грибов, выставка книг о грибах: Б.В. Андрест “Грибное лукошко”, Н.Н. Смирнов, В.Н. Ручкин “Грибы сибирского леса”, энциклопедия Аванта + “Биология” и т.д.

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контроль

Приложение

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель: Известно ли вам такое понятие “тихая охота”? Что это за увлечение? Для того чтобы разрешить ваше затруднение, эту проблему, давайте совершим путешествие по царству Грибы в великую страну Базидиомицетию.

2. Изучение нового материала

Станция  "Систематическая"

Учитель: Давайте посмотрим, систематическое положение базидиомицетов.

ЦАРСТВО ГРИБЫ отдел настоящие грибы класс базидиомицеты

К грибам относят до 100 тыс. видов, в том числе более 100 видов считаются съедобными. В настоящее время многие учёные выделяют грибы в особое царство живых организмов. Они сочетают признаки растений и животных.

Напишите в тетради, какие признаки растений и животных, по вашему мнению, хаpaктерны для грибов.

Учитель: Давайте проверим: как растения грибы неподвижны, имеют неограниченный верхушечный рост, способны к синтезу витаминов, имеют клеточную стенку и др. как животные питаются готовыми органическими веществами, имеют особое вещество хитин в клеточных стенках, не имеют пластид, поэтому не способны к фотосинтезу. [3]

Станция "Историческая"

Наука о грибах возникла очень давно и называется микология. Первые сведение о грибах появились в IV веке до н.э. в трудах Аристотеля. Его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей и сморчков. Гиппократ в V веке до н.э. составил большой перечень грибов, употрeбляемых в пищу.

Эти дары природы с глубокой древности привлекали людей своими вкусовыми качествами. На сбор грибов с наступлением сезона уходили целыми деревнями. Потом огромный караван, гружённый сушеными, солёными и, конечно же, свежими грибами отправлялся в города, везя драгоценный груз.

Грибной столицей Руси считали Судиславль Костромской губернии. [4] [5]

Станция "Мистическая"

Учитель: С древних пор люди обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное – внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно её кто-то вытоптал. В старину такие грибы не собирали. Суеверные люди связывали это явление с нечистой силой. В Голландии эти круги считались местом, где черти сбивали масло, в Швеции – местом хранения заколдованных кладов, в Германии – местом пляски ведьм. Отсюда и пошло название – “ведьмины круги”.<Рис 1>

Учитель: Как вы думаете, с чем связано такое расположение грибов с современной точки зрения?

Учащиеся: Не знаем

Учитель: Правильно, сейчас вы затрудняетесь дать ответ на этот вопрос. Что нужно сделать, чтобы на него ответить?

Учащиеся: Изучить особенности строения и жизнедеятельности грибов.

Станция "Строительная"

Учитель: Тело большинства грибов состоит из многочисленных ветвящихся нитей (гифов), образующих грибницу или мицелий, которые развиваются в почве, внутри или на поверхности определённого субстрата. Большинству из нас наиболее знакомы шляпочные грибы (белые, подосиновики, подберёзовики, грузди и другие) грибница которых образует плодовые тела, состоящие из пенька (ножки) и шляпки. <Рис. 2>

А теперь давайте познакомимся с классификацией шляпочных грибов. Грибы делятся на пластинчатые и трубчатые. Как выдумаете почему?

Учащиеся: Потому что у них под шляпкой есть пластинки или трубочки. [3]

(Анимация “Строение шляпочного гриба” из библиотеки электронных наглядных пособий “Биология 6–9 класс” или таблица “Строение гриба”.)

Станция "Симбиотическая"

Учитель: Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определённым древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Они образуют с их корнями микоризу (“грибокорень”). Гифы грибницы оплетают корни дерева и как организмы – симбионты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Грибы снабжают растения элементами минерального питания, в первую очередь фосфором, соединения которого в почве малодоступны; растения делятся с грибами углеводами, которые те из за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами. Так подосиновики растут чаще всего под осинами, но встречается под берёзами, а белый гриб образует микоризу с 52 видами деревьев. А какие ещё примеры симбиоза грибов вы знаете? [3]

Учащиеся: Подберёзовики, дубовики, грузди и другие.

Станция "Схематическая"

Учитель: Используя учебник, рассмотрите, особенности размножения и раз-вития шляпочных грибов. Сверните информацию в виде схем. <Приложенние 1>

(Демонстрация таблицы “Грибы”, муляжей грибов, рисунков учащихся.) [3]

Станция "Ростовая"

Учитель: Когда сравнивают очень быстрый рост детей, то говорят: “Растут, как грибы”. Грибы действительно растут очень быстро.

Давайте заслушаем проект №1 “Особенности роста грибов”. Большинство грибов вырастает за 3–5 дней до средних размеров, и продолжает расти 10–15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1–1,5 см. Медленнее всех растет белый гриб, но увеличение массы за 1 день у него самое большое. Так, если осиновик на четвертый день имеет массу 74 г, а сыроежка 12 г, то белый гриб – 160 г. В целом трубчатые грибы растут относительно быстро, а опята и лисички медленнее. Особенно быстрым ростом отличается веселка обыкновенная, или сморчок вонючий: за 1 час вырастает гриб с шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, растущие буквально на глазах, – за каких-нибудь 2 часа они достигают полуметровой высоты. Растут грибы что в ночное, что в дневное время с одинаковой скоростью. В решающей степени темпы роста грибов зависят от температуры и влажности почвы и воздуха. Наиболее благоприятна температура в лесу около 22° С, а влажность 80–85%. Излишнюю влажность и жаркую погоду грибы не любят. В теплую, но не жаркую погоду они растут быстрее, чем в холодную. Отмечается значительное усиление роста грибов после теплых тихих дождей, появления туманов. Низкая влажность воздуха и сухость почвы вызывают прекращение их роста. [5]

Станция "Проблемная"

Учитель: Теперь давайте вернёмся к вопросу, оставшемуся без ответа. Попробуйте объяснить, используя новые знания, почему возникают круги грибов?

Учащиеся: Современные ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. Грибница потрeбляет большое количество питательных веществ, как органических, так и неорганических, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становится дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растёт трава. [4]

Учитель: Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров: до 200 и более метров в диаметре. В течение года грибница нарастает на 10–12 см. Поэтому “ведьмин круг” диаметром 75 см может достигать возраста 100 и более лет. [4]

Станция "Увлекательная"

Учитель: А сейчас мы узнаем, какие грибы вредные, ядовитые и съедобные.

Проект №2 “Вредные грибы”.

В наших лесах встречается вредный гриб – трутовик. Гифы его грибницы закупоривают проводящие сосуды дерева, и оно постепенно засыхает. Попадают споры в том случае, если рану дерева затирать почвой, заражённой этим грибом. Подобным образом губит деревья берёзовый гриб – чага.<Рис. 3>

Проект №3 “Ядовитые грибы”

Самым ядовитым и cмepтельно опасным грибом считают бледную поганку. Она отличается от сыроежки тем, что пластинки её зелёного цвета. Молодые бледные поганки (в отличие от съедобных зелёной сыроежки и шампиньона) покрыты общей белой плёнкой, которая по мере вырастания гриба становится прикорневым чехлом и кольцом вокруг ножки.

Опасен для жизни человека мухомор с его ярко – красной, как у Красной шапочки шляпкой с белыми пятнышками.

У ядовитого ложного опёнка нет кольца на ножке, а нижняя сторона шляпки зеленовато – серая.

Ядовитый ложный валуй не имеет рубчатой шляпки.

Ядовитая ложная лисичка окрашена более ярко, у неё крупные красно – оранжевые пластинки.

Ядовитый желчный гриб розовеет на срезе, белый цвета не меняет, а подберёзовик темнеет со временем.

Ядовитый перечный гриб на срезе краснеет, а схожий с ним съедобные моховик синеет, а масленок не меняет окраски. [1] <Рис. 4 >

Проект № 4 “Съедобные грибы”

К полезным и съедобным можно отнести такие грибы как белый гриб, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, моховик, грузди, опята, лисички, волнушки, рыжики и др. [2] <Рис. 5>

(Демонстрация рисунков “Многообразие грибов”, “Пластинчатые шляпочные грибы” библиотеки электронных наглядных пособий, муляжей грибов или таблицы “Съедобные и несъедобные грибы”.)

Станция "Грибников"

Учитель: Какие правила сбора грибов знаете вы, ребята? Прежде чем собирать грибы в лукошко надо познакомиться с нашей памяткой для грибников.

Памятка для грибников

Собирать нужно только те грибы, которые хорошо знаете.

  1. Грибы нельзя вырывать “с корнем”, чтобы не нарушить грибницу, их нужно аккуратно срезать ножом. Нельзя переворачивать, разгрeбaть и раскидывать лесную подстилку. Под жаркими солнечными лучами грибница высохнет и погибнет. Разрывание 1 м2 почвы губит грибницу, которая росла 10 лет. Сгорает она и в огне пожаров. И очень долго на этом месте не будет грибов.
  2. Собранные грибы нужно укладывать шляпками вниз в тару, где они не будут крошиться и мяться. Грибы с длинными ножками лучше складывать боком.
  3. Лучше всего собирать грибы рано утром.
  4. Больше всего грибов растет с северной стороны дерева. Если лето сухое, то грибы растут ближе к деревьям, а во влажное – подальше.
  5. Не пробуйте на вкус сырые грибы
  6. Не употрeбляйте в пищу перезрелые, дряблые и испорченные грибы.[2]

Станция "Скорая Помощь"

Учитель: Первая помощь при отравлении грибами.

  1. При первых признаках отравления (тошнота, боли в животе, иногда кровавый понос, сильная жажда, общая слабость, судороги ) следует немедленно вызвать скорую помощь или доставить пострадавшего в больницу.
  2. До прибытия врача необходимо очистить желудок и кишечник пострадавшего от пищи, дав ему 4-5 стаканов холодной кипячёной воды или содового раствора (одна чайная ложка питьевой соды на стакан кипячёной воды). Затем нужно вызвать рвоту. Эту процедуру повторить несколько раз и дать слабительное.
  3. До приезда врача больной должен находиться в постели. [1]

Станция "Диагностическая"

Учитель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Скажите, что же за занятие такое существует названное “тихая охота”

Учащиеся: Это сбор грибов.

Учитель: А теперь давайте, ребята, проверим свои знания.

Компьютерная лабораторная работа “Шляпочные грибы”

(лабораторный пpaктикум по биологии лаборатория классификация и систематика или подготовить папку с проверочными заданиями)

1. Какой их перечисленных признаков сближает грибы с растениями?

– растут неограниченно – имеют в клетках хитин – выделяют мочевину
– питаются готовыми органическими веществами

2. Какое запасное вещество откладывается в грибных клетках?

– белок
– гликоген
– крахмал

3. Симбиоз – это

– заболевание человека, возбудителем которого является гриб
– способ питания, хаpaктерный для грибов
– один из видов бесполого размножения
– разные формы совместного существования разноимённых организмов, при котором один из партнеров (или оба) в определённой степени возлагает на другого (или друг на друга) задачу регуляции своих отношений с внешней средой.

4. По внешнему виду гриба назвать все его части. (рисунок)

5. Найти соответствие плодовых тел и хаpaктеристик

а) плодовое тело в виде шляпки на ножке. Нижний слой шляпки образует пластинки.
б) плодовое тело подковообразное без ножки. Нижний слой плодового тела образует трубочки.
в) плодовое тело шляпки на ножке. Нижний слой плодового тела образует трубочки.

6. Найти среди рисунков грибы съедобные и несъедобные.

7. Основное правило употрeбления грибов

– только те, которые я хорошо знаю и умею отличать от ядовитых, свежие и не червивые.
– большие старые подберёзовики
– нарисованные под заголовком “Съедобные ” в газете для дачников.
– все, кроме мухоморов – похожие на сыроежку

8. Как помочь человеку, который отравился грибами?

– позвонить в “Скорую помощь”
– промыть желудок дать питьё и вызвать рвоту
– лечить пострадавшего на дому народными средствами
– дать обильное теплое питьё – дать аспирин

3. Рефлексия

Учитель: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Как вы считаете, достигли мы своей цели? Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?

Домашнее задание

НУВпрочитать и пересказать материал, ответить на вопросы.

СУВ составить кроссворды о грибах.

ВУВподготовить сообщения о грибах, используемых человеком. Найти рецепты блюд из грибов.

Литература

  1. Андрест Б.В. “Грибное лукошко”. – Омск, 1986.
  2. Смирнов Н.Н., Ручкин В.Н. “Грибы сибирского леса”. – Омск, 1986.
  3. Сонин Н.И., Захаров В.Д. “Биология 7 класс”. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1978.
  5. Энциклопедия Аванта + “Биология”. – М., 2006.


Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

06 02 2023 20:11:58

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"


    Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

      В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

05 02 2023 12:11:53

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

04 02 2023 5:32:57

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

03 02 2023 15:48:43

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

02 02 2023 13:13:44

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

01 02 2023 7:33:47

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

31 01 2023 11:11:19

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

30 01 2023 3:21:16

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

      Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

29 01 2023 8:30:47

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

28 01 2023 2:59:47

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

      ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....

27 01 2023 14:51:29

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

26 01 2023 22:41:56

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

25 01 2023 8:28:16

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

24 01 2023 20:24:50

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"


    Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

      Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

23 01 2023 4:58:45

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

22 01 2023 4:16:16

Интегрированные уроки «Информатика и экология»


    Интегрированные уроки «Информатика и экология»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

21 01 2023 18:12:41

Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"


    Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"

      На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...

20 01 2023 22:41:15

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

19 01 2023 22:47:36

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

18 01 2023 15:45:25

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

17 01 2023 10:57:34

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

16 01 2023 19:49:21

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

15 01 2023 13:19:45

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

14 01 2023 0:58:48

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

13 01 2023 13:33:26

Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"


    Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"

      Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....

12 01 2023 5:38:30

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

11 01 2023 10:24:36

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

10 01 2023 15:15:34

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

09 01 2023 14:42:11

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

08 01 2023 11:47:53

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

07 01 2023 21:20:47

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

06 01 2023 4:28:45

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

05 01 2023 1:31:15

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

04 01 2023 16:17:35

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

03 01 2023 8:20:16

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

02 01 2023 6:49:56

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

01 01 2023 5:58:52

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

31 12 2022 17:21:29

Известное и неизвестное в мире животных


    Известное и неизвестное в мире животных

      Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение. ...

30 12 2022 20:56:26

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки


    Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

      В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

29 12 2022 3:15:20

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

28 12 2022 8:59:12

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

27 12 2022 18:41:34

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

26 12 2022 23:15:56

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

25 12 2022 5:46:54

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

24 12 2022 6:30:50

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

23 12 2022 7:58:57

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности


    Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

      Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

22 12 2022 14:52:45

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

21 12 2022 19:14:17

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

20 12 2022 8:28:39

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

19 12 2022 11:11:21

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::