Информационные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Информационные технологии на уроках биологии


Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и развития представителей класса Базидиомицеты. Дать понятие о полезных, вредных и о ядовитых грибах, правилах их сбора и употрeбления.
  • развивающие: расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно-коммуникативные и проектные технологии
  • общеучебные:

а) учебно-организационные: составлять схемы, таблицы.
б) учебно-интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно-информационные: пользоваться компьютером.

  • воспитательная: воспитание бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Методы:

  1. по хаpaктеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые: проекты учащихся.
  2. по виду источника знаний: словесно-наглядные
  3. по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа

Тип урока:

  • по основной дидактической цели: изучение нового материала.
  • по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
  • по форме проведения: урок – путешествие.

Средства обучения: локальная компьютерная сеть, мультимедиа, библиотека электронных наглядных пособий “Биология 6–9 класс”, лабораторный пpaктикум по биологии тема “Шляпочные грибы”, мультимедийная презентация, таблицы, муляжи грибов, выставка книг о грибах: Б.В. Андрест “Грибное лукошко”, Н.Н. Смирнов, В.Н. Ручкин “Грибы сибирского леса”, энциклопедия Аванта + “Биология” и т.д.

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контроль

Приложение

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель: Известно ли вам такое понятие “тихая охота”? Что это за увлечение? Для того чтобы разрешить ваше затруднение, эту проблему, давайте совершим путешествие по царству Грибы в великую страну Базидиомицетию.

2. Изучение нового материала

Станция  "Систематическая"

Учитель: Давайте посмотрим, систематическое положение базидиомицетов.

ЦАРСТВО ГРИБЫ отдел настоящие грибы класс базидиомицеты

К грибам относят до 100 тыс. видов, в том числе более 100 видов считаются съедобными. В настоящее время многие учёные выделяют грибы в особое царство живых организмов. Они сочетают признаки растений и животных.

Напишите в тетради, какие признаки растений и животных, по вашему мнению, хаpaктерны для грибов.

Учитель: Давайте проверим: как растения грибы неподвижны, имеют неограниченный верхушечный рост, способны к синтезу витаминов, имеют клеточную стенку и др. как животные питаются готовыми органическими веществами, имеют особое вещество хитин в клеточных стенках, не имеют пластид, поэтому не способны к фотосинтезу. [3]

Станция "Историческая"

Наука о грибах возникла очень давно и называется микология. Первые сведение о грибах появились в IV веке до н.э. в трудах Аристотеля. Его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей и сморчков. Гиппократ в V веке до н.э. составил большой перечень грибов, употрeбляемых в пищу.

Эти дары природы с глубокой древности привлекали людей своими вкусовыми качествами. На сбор грибов с наступлением сезона уходили целыми деревнями. Потом огромный караван, гружённый сушеными, солёными и, конечно же, свежими грибами отправлялся в города, везя драгоценный груз.

Грибной столицей Руси считали Судиславль Костромской губернии. [4] [5]

Станция "Мистическая"

Учитель: С древних пор люди обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное – внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно её кто-то вытоптал. В старину такие грибы не собирали. Суеверные люди связывали это явление с нечистой силой. В Голландии эти круги считались местом, где черти сбивали масло, в Швеции – местом хранения заколдованных кладов, в Германии – местом пляски ведьм. Отсюда и пошло название – “ведьмины круги”.<Рис 1>

Учитель: Как вы думаете, с чем связано такое расположение грибов с современной точки зрения?

Учащиеся: Не знаем

Учитель: Правильно, сейчас вы затрудняетесь дать ответ на этот вопрос. Что нужно сделать, чтобы на него ответить?

Учащиеся: Изучить особенности строения и жизнедеятельности грибов.

Станция "Строительная"

Учитель: Тело большинства грибов состоит из многочисленных ветвящихся нитей (гифов), образующих грибницу или мицелий, которые развиваются в почве, внутри или на поверхности определённого субстрата. Большинству из нас наиболее знакомы шляпочные грибы (белые, подосиновики, подберёзовики, грузди и другие) грибница которых образует плодовые тела, состоящие из пенька (ножки) и шляпки. <Рис. 2>

А теперь давайте познакомимся с классификацией шляпочных грибов. Грибы делятся на пластинчатые и трубчатые. Как выдумаете почему?

Учащиеся: Потому что у них под шляпкой есть пластинки или трубочки. [3]

(Анимация “Строение шляпочного гриба” из библиотеки электронных наглядных пособий “Биология 6–9 класс” или таблица “Строение гриба”.)

Станция "Симбиотическая"

Учитель: Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определённым древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Они образуют с их корнями микоризу (“грибокорень”). Гифы грибницы оплетают корни дерева и как организмы – симбионты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Грибы снабжают растения элементами минерального питания, в первую очередь фосфором, соединения которого в почве малодоступны; растения делятся с грибами углеводами, которые те из за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами. Так подосиновики растут чаще всего под осинами, но встречается под берёзами, а белый гриб образует микоризу с 52 видами деревьев. А какие ещё примеры симбиоза грибов вы знаете? [3]

Учащиеся: Подберёзовики, дубовики, грузди и другие.

Станция "Схематическая"

Учитель: Используя учебник, рассмотрите, особенности размножения и раз-вития шляпочных грибов. Сверните информацию в виде схем. <Приложенние 1>

(Демонстрация таблицы “Грибы”, муляжей грибов, рисунков учащихся.) [3]

Станция "Ростовая"

Учитель: Когда сравнивают очень быстрый рост детей, то говорят: “Растут, как грибы”. Грибы действительно растут очень быстро.

Давайте заслушаем проект №1 “Особенности роста грибов”. Большинство грибов вырастает за 3–5 дней до средних размеров, и продолжает расти 10–15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1–1,5 см. Медленнее всех растет белый гриб, но увеличение массы за 1 день у него самое большое. Так, если осиновик на четвертый день имеет массу 74 г, а сыроежка 12 г, то белый гриб – 160 г. В целом трубчатые грибы растут относительно быстро, а опята и лисички медленнее. Особенно быстрым ростом отличается веселка обыкновенная, или сморчок вонючий: за 1 час вырастает гриб с шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, растущие буквально на глазах, – за каких-нибудь 2 часа они достигают полуметровой высоты. Растут грибы что в ночное, что в дневное время с одинаковой скоростью. В решающей степени темпы роста грибов зависят от температуры и влажности почвы и воздуха. Наиболее благоприятна температура в лесу около 22° С, а влажность 80–85%. Излишнюю влажность и жаркую погоду грибы не любят. В теплую, но не жаркую погоду они растут быстрее, чем в холодную. Отмечается значительное усиление роста грибов после теплых тихих дождей, появления туманов. Низкая влажность воздуха и сухость почвы вызывают прекращение их роста. [5]

Станция "Проблемная"

Учитель: Теперь давайте вернёмся к вопросу, оставшемуся без ответа. Попробуйте объяснить, используя новые знания, почему возникают круги грибов?

Учащиеся: Современные ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. Грибница потрeбляет большое количество питательных веществ, как органических, так и неорганических, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становится дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растёт трава. [4]

Учитель: Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров: до 200 и более метров в диаметре. В течение года грибница нарастает на 10–12 см. Поэтому “ведьмин круг” диаметром 75 см может достигать возраста 100 и более лет. [4]

Станция "Увлекательная"

Учитель: А сейчас мы узнаем, какие грибы вредные, ядовитые и съедобные.

Проект №2 “Вредные грибы”.

В наших лесах встречается вредный гриб – трутовик. Гифы его грибницы закупоривают проводящие сосуды дерева, и оно постепенно засыхает. Попадают споры в том случае, если рану дерева затирать почвой, заражённой этим грибом. Подобным образом губит деревья берёзовый гриб – чага.<Рис. 3>

Проект №3 “Ядовитые грибы”

Самым ядовитым и cмepтельно опасным грибом считают бледную поганку. Она отличается от сыроежки тем, что пластинки её зелёного цвета. Молодые бледные поганки (в отличие от съедобных зелёной сыроежки и шампиньона) покрыты общей белой плёнкой, которая по мере вырастания гриба становится прикорневым чехлом и кольцом вокруг ножки.

Опасен для жизни человека мухомор с его ярко – красной, как у Красной шапочки шляпкой с белыми пятнышками.

У ядовитого ложного опёнка нет кольца на ножке, а нижняя сторона шляпки зеленовато – серая.

Ядовитый ложный валуй не имеет рубчатой шляпки.

Ядовитая ложная лисичка окрашена более ярко, у неё крупные красно – оранжевые пластинки.

Ядовитый желчный гриб розовеет на срезе, белый цвета не меняет, а подберёзовик темнеет со временем.

Ядовитый перечный гриб на срезе краснеет, а схожий с ним съедобные моховик синеет, а масленок не меняет окраски. [1] <Рис. 4 >

Проект № 4 “Съедобные грибы”

К полезным и съедобным можно отнести такие грибы как белый гриб, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, моховик, грузди, опята, лисички, волнушки, рыжики и др. [2] <Рис. 5>

(Демонстрация рисунков “Многообразие грибов”, “Пластинчатые шляпочные грибы” библиотеки электронных наглядных пособий, муляжей грибов или таблицы “Съедобные и несъедобные грибы”.)

Станция "Грибников"

Учитель: Какие правила сбора грибов знаете вы, ребята? Прежде чем собирать грибы в лукошко надо познакомиться с нашей памяткой для грибников.

Памятка для грибников

Собирать нужно только те грибы, которые хорошо знаете.

  1. Грибы нельзя вырывать “с корнем”, чтобы не нарушить грибницу, их нужно аккуратно срезать ножом. Нельзя переворачивать, разгрeбaть и раскидывать лесную подстилку. Под жаркими солнечными лучами грибница высохнет и погибнет. Разрывание 1 м2 почвы губит грибницу, которая росла 10 лет. Сгорает она и в огне пожаров. И очень долго на этом месте не будет грибов.
  2. Собранные грибы нужно укладывать шляпками вниз в тару, где они не будут крошиться и мяться. Грибы с длинными ножками лучше складывать боком.
  3. Лучше всего собирать грибы рано утром.
  4. Больше всего грибов растет с северной стороны дерева. Если лето сухое, то грибы растут ближе к деревьям, а во влажное – подальше.
  5. Не пробуйте на вкус сырые грибы
  6. Не употрeбляйте в пищу перезрелые, дряблые и испорченные грибы.[2]

Станция "Скорая Помощь"

Учитель: Первая помощь при отравлении грибами.

  1. При первых признаках отравления (тошнота, боли в животе, иногда кровавый понос, сильная жажда, общая слабость, судороги ) следует немедленно вызвать скорую помощь или доставить пострадавшего в больницу.
  2. До прибытия врача необходимо очистить желудок и кишечник пострадавшего от пищи, дав ему 4-5 стаканов холодной кипячёной воды или содового раствора (одна чайная ложка питьевой соды на стакан кипячёной воды). Затем нужно вызвать рвоту. Эту процедуру повторить несколько раз и дать слабительное.
  3. До приезда врача больной должен находиться в постели. [1]

Станция "Диагностическая"

Учитель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Скажите, что же за занятие такое существует названное “тихая охота”

Учащиеся: Это сбор грибов.

Учитель: А теперь давайте, ребята, проверим свои знания.

Компьютерная лабораторная работа “Шляпочные грибы”

(лабораторный пpaктикум по биологии лаборатория классификация и систематика или подготовить папку с проверочными заданиями)

1. Какой их перечисленных признаков сближает грибы с растениями?

– растут неограниченно – имеют в клетках хитин – выделяют мочевину
– питаются готовыми органическими веществами

2. Какое запасное вещество откладывается в грибных клетках?

– белок
– гликоген
– крахмал

3. Симбиоз – это

– заболевание человека, возбудителем которого является гриб
– способ питания, хаpaктерный для грибов
– один из видов бесполого размножения
– разные формы совместного существования разноимённых организмов, при котором один из партнеров (или оба) в определённой степени возлагает на другого (или друг на друга) задачу регуляции своих отношений с внешней средой.

4. По внешнему виду гриба назвать все его части. (рисунок)

5. Найти соответствие плодовых тел и хаpaктеристик

а) плодовое тело в виде шляпки на ножке. Нижний слой шляпки образует пластинки.
б) плодовое тело подковообразное без ножки. Нижний слой плодового тела образует трубочки.
в) плодовое тело шляпки на ножке. Нижний слой плодового тела образует трубочки.

6. Найти среди рисунков грибы съедобные и несъедобные.

7. Основное правило употрeбления грибов

– только те, которые я хорошо знаю и умею отличать от ядовитых, свежие и не червивые.
– большие старые подберёзовики
– нарисованные под заголовком “Съедобные ” в газете для дачников.
– все, кроме мухоморов – похожие на сыроежку

8. Как помочь человеку, который отравился грибами?

– позвонить в “Скорую помощь”
– промыть желудок дать питьё и вызвать рвоту
– лечить пострадавшего на дому народными средствами
– дать обильное теплое питьё – дать аспирин

3. Рефлексия

Учитель: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Как вы считаете, достигли мы своей цели? Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?

Домашнее задание

НУВпрочитать и пересказать материал, ответить на вопросы.

СУВ составить кроссворды о грибах.

ВУВподготовить сообщения о грибах, используемых человеком. Найти рецепты блюд из грибов.

Литература

  1. Андрест Б.В. “Грибное лукошко”. – Омск, 1986.
  2. Смирнов Н.Н., Ручкин В.Н. “Грибы сибирского леса”. – Омск, 1986.
  3. Сонин Н.И., Захаров В.Д. “Биология 7 класс”. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1978.
  5. Энциклопедия Аванта + “Биология”. – М., 2006.




Наши пернатые друзья


    Наши пернатые друзья

      Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

26 01 2022 10:55:46

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

25 01 2022 1:38:49

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

24 01 2022 10:27:10

Генетика Биология

Генетика  Биология Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

23 01 2022 13:53:55

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

22 01 2022 12:19:51

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

21 01 2022 1:55:56

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

20 01 2022 22:20:12

"Победить или умереть"


    "Победить или умереть"

      В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....

19 01 2022 8:51:45

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

18 01 2022 6:37:38

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

17 01 2022 6:19:50

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

16 01 2022 2:35:55

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

15 01 2022 8:34:48

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

14 01 2022 22:15:41

Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения


    Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения

      Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....

13 01 2022 0:26:30

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

12 01 2022 11:41:22

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»


    Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

      На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

11 01 2022 19:44:49

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

10 01 2022 4:18:51

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности


    Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

      Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

09 01 2022 19:13:41

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

08 01 2022 7:43:46

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

07 01 2022 12:11:56

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

06 01 2022 17:29:56

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

05 01 2022 21:33:16

Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

      Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....

04 01 2022 10:47:48

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

03 01 2022 4:33:27

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

02 01 2022 13:44:38

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

01 01 2022 1:13:22

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

31 12 2021 18:32:50

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"


    Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

      Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

30 12 2021 6:51:42

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

      Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

29 12 2021 19:58:51

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

28 12 2021 14:29:30

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

27 12 2021 2:32:29

"Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    "Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....

26 12 2021 18:32:57

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

25 12 2021 2:53:45

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

24 12 2021 14:21:39

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

23 12 2021 22:33:22

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

22 12 2021 9:53:34

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

21 12 2021 23:49:51

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"


    Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

      Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

20 12 2021 5:40:21

Экологические сказки


    Экологические сказки

      Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

19 12 2021 0:44:57

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

18 12 2021 1:23:48

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

17 12 2021 23:48:58

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

      Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

16 12 2021 15:56:41

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

15 12 2021 13:44:53

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

14 12 2021 18:54:31

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

13 12 2021 6:18:32

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"


    Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

      Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

12 12 2021 15:31:48

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

11 12 2021 5:20:56

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

10 12 2021 15:21:50

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

09 12 2021 22:37:33

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

08 12 2021 22:50:17

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::