Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс
Задачи:
- Показать, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего.
- Сформулировать представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных; совершенствовать умения узнавать органы цветкового растения.
- Продолжить формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде.
Оборудование: модели цветка, таблицы, флаш анимации, живые экземпляры, гербарии.
Ключевые понятия: Цветок. Пестик. Рыльце. Тычинки. Пыльца. Чашечка. Цветоложе. Семяпочка-завязь. Андроцей. Гинецей. Двойное оплодотворение.
Структура урока
1. Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы:
- Что вы понимаете под вегетативным размножением, приведите примеры с объяснениями этих видов размножения.
- Какие преимущества и недостатки вегетативного размножения, т.е. его биологическое значение.
- Работа на компьютере: расположите иллюстративные примеры вегетативного размножения под их названием.
- Работа с дидак4тическими карточками по теме.
2. План изучения нового материала:
- Особенности строения цветка покрытосеменных растений.
- Многообразие цветков и пыльцевых зерен, как возможность эволюционного совершенства.
Многообразие форм, размеров, окраска и объединение одиночных цветков и является эволюционным приспособлением к продолжению жизни на Земле.
Пыльцевые зерна разных растений. Как видно из рисунка они также разные по форме, величине.
- Растения однодомные и двудомные. Цветки обоеполые и разнополые.
А) на одном растении пестичные и тычиночные цветки, такое растение называется однодомным.
Б) если на одном растении цветки только с тычинками, а на другом растении только с пестиками то они называются двудомными.
В) если в одном цветке располагаются пестики и тычинки, то цветок обоеполый.
Г) если в одном цветке только тычинки, называются тычиночные, а в другом только пестики, называются тычиночными или, они называются однополыми.
- Виды опыления цветков. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Искусственное опыление.
Опыление с помощью ветра отражено на первом рисунке. С помощью насекомых или птиц на втором рисунке. Все они говорят о перекрестном опылении. Есть еще самоопыление. А искусственное опыление совершается с помощью человека.
Признаки насекомоопыляемых растений:
- крупные размеры цветка или соцветия;
- аромат;
- нектар;
- яркая окраска
Признаки ветроопыляемых растений:
- мелкие размеры цветков;
- много мелкой, сухой пыльцы;
- ранее цветение;
- скопление растений.
- Двойное оплодотворение цветковых растений. Жизненный цикл цветкового растения.
Оплодотворение - это слияние гамет двух родительских организмов и образование зиготы. В растительном организме мужские гаметы образуются в андроцее, а женские гаметы образуются в гинецее.
В андроцее образуются гаплоидные микроспоры – пыльцевые зерна. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра: вегетативное и генеративное. Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и образует пыльцевую трубку. Которая прорастает по направлению к завязи. В завязи находится зародышевый мешок с несколькими гаплоидными клетками, одна из которых - яйцеклетка. В пыльцевой трубке ядро делится еще раз, образуя два cпepмия. Один из них сливается с яйцеклеткой, в результате образуется диплоидная зигота. Из которой разовьется семя. Другой cпepмий сливается с двумя ядрами центральной клетки. В результате возникает триплоидный эндоcпepм или это запас питательных веществ для развития будущего зародыша семенили плода. Такой процесс оплодотворения получил название двойного оплодотворения. Открыл его русский ботаник С.Г.Навашин.
- Биологическое значение оплодотворения и пoлoвoго размножения у покрытосеменных растений.
- Участвует две родительских особи.
- образуется новое растение более жизнеспособное.
- Происходит комбинация наследственной информации.
- В результате колоссальное увеличение наследственного разнообразия растений.
3. Закрепление изученного.
- Ответьте на вопросы задаваемые учителем по изученной теме.
- Решите кроссворд. Кроссворд «Пoлoвoе размножение растений»
- Процесс слияние cпepматозоида с яйцеклеткой.
- Многоклеточная нитчатая водоросль, встречающаяся на дне мелких водоемов.
- Мужские подвижные пoлoвые клетки.
- Зеленая одноклеточная водоросль, встречающаяся в лужах, стоячих прудах.
- Оплодотворение у цветковых растений.
- Образование, после слияния cпepмии с яйцеклеткой.
- Одна из важнейших частей цветка, принимающая участие в образовании семян и плодов.
- Процесс попадания пыльцевого зерна на рыльце пестика.
- Женская пoлoвая клетка.
- Водоросль, тело которой – длинная, неветвящаяся нить из одного ряда клеток.
- Орган пoлoвoго размножения у покрытосеменных (цветковых) растений.
- Мужские пoлoвые клетки цветковых растений, развивающиеся в пыльцевых зернах.
4. Домашнее задание.
- читать страницы учебника 208-215;
- выполнить задания по теме в рабочей тетради;
- Найти сравнения размножения с другими группами растений.
Информация для учителя.
Помимо типичного пoлoвoго процесса, в котором обязательно участвует две гаметы, существует особый тип пoлoвoго процесса, при котором зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Это явление у растений чаще всего известно под названием апомиксиса. Апомиксис широко встречается у многих покрытосеменных растений.
Комментарии:
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...
27 11 2024 3:54:30
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
26 11 2024 16:34:52
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
25 11 2024 2:28:41
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
24 11 2024 7:44:41
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
23 11 2024 3:18:42
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
22 11 2024 9:56:28
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
21 11 2024 18:45:59
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...
20 11 2024 17:17:42
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...
19 11 2024 7:39:59
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
18 11 2024 19:21:19
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...
17 11 2024 3:42:24
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях. ...
16 11 2024 15:54:15
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
15 11 2024 17:50:52
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
14 11 2024 15:52:19
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
13 11 2024 23:57:13
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...
12 11 2024 10:14:32
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
11 11 2024 1:39:20
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
10 11 2024 3:38:12
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
09 11 2024 16:53:32
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...
08 11 2024 0:27:14
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
07 11 2024 2:46:45
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...
06 11 2024 22:51:43
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
05 11 2024 16:22:17
Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
04 11 2024 15:25:51
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
03 11 2024 1:43:51
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
02 11 2024 3:43:49
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
01 11 2024 22:32:19
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
31 10 2024 18:29:25
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...
30 10 2024 12:23:53
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
29 10 2024 14:58:47
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...
28 10 2024 13:36:30
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
27 10 2024 17:34:50
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
26 10 2024 13:13:40
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...
25 10 2024 17:50:56
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
24 10 2024 6:22:48
Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...
23 10 2024 20:18:54
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
22 10 2024 10:19:46
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
21 10 2024 18:13:46
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
20 10 2024 6:14:21
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
19 10 2024 0:47:33
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
18 10 2024 5:58:39
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
17 10 2024 17:13:52
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...
16 10 2024 22:15:46
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
15 10 2024 11:44:55
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
14 10 2024 3:22:10
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...
13 10 2024 0:35:59
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
12 10 2024 6:19:48
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...
11 10 2024 6:29:36
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
10 10 2024 8:52:54
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
09 10 2024 4:54:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::